Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗОСИМА СОЛОВЕЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Зосима Соловецкий Зосима Соловецкий (+ 1478 ), игумен , преподобный . Основатель иноческого общежития на Соловецком острове. Память 17 апреля , 8 августа в день перенесения мощей, в Соборах Архангельских , Карельских , Новгородских и Соловецких святых Родился в Новгородской губернии, в селе Толвуе близ Онежского озера. С юных лет он воспитывался в благочестии, и после смерти родителей Гавриила и Варвары раздал имущество и принял постриг . В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом , который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием прожил 6 лет. Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам . Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Преподобные своими руками построили келью и ограду, начали возделывать и засевать землю. Однажды поздней осенью преподобный Герман отправился на материк за необходимыми припасами. Из-за осенней непогоды он не смог вернуться. Преподобный Зосима провел всю зиму один на острове. Много искушений он претерпел в борьбе с бесами. Ему угрожала голодная смерть, однако чудесно появившиеся два незнакомца оставили ему запас хлеба, муки и масла. Весной возвратился на Соловки преподобный Герман с рыбаком Марком и привез запас пищи и снасти для рыбной ловли. Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители . В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

http://drevo-info.ru/articles/10254.html

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий Аудио Святой Зосима жил в XV веке и был родом из Новгорода. Еще в детстве он отличался смирением, кротостью и любовью к духовной литературе. Зосима отказался от уготованной ему женитьбы и начал вести отшельнический образ жизни. После смерти родителей он раздал наследство бедным и отправился на дальний Север в поисках безмолвия, благоприятного для молитвы. Познакомившись со святым Германом, который рассказал ему о Соловецких островах и подвигах святого Савватия, он вместе с ним отправился в этот суровый край. Подвижники выстроили кельи, мужественно противостоя дикой природе и жесткому полярному климату. Их дни проходили в тяжелом труде, необходимом для выживания, а по ночам они возносили молитвы Господу. Слава об аскетических подвигах святого Зосимы распространилась далеко. Вокруг него быстро собрались благочестивые христиане, желая обрести спасение. Братия избрали Зосиму игуменом – так возник общежительный монастырь, который впоследствии просиял множеством святых. Когда Зосима служил свою первую литургию, его лицо светилось, как лик ангела, а церковь наполнилась благоуханием. Он был истинным отцом для монахов, сострадая и в то же время бдительно направляя их по правильному пути в Царство Божие собственным примером длительных постов, ночных бдений, горячих молитв. Бог наделил преподобного даром прозорливости, который он использовал с рассудительностью, чтобы этот дар Божий приносил душам пользу. Святой Зосима мирно отошел ко Господу в 1478 году. На девятый день после блаженной кончины он явился монаху Даниилу и возвестил, что был превознесен среди святых. Впоследствии преподобный Зосима часто являлся вместе с преподобным Савватием путешественникам во время бедствий на море и оказывал помощь. Подвижники благочестия населяли Соловецкую обитель до революции 1917 года. После этого государственного переворота обитель была преобразована большевиками в концентрационный лагерь. В 1990 году монашеская жизнь в Соловецкой обители возродилась.

http://pravoslavie.ru/61177.html

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей. В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки. В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду. Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки. Преподобный Зосима противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались. Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель. Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

http://pravoslavie.ru/37431.html

«Кто-то из отшельников, анахоретов, – подумал Ириней, – вероятно, удалился из монастыря год или два назад и теперь подвизается в молитвенных подвигах в этой печальной пустыне». Незнакомец обернулся – и ужас изобразился на лице Иринея: «Ты??!» Перед ним стоял преподобный Зосима Он не спеша подошел к иноку и со словами: «Благослови, отче» – окликнул его. Незнакомец обернулся – и ужас изобразился на лице Иринея. Он долго молча смотрел на инока, откинувшего куколь на спину и прямо, в глаза взглянувшего на него, пока не сумел выжать из себя сдавленное: «Ты??!» Перед ним стоял старец Зосима – почивший более полувека назад преподобный устроитель Соловецкого монастыря. Заикаясь и плохо владея голосом, Ириней прошептал только: – Так ты в-в-в-воскрес? Зосима удивленно поднял брови, и жалость к маловеру прозвучала в его ответе: – Я и не думал умирать. «Боже, ему все известно, даже мысли», – в отчаянии подумал Ириней. – Вот, – произнес Зосима, – я собираю, и верные мои друзья собирают вместе со мной, а ты, что ты делаешь? Скажи. Сильнейшая судорога исказила лицо Иринея, от стыда и душевной боли он готов был провалиться сквозь землю, не смея просить прощения у преподобного старца. Зосима продолжал: ­– Что дурного сделал тебе келарь, и почему ты называл его пройдохой? Каждое слово было подобно кинжалу. Ириней опустил взор, Он испытывал не только чувство глубочайшего раскаяния, но и готовность пожертвовать всем ради этого старца, доказать ему свою преданность здесь же, сейчас же, если понадобится – умереть за него, за любого из его учеников. – А игумен? Как мог ты отплатить ему черной неблагодарностью? Ириней с рыданиями стал оправдываться: – Не знаю, все было как в тумане, затмение какое-то… Прости, Зосима, отпусти меня в обитель, я все исправлю, все искуплю… Тут Ириней бросился к нему, однако Зосима твердой рукой отстранил его и, уверенно ступая по водам Белого моря, направился в сторону Соловецкого монастыря. В нескольких саженях от берега он неожиданно обернулся: – Три дня и три ночи ты проведешь здесь в знак сугубого покаяния, а после… А после я пришлю за тобой моих верных слуг, которые возвратят тебя в монастырь.

http://pravoslavie.ru/112575.html

Многие новгородские бояре с почтением принимали Зосиму, и Марфе стало неловко за свой поступок. Она пригласила к себе старца и встретила его вместе с детьми у ворот. Марфа просила простить её вину перед обителью и написала грамоту на земли и рыбные ловли. За обедом в доме посадницы было также несколько бояр. Зосима, по обычаю своей обители, сидел молча и вкушал совсем мало. Взглянув на сидевших рядом с ним, он увидел, что шесть бояр сидят без голов. Взглянув второй и третий раз, Зосима увидел то же самое. Тогда из его глаз потекли слёзы жалости, и больше он уже не прикоснулся к пище. На выходе из дома ученик преподобного Даниил спросил: почему Зосима трижды смотрел на сидевших за столом и потом плакал? Старец открыл Даниилу своё видение, но до времени велел никому не рассказывать. Предсказание преподобного Зосимы вскоре сбылось. После присоединения Новгорода сыновья Марфы Борецкой и те бояре, которых святой видел обезглавленными, были казнены Иваном III. Святой Зосима прожил в основанной им обители 42 года, из них 26 лет был в ней настоятелем. Предчувствуя близость кончины, он призвал к себе учеников и сказал им: «Дети, я иду в путь отцев, изберите себе наставника». Братия скорбела и ответила, что он их наставник и только он может назначить себе преемника. Тогда преподобный указал на Арсения и поручил ему быть игуменом обители. Зосима завещал своим ученикам соблюдать общежительный устав и сказал, что на острове никогда не должно быть опьяняющих напитков, женщин и животных, дающих молоко. Святой обещал и по смерти духом пребывать со своей обителью. 17 апреля 1478 года, сказав «Мир всем!» и перекрестившись, Зосима отошёл ко Господу. Его похоронили за алтарём Преображенского собора рядом с могилой святого Савватия Соловецкого. Вскоре после кончины преподобного Зосимы стали происходить многочисленные чудеса исцелений по молитве к святому. Особенно чувствовали помощь Зосимы мореплаватели, которые в опасности призывали его в молитвах. После себя святой Зосима оставил учеников, тоже прославившихся подвигами и святостью: Иоанна, Василия, Онуфрия-пустынника, Герасима-отшельника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих». На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками Феодосием и Ионой. Как видно, Божия воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь. По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией». Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

Между тем Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера. Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа и, услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда. Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь. Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало-помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбной ловлей. Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня, отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество. Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосима принять игуменство. Он долго отрекался, наконец отправился в Новгород и был рукоположен. Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным. В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей. Через несколько времени сооружена была новая, более простая, церковь Преображения, а потом другая -Успения. Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно кирилло-белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородского Ивана, которому случилось похоронить преподобного. Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Св. Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

И многие из новгородских бояр дали блаженному в монастырь немало всякого добра, сосудов и одежд церковных, серебра и жита. Иные же обещали помогать его монастырю, ибо прошел слух о добродетельном его житии, и имя его всем стало известным. Ведь сказал Господь: «Славящих Меня прославлю». Также и псалмопевец Давид говорит: «Волю боящихся Его Господь исполняет» 311 . И помолился преподобный в соборной церкви святой Софии и всем святым церквям поклонился и отправился в свой монастырь. И Божией благодатью благополучно на Соловки возвратился. Герман же и вся братия вышли на берег встречать преподобного. И приветствовал их Зосима Христовым целованием и всех благословил. И вошли они в церковь святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа, и дьякон сотворил ектению за православных князей и архиепископа и за всех православных христиан. Потом вошли в трапезную и передали послание архиепископа братии. И был возведен Зосима на игуменское место. И поучил он братию довольно, и все в свои келий разошлись. Когда же наступил вечер, повелел игумен Зосима священникам и дьякону готовиться к Божественной литургии, ибо хотел он и сам причаститься Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и совершить божественную службу, как говорит Владыка Христов: «Ядый мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» 312 . Повелел же он келарю перенести из ладьи все, что подарили им в Новгороде христолюбцы для нужд монастырских и для устроения церковного. И после заутрени пошел он вместе с другими священниками в святую церковь , и начали они Божественную литургию. И когда преподобный Зосима причащал их Божественных Тайн, увидели священники и братия, что лицо его, как у ангела, просветилось, и вся церковь наполнилась благоуханием. Братия же возрадовалась этому чудесному видению и восславила Бога, прославляющего своих святых. И когда закончилась божественная служба, пришли в церковь некие торговые люди. Игумен Зосима благословил их и дал им просфору и пригласил на общую с братией трапезу. Они же, приняв просфору, пошли к своей ладье за некоей надобностью. И неведомо как выпала просфора у них из-за пазухи. Искали они ее и, не найдя, весьма опечалились. Зосима же, придя в трапезную и воссев на игуменском месте, увидел, что нет приглашенных мужей, и повелел келарю послать за ними. Послал же инока по имени Макарий. И быстро пошел он к лодке, а с ним выбежал пес из монастыря. Пробежал пес немного вперед и вдруг поднял там сильный лай. Пытался он что-то схватить на дороге зубами – и не мог. Видел Макарий, как пес бросился вперед, отскочил, бросился опять. Поспешил инок к тому месту и, приблизившись, увидел огонь, из земли исходящий. А пес, обернувшись к нему, с большей яростью метнулся, стремясь ухватить что-то зубами, но сильное пламя отогнало его. Подбежал Макарий и нашел на том месте просфору, которую дал преподобный купцам в благословение. Подобрав, он спрятал ее, но не покидал его ужас от этого огненного видения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

132. В сонном видении преподобный Иринарх взял посох у игумена Варфоломея и передал его Маркеллу В 1636 году, в игуменство Варфоломея, Маркелл, впоследствии соловецкий игумен и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто стоит он в Преображенском соборе обители у западной стены, а перед Царскими вратами – большая лестница. Преподобный игумен Иринарх, сойдя по той лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из его рук и сказал: “Довольно, брат, не твое это дело.” Потом, взглянув на Маркелла, произнес: “Подойди и возьми этот посох.” Маркелл приблизился, взял посох, и видение кончилось. (Соловецкий патерик. С. 83). 133. Во время обеда у новгородской боярыни Марфы преподобный Зосима видел, что шесть бояр сидят без голов; вскоре они действительно были обезглавлены В Новгороде боярыня Марфа, однажды жестоко обидев преподобного Зосиму, в знак примирения пригласила его к себе на обед. Отец Зосима принял это приглашение и, когда вошел в дом боярыни, был с честью встречен самой хозяйкой и всем ее семейством и посажен на почетном месте. Все ели и пили с живейшим удовольствием, а преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении опустил глаза. Взглянув в другой и третий раз, он увидел то же самое, а именно: шесть главнейших бояр сидели без голов. Поняв, что значит это видение, преподобный Зосима вздохнул и прослезился и уже не мог вкушать ничего более, как ни упрашивали его. После обеда Марфа, испросив у преподобного Зосимы прощение за прежнее оскорбление (она отдалила его с бесчестьем от своего дома), дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Когда преподобный вышел из ее дома, его ученик Даниил спросил о причине скорби и слез старца во время обеда. Отец Зосима рассказал ему о своем видении, заметив, что эти шесть бояр будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя виденное исполнилось. Смирив Новгород силой оружия, великий князь Иоанн Ш повелел казнить тех шесть бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными, а Марфу Борецкую отправить в ссылку. Имение ее было разграблено, дом и двор опустели. (Соловецкий патерик. С. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного игумен Иродион составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа/12 сентября и день прославления (обретение мощей) — 17/30 апреля. Зосима, игумен Соловецкий Преподобный Зосима, игумен Соловецкий, был уроженцем села Толвуя Новгородской епархии, расположенного на берегу Онежского озера. Воспитанный в строгом благочестии своими родителями Гавриилом и Варварой, он с ранних лет отличался кротостью и смирением. Еще отроком преподобный Зосима был научен грамоте и большую часть времени проводил в изучении Священного Писания и чтении духовных книг. Целомудренный юноша решил отказаться от брака и всю свою жизнь посвятить служению Богу. Когда родители пытались склонить его к женитьбе, он удалился из дома и поселился в молитвенном уединении. Не имея навыков несения монашеского послушания и тяготясь близостью своего местопребывания от родительского дома, юноша решил отправиться подальше в надежде найти пустынное место. Он усердно молил Бога послать ему опытного учителя, который показал бы пример добродетельной жизни и монашеского подвига. Вняв молитве благочестивого юноши, Господь устроил встречу с добродетельным старцем Германом в устье реки Сумы. Преподобный Зосима рассказал старцу о своих поисках удобного для пустынножительства места и о заветном желании основать монашескую обитель, в которой могли бы спасаться подвижники-отшельники. Блаженный Герман был сподвижником преподобного Савватия, скончавшегося за год до этого — 27 сентября 1435 года, после пятилетнего пребывания в безмолвии на пустынном и суровом Соловецком острове. Рассказы старца об этом острове и об удивительной жизни преподобного Савватия пробудили у юного Зосимы искреннее желание отправиться на Соловецкий остров.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010