Потому пророк говорит: «Из глубины мысленной 55 взываю к Тебе, Господи» ( Пс. 129, 1 ). Видишь, как следует говорить и молиться! Из глубины сердечной. Не той худой молитвой, что разленения исполнена, но с прилежанием и с болезнующей душою и сокрушенной мыслью: это и есть молитва , возводящая к Небу. Как воды: пока они текут по ровной земле – не поднимаются к высоте; когда же соберут их, перегородив поток, они, стесненные, быстрее всякой стрелы взлетают к высоте. Так и человеческая мысль: пока она пребывает без страха и в небрежении о себе, широко разливается и растекается; когда же стеснят ее скорбные дела и печальные обстоятельства от долу, тогда, сильно сжимаемая, она воссылает к высоте чистые и благомощные молитвы. Ибо пророк глаголет: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня» ( Пс. 119, 1 ). Поэтому пусть скорбит душа наша, памятуя о смерти, об ответе, который она даст за согрешения, памятуя о страшном суде, о Судии, не знающем милости и прощения, памятуя об огне темном, о бездне, пропасти непроходной подземного пламени и о подземных страшных местах и пропастях, памятуя и о Боге 56 , и о Царствии Небесном, и о святых ангелах: ибо ничто так не отгоняет разленение и изнеможение, как постоянная память об этом, в особенности же во время молитвы. Так, собирая мысль извне и обращая внутрь, отгоним разленение и изнеможение, и, изгнав из помыслов все земное, все устремимся к Небу. И словно стоя близ Престола Славы, помыслим, с кем вместе хотим мы призывать Бога? – Предстоя с херувимами, летая мыслью с серафимами, будучи плотью сопричтен к бесплотным силам, сподобился ты предстояния общему Владыке. Всем этим будем возгревать свою совесть, и пусть скорбит она и утесняется: скорбящий таким образом во время молитвы всегда может привлечь в свою душу Божественную сладость, проистекающую от слез. Так стечение облаков делает небо мрачным; когда же источатся частые капли и изольется дождь, то тихим и светлым делается все место. Так и печаль, пока она внутри 57 ; когда же изольется словами молитвы, а за ними и слезами, то отрешится душа от суетных и лукавых мирских разговоров и исполнится великой светлости, с помощью Божией, словно некие лучи посылаются от Бога в мысли молящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Посему убоимся и вострепещем! Ибо не знаю, что будет с нами. Потому покаемся ныне! Ведь после смерти нет покаяния: что здесь сделаем, то и получим там; что здесь посеем, то и пожнем там 69 . Придет обязательно, и не минует, придет на нас Божий меч, а Бог не взирает на лица, не возьмет никакого выкупа: оставит человек все и отойдет один, нищ и наг, беспомощен, беззащитен, без дерзновения, неготовый, долу поникший, плача и сетуя, обливаясь, с бегающими глазами, зубами скрежеща, трепеща, за волосы хватаясь, с горящим языком. Хочет бежать – и не может. Хочет получить помощи – и не получит. Малый огонь – и все обращается в ничто. Малая болезнь – и все вотще и всуе. Только ночь глубокая и темная, страшная и болезненная: и поведут его, как осужденного, поведут в места, исполненные страха и трепета, – в места, где нет смеха, но плач, где нет пищи, но скорбь, где великий страх и трепет для грешников, великая беда, неизреченные слезы, несказанное сетование, неумолкаемое воздыхание, неугасимый огнь, неусыпаемый червь, непроглядная тьма, неподкупный страшный Судия. Потому да послужит нам это к назиданию! Будем помнить об этом постоянно! И, оплевав все радости этого мира, поможем себе: отведем подобающее место миру сему и радостям его, всем мирским попечениям и пристрастиям и сокроемся от них, ибо они гонят нас на убиение. Потому будем внимать себе и Богу своему, отдадим тело свое всяческим скорбям и печалям, ибо оно достойно многих язв. И покаемся всем сердцем, и скажем: вот, мы все оставили и пошли за Тобой! Вот, мы всего отверглись страха Твоего ради! Пусть дойдет покаяние наше до облаков! Пусть стенание наше приблизится к небесам! Пусть молитвы наши и милостыня дойдут до Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом и будем терпеть все скорби и печали, чтобы насладиться благами, которые обещал Господь любящим Его: ибо заповеди Божии, о которых сказано выше, суть свет и жизнь (Ср.: Ин. 6, 63 ). И от тебя зависит – исполнять их или презирать. Посему непрестанно поучайся им и в них пребывай.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Как свет светильника, так и свет молитвы 58 . Если научишься молиться со вниманием, тебе не нужны будут поучения рабов Божиих: сам Бог, без посредников, будет озарять при этом мысль. Если молитва имеет такую силу, то тем более – молитва множества людей: она и более дерзновенна, и порождает усердие. Так, если бить камнем по камню, вылетает множество искр. Что может быть холоднее камня? Но частота победила естество. Если же это случается с камнем, то тем более с душами, воспламеняющимися друг от друга и согреваемыми духовным огнем. Так, при прародителях наших двенадцать были едины, но один из них погиб – Иуда; от одиннадцати произошли сто двадцать, от ста двадцати – три тысячи, потом пять тысяч, потом и всю вселенную они наполнили богопознанием. Причина этого в том, что они никогда не покидали церкви, но всегда были вместе, находясь в святилище и внимая молитвам и чтению, а не шепчась и не рассуждая о тленном и земном. Потому они и зажгли великий огонь, потому они и не отпали, но привлекли всю вселенную. Если же кто-нибудь говорит, что он может и дома помолиться, – ты прельщаешься, о человек. Помолиться дома возможно – но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, – невозможно. В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся. Как люди приходят к царям, срезав масличные ветви, и ветви напоминают царям о милости и человеколюбии – так и ангелы, вместо ветвей масличных, самое Тело Владычне предлагая как Владыку, молят о человеческом естестве: «Мы молимся о тех, которых Ты Сам, предварив, так возлюбил, что и душу Свою отдал за них. О тех мы молитвы изливаем, за кого Ты Сам Кровь Свою излил, за кого Ты принес в жертву Свое Тело». Поэтому, когда ты молишься Владыке в одиночку, Он не так хорошо слышит тебя. Ведь здесь и священнические молитвы воссылаются. Для того здесь и священники предстоят, чтобы молитвы народные, будучи немощными, соединившись с их молитвами, более сильными, взошли вместе с ними на Небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Когда и кем написано «Послание» и следующие за ним «слова»? Чрезвычайно важное значение для датировки этого памятника имеет одно место в третьем из «слов», направленном против тех, кто отрицает, что Аврааму являлась троица. В списке Соф. 1474 (нач. XVI в.), положенном в основу в настоящем издании, в указанной ереси обвиняется конкретно только один человек: «Алексея глаголю протопопа и иже единомудрьствующих с ним». Двух остальных еретиков, которых Иосиф в «Просветителе» (в частности, и в данном месте) всегда упоминает рядом с Алексеем— Дениса и Федора Курицына, здесь нет. Однако в другом списке той же редакции («Послание» и три «слова», — 0.1.65, XVII в.) текст читается, как в «Просветителе»: «Алексея глаголю протопопа и Дениса попа и Федора Курицына и иже с ними мудрствующих». 3 Читались ли имена Дениса и Федора Курицына в протографе Соф. 1474 и 0.1.65? Вставлены ли они переписчиком списка 0.1.65 (из «Просветителя») 4 или они случайно пропущены в Соф. 1474? В первом случае отсутствие упоминания о Денисе (потом оно было добавлено) давало бы возможность датировать «Послание» и «слова» временем до 1490 г., когда Денис был лишен сана и осужден; во втором случае упоминание Федора Курицына (наряду с Денисом) говорило бы скорее о начале XVI в. — времени после падения всесильного дьяка (но до создания первой редакции «Сказания о новоявившейся ереси», относимой нами к 1502—1504 гг.). Отсутствие третьего «контрольного» списка не дает, к сожалению, возможности решить этот вопрос. В своем первоначальном виде «Послание иконописцу» и три «слова» были анонимны. Наиболее вероятным автором их следует, однако, считать Иосифа Волоцкого: и «Послание» и три «слова» были затем включены (в разных местах) в его книгу, и издатели «Послания иноку иконописцу» не затруднились приписать это послание «преподобному Иосифу Волоколамскому». Существует только одно обстоятельство, позволяющее выдвинуть вторую кандидатуру на роль автора послания и «слов». Уже в 1911 г. М. Боровкова-Майкова обратила внимание на то, что, за исключением упоминания новгородских еретиков и перечисления содержания последующих «слов» (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/

Этим непосредственным влиянием не исчерпывалось, однако, руководящее значение их, простиравшееся и на историю нашей «литературы», и на судьбу всей четьей письмен­ности. Первая считается отобразом господствующих идей и проводников их в народную жизнь. Но если оставить в стороне немногочисленные памятники древнерусского устного народного творчества (былины и поэтические произведения), то можно утверждать, что наша старина почти не со­хранила нам словесности, стремившейся исключительно к эстетическому действию, так как огромное большинство ее памятников возникло в силу житейских потребностей, между которыми самыми существенными были требования церковного устава, разъясняющие нам происхождение преобладающих особенностей так называемой древнерусской литературы. Наиболее обширный отдел ее был учитель­ный, предназначенный согласно с предписаниями Типикона для употребления в церквях или для внецерковного чтения за трапезой и в кельях. Кроме того богослужебные интересы влияли и на самые свойства литературного памятника. В целях церковного назидания деловитый рассказ жития превращался в нравоучительное сказание, или в слово, написанное в стиле богослужебных песнопений, и даже на страницы летописных заметок, где строгая фактичность была бы так уместна и естественна, очень рано проникла цер­ковно-назидательная точка зрения на события временных лет, как на признаки продолжающегося божественного домо­строительства на земле. В степенной же книге – мы имеем уже нравоучительный памятник, писанный в стиле богослужебно-житийном. В истории церковного устава и назначенных им чтений следует искать разгадку и основного направления древнерусской духовной литературы и последовательности в ее развитии, и частных интересов ее, и стилистических вкусов писателей, живших до поло­вины XVII века включительно. Наиболее яркие выразители течений общественной мысли XV u XVI века преподобные Иосиф Волоцкий  и  Нил Сорский , митрополиты Даниил и Макарий могут быть правильно поняты только после сопостановления их трудов с суммой типикарных чтений их эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

—12— даи. тихъ чадо буди крпокъ 2140 всм. и пснеи бсовьскыхъ. бгаи. а другомъ 2141 лихымъ не приставаи. 2142 а кроткых и добрых держис. а черньц и блца не осоуждаи. 2143 аще и своима очима кого видиши согршающи не осуди да не будеши причастенъ грху тому. 2144 а 2145 съ радостию. беъ бо грх не прощаетс. кож самъ гь 2146 реч. егоже аще свжете на емли. и будетъ сванъ на нбсехъ. а чтно проводите. 2147 боу нашему слава. всегда и нн. 2148 Приложение VI (к стр. 41). Замечания относительно посланий преп. Иосифа волоколамского, которые мы печатаем, можно читать в исследованиях: свящ. Булгакова, Препод. Иосиф волоколамский, стр. 192–196 и Хрущова, Исследование о сочинениях преп. Иосифа Санина, преп. игумена волоцкого, стр. 88–90 и 99, а также в «Рассмотрении книги И. Хрущова» о сочинениях Иосифа К. И. Невоструева , стр. 31–32, 35–36. Послания не были изданы, но отрывки из них приводятся в книге проф. Архангельского, Преп. Нил Сорский , стр. 225–227. Мы издаем их по рукописи Имп. Публичной Библиотеки Q XVII 64. Предлагая в полном виде три первые послания, из четвертого мы печатаем только начало, потому что продолжение послания представляет буквальное повторение других. Правила о пище излагаются в нём по второму посланию: – c начала его и до слов «а пити не пианства ради»… Эта фраза читается по редакции первого послания «а пити квас и брагу не —13— пиянства ради»… и далее вся вторая половина до конца взята из этого послания, – т. е. правила о молитве и о прикосновении к святыне. В ркп. Волок. Б-ки (М. Д. Ак.) 573 на лл. 302 об. – 305 есть статья с таким заглавием: «Тогож преподобнаго игумена Иосифа опитемья». Нач. «Подобает поститис так в недели три дни»… Несходная буквально ни с одним из наших посланий, эта статья нам представляется их переделкой. В ней нет ни одной новой черты против посланий, между тем как текст их кой-где сокращен. Редактор пользовался, по крайней мере, первыми тремя посланиями, а может быть и всеми, но большую часть статьи заимствовал из второго. Конец взят из первого послания, но читается полнее: «а пост держати так, в среду и в пяток, не ясти рыбы. но вариво без масла. глаголють бо священная правила. аще кто не хранить среды и пятка, таковыи равен есть тем иже христа распяша: (потом приписано) иже бо разрешая среду и пяток, сеи предаеть спаса, и распинает. сего ради подобает всем православным христианом соблюдатис от сатаниньскых дел. и пребывати в заповедех божиих. да очистивше душа своя покаянием. и тако к христу приидем. ему ж слав в веки амин: ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Того ради, яже бо невъзможна есть нам зрети телесныма очима, сих съзерцаем духовне ради иконного въображениа. Аще бо и неописана есть божеством Святая и Всемогущаа и Животворящаа Троица, но обаче многыми образы богогласнии и всечестьнии пророци же и праведницы о той прорекоша; Аврааму же чювствено и в человечьстемь подобии явися. И яко же явитися благоизволи, сице и описоватися повеле. И от вещного сего зрака възлетаеть ум наш и мысль к божестъвеному желанию и любви, не вещь чтуще, но вид и зрак красоты божестъвеного оного изъображениа. И такового ради изображениа трисвятая песнь Трисвятей и Единосущней и Животворящей Троици на земли приносится, понеже почесть иконная на первообразное преходит. И не тъкмо ныне освещаемся и просвещаемся Духом Святым сего ради, но и в будущем веце мзду велию же неизреченную приимем, егда телеса святых паче солнечныа светлости просветятся, иже ради иконного въображениа любовне почитають и целують едино существо божества в триех образных съставех и молятся пречистому оному и божественому подобргю Святыа и Животворящиа Троица. Тако же и подобно тому достоить писати же и въображати пречистый и богочеловечьный образ Господа нашего Иисуса Христа, поклонятися и облобызати того ради, понеже убо безначалный и присносущный и невещественый и неосязаемый, царьствуяй, живый Сын и Слово Божие и Бог нашь, иже небо измеривый пядию, землю съдръжа дланию, персть взем от земля и създа человека рукою по образу своему и по подобию, и своего разума сподобив, неизреченными райскыми добротами наслажатися подаст, и сущим всем царя постави, таже прехищрена бывша змиемь, низпадша в грех и греха ради в смерть, не презре; видев род человечь погибающь, сниде с небес благоволениемь Отца присносущна и съдейством Духа Святого, и вниде в чрево девици Марии, и въсиа свет истинный в утробе её. И той свет за семя плоть бысть и родися, и Бог сый человек бысть, знаменми и чюдесы и различными силами величьство своеа силы и божества показуя нам. Та же апостолы посла на отгнание злобы и научение добродетели, и устремление греха прещенми пресече, и благых усръдие обетованми въздвиже, немощи наша въсприат и недуги понесе, и о нас уязвен быть, безчестнейшую подъят смеръть, въскресе же и на небеса възнесеся, остави нам незабытныа памяти знамение имети житиа своего на земли, уповающимь на нь, да не ветхостию времене и забвениа глубинами добраа помрачатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Сего ради боговидного и пречистого образа его начрътаем собьства, на божество его невещественое ум того ради възносяще, иже сый сиание славы отчя и образ състава его, нося же всяческаа глаголом силы своеа, сам благоизволи сему всечестному и достохвалному делу быти, егда на плащаници въобрази пречестый свои образ единемь точию прикосновением, и сего посла к Авгару, на одре в недузе многа лета слежащу, иже точию прикоснуся ему, здрав быть 2 . И се видевше самовидци божествении ученици и апостоли его, написаша пречистый его образ, яко же видеша, и в древняя роды предаша писати и покланятися и почитати. И многа неизреченна быша чюдеса и знамениа, и болящим исцелениа от пречистого его подобна, и даже до ныне бывают. И яко же плоть въсприат от пречистыа его Матере, аще и тленна и мертвена бысть преж въскресениа, но божество от нея неразлучно бысть никогда же ни в утробе, ни на кресте, ни в гробе, тако и пречистый его образ, аще и от тленных вещей устрояется, но отнелиже въбразится от каковы вещи, оттоле божество его неразлучно пребываеть от него. Тако же и пречистыа владычица нашеа Богородица пречистый образ повелеша святии апостоли и божествении отци на святых иконах писати и покланятися того ради, яко и от пророк и апостол и от всех праведных духов сведетельствуема, яко въистинну Богородица сущи, и яко чиста душею и телом Еммануила породи нетленна, и яко аще не бы чистое се и всенепорочное обрелося приателище божества, не бы спаслася всяка плоть, и яко всяка слава и честь и святыни, от самого того первого Адама даже до скончания века, пророком и апостолом, и мучеником и праведником, и преподобным и смереным сердцем, тоя ради единоя Богородица Мариа бысть, и бывает, и будет. Икону же её почитати и поклонятися, яко же самой оной, а не иной: егда бо божественный апостол Лука написа на дъсце начрътание пречистыа владычица и Богородица, принесе же госпожи и всех царици, она же очи свои възложившу на ту и глагола благоговейне и с властию: благодать моя с тою. И бысть слово дело, и чюдеса и знамениа и тмы чюдотворениа быша от пречистыа иконы от того часа и до ныне, идеже аще въобразиться пречистый её образ, тамо и благодать её приходить пречестно сдействующи иконе Божиа Матере.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Воспитывать детей в политическом отношении, с моей точки зрения, вовсе не означает проводить для них ежедневные политинформации, рекомендовать читать или не читать определенные газеты или ориентировать их в пользу какой-то из политических партий. Это значит готовить к жизни новое поколение людей, способных в силу своих профессиональных, нравственных и духовных качеств занять в будущем любые, даже самые высокие должности и посты и, находясь на них, проявлять себя самым ответственным и нравственным образом». Отец Артемий: «Наша православная вера неразрывно связана с судьбами нашего Отечества. И хотя христианин безусловно должен более принадлежать небу, нежели земле, все же нам должно помнить, что наша Родина, некогда именовавшаяся Святой Русью, а ныне Россией, была собираема Самим Господом и Его Пречистой Матерью в единую державу, а собирателями ее были не только князья и цари, но и преподобные угодники Божии, такие, как святой Сергий Радонежский и святой Иосиф Волоцкий. Христианство рассматривает нашу земную жизнь как подготовку к жизни вечной. Следовательно, наши гражданские добродетели можно рассматривать, как лучшую школу для возрастания к духовному совершенству, заповеданному и осуществленному Христом. Православный христианин менее всего космополит, гражданин Вселенной. Умея любить всех, сострадать ко всему человечеству, православный ощущает себя причастным к своей национальной культуре, чувствует себя чадом своей земли, которая его породила, вскормила и воспитала. Сегодня мы живем в жестокое сложное время, когда крушатся все идеалы, все нравственные устои, когда на пьедестал человеческой алчностью и корыстью возведен золотой телец — жалкий кумир жалких людей. Мы живем в такое время, когда все люди, независимо от их политической ориентации, в личном плане разделены на два лагеря: создателей и разрушителей. Лагерь тех, кто хочет сохранить порядок в обществе и сам руководствуется порядочностью и совестью в отношении к другим людям и стране в целом, и лагерь тех, кто расшатывает, растаскивает, добивает страну, руководствуясь помыслами сребролюбия. Время тяжкое, ибо дело воспитания не может до конца осуществляться без прочных нравственных идеалов в обществе, без положительного героя, без предпочтения общего личному. Вот почему многие учителя и родители, которые еще совсем недавно были советскими людьми и твердо знали, во что верить, сегодня находятся в состоянии растерянности и неуверенности. Они не знают, чему и с помощью чего учить детей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2300...

Слово пятое Против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует изображать на святых иконах Святую и Единосущную Троицу, ибо сказано в Писании, что Авраам видел Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что Авраам видел Святую Троицу и что должно изображать на всечестных иконах Святую и Животворящую Троицу Подобает знать, что все заповеди Господа нашего Иисуса Христа чудесны и полезны, ибо даны для нашего спасения. Бог не хочет смерти грешника (Ср.: Иез. 33, 11 ), но хочет всех спасти и привести к познанию истины (Ср.: 1Тим. 2, 4 ): одних Он приводит Сам, других – через святых пророков, апостолов, святых и преподобных отцов и вселенских учителей. Враг же наш дьявол непрестанно ищет, кого ему поглотить и отвратить от правого пути. Он начал с Адама и до нашего времени многих прельстил, научив одних поклонению идолам, других – убийству, прелюбодеянию и прочим грехам, третьих же – еретичеству. Худший из всех грехов – еретичество – гнуснее любого беззакония. Многие сейчас поддались дьяволу, исказили правую веру, говорили безрассудные слова и уклонились в различные ереси, ибо превратно толковали многие книги Божественного Писания, а потому отступили от истинной христианской веры к жидовству. Я говорю о протопопе Алексее, попе Денисе, Федоре Курицыне и их единомышленниках, которые на свою погибель сначала в Великом Новгороде, а после – во многих других городах и селениях посеяли жидовское учение и исказили Божественное Писание. Скажем сейчас об одном нечестивом еретическом их учении: будто бы не следует изображать на честных иконах Святую и Животворящую Троицу, ибо Авраам, как они говорят, принимал у себя и угощал Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Таково их обыкновение – извращать Священное Писание и толковать его в соответствии со своей ересью; в этом деле дьявол взял их себе в помощники, как он взял Иуду своим помощником в Распятии Господа Иисуса. Но мы, не от себя придумав, но по древним Божественным пророческим книгам ответим еретикам и убедимся в том, что Авраам видел Бога в трех Лицах, то есть Отца, Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010