Слава, и ныне: Еже от века утаенное: НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 1: Прииде день памяти твоея, Иове преславне,/и Волынская земля радости исполняется,/яко твоим научением во Православии утвердившися/и твоими подвиги благочестию научившися,/на твоя же молитвы уповающи:/имиже, отче преподобне, испроси мирови мир/и душам нашим велию милость. Во славней памяти твоей, угодниче Христов,/монашестии собори ликовствуют/и о Богоугоднем житии ревностию распаляются,/твоим же нетленным мощем покланяющеся,/яко живущему ти с нами восклицают:/отче Иове, милостиве и Богоуветливе,/испроси у Господа мирови мир и душам нашим велию милость. Кто не подивится твоему долготерпеливому житию,/отче преподобне,/во триех бо обителех твоя преславная деяния проповедашася,/пост же, и слезы, и бдение,/в пещере себе заключение/и во всем себе непощадение,/но ко братии любовь милующая,/татем прощение/и всем людем доброе научение. Ины стихиры, глас 2: Киими похвальными венцы/увязем преподобнаго Иова,/веры Православныя учителя и ратоборца,/Божественных Писаний глашатая,/отеческих же Преданий списателя,/но и тяжких служб исполнителя,/земли копанием и древес саждением/себе смирявшаго и всем образ послушания бывшаго;/сего ныне нетленною славою/венчает Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими достойными благодареньми прославим Иова,/Почаевскую похвалу и всея страны Российския украшение,/той бо молитвами своими Небесный свет в пещеру низведе,/той и по преставлении своем с Небесе является/и молитву возносит о напаствуемых людех,/тамо бо славою венчает его Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими умиленными слезами/сокрушим растленная сердца наша,/зряще Иова нетленное тело,/еже по смерти, аки живо, сохраняется,/но во время жития его, аки мертво, пребываше,/постом и бдением изнуряемо,/того убо подвигом подражати потщимся,/да и нас во грядущем житии помилует Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Слава, глас 3: Твоим словесем, Господи,/последовав, Иов преподобный/вся красная мира сего во уметы вменил есть/и, о юности своей нерадив,/измлада монашескому послушанию вдадеся,/темже демонския козни победив,/адамант крепок православнаго благочестия явился есть,/всю же страну сию своими подвиги просвещает,/того молитвами души наша пощади/и даруй нам помысл добрый/еже прежде конца покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это – церковнославянский язык древних изводов и редакций тех рукописей, которыми пользовался преп. Иов при составлении своего сборника. Даже те статьи сборника, которые имеют подражательный характер и носят следы самостоятельной мысли преп. Иова, довольно строго выдерживают церковнославянский стиль, без всякой почти примеси полонизмов и латинизмов, какими изобиловала речь современных ему западнорусских православных богословов. Вследствие этого, трудно с первого взгляда отличить в книге преп. Иова переписанное от самостоятельного или подражательного. При тщательном изучении рукописи преп. Иова, мы нашли только следующую разницу между переписанными и оригинальными ее статьями. Во-первых встречаются по местам болгаризмы и старинные церковнославянские выражения, ставшие уже непонятными во времена преп. Иова, например: багоръ – багряница; безчный – бесстыдный, безумный; бльма – столп; богокоторенъ – богопротивен; брегъ – пропасть; взвитъ, bзbumie – лихва; bзhakiй – распростертый; воле – итак; воспреща – порицание, прещение; вузе – узы; въ ckpaйhiй – ближний; гонзнути – уклоняться, удалять; гредый – страшный; дepляhie – тщеславие; желетва – печаль ; задрезателильние – трясение, дрожание; запустъ (чит. заступъ) – заступление; личение – чванство, любовычищъ – любознательный; лютецъ – палач; многопръный – многопытливый; негование – ласкательство; orabлehie (кефалеон, summa) – капитал; оструить – отменить, упразднить; отнюдь – вообще, словом; оттязатися – уклоняться, медлить; подвои – дверные косяки; порода – рай; посмягнутие – нечистота, сор; пооущение – ревность; притчайший – назойливейший; проказньство – обман; прокуда – вред; расказити – нарушить; распрашити – рассеять; ретъ – ревность, спор; родство – геенна; ручный (катагеластос, ridikulus) – смешной; скары – миазмы; спешивый – ревностный, добродетельный; сетный – высший, крайний, ужасный; тризна – награда; трошити – издерживать, тратить; оудуже – идеже, где; оуишина – лучшее; уяйлица – змея; хоулоуя – утес; шары – краски; ютрь – внутри, среди; ядрины – паруса, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

К., 1978. С. 203). На образе была надпись: «Зрей любопытнее сию икону, да веси, чию являет персону. Иов он се есть, Железо реченный, житием свят, по смерти блаженный» ( Булига О. Пошанування святинь Почаïвського мон-ря у nepioд юpucдukцiйhoï належности yhiamcьkiй цepkbi//Сакральне мистецтво Boлuhi: Наук. зб. Вип. 9: Мат-ли IX мiжhap. наук. конф. Луцьк, 31 жовтня - 1 листопада 2002 року. Луцьк, 2002. С. 138-139). Над входом в пещерную ц. во имя И. в Почаевской Успенской лавре хранится живописный образ преподобного, описанный прот. А. Хойнацким, со стихотворной надписью (виршами) в 8 строк: «                /                                    » По мнению прот. А. Хойнацкого, именно это изображение является древнейшим ( Хойнацкий А., свящ. Путеводитель по горе Почаевской. Почаев, 18954. С. 125; Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 99). По стилистическому исполнению это копия 1-й трети XIX в. с более раннего (прижизненного?) портрета: И. представлен по пояс, вполоборота вправо, в черной монашеской мантии с 2 звездами и со светлым исподом, на голове округлый темный куколь со звездой, на парамане Голгофа, в левой руке - посох, в правой - развернутый свиток с надписью: «      ()        » У святого небольшие, глубоко посаженные глаза, крупный прямой нос, впалые щеки с морщинами, короткая седая борода. Личное исполнено живописно, со светотеневой моделировкой, нимб в виде охристого контура добавлен позднее; фон сероватого оттенка. Известны ранние гравированные изображения И. В униат. период была изготовлена доска для печатания образа святого (ксилографический эстамп), переданная в 1880 г. из Почаевской лавры в музей при КДА (в наст. время в НКПИКЗ; см.: Попов П. М. Kcuлorpaфiчhi дошки Лаврського музею. К., 1927. Вип. 1. Табл. XXXI; Каталог збережених пам " яток. 2002. С. 68. 525). По мнению О. Шпак, эту гравировальную доску вырезал в кон. XVIII в. униат. гравер Теодор Стрельбицкий (Стржелбицкий) ( Шпак О. Noчaïbcьki kcuлorpaфiчhi естампи сер. XVIII - початку XIX ст.//Волинська ikoha: дocлiджehhя та pecmabpaцiя: Мат-ли Х мiжhap.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Житие бл. Иова по печатн. изд. стр. 2 на обор. Следовательно некоторые ошибаются, полагая, что пр. Иов принял схиму уже в Почаевском монастыре после дела с Фирлеями 1642 г. «(ср. Русск. свят. пр. Филарета Черниг. изд. 2-е, отд. 3-е, стр. 272). По истории Русской иерархии: игумен почаевский Иоанн 1626 г. (т. IV, стр. 560). Кроме того мы увидим далее (си. ниже гл. 4), что на киевском соборе 1628 г. пр. Иов подписывается тоже именем Иоанна. А мы видели, что это – схимнические имя пр. Иова. Также точно именем Иоанна подписывается пр. Иов и в первой протестации своей против Фирлея от 9 марта 1641 г. (архив поч. Лавры, Дело 1/76). Потому «Гора Почаевская» справедливо замечает, что дело с Фирлеем почаевские иноки вели купно со игуменом своим, пречестным первее в мантии на имя Иовом, а последже в схиме, сиесть великом «ангельском образи, Иоанном Железом». (Гора почаевская, стр. 6). А что Досифей в своем жизнеописании не упоминает об этом схимническом имени преп. Иова, и даже в одном месте, после кончины преподобного, именует его «Иеросхимонахом Иовом» (по печатн. изд. стр. 6 – 7), то это вовсе не значит, чтобы он не знал этого имени. Это просто обычай церкви, которая вообще и доселе не именует соугодников по их схимническому имени. Достаточно вспомнить для примера святителя Митрофана, в схимонасех Макария, Митрополита Киевского Филарета в схиме Феодосия и др. Еще более ошибаются те, которые смешивают преп. Иова почаевского с Иовом Княгиницким, хотя и современным ему схимником галицийским из Угорницкого монастыря. Достаточно заметить, что этот последний именовался в схиме Иовом, никогда не имел священного сана и подвизался в Угорницком, им самим основанном Михайловском ските, а пр. Иов в схиме именовался Иоанном, был иеромонахом и подвизался в готовом уже Угорницком Преображенском монастыре. Кроме сего, как увидим, пр. Иов скончался в 1661 г., а Иов княгиницкий в 1621 г. и т. д. (Подробнее о семе см. ниже исследование под заглавием: «пр. Иов иг. почаевский и схимонах Иов княгиницкий». Волынск. еп. Вед. 1679 г. 13 Часть неофиц. стр. 490 – 499).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Выполняя свой долг, благочестивый о. Иов тяготился, однако, честью и похвалой, ему воздаваемыми людьми, стекавшимися в обитель. Ценя поддержку князя К. К. Острожского, тяготился Иов тем, что тот, по политическим расчетам, вступал временами в близкие отношения с врагами Церкви. В 1604 г. Иов тайно покидает Дубенский монастырь и как простой монах поселяется на Почаевской горе. Первыми насельниками сей просиявшей горы считаются иноки Печерской обители, нашедшие здесь убежище. Однако в Почаевской Лавре имеется рукопись, где повествуется следующее. На соседней с Почаевской горе афонский инок Мефодий основал в 1220 г. Преображенскую обитель и, став ее настоятелем, подвизался там с 12 строителями. Преставился он, прожив 137 лет, в 1228 г. По его завещанию он погребен у «неприступного камня». На могиле его положен камень с надписью: «Зде лежит возобновитель и страж места святаго». Преображенская обитель благоустроялась и после кончины ее основателя. Число братии доходило до ста человек. Основана была там богословская школа. Монастырь-скит получил известность на Волыни и Подолии. Позднее, вследствие моровой язвы и вражеских нападений, обитель стала угасать. Когда о. Мефодий закладывал свою обитель, он освятил и соседнюю гору, овеянную тогда уже благодатными явлениями. На эту гору уходили из Преображенского монастыря иноки, стремившиеся к затвору и пустынному житию. К ним-то и вселились после 1240 г. монахи Киево-Печерского монастыря. Установилась этим связь с великой обителью преподобных Антония и Феодосия – родоначальницей русских общежительных монастырей. Подтверждением того, что схимник Мефодий положил начало пустынножительству на Почаевской горе, служит изображение его на одной иконе с преподобным Иовом, основателем общежития в Почаевской обители. Протоиерей Н. Трипольский поместил в 1896 г. в «Волынских епархиальных ведомостях» документы, касающиеся истории Почаевской обители. Среди них имеется акт о пожертвовании друзьями о. Мефодия Туркулом и Центером угодий «на Гору Чуда Пресвятой Марии Поча Дева». Можно понимать слова «Поча Дева» – поча, почала, начала Божия Матерь являть свои чудеса. Вероятно, отсюда и появилось название Почаев монастырь. Намерение устроить таковой относится к 1213 г., когда о. Мефодий впервые появился в тех местах. Выше отмечалось окропление им этой горы святой водой. Первым деревянным храмом в Почаевской обители был Успенский, стоявший под горой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Аминь. Преподобный Иов Почаевский жил в трудные для православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание, для укрепления Православия. Преподобный Иов (в миру Иоанн) родился в крае, называемом Покутье, лежащем в Галиции между Карпатами и Днестром. Семья его, носившая фамилию Железо, принадлежала к дворянскому роду, хранившему верность Православию. Родителей его звали Иоанном и Агафией. С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря позволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары. На двенадцатом году жизни Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, на тридцатом, уже после многих иноческих подвигов, он был рукоположен в священнический сан (впоследствии он принял схиму, вернув прежнее имя). Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. К преподобному Иову начали приходить вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, к этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и Папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного. Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг, по свидетельству жития, преподобный Иов и сам участвовал в этом труде. По благословению святого в 1581–82 гг. князь Константин издал в г. Остроге первопечатную славянскую Библию (Острожская Библия ). Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 года поселился в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Жития святых Прп Иов Почаевский 09.11.2021 23:48 В землях северной Тернопольщины был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию – уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо. Территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой». Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мира. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/11/09/23-4...

Почаевская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Почаевская икона Божьей Матери - Почаевская икона Пресвятой Богородицы почитаемая в православной и католической церкви чудотворная икона Богородицы. Находится в Успенском соборе Свято-Успенской Почаевской икона Божией Матери, Почаевская икона , празднование иконе совершается 13 апреля, 5 августа и 21 сентября (н.ст.) Содержание История [ править править код ] Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников. Почаевская икона Божией Матери Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года. Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Почаевская_ико...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ ПОЧАЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иов Почаевский Иов Почаевский (ок. 1551 - 1651 ), игумен , преподобный Память 6 мая в день тезоименитства в иночестве , 28 августа в день обретения мощей, 28 октября , в Соборах Волынских и Галицких (Львов.) святых В миру Иоанн Железо, родился около 1551 года в Покутье в Галиции . В возрасте 10 лет он пришел в Угорницкий Преображенский монастырь , а на 12-м году жизни принял монашество с именем Иова, по достижении совершенного возраста, то есть тридцати лет, возведен в священнический сан, и через малое время удостоен великой схимы , причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, хотя к лику святых он был причислен с именем Иова. Вскоре, по просьбе князя Острожского, был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестовоздвиженский монастырь , где стал настоятелем и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны римо-католиков и униатов . Много писал в защиту Православия. В начале XVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители . Полюбив святого отшельника, иноки избрали его своим игуменом . Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении. В обители преп. Иов ввел общежительный устав . Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/7706.html

Таким же образом, вследствие помянутых обстоятельств к концу первой половины XVII века остались нерешенными и «справы грунтовыя», т. е. дела поземельные. И как по определению трибунального декрета любельского 1647 года пр. Иов, 4 марта, расквитался с Фирлеем за часть возвращенных сокровищ, оставив за монастырем одни только дела поземельные, так по этому делу ему более и не пришлосе сделать. 554 В октябре (28 д.) 1651 года пр. Иов скончался, и уже преемникам его суждено было доводить это дело до конца, с другими более уступчивыми наследниками Фирлея. 555 Глава третья. 1. Православные книги, изданные в почаевской типографии во время преподобного Иова. 2. Преподобный Иов, как православный Писатель-Апологет. 3. Пребывание его на Киевском соборе 1628 г. 4. Келейные его упражнения. 5. Обращение с другими. 6. Уважение к нему современников. 7. Собственноручная подпись преподобного Иова в Почаевской лавре;. 8. Преподобный Иов дает у себя приют православным во время войн Хмельницкого. 9. Избрание преемника. 10. Кончина. Известно, что на Волыни, в Почаевской обители, с самых древних времен существовала православная тинография, в которой, на основании привиллегий от королей польских, печатались разные книги на языках славянском, латинском и польском. Заведение этой типографии предание приписывает основательнице Почаевского монастыря Анне Гойской. 556 Когда преподобный Иов прибыл на гору Почаевскую, типография эта уже находилась в цветущем положении: шрифт был красивый, похожий на современный ему шрифт типографии Киево-печерской Лавры; для начальных статей полагались особые калиграфические буквы; разные виньетки, финалики и бордюры назначались для начальных и конечных листов и т. п. 557 Нечего и говорить, с каким сочувствием преподобный Иов должен был относиться к этому заведению, доставлявшему ему теперь возможность распространять полезные книги не только чрез переписку их, как это делал он в Дубенском монастыре, но и печатно для всех желающих. Вскоре блаженному представился и удобный случай для достижения этой цели. В то время во Львове, в ставропигии братства Успения Пресвятой Богородицы, был дидаскалом или учителем и проповедником, известный в истории нашей духовной литературы Кирилл Транквиллион – Ставровецкий, впоследствии архимандрит черниговский. 558 В числе других своих сочинений Транквилион написал: «Зерцало Богословия», направленное против латинян; и по благословению преподобного Иова книга эта была «выдрукована в монастырю почаевском, в маетности (имении) его милости пана Андрея Фирлея, року 1618, месяца марта 12 дня. 559

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010