Второму же говорит: “Иди продай волю свою и отдай Богу; возьми крест свой и терпи в собрании и общежитии братий, и, несомненно, будешь иметь сокровище на небесах”. Потом и третьему говорит: “Неразлучно с каждым дыханием своим воспринимай в себя слово сие: претерпевший же до конца спасется ( Мф. 10: 22 ). Иди и, если возможно, не допусти, чтобы в роде человеческом был человек взыскательнее и строже твоего наставника о Господе, и, укрепясь терпением, каждый день, как мед и млеко, пей от него поругание и осмеяние”. Брат говорит великому Иоанну: “А что если такой отец оставит что в небрежении?” Старец отвечает: “Если увидишь, что впал он даже в блуд, не оставляй его, но говори сам себе: зачем же пришел ты, друг?” Тогда увидишь, что надмение в тебе исчезнет и разжжение ослабеет. Таков был преподобный Иоанн Савваит» 358 . Преподобный Иоанн Молчальник (память 3 декабря) 359 родился в 454 году в Малой Армении, в городе Никополе 360 . Родители его были знатного рода и весьма богаты. Одушевляясь сами истинным благочестием, они и сына своего воспитали в страхе Божием и развили в нем вместе с умственным образованием глубокое религиозное чувство. Юный Иоанн, внимательно наблюдая окружающие его явления, увидел суету и многомятежность жизни в обществе среди людей; достигнув совершеннолетия, презрел вся красоты мира сего, молодость и красоту, богатство и знатность, утехи и удовольствия и решился в уединении служить и благоугождать единому Богу. На собственные средства он устроил в своем городе обитель для ревнителей уединения и безмолвия и сам поступил в нее, заключившись в тесную келью. Ему было в это время 18 лет. Со всем жаром юноши начал он подвизаться о Господе в посте, молитве и богомыслии, умерщвляя тело и порабощая его духу. Скромный и смиренный, он был в своей обители как бы последний между подвижниками. Так провел он десять лет. Молва о юном подвижнике распространилась далеко по Армении, и жители армянского же города Колонии по смерти своего епископа избрали Иоанна на епископскую кафедру своего города, несмотря на его отречение и мольбы не возлагать на него столь тяжкое бремя; покорный воле Промысла, он согласился на это избрание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для усовершенствования в жизни служит не только постоянное размышление о предметах священных и благих истинах, но и описание добродетелей чужих. Посему-то, сын мой, я и предпринял сей труд, составил собрание цветов, по возможности полное, чтобы твоя любовь была полною. Подражая мудрой пчеле, я собрал такие добродетели отцов, которые особенно полезны для души» 312 . И действительно, христианские добродетели и нравственные совершенства имеют своих представителей в том или другом подвижнике. Кроме того, богато творение Иоанна Мосха сведениями историческими, истинами догматическими и обрядовыми. Исторические сведения касаются большею частью обстоятельств и событий в жизни Церкви второй половины VI и первой четверти VII века; упоминаются лица и события и предшествующего времени. Особенно много рассеяно в «Луге» догматических истин. Троичность лиц в Боге, воплощение Сына Божия, соединение двух естеств во Иисусе Христе, высочайшее достоинство Пресвятой Девы Марии как Богородицы, таинства Крещения, Миропомазания, Причащения, необходимость для спасения принадлежать к Соборной и Апостольской Церкви, молитва и предстательство святых, крестное знамение, святые иконы и почитание их, сила и действенность слова Божия на душу – все эти и другие догматические истины приводятся в «Луге» и представлены здесь в живых рассказах. Из предметов, относящихся к богослужению, упоминается в творении Иоанна Мосха о проскомидии, литургии верных, об освящении Святых Даров, о просфорах и благословенных хлебах, о древнем обычае принимать Святое Тело во время приобщения руками, об освящении престола и неприкосновенности его, фимиаме, диакониссах и пр. Подобно Кириллу Скифопольскому , блаженный Иоанн Мосх одушевлялся искреннею любовью к истине, когда собирал сведения и рассказы, помещенные в «Луге»; самая высокая правдивость видна на каждой странице, в каждом повествовании его творения. Иоанн определенно указывает, когда и где он видел или слышал, что видел и слышал он сам или узнал от других; если он узнал о чем из чужих уст, то также определенно обозначает лица, сообщившие ему о том или другом происшествии, причем нередко отмечает даже, от кого слышали эти лица об известном случае: «авва Леонтий, настоятель киновии святого отца нашего Феодосия, рассказал нам следующее» 313 ; «авва Полихроний, пресвитер Новой лавры, рассказал нам» 314 ; «авва Антоний, основатель и игумен лавры Илиотской, рассказал нам об авве Феодосии молчальнике то, что сам слышал от него» 315 ; «авва Иоанн отшельник, по прозванию Огненный, рассказал нам: “Я слышал от аввы Стефана Моавитского…”» 316 ; «Когда мы пришли к авве Афанасию в лавру св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Молчание и смирение – великие добродетели христианские) I. Hыhe память преп. отца нашего Иоанна епископа, о жизни коего и побеседуем. В обители преп. Саввы освященного подвизался один святой муж Иоанн, прозванный молчальником, так как он проходил подвиг безмолвия. Он был прежде епископом в Армении, потом оставил свою кафедру, удалился в Иерусалим и, утаив от всех высокий сан свой, принят был св. Саввою в качестве послушника. Чрез несколько времени игумен поручил ему заботливую должность эконома и просил патриарха Иерусалимского Илию рукоположить его в пресвитера. Уже патриарх шел в церковь голгофскую, чтобы совершить над ним таинство Священства. Тогда Иоанн, видя, что не может далее таить своего сана, остановил патриарха и сказал ему: «Тебе, святой отец, открою тайну, которую прошу сохранить; иначе я буду принужден удалиться из этих стран. Я – епископ; сознание собственных грехов побудило меня оставить сан мой и бежать в пустыню, чтобы в ней искать милосердия Божия». Патриарх, изумленный глубоким смирением его, призвал игумена и сказал ему: «Инок сей открыл мне тайну, воспрещающую рукополагать его; итак, оставь его в мире и не нарушай ничем его спокойствия». Св. Савва весьма огорчился, подумав, что ошибся в молчальнике. Он провел целую ночь в слезах и молитве, прося Господа открыть сию тайну, и услышал ангельский голос: «Не может епископ опять быть пресвитером». II. Два великих урока преподает нам преподобный отец наш Иоанн. а)  Прежде всего он учит нас крайней осторожности в слове, так как человек больше всего и чаще всего согрешает словом. Вот почему он избрал трудный подвиг молчания. Однажды Господь наш Иисус Христос сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36–37); а св. ап. Иаков удостоверяет, что кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2). Святые отцы и учители Церкви, постигнув великое значение добродетели молчаливых уст, не находят довольно слов к похвале молчания: они называют его «матерью покаяния, молитвы, зерцалом грехов, родителем всего благого, огненною колесницею, возводящею на небо» (Ефрема Сирина «Слово о безмолвии». Иоанна Лествичника «Слово о безмолвии»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник ИОАННИКИЙ (Кобзев Иван Яковлевич; род. 1938), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда ИОАСАФ (Скрипицын; † 1555), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывший митрополит всея Руси. ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Медведев Иоанн (?); 1680-1765), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря, основатель брянского пустынножительства ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 1513), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский ИОВ (Иван; † 1607), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 1750 (1752 ?) - 1823), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († 1470), еп. Пермский, свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых Пермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_51.html

По мнению подвижника благочестия нашего времени, известного старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина) , «почти тридцатилетнее удаление преподобного Серафима от людей до выхода его на путь общественного служения» было тем «сверхчеловеческим подвигом», которым «приуготовлялся великий старец по Промыслу Божию и под неизменным покровом Божией Матери к высшей форме христианской добродетели – старчеству, представлявшему собой поистине полное сораспятие Христу» 3 . Исходя из своего собственного духовного опыта, отец Иоанн (Крестьянкин) говорит о старчестве преподобного Серафима, как о самом главном, трудном и недостаточно оцененном его подвиге: «Непомерный же подвиг ежедневного соприкосновения с самыми глубинами различных человеческих сердец, нередко погрязших в ужаснейших пороках, постоянный отказ от привычной сладости созерцательной духовной жизни, подвиг, абсолютно невозможный без постоянной, непрекращающейся ни на миг помощи Божественной благодати, – этот подвиг, как это ни поразительно, остается недостаточно оцененным с чисто субъективной стороны как труд, поистине превосходящий непомерные труды столпничества, молчальничества и затвора» 4 . Воспоминание об этих превышающих человеческое разумение подвигах преподобного Серафима, венцом которых явилось старчество, чтение его боговдохновенных, согревающих душу заветов и наставлений и, наконец, посланная нам Господом благодатная радость поклонения его цельбоносным мощам, еще 20 лет тому назад считавшихся утерянными, да сподвигнет и нас к жажде духовного делания, поможет возжечь в наших душах огонь ревности о Боге и богоугодной жизни, огонь любви и сострадания к ближним, который так ярко горел в душе великого старца и без которого христианин не может именоваться христианином. «Не забывай нас, Радосте наша, отче Серафиме, восхваляющих и чтущих святую память твою» 5 II. Священник Николай Булгаков. «Нет нам дороги унывать!..» Двадцать лет на острие меча Перечитывая сегодня, через двадцать лет, записи, которые были начаты прямо там, в Дивееве, в дни празднования второго обретения святых мощей преподобного Серафима, вспоминаешь то особое чувство, с которым мы ехали на торжества и жили там. Мы готовы были к тому, что на наших глазах сейчас может произойти любое чудо. А вдруг воскреснет батюшка Серафим, как он и предсказывал? Ведь все же его предсказания сбылись... И произойдет чудесное обращение всего мipa к Православию. А потом, может, и конец всему?..

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Господи Всеблагий, слава Тебе и [по]хвала! Тебе единому слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 декабря 1. Св. пророк Софония . Родом из горной страны Саравафа, из колена Симеонова. Жил и пророчествовал в VII веке до Рождества Христова, в правление благочестивого иудейского царя Иосии. Современник пророка Иеремии. Стяжав великое смирение и воздвигнув чистый ум к Богу, он удостоился дара предвидеть грядущие события. Предрек день гнева Божия, кару над Газой, Аскалоном, Азотом, Аккароном, Ниневией, Иерусалимом, Египтом. Иерусалим созерцал он как город нечистый [в серб, букв.: отступнический. – Пер.], оскверненный, притеснитель... Князья посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки... Пророки его – люди легкомысленные, вероломные [в серб, букв.: хвастуны, обманщики. – Пер.], священники его оскверняют святыню, попирают [в серб, букв.: извращают. – Пер.] закон (гл. 3). Провидя время пришествия Мессии, он вдохновенно восклицает: Ликуй [в серб, букв.: Пой. – Пер.], дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима ! Упокоился сей тайновидец в месте своего рождения, дабы ожидать всеобщего воскресения и воздаяния от Бога. 2. Преп. Иоанн Молчальник . Родом из Никополя Армянского, его отца звали Енкратий, а мать Евфимия. На 18-м году жизни стал иноком и подвизался строго и всеусердно, многими слезами, постом и молитвой очищая свое сердце. Через 10 лет был рукоположен в епископа Колонийского. Собственным примером привлек к богоугодной жизни своего брата Пергамия и дядю Феодора, знаменитых мужей при дворах императоров Зенона и Юстиниана. Наблюдая козни и озлобленность сего, которую он не мог уврачевать, святой Иоанн оставил епископскую кафедру и, переодевшись простым монахом, пришел в обитель преподобного Саввы близ Иерусалима, где многие годы прилежно и безукоризненно исполнял любое послушание, которое налагал на него игумен. Видя это, преподобный Савва представил его патриарху Илии, чтобы тот рукоположил его в пресвитера. Когда патриарх хотел его рукополагать, Иоанн исповедал ему о себе, что он уже в епископском сане. После этого святой Иоанн затворился в келью, где многие годы провел в молитвенном безмолвии. Затем прожил 9 лет в пустыне, питаясь только дикими травами, и снова возвратился в монастырь. Отвращал верующих от Оригеновой ереси, весьма усердно посодействовав ее обузданию и осуждению. Ясно прозирал в духовный и исцелял людей от болезней. Победив себя, он легко одолевал бесов. Великий в смирении, силе и мудрости, сей Христов служитель мирно упокоился в 558 году, достигнув 104-летнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святая Церковь видит в этих словах Софонии ясное указание на благодатные Мессианские времена вообще, и в частности на торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим, когда весь Сион, с ваиями в руках, с восторженными криками: «осанна, сыну Давидову», встречал Его как Царя, имеющего быть посреди Своего народа. Поэтому, в Вербное Воскресение и положено читать паремию из книги святого Софонии, именно то место, где пророк говорить о радостном дне, ожидающем Сион. Так пророчествовал Софония, предсказывая грозные суды Божии, чтобы возбудить грешников к покаянию, и возвещая беспредельные милости Господни — устроение царства Божия на земле во дни Мессии, дабы надеждою на них утешить и укрепить смиренных. Он скончался в чаянии всеобщего воскресение и был, по преданию, погребен в своем доме. Кондак, глас 4: Явился еси светозарен божественным духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: радуйся зело дщи Сионя, Иерусалимови проповеждь: се Царь твой грядет спасаяй. Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника Молчаливый неумолкающих похвал достойный, святой и преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого императора Маркиана в восьмой день января, и был просвещен святым крещением. Родители Иоанна были благоверные христиане, и по своему богатству и значению славились во всей Армении; отец его был воеводой и имел большую власть у царя, так как пользовался его полным благоволением: сыном столь славного отца был блаженный Иоанн. Сие сказано не для того, чтобы прославлять и похвалять Иоанна за знатность (ибо святые прославляются за добродетели, а не за знатность), но дабы известно было, от какой славы и до какого смирения дошел сей угодник Божий. Иоанн был воспитан с своими братьями в добрых примерах и вполне усвоил себе Божественные Писание. Он был еще юн, когда родители его отошли к Господу, оставив детям своим много имения. Когда это имение было разделено между братьями, блаженный Иоанн на свою часть построил в городе Никополе церковь во имя Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Отказавшись затем от мира, он, в восемнадцатой год жизни своей, принял иноческий образ и жил при этой церкви с другими десятью иноками, подвизаясь подвигом добрым. В течение всей юности своей он прилагал великое старание, чтобы плоть поработить духу, не быть рабом чрева и не дозволить страстям, особенно гордости, обладать собой. И был он мужем дивным в добродетелях, добрым и искусным наставником и игуменом своим братиям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров. Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн. Он обладал хорошими организаторскими и хозяйственными способностями, был начитан, красноречив и владел даром убеждения. К 1700 году Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К 1706 году Иоанн добивается разрешения Петра I и благословения местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Стефана Яворского на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. В мае 1706 года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской Пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря. Тогда же Иоанн приступает к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. Впоследствии этот устав послужит образцом для многих монастырей России. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в 1709 году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования. К 1711 году был готов пещерный город с подземной церковью. Саровский монастырь – памятник монастырского зодчества XVIII–XX bb. Строительство здесь велось в разные годы неравномерно, и потому особенностью архитектуры Сарова явилось сочетание различных стилей. Всего в монастыре было девять храмов. Главной святыней и украшением Саровской пустыни был Успенский собор – первое каменное здание. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году, у его стен похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны Успенского собора, у алтаря были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители – преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

(пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАСИЛИСК (Гаврилов Василий Гаврилович; 1740-1824), прп. (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых) ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых) ИОАСАФ († ок. 1567), Нижегородский, схим., прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых) ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/389311.html

Проведя четыре года в пустыне, Савва однажды взошел на высокий холм, там явился ему Ангел Господень, указал на долину и велел поселиться в пещере на склоне этой долины. Причем Ангел возвестил отшельнику, что через него эта пустыня населится иноками, как город. Савва выполнил повеленное Ангелом и стал жить в уединенной пещере, никуда из нее не выходя и беседуя с Одним только Богом. И прошло так пять лет. Тогда стали приходить к нему многие подвижники из разных мест и селиться поблизости, подражая житию преподобного и слушаясь его во всем. Так возникла Великая Лавра Саввы Освященного. Вскоре по усмотрению Божию он был рукоположен в священный сан, откуда и прозвание «Освященный». Под его руководством возросли в совершенную меру Иоанн Молчальник, Иоанн Дамаскин и многие другие святые. Преподобный Савва Освященный совершил очень много чудес. По его молитве проливался дождь на землю и появлялись источники воды в безводных местах. От него убегали полчища демонов, он пророчествовал о будущем и видел человеческую душу до самых тайных глубин. Господь известил преподобного Савву о его преставлении, и он приготовился к этому четырехдневным молчанием и постом. Вечером накануне воскресного дня Савва причастился Животворящих Христовых Тайн и сказал: — Господи, в руки Твои предаю дух мой. Он скончался на 95м году от рождения в VI beke и перешел в нестареющую жизнь, препровождаемый сонмом Ангелов и святых». Монастырь прп. Саввы действительно находится в низине, горы защищают его со всех сторон. Женщин в обитель не пускают, входят только мужчины, а матушка Евфалия рассказывает нам, что они увидят в монастыре. Мы располагаемся под оливами у входа в обитель. И чудное дело: хотя крона у деревьев и небольшая, тут царит прохлада, а кругом духота и жара. Руководительница группы добрая наша Нина угощает нас водой и вкуснейшими святоземельскими бубликами, а мы слушаем матушку. «Первой постройкой монастыря была пещерная церковь, она до сих пор сохранилась. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана, при нем были построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010