Между тем Герман перешел на устье реки Сумы и там поселился. Туда пришел к нему новый подвижник. Это был Зосима, сын богатых земцев (собственники земельных участков) Гаврила и Марии, из селения Толвуй, на берегу Онежского озера. Будучи еще молодым, он лишился родителей и роздал нищим все свое имение, а сам обрек себя на пустынное житье. Скитаясь по северным странам, он нашел Германа и, услышавши от него о Соловецком острове, уговорил его опять идти с ним туда. Они обходили остров; у Зосимы явилась мысль основать тут со временем монастырь. Они выбрали место близ озера, неподалеку от морского берега, построили келью, ловили рыбу и молились Богу. Мало-помалу начали приходить к ним еще такие же труженики, строили кельи и также занимались рыбной ловлей. Наконец, когда их число увеличилось, они построили деревянную церковь во имя Преображения Господня, отправили одного из своей среды в Новгород к архиепископу Ионе просить у него антиминс, церковную утварь для новой церкви и просили назначить им игумена для обители. Зосима принял монашество. Двое игуменов, посланных один за другим из Новгорода, не ужились на пустынном острове. Потом братия упросила Зосима принять игуменство. Он долго отрекался, наконец отправился в Новгород и был рукоположен. Тогда многие из новгородских бояр пожертвовали в новый монастырь серебряные сосуды, богатые церковные ризы и съестные припасы. Вскоре монастырь начал входить в славу именно потому, что был основан в таком необитаемом месте, которое казалось неприступным. В монастырь стали стекаться богомольцы, давать вклады, а Зосима отличался гостеприимством и этим еще более привлекал посетителей. Через несколько времени сооружена была новая, более простая, церковь Преображения, а потом другая -Успения. Вспомнили они тогда Савватия; Зосима слышал о нем от Германа, но никто не знал, где он похоронен, как неожиданно кирилло-белозерский игумен известил их об этом, узнавши о кончине Савватия от того новгородского Ивана, которому случилось похоронить преподобного. Сам Зосима отправился на Выг, отрыл тело Савватия и перевез в Соловки. Говорили, что мощи Св. Савватия не только оказались нетленными, но источали из себя благовонное миро.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

132. В сонном видении преподобный Иринарх взял посох у игумена Варфоломея и передал его Маркеллу В 1636 году, в игуменство Варфоломея, Маркелл, впоследствии соловецкий игумен и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто стоит он в Преображенском соборе обители у западной стены, а перед Царскими вратами – большая лестница. Преподобный игумен Иринарх, сойдя по той лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из его рук и сказал: “Довольно, брат, не твое это дело.” Потом, взглянув на Маркелла, произнес: “Подойди и возьми этот посох.” Маркелл приблизился, взял посох, и видение кончилось. (Соловецкий патерик. С. 83). 133. Во время обеда у новгородской боярыни Марфы преподобный Зосима видел, что шесть бояр сидят без голов; вскоре они действительно были обезглавлены В Новгороде боярыня Марфа, однажды жестоко обидев преподобного Зосиму, в знак примирения пригласила его к себе на обед. Отец Зосима принял это приглашение и, когда вошел в дом боярыни, был с честью встречен самой хозяйкой и всем ее семейством и посажен на почетном месте. Все ели и пили с живейшим удовольствием, а преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении опустил глаза. Взглянув в другой и третий раз, он увидел то же самое, а именно: шесть главнейших бояр сидели без голов. Поняв, что значит это видение, преподобный Зосима вздохнул и прослезился и уже не мог вкушать ничего более, как ни упрашивали его. После обеда Марфа, испросив у преподобного Зосимы прощение за прежнее оскорбление (она отдалила его с бесчестьем от своего дома), дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Когда преподобный вышел из ее дома, его ученик Даниил спросил о причине скорби и слез старца во время обеда. Отец Зосима рассказал ему о своем видении, заметив, что эти шесть бояр будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя виденное исполнилось. Смирив Новгород силой оружия, великий князь Иоанн Ш повелел казнить тех шесть бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными, а Марфу Борецкую отправить в ссылку. Имение ее было разграблено, дом и двор опустели. (Соловецкий патерик. С. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих». На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками Феодосием и Ионой. Как видно, Божия воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь. По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией». Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

Перед кончиной своей он избрал игуменом ученика своего, Арсения и заповедал ему блюсти заповеди Господни и устав монастырский неповрежденными и обещал духом пребывать с ними. Затем, отечески простившись с каждым и благословив их, стал молиться: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стати по правую сторону Тебя, когда Ты придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делом его». И так отошел он ко Господу 17 апреля 1478 г. На девятый день по кончине он явился иноку Даниилу и сказал ему, что прошел без страха мимо воздушных духов и был причислен к лику святых. Иноку Герасиму он явился во время причащения братии и сказал ему: «И ты причастись». Во время другого явления он сказал ему: «Подвизайся чаще, и ты восприимешь мзду за труды твоя». Прп. Зосима воскресил инока Елисея, погибшего во время плавания по морю. Когда же того постригли в схиму и причастили Святых Тайн, брат этот вновь скончался. Прпп. Зосима и Савватий часто являлись вместе, не раз помогая бедствующим на море. Однажды братия увидела на отдаленном острове два огненных столпа, доходящих до неба. Поплыв к нему, они нашли там двух людей, претерпевших кораблекрушение. Те спросили: «Не соловецкие ли старцы послали, за нами?» Оказалось, что соловецкие старцы Зосима и Савватий посещали их зимой и облегчали их страдания, так что голода и холода они не чувствовали. Последний раз они сказали: «Мы скоро пошлем за вами!» Иноки привезли их в монастырь. Всех же явлений и чудес прпп. Зосимы и Савватия исчислить и рассказать невозможно. До последнего времени их святые мощи почивали в Соловецком монастыре в посвященном им храме, в открытой раке. • Обитель, основанная прп. Зосимой на Соловках, называлась Спасо-Никольской и жила по правилам общежитейского устава. • Первым игуменом этой обители был присланный из Новгорода иеромонах Павел, он освятил новосозданный монастырь, но, не выдержав суровой пустынной жизни, он вскоре сложил с себя игуменские обязанности. В 1452 г. прп. Зосиму вызвали в Новгород, рукоположили в священный сан и назначили игуменом. После преставления преподобный был погребен в могиле, которую приготовил себе сам. Впоследствии мощи святого были перенесены в придел храма, посвященный во имя прпп. Зосимы и Савватия.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

После этого начала к ним собираться братия. Там, где прп. Зосима видел чудесный свет, воздвигли церковь в честь Преображения Господня, и святитель Иона, архиепископ Новгородский (память его 5 нояб.), благословил их основать монастырь. Когда присланный им игумен, не выдержав пустынной жизни, вернулся в Новгород, то он поставил игуменом по просьбе братии прп. Зосиму. Когда же преподобный, вернувшись в обитель, совершал свою первую литургию, лицо его просияло, как лик ангельский, а церковь исполнилась благоухания. В тот же день один брат увидел, что пес пытается схватить просфору, оброненную нечаянно богомольцем, но огонь, исходя из нее, не давал псу приблизиться. Брат поднял просфору и принес ее преподобному. Сильным желанием его и братии было, чтобы к ним перенесли мощи прп. Савватия. Однажды им об этом написал игумен Кирилло-Белозерского монастыря, постриженником коего был прп. Савватий. И с великой радостью они поняли, что на это есть воля Божия. Так были открыты нетленные мощи прп. Савватия, перенесены в Соловецкую обитель и положены в особой часовне, где была помещена и икона его, написанная купцом, служившим ему при его кончине. Здесь стал проводить прп. Зосима каждую ночь, прося прп. Савватия быть руководителем его братии, ходатаем за них пред Господом. Однажды преподобный поехал в Новгород жаловаться святителю Ионе на то, что боярские слуги и крестьяне обижают обитель. Святитель оказал ему сильную поддержку, и все бояре единогласно постановили дать ему на остров дарственную грамоту за их печатями, сделали богатый вклад и обещали и впредь ему во всем помогать. Одна только надменная посадница Марфа Борецкая позволила себе оскорбить преподобного. Он принял это безгневно, но с грустью сказал: «Скоро двери этого дома затворятся навсегда и дом этот опустеет». Но потом она раскаялась, испросила у преподобного прощения и пригласила его на пир. И во время этого пира было ему страшное видение, о котором поведал он ученику своему Даниилу. Он трижды увидел, что 8 самых почетных бояр обезглавлены. Вскоре после того вел. князь Иоанн III велел обезглавить этих самых бояр, а Марфу Борецкую с семейством заточил в Нижнем Новгороде; имение же ее было разграблено. Так сбылись все пророчества прп. Зосимы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Независимо от формы организации монастыря главной целью монашеской жизни оставалось спасение души для жизни вечной, основными средствами – молитва и борьба с собственными пороками, а монашеский обет всех иноков включал целомудрие, нищету и послушание. Для истории монашества и монастырей Преображенский Соловецкий монастырь, крупнейший общежительный на русском Севере, имеет большое значение как в силу своей масштабности и вклада в русскую культуру, так и потому, что он дает возможность проследить историю возникновения и развития различных форм монашеской организации, поскольку представляет собой систему обителей: основной общежительный монастырь и несколько скитов (наиболее известны из которых Анзерский и Голгофо-Распятский), кроме того, на Соловках и в последней четверти XIX в. сохранялось отшельничество. Часто отшельниками становились постриженники Соловецкого монастыря 886 . «Первоначальником» Соловецкого монастыря почитается ки- рилло-белозерский постриженник Савватий, которого на необитаемый Соловецкий остров в суровом Белом море привело «пустынно- любие» 887 . Это произошло около 1429 г. 888 Савватий вместе с другим иноком, Германом, проводит на Соловках несколько лет. После его смерти Герман встретит другого человека, которого влечет отшельническая жизнь и жажда духовных подвигов – Зосиму, который и станет основателем монастыря, испросив на это благословения епископа Новгородского, а потом и его игуменом. Таким образом, первоначальное обиталище отшельника превратится в 30-е годы XV в. в монастырь. Жизнь монастырей подчинялась Студийскому или Иерусалимскому уставам, которые основное внимание уделяли чину богослужения, дисциплинарная же часть в них была менее разработана. < Кроме того, русские природные и бытовые условия сильно отличались от находившихся в другой климатической зоне средиземноморских, что делало неизбежным изменения в уставах 889 . Однако записываться местные монастырские уставы стали довольно поздно (в XV в.). Во всяком случае, автор одного из древнейших дошедших до нас уставов, Иосиф Волоцкий , считает необходимым объяснить, почему он решается на подобное деяние, ссылкой на духовное оскудение современного ему монашества и забвение традиций 890 . По преданию, оставил свой устав и основатель Соловецкого монастыря Зосима (еще в начале XX в. в монастырской ризнице хранилась рукопись устава, принадлежащая Зосиме) 891 . Описывая устав Зосимы, летописец Соловецкого монастыря Досифей отмечает, что он был очень краток, преподобный Зосима заповедал: игумен и священники, и соборные старцы, и все старцы имеют общую трапезу и общую пищу, отдельно по кельям не ест никто, одежду и обувь получают из монастырской казны, и особого дохода ни священники, ни служебники, ни волостели, т. е. лица, имевшие определенный церковный или мирской статус, не имеют 892 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То место, где первоначально жили Преподобный Савватий с Германом, называется ныне Савватиевою пустынею, отстоящею от монастыря в 12 верстах, близ горы Секирной, где происходило над женою наказание. Там провели они в уединении шесть лет. После сего Гер- ман отлучился на матерой берег за потребностию; а Преподобный Савватий, откровением Божиим предуведомленный о кончине своего жития, переехал с острова чрез море в малом судне один к реке Выгу на наволок, и тут от проходящаго, по случаю, некоего Игумена Нафанаила, приобщась Христовых тайн, пошел на устье реки Выга в деревню Сороку, где мирно преставился и погребен был при молитвенном храме тем же Игуменом Нафанаилом и прилучившимся здесь Новгородским купцом Иоанном 6943 (1435) года, Сентября в 24 день, в который ныне, по Месяцеслову, и память его празднуется. На том месте в последующее время Игумен Нафанаил, желая почтить память Святаго старца, при гробе его построил церковь во имя Живоначальныя Троицы. Преподобный Зосима родился в области Новгородской, в селе Толвуе, находящемся на берегу озера Онеги, от отца Гавриила и матери Варвары. В младости своей отвергшпсь от мира, постригся он близь дома отча, в Палеостровском Рождественском монастыре; а по преставлении родителей своих, раздав наследственное имение свое требующим, удалился в поморие на реку Суму, где и обрел вышереченного авву Германа, сожительствовавшаго прежде с Преподобным Савватием, который подробно известил его об удобном к житию иноческому Соловецком острове. Вскоре, сия ищущая спасения своего двоица, Зосима и Герман, по общему желанию, переехав, поселились на оном 6944 (1436) года. Бог открыл чудесно вскоре; и сему Преподобному, что житие его на острове Соловецком Ему угодно. Он увидел на воздухе в небесном осиянии простертое изображение прекрасной церкви, коей подобную после, он, самым делом воздвиг на том месте, во имя Преображения Господня. Слава о добродетелях сего пустынного подвижинка привлекла к нему на сожительство другнх иноков и мирских людей, ищущих своего спасения, Таким образом устроился первоначально монастырь Соловецкий, благодатию Божиею доныне существующий и славящийся благочестием, местоположением, великолепьем и красотою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На предложение игумена отложить до завтра преподобный Савватий говорил: «Отец, не откладывай до завтра, мы не знаем, будем ли ещё живы сегодня, а что будет дальше, как нам знать?». Игумен причастил его. Преподобный же долго молился, благодаря Бога за все милости Его. В то время пристал к часовне плывший с товаром новгородский купец Иоанн. Он нашел в хижине при часовне Савватия. В беседе с купцом преподобный поучал его нищелюбию, милосердию и другим добродетелям. Иоанн предлагал старцу на нужды от своего имения, преподобный отказался и сказал ему: «Сын мой, останься здесь до утра – увидишь милость Божию и благополучно отправишься в путь». Иоанн не захотел ждать и стал собираться к отплытию. Поднявшаяся же буря и волнение заставили купца против воли остаться; на другой день ветер стих, и Иоанн пришел принять напутственное благословение от преподобного Савватия. Толкнув несколько раз в дверь, он не получил ответа, потом, войдя в хижину и увидев преподобного сидящим, сказал: «Прости, раб Божий, что я вошёл к тебе, просто дай мне благословение на благополучный путь», но ответа не было. Подойдя, коснувшись рукой, он увидел, что старец скончался. В то же время пришёл и игумен Нафанаил. Совершив надгробное пение, они предали честное тело Савватия погребению. (Это было 27 сентября 1435 года.) Преподобный Савватий был первоначальником монашеской жизни на Соловецком острове, основателем же Соловецкой обители и первым благоустроителем её был преподобный Зосима. Он прибыл на остров спустя год по кончине преподобного Савватия. Родиной преподобного Зосимы было село Новгородской области Толвуя, ныне Олонецкой губернии. Воспитанный родителями в благочестии, он с юности был кроток, смирен и тих, любил чтение божественных книг. Покоряясь тайному влечению, он ушёл из дома родителей и по смерти их, раздав имение их бедным, постригся в монашество в Палеостровском монастыре, ныне Олонецкой епархии, на острове озера Онеги «Палье». Встретившись с иноком Германом, подвизавшимся с преподобным Савватием на Соловецком острове, Зосима узнал, как этот остров пригоден для монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В житии преподобных Савватия и Германа Соловецких, которые прибыли на необитаемый остров в 1429 году, необходимо отметить историю об изгнании с Соловков обосновавшихся здесь «наперекор» монахам мирян. В изгнании ангелами «карельской жены» была явлена воля Божия о том, что Соловкам, от начала предназначенным для поселения иночествующих, в ущерб развитию мирского начала, было открыто духовное предназначение. И в этом смысле история святого острова, как и история всего нашего Отечества, могут быть поняты лишь в свете их вечной духовной предрасположенности. В 1435 году доброй христианской кончиной завершилась жизнь преподобного Савватия, а спустя год преподобный Герман привел на Соловки преподобного Зосиму, с чьим именем связано начало строительства обители. 1436 год стал годом основания Соловецкого монастыря. Слух о соловецкой пустыни распространился по всему Беломорью. Скоро вокруг старцев собралась братия, а во второй половине XVI века пришло официальное признание новой обители. Новгородский архиепископ Иона, хотя и удивился, узнав о том, что в столь удаленном месте построена церковь, отправил на Соловки иеромонаха Павла, который и освятил выстроенный храм Преображения Господня. Однако, не выдержав трудностей пустынной жизни, игумен Павел вернулся в Новгород. То же произошло и с его приемниками. После этого братия решила избирать игуменов из своей среды. Первым игуменом стал преподобный Зосима, в правление которого происходит значительное расширение монастырских владений. С падением Великого Новгорода Соловки вошли в состав великого княжества Московского. Кстати, на жалованной грамоте, которая подтверждала земельные владения монастыря, Иван III впервые подписался как «великий князь всея Руси». Последние десятилетия XV и начало XVI века отмечены непрерывным ростом монастырской вотчины. Через 100 лет после зарождения обитель собрала в своих руках значительную часть крестьянских общинных земель, расположенных по берегам Белого моря. Многие десятилетия Соловецкий монастырь был духовным и геополитическим центром огромных территорий северного Поморья. В середине XVI века приходит общегосударственное признание Соловков: в 1547 году преподобные Зосима и Савватий прославлены в лике общерусских святых. На фоне хозяйственного и политического расцвета монастыря разворачивается деятельность игумена Филиппа. Не останавливаясь на экономической и организационной деятельности будущего Московского митрополита, хотя практически все на Соловках либо построено, либо предвосхищено этим великим хозяйственником, стоит отметить уникальное положение этого святого в истории всей страны. Святитель Филипп – один из немногих государственных деятелей, который, отстаивая духовное начало в обществе, обличал «свирепство» и «беззаконие» власти, за что и претерпел мученическую кончину.

http://pravoslavie.ru/567.html

Подлиннике», под 23 марта: «подобием сед, брада аки Александра Свирскаго , и власы таковы, ризы Монашеския, в руке свиток, а в нем написано: «Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» (Филимонов, стр. 49). Мощи преп. Зосимы и Савватия, по освящении каменного Спасского собора, перенесены в придел его, посвященный их памяти, и там почивают в великолепной серебряной раке. История составления жития их подробно описана В.О. Ключевским (стр. 198–200). В «Иконописном Подлиннике»: «Зосима подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток. Савватий подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, призы преподобническия, мантия и куколь» (Филимонов, стр. 323, 324). 328. Преподобный Иоанн свещеносец и ученик бысть святаго Зосимы, преставися в лето 6900 329. Преподобный Василий ученик бысть святаго Зосимы чудотворца 330. Преподобный Онуфрий пустынник Соловецкаго острова и ученик бысть тогоже святаго Зосимы 331. Преподобный Герасим иже быть отшельник Соловнцкаго острова, Соловецкаго монастыря и ученик святаго Зосимы Упоминаются в житии преп. Зосимы. Все они пережили блаж. своего наставника и почили после подвигов в Соловецкой обители. Не канонизированы. Из числа их Иоанн, Василий и Онуфрий погребены в часовне преп. Иринарха. О первом из них, блаж. старце Иоанне, сказано в описании чудес преп. Зосимы (в рукописи «Жития свят. Рус.» библ. Сергиевой лавры 692: «Той же Иоанн всеми знаем бе, Соловецкий постриженник и жилец; мнози о нем свидетельствуют, яко великий подвижник бысть в монастыри; пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием и смирение и кротостию украшен, много же и монастырю поработа в рыбной ловитве». 332. Преподобный Иринарх игумен Соловецкаго монастыря чудотворец преставися в лето 7100 Приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преп. Зосимы и Савватия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010