Вызывает интерес публикация, в которой речь идет о преп. Иоасафе (Иоанне Уроше, 1422/23), последнем представителе Сербской династии Неманичей, ктиторе Большого Метеорского монастыря в Греции. Среди крупных церковных деятелей, которым в 25-м томе отведены большие статьи, заслуживают особого упоминания два Предстоятеля Русской Православной Церкви XVII века — Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I ( 1640) и Иоасаф II ( 1672). С ними соседствуют материалы о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоасаф (князь Оболенский), бывший архиепископ Ростовский и Ярославский (1513 г.), крупный древнерусский книжник и меценат; Иоасаф (Кроковский), митрополит Киевский Галицкий и всея Малыя России (ок. 1648 -1718 гг.); Иоасаф, епископ Кодьякский (1761-1799 гг.), видный миссионер и просветитель Северной Америки, утонувший в при крушении судна в Охотском море). Обширен комплекс материалов о святых, иерархах, церковных деятелях по имени Иов. Среди них центральное место занимают весьма значительные по объему публикации о св. Иове, первом Патриархе Московском и всея Руси (1607), преподобных Иове, игумене Почаевском (1551-1651), Иове (в схиме – Иисусе) Анзерском, основателе Голгофо-Распятского скита на о. Анзер (Соловецкий архипелаг). Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Далее 25-й том представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, Митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной. В 25-м томе содержится комплекс статей, посвященных святым и церковным деятелям по имени Иосиф. Этот ряд открывает знаменитый библейский персонаж — св. Иосиф Прекрасный, ветхозаветный патриарх. Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: преп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://pravenc.ru/shop/657836/

Дорога на Анзер началась с пешего перехода через Большой Соловецкий остров к Долгой бухте, в которой стояли наши катера. Море было неспокойное, так что катер слегка качало, впрочем, довольно приятно, закроешь глаза – как будто в люльке тебя укачивают. Наконец, приплыли на остров. Наш маршрут пролегал через два знаменитых Анзерских скита – Свято-Троицкий и Голгофо-Распятский. Всего предстояло пройти километров девять по лесной дороге. Лес на Анзере совершенно замечательный, абсолютно нетронутый, со старых елок свисает мох, идешь как в сказке, вся земля покрыта толстым слоем мха, можно спать прямо на нем – не надо никакой постели, настолько он мягкий и теплый. Очень много черники, у озер растет морошка и клюква. Наш экскурсовод Настя сказала, что на островах водятся разные мелкие звери, зайцы, белки, из хищников только лисы, одну из них мы видели по дороге. Свято-Троицкий скит Свято-Троицкий скит – первый скит на Анзере, основанный преподобным Елеазаром Анзерским. В лагерные годы в нем была одна из так называемых “командировок”, то есть временных мест пребывания заключенных в Соловецком лагере. В Троицкой командировке некоторое время находился священномученик Петр (Зверев) архиепископ Воронежский. На фотографии видно, что храм и братский корпус соединены в одно здание. Это довольно характерно для соловецких построек, так как здания строились так, чтобы зимой как можно меньше выходить на улицу, беречь тепло, кроме того, храм закрывает братский корпус от холодных ветров. После закрытия лагеря скит долгое время стоял пустой, здания без ремонта ветшали, и в 1996 году в скиту обвалилась колокольня. Сейчас скит пытаются восстанавливать, храм был заново освящен, но до сих пор в скиту никто не живет. В скиту мы немного перекусили, зашли в храм и отправились дальше, снова по лесной дороге. Дорога одна, та самая, по которой ходил преподобный Иов Анзерский, основатель Голгофо-Распятского скита, по ней же гнали заключенных, и кто знает, не лежат ли чьи-то кости вдоль дороги под мягким мхом?

http://pravmir.ru/soloveckie-zarisovki/

В 1701 г. по ложному доносу подвижник был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество. Удостоверившись, что Иов был оклеветан, царь хотел возвратить духовника к себе, но тот отказался. В 1710 году он принял великий ангельский образ — схиму — с именем Иисус. Есть нечто более ценное, чем почет и уважение других людей, есть то, что выше человеческой справедливости — это духовное родство, близость со Христом; глубокий мир в сердце, спокойствие совести и радость труда и сострадания ради Бога. Остановиться на внешнем в программе АА, это значит, ничего не достигнуть и не понять. Ведь 12 Шагов даны для духовного роста и обновления, бросить пить — только начало. Господи, молитвами преподобного Иова дай мне желание и силы вникать в сердцевину программы выздоровления — дай мне увидеть духовную красоту анзерского схимника Иисуса. 20 марта Сегодня в Церкви вспоминается святой Лаврентий, который был ктитором (церковным старостой, экономом) монастыря в честь Пресвятой Богородицы на острове Саламине. Вот и всё, что о нем известно. Сколько в содружестве АА незаметных людей, опытом, молчаливой поддержкой, трудами которых держится та или иная группа. С другой стороны, сколько прекрасных, добрых и талантливых людей кануло в безвестность, заблудилось в стране никчемности, сколько бесславно погибло от смертельной и прогрессирующей болезни под названием алкоголизм. У меня есть выбор — трудиться над собственным выздоровлением и помогать другим (иногда словно бы приходится продираться сквозь колючие кусты), или остановиться, повернуть назад, вернуться в мир хаоса, тьмы и смерти, из которого я выбираюсь, мягко говоря, не без труда. И там уж я точно кану в безвестность. Выбор всегда за мной. 21 марта Нам, людям больным, нужен особый режим жизни: на обычные будничные вещи нам приходится тратить больше сил и времени, чем здоровым людям. Если для более здорового человека покупка обыкновенной стиральной машины может стать интересным и значительным делом, то для меня даже возвышенные, редкие переживания, возникающие во время глубокого общения, интересной учебы, поиска новой работы или рождения ребенка, могут стать скукой и обузой.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

1577 – 1584 – строится каменная Никольская церковь . 1583 – прежняя деревянная церковь перевезена на Анзер и поставлена на берегу Троицкой губы. 1584 – возводится каменная крепость с башнями по проекту монаха Трифона (окончена в 1596 году). 1596 – 1601 – строительство Благовещенской надвратной церкви. 1614 – 1626 – игуменом обители был преподобный Иринарх. 1620 – основание Свято-Троицкого Анзерского скита преподобным Елеазаром. 1621 – построена деревянная церковь Троицкого скита. 1654 – освящена каменная церковь Троицкого скита. 1656 – преставление преподобного Елеазара. 1666 – на монастырском кладбище поставлена церковь во имя преподобного Онуфрия Великого. 1687 – начало строительства церкви святителя Филиппа; освящена в 1690 году. 1701 – в монастырь пребывает будущий основатель Голгофо–Распятского скита – преподобный Иов, тогда еще священник Иоанн Иоаннов, бывший духовник Петра I. 1702 – на Заяцком острове по указу Петра I поставлена церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. 1715 – на горе Голгофе освящена архимандритом Фирсом церковь в честь Распятия Господня. 1720 – преставление преподобного Иова. 1798 – построена новая каменная церковь в честь святителя Филиппа. 1828 – 1830 – построен каменный храм Распятия Господня на Голгофе; деревянная церковь перенесена на склон горы. Ныне это храм Воскресения Христова. 1831 – 1834 – в обители построена (на прежнем месте) каменная Никольская церковь . 1854 – нападение английской эскадры на монастырь. 1856 – 1859 – в обители построен Свято– Троицкий собор с приделом в честь преподобных Зосимы и Савватия. 1860 – построена церковь над святыми мощами преподобного Германа. 1862 – построен и освящен каменный храм Вознесения Господня на Секирной горе. 1880 – 1884 – построен и освящен новый каменный храм Свято-Троицкого скита. 1913 – Соловецкий монастырь посещает великая княгиня Елизавета Феодоровна. 1920 – закрытие монастыря советскими властями. 1923 – пожар в монастыре. 1923 – прибытие на остров первого этапа заключенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разросшееся хозяйство, а потом и водворение на острове военных людей, нарушало дух молитвенного уединения, которым так дорожили настоящие монахи. Среди монашеской братии даже стали появляться случайные люди, не готовые к многотрудной иноческой жизни. Тем не менее, Соловецкий монастырь и в новых исторических условиях оставался твердыней веры. Паломники, во множестве добиравшиеся до Соловков, видели уставную строгость монастырской жизни. Соловецкие храмы поражали их своими размерами и красотой, а библиотека – обширностью, имеющихся в ней, книг и рукописей (соловецкие монахи не только хранили и переписывали книги, но и сами нередко брались за перо). Но, главное было в том, что соловчане, вновь и вновь представляли миру настоящих подвижников. Именно таких молитвенников, отмеченных «добрым житием», братия часто избирали себе в игумены, обнаруживая тем самым и свой собственный духовный настрой. Некоторые из этих игуменов, со временем, прославились как святые: Филипп, Иаков, Антоний, Иринарх, Маркелл. Умножалось и число отшельников. Соловецкие монахи основывали новые обители: преподобный Иов Ущельский – на Мезени, преподобный Дамиан Юрьегорский – на Илексе, преподобный Елеазар Анзерский – на соседнем с Большим Соловецким, о-ве Анзер. Среди подвижников той эпохи наиболее примечательна фигура святого Филиппа, возглавлявшего обитель с 1543 по 1566 г. Будущий игумен был выходцем из знатнейшей боярской семьи Колычевых (другая ветвь этого рода, со временем, даст начало царской династии Романовых). В возрасте тридцати лет он, неожиданно для окружающих, оставил столичную карьеру и тайно ушел на Соловки. Хотя молодой человек никому не рассказывал о своем происхождении, островная братия понимала, что новоначальный инок воспитывался не в крестьянской семье, и удивлялись, с какой готовностью он брался за самые тяжелые, явно непривычные для него работы. Успехи Филиппа в монашеском деле были столь очевидны, что он получил благословение на уход в лесную келью, где провел в одиночестве несколько лет в строгом посте и непрестанной молитве. Уединяться в своей пустыни он не прекратил и после того, как братия избрала его настоятелем и он развил энергичную деятельность, преобразившую монастырь. В его игуменство остров впервые украсился каменными храмами, его далекие концы были соединены с монастырем дорогами, а десятки соловецких озер – каналами, обеспечивавшими братию почти неиссякаемым запасом гидроэнергии. Вырос монастырский флот, были созданы портовые сооружения, появились скотные дворы и собственное производство одежды и обуви, заработали скрипторий и иконописная мастерская, и пр. При этом, хозяйственные хлопоты, отнюдь, не были для игумена приоритетными перед, собственно, монашеской жизнью. Убежденный сторонник общежитийного устава, он требовал от братии строгого исполнения обетов и сам показывал ей пример, бывая, по словам автора жития, «на всяк день собеседник Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известия о кончине блаженного ученики не разглашали, однако же иноки Соловецкого монастыря и Анзерского скита о ней узнали. В короткое время Голгофский скит наполнился посетителями, которые принесли с собой ладана, восковых свечей, деревянного масла и прочих, приличных такому случаю, приношений. Все желали, чтобы принесенное ими было употреблено при самом погребении. Пришедшие иноки и миряне, окружив келью святого, ожидали погребения, однако быть при этом сподобились немногие. Сильный дождь вынудил мирян разойтись, а между тем ученики, воспользовавшись случаем, исполнили заповедь старца и совершили погребение без мирских людей. Отпевание происходило в храме через три дня по преставлении, то есть в среду второй сдьмицы Великого Поста, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров. Совершали чин иеромонахи с иеродиаконами в присутствии всей скитской братии и пустынножителей, которые поспешили проводить своего отца. Когда оставалось отдать последнее целование почившему старцу, было прочитано найденное в его кельи в запечатанном конверте духовное завещание старца. В нем преподобный прежде всего воздавал хвалу Господу Богу за все Его благодеяния к себе в продолжение своей долголетней жизни; затем, выразив всю свою надежду на воскресение и жизнь вечную, утешал учеников, прощался с ними, благодарил всех еще живых благодетелей и, наконец, объявлял, что имения у него никакого не осталось. Скитские иноки на своих руках вынесли из храма тело старца и положили в каменном склепе, приготовленном на самой горе, глубиной не более метра. Поверх склепа они поставили деревянную гробницу, на которой сделали надлежащую надпись. С самого дня погребения почитателями преподобного на его могиле стали во множестве совершаться панихиды, так что через некоторое время старанием учеников блаженного старца над гробницей была поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобного. В 2000 году преподобный Иов был прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Его честные мощи покоятся ныне в храме в честь Воскресения Христова Голгофо–Распятского скита Спасо– Преображенской Соловецкой обители. Память ему совершается:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Октябрь, 10 1673 Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский. Сентябрь, 7 1678 Святой мученик Павел Русский. Апрель, 6 1683 Святой мученик младенец Гавриил Белостокский. Апрель, 20 1690 Преподобный Корнилий Переяславский. Июль, 22 1693 Святитель Феодосий Углицкий, Архиепископ Черниговский. Февраль, 5 1696 Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Июль, 28 1698 XVIII в. Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Январь, 24 XVIII в. Святитель Митрофан, Епископ Воронежский. Ноябрь, 23 1703 Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский. Декабрь, 14 1707 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Сентябрь, 21 1709 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Июнь, 10 1716 Преподобный Иов Анзерский. Март, 6 1720 Преподобномученик Пахомий. Май, 7 1730 Праведный Иоанн Русский, новый исповедник. Май, 27 1730 Святитель Иннокентий, Епископ Иркутский. Ноябрь, 26 1731 Священномученик Констанций Русский. Декабрь, 26 1743 Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Декабрь, 10 1754 Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский. Ноябрь, 4 1770 Святитель Софроний, епископ Иркутский. Март, 30 1771 Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Август, 13 1783 Преподобный Паисий Величковский. Ноябрь, 15 1794 XIX в. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Январь, 2 1833 Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец. Декабрь, 13 1837 Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Февраль, 12 1840 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Ноябрь, 19 1867 Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Апрель, 30 1867 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Март, 31 1879 Преподобный Амвросий Оптинский. Октябрь, 10 1891 Святитель Феофан, затворник Вышенский. Январь, 10 1894 XX в. Праведный Иоанн Кронштадтский. Декабрь, 20 1908 Равноапостольный Николай, епископ Японский. Февраль, 3 1912 Священномученик Иоанн (Кочуров), Протоиерей. Октябрь, 31 1917

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

905 ...бе же то преподобный Иисус Галговский... – Имеется в виду преподобный Иов (в схиме – Иисус) Анзерский (1635–1720), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер Соловецкого архипелага; память – 6 (19) марта. 908 Мы есмы Антоний и Феодосий, зде, на Муксалском осторове, пожилом, под горою Фавор живше... – Сведения о соловецких пустынниках Антонии и Феодосии, подвизавшихся на о. Большая Муксалма (третий по величине остров Соловецкого архипелага, расположенный в его восточной части, в 10 километрах от монастыря), сохранились только в Житии Феофана Соловецкого. Судя по тексту Жития, пустынники Антоний и Феодосий преставились раньше Феофана, т. е. до 1819 г. Гора Фавор, место их пустыннического подвига, расположена в юго-восточной части острова. 909 ...и при хлебне в чулане оставлен. – Хлебня – то же, что пекарня: место для выпечки хлеба, иногда также – для его продажи или раздачи (в монастыре). 910 …нарицая его лицемера, пустосвята, раскольника... – Здесь Феофан именуется раскольником, по-видимому, как нарушитель монастырского устава, запрещавшего в то время пустынническое житие. 913 Ин брат, простец, иже некогда служа старцу, скорбя зело, яко не име писма уволнительнаго, ибо таковых из монастыря высылаху. – Имеется в виду увольнительное свидетельство – выдававшийся государственными органами официальный документ об «увольнении из крестьян», дававший право поступления в монастырь. 914 ...есть же на том острове рыбная ловля, имянуемо Кирилов... – Имеется в виду Кирилловская рыболовная тоня (небольшое промысловое предприятие для ловли и первоначальной обработки рыбы) – центр рыболовства Соловецкого монастыря на Анзере начаная с XVII в.; находилась в северной части острова Анзер, в двух километрах от горы Голгофы, на берегу Кирилловской губы. 915 …разстояния же два поприща? – Поприще – крупная путевая мера; расстояние, соответствующее длине римско-греческой мили (ок. 1480 м). 916 И тако лежащу старцу Феофану в хлебне в чулане зело больну, но не можаше укрытися от приходящих к нему пользы ради... – Возможная утрата текста (в ркп. отсутствует словосочетание «не можаше укрытися») восполнена по списку Пространной редакции Жития Феофана (БАН, собр. Археографической комиссии. л. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1290 . Никодим, архим. Старец Наум Соловецкий, подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск 1910. 1291 . Никольский Н. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII века//ХЧ 1907. 224. 157–171. 1292 . Никон (Воробьев) , игумен. Нам оставлено покаяние. Письма. М. 1997. 431. 1293 . Никон (Воробьев) , игумен. Письма духовным детям. М. 1997. 159. 1294 . Новоселов М. А. Письма к друзьям/Подгот. текста, предисл., комм. Полищука Е. С. М. 1994. LIV, 354. 1295 . Объятия Отча: очерки по истории Почаевской Лавры/Сост. свящ. Владимир Зелинский. Почаев 2000. 192. 1296 . Описание Алатырского Свято-Троицкого монастыря и его подвижника схимонаха Вассиана. М. 1906. 1297 . Описание Дымского монастыря, с изложением подвижнического жития начальника оного, преподобного Антония. Новгород 1885. 1298 . Описание Переславского Никитского монастыря и его подвижника, преподобного Никиты Столпника. Владимир 1897. 1299 . Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни и очерк жизни странника Андрея Ивановича Шапошникова, в схиме отца Амфилохия. СПб. 1891. 1300 . Повесть о преподобных отцех Феодоре и Павле, первоначальницех и строителех обители Борисо-Глебской, что на реке Устье. Ярославль 1884. 1301 . Порфирий, иером. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)//Странник. 1863. 4. 109–111. [Иноки Голгофского скита давали, в частности, обет молчания]. 1302 . Поселянин Е. [Погожев Ε. Н.] Русские подвижники 19-го века. СПб. 1910. М. 1996. 570. 1303 . Последние дни жизни преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца, записанные учеником его Иннокентием. М. 1908. 1304 . Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание: Сборник. М. 1994. 175. 1305 . Преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского чудотворца, житие, чудеса и служба. М. 1856. 126. 1306 . Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Подгот. текстов Прохорова Г. М. и др. СПб. 1993. 324, ил. 2 СПб. 1994. 323, ил. [Текст парал. на рус. и древнерус. яз.]. Ранчин А.//Новое лит. обозрение. М. 1996. 19. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иоасафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованныя грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, Царь Феодор Алексеевич велел все отобранное возвратить и продолжать ружное и денежное жалованье на скит. В 1685 г. в бытность свою в Москве, Роман награжден многими царскими вкладами для Анзерской обители.     До этого времени скит был независим от Соловецкаго монастыря и такая независимость его не раз была подтверждаема Царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа холмогорскаго Афанасия скит был отдан в ведение Соловецкаго архимандрита и ему велено иметь строжайшее наблюдете за пустынниками и распоряжаться во всем по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а Царь Петр I повелел, с 1700 года, вместо ружнаго и денежнаго жалованья на 17 монашествующих и церковныя потребности, выдавать по окончании каждаго года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении.   Составитель жития преподобнаго Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателе скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который возстановил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Гогофе. Это был Иов, в схиме Иисус, в миру московский священник Иоанн Иоаннов, Царский духовник, о котором мы скажем ниже.   При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны. В 1757 г., при рытии фундамента для устройства часовни в память преподобнаго Елеазара, в числе, четырех гробов найден один, у котораго верхняя доска и колода целы; тело нетленно, только одежды истлели; от гроба исходило благоухание.   Анзерские иноки заключили, что это - гроб преподобнаго основателя скита Елеазара, и донесли архиепископу архангелогородскому Варсонофию. Преосвященный указом 16 августа 1758 года предписал Анзерскому строителю Мельхиседеку с братиею гроб основателя скита поставить в новую могилу в самой часовне; эту могилу покрыть брусьями или каменным сводом и поставить над нею присланную от преосвященнаго раку, которую окружить железными решетками и покрыть покровами; при переложении мощей петь молебны о препод. Елеазаре. Впоследствии, вместо деревянной часовни, устроенной над могилою Преподобнаго в 1757 году, построена каменная, а в нынешнем столетии прежняя обветшавшая рака заменена новою, сделанною из меди и посеребренною.

http://isihazm.ru/1/?id=598

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010