Исихия (συχα – безмолвие) или исихастский аскетизм – род подвижничества, издревле пользовавшегося особенным уважением и широко практиковавшегося на Востоке. В отличие от аскетизма общественного(ασκησις κοινωνικ), состоящего в творении добрых дел в обществе и совершении так называемых общественных добродетелей (например, милостыни), исихия есть жизнь вдали от мира, «в упокоении» от всего земного, в совершенном отрешении от мирских забот и всецелом погружении в Боге. Для того чтобы исихаст мог беспрепятственно пребывать в Боге, ему необходимо не только совершенно уединиться от мира и всего, что так или иначе напоминает его, ему нужно сосредоточиться в себе, отвлечься от всякого представления или понятия, от всякой мысли, даже до сознания самой деятельности мышления. И только тогда, когда ум его обнажится от всяких представлений, а сердце от чувственных желаний, он делается способным вступить в таинственное, прямое и непосредственное общение с Богом – не при помощи слов или мыслей, но, так сказать, нагим соприкосновением своего духа. Сначала это есть молитва , притом самая высшая и чистая, так как здесь не примешивается никакая посторонняя мысль или беспокойство о чем-нибудь. Далее молитва прекращается и начинается созерцаниенепостижимого – того, что за пределами мира смертных, а вместе с тем изумлениеи восхищение. Тогда «ум умолкает в неведении всего здешнего», забывая себя и все окружающее, и «иною силою путеводится сам не зная куда». Чувства тогда становятся излишними, закрываются уста, и душа «по непостижимому единству соделывается подобной Божеству и озаряется в своих движениях лучом высшего света». Выше этого состояния нет уже другого. Исихия современна началу монашества на Востоке. Преподобные Антоний и Макарий Египетский , Арсений Великий , Иоанн Лествичник и другие были исихасты. Первым афонским исихастом считается св. Петр Афонский, пятьдесят три года подвизавшийся в одной афонской пещере в молчании, уединении, посте и молитве. Из афонских исихастов последующего времени известны: Иосиф, Симеон, Онуфрий, Иоанн Колов, Евфимий Новый (IX век) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Искреннее раскаяние быстро охватило и потрясло все её существо. — Отец! Отец! Скажи мне: есть ли прощение для подобных мне? — воскликнула она в страшном исступлении. — Есть, — отвечал старец, — Спаситель всегда ждет и прощает тех, кто истинно раскаивается. Покайся и возрадуются о тебе все Ангелы на небесах! — Веди же, веди меня прочь от этого места, веди куда хочешь, только укажи мне место удобное для покаяния, — просила старца Таисия. Она ушла с ним из своего оскверненного грехами многих дней дома, не сделав решительно никаких распоряжений относительно своего незаконно нажитого состояния. Она вся горела пламенным желанием никогда не вступать более на избранный было ею скользкий и беспечный путь жизни. Дивился преподобный Иоанн чудному действию Божией благодати, и, прославляя Всемогущего и Милосердого Господа, вёл свою спутницу все далее и далее в пустынные места, в даль от греховного города, где она едва не погубила себя. Настала ночь. Утомленной путнице преподобный сделал из песку изголовье и сказал: «отдохни теперь». Перекрестив ее, он отошел от неё и после обычных вечерних молитв предался и сам ночному отдыху. И видит во сне старец то место, где он оставил Таисию: окружено оно необычайным сиянием, восходящим до самых небес; и вот небесный Ангел среди этого сияния возносит её истерзанную душу к самому Господу. Как только пробудился старец от сна, тотчас же поспешил к тому месту, где оставил Таисию, и, достигнув его, действительно нашел ее уже мертвою. — Один час искреннего покаяния грешницы удовлетворил Милосердого Судию и возвратил заблуждшееся дитя к её Любвеобильному Отцу, — изрёк преподобный, и, пробыв до рассвета в молитвах, утром похоронил тело блаженной Таисии. Возвратившись в обитель, он великую радость доставил всем инокам своим рассказом о чудном раскаянии и прославлении известной им всем Таисии [ 7 ]. Преподобный Иоанн Колов известен еще как и писатель. Помимо многих изречений его, записанных другими иноками, от него осталось подробное и прекрасное описание житие преподобного Паисия [ 8 ], составленное им, как он сам выражается «для общей пользы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Как дым рассеивается в воздухе, так и помыслы рассеиваются при призывании имени Христова (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский . Добр. Т.2. С.178). Мы не можем освободиться и избавиться от бесовских помыслов при помощи помыслов человеческих. Даже разумным людям надлежит оставить всякие помыслы и всецело возложить упование на Бога, говоря: «Господи! как Ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело» (АвваДорофей. С.206). Этот пункт имеет большое значение, поскольку в час искушения многие пытаются противостоять ему силами человеческого разума. Однако, какою бы силой ни обладал разум, ему не сравниться с силою диавольского помысла. Ведь, сражаясь с помыслом, мы в действительности ведем брань не только с ним, но и с диаволом. Молитва, совершаемая с трезвением, очищает мысль от всякого мечтания лукавых помыслов и дает ей, познав слова супостатов, ощутить пользу молитвы и трезвения (Преп. Исихий, пресвитер иерусалимский . Добр. Т.2. С.191). Молясь, подвижник духовной жизни может с полной ясностью понять помысел, без мечтания подвергнуть его некоему рассечению и таким образом, не совершив греха, узнать последствия этого помысла. Вот почему подвижники, опытные в этом духовном подвиге и не позволяющие помыслу войти в душу, обычно прекрасно знают течение греха и жизнь грешника, хотя и не имеют личного опыта в этой области. Если сравнить семя врага с огнем, то упование на Бога, выражающееся в молитве – это вода, которая гасит огонь (Авва Пимен. Βασιλεου. Σ313, ρλστ). Авва Иоанн Колов говорит: «Я сижу в своей келлии и вижу лукавые помыслы над собою; когда же я не в силах противостоять им, то прибегаю к Богу посредством молитвы и спасаюсь от врага» ( Γεροντικν. Σ45, ια). Действенным способом избавления от помыслов является их откровение опытному духовному отцу. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что, «как змея, извлеченная из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека» (Добр Т 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Когда именно стали запись!ваться такого рода истории, мы не знаем. Но, вполне возможно, что и Палладий, и Евагрий уже имели в своем распоряжении некие письменные источники. 467 Этим трудам способствовали ощущение постоянной опасности и морального упадка, а также боязнь того, что великие Старцы и их время могут оказаться забытыми. Тот период истории, который мы собираемся рассмотреть, отмечен ростом скитской диаспоры, основным документом которой стало собрание Apophthegmata Patrum (Gerontikon – его более раннее, или Paterikon его более удачное название), сложившееся, вероятно, к середине пятого столетия и ставшее основою для всех существующих ныне соответствующих сборников. 468 По своему характеру собрание это является корпусом «прецедентного права» пустыни. Сборник постоянно дополнялся, однако по отношению к нашему человеческому естеству он являл и являет собою нечто вневременное. Где бы мы его не раскрыли, мы тут же находим места, говорящие именно о нас и о наших немощах. В то время как «Лавсаик» имеет отношение, прежде всего, к Нитрии, Апофтегмы, главным образом, связаны со Скитом. Именно о Ските вспоминает чаще всего следующее поколение, которое, возможно, находилось уже в рассеянии и дополнило собрание историями о подвижниках диаспоры и их изречениями. Скитские истории несут очень существенный генеалогический элемент: «Авва Петр говорил, что авва Авраам сказал, будто авва Агафон рассказывал…» – и так далее. Но вернемся настолько, насколько это возможно, – к рассмотрению истории той среды, в которой начинал складываться этот сборник. # На какоето время Скит, похоже, действительно обезлюдел. Настоятели двух общин, авва Псой и авва Иоанн Колов, судя по их составленным впоследствии Житиям, 469 назад так и не вернулись; Иоанн отправился сначала в Суэц, а затем на гору преподобного Антония, 470 Псой же перешел в Антиноэ. 471 Авва Феодор ушел не так далеко и остановился в монашеской общине Ферме, 472 которую никогда не посещавший ее Палладий описывает как гору на пути в Скит, на которой живет около пятисот монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадает в сети и тогда все могущество его смиряется. Преподобный Иоанн Колов Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить. Святитель Василий Великий Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение. Преподобный Иоанн Лествичник Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобресть ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями. Преподобный авва Серапион О ДУХОВНОМ ПОЩЕНИИ Пост телесный подразумевает: ограничение в пище; употребление особого вида пищи; редкий прием пищи. Душевный пост также должен включать в себя: ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах; контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти; редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние… Наши страсти тесно связаны с чувственными образами. Страсть появляется в сознании в виде греховного образа; и наоборот, греховный образ, воспринятый со стороны, возбуждает страсть в нашем сердце (преподобная Синклитикия называла глаза «окнами смерти»). Сценой, на которой непрестанно демонстрируются человеческие страсти во всем их разнообразии, эффективности и изощренности, в наше время является телевизор. Он похож на источник постоянной радиации, который облучает смертоносным стронцием психику людей. Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем картина убийства), теперь он видит каждый день…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Не может быть сомнения, что в видимых странностях он проявлял образ юродства, которым прикрывал свои высокие добродетели. Возможно и другое объяснение. Старец Феодот, подвизаясь всю свою жизнь в глубоком смирении, подобно древним великим подвижникам, считал себя ниже всякой твари. В житии преподобного Арсения Великого читаем, что когда он (Арсений) пришел в скит и просил, чтобы отцы приняли его в свое общество, то преподобный Иоанн Колов, искушая его, поистине ли Арсений отвергается себя сидя за трапезой, бросил с презрением ему сухарь с такими словами: «Аще хощеши, яждь...» Арсений помыслил в себе, говоря: «Сей старец ангел Божий есть и прозрел, позна же мя горша суща паче пса, яко псу поверже ми хлеб, и подобает ми, да яко пес снем данную ми пищу». Преклонися убо долу, пойде руками и ногами по земле, аки некое четвероногое животное, и взем усты своими посмаг и иде во един угол и тамо лежа на земли снеде» 443 . Зная глубокое смирение старца Феодота, нельзя сомневаться, что и он, подобно Арсению Великому , также при всяком случае смиренномудрствовал. Понятно, что иначе не могло быть, так как многие благоговели перед его добродетелями, готовы были оказывать ему всякое внимание и предлагали ему первое место в доме; но он всегда уклонялся от почестей и садился на земле ниже всех, не равняя себя даже с людьми и считая себя недостойным. Точно так же во всю жизнь он не имел своей келлии не потому, что ему не хотели дать ее наравне с другими братиями, а потому, что он сам не желал иметь ее, считая себя недостойным иметь жилище человеческое. Всматриваясь внимательно в деяния великих самоотверженников, замечаем, что они в смиренных своих мудрствованиях не разнятся между собою. Преподобный авва Моисей Мурин, когда был выгнан из алтаря, укоряя себя, говорил: «Добре сотворили тебе, черноплотне! Аще неси человек, то почто ходиши между человеками?» Блаженный Андрей юродивый, будучи замерзаем от стужи, хотел согреться между псов, но те, вероятно, почувствовав в нем власть, какая была в Адаме до падения, удалились от него. Святой, смиренномудрствуя, говорил себе: «Грешного Андрея ниже псы приемлют в свое общество!» Наш отечественный подвижник старец Парфений Киевский говорит: «Познах себя горша быти зверей, скотов и всякия гадины». Что может быть выше сего самопознания 444 . Святые отцы говорят, что эта добродетель дается уже совершенным и есть верх совершенства. Не сомневаемся, что и старец Феодот достиг сей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Однажды к святому Паисию пришел старец Иоанн, много лет живший в пустыне в подвиге строгого поста. Святой Паисий, провидев как труден для старца этот подвиг, помолился Господу о даровании ему сил. Во время молитвы преподобного старец увидел прекрасного юношу, который дал ему пищу. С тех пор старец преуспевал в постничестве. Когда к преподобному Паисию приходили иноки, чтобы получить от него наставление, он, провидя их помышления, говорил каждому полезное именно для него. Об этом свидетельствует из своего опыта и преподобный Иоанн Колов. Преподобный Паисий предсказал преподобному Пимену Великому († ок. 450; память 27 августа), пришедшему к нему еще юношей, что он спасет многих людей. Святой Паисий более всего одобрял те подвиги иноков, которые совершались втайне. Когда его спрашивали, какая добродетель наивысшая, он отвечал: «Та, которая совершается втайне и о которой никто не знает». Он не любил, чтобы его добрые дела были известны другим, поэтому скрывал свои подвиги. Когда братия начинали прославлять его за какое-либо дело, преподобный оставлял это дело и начинал совершать другой подвиг, чтобы о первом делании забыли. «Великая беда, – говорил он, – человеческая похвала. Кто ради нее трудится, тот мало получает для себя пользы, и из таких людей мало кто спасается». Преподобный Паисий Великий дожил до глубокой старости и мирно преставился ко Господу в первой трети V века. Через некоторое время святые мощи преподобного Паисия были перенесены преподобным Исидором Пелусиотом († ок. 436–440; память 4 февраля) в его монастырь на Пелусийской горе. От мощей преподобного Паисия Великого совершались исцеления многих больных. Преподобнаго Варлаама, Пинежскаго чудотворца, иже на Важе НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 4, Подобен: Званный свыше: Егда мановением Божиим распалився, Богомудре,/тогда во след Бога духом возревновал еси,/земных всех возгнушався,/Небесных благ возжелал еси,/всего себе Богови предложи,/Егоже ради пресельник бысть от дому своего и отечества,/якоже вторый Авраам./С нимже Христа Бога моли,/Егоже и возлюби,/спасти и просветити души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Письмо 240. Вып. 2, с. 55–58) 1 Зачала делят церковнославянский текст Нового Завета на части наподобие глав и также имеют свою нумерацию. За каждым богослужением читаются определенные зачала, номера которых указаны в церковном календаре. 2 Фома Кемпийский – католический автор, написавший модную в то время книгу «О подражании Христу». 3 Шестопсалмие – шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142, читаемых на каждом вечернем богослужении. Начинается оно словами: Господи, что ся умножиша стужающии ми? 10 Ср.: Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита. Об умной благодатной молитве//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. (репринт). Т. 5. С. 511. Свт. Феофан ссылается не на русское, а на славянское «Добротолюбие» по той причине, что 5-й том русского «Добротолюбия» вышел в свет в 1889 г., а цитируемое здесь письмо 516 было написано им в 1888 г. Известное нам русское пятитомное «Добротолюбие» – плод великого подвижнического труда самого свт. Феофана. 12 Скорее всего, свт. Феофан имеет в виду книгу «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении, или внимании в сердце к Богу, и истолкование молитвы Господней словами святых отцов». 1-е изд. М., 1881; 2-е изд. М., 1889. Имя составителя этой книги не указано, но известно, что им был сам свт. Феофан. В наши дни книга переиздана под названием «Святые отцы о молитве и трезвении». 13 См.: Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 28, 11, 49. С. 234, 239. 14 Имеется в виду прп. Савва Освященный († 532; память 5/18 декабря), составивший древнейший из богослужебных уставов – Иерусалимский. 19 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1999. Авва Иоанн Колов, 3. С. 202. 21 Книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (М., 1878) написана самим свт. Феофаном. 23 Разумеются не древние старцы, а новые, писавшие тому же иноку наставление от своего разумения. – Примеч. издания 1898 г. 25 Совет о четках касается духовных лиц. Мирским людям, как правило, не благословляется молиться по четкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Преподобный Пафнутий всем бых вся, да всяко некия спасет ( 1Kop. IX:22 ), и потому, желая обратить на путь спасения разбойников, пил с ними вино, вопреки своему обету 157 . По примеру Спасителя, пришедшего призвать не праведных, а грешных ( Лk. V:32 ; Mф. IX:13 ), блаженный Серапион, Симеон юродивый, Иоанн Колов, преподобный Виталий и другие спасали блудниц 158 . Преподобный Серапион, Симеон юродивый, монах Лев, Петр мытарь и Павлин Ноланский продали себя в рабство для спасения ближних и тем буквально исполнили заповедь Спасителя: болыии сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Пн. XV, 13) Воодушевляемые пламенною верою в непреложность слова Божия, ревнители благочестия глубоко были убеждены, что не прейдет всяк глагол Господень ( Mk. XIII:31 , Лk. XXI:33 ), и этот глагол действительно не преходил у них. «Многие из них, говорит того времени историк Руфин, если почувствуют нужду в чем-либо необходимом для тела, не к людям прибегают, но, обратясь к Богу и прося от Него как от Отца, получают просимое. Ибо такова в них вера, что может и горы проставлять. Посему некоторые из них молитвами останавливали стремление волн реки, готовой затопить соседние селения, как по суху, переходили по воде, укрощали лютых зверей и совершали многие и бесчисленные чудеса, так что нет сомнения, что их добродетелями стоит мир» В писаниях одного из первых подвижников, основателя иночества в Скитской пустыне, – в беседах преподобного Макария Египетского (300 – 390) сохранились «драгоценные изображения» тех особенных, высоких состояний, в которых находились души некоторых современных ему скитских подвижников. Преподобный Макарий, говоря вообще о действиях благодати в душе человека, в некоторых своих беседах описывает еще особенные более частные состояния душ облагодатствованных. «Удостоившиеся быть чадами Божиими, – говорит он, – и от Духа Святого родиться свыше, различно водятся Духом Святым. Мы возьмем примеры от наслаждений, встречающихся в мире, и по частям изобразим чрез них действия благодати в душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Иоанн Дамаскин по повелению старца вычищает нечистые монастырские отхожие места — несет тяжелую епитимию за то, что, вопреки запрещению старческому, осмелился составить стихиру на смерть одного из братии. Испытывал истинное послушание одного брата, святой Василий Великий велит ему служить при столе. А после принятия пищи, когда брат подал ему воды умыться, святой Василий говорит ему: пойди и я подам тебе умыться. Брат допустил Василию подать себе воды (Достопамятные сказания, стр. 62) «Я знаю и уверен о Господе, — говорит один старец ученику, — что если скажу тебе: пробудь целый год в темнице, то в этом ты не будешь противоречить мне» (Преподобный Варсануфий Великий, отв. 190). И ученики повинуются и преуспевают. Благословение Божие к такому беспрекословному и самоотверженному послушанию проявлялось в чудотворении. Так, авва Павел приказывает ученику своему, Иоанну, связать и привести к нему гиену: ученик, повинуясь без страха и разсуждения, связывает и приводит ее (Достопамятные сказания, стр. 146). Ученик преподобного Венедикта, отрок Плакида, тонет среди реки, преподобный, видя то прозорливыми очами, посылает другого своего ученика Мавра, спасти его. Мавр, выполняя безпрекословное послушание, спасает отрока и, спасши, узнает, что бежал по воде как по суху» (Четьи Минеи, 14 апреля). Авва Иоанн Колов, по приказанию старца, ежедневно с вечера отправляется далеко с кружкой за водой, чтоб утром полить посаженное старцем сухое дерево. Чрез три года дерево оживает и приносит плод, и старец в собрании предлагает вкусить братии от плодов послушания» (Достопамятные сказания, стр. 120). «Повинующемуся Богу повинуется все» (Святой Петр Дамаскин, книга 1. стр. 22): «послушание бывает за послушание. Если кто слушает Бога, и Бог того слушает» (Авва Моисей. Древний патерик, гл. 14 и 9). С отрицательной стороны внешнее послушание проявляется в том, что без позволения наставника ученик ничего не может делать и предпринимать, всё делает с совета и ведома своего наставника. По наставлениям Василия Великого ученик с позволения старца все должен делать, даже все маловажное, на пример, есть, пить, говорить, идти и т.п.

http://azbyka.ru/starchestvo

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010