Игумен Зосима, снова придя к архиепископу, напомнил ему об обидах от боярских людей. Архиепископ же созвал к себе бояр и рассказал, как досаждают преподобному их слуги. И все бояре обещали помогать его монастырю и дали Зосиме грамоту на владение островом Соловецким и островом Анзером, лежащим в десяти верстах от Соловков, и островом Муксомой, лежащим в трех верстах. И приложили к грамоте восемь оловянных печатей: первую – владыки, вторую – посадника, третью – тысяцкого и пять печатей – от пяти концов Новгорода. И, запечатав, дали блаженному для подтверждения его прав. Архиепископ же всячески одарил преподобного и отпустил его с миром. И многие бояре дали его монастырю немало имущества, церковной утвари, одежд и хлеба. И обещали все с большим усердием и верою, что будут помогать монастырю. Боярыня же Марфа раскаялась, что оскорбила преподобного, ибо слышала, что имеют к нему люди большую веру и делают в его монастырь немалые вклады. Узнала она, что этот муж весьма боголюбив и украшен добродетельным житием, и захотела у него принять благословение и иметь свою часть в приношении в дом святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. И послала к нему Марфа со многими просьбами, чтобы пришел и благословил ее. Была же она одной из самых знатных в Новгороде. В первый раз прогневалась Марфа на преподобного, говоря, что «он вотчину нашу отнимает». Но потом, поразмыслив, решила: «А что, если надолго прогневала раба Божия? Получу же у него благословение и молитвы – и пусть отпустит мне Бог прегрешение, которым в гневе согрешила перед угодником Его». И звала его со многими просьбами. Пришел к ней Зосима, и получила у него Марфа со своими детьми благословение. И просила простить ей, в чем по неведению перед ним согрешила. И позвала преподобного на обед, и устроила пиршество. Возрадовались все приходу святого, ибо слышали о его богоугодном житии и о воздержании и очень ему дивились. Он же, с обычным смирением и кротостью, лишь немного к еде прикоснулся, ибо с детства любил безмолвие – не только за трапезою, но и везде. И, посмотрев на сидящих, Зосима вдруг удивился и опустил глаза, не говоря ни слова. И снова взглянул, но прежнее увидел и взором поник. И в третий раз поднял глаза, но видит все то же: сидят некоторые из пирующих на первых местах, а голов не имеют. Ужаснулся блаженный Зосима от такого видения и, вздохнув из глубины сердца, прослезился. И ничего не вкушал больше за трапезой, пока все не встали...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преп. Зосима неутомимыми подвигами поста и молитвы сам уже достиг высокого совершенства. – Но люди мира грешного не переставали делать по временам оскорбления Соловецким инокам. Преподобный отправился в Новгород ходатайствовать за обитель. Это было при архиепископе Феофиле. «Часто приходят к нам боярские дети, говорил игумен владыке, и много делают оскорблений, не позволяя ловить рыбу и угрожая даже совсем выгнать нас из нашей пустыни: заступись за нас». Владыка обещал помощь. Старец обратился с просьбой и к Новгородским боярам. Боярыня Марфа, вдова посадника, была тогда лицом сильным в Новгороде. К ней более, чем к кому-нибудь, нужно было обратиться с просьбой, потому что жившие на её землях, близких к острову, более чем кто-нибудь, делали оскорбления послушникам обители. Преподобный явился к ней. Гордая боярыня, возмущённая своими слугами, сочла за оскорбление себе жалобы иноков и приказала выгнать Зосиму из её дома. И Преподобный спокойно перенёс оскорбление и сказал со вздохом ученикам: «настают дни, когда обитатели сего дома не станут ходить в нём, затворятся двери его и более не отворятся, дом их будет пустым». – Прочие бояре почтительно принимали преподобного, у кого только он был. – Марфа почувствовала затем вину свою и пригласила к себе св. старца. Встретив его с детьми своими, просила она простить её вину перед ним и обителью. – Она вручила ему новую вкладную и грамоту на землю и рыбные ловли 231 . – За обедом, к которому приглашено было несколько бояр, Зосима сидел молча и по обыкновению мало кушал. Взглянув на сидевших с ним, он увидел, что шестеро из бояр сидят без голов; в другой и третий раз смотрел он на всех, и видел одно и тоже. Слёзы жалости потекли из глаз его, и он уже более не касался пищи. Ученик его Даниил, когда вышли они из дома боярыни, спросил его: что значит, отче! Что во время стола три раза смотрел ты на сидевших и потом с поникшим лицом плакал? Св. старец открыл ученику, что видел он, и не велел говорить о том до времени другим. За обедом у Марфы был вместе с другими Богобоязненный боярин Памфил; на следующий день пригласил он преподобного к своей трапезе; по его усиленной просьбе святой открыл и ему своё видение, под тем же условием; Памфил впоследствии был Соловецким иноком Пахомием. Преподобный возвратился в обитель. Пророчество и видение его скоро исполнились. В 1471 г. вел. князь вынужден был смирять оружием Новгород, возмущённый страстями Марфы и других. Дмитрий Исаков, сын Марфы, Василий Селезнев – Губа, Киприан Арбузеев, Иеремия Сухощек и двое других, как главные бунтовщики, были казнены. Это те, которых видел св. Зосима без головы. Боярыня Марфа с сыном Феодором и дочерями заточены в Нижний Новгород, и сбылись слова преподобного о запустении дома Марфы 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И сказал ему Зосима, вверяя монастырь и братию: «Брат Арсений, оставляю тебя настоятелем святой этой обители и наставником всей собранной во Христе братии. Но следи, брат, более всего, чтобы не нарушить устава монастырского, который имеет церковь Божия по правилам святых апостолов и святых отцов семи Вселенских Соборов! Да будет у вас соборное пение и чтение без суеты и со вниманием. За трапезою ешьте молча, благодаря Господа и слушая Божественные Писания. И соблюдай весь монастырский порядок, установленный нашим о Господе смирением, – и Господь Бог да направит стопы ваши к деланию заповедей Его, молитвами Пречистой Богородицы и всех святых, и преподобного старца, отца нашего Савватия. И Господь да сохранит вас и утвердит в Любви Своей! Я же, хотя ухожу от вас телом, но духом неотступно с вами пребуду. И пусть будет вам ведомо: если обрету от Господа благодать, то после моего ухода эта обитель весьма увеличится, и в любви духовной соберется здесь множество братии, и в телесных потребностях никаких не будет забот». Так, поучив их довольно и всех поцеловав Христовым целованием, отпустил их Зосима, каждого в свою келию. И одарил их молитвами и благословением запечатлел. Сам же, непрестанно славя Господа, в вечный путь готовился. И простер он руки, и осенил себя крестным знамением, и, перекрестившись и всех благословив, молвил: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать справа от Тебя в последний день, когда приидешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его» 320 . Сказав же это, опустился на ложе – и предал честную свою душу в руки Божий. Скончался блаженный игумен Зосима, основатель Соловецкого монастыря, в год 1479 месяца апреля в 17-й день в день памяти преподобного отца нашего Симеона Персидского. И спеленали честное и трудолюбивое тело его. И с честью погребла его братия со свечами, кадилами и надгробным пением. И положили его в могилу, которую выкопал своими руками за алтарем церкви святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа. О явлении преподобного Зосимы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В результате предпринятой поездки в Новгород преподобному Зосиме удалось получить необходимую защиту Соловецкой обители от притеснений и посягательств на ее владения, архиепископ и бояре выдали для монастыря охранные грамоты, скрепленные печатями архиерея, посадника и тысяченачальника, предоставлявшие в распоряжение святой обители всю территорию острова. Кроме охранных грамот преподобный Зосима привез с собой на Соловецкий остров пожертвованные обители церковные сосуды, священнические одежды, золото, серебро и большое количество продовольствия. Предание сохранило рассказ об исполнившемся пророчестве преподобного Зосимы. Приглашенный на обед к обидевшей его, но раскаявшейся потом Марфе, преподобный ужаснулся при виде за столом шестерых известных в Новгороде бояр. На вопрос своего ученика Даниила о причине ужаса, изобразившегося на его лице, игумен Соловецкий ответил, что предвидит мученическую кончину бояр, которые виделись ему сидящими за трапезой обезглавленными. По прошествии нескольких лет предсказание преподобного Зосимы исполнилось: все шестеро бояр были за поступки казнены по приказу великого князя Uoahha III. Незадолго до своей кончины преподобный Зосима сам выкопал себе могилу и стал готовиться к смерти, усердно молясь о благоденствии и преуспевании созданной им обители. Призвав к себе братию, он предложил им самим выбрать себе будущего игумена Соловецкого монастыря. Объятые великой печалью, иноки плакали и не смели назвать имя возможного преемника преподобного Зосимы, просили его не оставлять их без молитвенного заступления и предстательства. Тогда святой угодник Божий назначил им в игумены добродетельного и старательного монаха по имени Арсений, которому поручил строго блюсти монастырский устав, расширять и украшать святую обитель и утверждаться в любви к Богу и подопечной братии. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 г. после 26-летнего своего игуменства, прожив 42 года на Соловецком острове. Погребен он был за алтарем монастырского соборного храма в честь Преображения Господня в выкопанной им самим могиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Спустя год новый подвижник, преподобный Зосима (память 17 апреля и 8 августа), возобновил подвиги преподобного Савватия на Соловецком острове вместе с преподобным Германом, и этими двумя отшельниками был основан Соловецкий монастырь, получивший впоследствии широкую известность. В 1465 году преподобный Зосима (к тому времени уже 13 лет бывший игуменом монастыря) совершил перенесение честных мощей преподобного Савватия с Карельского берега на Соловецкий остров. Когда вскрыли гроб, в котором тело старца пролежало 30 лет, нашли мощи нетленными (даже одежда оказалась неповрежденной) и в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней мощи святого Савватия были доставлены по морю в обитель и там положены в земле за алтарем Успенской церкви. Вскоре над местом погребения преподобного была поставлена часовня с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, в которой ночами молился игумен Зосима, вознося умиленные молитвы к Богу и взывая к благодатной помощи и заступлению за обитель ее вдохновителя, преподобного Савватия. Преждеупомянутый новгородский купец Иоанн, бывший при погребении Савватия и впоследствии испытавший с братом своим Феодором силу помощи сего чудотворца в морском бедственном плавании, принес в дар Соловецкому монастырю первонаписанную икону преподобного, которая и поставлена была над цельбоносным его гробом. Прославление преподобного Савватия, также как и преподобного Зосимы, состоялось в 1547 году на Московском Соборе, бывшем при святителе Макарии, митрополите Московском (память 30 декабря), с единым днем их памяти 17 апреля (день преставления преподобного Зосимы). Впоследствии было установлено отдельное празднование преподобному Савватию в день его преставления – 27 сентября. В 1566 году, 8 августа, состоялось перенесение мощей обоих преподобных из недр земли в Зосимо-Савватиевский придел новоотстроенного Спасо-Преображенского собора. Здесь они и почивали до самого закрытия монастыря в 1920 году, здесь припадало к ним множество православного народа, и здесь совершались чудеса, по вере прибегавших к молитвенному их заступлению. 8 августа стали совершать совместную память преподобных Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преп. Зосима неутомимыми подвигами поста и молитвы сам уже достиг высокого совершенства. Но люди мира грешного не преставали делать по временам оскорбления соловецким инокам. Преподобный отправился в Новгород ходатайствовать за обитель. Это было при архиепископе Феофиле. «Часто приходят к нам боярские дети, говорил игумен владыке, и много делают оскорблений, не позволял ловить рыбу и угрожая даже совсем выгнать нас из нашей пустыни: заступись за нас». Владыка обещал помощи. Старец обратился с просьбой к новгородским боярам. Боярыня Марфа, вдова посадника, была тогда лицом сильным в Новгороде. К ней более, чем к кому-нибудь, нужно было обратиться с просьбою, потому что жившие на ее землях, близких к острову, более чем кто-нибудь, делали оскорбления послушникам обители. Преподобный явился к ней. Гордая боярыня, возмущенная своим и слугами, сочтя за оскорбление себе жалобы иноков и приказала выгнать Зосиму из ее дома. Преподобный спокойно перенес оскорбление и сказал со вздохом ученикам: «настают дни, когда обитатели сего дома не станут ходить в нем, затворятся двери его и более не отворятся, дом их будет пустым». – Прочие бояре почтительно принимали преподобного, у кого только он был. – Марфа почувствовала за тем вину свою и пригласила к себе св. старца. Встретив его с детьми своими, просила она простить ей вину пред ним и обителью. – Она вручила ему новую вкладную грамоту на землю и рыбные ловли. 878 – За обедом, к которому приглашено было несколько бояр, Зосима сидел, молча и по обыкновению, мало кушал. Взглянув на сидевших с ним, он увидел, что шестеро из бояр сидят без голов; в другой и третий раз смотрел он на всех и видел одно и то же. Слезы жалости истекли низ глаз его, и он уже более не касался пищи. Ученик его Даниил, когда вышли они из дома боярыни, спросил его: что значит, отче! что во время стола три раза смотрел ты на сидевших и потом с поникшим лицом плакал? Св. старец открыл ученику, что видел он и не велел говорить о том до времени другим. За обедом у Марфы был вместе с другими богобоязненный боярин Памфил; на следующий день пригласил он преподобного к своей трапезе; по его усильной просьбе святой открыл и ему свое видение, под тем же условием; Памфил в последствии был соловецким иноком Пахомием. Преподобный возвратился в обитель. Пророчество и видение его скоро исполнились. В 1471 г. в. князь вынужден был смирять оружием Новгород, возмущенный страстями Марфы и других. Димитрий Исаков, сын Марфы, Василий Селезнев, Губа, Киприан Арбузеев, Иеремия Сухощек и двое других, как главные бунтовщики, были казнены. Это те, которых видел св. Зосима без головы. Боярына Марфа с сыном Феодором и дочерьми заточены в Нижний Новгород и сбылись слова преподобного о запустении дома Марфы. 879

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

в Соловецком мон-ре и считающий, что это «тенденциозный факт агиографии, но не истории» ( Янин. 1991. С. 358). По-видимому, в Житии нашли отражение не все исторические факты. Возможно, ряд событий, в частности настоятельство Ионы в 60-х гг. XV в., был обобщен в Житии и приписан З. Основатель и устроитель мон-ря, пользовавшийся безусловным авторитетом, мог и не иметь сан игумена (ср. раннюю историю Троице-Сергиева мон-ря), присвоенный ему монастырским преданием уже на раннем этапе. С пребыванием З. в Новгороде связано приведенное в Житии предание о его посещениях боярыни Марфы (вдовы посадника И. А. Борецкого). Святой пришел к ней с жалобами на ее слуг, притеснявших Соловецкий мон-рь. Марфа велела прогнать инока. Уходя, игумен пророчески предсказал буд. запустение дома Марфы. Видя, каким почтением окружен З. в Новгороде, боярыня раскаялась и позвала святого на пир. Оказавшись за столом с почетными гостями, З. увидел страшное зрелище: шестеро знатных мужей, сидевших за столом, были без голов. Прошло неск. лет, и видение З. сбылось: в 1471 г. войска вел. кн. Иоанна III Васильевича разбили новгородцев на Шелони, после чего вел. князь повелел отсечь головы 4 старшим боярам и неск. «их товарищом» (ПСРЛ. Т. 6. С. 193; Т. 24. С. 191). Среди казненных был и сын Марфы посадник Дмитрий Исакович. В февр. 1479 г. Марфа вместе с домочадцами была выслана в Москву, оттуда в Н. Новгород, владения же ее перешли вел. князю (Там же. Т. 6. С. 220; Т. 20. С. 334). Это предание впосл. перешло из Жития З. в офиц. летописание - в Лицевой летописный свод (ПСРЛ. Т. 12. С. 137-138) и в «Книгу степенную царского родословия» (Там же. Т. 21. 2-я пол. С. 540). Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Икона. 1-я пол. XVII в. (ЦАК МДА) О последних годах жизни З. в Житии рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах; он сделал гроб для себя, поставил его в сенях кельи и каждую ночь плакал над гробом о своей душе.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Церковь празднует перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 21 августа, 2019. Новостная служба 21 августа. ПРАВМИР. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких было 8 августа (ст. стиль) 1566 года на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, великий светильник русского Севера, основатель иноческого общежития на Соловецком острове, родился в Новгородской епархии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг. В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 27 сентября) прожил 6 лет. Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pere...

Третьим духовно-географическим центром святой Руси был Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. Узкое и длинное, до 70 верст в длину, это озеро связывает своими водами Вологодский и Белозерский край. Вдоль его берегов шла дорога из Москвы и Вологды в Кириллов. На скале («на камне»), поднимающейся из волн довольно бурного озера, был построен монастырь. Его история была написана в конце XV века великим учителем нестяжания старцем Паисием Ярославовым, другом Нила Сорского . Первый известный нам по имени игумен Дионисий был пришелец с Афона, в княжение Димитрия Донского. Его ученики основали обители на берегах многих рек, впадающих в Кубенское озеро. Некоторые из этих монастырей, в свою очередь, стали метрополиями. Один из них, Глушицкий, основанный святым Дионисием, в течение столетия после смерти своего основателя продолжал давать святых и устраивать новые монастырские колонии. В середине XV века игумен Кирилловский Кассиан, из учеников преподобного Кирилла, стал настоятелем Спасо-Каменного монастыря, соединив русскую традицию преподобного Кирилла с греческой традицией святой горы Афон. Одним из его учеников был юный князь Заозерский Андрей, постригшийся под именем Иоасафа и скончавшийся спустя пять лет. Несмотря на свою молодость, он оказался великим нестяжателем и мистиком. Соловецкий монастырь, расположенный на острове в Белом море, был четвертой по значению обителью Северной Руси – форпостом христианства и русской культуры в суровом Поморье, в «лопи дикой», намного опередившим и затем направлявшим общий поток русской колонизации. Один из его двух святых основателей, Савватий, был выходцем из Кирилловой обители; другой, Зосима, пришел из Валаама (острова на Ладожском озере). Последний принес с собой западную, Новгородскую, традицию. Московский юг и Новгородский запад скрещиваются в Соловках – в происхождении иноков и даже в именах храмов (Успения и Спасителя). Преп. Зосима и Савватий выдержали необычайно суровую жизнь на полярном острове. Но Зосима, будучи настоящим организатором нового монастыря, предстает не только аскетом, но и рачительным хозяином, определившим на века характер северной обители. Соединение молитвы и труда, сельскохозяйственного и даже промышленного, религиозное освящение культурного хозяйствования отмечают Соловки и XVI, и XVII веков. Богатейший землевладелец русского Севера, с конца XVI века военный страж русских берегов (первоклассная крепость), Соловки и в XVII веке не перестают давать Русской Церкви новых святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным.  Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что  тут будет обитель.  Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.  54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли.  Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.  После этого начала к ним собираться братия. Там, где прп. Зосима видел чудесный свет, воздвигли церковь в честь Преображения Господня, и святитель Иона, архиепископ Новгородский (память его 5 нояб.), благословил их основать монастырь. Когда  присланный им игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то он  поставил игуменом по просьбе братии  прп. Зосиму. Когда же преподобный, вернувшись в обитель, совершал свою первую литургию, лицо его просияло, как лик ангельский, а церковь исполнилась благоухания.  В тот же день один брат увидел, что пес пытается схватить просфору, оброненную нечаянно богомольцем, но огонь, исходя из нее, не давал псу приблизиться. Брат поднял просфору и принес ее преподобному.  Сильным желанием его и братии было, чтобы к ним перенесли мощи прп. Савватия. Однажды им об этом написал игумен Кирилло-Белозерского монастыря, постриженником коего был прп. Савватий. И с великой радостью они поняли, что на это есть воля Божия. Так были открыты нетленные мощи прп. Савватия, перенесены в Соловецкую обитель и положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010