2 . Разве ты не видишь, что Бог указан пророком, словно протянутой рукой, и обозначен, словно указательным перстом? Ведь он говорит: Сей есть Бог наш ( Варух.3:36 ). Теперь скажи мне, на какого Бога указывал пророк этими знаками и указаниями? Неужели на Отца? Но какая необходимость была указывать на Того, Кого все, как полагали, уже знали? Ведь иудеи тогда не имели неведения о Боге, ибо жили под законом Божиим. Но он так действовал для того, чтобы они познали Сына Божиего как Бога. 3 . Вот почему прав был пророк, когда говорил о Том, кто изобрел всякую премудрость, то есть дал Закон, что увидят Его на земле, то есть что Он воплотится, чтобы иудеи, поскольку они не сомневались, что давший Закон является Богом, признали Богом и Того, Кто должен был прийти во плоти, (296) и чтобы они услышали, что Тому, в Которого они верили как в законодателя Бога, следует быть увиденным через восприятие человеческой плоти. Ведь и Сам Он обещал через пророка Свое пришествие: Я Тот же, Который сказал: «вот Я!» ( Ис.52:6 ). 4 . Итак, Священное Писание гласит: никто другой не сравнится с Ним ( Варух.3:36 ). Сей пророк, предвидя извращение догматов, достойнейшим образом лишил всякого смысла еретическое извращение, говоря: никто другой не сравнится с Ним. Он – единственный, рожденный Богом от Бога, по повелению Которого образовался порядок вселенной, воля Которого стала причиной вещей, Чьей властью создан мир, Который сказал обо всем – и оно образовалось, повелел – и все было сотворено. Итак, Он – единственный, Кто говорил с патриархами, Кто пребывает в пророках, Кто, зачатый от Духа, рожден Девой Марией, Кого увидел мир, Кто обращался среди людей, Кто пригвоздил к древу креста рукописание прегрешений (см. Кол.2:14 ), Кто с помощью креста одержал победу над силами враждующих против нас врагов, Кто попрал смерть, Кто сообщил всем веру в воскресение, Кто славой Своего Тела уничтожил повреждение плоти человеческой. [Col. 88] 5 . Итак, ты видишь, что все это относится к Господу Иисусу Христу. И по этой причине никто другой не сравнится с Ним, поскольку Он – единственный в исключительности сей славы и блаженства быть рожденным Богом от Бога. Итак, пророческое учение вело к тому, чтобы все признали Единородного Сына Отчего и, поскольку они услышали, что с Сыном никто другой не сравнится, познали, что в Отце и Сыне единое божество. После того, говорит он, Он явился на земле и обращался между людьми. Не видишь ли, что здесь явственно обозначается пришествие Господа и Его рождество? Разве Отец, о Котором написано, что Он невидим никому, кроме Сына (ср. Ин.1:18 ; Мф.11:27 ), когда-либо явлен был на земле, или воплотился, или обращался среди людей? Никоим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

2 . Тогда ведь, пожалуй, можно подумать, что между нами различие более во времени, чем в сути, потому что божество, о Котором мы говорим, что родилось вместе с Господом нашим Иисусом Христом, ты называешь внедренным позже. Но дело в том, что, отрицая, что божество родилось вместе с Господом, ты не можешь потом верно исповедовать [Его]. Так как не может одно и то же в одном отношении быть нечестивым, а в другом – ясно представляться благочестивым и одно и то же представлять [собой] отчасти веру, а отчасти – вероломство. Поэтому первое, что я у тебя спрашиваю: Господа нашего Иисуса Христа, Который родился от Марии Девы, ты называешь человеческим ли только Сыном или также Сыном Божиим? Сын Божий и Сын Человеческий 3 . Ибо мы, то есть вера всех кафоликов, мы, повторяю, все и верим, и помышляем, и знаем, и исповедуем и Того и Другого, то есть что Он – и Сын Человеческий, так как родился от человека, и Сын Божий, так как зачат от Божества. Итак, ты признаёшь и то и другое, то есть что Он – Сын Божий и человеческий или [что] только человеческий? Если только человеческий, то тебе возражают апостолы, возражают пророки, возражает, [Col. 45] наконец, Сам Дух Святой, посредством Которого совершилось [Его] зачатие. 4 . Заграждаются твои бесстыднейшие уста всеми свидетельствами Божественных Писаний, заграждаются священными рукописаниями святых свидетелей, заграждаются [они], наконец, самим Евангелием Бога, словно Божественной рукой. И упомянутый великий [Архангел] Гавриил, который у Захарии голос неверия удержал силой своего слова, гораздо более осудил твои хулу и нечестие своими собственными устами, говоря Деве Марии [Col. 46], Матери Бога: Дух, говорит, Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ). Видишь ли, что Иисус Христос для того, чтобы стать Сыном человеческим по плоти, прежде объявлен был Сыном Божиим? Ибо Дева Мария, Которой предстояло родить Господа, зачала в Себе от сошествия Святого Духа (260) и при содействии силы Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3 . А поскольку это установлено, пойми, что [всё], что бы ты ни читал о Христе, читается о Сыне Божием. Что бы ты ни прочел о Господе или о Христе, всё это называет Его Сыном Божиим. Ибо все эти Его наименования провозглашают Сына Божия. И поэтому во всех этих, каких бы ты ни слышал, [случаях] ты, признавая имя божества, когда увидишь, что тебе следует признавать и Сына Божия, докажи, если угодно, каким образом ты можешь отделить Бога от Сына Божия. Книга III Глава 1. О том, что Христос, Который является равным образом и человеком, и Богом, произошел от Израиля и Девы Марии по плоти, как пишет об этом святой апостол Павел Другие доказательства божества Христа 1 . Сей божественный учитель церквей, когда в Послании к Римлянам порицал или, скорее, оплакивал неверие иудеев, то есть его собственных братьев, писал, употребляя следующие слова: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим.9:3–5 ). 2 . О чувство [любви] (О affectum) и вернейшего апостола, и милосерднейшего родственника, который по своей обильнейшей любви желал умереть – и за сородичей, как родной, и за учеников, как учитель! И что же, в конце концов, было причиной, по которой он хотел умереть? Только одно: чтобы они жили. Но в чем состояла их жизнь? В том, как он сам говорит, чтобы познали Христа как Бога, по плоти рожденного, из Его плоти. И еще более апостол скорбел потому, что Его, (262) рожденного от Израиля, не поняли, – Того, Кого из своих потомков должны были любить больше всего. Христос – сущий над всем Бог 3 . От которых Христос, говорит, по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки ( Рим.9:5 ). Его, Христа, от них родившегося по плоти, говорит, Который есть сущий над всем Бог, благословенный во веки. Ты отрицаешь не то, что Христос родился от них по плоти, но то, что Он, рожденный от них, есть Бог. Зачем выкручиваешься? Зачем изворачиваешься? Апостол сказал, что Христос – Бог, от Израиля по плоти рожденный. Ты укажи, когда Он [таковым] не был. От которых Христос, говорит, по плоти, сущий над всем Бог. Видишь: коль скоро апостол это связал воедино, Бог совершенно не может быть отделен от Христа. Ибо как апостол проповедует, что Христос из них, так он и утверждает, что Бог во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Ведь говорит, что в Нем то знает по плоти, что Он воскрес из мертвых. Теперь же в Нем он Его уже не знает по плоти, поскольку окончилась тленность плоти, знает Его только в силе Божией. Будучи надежным и вполне достойным свидетелем в проповедании божества Господа, вразумленным в начале своего призвания с небес, [апостол] поверил в величие воскресшего из мертвых Господа нашего Иисуса Христа не столько верой своей души, сколько удостоверился телесными очами. Глава 6. Из явления Христа, бывшего апостолу, преследовавшему Церковь, показывает, что во Христе были обе природы 1 . Поэтому он также перед царем Агриппой и перед другими мирскими судьями, рассуждая, говорил так: Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. [Col. 57] Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. (267) Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь ( Деян.26:12–15 ). 2 . Видишь, что апостол, узрев Его в таком сиянии величия, прямо говорил, что уже не знает по плоти. Когда же он, распростершись на земле, увидел это сияние Божественного света, которого не мог вынести, последовал этот голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? И ему, ищущему, кто это, Господь, ясно уведомляя о Своем Лице, ответил так: Я Иисус из Назарета, Которого ты гонишь. Тебя, тебя, еретик, теперь спрашиваю, к тебе взываю: веришь ли тому, что о себе говорит апостол, или не веришь? Или если даже это мало ценишь, веришь ли тому, что о Себе говорит Господь, или не веришь? Если веришь, вопрос закрыт. Ведь необходимо, чтобы ты верил в то, во что верим мы. 3 . А мы, вслед за апостолом, если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). Мы Христу не наносим оскорблений, мы не отделяем плоть от Бога и верим, что Христос весь – в Боге. Следовательно, если ты веришь в то, во что верим мы, необходимо, чтобы те же самые признал и таинства веры (eadem necesse est fidei sacramenta fatearis). Если же ты с нами расходишься, если не веришь ни Церкви, ни апостолу, ни, наконец, тому, что Бог говорит о Себе, покажи нам в том, что видел апостол, – что есть плоть и что есть Бог. Я же не в состоянии это различить: вижу неизреченное озарение, вижу необъяснимое сияние, вижу нестерпимый для человеческой немощи блеск и сверкающий свет Бога – превыше того, что могут вынести смертные очи, – неизмеримое величие, блистающее Божественным светом. Какое здесь разделение (divisio), какое здесь различение (discretio)?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Видишь, как, добавляя к именам мужа и жены (320) [имена] Христа и Церкви, он влечет от плотского слышания к духовному пониманию. Ибо когда все это сказал, то добавил те свидетельства, которые использовал Господь в Евангелии, говоря: [Col. 128] посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Мф.19:5 ). И после этого, словно громким голосом, торжественно провозглашает: Тайна сия велика ( Еф.5:32 ). [Col. 129] Он, конечно же, полностью устраняет и отсекает плотское понимание, говоря, что это всецело Божественная тайна. И что же после к этому добавил? Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Когда сказал, что тайна сия великая, не сказал, что это изложение тайны. Но что? Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Это нужно сказать: это великая тайна, но по отношению ко Христу и Церкви, то есть так как возможно, что в настоящее время не все смогут понять это, они смогут, по крайней мере, понять то, что все же не противоречит и не отличается от этого, потому что и то, и другое во Христе. Но поскольку они не могут понять более глубокого, то, по крайней мере, [Col. 130] пусть постигнут более легкое, и когда начнут понимать очевидное, то смогут прийти и к более высокому и, познавая теперь ясное, достигнут впоследствии и более глубокого. Глава 12. Показывает подробнее ту тайну, которая обозначается под именами мужа и жены 1 . Итак, чем является эта великая тайна, которая обозначается именами мужа и жены? Спросим же самого апостола, который в другом месте учит о том же, используя те же самые слова, говоря: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, [Col. 131] проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ). Итак, что есть эта великая тайна, (321) как не явление во плоти? Безусловно, то, что Бог был рожден во плоти, Бог был явлен в теле, и открыто явился во плоти, и открыто вознесся в славе. 2 . Итак, это и есть великая тайна, когда Он Сам говорит: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Мф.19:5 ). Итак, эти двое как одна плоть, конечно же, Бог и душа. Ибо в той одной человеческой плоти, которая соединяется с Богом, присутствуют Бог и душа, согласно словам Самого Господа: Никто не отнимает душу у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Гласит Писание: поклонятся тебе и у тебя помолятся, ибо в тебе Бог и нет другого Бога ( Ис.45:14 ). Таково слово пророка, Павел же ясно раскрыл это в словах: потому что Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор.5:19 ). [Col. 91] Итак, говорится в Писании: ибо в тебе Бог и нет другого Бога. Пророк словами ибо в Тебе Бог есть ясно указал не только на Того, Кто был, но и на Того, Кто обитал в Присутствовавшем, различая Обитающего от Того, в Ком обитал, обозначением природ [то есть Божественной и человеческой], но не отрицая единства. Глава 12. О том, что именование Спасителем одним образом применимо ко Христу, а другим – к людям 1 . Сказано: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали, Бог Израилев Спаситель ( Ис.45:15 ). [Col. 92] Хотя Писание уже указало многочисленными и явными свидетельствами на Того, о Ком говорило, теперь оно точнейшим образом выразило в имени «Спаситель» имя Христово. Ведь Спаситель значит то же, что и Христос, по свидетельству ангельскому: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). 2 . Ни для кого не подлежит сомнению, что по-еврейски имя «Иисус» обозначает «Спаситель», и Ангел подтверждает это святой Деве Марии словами: наречешь имя Ему (300) Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф.1:21 ). [Col. 93] И еще, чтобы ты не мог сказать, будто Он назван Спасителем в том же смысле, как это говорится о других людях: и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа ( Суд.3:9 ), и: И Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры ( Суд.3:15 ), – Ангел добавил: ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф.1:21 ). 3 . Ведь человеку невозможно искупить народ из порабощения греху, это возможно лишь Тому, о Ком сказано: вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира ( Ин.1:29 ). [Col. 94] Все остальные спасали не свой народ, но Божий, не от грехов, но от врагов. Глава 13. Излагает, кого же пророк Исаия имел в виду в словах: ибо Ты – Бог наш, а мы не знали! (Ис.45:15)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Итак, не видишь ли ты, что Писание в одном месте говорит, что в мир пришел Сын Человеческий, в другом – что пришел Иисус Христос, в третьем – Слово Божие? Итак, пойми, что здесь несогласие в именах, а не в предмете речи и что в различных наименованиях – одна и та же сила. Ведь Тот, Кто пришел в мир, называется то Сыном Человеческим, то Божиим, то есть Словом Божиим, и обоими именами обозначается Он Один. Глава 8. О том, что различие имен не наносит ущерба Божественному могуществу 1 . Итак, поскольку, согласно евангелисту, в мир пришел Тот, через Которого мир создан, и стал Сыном Человеческим Бог, Создатель мира, то не имеет принципиального значения каждое имя в отдельности, ведь под ними всеми понимается Бог. Ведь ни Его достоинство, ни воля не умаляют Его божества, [Col. 85] поскольку Само божество доказывается тем, что происходит все, чего бы Он ни восхотел. Итак, Он пришел в мир, ибо возжелал; родился человеком, ибо возжелал; был назван Сыном Человеческим, ибо возжелал. Ведь у Бога все, что является словом, то является и деянием Божиим. Силу Его могущества (295) не уменьшает различие Его имен. Сколькими именами Он ни был бы назван, во всех Он Один и Тот же. И пусть в наименованиях и есть некоторая разница, в силе имен присутствует лишь одно величие и могущество. Глава 9. Высказанная мысль подтверждается ветхозаветными пророками 1 . Впрочем, до настоящего времени мы пользовались свидетельствами евангельскими, и преимущественно апостольскими, [Col. 86] в качестве, так сказать, наиболее приближенных к нам по времени, теперь же приведем свидетельства пророков как наиболее древние. И соединяя, таким образом, древние свидетельства с недавними, сделаем так, чтобы все познали, что Священное Писание во всем своем своде единогласно свидетельствовало о Господе, Которому предстояло прийти во плоти. Итак, сей выдающийся и удивительный как дарованиями, данными Богом, так и своими свидетельствами пророк [Иеремия], которого единственного коснулось освящение еще до его рождения (ср. Иер.1:5 ), возглашает: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Варух.3:36–38 ). Итак, он говорит: Сей есть Бог наш ( Варух.3:36 ). [Col. 87]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Итак, ты видишь теперь в этом три – Бога, плоть и душу: Бога, Который говорит; плоть, в которой говорит; душу, о которой говорит. Итак, поэтому пророк говорит о человеке: брат не избавит, избавит… человек ( Пс.48:8 ). Но о Нем сказано: восшел [туда], где был прежде ( Ин.6:62 ), и о Нем мы читаем: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). Поэтому, я говорю, оставит Человек Отца Своего и матерь, то есть Бога, от Которого был рожден, и Иерусалим, который матерь всем нам ( Гал.4:26 ), и прилепится к человеческой плоти, словно к жене своей. [Col. 132] 4 . И поэтому Он четко говорит об отце: оставит человек отца своего; о матери же не говорит «своя», но только использует слово «мать», потому что это не только Ему мать, но всем верующим, то есть всем нам. И Он прилепится к жене своей, потому что как муж и жена суть одно тело, так и Божественное величие и человеческая плоть [во Христе] едины и суть два, то есть Бог и душа в единой плоти. Поскольку как плоть имеет в себе обитателя Бога, (322) так и душа живет вместе с Богом. 5 . Итак, это есть великая тайна – исследовать то, к чему призывает нас восхищение апостола и приглашает одобрение Божества; и это, конечно же, принадлежит Христу и Церкви, как он сам говорит: я говорю по отношению к Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Потому что плоть Церкви есть плоть Христа, и в плоти Христа пребывают Бог и душа, и Тот же во Христе, что и в Церкви, потому что, как верим, во Христе – та же тайна, которая содержится верой и в Церкви. (323) Глава 13. Насколько древние патриархи жаждали видеть явление этой тайны 1 . Итак, эта тайна была открыта во плоти, явлена миру, проповедана в народах ( 1Тим.3:16 ), и многие древние святые желали видеть во плоти то, что предвидели в духе. [Col. 133] Господь говорит: ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). И также говорит пророк Исаия: О, если бы Ты, Господи, расторг небеса и сошел! ( Ис.64:1 ). Но и Давид говорит: Господи! Приклони небеса и сойди ( Пс.143:5 ). Моисей также говорит: Открой мне Себя, чтобы я ясно увидел Тебя ( Исх.33:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

3 . Неужели Священные Писания сами себя опровергают? Никоим образом, но все они: и апостол, сказавший, что через Христа все было создано, и евангелист, изъяснивший о Слове, через Которое все начало быть, – имели в виду Одного и Того же. Выслушай же, что говорит Слово Божие, Само сущее Богом, о Самом Себе: Никто не восходил на небо, [Col. 83] как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). И еще говорит Оно: Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? ( Ин.6:62 ). Оно сказало, что Сын Человеческий пребывал на небе, изрекло, что Сын Человеческий сошел с небес. 4 . Так что же? Что ты невнятно бормочешь? Отрицай все это, если способен. Ты требуешь обоснования для сказанного? Тебе я его не дам, ведь это сказал Сам Бог, Бог сказал это мне, и слово Его – наивысшее обоснование. Отвергаю всякие доводы, отвергаю обсуждения: мне для доверия [сказанному] достаточно одной личности Сказавшего. Не следует мне сомневаться в сказанном, не дозволено и обсуждать этого. Для чего мне искать чего-либо еще, если сказанное Богом – истина, когда мне незачем сомневаться в истинности сказанного Богом? Итак, говорит, никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Сын Человеческий всегда пребывал Сыном Божиим 5 . Несомненно, Слово Отчее всегда пребывало на небесах. И каким образом он упомянул, что Сын Человеческий всегда пребывал на небесах? Итак, знай, он учил, что Сын Человеческий всегда пребывал Сыном Божиим, поскольку он утверждает, что Тот, Кто недавно явился как Сын Человеческий, всегда пребывал на небесах. Из этого следует нечто большее: именно, что Тот Самый Сын Человеческий, то есть Слово Божие, Которое сказало, что сошло с небес, свидетельствует, что пребывает на небесах и тогда, когда говорит на земле: Никто не восходил на небо, (293) как только сшедший с небес Сын Человеческий. 6 . Кем же, спрашиваю я, является Тот, Кто так говорит? Конечно, Христом. И где Он пребывал, когда говорил это? Очевидно, на земле. И каким образом Он, будучи рожденным, мог свидетельствовать о Себе, что сошел с небес, и в то же время, говоря это, [свидетельствовать,] что пребывает на небесах? Кроме того, как мог Он говорить, что является Сыном Человеческим, когда только Бог может сойти с небес, и что, говоря это на земле, Он не мог пребывать на небесах, разве только в силу неограниченности Божества? Итак, обрати внимание и пойми, что Он есть и Сын Человеческий, ибо Он Сын Человеческий, поскольку воистину родился от человека 40 , и Слово Божие, поскольку в то время, как Он говорит на земле, всегда пребывает на небесах. И то, что Он называет Себя истинно Сыном Человеческим, относится к рождению от человека, а к беспредельности Божества – то, что Он не удаляется полностью от небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010