Тот же авторитет и уважение современников к Преподобному Иову были причиною того, что мноПе из них, подобно князю Острожскому, избирали Преподобного духовкиком своим на Горе Почаевской, и ему поверяли душу свою и сердце в важнейших обстоятельствах жизни. Между прочим, обстоятельству этому мы обязаны тем, что имеем автограф Преподобного Иова, сохраняющийся доселе в Почаевской Лавре. В 1646 году помещица соседнего с Почаевом села Загасц, Ирина Ярмолинская пожелала устроить в своем имении православный монастырь во имя Святителя Иоанна Милостивого. Для этого она составила завещание, и на этом завещании просила подписаться духовника своего Преподобного Иова, который и сделал это, подписавшись по-своему, как мы уже упоминали, схимническому имени: «Иоанн Железо ИПумен Почаевский m.p.» (manu proprio, т. е. своей рукой) 11 . Так, между прочим, подвизался Преподобный Иов до 1649 года. В этом году ему исполнилось 98 лет. Потому обремененный трудами и летами он начал заботиться о том, чтобы по смерти своей оставить на Горе Почаевской достойного себе преемника. –Подобно Преподобному Феодосию Киевопечерскому, Преподобный Иов сам указал такового в лице Почаевского иеромонаха Самуила Добрянского. – Благопокорная братия с любовью приняла это предложение, и для большей верности скрепила избрание и назначение Добрянского особым актом за подписью всех наличных членов обители, принимавших участие в исполнении желания Угодника Божия. Всех подписавшихся на акте значится восемь, а именно: четыре иеромонаха: Дорофей Третьяковский, Манассия, Иларион Козицкий и Мануил Водинский; три иеродиакона: Исаия Ивановский, Иосиф Новицкий и Серафим Пахомович; и два монаха: Арсений Ортотовский и Варлаам Шаравский; а за всех неграмотных именем и за просьбою братии, которые писать не умели, расписался Стефан Онецкий. Впрочем, как видно из документов Лаврских Преподобный Иов и после этого не переставал именоваться Игуменом Почаевским, и управлял обителью, особенно в важных обстоятельствах, до самой своей кончины. – 21 Октября 1651 года; спустя четыре месяца после поражение Хмельницкого под Берестечком, Преподобный имел откровение свыше, что чрез семь дней он должен скончаться. –28 Октября он сам отслужил божественную литурПю, и по окончании ее, воздав последнее целование братии, в тот же самый час, в который предсказал, без всякой болезни, мирно отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Во всяком случа и приведенного нами достаточно для того, чтобы видеть, как блаженный Иов хранил и являл свою славу среди самого фанатического увлечения униатов, и вопреки всем усилиям латинства давал чувствовать верным свое заступление. Следствием сего было то, что хотя униаты и закрыли решеткой и стеклом мощи Преподобного, 626 однако при всем этом всегда питали к нему самое искреннее уважение. Так положительно известно, что они признавали его нетление, как об этом читаем напр. в «Горе Почаевской»: «его же тело и доселе в пещере, в монастыре здешнем сущего, нетленно почивает». 627 Тоже самое писали базилиане почаевские и в « Преславной горе Почаевской»: «его имя в иночестве было Иов; а по приятии великого ангельского образа, или схимы, он был назван Иоанном. Тело его, с 1661 года не подлежащее ни малейшему разрушению, почивает здесь целое, в низкой, самородной, при каменных пещерах церкви». 628 Есть также известие, что униаты имели у себя и почитали икону преподобного Иова. Так в «Книге чудес» на стр. 19 записан интересный «epigraphe chronicon» (т. е. хронографический эпиграф) к иконе преподобного отца Иова Железа, составленный его почитателем, живущим в почаевском монастыре, 1755 года июня 25 дня. Этот эпиграф гласит следующее: Зряй любопытне на сию икону Да веси, чию являет персону? Иов он се есть, Железо реченный; Житием свят муж, по смерти блаженный. 629 Мало того, как гласит древнее почаевское предание, базилиане почаевские с течением времени стали явно допускать к мощам Преподобного поклонников, и даже тайком служили пред его мощами молебны, ставили и возжигали свечи и т. п. Так, в Книге чудес, под 15-м августа 1744 г., прямо значится, что некая Татианна Сидориха из Чудова (ныне местечко Житомирского уезда на Волыни), будучи больна «смертельною хоробою», видела однажды во сне пр. Иова, в образе старца в одежде монашеской, который сказал ей, что она выздоровеет, лишь бы только дала обет пойти в монастырь Почаевский и там пред мощами его «купила кадила и дала на молебствие»...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В пещере нет ни одного удобного места ни для сидения, ни для лежания. Можно разве прислониться к стене полу-стоя, или же сесть, как обыкновенно сидят на земле. Но для правильного лежания, положительно и нет места, потому что основание пещеры чрезвычайно неправильно и не ровно. Длину пещеры с юга на север можно примерно определить в аршин пять; ширина её около трех аршин, 377 полагая для этого в скверном углублении более двух, а к южном более полутора аршина. 378 Камень пещеры везде одного рода; это крепкий песчаник, из которого вообще состоит вся гора Почаевская. 379 Со всех сторон обросшая лесом и таким образом закрытая от взоров человеческих пещера преподобного Иова, представляла надежнейшее убежище для любителя безмолвия. «И если бы эта каменная пещера имела уста, то она, как пишет Досифей, о сем совершенно известила бы нас, как иногда чрез три дня, иногда же чрез целую седмицу один в ней затворенный и питаемый только слезами, изливаемыми от чистого сердца, он молился о благосостоянии света, во зле лежащего». Однажды, когда преподобный Иов молился таким образом, необычайный свет вдруг озарил его пещеру, и в течении более двух часов отражался из глубины её на противолежащей церкви. Я же, говорить Досифей, увидев сие, падши на землю, чрезвычайно напугался, странным таковым видением побежден. 380 Между тем от такового плоти измождения, и в особенности от напряженных, долгих стояний начали истекать ноги преподобного, так, что тело кусками отпадало от костей его, о чем, как говорит Досифей, и до сего дне свидетельствуют честные мощи нетленные, в раке лежащие. То же самое, между прочим, и теперь свидетельствуют благочестивые иноки Почаевские, которым суждено было видеть тело преподобного Иова, во время переложения его мощей из одной раки в другую. 4 . В обхождении с другими преподобный Иов был «чрезвычайно братолюбив, смирен, послушлив, кроток, милосерд и до того молчалив, что, по словам Досифея, от него трудно было что слышать когда-нибудь, кроме разве при каждом деле и движении, как реку, молитву сию: Господи Иисусе Христе помилуй мя». В одно время, проходя чрез монастырское гумно, преподобный Иов застал здесь человека, крадущего пшеницу, «и так нашел на него нечаянно, что вор не мог и шагу сделать от меха, пшеницы исполненного. В испуге вор пал к ногам блаженного, моля его, дабы он никому не говорил об этом; ибо человек той, по замечанию Досифея, знаем был между соседями и потому он весьма опасался, да не неиспразднится таковым злым делом слава его». Но, старец, не злобив сей и благоутробен, не только не укорил вора ни одним словом, но даже сам помог ему поднять украденный мешок, наставив только, смиренно мудрыми словами, не делать впредь ничего подобного, и приводя ему на ум заповеди Божия и нелицемерный суд, на котором надобно будет во всем отдать отчет Господу, отпустил его. 381

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Угорницкая икона Божией Матери с прп. Иовом Почаевским и прп. Иовом (Княгиницким) Именно такой видится нам миссия старца Иоанна Вишенского, ради которой он и решился оставить дорогой его сердцу уединенно-исихастский образ подвижничества на далеком Афоне. После пребывания в Дерманском монастыре и, вероятно, в Остроге, расположенном рядом с обителью, старец Иоанн отправляется следом за преподобным Иовом (Княгиницким) в Угорницкий монастырь близ местности Отыния (ныне Коломыйский район Ивано-Франковской области), откуда был родом другой выдающийся подвижник и современник старца преподобный Иов (Желизо) Почаевский (1551–1651). Из Жития последнего известно, что постриг он принимал в Угорницком монастыре, где подвизался первые десять лет. 128 По всей видимости, после Брестской унии Угорницкая обитель пришла в упадок, в связи с чем около 1603 года по просьбе Адама Балабана, племянника львовского епископа Гедеона, преподобный Иов (Княгиницкий), вернувшись с Афона, принялся обустраивать здесь по афонскому образцу новую общежительную обитель, чтобы «начать скитствовати сам». 129 Житие преподобного Иова сообщает, что за довольно короткое Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Руины Великого скита в Маняве. Худ. А. Лянге, XIX в. Руины Великого скита в Маняве. Гравюра Леонардо Гроздко, XIX в. время вокруг него собралось немало иноков, а иные, из других монастырей, стали обращаться к нему за духовными наставлениями, как к старцу. 130 Житие преподобного Иова (Княгиницкого) сообщает, что старец Иоанн Вишенский в Угорницкой обители «пожи с ним неколикое время». 131 О том, что отец Иоанн не просто гостил в Угорницком монастыре, мы узнаем из краткого упоминания в Житии, что оба старца «совещаши, жесточайшаго безмолвнаго жития желающе». 132 Что это было за «совещание», Житие не уточняет, однако после него преподобный Иов (Княгиницкий) оставляет Угорницкую обитель и начинает отшельнически подвизаться сам в пустынной местности среди девственных лесов Карпатских гор. На этом месте пустыннических подвигов преподобного и был им основан по афонскому образцу знаменитый Манявский скит. 133

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю. К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена. По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия. Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия. Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

http://pravoslavie.ru/73487.html

Спустя два года после этого, в 1661 году у мощей Преподобного Иова получил исцеление от тяжкой болезни некто урожденный пан Иоанн Лобос, который в память этого обстоятельства записал обители Почаевской 760 злотых, –а также и жена некая сановитая Анна, страдавшая беснованием. Она обошла много святых мест, ища спасения; но когда привезли ее в Почаев и повергли пред мощами угодника Божия, то внезапно бес потряс ее, несчастная страшно вскрикнула и с того времени осталась совершенно здоровой. В 1675 году, когда во время войны Збаражской, Матерь Божия явилась над обителью Почаевской для спасения ее от Татар и Турок, угрожавших ей конечным разорением, то вместе со св. Ангелами, сопровождавшими Царицу небесную с обнаженными мечами на зашиту народа православного, явился перед нею на облаках и Преподобный Иов в блестящем одеении, прилежно молясь Царице небесной, Пречистой Деве, чтобы она не предала в неволю врагам монастыря, столько времени бывшего под его управлением. Татары приняли было это за привидение и стали пускать стрелы в Пресвятую Богородицу и ее блаженного угодника. Но стрелы начали возвращаться назад и ранить тех, которые пускали их. Тогда в ужасе враП пришли в необычайное замешательство, и начали убивать друг друга; иные из них при этом были попраны лошадьми; остальные бежали, оставив множество пленных и раненных и весь обоз свой в полное распоряжение монастыря Почаевского.–Впоследствии мноПе из пленных Татар и Турок, доставшихся таким образом обители Почаевской, сами приняли христианскую веру и умерли на Горе Почаевской на монастырском послушании 12 . В 1711 году пришел в Почаевский монастырь некто пан Каминский чесник Брацлавский, Бурграф Кременецкий с двумя своими братьями из Брацлава. Один из этих братьев Владислав, увидя нетленные мощи Преподобного Иова, усомнился в их святости и втайне укорял иноков, будто они обманывают народ, чтобы собирать деньП. – После этого братья пошли из Почаева и остановились ночевать в селе Залесцах. В ту же ночь Преподобный Иов явился во сне Владиславу, грозя ему палицею, чтобы не смел хульно говорить о святых Божиих. На другой день братья все трое опять возвратились в монастырь Почаевский, и здесь усердно помолившись, клятвенно засвидетельствовали о случившемся пред лицем братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Не в пустые места, а в Божии храмы зовет пас сегодня за собой Преподобный. Да и сами дебри, где он жил, те, что были при нем непроходимыми, давно превратились в город, полный церквей, монашествующих и богомольцев. Преподобный Иов Почаевский На самом нижнем уровне — на уровне чувств — смерть связана с запахом. Тяжелый и сладковато-удушливый — это, кажется, он заставляет всех находящихся в доме, где лежит покойник, разговаривать шепотом. И еще холод. Человеческая плоть, всегда встречающая тебя теплом при поцелуе или рукопожатии, по смерти обжигает безжизненной холодностью мрамора. Теплота и благоухание далеки от обычной смерти, как далек январь от августа. Теплота и благоухание это — имена молитвы. Молитва греет душу и благоухает, как кадильный дым. Если чье-то тело и после смерти осгается теплым и благовонным, это значит, что душа, жившая в этом теле, продолжает молиться Богу, что и во дни земной жизни она так горячо стремилась ко Христу и так тесно с Ним соединилась, что даже плоть, ее тяжелая и грубая оболочка, пропиталась святостью и не хочет гнить после разлучения с душой. Я говорю об Иове Почаевском . О нем трудно сказать «он умер», легче — «его душа покинула тело три с половиной столетия назад — в 1651 году». А прожил он на земле 100 лет, 90 из которых был монахом! Такого игумена на Почаевской горе не было ни до, ни после Иова. Впрочем, что я говорю! Он и сейчас остается игуменом своего монастыря, и у него до сих пор можно брать благословение. Через восемь лет после своего преставления Иов явился Киевскому митрополиту Дионисию и сказал, что Бог желает «прославить его кости». Митрополит не обратил внимание ка сказанное ни после первого, ни после второго (!) видения. И только после третьего раза, когда Преподобный употребил угрозу, пришлось митрополиту собираться в путь и ехать в Почаевский монастырь. Исцеления и чудеса начались сразу, как только могила праведника была разрыта и гроб извлечен из земли. И еще раздалось благоухание. Сильное и тонкое, чудное, нерукотворное.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

На место его убиения – недалеко от Братского кладбища – пришли потом духовные чада отца Иоанна. Канава полна была кровью жертв. Возложили сироты цветы, со слезами поминая этого воистину пастыря доброго. К 300-летию обретения мощей преподобного Иова 48 27 августа, 28 октября Триста лет назад православная Волынь – древняя Русская Земля, приобретшая историческое значение уже ко второй половине XII в. в правление ею Князьями старшей отрасли Мономаховичей, торжественно праздновала, порабощенная еще Польшей, обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского, преставившегося 28 октября 1651 г. Иоанн Железо родился около 1551 г. на Покутье, в пределах юго-западной Галичины, в благочестивой семье. Родителями его были, видимо, дворяне, Иоанн и Агафия. Десяти лет ушел он в Угорницкий монастырь, основанный в Покутских пределах подвижником и ревнителем Православия Иовом Княгиницким, и через два года принял постриг, нареченный Иовом. Преуспев в монашестве, он около 1580 г. был хиротонисан во иеромонаха. Отличался Иов кротостью, смирением, стремлением услужить всем. Спустя некоторое время Иов принял схиму, получив прежнее имя Иоанна. Имя его стало известно в среде верующих. Осведомился о подвижнике и ревностный стоятель за Православие князь Константин Константинович Острожский. Он, стремясь поднять на должную высоту Дубенский Крестов монастырь, находившийся в его владениях, просил, для назидания монахов, отпустить туда «блаженного трудолюбца» Иова. С печалью прощалась с ним родная обитель, с грустью покидал он ее сам. В новом монастыре братия оценила праведного иеромонаха и вскоре избрала его игуменом. Православная Церковь в то время переживала тяжкие испытания. Уже почти два столетия православный народ находился в приниженном состоянии в Польско-Литовском государстве, в течение же последних двух десятилетий готовилась уния с Римом, которая, под давлением короля-иезуита Сигизмунда III, и проведена была в 1596 г. в Бресте. Православные утратили и прежние ничтожные права; большинство иерархов оказались отщепенцами, монастыри передавались униатам. Подвижник Иов выступил борцом за истинную веру. Твердый и деятельный, он прежде всего обратил внимание на снабжение народа проверенными богослужебными и назидательными книгами. Проводилось это через созданное братство. Члены его, изучавшие Священное Писание и творения отцов Церкви, делали потребные переводы на славянский язык. Опытные писцы занимались переписыванием под руководством игумена, который и сам «писанием книг церковных упражняшеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1626 г. монастырь сильно пострадал от пожара. Местных средств на восстановление его не хватало. Преподобный Иов обратился за помощью к Царю Михаилу Феодоровичу, отмечая важное значение обители при умножении врагов Православия на Волыни. Государь помог ему отстроить монастырь. Велико просветительное значение преподобного Иова. После разгрома, учиненного униатами и католиками при поддержке польских властей, единственной православной типографией на Волыни была Почаевская. Деятельный игумен стремился сделать все возможное на пользу Церкви. В 1618 г. было напечатано сочинение Кирилла Транквилиона, будущего архимандрита Черниговского, «Зерцало Богословия», направленное против латинян. Печатались проскомидийные листы для рассылки в церкви, послания архипастырей, молитвы. Наконец, – говорится в «Житиях святых», – преподобный Иов не только издавал чужие книги, но и сам, как поборник Православия, «писанием книг церковных упражняшеся»: в своих книгах, при свете Христова учения, преподобный выясняет чистоту и истинность вероучения Православной Церкви по сравнению с церковью католической и, главным образом, различными протестантскими сектами. Представляя твердыню Православия – Почаевский монастырь, преподобный Иов присутствовал на Соборе западнорусских епископов, архимандритов и игуменов, происходившем в 1628 г. в Киеве под председательством митрополита Иова Борецкого. Имя «Иоанна Железо» значится в числе подписей под объявлением Собора. Отцы его оповещали, что они твердо стоят в Православной восточной вере, не мыслят об отступлении в унию, под клятвой обещаются бороться с нею и увещевают к тому весь народ православный. Такова была церковно-общественная деятельность преподобного Иова. Исполняя этот свой долг в отношении Церкви и страдавшего под польским гнетом русского народа, он не оставлял, однако, любимых подвигов созерцания и уединения. Под схимнической одеждой он всегда носил власяницу и тяжелые вериги. Работал он как простой инок: садил деревья, делал прививки, насыпал плотины, подавая братии пример трудолюбия. Творил он непрестанно молитву Иисусову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010