И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый ( Пс. 85, 15 ), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты – Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты – Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 59, 241–243 ). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни ( 82, 280 ). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 280 ). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание – ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов ( 82, 288–289 ). Авва Агафон говорил: «Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

      Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление.       Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются.       Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют.       Монах спросил:       — Почему Преп. Иоанн Колов стал молиться, чтобы возвратились на него страсти?       На это Старец ответил:       — Преподобный Иоанн Колов своим горячим покаянием скоро преодолел страсти, но любви к миру и молитвы за мир не получил, и когда ощутил покой от страстей, тогда ослабела в нем молитва, и потому он стал просить, чтобы возвратились на него страсти, так как, борясь со страстями, он пребывал в непрестанной горячей молитве. А если бы он, после преодоления страстей, достиг и молитвы за мир, то не нужно было бы ему, чтобы возвратились искушения, потому что когда человек борется со страстями, тогда не может он чисто созерцать Бога или пламенно молиться за мир... Я так думаю.       Монах спросил:       — Почему Преподобному Пимену Великому спрошенный им старец сказал, чтобы он допускал помысл в сердце и уже потом боролся с ним, а другому брату, менее опытному, сказал наоборот, чтобы сразу отсекал помысл?       Старец Силуан ответил:       — Из этого совета видно, что некоторые Отцы держались такого способа духовной борьбы, т. е. допускали сначала помысл в сердце, а потом уже боролись с ним; но здесь возможны два положения: одно, когда человек не умеет хранить своего ума, тогда помыслы проникают в сердце, и лишь после этого начинается с ними брань. Это такая игра, в которой можно и проиграть. Другое,— когда монах не по немощи своей, а сознательно оставляет помысл пройти в сердце, чтобы рассмотреть все его действия, но и этот способ все равно не даст пребывать в созерцании, а потому лучше совсем не допускать помыслов, а молиться чистым умом. А тот неопытный брат, которому старец дал совет отсекать помысл сразу и никак не вступать с ним в беседу, получил этот совет потому, что был слаб и не мог противиться помыслу страсти, но несмотря на совет старца, все равно он еще не мог их удерживать, как должно, и по заповеди старца только начинал учиться трудной науке — бороться с помыслом. Так что Преподобный Пимен был сильнее и опытнее в брани духовной, чем другой брат, но все же лучше всегда хранить ум чистым от всякого помысла, и всею силою души молиться, потому что молящийся чисто ум просвещается от Господа.

http://isihazm.ru/1/?id=1444

Авва Паисий сказал: солнце не видело меня ядушим. А меня гневающимся, сказал на это Иоанн (Колов). Иоанн Колов спросил у братии: кто продал Иосифа? Один из монахов ответил: братия его. Старец возразил не братия, а смирение. Он мог бы объявить, что он брат их и воспротивиться продаже. Но он умолчал и продало его смирение, потом оно же сделало его обладателем Египта. Отечник. И преблаженному Тимофею, сколько ни был он духовен; святой Апостол повелевает внимать чтению (Т. 1:13), из сего можно дознать, что и нам надлежит привнести от себя труд, для углажения пути к приятию Святого Духа. Благовестник. 4-го марта «Дивен Бог во святых Своих» и многообразно прославляет Он любящих Его. «От благочестиваго корене» святого благоверного великого князя Владимира Мономаха произошло не мало великих деятелей и святых князей всецело восприявших душою Поучение, оставленное им их великим родоначальником. Между потомками Владимира были Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, великий князь Михаил Черниговский, великая княгиня Феодосия, в постриге Евфросинья, все почивающие нетленными мощами и источающие чудеса: у великой княгини Феодосии были святые сыновья: Феодор Ярославович, скончавшийся в молодых летах, будучи женихом, 1233 г. 5 июня, мощи его находятся в Новгороде, Александр Невский родной брат Феодора. К сродникам же их относятся и ранее убитые святые страстотерпцы Борис и Глеб звероломно погибшие от руки брата Святополка. Большою святостью, мудростью и любовью к ближним отличался и меньшой сын Александра, великий князь московский Даниил. Несмотря на то, что великокняжеский престол достался ему, когда ему было всего два года, он не только не умалил достояния предков, но ещё и многое приобрел, поднимая оружие лишь в защиту обиженных и слагая его тотчас, когда враждующие стороны приходили к соглашению. Мощи его лежат нетленными в основанном им в Москве Даниловом монастыре. Скончался в 1303 году 4 марта и перед смертью , подобно отцу своему, пожелал принять схиму. 4 же марта празднуется память преподобного Герасима, которого не только люди, но и звери дикие любили за его незлобие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

В чем смысл примера – предания о старце, жившем в пустыне? Для лучшего понимания сказанного выше приведем предание. В безмолвной пустыне жил старец. На него видимым образом напали бесы и начали тащить его вон из кельи, чтобы выгнать совсем из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но его пересилили и уже к самой двери подтащили. Еще бы немного – и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю нужду, старец воззвал: «Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!» Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Ты сам виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь». Сказав это, Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок: не барахтайся со своими страстными помыслами мысленным с ними препирательством, а тотчас обращайся к Господу с молитвой против них. Как учит побеждать помыслы преподобный Иоанн Колов? Так разумно вести мысленную брань со страстями учит и святой Иоанн Колов. Он говорил о себе: «Я делаю как человек, сидящий под деревом и внимательно осматривающийся кругом. Такой человек, как только увидит зверей, подходящих, чтобы пожрать его, тотчас взбирается на дерево, и звери, подойдя, походят-походят кругом и отходят. А я, как только замечу мысленных зверей, подходящих ко мне в страстных помыслах, тотчас востекаю умом к Господу, и эти мысленные звери и подойти ко мне не успевают, как принуждены бывают разбежаться». Зачем надо сходить вниманием ума в сердце? Припомним сказанное прежде о необходимости вниманием ума утвердиться в сердце и там непрестанно взирать и взывать ко Господу. Это то же есть, что теперь говорится об обращении к Господу с молитвой, когда восстают страстные мысли, чувства и пожелания. К Господу обращаться надо, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему. Если бы мы неопустительно исполняли это небольшое правильце: утвердившись умом в сердце, стоять пред Господом со страхом, благоговением и преданностью, – то никогда не возникли бы в нас не только страстные пожелания и чувства, но и голые помыслы. Но наша беда в том, что мы уходим вниманием ума из сердца от Господа и блуждаем мыслями на стороне далече. В эту пору и вторгаются страстные помыслы, и только мало-мало не спохватись, глядишь – уж и чувства страстные пошли, и желания такие же зашевелились. Вот и борись. А кто виноват? Не давать бы блуждать помыслам, и брани бы не было. Но пусть сплоховали мы, удалившись в сердце от Господа и там накликав на себя беду. Теперь же, когда беда уже замечена, поспешим опять укрыться туда же – в сердце пред Господом, чтобы воззвать к Нему о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской церкви. ( < < back) его — 1 января. ( < < back) провинция римской империи, находилась на востоке Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии. ( < < back) был, между прочим, и в египетских пустынях; так он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с «великим между сирийскими подвижниками отцом». «Был у нас здесь человек Божий Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем», — так говорят Иоанн Колов. ( < < back) Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он — толкователь Священного Писания; (Святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги); в других — обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных — учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что «плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, — день и ночь лились у него слезы; но лицо Ефрема цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслью к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему». Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинает Ефрем: «Сокрушайся, душа моя; сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, сделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Придите, братья мои, придите рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним день и ночь. Придите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем затем нашем осуждении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так смирять себя – есть лучший способ хранить свой ум чистым от всякого страстного помысла. Однако многие подвижники этого не разумеют и мыслить так не могут, но отчаиваются, не умея держать себя умом во аде и вместе уповать на милость Божию... Не вступая вовсе в беседу с помыслом, всей мыслью и всей силой надо прилепиться к Богу и говорить: «Господи, я грешен и недостоин Твоей милости, но Ты по единому милосердию Твоему спаси меня...» Душа часто за один помысл сомнения в милосердии Божием – «а ну-ка Господь не простит» – теряет много... Отчаяние же хуже всего, это – хула на Бога, будто бы Он не в силах спасти, или мера грехов наших может превзойти меру милосердия Божия... Он грехи всего мира полностью взял на Себя... Если мать все прощает своему дитяти, потому что оно неразумно, то тем более Господь прощает, если мы смиряемся и каемся... Духовная брань во многом похожа на обычную войну; и в этой нашей брани также нужно быть мужественным. Духовное мужество состоит в крепком уповании на милость Божию. Мужественный подвижник, если и падет в грех, или прельстится и собьется с доброго пути, или даже поклонение воздаст бесу, не теряется, но сейчас же с полным упованием обращается к Богу с покаянием и тем побеждает врагов; а немужественная душа – смущается, отчаивается и так пропадает... Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление. Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются. Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют. Монах спросил: – Почему преподобный Иоанн Колов стал молиться, чтобы возвратились на него страсти? На это старец ответил: – Преподобный Иоанн Колов своим горячим покаянием скоро преодолел страсти, но любви к миру и молитвы за мир не получил, и когда ощутил покой от страстей, тогда ослабела в нем молитва, и потому он стал просить, чтобы возвратились на него страсти, так как, борясь со страстями, он пребывал в непрестанной горячей молитве. А если бы он, после преодоления страстей, достиг и молитвы за мир, то не нужно было бы ему, чтобы возвратились искушения, потому что когда человек борется со страстями, тогда не может он чисто созерцать Бога или пламенно молиться за мир... Я так думаю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Так смирять себя — есть лучший способ хранить свой ум чистым от всякого страстного помысла. Однако многие подвижники этого не разумеют, и мыслить так не могут, но отчаиваются, не умея держать себя умом во аде и вместе уповать на милость Божию… Не вступая вовсе в беседу с помыслом, всею мыслью и всею силою надо прилепиться к Богу и говорить: «Господи, я грешен и недостоин Твоей милости, но Ты по единому милосердию Твоему спаси меня»… Душа часто за один помысл сомнения в милосердии Божием, — «а ну-ка Господь не простит», — теряет много… Отчаяние же хуже всего, это — хула на Бога, будто бы Он не в силах спасти, или мера грехов наших может превзойти меру милосердия Божия… Он грехи всего мира полностью взял на Себя… Если мать все прощает своему дитяти, потому что оно неразумно, то тем более Господь прощает, если мы смиряемся и каемся… Духовная брань во многом похожа на обычную войну; и в этой нашей брани также нужно быть мужественным. Духовное мужество состоит в крепком уповании на милость Божию. Мужественный подвижник если и попадет в грех, или прельстится и собьется с доброго пути, или даже поклонение воздаст бесу, — не теряется, но сейчас же с полным упованием обращается к Богу с покаянием, и тем побеждает врагов; а немужественная душа — смущается, отчаивается, и так пропадает… Когда кто собьется с доброго пути и впадет в прелесть, то, прежде всего, необходимо принести покаяние пред духовником, рассказав ему все. После такой исповеди действие прелести ослабнет, а потом, хоть и не сразу, но придет и полное исправление. Многие сбиваются, но, к сожалению, немногие исправляются. Многие сначала получают благодать, но очень немногие возвращают ее после того, как потеряют. Монах спросил: — Почему Преп. Иоанн Колов стал молиться, чтобы возвратились на него страсти? На это Старец ответил: — Преподобный Иоанн Колов своим горячим покаянием скоро преодолел страсти, но любви к миру и молитвы за мир не получил, и когда ощутил покой от страстей, тогда ослабела в нем молитва, и потому он стал просить, чтобы возвратились на него страсти, так как, борясь со страстями, он пребывал в непрестанной горячей молитве. А если бы он, после преодоления страстей, достиг и молитвы за мир, то не нужно было бы ему, чтобы возвратились искушения, потому что когда человек борется со страстями, тогда не может он чисто созерцать Бога или пламенно молиться за мир… Я так думаю.

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

Иисус Навин, вождь Израильский. 4 сент. Иисус, сын Иоседеков. В нед. праотец. Иоад прор., обличитель Иеровоама. 30 марта. Иоаким и Анна, Богоотцы. 9 сент. Иоанникий Великий, преп. Вифинский, ум. 846. 4 ноября. Иоанна, жена Хузы, строителя дому царя Ирода. В нед. Мироносиц. Иоанн Предтеча: его зачатие – 23 сент., рождество – 24 июня, усекновение главы – 29 авг., 1 и 2 обретение главы – 24 февр., 3 обретение – 25 мая, перенесение десной его руки из Мальты в Гатчину – 13 сент., собор – 7 янв. Иоанн Богослов, апостол и евангелист. 26 сент. Воспоминание чудесного праха, исходившего от гроба его: 8 мая. Иоанн, из 7 Ефссских отроков. 4 авг. и 22 окт. Иоанн бессребреник. муч. Александрийский ок. 311 г., с Киром и др. 31 янв. и 28 июня. Иоанн комит, муч. из 1218 воинов, при Антонине с Мелетием. 24 мая. Иоанн, пустынник Арменский, в студенце поживший. 29 марта. Иоанн отрок, сын блаж. Клеопатры, с Уаром муч. 19 окт. Иоанн, из 40 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Иоанн св. пресв., сын св. Поплии, страдавшей при Иулиане. 9 окт. Иоанн воин, живший при Иулиане. 30 июля. Иоанн преподобномуч., с Миной и Давидом. 12 апр. Иоанн еписк., муч. Персидский 343 г., с Нирсом и др. 20 ноября. Иоанн еписк., и Иаков пресв., мучч. Персидские, ок. 345 года. 1 ноября. Иоанн прозорливый, пустынник Египетский, подв. близ Ликополя, ум. 393. 27 марта. Иоанн Златоустый, архиеп. Цареградский, ум. 407. Его преставление – 14 сент., празднуется 13 ноября. Перенесение мощей – 27 янв. В соборе трех святителей: 30 января. Иоанн Колов, преп. Скитский 5 в. 9 ноября. Иоанн, пустынник Сирийский 5 века. 23 февр. Иоанн, преп. Палестинский 5 в., с Ксенофонтом и Марией. 26 янв. Иоанн Кущник. преп. Цареградский, ум. ок. 465. 15 янв. Иоанн преп., нареченный Варсонофий, еп. Дамасский, отшельник Нитрийский 5 века. 29 февр. Иоанн Каппадокийский, патриарх Цареградский, ум. 520, с Александром и Павлом. 30 авг. Иоанн преп., Хозевит, еп. Кесарийский, сконч. ранее 536 года. 3 окт. Иоанн молчальник, Савваит, прест. позже 557. 3 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В патриархальные времена, которые в прошедшем времени не так далеки от нас, в России, в семейной жизни, старшинство имело преобладающее влияние, и с ним связанное послушание, от сего плоды были добрые и люди основательнее. Из сельчан выходили старцы, крепкие верой, преданные Церкви, с ясным разумом, водимые во всём истинно христианским духом; они имели благотворное влияние на всё окружающее население. Были из них и великие подвижники, получившие благодатный дар прозорливости, таковы были: Иоанн Сезеновский, Иларион Троекуровский, по совету которого учитель Александр Гренков (впоследствии великий старец Амвросий) отправился в Оптину пустынь, которую и прославил своими подвигами. В настоящее же время русская семейная жизнь теряет прежний строй, и «оскуде преподобный». Отношения между старцем и учеником бывают таковы: старец – весь любовь и ведение, готовый во всякое время подать руку помощи, – ученик к руководителю должен иметь веру чистую и нелестную, чтобы смотреть на него как на самого Христа и во всём совершенно повиноваться ему; во всём должно быть безграничное послушание; во всех делах и словах наблюдать истину; отнюдь не спорить и не прекословить; точно и искренно исповедовать все помыслы. В «Отечнике» находятся примеры послушания в изумительном виде: Иоанн Колов, удалившись в скит к одному фивскому старцу, жил в пустыне. Авва его взял сухое дерево, посадил и сказал ему: каждый день поливай сие дерево кружкой воды, пока не принесёт плода. Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за ней с вечера и возвращался к утру. После трёх лет дерево ожило и принесло плод. Старец, взяв с него плод, принёс в собрание братий и сказал братии: возьмите, ешьте плод послушания. Иоанн, ученик аввы Павла, имел великое послушание: в одном месте было кладбище, и там жила гиена. Старец увидел около этого места навоз и сказал Иоанну, чтобы он пошёл и убрал его. Иоанн говорит ему: «А что я буду делать, авва, с гиеной?» Старец с улыбкой отвечал: «Если она нападёт на тебя, свяжи её и приведи сюда». Брат пошёл туда вечером, и вот – напала на него гиена. По повелению старца, он бросился, схватил её, но гиена побежала от него, Иоанн помчался за ней, говоря: «Авва мой велел связать тебя»; и, поймав её, связал. Между тем старец беспокоился о нём и дожидался его. Вот Иоанн идёт со связанной гиеной. Старец, увидев это, удивился; но желая смирить Иоанна, ударил его и сказал: «Глупый! Ты и привёл сюда ко мне глупую собаку!» Потом тотчас разязал гиену и отпустил её на волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Смирение – путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему ( 28, 119 ). Смирение приблизит тебя к Богу, и Бог возвеселится о тебе и тебя возвеселит, и сделаешься достойным сосудом во славу Господа твоего. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 121 ). Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на Небо. Преподобный Антоний Великий ( 82, 14 ). Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие ( 82, 151 ). Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием ( 82, 184 ). Не надейся на крепость свою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе. Преподобный авва Исаия ( 82, 203 ). Уничижающего и умаляющего себя преумудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 253 ). Врата Божии – смирение. Отцы наши после многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий. Преподобный Иоанн Колов ( 82, 287 ). Земля, на которой Господь заповедал приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие. Преподобный Пимен Великий ( 82, 346 ). Если кто будет смиряться, то блистательно и величественно будет вознесен, потому что Бог собственной силой возвышает смиренного. Святитель Василий Великий ( 8, 380 ). Кто смиряет себя перед Богом и людьми, тот может сохранить данную ему благодать. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 273 ). Когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он обыкновенно подает самое обильное благословение Свое тем, из-за которых благословляется Сам. Святитель Иоанн Златоуст ( 38, 309 ). Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище – Господь ( 55, 45 ). Кто уничижает и умаляет самого себя, того преумудрит Господь ( 55, 47 ). Смирение преображает душу божественными созерцаниями ( 55, 239 ). Смиренномудрие, по причине постоянного самоограничения, приходит в созерцание и украшает душу целомудрием ( 55, 280 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010