Теперь, казалось, все препятствия были устранены; тем не менее игумен Илия не приступал к постройке, пока не получил подтверждения о царской воле от Двинского воеводы, князя Ромодановского. Между тем, негодуя на Елеазара, он успел выдержать его некоторое время в Соловецком монастыре в заключении. Наконец подвижник имел утешение не только видеть успешное строение храма, но и лично заправлять постройкой, участвуя во всех трудах братии. Так, когда раннею весною не было доставлено из Соловецкого монастыря достаточное количество кирпича, и рабочие оставались без дела, Препод. Елеазар, не смотря на лёд, носивший в море, сам с несколькими людьми отправился на судне в монастырь. Нагрузив ладью кирпичом и известью, пловцы на обратном пути были затёрты льдом. Опасность была великая, но Преподобный, не теряя присутствия духа и упования на Бога, взялся за руль и спас всех от явной гибели. При усердных трудах Елеазара и его сподвижников, скитский каменный храм, с трапезою и кельями для пустынников, устроился, но освящён был уже по кончине строителя. В то время, когда анзерский пустынник изнемогал под бременем забот и лет, прежний его сподвижник Никон, митрополит новгородский, а впоследствии всероссийский патриарх, был ему помощником и утешителем. Помня Анзерский скит, в котором приял пострижение, Никон почти каждую свою грамоту соловецким властям заканчивал припиской: «да пожалуйте Бога ради и нашего ради прошения, анзерских старцев, строителя и братию, а мы, елика сила наша будет, ради вам помогать». Всякую просьбу бывшего своего наставника, Елеазара, Никон старался исполнить с точностью. Так, в грамоте соловецкому архимандриту Илии, 1651 года, митрополит писал: «бил челом Живоначальной Троицы Анзерской пустыни строитель старец Елеазар с братией, чтоб к ним в Анзерскую пустыню из Соловецкого монастыря отпустить велеть больничного старца Кирика; и как к тебе сия наша грамота придёт, и ты бы в Анзерскую пустыню больничного старца Кирика отпустил». Сделавшись же патриархом, Никон ещё с большею любовью благотворил Анзерскому скиту. Грамотою 29 апреля 1655 года он извещал, что, по ходатайству его, государь повелел увеличить жалованье Анзерскому скиту и давать по пуду ладану, по три пуда воска, по 5 вёдер церковного вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры, строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем патриарх и от себя препроводил милостыню – Елеазару два рубля, 11 человекам братии, каждому по рублю. В другой раз патриарх послал в скит серебряные оклады на иконы, весом 7 ф. 80 ½ зол., 250 рублей деньгами, 11 осетров для братии и белугу для Елеазару, прося молитв соборных и келейных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остров Анзерский принадлежит к числу островов Соловецких и находится от Соловков, или главного Соловецкого острова, в 5 верстах чрез морской пролив на северо-восточной стороне, Он находился во владении Соловецкого монастыря, от которого первоначально заведены на нем постоянные жилища для соловаров и рыбных промышленников и перенесена из сей обители деревянная церковь Св. Николая Чудотворца при Соловецком Игумене Иакове. Сей Настоятель старался соорудить там особенный монастырь; но неизвестно, по каким причинам Царь Феодор Иоаннович Именным Указом строить оного не повелел. В настоятельство же Соловецкого Игумена Иринарха, живший и постригшийся на Соловках благоговейный инок Елеазар (уроженец города Козельска из купеческого звания) испросил Игуменское благословение удалиться на Анзерский остров для безмолвного жительства и там принял великий Ангельский образ. Подвижническая его жизнь привлекла к нему и других ревностных подражателей как из Соловецкого монастыря, так и из других мест. Первые из учеников его были монахи: Никодим, Никифор и священноинок Никон, соделавшийся потом знаменитым на престоле Патриаршеском. – Преподобный Елеазар братству своему предал устав по образцу древних Греческих скитян; но по смиренномудрию своему не присваивал себе чести настоятельской. Он в собственноручном своем свитке, о бывших ему от Бога откровениях, между прочим говорит: что он, начав пустынное жительство на Анзерском острове с малочисленным братством, ни малого не имел попечения о сооружении храмов; но самому Богу угодно было прославить сие святое место. Новообразованный скит, вскоре, сделался известным самому Государю Михаилу Феодоровичу и Святейшему Патриарху Филарету Никитичу и сими ревностейшими о благочестии попечителями в 1620 году повелело Соловецкому Игумену Иринарху для пустынных обитателей соорудить на Анзерском острове; деревянный храм во имя Св. Троицы, с приделом Преп. Михаила Малеина (Царского Ангела), которая вскоре и была построена; иконы же, ризы и всякая утварь церковная присланы в том же году от Святейшего Патриарха. В 1621 году Именною грамотою Царя Михаила Феодоровича определено быть в Анзерском ските одиннадцати старцам, а начальствующим черному Священнику, в зависимости от Игуменов Соловецких, из коих был определен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В столице Никита продолжал свое священническое служение. Но неожиданно у Никиты скончались все его дети, ставшие жертвой эпидемии. Убитый горем отец увидел в смерти сыновей знамение свыше, которое он расценил как призыв к монашеской жизни. Никита уговорил свою жену принять пострижение в московском Алексеевском монастыре (находился на месте нынешнего Храма Христа Спасителя). Сам Никита ушел в Анзерский скит Соловецкого монастыря. Здесь 31-летний священник принял монашество с именем Никон. Его духовным наставником стал знаменитый старец – преподобный Елеазар Анзерский. Свой богатырский организм Никон, мужчина высокий и сильный, укрощал с большим трудом. Жизнь на далеком северном острове сама по себе была немалым подвигом, который усугублял принятый в Анзерском скиту очень строгий устав, согласно которому братии запрещалось вкушать даже рыбу. Тем не менее, Никон еще пуще изнурял свою плоть: помимо предписанного келейного скитского правила он ежедневно прочитывал Псалтирь и клал по тысяче поклонов. Богатырский размах в аскезе Никон сохранит и, став Патриархом, хотя позднее его борьба с плотью примет формы, достойные Первосвятительского величия: он будет носить расшитый золотом и каменьями саккос весом около 4 пудов и омофор весом в полутора пуда. Но несмотря на свои аскетические подвиги Никон, по свидетельству его келейника и биографа Шушерина, в то время терпел сильные искушения. Похоже, что с одним из них будущий Первосвятитель так и не сумел совладать. По молитвам преп. Елеазара Анзерского у царя Михаила Феодоровича родился долгожданный сын и наследник – будущий царь Алексей Михайлович. В благодарность государь пожертвовал Анзерскому скиту большую сумму денег. Деятельный, кипевший энергией Никон предлагал немедля пустить царский вклад на строительство каменного собора. Но нестяжательный простец Елеазар счел каменный храм непозволительной роскошью для бедного скита. Святой старец полагал, что сначала необходимо обустроить духовную жизнь в обители, воспитать в братии дух подлинного подвижничества. Никон, всегда склонный по своей натуре к каким-то ярким внешним формам, не мог понять своего смиренного учителя. Между ними произошла ссора. Будущий Патриарх, далекий от подлинно монашеского бесстрастия, выступил против своего духовного отца. Увы, сугубо материальное в основе своей дело стало причиной полного разрыва Никона со своим учителем, от которого он, впрочем, сумел взять очень немногое.

http://sedmitza.ru/lib/text/436329/

Царица-мать приняла живое участие в устройстве Анзерского скита, послав щедрые дары. Патриарх благословил устройство обители. Ко времени возвращения Иринарха на Соловки возле Елеазара собралось уже около десяти братий, искавших истинно духовной жизни. Вскоре храм на Анзере был основан. В устройстве его принимал участие и сам игумен Иринарх. После кончины игумена в 1629 году Соловки перестали помогать Анзерскому скиту. Но преподобный Елеазар был вызван в Москву, где с ним беседовал сам царь, пообещавший не оставлять скита. Так на Анзер полились милости царской семьи после того, как Соловки прекратили помощь. Вскоре царь Михаил Федорович обратился к преподобному Елеазару с просьбой: молиться о даровании наследника престола . Преподобный был вызван в Москву и помещен в Чудовом монастыре. В положенное время у царя действительно родился наследник, будущий царь Алексей Михайлович. Радости венценосного отца не было предела. Он стал предлагать преподобному богатые дары и высокий сан. Однако преподобный пожелал возвратиться на Анзер. Царь согласился и дал грамоту, по которой Анзерский скит был отписан от Соловецкого монастыря. Теперь суровый остров целиком поступал в ведомство царской семьи. Строителей и скитоначальников предполагалось впредь выбирать из скитской братии. В 1633 году на Анзер напали разбойники. Узнав о нападении, царь велел воеводам Двинскому и Сумскому охранять остров. В 1648 году молодой государь Алексей Михайлович грамотой приказывает Соловецким инокам помочь в постройке храма во имя Пресвятой Богородицы на Анзере. В 1649 году преподобный Елеазар снова путешествует в Москву для беседы с царем. По возвращении соловецкие иноки, движимые завистью, арестовали преподобного Елеазара. Некоторое время он провел в темнице, в оковах. В темнице преподобный вел примерно тот же образ жизни, который вел и в скиту. Он молился обычным чином, вкушал понемногу хлеба и воды, никого не обвиняя и не осуждая. Выпустили старца по настоянию Двинского воеводы и преподобного патриарха Никона, который был учеником Елеазара. Последние года его жизни протекли в мире и покое. Он смог увидеть, как расцвел Анзерский скит, его детище.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

После начала строительства старец лично руководил возведением храма, участвуя во всех трудах братии. Так, когда ранней весной не было доставлено из Соловецкого монастыря достаточного количества кирпича и рабочие оставались без дела, преподобный Елеазар, несмотря на лед, носившийся в море, сам с несколькими людьми отправился на судне в монастырь. Нагруженную кирпичом и известью ладью на обратном пути затерло льдом. Опасность была велика, но преподобный, не теряя присутствия духа и упования на Бога, сам взялся за руль и с пламенной молитвой к Богу вывел судно. При усердных трудах преподобного и его сподвижников скитской каменный храм с трапезной был построен, но освящен был уже по кончине святого. В то время, когда анзерский пустынник ; изнемогал под бременем забот и лет, прежний его сподвижник, Никон, митрополит Новгородский, а впоследствии Святейший Патриарх Московский всея Руси, был ему помощником и утешителем. Помня Анзерский скит, в котором принял пострижение, владыка Никон почти каждую свою грамоту соловецким властям заканчивал припиской: «Да пожалуйте Бога ради и нашего ради прошения, анзерских старцев жалуйте и берегите», или: «Да поберегите анзерских старцев, строителя и братию, а мы, елика сила наша будет, рады вам помогать» (1, с. 96). Всякую просьбу бывшего своего наставника, старца Елеазара, владыка Никон старался исполнять с точностью. Так, в грамоте 1651 года Новгородский митрополит писал соловецкому архимандриту Илие: «Бил челом Живоначальныя Троицы Анзерския пустыни строитель старец Елеазар с братнею, чтоб к ним в Анзерскую пустыню из Соловецкаго монастыря отпустить велеть больничнаго старца Кирика; и как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы в Анзерскую пустыню больничнаго старца Кирика отпустил» (1, с. 96). Восприяв патриаршество, святейший Никон с еще большей любовью благотворил скитянам. Грамотой от 29 апреля 1655 года он извещал, что, по его ходатайству, государь повелел увеличить жалованье Анзер– скому скиту и давать по пуду ладана, по три пуда воска, по пять ведер церковного вина, по четыре четверти пшеничной муки на просфоры; строителю и братии прибавить по рублю, отпускать денежную выдачу и вновь прибывшим пяти инокам. Вместе с тем патриарх и от себя препроводил милостыню – Елеазару два рубля, и одиннадцати человекам братии– каждому по рублю. В другой раз патриарх послал в скит серебряные оклады на иконы, двести пятьдесят рублей деньгами, одиннадцать осетров для братии и белугу для Елеазара, прося молитв соборных и келейных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В память этого явления в 1565 г. св. Филипп и поставил здесь часовню, устроив из дерева рельефное резное изображение Иисуса Христа, а там, где брызнула из земли вода, велел ископать колодезь. Над колодцем в 1858 г. устроена вышеупомянутая церковь во имя Живоносного Источника Богоматери; изображение же Иисуса Христа находится на правой стороне иконостаса, под особым балдахином. Филиппова пустынь с любовью и благоговением посещается богомольцами, по просьбе их служатся здесь, пред изображением Спасителя, молебны и освящаются кроплением святою водою. Здесь же, при выходе из храма, на особом постаменте лежит небольшой дикий камень, служивший возглавием св. Филиппу, заповедавшему хранить его. Морским проливом, около пяти верст в ширину, Соловецкий остров отделяется от Анзерского острова, одного из группы Соловецких островов. На Анзерском острове находится 4) Свято-Троицкий Анзерский скит, основанный в 1616 г. преподобным Елеазаром, пришедшим сюда из Соловецкого монастыря. Слава о строгой жизни инока привлекла к нему многих из Соловецких монахов и мирян. В числе первых ближайших учеников его был знаменитый патриарх Никон . Вызванный в Москву, Елеазар, как повествуется в житии его, предсказал Михаилу Феодоровичу рождение сына Алексея Михайловича. Эти три лица – царь Михаил Феодорович, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, постоянно благодетельствовавшие преподобному Елеазару, своими жалованными грамотами и разными ценными вкладами весьма много способствовали возвышению и благоустройству основанного Елеазаром скита. Анзерский скит наряду с Соловецким монастырем сделался знаменитым, как место строгого подвижничества и в тоже время книжного просвещения. 102 Сам преподобный Елеазар был не только великим подвижником, но и любителем книжного учения и «от многаго божественнаго просвещения», как замечено о нем в кладной книге Анзерского скита, «различныя повести собра, и три книги цветника своею рукою написа уставом, такожде и чин монашескаго келейнаго правила, в писании своем благоразумно яснейше от искусу чернеческаго жития добре истолкова». 103 Свято-Троицкий скит на Анзерском острове Первая каменная церковь во имя св. Троицы была построена в ските царем Алексеем Михайловичем в 1654 году. 5) Голгофо-Распятский скит. На вершине горы Голгофы в 1828 году построена вместо деревянной каменная церковь во имя Распятия Господня (высота от подошвы горы до креста достигает 86 сажен). Братии в Голгофо-Распятском ските живет до 15 человек, которыми совершается неусыпное чтение псалтиря с поминовением усопших братий и благотворителей. Особенность жизни в этом скиту представляет то, что иноки не употребляют молока и коровьего масла, ограничиваясь исключительно растительною пищею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

141 .  Макарий, основатель упраздненной Макариевой пустыни, которая находилась в Новгородском уезде Новгородской губернии, в 110-ти верстах к северу от Новгорода, неизвестно когда до второй четверти XVII века живший: в церкви его бывшего монастыря, построенной в 1761-м году, есть придел его имени 353 . 142 .  Дионисий, архимандрит Троицкий, скончавшийся 10-го. Мая 1633-го года. О начале местного празднования ему (12-го Мая) ничего не может быть сказано кроме того, что канон молебен ему был написан еще учеником его Симоном Азариным 354  († не ранее 1665-го года). 143 .  Никандр Городенский или Городноезерский, основатель упраздненной Никандровой Городноезерской пустыни, которая находилась в Боровичском уезде Новгородской губернии, неизвестно когда живший, но относимый к первой половине XVII века. О начале местного празднования (15-го Марта) ничего не может быть сказано. В приходской церкви, остающейся от его бывшего монастыря, есть придел, посвященный его имени 355 . 144 .  Елеазар Анзерский, основатель Анзерского скита, который находится на Анзерском острове, отделяющемся от Соловецкого острова, на котором Соловецкий монастырь, проливом 5-верствой ширины, скончавшийся 13-го Января 1656-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 356 . Из Патерика Соловецкого как будто следует, что преп. Елеазар Анзерский есть не канонизованный святой, а почитаемый усопший, ибо Патерик говорит о пении молебнов о преподобном (sic), а не ему самому, – стр. 107 fin. 145 . Андрей, юродивый Тотемский, скончавшийся 10-го Октября 1678-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано кроме того, что оно установлено (если только действительно существует) после 1707-го года 357 . 146 . Прокопий Усьанский или Устьянский, совершенно неизвестный по своей личности, или по своему званию и состоянию, усопший, который при посредстве сонного видения сообщил об одном только своем имени и мощи которого когда-то до начала второй половины XVII века обретены были в селе Верюжском, что на реке Усье или Устье, Вельского уезда Вологодской губернии, на северо-восток от Вельска. Когда-то до 1739-го года было установлено празднование ему и в церкви села Верюжского устроен был и придел в честь его. Но в конце  ΧV ΙΙΙ – начале XIX века празднование было прекращено епархиальным начальством, о чем скажем ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иоасаф I прислал ему в дар дорогую шубу, но преподобный отослал ее в кожеезерский монастырь, а сам остался в рубище; в таком уединении он пробыл 30 лет. Симон воломский  († 1641), поселившийся в вологодских пределах для отшельнического подвижничества (в непроходимой дебри, называемой Волма) и убитый окрестными жителями. Симеон верхотурский († 1642) из великорусских дворян, он поселился около Верхотурья (в 50 в. от пермской губ.) среди вогулов и других инородцев, которых и научал истинам христианской веры. Леонид устнедумский († 1654), основавший обитель в глухом и пустынном краю среди пермяков. Елеазар анзерский († 1656), купеческий сын из г. Козельска, в молодых летах пришел в соловецкий мон. и там постригся; затем удалился на анзерский остров (в 20 в. от соловецкого монастыря) и подвизался в одиночестве, пока не устроился скит из пришедших к нему ревнителей строго – подвижнической жизни; келльи их стояли в версте одна от другой и они сходились для общей молитвы в субботу вечером, расходясь по келльям в воскресенье; в руководство им сам Елеазар писал иноческие произведения. Корнилий переяславский († 1693), рязанский купеческий сын, постригся в переяславском Борисоглебском мон. и подвизался в затворе, пока болезнь не принудила его оставить затворничества и жить среди братии в трудах, посте и молитве. Из юродивых известны: Киприан († 1622), живший около с. Воскресенского (Владимирской губ. ковровского уезда) на острове и в праздничные дни приходивший в храм; Прокопий вятский († 1627); Максим тотемский († 1650), юродствовавший 45 лет: Андрей тотемский († 1673), сначала подвизавшийся в галичском воскресенском монастыре подвигом юродства, затем перешедший в г. Тотьму (вологодской губ.); в зимнее время он ходил босой и в изорванной одежде, ночь проводил в молитве, что получал от добрых людей, тайно раздавал нищим; еще при жизни своей он обладал даром исцеления и по кончине прославился чудесами 689 . 609 Пособия: Рущинского Религиозный быт р. но свед. иностр. писат. XVI и VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Православная энциклопедия. Т. 17. С. 510–511; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 303. Служба преподобному и богоносному отцу нашему Елеазару Анзерскому, чудотворцу В 1898 г. настоятель Соловецкого монастыря с учрежденным Собором предоставил 67 в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору рукопись под заглавием «Служба преподобному и богоносному отцунашему Елеазару Анзерскому, чудотворцу, с акафистом». Московская синодальная конторауказом от 68 июня 1898 г. за 1434 предписала Московскому духовно-цензурному комитету рассмотреть представленную службу. При рассмотрении Комитетом вышеозначенной рукописи, оказалось, «что в ней приводятся исторические указания, вполне соответствующие жизни и подвигам означенного святого, содержатся мысли точные и верные, согласные с церковным учением, что все находящиеся в ней молитвословия и песнопения проникнуты живым и искренним христианским чувством и изложены по большей части правильным церковнославянским языком. Посему Московский духовно-цензурный комитет, руководствуясь 256 статьей Цензурного устава 1890 г., полагал бы возможным по исправлении некоторых отдельных выражений, одобрить ее к напечатанию». Свое мнение Цензурный комитет представил в Святейший Синод 25 июля того же 1898 г. за 1852. Святейший Синод, заслушав донесение Комитета от 23 октября 1898 г., постановил рукопись вместе с мнением о ней Комитета препроводить при указе к преосвященному Димитрию (Самбикину) , архиепископу Тверскому и Кашинскому 69 , что и сделано 29 октября. А в ноябре за 6669 был уже представлен в Святейший Синод отзыв преосвященного. В своем отзыве преосвященный пишет: «Преподобный Елеазар жил в XVII в., проводил жизнь святую подвижническую и уединенную на пустынном острове в Белом море и еще при жизни одарен был от Господа дивным даром чудотворений (особенно в изгнании бесов и прозрения). Из его жития, скудного историческими сведениями, известно, что он предрек царю Михаилу Федоровичу, имевшему уже несколько дочерей, рождение сына (впоследствии царя Алексея Михайловича), так сильно желаемого наследника всероссийскому Престолу. Преподобный Елеазар скончался 13 января 1656 г., в каковое число (13 января) по обретении мощей его нетленными в 1754 г. на Анзерском (и Соловецком) острове в обители, им основанной, местно чтима его память как святого и имя его было внесено в старинные рукописные святцы. Вероятно, по обретению мощей в скором времени кем-либо из живших в скиту (и едва ли иноком Макарием, описавшим его житие и чудеса) составлена была служба. Три списка этой службы, как видно из описи Соловецкого монастыря библиотеки, находятся при рукописных житиях преподобного Елеазара XVII в. (за 185, 186, 187). Без сомнения, что препровожденная Святейшим Синодом ко мне рукописная служба преподобному Елеазару есть та самая, по которой в Анзерском скиту с XVIII в. и доныне отправляется ему служение как местному святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты льдами. Окружив лодку, ледовый массив понес ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и направились поспешно к берегу. Между тем Исаия оступился и едва не погиб: ему явился преподобный Елеазар и спас его от смерти. До анзерского берега, куда путники пробирались, было еще неблизко, а движущийся лед уносил их в противоположную сторону. К несчастью, наступила ночь. В изнеможении путники обратились ко Господу с усердной молитвой об избавлении от опасности и стали призывать на помощь преподобного Елеазара. И вот при тусклом свете луны они увидели, что на другом конце льдины стоит преподобный Елеазар и направляет ее к анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к святому и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самого берега Анзерского острова, и путники вышли на берег благополучно (113, 100). Мирно и покойно текла жизнь старца Наума в монастыре на пустынном острове. Но вскоре постигло его искушение, которое, впрочем, послужило к его славе. При новом настоятеле было усмотрено, что Наум проживает в монастыре, не имея увольнительного свидетельства от своего сельского общества; решено было выслать его на место жительства. В уповании на Промысл Божий, без малейшего прекословия, Наум покорился своей участи; посадили его в баркас и отправили с попутчиками-поморцами. Противный ветер принудил плавателей остановиться у Заяцкого острова. Проходит день, другой, неделя; ветер не сменяется; еще неделя – ветер тот же. Смущенные корабельщики признали причиной такого неблагополучия присутствие с ними Наума и решили отвезти его обратно в монастырь. Таким образом, он опять возвратился на Соловецкий остров, а поморцы с переменившимся ветром отправились домой. Такое событие, удивив всех, послужило явным знаком покровительства Божия изгнаннику, который и был отпущен опять в свой скит (113, 157–158). Когда распространилась молва, что архимандрит Кирилл Белозерский, пришедший из Москвы, устраивает в пустыне монастырь, то живший по соседству боярин Феодор подумал, что архимандрит принес с собой много денег, и послал своих слуг ограбить его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010