Глава XXI. Как удобнее войти в Царствие Божие ... таким образом откроется вам свободный вход в Царство Христа Бога. Как удобнее войти в Царствие Божие Ты хочешь быть служителем Божиим, покорным воле Христа Бога, то и должен знать, что никто не может служить двум господам, противным друг другу в требованиях: или одного будет любить, а другого ненавидеть, одному усердствовать, а о другом не радеть ( Мф. 6:24 ). Потому-то и говорит Господь: не можете работать Богу и мамоне (богатству) – Мф.6:24 . И трудно богатому войти в Царствие Божие ( Мф. 19:23 ), как корабельному канату пройти сквозь игольные уши. Если Царствие Божие, – как сказано, – уготовано любящим Бога (Ср. Мф. 25:34 ), то может ли наследовать это Царство, кто любит богатство и любить Бога не может? Господь, желая освободить нас от печали мира сего, говорит нам: не собирайте себе сокровищ на земле... ибо где сокровище, там будет и сердце ( Мф.6:19–21 ), кто чем будет дорожить, то и любить. Господь повелел не только не собирать себе сокровищ на земле, но и не заботиться даже о том, что пить и есть в завтрашний день; а велел искать одного – Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ). Царствие же Божие, по словам апостола Павла, есть праведность, мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Итак, ищи друг мой, утешения душе своей в одном Боге, и если неудобно быть в общении с Богом тому, у кого много земных забот, то не затрудняй себе путь к радости вечной, не будь верблюдом, усиливающимся пройти сквозь игольные уши, но вмени за ничто все земное и беги от суеты мира сего, как серна от тенет. Закон Ветхий определил человеку шесть дней делать дела свои – для плоти и тления, а седьмой проводить в покое ради Бога и упокоения души. Христос же, возлагая легкое бремя свое на раба, обновленного умом, велит ему продать имение и раздать нищим, чтобы без препятствия мог внимать учению Его. И блажен тот человек, который возьмет ярем в юности своей, – как говорит Писание, – сядет наедине и умолкнет (Пл. Иер. 3:27 ). Согласно сему Исаак Сирин советует: «паче всего возлюби безмолвие ума: ум безмолвника постигнет дивное, душа его ощутит неизъяснимую радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе (Пс 140:1). Это кто-то личностный — не безличная сила или энергия, не что-то, а именно Кто-то, к Кому обращаются на “Ты”: “Ты, Господи”. Это Тот, Кто обладает всеведением — Он знает, что я взываю к Нему. Это Тот, Кто обладает всемогуществом — у Него есть власть над обстоятельствами моей жизни, Он может помочь мне. Это Тот, Кто будет добр ко мне — иначе мне бессмысленно взывать к Нему. Разумеется, не все разделяют эту веру. Атеизм говорит, что ничего сверхъестественного не существует, и молитва есть крик, обращённый в пустоту. Как пишет Альбер Камю в своём “Эссе об абсурде”: “Человек изгнан навек, ибо лишён и памяти об утраченном отечестве, и надежды на Землю обетованную Он стоит на коленях перед пустотой, с руками, протянутыми к молчащим небесам, за которыми, как это ему известно, ничего нет”. Молитва — это росток надежды, пробивающийся через асфальт; человек верит — или хотя бы смутно надеется — на то, что ледяной холод безбожия — это просто морок, наваждение, что небеса не пусты. Молитва — знак надежды, дерзновенной и переходящей всякие границы. Надежда не только ищет помощи Бога в каких-то земных обстоятельствах; она приходит к вере в то, что Бог приготовил для нас что-то очень, очень хорошее. В надежде есть ожидание чуда — мы даже не всегда можем понять, какого, но чувствуем его как далёкую, едва различимую мелодию или едва уловимый аромат — что-то, разлитое в воздухе, предчувствие, “трепет перед вратами Рая”, как сказал преподобный Исаак Сирин. Произойдёт что-то такое, о чём мы не смели мечтать, и мы возрадуемся, и радости нашей никто не отнимет у нас. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6–9).

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Господи, прости нас, слабых духом! Может, кто из вас, не выдержав тяжести скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам! Кайтесь Господу! Да и отдельно, подходя к разрешительной молитве, лично покайтесь священнику, ибо это страшный грех, приводящий к гибели. Господи, прости нас грешных! Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на Небе, только тогда начинается некоторая оценка нас, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (епископ Варлаам Ряшенцев). Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, нам больно на душе от всяких скорбей и бед, мы все ждем мирного, тихого благополучия земного; приходит скорбь, и мы малодушествуем! А Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Слышите? Дано страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий — запах пота их». Апостол пишет еще: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12—13). Задумывались ли вы над этими словами Святого Писания? Нет, Господи, многие из нас впервые осознанно слушают его, несмотря на свои седые уже головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же Книге — Евангелии, которое пылится на наших полках! То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (архиепископ Иоанн Шаховской). Вот так мыслят и говорят великие мужественные христианские души!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Господь воодушевил всех верных Ему: …не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:25, 32–33 ) – то есть: «Если все попечение ваше приложите о Царстве Небесном, не лишу вас удовлетворяющего потребностям естества видимого, но все придет к вам вместе с прочим. Ибо не оставлю вас иметь попечение о себе самих». Преподобный Исаак Сирин говорит: «О вещах неодушевленных, о птицах, ради нас созданных, печется Господь; ужели же не попечется о нас? Сие невозможно. Кто печется о духовном или о чем-нибудь служащем духовному, тому телесное, без попечения о том, доставляется соразмерно с настоятельною нуждою и со временем. А кто печется о телесном сверх потребности, тот невольно отпадает от Бога. Если же мы постараемся иметь попечение о том, что нужно, ради имени Господня, то Господь попечется о том и о другом, по мере подвига нашего». Да сподобимся во дни Великого поста подвизаться в духовном делании, памятуя о надежде будущих благ. Стремление к добродетели, желание совершать дела любви и милосердия, преображает каждого человека, потому что он меньше теперь заботится о плоти своей, об удовлетворении страстей и греховных помышлений. Нет ничего сладостнее и благодатнее для души человеческой, чем познание Господа и желание служить Возлюбленному Богу! Бывает так, что Всевышний попускает искушения и для добродетельных чад Своих, ввергает в болезни, трудности и лишения. Только в подобных испытаниях закаляется душа, укрепляется вера, совершенствуется любовь. Вот почему христианин, если он действительно с радостью носит в себе имя Христово, должен без ропота и возмущения, с благодарением и славословием принимать все, что посылает ему Господь на нелегком жизненном пути. Нельзя, ища правды, стремясь к истине, не встретиться с печалью. Она так же необходима нам, как и радость. Только душам благочестивым и в скорбях не будет нанесен никакой вред или ущерб.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Для Бога важно смиренномудрие, умение прощать, не делать зла и желание служить людям. Вот почему, братья и сестры, слова Христовы просвещают всех нас светом Божественным и показывают путь ко спасению. Мы должны служить ближним своим! Христианин, если он действительно христианин, должен забыть про себя и свои земные желания. Целью всей жизни для него должно стать одно – стремление спасти свою душу и помочь сделать это другим! Для достижения истинной славы у Бога и людей христианину необходимо иметь глубокое смирение , не думать о себе, ставить себя ниже других и терпеливо, с усердием помогать всякому человеку. Кто умалится как… дитя, тот и больше в Царстве Небесном , – говорится в Святом Евангелии ( Мф.18:4 ). Нет ничего неугоднее Богу, чем гордость. Гордый человек, думающий и заботящийся только о собственном благополучии, как бы противопоставляет себя Богу, откровенно враждует с Ним. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1 Пет.5:5 ). Гордость не приемлет Божественной благодати, потому что душа переполнена самостью, и для благодати в ней просто не найдется места. Без смирения все добрые дела наши и даже подвиги не имеют ни цены, ни заслуги пред Богом. Только смирение покрывает все немощи, заглаживает недостатки, смягчает прегрешения. Через пророка Господь говорит: На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом, и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:2 ). Один из замечательных подвижников Церкви Христовой преподобный Исаак Сирин учит: «Блажен, кто смиряет себя во всем, потому что будет он возвышен. Унижай себя ради Бога, и не узнаешь, как умножится слава твоя. Всю жизнь свою признавай себя грешником, чтобы во всей жизни своей быть тебе оправданным». Святой пост призывает всех нас не только усиленно молиться и очищать свою душу покаянием, не только воздерживаться от скоромной пищи, но и сочетать все это со смирением и добрыми делами, с подвигами любви и милосердия. Это трудно. И трудно потому, что у человека, вступившего на этот путь, истинный путь спасения, будет великая брань.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словом любви. «Брату грешащу, покрой его, – советует св. Исаак Сирин , – простри ризу твою над согрешающим и покрой его. Мы все милости Божией требуем, как Церковь поет: аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно же и человекоубийцы» (Сл. 89). Мы в отношении к ближним должны быть, как словом, так и мыслью, чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: возлюби... ближнего твоего, как самого себя ( Лк.10:27 ). Но не так, чтоб любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т.е. любви к Богу, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф.10:37 ). О сем предмете весьма хорошо рассуждает св. Димитрий Ростовский : «Там видна неправдивая к Богу в христианском человеке любовь, где тварь со Творцом сравнивается, или более тварь, нежели Творец почитается; а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче всего создания любится и предпочитается» (ч. 2, поуч. 2). О неосуждении ближнего Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: Не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ), и паки: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его ( Рим.14:4 ). Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии апостольские слова: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( 1Кор.10:12 ). Ибо неизвестно, сколько времени мы можем в добродетели пребывать, как говорит пророк, опытом сие дознавший: И я говорил в благоденствии моем: не поколеблюсь вовек... Ты сокрыл лице Твое, и я смутился ( Пс.29:7–8 ). Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя – и перестанешь осуждать других.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Душа моя, помни, что ты можешь дерзновенно, безбоязненно предстать на судилище Христово, если старалась быть верной  Христу, старалась любить Бога и ближних до самоотвержения, так же, как и Христос до самоотвержения возлюбил тебя! Конечно, все старания человека будут тщетны без помощи Божией. Христос говорит: «Без Меня не можете творить ничего». А вот со Христом «всё возможно верующему». Апостол Павел писал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2 Тим. 4:6-8 ). И в другом месте, когда апостол пишет о Боге, как Небесном Отце, который дарует усыновление всем верующим в Него,  он подчеркивает: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ). Апостол Иоанн повествует: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1е Иоан. 4:17 ). Однако надо помнить, что дерзновение, о котором пишет апостол Иоанн, можно спутать с гордостью. Она  незаметно овладевает христианином, если он перестает видеть свою греховность и начинает любоваться своими заслугами. На самом деле никаких заслуг перед Богом у него нет:  «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Поэтому преподобный Исаак Сирин утверждает: «Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны». «Подвижник только что начнет исполнять их [подвиги и добродетели], как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно… Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и заблуждений, несчастное состояние его падшего естества… Поэтому святые омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез» ( святитель Игнатий Брянчанинов) .

http://azbyka.ru/death/dusha-moja-pomni-...

Евангелие говорит нам о многих обителях рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, — пишет святитель Василий Великий , — потому что звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15:41). И поскольку многи обители у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Однако различные степени не будут означать иерархического неравенства между спасенными; для каждого его обитель, его мера приобщения к Богу будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства — в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. По этому поводу преподобный Исаак Сирин говорит следующее: «Как чувственным солнцем наслаждается каждый по мере чистоты и приемлемости силы зрения… так в будущем веке все праведные нераздельно поселяются в одной стране, но каждый в своей мере озаряется одним мысленным солнцем и по достоинству своему привлекает к себе радость и веселье… И никто не видит меры друга своего, как высшей, так и низшей, чтобы если увидит превосходящую благодать друга и свое лишение, не было это для него причиной печали и скорби. Да не будет этого там, где нет ни печали, ни воздыхания! Напротив, каждый, по данной ему мере, веселится внутренне в своей мере». Рай есть не столько место, сколько блаженное состояние торжества праведных душ, сподобившихся соединиться с Богом и вечно пребывать в Его любви. Об этом вечном таинственном единстве молился Спаситель: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21). Все унаследовавшие райскую блаженную жизнь будут пребывать во взаимном общении друг с другом, а также с Ангелами и святыми: Многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11). Не только души праведников, но и их преображенные тела сподобятся нетленного райского блаженства: Уничиженное тело наше преобразит (Христос) так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3:21). Обновленный видимый мир также станет источником блаженства для праведников, ибо в нём воцарится совершеннейшая гармония. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:6–9).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Его мысль согласуется с учением Самого Христа, Который предупреждает: Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф. 15:14 ) 3202 – и Который вопрошает: Как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7, 4–5 ; Лк. 6:42 ). В том же духе и преподобный Нил клеймит тех, кто «торопится управлять другими и берет на себя труд исцелять других, тогда как они не исцелили еще собственных дурных наклонностей и поэтому не сумеют направлять никого к той победе, которой сами еще не одержали» 3203 . Те же, кто, по замечанию преподобного Иоанна Лествичника , будучи охвачены всеми болезнями, потрудились излечиться от них, «обретя здоровье, становятся врачами... для всех, обучая симптомам каждой болезни, поскольку их собственный опыт делает их способными помешать другим пасть» 3204 . Преподобный Антоний, в свою очередь, замечает, что только после пребывания в пустыне и после исцеления «древние отцы становились врачами и, склоняясь над другими, исцеляли их» 3205 . И преподобный Аммон, упоминая об этих отцах, «которые были целителями душ и умели исцелять их болезни», утверждает, что они «отправлялись... к людям только тогда, когда их собственные болезни [были] исцелены», и что невозможно, чтобы Господь послал их, если бы они были еще больны 3206 . Таким образом, можно в итоге сказать вместе с преподобным Иоанном Лествичником , что «врач – это тот, кто обрел [духовное] здоровье души и тела и кому [больше] не нужно для себя никаких лекарств» 3207 . Если кто-то претендует на звание духовного врача, не соответствуя этому определению, то он может лишь впасть в еще более тяжкие недуги 3208 . Преподобный Исаак Сирин утверждает, что многие, желая лечить других, «довели до погибели самих себя... потому что их души были еще подвержены болезни и они не заботились о душевном здоровье. Они пустились в море мира сего исцелять души других, в то время как сами были еще больны. И они потеряли свои души вдали от надежды на Бога. Ибо немощь их чувств не смогла ни выдержать пламени вещей, которые обыкновенно обостряют язву страстей, ни сопротивляться ему» 3209 . Вот почему он советует: «Если... человек чувствует... что утрачивает собственное здоровье из-за желания врачевать других... то пусть этот человек вспомнит наставляющие слова апостола: Твердая пища свойственна совершенным ( Евр. 5:14 ). Пусть он вернется назад, чтобы не услышать, как Христос говорит ему, словно в пример: Врач! Исцели самого себя ( Лк. 4:23 ). Пусть он укоряет себя, пусть бережет свои силы... Ибо сам он тоже болен и более, чем другие, имеет нужду в исцелении... Когда он узнает, что его душа здорова, пусть тогда служит и другим, и пусть он исцеляет их собственным здоровьем» 3210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Если во смирении прося с непрестанным желанием, покоримся Богу в терпении, то всё примем о Христе Иисусе, Господе нашем. Радость о Боге крепче здешней жизни, и кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою, и не будет там иного чувства, если действительно была эта радость. Любовь сладостнее жизни, и разумение Бога, от которого рождается любовь, сладостнее меда. Любви не печаль – принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение знания, а знание есть порождение душевного здравия, здравие же душевное есть сила, происшедшая от продолжительного терпения. Если приучим себя к доброму размышлению, то будем стыдиться страстей, как только встретимся с ними. Жизнь будущая подобна рукописаниям, начертанным на чистых свитках, запечатанных царскою печатью, в которых нельзя ничего ни прибавить, ни убавить. Поэтому пока мы среди изменения, будем внимательны к себе, и пока имеем власть над рукописанием жизни своей, какое пишем своими руками, постараемся делать в нем дополнения добрым житием, станем исправлять в нем недостатки прежнего жития. Любовь к Богу – от собеседования с Ним, а молитвенное размышление и поучение достигается безмолвием, безмолвие – нестяжательностью, нестяжательность – терпением, терпение – ненавистью к похотениям, а ненависть к похотениям – страхом геенны и надеждой блаженств. Ненавидит же похотения тот, кто знает плод их, и что готовят они человеку, и до какого блаженства не допускается он ради похотений. Храни себя от самомнения во время добрых в тебе изменений. Немощь свою и невежество свое относительно тонкости сего самомнения усердно открывай Господу в молитве, чтобы не быть тебе оставленным и не искуситься в чем-либо срамном, потому что за гордостью следует блуд, а за самомнением – обольщение. Пусть у тебя всегда берет перевес милостыня, пока в самом себе не ощутишь той милостыни, какую имеет Бог к миру. Наше милосердие пусть будет зеркалом, чтобы видеть нам в себе самих то подобие и тот истинный образ, какой есть в Божием естестве и в сущности Божией. Этим и подобным будем просвещаться для того, чтобы нам просветленной волей устремиться к житию по Богу. Сердце жестокое и немилосердное никогда не очистится. Человек милостивый – врач своей души, потому что как бы сильным ветром из сердца своего разгоняет он омрачение страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010