В период Соловецкого ГУЛага анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений монастыря — на острове было организовано шестое особое отделение лагеря. В настоящее время возобновлена деятельность Голгофо-Распятского скита.         Большая Муксалма — 17 км² Малая Муксалма — 0,57 км² Большой Заяцкий остров — 1,25 км² Малый Заяцкий остров — 1,02 км² В архипелаг входит также более 100 малых островков. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Посещение этой зоны запрещено.             Преподобный Елеазар Анзерский. Житие     Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческаго звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему свое благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства препод. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким внимание к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество.   Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению преподобнаго Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделенный от Соловецкаго на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем, только изредка приставали к нему беломорския суда и монастырские промышленники, занимавшееся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины ея в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкаго и Муксальмскаго, берега твердой земли, остров Жижгин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густым сосновым и березовым лесом, с его озерами разной величины, находится как бы под ногами.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 22 серпня 2009 р. 15:00 1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ». 1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. 1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629). 1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. 1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря. 1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма. 1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. 1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю. 1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. 1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря. 1924   После закрытия Соловецкой обители на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. 1929-1931   В келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. 1939   Соловецкая тюрьма ОГПУ упразднена, скит был заброшен. 2001   После возобновления обители в Свято-Троицком скиту стали совершаться регулярные богослужения. 2007-2009   В скиту ведутся противоаварийные и реставрационные работы. 2009   Воссоздана часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» над каналом. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209492...

Погодина, 1911, л. 165178). Основная часть книг Анзерского скита в настоящее время находится в РНБ, в составе книжного собрания Соловецкого монастыря. Наибольший интерес для выявления литературных вкусов и пристрастий Елеазара представляют рукописные книги. Из литературы, предназначавшейся для чтения, в манускриптах Анзерской библиотеки наряду с традиционными для монастырских библиотек сочинениями авторов-богословов ( Иоанна Златоуста , Исаака Сирина , Ефрема Сирина , Григория Богослова ) переписано немало сочинений мистиков-созерцателей, византийских авторов-исихастов: Иоанна Лествичника , Григория Синаита , Симеона Богослова , Исихея пресвитера, Нила Синайского , аввы Дорофея и других об «умном делании», чистоте души и помыслов, посте, молитве, молчании и слезах. Интерес к такого рода сочинениям объясняется принятым в ските уставом и сознательной ориентацией Елеазара на принципы монашеской жизни Ниловой пустыни, богослужебный устав которой, по просьбе анзерского строителя, был доставлен из Соловецкого монастыря в Анзерский скит в первой половине 1620-х гг. Келейным занятием Елеазара были резьба по дереву, иконописание и переписка книг, которых он, согласно Вкладной книге Анзерского скита, переписал немало. Согласно Житию подвижника, ещё в Соловецком монастыре Елеазар принимал участие в устройстве иконостасов Спасо-Преображенского собора как резчик, а в Анзерской пустыни после бывшего ему видения написал образ Спасителя. Уже при жизни Елеазар прославился среди своих современников как чудотворец и пророк. Его духовный «подвиг» способствовал появлению в среде окружавших его людей рассказов о прижизненных чудесах святого, часть которых нашла отражение в Житии Елеазара. Согласно одной из легенд, Елеазар молился о рождении наследника царю Михаилу Федоровичу. Анзерский строитель был близок царствующим Романовым, которые оказывали покровительство Елеазару и неоднократно присылали в пустынь богатые вклады. Наряду со стремлением к отречению от всего земного Елеазар отличался активностью в устройстве скита, с чем связаны наиболее яркие страницы его биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 22 августа 2009 г. 15:00 1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ». 1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. 1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629). 1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. 1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря. 1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма. 1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. 1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю. 1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. 1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря.

http://patriarchia.ru/db/text/724301.htm...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь. Скит. Действует.   Год основания:1615. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзерский Координаты: 65.1494, 36.019 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Елеазарова пустынь основана в конце XVIII века на месте поселения на Анзерском острове преподобного Елеазара Анзерского. Сохранились фундамент келейного корпуса XIX века, фундамент часовни во имя прп. Елеазара Анзерского. Там же находятся фрагменты колодца, деревянной лестницы и Поклонного Креста. http://www.solovki.ca/monastery/skit_eleazar.php Пустынь названа в честь основателя Свято-Троицкого скита, преподобного Елеазара Анзерского. В 1615 году соловецкий инок Елеазар удалился из монастыря на Анзер. Он поселился на горе около озера, которое ныне называется Большое Елеазарово. Инок воздвиг крест, поставил келью. Он прожил на этом месте четыре года и переселился на берег морской губы, позднее названной Троицкая. К подвижнику стали приходить люди, ищущие безмолвия и уединения. Преподобный Елеазар ввел древний порядок пустынножительства. Так начиналось устроение Свято-Троицкого скита. Пустынь преподобного Елеазара была на долгое время позабыта. В начале XIX века анзерский иеросхимонах Иосиф обнаружил крест на том месте, где жил подвижник, и поставил келью. В 1825 году была построена небольшая деревянная часовня во имя преподобного Елеазара Анзерского, в которой хранились его Псалтирь и ряса. Сохранились сведения о трех редких иконах, находившихся в часовне: святитель Филипп с преподобными Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери преподобному Иову, явление Пресвятой Богородицы преподобному Елеазару. В середине XIX века на этом месте жил подвижник Феодор (в схиме Филипп). Во времена Соловецкого лагеря в Елеазаровой часовне размещался пикет охранников. Пустынь была разорена и на долгие годы забыта. В 1996-1998 годах здесь проводились археологические работы, был расчищен фундамент кельи. От часовни остались только первый венец сруба и дверь. В 2006 году на старом фундаменте выстроена новая деревянная часовня.  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57440

  Мало по малу молва об Анзерском пустыннике, распространилась по Беломорскому берегу и к нему собралось несколько ревнителей безмолвия и уединения. Елеазар не решился удалиться от людей, ищущих, подобно ему, душевнаго спасения, и составить из них небольшое братство пустынножителей. Препод. Елеазар ввел для сподвижников древний порядок пустынной жизни. Каждый пустынник имел особую келью, не в дальнем разстоянии от других, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким либо рукодельем для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву. Общая молитва совершалась или в часовни, или в келье препод. Елеазара: свечера отправляли вечерню, читали псалтирь, пели каноны Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, исповедывали свои помышления и грехи наставнику; утром служили литию, утреню, часы, и затем подвижники уходили на безмолвие в свои кельи. Препод. Елеазар был примером подвижничества для всех учеников: умерщвляя свое тело постом, бдениями и коленопреклонениями, он имел на себе железныя вериги, рубил дрова, носил воду. Время, свободное от этих трудов, он употреблял на переписку полезных книг: " от многаго божественнаго писания, " сказано о нем во вкладной скитской книге, " различныя повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом, также и чин монашескаго келейнаго правила в писании добре истолкова; братии своей патерик о уставе и благочинии скитском положи, и старчество и инии книги своею рукою написа. " Как преподобный умел побеждать свои пожелания, показывает следующее повествование жизнеописателя его: случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы; он приготовлял ее, ставил пред собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келье, разлагалась,-тогда подвижник говорил себе: " ешь теперь, если хочешь. "   Не терпя таких подвижников самоотвержения, враг искуситель усиливал свою злобу на Преподобнаго. Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы, и приглашал чрез слугу к себе в монастырь. Однажды является этот слуга с лошадью, заложенною в сани; подскочив к окну кельи, он передал от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновеннаго совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходит из кельи во время службы, он спросил его: " зачем так часто отлучаешься из кельи? " - " Лошадь посматриваю, не смирно стоит, " - был ответ. По окончании молитвы, Елеазар хотел пред отъездом вкусить пищи и угостить приезжаго, и пред вкушением, по обычаю, стал читать молитву Господню, но лишь только произнес:- " и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго " , мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не оказалось даже и следов приезжаго. Тогда он понял, что это было искушение от диавола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившаго посмяться над ним врагу.

http://isihazm.ru/1/?id=598

Явления и чудесная помощь страждущим показывали, что Преподобный Елеазар обрёл благодать у Господа. Один инок Онуфрий некогда впал в такое уныние, что ослабел телом и лишился рассудка. В минуту самых тяжких страданий явился ему Преподобный, сотворил за него молитву и мгновенно исцелил немощного. Анзерский иеромонах Измаил впал однажды в тяжкую болезнь, не мог выходить из кельи и слёг. В сильном изнеможении он как-то заснул, и ему представилось, что Преподобный Елеазар выходит из своей часовни и приближается к келье больного. Страдалец проснулся и, забыв о своей болезни, встал с одра и спешно подошёл к окну, чтобы удостовериться в явлении, но никого не увидел. С этих пор он почувствовал себя совершенно здоровым. Того же скита инок Макарий, искусный в живописи, задумал написать изображение Преподобного Елеазара, но не знал, какой вид имел Преподобный. Скучая об этом, инок, после вечернего правила, лёг на одр и уснул. Вдруг он видит пред собою Преподобного Елеазара, который говорит: «ты, брат, желал меня видеть, и вот я теперь стою пред тобой». Инок в страхе проснулся и увидел уже наяву Преподобного. Тогда Макарий пал на колена и поклонился явившемуся, который стал невидим. Припомнив черты лица его инок изобразил его кистью. В одно время анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий острова Соловецкий и Анзерский, был свободен от льдин: строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массою льда, принесённого ветром с моря. Огромные льдины, окружив лодку, понесли её в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и пустились поспешно к берегу. Между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему Преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерского берега, куда путники пробирались, было ещё не близко, а движущийся лёд уносил их в противоположную сторону; к большой беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердною молитвою об избавлении от опасности и стали призывать на помощь Препод. Елеазара. И вот при тусклом свете луны, они увидели, что на другом конце льдины стоит Препод. Елеазар и заправляет её к Анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к Преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самого берега Анзерского острова – и путники вышли на берег благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явления и чудесная помощь страждущим показывали, что преподобный Елеазар обрел благодать у Господа. Один инок Онуфрий некогда впал в такое уныние, что ослабел телом и лишился рассудка. В минуту самых тяжких страданий явился ему Преподобный, сотворил за него молитву и мгновенно исцелил немощного. Анзерский иеромонах Измаил впал однажды в тяжкую болезнь, не мог выходить из келии и слег. В сильном изнеможении он как то заснул и ему представилось, что преподобный Елеазар выходит из своей часовни и приближается к келье больного. Страдалец проснулся и, забыв о своей болезни, встал с одра и спешно подошел к окну, чтобы удостовериться в явлении, но никого не увидел. С этих пор он почувствовал себя совершенно здоровым.  Того же скита инок Макарий, искусный в живописи, задумал написать изображение преподобного Елеазара, но не знал, какой вид имел Преподобный. Скучая об этом, инок, после вечерняго правила, лег на одр и уснул. Вдруг он видит пред собою преподобного Елеазара, который говорить: «ты, брат, желал меня видеть, и вот я теперь стою пред тобою». Инок в страхе проснулся и увидел уже на яву Преподобного. Тогда Макарий пал на колена и поклонился явившемуся, который стал невидим. Припомнив черты лица его, инок изобразил его кистию. В одно время Анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий острова Соловецкий и Анзерский, был свободен от льдин: строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массою льда, принесенного ветром с моря. Огромныя льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и пустились поспешно к берегу, между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерского берега, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущейся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердною молитвою об избавлении от опасности и стали призывать на помощь прп. Елеазара. И вот, при тусклом свете луны, они увидали, что на другом конце льдины стоит прп. Елеазар и заправляет ею к Анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к Преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самаго берега Анзерского острова – и путники вышли на берег благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слава его достигает Москвы, и царь Михаил Феодорович вызывает его туда и требует молитв о даровании ему наследника и не выпускает до рождения Алексея Михайловича. Обрадованный царь предлагает святому власть и почести, но последний стремится только в пустыню и увозит лишь дары для храма. Его вызывает вторично в Москву уже Алексей Михайлович. Царь выдает ему грамоту, украшенную золотом, об отпуске из казны всего потребного для церковных нужд, а также издает указ о создании в скиту каменной церкви. Постройка ее была начата еще при покойном царе, но была временно приостановлена, так как Елеазар хотел выстроить храм гораздо больших размеров, чем позволяли тогда ему средства. В этом преп. Елеазар отличается от преп. Нила Сорского – такого же исихаста, устроителя скитской жизни и писателя: Нил Сорский выбирает мрачную местность для своего поселения, и храм должен быть у него только деревянный, чтобы ничем внешним не отвлекаться от внутренней сосредоточенности и созерцания, тогда как Елеазар, эстет по природе, любит все прекрасное, и храм у него должен быть величественным. Он не дожил до конца постройки. Незадолго до смерти преподобному пришлось еще претерпеть тюремное заключение от Соловецкого начальства за отстаивание независимости своего скита. Тут мы видим тот же антагонизм, что и в житии преп. Диодора между двумя родами монашества. По кротости Елеазар не жаловался царю и был спасен вмешательством Двинского воеводы. Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить «Преподобный Елеазар был из наших краев, поведал нам о. Нектарий: «из мещан он происходил Козельских. Богоугодными подвигами своими он достиг непрестанного умиления и дара слез. Вот, и вышел он как-то раз ночью на крыльцо своей кельи, глянул на красоту и безмолвие окружающей Анзерский скит природы, озаренной дивным светом северного сияния, умилился до слез, и вырвался у него из растворенного Божественной любовью сердца молитвенный вздох: «О, Господи, что за красота создания Твоего. И чем мне и как, червю презренному, благодарить Тебя за все Твои великие и богатые ко мне милости?» И от силы молитвенного вздоха преподобного разверзлись небеса и духовному его взору явились сонмы светоносных сил бесплотных и пели они великое славословие ангельское: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Однажды является этот слуга с лошадью, заложенною в сани; подскочив к окну кельи, он передал от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновенного совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходить из кельи во время службы, он спросил его: «зачем так часто отлучаешься из кельи»? – «лошадь посматриваю, не смирно стоит», – был ответ. По окончании молитвы, Елеазар хотел пред отъездом вкусить пищи и угостить приезжего, и пред вкушением, по обычаю, стал читать молитву Господню, но лишь только произнёс: – «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не оказалось даже и следов приезжего. Тогда он понял, что это было искушение от дьявола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившего посмеяться над ним врагу. Иногда враг человеческого рода воздвигал на Преподобного злых людей. Так, однажды он положил на сердце некоторым береговых жителям ограбить подвижника, внушив им мысль, будто у него большие богатства. Эти люди приплыли к острову и приблизились к бедной келье старца, который, предугадывая намерение их, обратился с молитвою о защите к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали несмысленно кружиться около кельи. Сжалившись над ними Преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: «зачем, дети, вы пришли и чего хотите»? Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Тогда подвижник молил Бога о разрешении пришельцев от невидимых уз, и молитва его была услышана; очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили у старца прощения. Преподобный простил их и, наставив никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. Как ни убегал подвижник славы человеческой, он сделался известен даже царствующему дому. Игумен Иринарх, в царствование Михаила Феодоровича, находясь в Москве по делам монастыря, был принят родительницею Царя, великою старицей Марфою Ивановною. В беседе с ним старица спросила: «правда ли, что на Анзерском острове проживают отшельники»? Когда игумен отвечал утвердительно, старица подала ему мысль об устройстве для них храма и пожертвовала для этой цели 100 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010