Невозможно душе вступить в покой Сына Божия, если она не имеет обрача Его... Душа, не запечатленная образом великого Царя, Иисуса Христа, не принимается Ангелами в общение с ними. Они отвергают ее, говоря: «Как тебе войти сюда, когда ты не имеешь на себе Царского образа?» Преподобный авва Исаия ( 82, 231 ). Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную Вечность. Утрата этого подобия влечет за собой изгнание из мира Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания ( 111,495 ). Служение и поклонение Богу Духом и Истиной есть та благая часть, есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги, с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемой принадлежностью души в Вечности, в Вечности получает полное развитие ( 111, 354 ). Впечатления, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее навеки ( 108, 89 ). Уже то самое, что для душ человеческих предназначено одно место жительства, одинаковое наслаждение и одинаковая жизнь с Ангелами, служит указанием, что души – существа по всему подобные Ангелам ( 110, 73 ). Ангелы имеют образ и вид, как и душа имеет свой образ и вид, и этот образ, наружный вид, как Ангела, так и души, есть образ и вид внешнего человека в его теле ( 110, 74 ). Ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей суть тела. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 74 ). Святой Иоанн Молчальник желал видеть, как разлучается душа с телом, и Когда просил об этом Бога, был восхищен умом во святой Вифлеем. Он увидел на паперти церкви умирающего странника. Его святую душу приняли Ангелы и вознесли с песнопениями на Небо. Святой Иоанн решил убедиться, что это так, и тотчас отправился в Вифлеем и узнал, что странник преставился в тот самый час. Палестинский Патерик. Вып. 13, СПб., 1893 ( 83, 17 ). Когда умирал брат Захария, авва Моисей вопросил его: «Что ты видишь?» Захария отвечал: «Авва! не лучше ли умолчать об этом?» Моисей сказал: «Умолчи, сын мой». В тот же час сидел у него авва Исидор, пресвитер, и, воззрев на небо, Сказал: «Веселись, Захария! Тебе отворились врата Царствия Небесного». Тогда Захария испустил дух и был погребен отцами в скиту. Отечник ( 82, 133 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В 532 г. К. С. принял пострижение во чтеца от митр. Скифопольского Феодосия (Vita Sabae. 75// Schwartz. 1939. S. 181). В 543 г. К. С. был пострижен в монашество Георгием, основателем и игуменом мон-ря Веэлла (Βεελλ), расположенного недалеко от Скифополя ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 74//Ibid. S. 71). Игум. Георгий упоминается в одной из греч. надписей, найденных в Скифополе ( Fitzgerald G. M. A Sixth Century Monastery at Beth-Shan (Scythopolis). Phil., 1939. P. 16). В том же году с разрешения игумена К. С. покинул монастырь и направился в Иерусалим, чтобы посетить св. места и присутствовать на освящении построенной по повелению имп. св. Юстиниана I (527-565) базилики во имя Пресв. Богородицы (освящена 20 нояб. 543). Движимый желанием подвизаться в одном из мон-рей Иудейской пустыни, К. С. в 544 г. по наставлению матери обратился к прп. Иоанну Молчальнику (454-559), подвизавшемуся в Саввы Освященного лавре , с вопросом о возможном вступлении в эту обитель. Прп. Иоанн посоветовал К. С. поступить в киновию прп. Евфимия Великого , чтобы здесь подготовить себя к более строгой монашеской жизни лавры. Однако К. С. предпочел сразу начать жить отшельником в лавре Каламон , месте подвигов прп. Герасима Иорданского († 475) (Vita Euthym. 74// Schwartz. 1939. S. 72). Здесь К. С. серьезно заболел. После 6 месяцев болезни ему явился во сне прп. Иоанн Молчальник и повелел отправиться в гостиницу в Иерихоне, принадлежащую мон-рю прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217). К. С. проявил послушание и оставался в мон-ре прп. Евфимия более 10 лет, до февр. 555 г. Вероятно, в этот период К. С. начал собирать сведения о жизни преподобных Евфимия и Саввы, продолжая поддерживать отношения с прп. Иоанном Молчальником, доставляя иногда по его просьбе письма нек-рым отшельникам (Ibidem). Исполняя одну из таких просьб, К. С. познакомился с прп. Кириаком Отшельником и имел с ним продолжительную духовную беседу. Прп. Кириак сообщил К. С. много сведений о жизни святых Евфимия и Саввы и о смуте оригенистов ( Idem.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

5     Старец Серафим имел обыкновение давать посетителям сухари, некоторым всыпая их целою грудою в фалды сюртука или на платье. В память этого в ближней пустыньке – в келье старца, стоявшей в ближней пустыньке и перенесенной в Саров, – поныне богомольцам раздаются сухарики. – Примеч. изд. 1903 г. (Сейчас сухарики для паломников освящаются в котелке преподобного Серафима во время Литургии в Троицком соборе Дивеевского монастыря. – Ред.) 7 Александра Феодоровна (1798–1860), супруга Российского императора Николая I, мать Александра II. 8 Описание этого происшествия содержится в рассказе Д.Ф. Тютчевой, напечатанном в 9–й книге «Русского Архива». Пишущий эти строки дополняет этот рассказ некоторыми подробностями, слышанными им от Д.Ф. Тютчевой в Крыму последней весной. 10 Назарий (Кондратьев; 1734–1809), игумен Валаамский, иеромонах; один из известных Саровских подвижников, родом из Тамбовской губернии; после пребывания в Саровской пустыни много лет посвятил возрождению Анзерского скита на Валааме, откуда в нач. 1800-х гг. вернулся в Саров и поселился в пустынной келье вне монастыря, недалеко от обители; причислен к лику местночтимых святых Тамбовской губернии. 11 Марк (Мальцов; 1737–1817), Саровский схимонах, отшельник и затворник, брал на себя подвиг молчальничества, посещал старца Серафима в его пустыньке; причислен к лику местночтимых тамбовских святых. Примечательно, что уже в 1839 году вышла книга «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и подвижника Марка», в конце которой были впервые опубликованы наставления старца Серафима (еще до выхода в свет первого его жития). 12 Иоанн (Попов; 1670–1737), иеросхимонах, основатель Саровской пустыни; из-за любви к пустынножительству в 1691 г. поселился в Саровских лесах, оставив Арзамасский Введенский монастырь, где до той поры подвизался; его усилиями был построен и в 1706 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а в 1711 г. – утвержден составленный им общежительный устав Саровской пустыни. В 1734 г., в тяжелые для Церкви времена разгула бироновщины и Тайной канцелярии, иеросхимонах Иоанн был несправедливо арестован и закончил свою жизнь в заключении в Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Вот по какой причине этот праведник, испытывая ужаснейшие притеснения, принужден был отправиться в Константинополь. Прибыв туда и добившись помощи для своей церкви, Иоанн созывает в конце царствования Зенона при содействии константинопольского архиепископа Евфимия богоугодный совет, чтобы ему удалиться в святой град и отрешиться от волнений жизни. Распустил он бывших с ним пресвитеров и клириков, обратившись к ним с божественными увещеваниями, и тайно ото всех, совсем один, сел на корабль и прибыл в Иерусалим. Остановился он в первом же приюте для старцев града святого, возникшем стараниями блаженной Евдокии. В этом приюте была молельная святого мученика Георгия. Во время пребывания в приюте насмотрелся Иоанн на суету мирскую, огорчился в мыслях своих и со слезами просил Бога указать ему путь в места благоприятные. 5 . Видимо, особый смысл заключался в пребывании драгоценного отца нашего Иоанна в означенном приюте для старцев: однажды ночью, проведя немало времени в ночных молениях Богу, он пошел один в нужник того приюта и, взглянув на небо, видит вдруг свет похожей на крест звезды, движущейся к нему. И слышит он голос, исходящий от того света: «Если ты хочешь спасения, следуй за этим светом». И доверясь голосу, Иоанн незамедлительно вышел и последовал за тем светом. И был свет ему путеводителем, и пришел Иоанн в великую лавру святого отца нашего Саввы. Иерархом был тогда Салустий из иерусалимского храма; случилось это четырнадцатого индиктиона, на тридцать восьмом году жизни Иоанна; в то время освящался построенный божьей помощью храм великой лавры… По прибытии в великую лавру Иоанн отыскал блаженной памяти Савву, собравшего вокруг себя сто пятьдесят отшельников, пребывавших в полной нищете в отношении плотских удовольствий, но богатых милостями духовными. Блаженной памяти Савва принял Иоанна, передал его казначею лавры, дабы исполнял службу как всякий новый послушник: не ведал Савва, каким сокровищем был Иоанн. Да не удивится никто, что сокровищница подвигов иоанновых была сокрыта от очей священного старца Саввы…

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Любопытны пещеры основателя монастыря, высеченные в толщах скалы. Этих пещер три, одна за другою. В первой устроена маленькая церковка в три крошечных окошечка, глядящих на пропасть, с нишами для алтарика и для трапезы; вторая пещера с уцелевшим мозаиковым полом, а третья – спальня св. Саввы, ложе которого вырублено прямо в камне. За нею еще крошечная пещерка, где по монастырским преданиям целых 5 лет жил рядом со св. Саввою лев, уступивший великому подвижнику свое логово. В монастыре св. Саввы долгое время пребывал другой православный отец церкви, красноречивый слагатель церковных песней, Иоанн Дамаскин . Для его горячей лиры, для его восторженных воспеваний покаяния и смерти нельзя было найти лучшего места вдохновения. В маленькой церковке, ему посвященной, и еще сохранившей в себе его пустую гробницу, тоже немало редких и любопытных образчиков церковной археологии самых первых веков христианства; но нужна большая привычка, чтобы вскарабкаться до нее по бесчисленным лесенкам башни. В VIII веке, когда здесь жил Дамаскин, лавра св. Саввы обладала редкою по богатству библиотекою, и келью свою Иоанн Дамаскин устроил как-раз возле библиотеки, помещавшейся в верхнем ярусе башни, чтобы беспрепятственно пользоваться книгами. И до сих пор, говорят, в монастыре хранятся рукописи большой редкости и большой древности, собранные патриархом Досифеем, но доступ к ним чрезвычайно труден. Пещерами изрыта вся вообще скала, к которой прислонен монастырь. Некоторые из них заняты монахами, другие давно брошены. Но еще больше виднеется их через пропасть Кедрона, где они источили отвесный обрыв скал как червоточина старое дерево. Целая подземная лавра, с лабиринтом таинственных переходов и лесенок, скрывается в известковых толщах ущелья, и кто знает, какие любопытные вещи могли бы открыть в этом гигантском каменном соте, теперь уже полуразрушенном, систематические раскопки археологов. Монахи знают еще по именам некоторые пещеры. Вон в той Иоанн Молчальник до самой смерти хранил тайну своего архиерейского сана, вон в тех трех, высеченных в разных концах ущелья, спасался Ксенофонт и два его любимых сына, никогда не встречаясь и не говоря друг с другом, только издали смотря друг на друга с порога своих воздушных келий. Но выше и недоступнее всех этих пещер зияет черная пасть пещеры преподобной Софии, матери св. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в часовню-усыпальницу, построенную на месте, где явилась когда-то преподобному Сама Пречистая в огненном столпе, мощи не вернулись. Здесь находится только кенотаф – и над ним икона, изображающая погребение Саввы. На стенах изображены его великие современники: Евфимий Великий и Феоктист, Феодосий Киновиарх (духовный друг Саввы) и преподобный Герасим Иорданский, а также позднейшие святые отцы, прославившие Лавру, – Иоанн Дамаскин , Иоанн Молчальник, преподобные Аркадий и Иоанн с их отцом Ксенофонтом. Мощи святого почивают теперь в новой раке в большом соборном храме, построенном при императоре Юстиниане, у южной стены. В храм ведут две двери – западная, напротив часовни Саввы, и северная – из другого монастырского двора. Резной позолоченный иконостас напоминает иконостас Вифлеемской базилики (из нее он и был перенесен сюда, по старому монастырскому преданию). Над карнизом верхнего яруса изогнулись символические драконы, держащие в пасти круглые иконы. Местные образы русского письма принесены в XIX в. из Москвы постриженником Саввинской Лавры, русским иноком отцом Продромом. Справа от входа в церковь – ход в бывшую монастырскую библиотеку (так называемую «нижнюю» – для отличия от «верхней», располагавшейся в Юстиниановой башне). В ризнице светлого и просторного алтаря сохранились дары знаменитого митрополита Филарета Московского , причисленного ныне Русской Церковью к лику святых. В том же монастырском дворе, по другую сторону от часовни Саввы, находится «Богозданная пещера». В Житии рассказывается, как Савва нашел по таинственному свету над самой крутизной «Богозданную пещеру, как бы высеченную в скале совершенно в виде храма; здесь-то он и устроил первую церковь ». Она существует и теперь. Главный придел посвящен святителю Николаю Угоднику, в южном помещается монастырская «костница»: за железной решеткой бережно сложены груды черепов и костей святых отцов Лавры, в разное время мученически сложивших свои головы от рук мусульманских фанатиков. В юго-восточном углу двора есть еще несколько вырубленных в скале пещер. Одна из них называется «пещерой святых мучеников». Закопченные своды хранят память о задушенных здесь иноках. В один из набегов сарацины загнали их в эту пещеру и, разложив костры из влажного тростника, пытали дымом, принуждая выдать мнимые сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вот что еще поведал Кириллу один ученик Иоанна. Сей великий воздержник много лет питался одним только хлебом, вместо же соли обыкновенно употреблял пепел, и с пеплом ел хлеб свой. Однажды забыл он затворить оконце келлии во время трапезы своей; ученик приник ко оконцу и увидел, как Иоанн ел хлеб с пеплом. Опечалился старец, что видели таковое пощение его, ученик же, желая утешить его, сказал: «не ты один делаешь так, отче, но и многие отцы этой лавры исполняют слово Писание: «Я ем пепел, как хлеб» (Псал. 101:10), — и этим утешил старца. В то время возникла ересь Оригена. Многие прельщались ею и смущали Церковь Божию, а иные твёрдо противились ереси, и таковые нашли себе поддержку в преподобном Иоанне Молчальнике, который тогда оставил безмолвие и словом уст своих, как мечем, поражал еретиков, посекая и истребляя хульные учение Оригена. Об этом-то испытании, долженствовавшем постичь лавру, и было предсказано Иоанну Саввою преподобным в видении: ибо немалое гонение от еретиков было на лавру, так что даже многие из отцов-подвижников, заразившись еретическими учениями, впадали в сомнение и колебались умом. Вот ради чего благоизволил Бог, чтобы Иоанн здравствовал в лавре той, к утешению малодушных и укреплению немощных. В то время пришел к нему из Скифопольского округа Кирилл, который впоследствии описал житие его. Кирилл повествует о себе самом так: — Когда я хотел оставить дом мой и идти к святому граду Иерусалиму, чтобы там в каком-либо монастыре воспринять иноческое житие, христолюбивая мать моя заповедала мне, чтобы без совета и повеление блаженного Иоанна не начинал я никаких дел для спасение души моей, «чтобы не поддаться тебе как-нибудь — сказала она — ереси Оригена и не пасть в начале подвига твоего». Достигнув Иерусалима, я пришел в лавру святого Саввы, поклонился достоблаженному Иоанну, открыл ему мысль мою и просил у него полезного совета. Он сказал мне: — Если хочешь спастись, иди в монастырь великого Евфимия. Отошел я от него и, как юный и неразумный, не послушал повеления его, но, достигнув Иордана, вошел в монастырь, называемый Арундинитский (тростный). Путь мой не был благоприятным; я впал в тяжкую болезнь, овладели мною скорбь и тоска о том, что я — странник и немощен телом. Тогда явился мне во сне преподобный Иоанн и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

В Великий четверг 20 марта сарацины в еще большем количестве вновь напали на Лавру и стали истреблять иноков. Оставшиеся в живых были согнаны в церковь, чтобы под пыткой узнать от них, где спрятаны сокровища. Обитель была окружена, чтобы никто не мог спастись бегством. Варвары схватили святого Иоанна, совсем еще юного инока, бывшего попечителем странников. Его жестоко пытали, затем перерезали на ногах и руках сухожилия и стащили за ноги по камням с горы, содрав кожу со спины мученика. Хранитель церковных сосудов, преподобный Сергий, скрыл священную утварь и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Нескольким монахам все-таки удалось скрыться вне обители, в пещере, но это заметил находившийся на горе страж и приказал всем выйти. Внутри пещеры преподобный Патрикий шепотом сказал братиям, бывшим с ним в пещере: «Не бойтесь, я один за вас выйду и умру, вы же сидите и молчите». Сарацин спросил, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и преподобный ответил, что он был один. Его отвели в Лаврскую церковь, где оставшиеся в живых ожидали своей участи. Сарацины потребовали с них выкуп в 4000 златниц и священные сосуды. Монахи не могли дать такого выкупа. Тогда их перевели в пещеру преподобного Саввы, находившуюся в ограде монастыря, и перед входом в пещеру развели костер, в который подбрасывали навоз, чтобы заключенные задохнулись от ядовитого дыма. В пещере погибло восемнадцать человек, в том числе и преподобные Иоанн и Патрикий. Оставшихся в живых сарацины продолжали истязать, однако, ничего не добившись от них, покинули монастырь. Поздно ночью в Великую пятницу скрывавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных преподобных отцов в церковь и в печали погребли их там. Варвары, грабившие Лавру, были наказаны Богом. Они стали жертвой внезапной болезни, и все до одного погибли, а тела их стали добычей диких зверей. --- См. также: Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, еп., прп. - http://pravicon.com/sv-974 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2491

Саровский цветник. Наставления старцев Саровской пустыни в аудиоформате Содержание Предисловие Иеросхимонах Иоанн (1670–1737) Иеросхимонах Димитрий (1678 – 4 октября 1747) Иеромонах Ефрем (1694 – 30 мая 1778) Иеромонах Пахомий (1727 – 6 ноября 1794) Иеромонах Исаия (1741 – 4 декабря 1807) Игумен Нифонт (1761 – 8 марта 1842) Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809) Иеромонах Илларион (1770 – 12 ноября 1841) Преподобный Марк Молчальник (1733 – 4 ноября 1817) Преподобный Серафим Саровский (19 июля/1 августа 1759 – 2/15 января 1833) Протоиерей Авраамий Некрасов (1805 – 5 апреля 1886) Иеросхимонах Василий. Последний старец Саровской пустыни (ок. 1833–1919) Использованная литература     Предисловие О Саров! Саров! Не только колыбель монашества, но ты Академия монашества! Прп. Антоний Радонежский В этом году православные верующие России вспоминают 20-летие поистине великого события – второго обретения мощей прп. Серафима Саровского . Тогда, в 1991 г., чудесное их обретение в запасниках Музея истории религии и атеизма и торжественное перенесение крестным ходом через всю страну в Дивеево имели огромное значение для только начинающей свое возрождение Русской Церкви. Все, кому довелось участвовать в том торжестве, помнят сопровождавшее его сияние пасхальной радости, обновляющей многострадальную русскую землю. Празднество это, как и прославление прп. Серафима в 1903 г., вновь утвердило в сердце каждого православного человека память о Саровском монастыре. Конечно, навеки имя этой обители связано с прп. Серафимом, но и до него и после него в Сарове были подвижники и учителя монашества, о чьих наставлениях самое время вспомнить сегодня. Что же за монастырь стал местом, в котором возрос великий светильник Русской земли прп. Серафим? В XVIII и первой половине XIX столетий среди всех русских монастырей своей строгостью выделялся Саров – Свято-Успенская Саровская пустынь. Основана она была в 1706 г. первоначальником иеросхимонахом Иоанном, составившим для обители общежительный устав, по которому она жила все время своего существования до закрытия в 1927 г. Первые настоятели монастыря, назначавшиеся на должность «строителей», соединяли в своем многотрудном подвиге множество усилий по благоустроению обители с суровой аскезой и непрестанным духовным деланием. Не только внешне красива и устроена была Саровская пустынь, но и внутренне украшена христианскими подвигами и благочестивой жизнью подвижников монашества, какими были ее первоначальник иеросхимонах Иоанн, его преемник и ученик строитель Димитрий, благочестивый старец Ефрем, благоговейный муж Пахомий, смиренный Исаия, правдивый игумен Нифонт, пустынник игумен Назарий, схимонах Марк, иеромонах Серафим, иеросхимонах Иларион. Из опытных Саровских старцев иногда избирались подвижники для устроения иных монастырей – так было с игуменом Назарием, ставшим возродителем Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Множество преподобных отцов было прославлено в Русской Церкви. Особенно почитаются устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей: Антоний и Феодосий Киево-Печерские; Сергий и Герман Валаамские; Сергий и Никон Радонежские; Кирилл Белозерский; Иосиф Волоцкий ; Нил Сорский ; Савва Сторожевский; Иов Почаевский . Среди наиболее почитаемых подвижников, прославленных в лике преподобных, — Паисий Величковский , Серафим Саровский и Амвросий Оптинский , а также другие Оптинские старцы. Преподобные могут именоваться по своему подвигу — пустынниками, отшельниками, столпниками, затворниками, молчальниками. Пустынниками и отшельниками именуют святых монахов, живших не только вдали от мира, но и вдали от монашеского общежития — в пустыне. Понятие «пустыни» в монашеской традиции использовалось расширительно: этим термином называли не только жаркую песчаную пустыню, но и, например, дремучий лес. Известными пустынниками были, например, преподобные Марк Подвижник (IV век), Исаия Отшельник (V век), Варсонофий Великий (V–VI века) и др. Столпниками именуются преподобные, которые взяли на себя подвиг стояния на столпе (на камне, в башне) ради удаления от мира и посвящения жизни посту и молитве. Распространение столпничество получает в V веке в основном среди сирийского монашества. Преподобный Симеон Столпник сначала подвизался как монах, затем как отшельник, а в 423 году, желая всецело посвятить себя молитве Богу, взошел на столп. Преподобный Симеон приобрел немало последователей: преподобного Даниила (V век), преподобного Иоанна и преподобного Симеона Столпника Младшего (VI век), преподобного Алипия (VII век). На Руси избрали подвиг столпничества преподобный Никита, столпник Переяславский (1186); преподобный Савва Вишерский, Новгородский (1461) и др. Затворниками именуются те монахи, которые избрали особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве. Затворничество стало известно на Руси одновременно с распространением монашества. Уже при жизни преподобного Феодосия в затворе находился преподобный Исаакий (ок. 1090). Пещерное затворничество было очень распространено в Киево-Печерском монастыре. Так, в Киевских пещерах подвиг затворничества несли преподобные Афанасий Затворник (XII век), Иоанн Многострадальный (1160), Авраамий Затворник (XIII — начало XIV века) и др.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010