3 . А поскольку это установлено, пойми, что [всё], что бы ты ни читал о Христе, читается о Сыне Божием. Что бы ты ни прочел о Господе или о Христе, всё это называет Его Сыном Божиим. Ибо все эти Его наименования провозглашают Сына Божия. И поэтому во всех этих, каких бы ты ни слышал, [случаях] ты, признавая имя божества, когда увидишь, что тебе следует признавать и Сына Божия, докажи, если угодно, каким образом ты можешь отделить Бога от Сына Божия. Книга III Глава 1. О том, что Христос, Который является равным образом и человеком, и Богом, произошел от Израиля и Девы Марии по плоти, как пишет об этом святой апостол Павел Другие доказательства божества Христа 1 . Сей божественный учитель церквей, когда в Послании к Римлянам порицал или, скорее, оплакивал неверие иудеев, то есть его собственных братьев, писал, употребляя следующие слова: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим.9:3–5 ). 2 . О чувство [любви] (О affectum) и вернейшего апостола, и милосерднейшего родственника, который по своей обильнейшей любви желал умереть – и за сородичей, как родной, и за учеников, как учитель! И что же, в конце концов, было причиной, по которой он хотел умереть? Только одно: чтобы они жили. Но в чем состояла их жизнь? В том, как он сам говорит, чтобы познали Христа как Бога, по плоти рожденного, из Его плоти. И еще более апостол скорбел потому, что Его, (262) рожденного от Израиля, не поняли, – Того, Кого из своих потомков должны были любить больше всего. Христос – сущий над всем Бог 3 . От которых Христос, говорит, по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки ( Рим.9:5 ). Его, Христа, от них родившегося по плоти, говорит, Который есть сущий над всем Бог, благословенный во веки. Ты отрицаешь не то, что Христос родился от них по плоти, но то, что Он, рожденный от них, есть Бог. Зачем выкручиваешься? Зачем изворачиваешься? Апостол сказал, что Христос – Бог, от Израиля по плоти рожденный. Ты укажи, когда Он [таковым] не был. От которых Христос, говорит, по плоти, сущий над всем Бог. Видишь: коль скоро апостол это связал воедино, Бог совершенно не может быть отделен от Христа. Ибо как апостол проповедует, что Христос из них, так он и утверждает, что Бог во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Ведь говорит, что в Нем то знает по плоти, что Он воскрес из мертвых. Теперь же в Нем он Его уже не знает по плоти, поскольку окончилась тленность плоти, знает Его только в силе Божией. Будучи надежным и вполне достойным свидетелем в проповедании божества Господа, вразумленным в начале своего призвания с небес, [апостол] поверил в величие воскресшего из мертвых Господа нашего Иисуса Христа не столько верой своей души, сколько удостоверился телесными очами. Глава 6. Из явления Христа, бывшего апостолу, преследовавшему Церковь, показывает, что во Христе были обе природы 1 . Поэтому он также перед царем Агриппой и перед другими мирскими судьями, рассуждая, говорил так: Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. [Col. 57] Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. (267) Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь ( Деян.26:12–15 ). 2 . Видишь, что апостол, узрев Его в таком сиянии величия, прямо говорил, что уже не знает по плоти. Когда же он, распростершись на земле, увидел это сияние Божественного света, которого не мог вынести, последовал этот голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? И ему, ищущему, кто это, Господь, ясно уведомляя о Своем Лице, ответил так: Я Иисус из Назарета, Которого ты гонишь. Тебя, тебя, еретик, теперь спрашиваю, к тебе взываю: веришь ли тому, что о себе говорит апостол, или не веришь? Или если даже это мало ценишь, веришь ли тому, что о Себе говорит Господь, или не веришь? Если веришь, вопрос закрыт. Ведь необходимо, чтобы ты верил в то, во что верим мы. 3 . А мы, вслед за апостолом, если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Мы Христу не наносим оскорблений, мы не отделяем плоть от Бога и верим, что Христос весь – в Боге. Следовательно, если ты веришь в то, во что верим мы, необходимо, чтобы те же самые признал и таинства веры (eadem necesse est fidei sacramenta fatearis). Если же ты с нами расходишься, если не веришь ни Церкви, ни апостолу, ни, наконец, тому, что Бог говорит о Себе, покажи нам в том, что видел апостол, – что есть плоть и что есть Бог. Я же не в состоянии это различить: вижу неизреченное озарение, вижу необъяснимое сияние, вижу нестерпимый для человеческой немощи блеск и сверкающий свет Бога – превыше того, что могут вынести смертные очи, – неизмеримое величие, блистающее Божественным светом. Какое здесь разделение (divisio), какое здесь различение (discretio)?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Видишь, как, добавляя к именам мужа и жены (320) [имена] Христа и Церкви, он влечет от плотского слышания к духовному пониманию. Ибо когда все это сказал, то добавил те свидетельства, которые использовал Господь в Евангелии, говоря: [Col. 128] посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Мф.19:5 ). И после этого, словно громким голосом, торжественно провозглашает: Тайна сия велика ( Еф.5:32 ). [Col. 129] Он, конечно же, полностью устраняет и отсекает плотское понимание, говоря, что это всецело Божественная тайна. И что же после к этому добавил? Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Когда сказал, что тайна сия великая, не сказал, что это изложение тайны. Но что? Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Это нужно сказать: это великая тайна, но по отношению ко Христу и Церкви, то есть так как возможно, что в настоящее время не все смогут понять это, они смогут, по крайней мере, понять то, что все же не противоречит и не отличается от этого, потому что и то, и другое во Христе. Но поскольку они не могут понять более глубокого, то, по крайней мере, [Col. 130] пусть постигнут более легкое, и когда начнут понимать очевидное, то смогут прийти и к более высокому и, познавая теперь ясное, достигнут впоследствии и более глубокого. Глава 12. Показывает подробнее ту тайну, которая обозначается под именами мужа и жены 1 . Итак, чем является эта великая тайна, которая обозначается именами мужа и жены? Спросим же самого апостола, который в другом месте учит о том же, используя те же самые слова, говоря: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, [Col. 131] проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ). Итак, что есть эта великая тайна, (321) как не явление во плоти? Безусловно, то, что Бог был рожден во плоти, Бог был явлен в теле, и открыто явился во плоти, и открыто вознесся в славе. 2 . Итак, это и есть великая тайна, когда Он Сам говорит: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Мф.19:5 ). Итак, эти двое как одна плоть, конечно же, Бог и душа. Ибо в той одной человеческой плоти, которая соединяется с Богом, присутствуют Бог и душа, согласно словам Самого Господа: Никто не отнимает душу у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Гласит Писание: поклонятся тебе и у тебя помолятся, ибо в тебе Бог и нет другого Бога ( Ис.45:14 ). Таково слово пророка, Павел же ясно раскрыл это в словах: потому что Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор.5:19 ). [Col. 91] Итак, говорится в Писании: ибо в тебе Бог и нет другого Бога. Пророк словами ибо в Тебе Бог есть ясно указал не только на Того, Кто был, но и на Того, Кто обитал в Присутствовавшем, различая Обитающего от Того, в Ком обитал, обозначением природ [то есть Божественной и человеческой], но не отрицая единства. Глава 12. О том, что именование Спасителем одним образом применимо ко Христу, а другим – к людям 1 . Сказано: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали, Бог Израилев Спаситель ( Ис.45:15 ). [Col. 92] Хотя Писание уже указало многочисленными и явными свидетельствами на Того, о Ком говорило, теперь оно точнейшим образом выразило в имени «Спаситель» имя Христово. Ведь Спаситель значит то же, что и Христос, по свидетельству ангельскому: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). 2 . Ни для кого не подлежит сомнению, что по-еврейски имя «Иисус» обозначает «Спаситель», и Ангел подтверждает это святой Деве Марии словами: наречешь имя Ему (300) Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф.1:21 ). [Col. 93] И еще, чтобы ты не мог сказать, будто Он назван Спасителем в том же смысле, как это говорится о других людях: и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа ( Суд.3:9 ), и: И Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры ( Суд.3:15 ), – Ангел добавил: ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф.1:21 ). 3 . Ведь человеку невозможно искупить народ из порабощения греху, это возможно лишь Тому, о Ком сказано: вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира ( Ин.1:29 ). [Col. 94] Все остальные спасали не свой народ, но Божий, не от грехов, но от врагов. Глава 13. Излагает, кого же пророк Исаия имел в виду в словах: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали! (Ис.45:15)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Итак, не видишь ли ты, что Писание в одном месте говорит, что в мир пришел Сын Человеческий, в другом – что пришел Иисус Христос, в третьем – Слово Божие? Итак, пойми, что здесь несогласие в именах, а не в предмете речи и что в различных наименованиях – одна и та же сила. Ведь Тот, Кто пришел в мир, называется то Сыном Человеческим, то Божиим, то есть Словом Божиим, и обоими именами обозначается Он Один. Глава 8. О том, что различие имен не наносит ущерба Божественному могуществу 1 . Итак, поскольку, согласно евангелисту, в мир пришел Тот, через Которого мир создан, и стал Сыном Человеческим Бог, Создатель мира, то не имеет принципиального значения каждое имя в отдельности, ведь под ними всеми понимается Бог. Ведь ни Его достоинство, ни воля не умаляют Его божества, [Col. 85] поскольку Само божество доказывается тем, что происходит все, чего бы Он ни восхотел. Итак, Он пришел в мир, ибо возжелал; родился человеком, ибо возжелал; был назван Сыном Человеческим, ибо возжелал. Ведь у Бога все, что является словом, то является и деянием Божиим. Силу Его могущества (295) не уменьшает различие Его имен. Сколькими именами Он ни был бы назван, во всех Он Один и Тот же. И пусть в наименованиях и есть некоторая разница, в силе имен присутствует лишь одно величие и могущество. Глава 9. Высказанная мысль подтверждается ветхозаветными пророками 1 . Впрочем, до настоящего времени мы пользовались свидетельствами евангельскими, и преимущественно апостольскими, [Col. 86] в качестве, так сказать, наиболее приближенных к нам по времени, теперь же приведем свидетельства пророков как наиболее древние. И соединяя, таким образом, древние свидетельства с недавними, сделаем так, чтобы все познали, что Священное Писание во всем своем своде единогласно свидетельствовало о Господе, Которому предстояло прийти во плоти. Итак, сей выдающийся и удивительный как дарованиями, данными Богом, так и своими свидетельствами пророк [Иеремия], которого единственного коснулось освящение еще до его рождения (ср. Иер.1:5 ), возглашает: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Варух.3:36–38 ). Итак, он говорит: Сей есть Бог наш ( Варух.3:36 ). [Col. 87]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Итак, ты видишь теперь в этом три – Бога, плоть и душу: Бога, Который говорит; плоть, в которой говорит; душу, о которой говорит. Итак, поэтому пророк говорит о человеке: брат не избавит, избавит… человек ( Пс.48:8 ). Но о Нем сказано: восшел [туда], где был прежде ( Ин.6:62 ), и о Нем мы читаем: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). Поэтому, я говорю, оставит Человек Отца Своего и матерь, то есть Бога, от Которого был рожден, и Иерусалим, который матерь всем нам ( Гал.4:26 ), и прилепится к человеческой плоти, словно к жене своей. [Col. 132] 4 . И поэтому Он четко говорит об отце: оставит человек отца своего; о матери же не говорит «своя», но только использует слово «мать», потому что это не только Ему мать, но всем верующим, то есть всем нам. И Он прилепится к жене своей, потому что как муж и жена суть одно тело, так и Божественное величие и человеческая плоть [во Христе] едины и суть два, то есть Бог и душа в единой плоти. Поскольку как плоть имеет в себе обитателя Бога, (322) так и душа живет вместе с Богом. 5 . Итак, это есть великая тайна – исследовать то, к чему призывает нас восхищение апостола и приглашает одобрение Божества; и это, конечно же, принадлежит Христу и Церкви, как он сам говорит: я говорю по отношению к Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Потому что плоть Церкви есть плоть Христа, и в плоти Христа пребывают Бог и душа, и Тот же во Христе, что и в Церкви, потому что, как верим, во Христе – та же тайна, которая содержится верой и в Церкви. (323) Глава 13. Насколько древние патриархи жаждали видеть явление этой тайны 1 . Итак, эта тайна была открыта во плоти, явлена миру, проповедана в народах ( 1Тим.3:16 ), и многие древние святые желали видеть во плоти то, что предвидели в духе. [Col. 133] Господь говорит: ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). И также говорит пророк Исаия: О, если бы Ты, Господи, расторг небеса и сошел! ( Ис.64:1 ). Но и Давид говорит: Господи! Приклони небеса и сойди ( Пс.143:5 ). Моисей также говорит: Открой мне Себя, чтобы я ясно увидел Тебя ( Исх.33:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Неужели Священные Писания сами себя опровергают? Никоим образом, но все они: и апостол, сказавший, что через Христа все было создано, и евангелист, изъяснивший о Слове, через Которое все начало быть, – имели в виду Одного и Того же. Выслушай же, что говорит Слово Божие, Само сущее Богом, о Самом Себе: Никто не восходил на небо, [Col. 83] как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). И еще говорит Оно: Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? ( Ин.6:62 ). Оно сказало, что Сын Человеческий пребывал на небе, изрекло, что Сын Человеческий сошел с небес. 4 . Так что же? Что ты невнятно бормочешь? Отрицай все это, если способен. Ты требуешь обоснования для сказанного? Тебе я его не дам, ведь это сказал Сам Бог, Бог сказал это мне, и слово Его – наивысшее обоснование. Отвергаю всякие доводы, отвергаю обсуждения: мне для доверия [сказанному] достаточно одной личности Сказавшего. Не следует мне сомневаться в сказанном, не дозволено и обсуждать этого. Для чего мне искать чего-либо еще, если сказанное Богом – истина, когда мне незачем сомневаться в истинности сказанного Богом? Итак, говорит, никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Сын Человеческий всегда пребывал Сыном Божиим 5 . Несомненно, Слово Отчее всегда пребывало на небесах. И каким образом он упомянул, что Сын Человеческий всегда пребывал на небесах? Итак, знай, он учил, что Сын Человеческий всегда пребывал Сыном Божиим, поскольку он утверждает, что Тот, Кто недавно явился как Сын Человеческий, всегда пребывал на небесах. Из этого следует нечто большее: именно, что Тот Самый Сын Человеческий, то есть Слово Божие, Которое сказало, что сошло с небес, свидетельствует, что пребывает на небесах и тогда, когда говорит на земле: Никто не восходил на небо, (293) как только сшедший с небес Сын Человеческий. 6 . Кем же, спрашиваю я, является Тот, Кто так говорит? Конечно, Христом. И где Он пребывал, когда говорил это? Очевидно, на земле. И каким образом Он, будучи рожденным, мог свидетельствовать о Себе, что сошел с небес, и в то же время, говоря это, [свидетельствовать,] что пребывает на небесах? Кроме того, как мог Он говорить, что является Сыном Человеческим, когда только Бог может сойти с небес, и что, говоря это на земле, Он не мог пребывать на небесах, разве только в силу неограниченности Божества? Итак, обрати внимание и пойми, что Он есть и Сын Человеческий, ибо Он Сын Человеческий, поскольку воистину родился от человека 40 , и Слово Божие, поскольку в то время, как Он говорит на земле, всегда пребывает на небесах. И то, что Он называет Себя истинно Сыном Человеческим, относится к рождению от человека, а к беспредельности Божества – то, что Он не удаляется полностью от небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Следовательно, высказывание апостола есть свидетельство всего Божества. Ибо необходимо, чтобы это высказывание имело такую силу, как у того, от кого оно исходило. Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). Следовательно, если Петру не плоть и кровь открыли это и вдохновили, то уже понимаешь, кто вдохновил тебя. Если того, кто исповедал Христа Богом, научил Дух Божий, то видишь ли, что если ты смог отрицать это, то ты научен духом бесовским? Глава 14. Исповедание святого Петра есть вера всей Церкви 1 . Однако же за этим высказыванием Господа, которым он восхвалил Петра, какие другие последовали высказывания? [Col. 70] И Я, сказал, говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою ( Мф.16:18 ). Видишь, что высказывание Петра есть вера Церкви? Значит, неизбежно вне Церкви тот, кто веры Церкви не придерживается. Говорит Господь: и дам тебе ключи Царства Небесного ( Мф.16:19 ). Ключи Царства Небесного и врата ада 2 . Эта вера удостоилась неба, эта вера приняла ключи Царства Небесного. Пойми, что тебе остается. Войти в дверь, [открывающуюся] этим ключом, ты не сможешь, коль скоро ты отрицал веру этого ключа. И врата ада, говорит, не одолеют тебя ( Мф.16:18 ). Врата ада есть вера еретиков, и даже скорее вероотступничество. И насколько отстоит от неба ад, настолько от того, кто Христа исповедал, – тот, кто Его отрицает. Что свяжешь, говорит, на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). 3 . Совершенная вера (280) апостола некоторым образом получила Божественную власть, так как что свяжет или разрешит на земле, то и на небесах будет связано или разрешено. Значит, ты, идущий против апостольской веры, коль скоро видишь, что уже связан на земле, знай, что, кроме того, ты также связан и на небесах. Но долго перечислять по отдельности то, что своим числом составляет широчайшее и обильнейшее изложение, даже если напоминается об этом кратко и сжато. Глава 15. Ту же самую веру святого Петра святой Фома также исповедал после воскресения Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

4 . Вот здесь человек Божий говорит от Бога и яснейшим образом свидетельствует о том, что от Марии явилась благодать Божия. И чтобы ты случайно не стал отрицать, что из Марии явился Бог, он тотчас же добавил имя Спасителя, – разумеется, чтобы ты верил, что Тот, Который родился от Марии, является Богом в силу того, что ты не можешь отказать [Ему] быть родившимся Спасителем, согласно сказанному: Ибо ныне родился вам Спаситель ( Лк. 2:11 ). О, какой удивительный и воистину от Бога был дан язычникам учитель! Он, зная наперед это безумие еретической порочности, которое в споре низвергло наименования Божии и не устрашилось клеветать на Бога [на основании] Его имен, прежде поставил имя Бога, чтобы еретик не отделял именование Спасителя от Божества. (255) Разумеется, [он так сделал] для того, чтобы предпосланное имя Бога присвоило бы себе все имена, которые [затем] последовали, и никто из последующих не стал веровать, что Христос – всего лишь человек, тогда как он сразу в первом же наименовании [Col. 42] назвал [Его] Богом. 5 . Ожидая, сказал тот же апостол, блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Конечно, сей славный учитель божественной мудрости видел, что, ввиду коварных хитростей диавольского обмана, самого по себе простого учения недостаточно, если не укрепить святую проповедь веры оградой осторожности. И потому, хотя он выше [и] поставил имя Бога и Спасителя, здесь добавил: Иисуса Христа, – разумеется, чтобы ты, возможно, не стал полагать, что для обозначения Господа Иисуса Христа недостаточно тебе одного имени Спасителя, и не стал мыслить, что Тот же Иисус Христос не есть Бог, Которого ты познал, что Он – Спаситель Бог. Спаситель – Бог, Иисус – Бог и Христос – Бог 6 . Посему что говорит? Ожидая, говорит, блаженного упования и пришествия славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Здесь ни в каком из имен Господа нашего нет недостатка: ты видишь здесь [наименования] и Бога, и Спасителя, и Иисуса, и Христа. Но рассматривая их все, ты ясно видишь, что все они – о Боге. Ибо ты слышал [не только] [имя] Бога, но и Спасителя. Слышал [не только имя] Бога, но и Иисуса. Слышал, что Он есть Бог, но и Христос. Не может быть разделено под предлогом различия именования то, что Божество соединило единством. [И] что бы тебе ни хотелось исследовать относительно этих [именований] – найдешь одно и то же. Спаситель есть Бог, и Иисус есть Бог, и Христос есть Бог. Многообразно по именованию, но одно по значению

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

4 . Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; [Col. 65] ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:6–9 ). Видишь, о сколь многом говорит столь краткая апостольская речь? Она излагает то, что Премудрость сказала о Себе, но Премудрость, которую знают только совершенные, а мудрецы века сего не знают. Ведь он говорит, что это есть премудрость Бога, которая покрыта Божественной тайной и прежде всех век предназначена в славу святых; по этой же причине она познается только теми, кто знает Бога, властям же века сего совершенно неизвестна. 5 . Причину же добавил, которая доказывала и то и другое, что он говорил: если бы познали, (275) то не распяли бы Господа славы. Но написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Видишь теперь, что премудрость Божия, в тайне сокровенная и прежде веков предназначенная, была неизведана теми, кто распял Господа славы.? Но познана теми, которые Его приняли. Верно же он говорит, что Божия премудрость сокрыта в тайне, ибо око ни одного человека этого не видело, и ухо не слышало, и сердце не могло помыслить, что Господь славы либо родится от Девы, либо придет во плоти, либо будет подвержен претерпеванию всех страданий и поруганий. 6 . Но это, несомненно, дар Божий: поскольку нет никого, кто их, сокрытых в тайне, мог бы познать сам по себе, то блажен тот, кто познал их из откровения. Поэтому всякий, кто не познает ее, неизбежно окажется в числе властей века сего; кто же познает – среди премудрых Божиих. Следовательно, не признает Бога, родившегося во плоти, тот, кто отрицает; значит, и вы, которые отрицаете, не признаете. Но что бы вы ни делали, что бы вы нечестиво ни отрицали, мы больше верим апостолу. Да что я говорю апостолу? Более верим Богу. Ведь через апостола верим Тому, Кому, говорившему в апостоле, мы верны. Божественная речь говорит, что Он – Господь славы, распятый властями века сего; ты отрицаешь, и они, кто распинали, отрицали, что распинают Бога. [Col. 66] Распятие Господа славы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010