ПУТЬ К БОГУ " С первых же шагов своей пастырской деятельности он обнаружил невольно свои высокие свойства " : старался сам ежедневно совершать Божественную Литургию, если же не имел к тому возможности, то становился на клирос в качестве певчего. Большую часть времени о.Иоанн посвящал молитве. Дома он выполнял все монашеские правила, но принять постриг не торопился, решив сделать это лишь по воле Божий. Праведная жизнь о.Иоанна поразила царя Петра I, который попросил его стать своим духовником. Чуждый суетной славе о.Иоанн не возгордился своей близостью к царю и остался таким же простым и добрым человеком, каким он был прежде. В трудах и подвигах христианских о.Иоанн достиг преклонных лет. Ему было 60 лет, когда, по воле Господа, в его судьбе произошла очередная перемена – будучи сосланным в Соловки он принял постриг. Путь в Соловки для о. Иоанна был радостным: наконец-то порваны последние связи с миром, и можно без остатка отдать себя исключительно на служение Господу. Приближаясь к Соловецкой обители старец сладостно воспевал слова псаломские : " се удалихся, бегая " мира и " водворихся в пустыни, чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури " . В Соловецком монастыре отец Иоанн был пострижен в монахи с именем Иова. В обители он нес послушания в кухне, а затем- при монастырской трапезе. " Постом, ночным бдением, покорностью и смиренным послушанием он изумлял всю братию. Так что вскоре окружавшие его стали подражать новому необычайному послушнику " . " Всех вообще, а особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальству. Без чего, говорил, нет спасения, послушание- первая из всех добродетелей " . По ночам преп. Иов обходил кельи братии и если же замечал праздные разговоры, стучал в дверь и уходил опечаленный, а наутро призывал нерадивого инока и обличал наедине. В 1710 г. преподобный принял схиму с именем Иисуса, " в память Иисуса Навина, вождя Израильского " . Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины: задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Преподобный Иов почил о Господе в основанном им Голгофо-Распятском скиту 6 (19) марта 1720 г. Ему было 85 лет.

http://pravicon.com/info-2520

На следующее утро с красными ознобленными руками и с воспаленными веками на осунувшемся, но просветленном лице вернулась мать Вероника в женский барак. IX Ее место в кустарке уже было занято недавно прибывшей в лагерь игуменьей какого-то южного монастыря. Но ей сообщили, что в ее отсутствие старший врач Голгофской больницы, узнав случайно, что она когда-то окончила курсы Красного Креста и работала сестрой в операционной столичного госпиталя, попросил начальника откомандировать ее на Голгофу: больных было много, и персонала не хватало. Радостно приняла мать Вероника это известие: ее тянуло теперь к людям, к живой полезной работе, а Голгофа, кроме того, привлекала ее как место, связанное с трогательным, чудесным преданием. Идя теперь со своими пожитками на спине по льду Елеазаровского озера, она вспоминала это предание. Это было в 1712 году, ранним июньским утром. Вот здесь, на горе над Елеазаровским озером, стояла келья иеродиакона Паисия. У него была большая духовная близость с иеромонахом Иовом (в схиме Иисусом), строителем Анзерского скита, опальным духовником Петра I. Иов все еще жил московскими воспоминаниями и в беседах с Паисием отводил душу, поверяя ему свою скорбь по поводу увлечения царя всем иноземным и свою тревогу за судьбу русского народа. Отец Паисий всегда умел успокоить его, укрепляя в нем веру в то, что Бог сохранит народ и не попустит искажения веры и обычаев отцов. И, сходясь, они часто соединяли свои горячие молитвы, прося у Бога защиты и помощи своему народу и мудрого руководства царю. Вот и в это утро Иов после всенощного бдения в своей анзерской келье («всенощного» в прямом смысле: ночь была летняя, солнечная) вышел на воздух и направился по тропинке к Елеазаровскому озеру. Вот он осторожно постучал в дверь кельи о. Паисия. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Войди, отец Иов», – отозвался о. Паисий. Они встали рядом перед висевшей в углу иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», перед которой тут когда-то молился преподобный Елеазар, живший в этой же келье более чем за полстолетия до них, и вместе совершили утреннее правило. Потом они отправились бродить по лесу, который тянулся на восток до самого моря. Тропинка шла в гору. Молодая листва березок и осинок золотом сквозила на солнце, алмазами сверкала роса под ногами, в траве мелькали бледные северные фиалки, подснежники, в цвету стояли кусты черники и брусники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нём стало умножаться и в скором времени достигло числа 30-ти. Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первой добродетелью, без которой не может быть спасения; заботился также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвой своей исцелял. В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен был пострижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради безмолвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келье, предоставленной ему одним пустынножителем Паисием, жившим при горе, назыв. Голгофой, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомлённый, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келью, Божию Матерь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божьего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как благословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голгофо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келью для себя; пустынники же жили в уединённых местах под ведением схимника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. – В келье в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Анзеро-Распятский скит находится почти на средине Анзерского острова, на горе, именующейся Голгофою 13 , в расстоянии от Троицкого к востоку в четырех верстах. Гора сия с давнего времени была пристанищем безмолвных отшельников, иноков Анзерских и Соловецких. В уединенном месте сем часто упражнялся в богомыслии Строитель Анзерского скита Священноинок Иов, в схиме Иисус, который в 1712 году посетив там жившего Иеродиакона Паисия, сподобился узреть в видении Пресвятую Богородицу с Преподобным Елеазаром. Он слышал глас, что гора сия наречется второю Голгофою, и что на ней имеет быть великая церковь во имя Распятия Господня и скитом Распятским назовется. Вскоре на горе Голгофской с молебным пением и водоосвящением был водружен крест Господень с кратким надписанием об упомянутом видении; а Преподобный Иисус в 1713 году с двумя учениками своими отправившись к Преосвященному Варнаве, Архиепископу Холмогорскому и Важескому, испросил грамоту о сооружения па Голгофе двух каменных церквей: во имя Страстей Христовых и при подошве ея (где было Препод, видение) во имя Успения Пресвятой Богородицы и чтобы скиту сему быть в своем управлении. Сдав строительство Троицкого скита в 1714 году, он совершенно переселился для жительства на голгофскую гору; но в построении упомянутых каменных церквей встретил непреодолимые препятствия. Недостаток в келейных строениях для помещения работников и трудное доставление из города Архангельска материалов, были причиною, что Препод. Иисус испросил вторичную грамоту на построение деревянной церкви с трапезою во имя Святаго Иоанна Предтечи, честныя главы его усекновения, которая вскоре и была выстроена, а освящена во имя Распятия Господня и снабжена иконами, книгами и всякою церковною утварию от щедрот Царицы Параскевы Феодоровны (вдовствовавшей супруги Царя Иоанна Алексеевич а) и от Великой Княжны Марии Алексеевны, которые особенное имели благоволение к Преподобному, бывшему их духовнику. 1718 Года Ряспятский скит ограблен был от разбойников; однако же Строитель Иисус не отлагал попечительности своей о построении каменных храмов. В Анзерском Троицком ските уже заготовляем был кирпич на то строение; но с последовавшею за сим кончиною его окончилась и надежда к совершенному устроению скита; ибо, по смерти его, упомянутый материал был неправильно присвоен Троицким скитом, оставшиеся ученики Преподобного отошли от сего пустынного места, а имущество церковное, скитское и собственное Строителя Иисуса взято частию в скит Анзерский и монастырь Соловецкий, а оттуда вытребовано в дом Епархиального Архиерея. Наконец оное паки возвращено было в Соловецкий монастырь по ходатайству Архимандрита Досифея I в 1768 году. Преподобный Иисус преставился 1720 года Марта 6-го дня, имея от рождения 85 лет. Он был прислан в Соловецкий монастырь для пострижения по воле Государя Петра I в 1701 году; в Анзерский скит перешел на жительство 1702 года; Строителем в Троицкий скит определен 1706 года, а в схиму постригся 1710 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиеп. Тобольск. Макария), 1112, 266 (грам. 1618 г. Вологод. архиеп. Макария о послушании новопоставлен. игум. Мисаилу); III, 79 (празднов. в Москве около 1634 г. Дионисию Глушицкому 1 июня; благовест в лебедь, трезвон средний); IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 7 октября память преп. Амфилохия Глушицкого, ученика св. Дионисия), 853 (там же; 1 июня память Дионисия Глушиц., нового чудотв.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1865 г., т. I, вып. 1, 111 (сохранилась надпись на киоте Кирил. Белозер. м-ря, в которой сказано, что образ преп. Кирилла писан преп. Дионисием Глушицким в бытность его в Кириллове м-ре в 1424 г.); 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археолог. словаря, 24 (Дионисий Глушицкий, как иконописец). 767. Глушицкий – Сосновецкий – Дионисиев – Предтечев, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Вологодской губ., Кадниковского у., Кокошиловской волости, в 22 вер. к сев.-зап. от Кадникова и в 7 вер. от села Покровского, при р. Глушице (см. Волости и важн. сел., VI, 246, 744). Основан преп. Дионисием Глушицким в 1420 г. для уединения и погребения братии, вследствие многочисленности братии в Глушицком-Покровском мон., который назывался тогда лаврою. Здесь преподобный ископал себе могилу, в которой погребен по преставлении своем в 1437 г. 1 июня. В 1681 г. в него переведена почти вся братия Покровского мон., а в 1764 г. возведен на степень 3-го класса. В храме во имя Иоанна Предтечи и Дионисия и Амфилохия, построенном в 1745 г., почивают мощи преп. Дионисия и преемника его Амфилохия; память первого чтится 1 июня, второго 12 октября. Здесь же погробен игумен Макарий, скончавшийся около 1462 г. 13 мая; мощи его почивают под спудом рядом с преп. Тарасием. Библиография, см. Глушицкий Покровский. 768. Голгофо – Распятский, мужской скит, ныне церковь Распятия Господня, приписанная к Соловецкому мон., Архангельской губ., Кемского у., в 65 вер. к вост. от Кеми, в 20 вер. к сев.-вост. от Соловецкого мон. и в 3½ вер. от Троицкого-Анзерского скита, в сев.-зап. части острова Анзерского, в Белом м., на круглой, высокой и чрезвычайно крутой, вулканического вида, горе, на которую восходят по винтообразной, нарочно устроенной, дороге. Основан иноком Иовом (Иисус), старанием которого в 1715 г. поставлена церковь Распятия; в ней изредка совершаются богослужения Соловецкими монахами. Архим. Порфирий, “Свящ.-инок Иов, основатель Голг. Расп. скита на Анзер. остр. В мире духовник Имп. Петра I», Спб., 1864 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 102; V, 666; Ратшин, 6; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 66; Козлов, “Архан. губ.», 337; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XXXI, VI (после монаха Иисуса осталось денег 38 руб. и за продажной штоф малиновый 15 руб.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 264 (обозр. древн. Русск. памятников).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Погребение совершено в церкви, чрез три дня по преставлении, т.е. в среду на второй недели св. четыредесятницы, после преждеосвященной божественной литургии, совершенной соборне иеромонахами: Иакимфом, Филаретом и Проклом с иеродиаконами, в присутствии всей братии скитской и пустынножителей, которые, известив друг друга, поспешили на провожание своего отца. Когда оставалось только братии отдать последнее целование почившему старцу, было прочитано во услышание всех, найденное в келии его в запечатанном конверте, духовное завещание к братии 19 . В завещании преподобный прежде всего воздает хвалу Господу Богу за все его благодеяния, в продолжении долголетней и многообразной жизни своей; затем, выразив всю свою надежду на воскресение и жизнь вечную, утешает своих учеников, прощается с ними, благодарит всех вообще своих еще живых благодетелей, и наконец объявляет, что пожитков после него не осталось. После печального обряда погребения, иноки скитские на своих руках вынесли из церкви во гробе утружденное тело старца, и положили оное в уготованном на самой горе, в земле, глубиною не более одного аршина, каменном склепе; поверх склепа они поставили деревянную, хорошо отделанную гробницу, на коей сделана приличная памяти старца надпись, а на самую гробницу положили еще деревянную доску, с надписью следующего содержания: “† Здесь скончался 1720 года, марта 6 дня, преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель, прежде бывший Анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 г. в Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство анзерское принял в 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года. Показавший образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною”. “От рождения, жития его было 85 лет. 1720 года марта 9 дня погребен здесь”. С этого самого дня погребения, усердствующие и любящие по Бозе покойного подвижника, начали отправлять на могиле его паннихиды; по причине множества таковых паннихид, все скитские иеромонахи не успевали вполне удовлетворять желанию усердствующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После того блаженный старец осенил себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на персях и без всяких предсмертных страданий предал Господу чистую свою душу. Стоявший за дверями кельи ученик видел в келье необыкновенный свет, слышал голоса поющих и обонял дивное благоухание. Те же ощущения испытали в это время и другие иноки по своим кельям. Честна пред Господом смерть преподобных Его! Так почил о Господе блаженный подвижник иеросхимонах Иисус, 85-ти лет от рождения, в Неделю Православия (первое воскресенье Великого поста) 6 марта 1720 года, перед рассветом. Хотя о кончине старца не было оглашено учениками его, но вскоре узнали о том не только монахи Соловецкого монастыря и Анзерского скита, но и многие богомольцы из мирян. Все они стеклись в скит и долго оставались около кельи почившего, дожидаясь выноса в церковь и погребения тела. Вдруг пролился сильный дождь 16 , который принудил пришельцев разойтись, а между тем Голгофские иноки и пустынножители поспешили исполнить последнюю заповедь своего старца и совершили погребение тела его в отсутствие мирских людей. При отпевании читано было духовное завещание почившего старца 17 . Тело о.Иисуса погребено в каменном склепе, глубиною не более одного аршина от поверхности земли. Над могилою поставлена деревянная гробница, а на ней – доска со следующею надписью:       «Здесь       скончался      1720 года, марта 6 дня, преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший Анзерский, а потом Голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 года. Строительство анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года, показавши образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною. От рождения жития его было 85 лет. 1720 года, марта 9 дня, погребен здесь». Вскоре усердием учеников над могилою старца поставлена часовня и на доске над гробницею изображен лик почившего. По преставлении блаженного основателя Распятского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Но церковь была заперта, и тогда, прислушавшись, все поняли, что пение раздавалось из кельи усопшего старца. Они вошли в келью и огласили ее своим горьким плачем. С честью приготовили тело старца к погребению и перенесли его в церковь без народа. Хотя множество собралось на Голгофу людей, а никто не уведомлял их о кончине старца, – но не могли придти на перенос тела из кельи, вследствие особенно сильного дождя; желание старца исполнилось – он был перенесен и погребен без «бытности мирских людей». Благоговейно отпели братия его тело и похоронили в могиле, собственноручно им выкопанной. Ныне над его могилой – храм и устроена рака, на которой сделано изображение самого иеросхимонаха Иисуса. А братия еще тогда положили на его могилу доску, на которой было написано: «здесь скончался 1720 г., марта 6 дня, преподобный Иов, B схиме Иисус, строитель прежде бывший анзерский, а потом голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 г. Строительство Анзерское принял 1706 г. В схиму постригся в 1710 г.; на гору Голгофу пришел жить строителем 1714 г. Показавший образ добродетелей словом и житием, любовью и духом, верою и чистотою сердечною». Этими словами братия кратко, но верно выразили свое замечательно – правильное понимание личности иеросхимонаха Иисуса. Действительно, это был истинный христианин: никакие испытания не могли отвратить его от любви к Богу, ввергнуть в отчаяние и уныние; вера и надежда всегда его поддерживали, и тогда, когда другой впал бы в отчаяние, он нашел новые силы для новой деятельности и является перед нами великим в своем смирении подвижником благочестия. Благоговейная память о нем свято чтится служением панихид. Память 6 марта Иеросхимонах Никон из мещан г. Арзамаса; в монашество пострижен в 1783 году о. Назарием; в 1785 году посвящен в иеродиакона и вскоре же в иеромонаха; принял схиму в 1805 году. В сане иеромонаха о. Никон 16 лет трудился в печении просфор и исправлял притом чреду священнослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ревность к иноческим добродетелям среди неутомимых подвигов возрастала более и более с каждым днем. Настоятель и старцы обители, признав нового постриженика совершенным иноком, освободили его от послушания и работ монастырских, дозволили ему жить в отдельной келье. Там, наслаждаясь безмолвием, о.Иов непрестанно творил молитву Иисусову, читал Св. Писание и другие душеполезные книги, а по временам занимался рукоделием. Пищи, приносимой ему с братской трапезы, вкушал весьма мало.      – Молва о подвигах Соловецкого священноинока скоро достигла до слуха Государя. Петр I, уже убедившийся в неосновательности доносов на бывшего духовника своего, снова призывал его ко Двору на прежнее служение, но старец, сгорбленный летами и подвигами, смиренно отклонил от себя мирские почести, желая единственно служить Богу в тишине безмолвной жизни. С этою целию он, с благословения архимандрита Фирса, переселился в Анзерский скит. Анзерский остров лежит в двадцати двух верстах от острова Соловецкого. Он был прежде необитаемым и служил только временным пристанищем для беломорских судов и промышленников, покуда не поступил в собственность Соловецкого монастыря по грамоте, данной еще при жизни преподобного Зосимы Соловецкого от веча Великого Новгорода, незадолго до уничтожения новгородской вольности. Настоятели монастыря завели там соловарни и при них поставили первую деревянную церковь св. Николая. В 1616 году поселился на острове преподобный Елеазар и жил там близ этой церкви, приходившей уже в ветхость. Местное предание уверяет, что пустынник работал деревянные чашки, выставлял их на пристани, а сам удалялся в леса от людей. Приплывавшие поморцы брали посуду, а в отплату оставляли хлеб, крупу и капусту. Мало-по-малу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Кельи отшельников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались старцы для общей молитвы и на следующий день, совершив воскресное пение, расходились по кельям для богомыслия и рукоделия по силам каждого. Дивный пустынножитель, лично известный царю Михаилу Феодоровичу, которому он предсказал рождение сына и наследника, преставился 13 января 1656 года, оставив после себя достойных учеников, строгих подвижников. Таков был Никодим, преемник блаженного своего наставника в управлении скитом. Великий муж Церкви и отечества, Патриарх Никон , был также учеником преподобного Елеазара.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С этого времени он стал посещать больных, сам служил им, обмывал и обвязывал своими руками раны их, у иных больные части мазал святым елеем и нередко исцелял их. Этого подвига любви и заботливости о ближних не оставлял он до самой кончины своей. В 1710 г. старец Иов был вызван Соловецким настоятелем, архимандритом Фирсом, в обитель и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в схиму с именем Иисуса, в память Иисуса Навина, израильского вождя. Иеросхимонах Иисус нередко удалялся на безмолвие в пустынные места, а еще чаще ходил к пустынножителям для духовной беседы, поручая в свое отсутствие смотрение за скитом своим ученикам, схимонаху Матфею и монаху Макарию. Так, в одно время, именно 18-го июня, в среду, старец восхотел посетить одного уважаемого им пустынника, иеродиакона Паисия, жившего от Анзерского скита в 6-ти верстах, при высокой горе, называемой Голгофою, прославленной пребыванием на ней преподобного Елеазара. После беседы строитель пожелал пробыть с пустынножителем несколько времени, и о. Паисий дал ему особую келью. Однажды Иисус, по обычаю своему, стал с вечера на молитву, которую и продолжал до самой полночи, читая псалмы с коленопреклонением. Утрудившись, он сел и в тонком сне вдруг увидел в келье своей необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу и с Нею преподобного Елеазара Анзерского. В благоговейном страхе, встав с места, он поклонился видению до земли. При этом услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне называется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками, схимонахом Матфеем и монахом Макарием, скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки». С этими словами видение кончилось. Но в то же время послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест!» Благочестивый старец много удивлялся виденному и слышанному и рассказал все иеродиакону Паисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010