В Манеже будет проходить выставка икон «Русские святые» Москва, 4 июля 2016 г. С 16 июля по 21 августа 2016 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва, Манежная площадь, д. 1) будет проходить выставка «“Русские святые”. Коллекция Феликса Комарова. 300 икон».      Коллекция Феликса Романовича Комарова включает в себя более 300 произведений от конца XVI до начала XX столетия с изображением святых – представителей разных чинов святости, начиная с апостола Андрея. В собрании присутствуют образы главных православных святых: крестителя Руси князя Владимира, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Киево-Печерских преподобных, Московских святителей, преподобного Сергия Радонежского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, отрок благоверного царевича Димитрия. По количеству иконографических раритетов коллекция превосходит государственные и частные собрания. Однако в первую очередь собрание интересно благодаря множеству образов малоизвестных святых. Далеко не все специалисты знают имена Гурия Шалочского, Евфросина Синозерского, Макария Жабынского. Их больше всего почитали там, где они совершали свои монашеские подвиги. Икон этих святых, до сих пор словно скрытых от мира, сохранилось очень мало. Например, образ преподобного Ксенофонта из представленного собрания, вероятно, является единственным ныне известным изображением основателя маленького Никольского монастыря на реке Робейке в окрестностях Новгорода. Столь же редок образ преподобного Василиска Сибирского – пустынника, подвизавшегося в сибирских лесах в первой четверти XIX века и причисленного к лику святых только в 2004 году. Важной частью выставки станет большая культурно-просветительская программа, направленная на укрепление интереса к древнерусскому искусству, культуре и истории России, с ежедневными экскурсиями, которые будут проводить историки и специалисты в области древнерусского искусства. Особая музыкальная программа выходного дня подготовлена совместно с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при участии Московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением декана факультета симфонического и хорового дирижирования Алексея Максимовича Рудневского. В программе примет участие ансамбль «Колокола России» под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой.

http://pravoslavie.ru/95010.html

Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Приим мученическую телесную кончину, отче,/вознеслся еси духом твоим в Горняя селения молитися о нас Вседержителю,/мощами же твоими с нами пребываеши,/являя теми многая знамения и чудеса. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Глаголом Божиим свидетельствована бысть сила чудес твоих, отче Евфросине:/одержима бо сущи велиим бесовским плачем,/раба Божия Агафия, егда бысть в разуме, слыша глас свыше:/гряди в пустыню Синеезерскую,/помолися чудотворцу Евфросину и исцелееши./Таяже прииде, и помолися, и исцеле. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Елицы притекаху с верою к мощем твоим, скорый помощниче и молитвенниче, вси исцеляхуся,/молим тя убо:/помощию твоею посети и ны,/телом и душею немощствующих. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Умиленно призывающе святое и прославленное имя твое, отче,/крепость и исцеление приимаху от Тебе немощствующии плотию и духом,/скорбнии же и удрученнии печальми житейскими/обретаху от Тебе скорую помощь и утешение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Невозможно есть исчислити многое множество чудес твоих,/целителю душ и телес наших, отче Евфросине,/сего ради творяще память твою,/благодарственно благословляем прославльшаго тя,/отцев Бога благословеннаго. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Отцу Собезначальнаго Сына плотию родила еси, Пренепорочная Дево,/Егоже моли со преподобномучеником Евфросином,/да сотворит ны сыны Своего Царствия/и наследники обетования вечнаго. Кондак, глас 8 Подражая житию древних отцев,/Богомудре отче Евфросине,/красоту мира сего возненавидел еси,/и, в пустыню вселився,/веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/не на брань противу плоти и крове,/но на брань противу козней невидимаго врага,/и сего вознесенную гордыню,/по данней тебе от Духа Святаго благодати,/глубоким смирением твоим низложил еси,/и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение. Икос

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

В 1904 г. Новгородскому архиепископу Гурию был представлен журнал окружного съезда того же года, в котором просили разрешить духовенству служение молебнов и литургий в память преподобномученика Евфросина Синезерского, чтобы удовлетворить настойчивое желание почитателей преподобного, стекающихся к его гробу даже из других епархий. Тогда же просили ознаменовать это событие особым торжеством с крестными ходами из церквей. В 1911 г. окружной съезд духовенства возобновил свое ходатайство перед архиепископом Арсением, который и вошел с соответствующим представлением в Святейший Синод. С разрешения последнего на 29 июня в погосте «Синозерская пустынь» Новгородской губернии, Устюженского уезда, назначено восстановление церковного почитания преподобномученика Евфросина Синозерского. Тропарь, глас 1 От юности вперив ум свой к Богу, блаженне Евфросине, и бегая суеты мира сего, достигл в пустыню непроходимую, идеже Богу тя укрепляющу, ангельское житие стяжав, поработал еси довольно Владыце твоему Христу в пощении и в молитвах и во всенощных бдениих и сподобился еси дара Духа Пресвятаго, еже прорицати будущая, наставляя на стезю покаяния притекающих к тебе и послушающих тя. Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру, нелицемерную любовь и несуменную надежду, дарова тебе, не точию еже веровати в Него, но и еже страдати по Нем, егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся, и доселе, якоже Авелева, вопиет к Богу, свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих; на няже взирающе умильно вопием: слава Христу Богу, Даровавшего тебе благодати толику, егоже и моли о нас. Кондак, глас 8 Подражая житию древних отец, богомудре Евфросине, возненавидев мира сего красоту, вселился еси в пустыню, и веру Христову якоже щит в сердце свое прием, изшел еси, добр воин Царя Небеснаго не на брань противу плоти и крови, но на брань противу кознем невидимаго врага. Темже даровавшейся тебе Духа Святаго благодати, глубоким смирением твоим низложил еси вознесенную того гордыню, и приял еси от небеснаго Дародателя неувядаемый венец победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поскольку диссертация иеромонаха Германа была защищена в 1916 г., когда до завершения Синодального периода русской церковной истории оставался всего лишь один год, автор, сам того не подозревая, по горячим следам написал историю эпохи, которая уже завершалась. В работу оказались включены исторические очерки, посвященные практически всем службам русским святым, написанным в Синодальный период. Пропусков очень немного, причем сам автор дает их полный перечень. Этот перечень содержится в кратком обращении к читателям, которое не входит в состав работы, а помещено на отдельном листке, вложенном в рукопись. Приведем это обращение полностью: В сочинении пропущены службы 1 . Святителю Иоасафу (Горленко) (не разыскал дело); 2 . Святителю Питириму (в архив не поступало); 3 . Евфросину Синозерскому (тоже); 4 . Равноапостольному Владимиру (не разыскал); 5 . Преподобному Иоанну Многострадальному; 6 . Преподобному Агапиту врачу; 7 . Алипию иконописцу. Последние три я рассчитывал поместить в дополнении, куда думал также внести богатейший материал и о других многих службах, полученный мною по написании уже сочинения. Но принимая во внимание, что срок подачи сочинений (кончается) 1 марта, а дополнение займет еще не менее 100 листов, я решил до более благоприятных времен оставить дополнение. Пока. Композиция служб в сочинении слаба еще, так как этим вопросом нужно заниматься не менее 5 лет. В особенности слаб раздел по заимствованиям из служб нерусским святым. Подготовительные работы, сделанные уже мною, обещают дать много интересного. Но, повторю, работа еще в зародыше. Почти отсутствует в сочинении также и сличение рукописных служб и их особенности. Поспешность работы сказалась и на слоге (подаю черновую работу, как это сделал и с 8-м семестром). Все эти погрешности и недостатки да простят мне читатели этого сочинения в рукописи. Студент-латыш иеромонах Герман Петроград 28 февраля 1916 года Александро-Невская Лавра Как уже было сказано, диссертация иеромонаха Германа была представлена в Совет академии чуть больше чем за год до окончания Синодального периода русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

М. Ю. Хрусталев " Приходские храмы: страницы истории " , http://www.booksite.ru/fulltext/cha/god/a1/6.htm Троице-Благовещенская Синозерская пустынь – мужской монастырь Череповецкой епархии, расположенный на восточном берегу Синичьего озера на юго-восточной окраине деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области. Основан монастырьстарцем Евфрсином в 1594 году. В течение XVII столетия в Синозерской пустыни были последовательно возведены три деревянных храма: в 1633 году – Троице-Благовещенский с колокольней (сгорел 3 августа 1960 года), в 1682 году – Иоанно-Богословский с приделом во имя святителя Николая (сгорел от удара молнии в 1944 году) и Петро-Павловский (сгорел в 1847 году). 20 марта/2 апреля 1612 года преподобный Евфросин был мученически убит вместе со своим учеником преподобным Ионою польско-литовскими интервентами, приход которых он предсказал. Синозерская пустынь была возобновлена в 1619 году. В 1630 году на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 году, позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 года освящен во имя Пресвятой Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой. В 1636 году обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль реки Чагодощи. Царь Алексей Михайлович пожертвовал в монастырь колокол, о чем сообщала надпись на нем. 25 августа 1653 года мощи преподобномученика Евфросина, обретенные нетленными, по благословению митрополита Новгородского Макария были перенесены и положены строителем Ионой под новой колокольней Благовещенской церкви на юго-восточной стороне под спудом. В обитель делались вклады царями и знатными людьми государств. В начале XVIII в. Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому монастырю в г. Устюжне как наиболее близкому к ней; в 1753 году – к Тихвинскому Большому Успенскому монастырю, в 1758 году – вновь к Воскресенскому монастырю. В 1764 году монастырь был упразднен. На месте монастыря образовался приход, в который входила лишь одна деревня Пустынь, состоявшая в 1912 году из 38 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=50992

Богослужение в Троицко-Благовещенской ц. совершалось до 1933 г. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами Е. поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 г. мощи Е. были вскрыты, нек-рое время выставлялись в антирелиг. экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 г. рака 1913 г. была сдана в металлолом. 14 июня 1991 г. мощи Е. были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской ц. Устюжны в раке 1799 г. Почитание К сер. XVII в. были составлены 2 тропаря и кондак Е., помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя Е. встречается в рукописных святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80), внесено в «Описание о российских святых» (С. 181, известно в списках XVIII-XIX вв.), Е. назван «начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова» (ц. во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682). Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. Прмч. Евфросин Синозерский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского мон-ря в Финляндии. Иконописец архим. Зинон (Теодор). Кон. XX - нач. XXI в. После возобновления в 1619 г. Синозерский мон-рь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Е. В 1636 г. обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях мон-рю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича . Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во 2-й пол. XVII в. в Синозерскую пуст. делали вклады представители московской и местной знати - князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В обители с 1635/36 по 1700 г. велась вкладная книга (до сер. XIX в. хранилась в Троицко-Благовещенской ц., впосл. была утрачена).

http://pravenc.ru/text/187852.html

Пустынь. Троице-Благовещенская Синозерская пустынь. Деревянный монастырь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1596. Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Чагодощенский район, д. Пустынь Координаты: 59.041989, 35.813435 Проезд:От Чагоды попутным автотранспортом или на такси по правобережной дороге на восток 36 км. В сухую погоду можно пройти на север от с. Долоцкое, с последующем поворотом на запад, 17 км. Общественный транспорт не ходит. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Здесь находилась Троице-Благовещенская Синозерская пустынь, основанная преподобным Евфросином Синозерским. Этот небольшой монастырь ведёт свою историю с 1596 года. Начавший свою иноческую жизнь на Валааме и продолживший её в Большом Успенском монастыре в Тихвине, преподобный Евфросин завершил её в Синозерской пустыни в дни польско-литовской интервенции. Время не пощадило пустынских святынь. В 1995 году на месте строений Синозерской обители был поставлен памятный крест по проекту научного сотрудника Череповецкого музея М.Ю. Хрусталёва. В 2001 году на месте первоначального поселения святого выстроена часовня. Инициатор её возведения и руководитель строительства - В.А. Павлов. С 2000 года начались работы церковно-краеведческого отряда " Ловитва " под руководством Н.М. Ситниковой. Участниками отряда (а это, в основном, школьники 12-16 лет) расчищаются от валежника Старая Пустынь, монастырское кладбище, Вещая лужа, устанавливаются кресты, оборудуются купальни. Труды участников отряда направлены на восстановление былой славы и духовного величия Синозерской Пустыни, возрождение традиций паломничества. Источник: сайт  Чагодощенского муниципального района Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.

http://sobory.ru/article/?object=50992

В Смутное время пустынь служила убежищем для окрестных жителей. Согласно Житию, Е. предвидел разорение обители и свою мученическую кончину. 20 марта 1612 г. отрядом поляков Синозерская пуст. была сожжена, убиты почти все, кто не успели по совету преподобномученика покинуть ее. Е. принял мученическую смерть у воздвигнутого им при основании обители креста во время молитвы, указав грабителям, требовавшим от мученика отдать им монастырские деньги, на ц. во имя Пресв. Богородицы как на единственное сокровище обители. Вместе с Е. погиб и его ученик инок Иона, память которого чтилась вместе с памятью Е. местно в день убиения. 28 марта Е. с учеником были погребены в «нарочитом месте», вероятно на месте кончины. Мощи Синозерская пуст. была возобновлена в 1619 г. В 1630 г. на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 г., позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 г. освящен во имя Св. Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой. 25 авг. 1653 г. мощи Е., обретенные нетленными, по благословению Новгородского митр. Макария были перенесены и положены под новой колокольней Благовещенской ц. на юго-вост. стороне под спудом. Над ними было устроено надгробие с резным образом Е. в рост. В нач. XVIII в. Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому монастырю в г. Устюжне, в 1753 г.- к тихвинскому Успенскому мон-рю, в 1758 г. вновь к Воскресенскому мон-рю, в 1764 г. упразднена, соборная церковь обращена в приходскую, в 1769 г. большую часть имущества обители вывезли в боровичский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь . По благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) в 1799 г. над местом погребения Е. была устроена новая рака с клеймами, на которых изображалось убиение святого. Через отверстие в надгробии можно было видеть гроб Е., вместо крышки засыпанный песком, к-рый считался чудодейственным (отверстие было заколочено по распоряжению свящ. Г. Яковцевского ок. 1900). В 1913 г., после канонизации Е., для мощей святого была устроена новая бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.

http://pravenc.ru/text/187852.html

В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на этом месте состоялось освящение вновь срубленной часовни. В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» - два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный. В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер. В июне 2011 года собран сруб на бывшем месте церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Тогда же над колокольней и срубом церкви водружены кресты. Источник: " Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба " Синозерская пустынь. Само название этого селения говорит о том, что там была в древности небольшая иноческая обитель, расположенная на берегу озера Синичье. Затерявшаяся среди лесов и болот Синозерская пустынь прославлена была духовными подвигами ее основателя, святого преподобномученика Евфросина. Ее храмовый комплекс принадлежал к лучшим образцам деревянного зодчества XVII века. После упразднения монастыря на его месте образовался приход, состоящий из одной деревни Пустынь. Соборная церковь бывшего монастыря в честь Святой Троицы и Благовещения Богородицы (в память древнего храма) была срублена в 1630-1632 годах строителем иеромонахом Михаилом и старцем Иосифом. Была она " строения деревянного " , холодная, с папертью и соединена переходами с колокольней, под которой стояла келейка келаря. Верхний этаж, где располагался Троицкий придел, достроили в 1645 году при строителе обители иеромонахе Моисее. В интерьерах обоих храмов находились тябловые иконостасы. В 1859 году церковь вывесили, обшили тесом и покрасили охрой, а кровлю перекрыли железом.

http://sobory.ru/article/?object=50992

Старая Пустынь, урочище. Часовня Евфросина Синозерского. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Евфросина Синозерского Год постройки:2001. Адрес: Вологодская область, Чагодощенский район, Старая Пустынь (урочище) Координаты: 59.04522, 35.75515 Проезд:От Чагоды в сторону д. Пустынь; не доезжая 2 км до деревни в развилке дорог стоит Поклонный крест - повернуть направо и ехать 1.8 км Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преподобный Евфросин пришел «В Бежецкую пятину, в непроходимую пустыню, облежащую великими и страшными дебри, и многими лесы, и зыбучими мхами, и непроходимыми блаты, ограждено же место отовсюду, яко оградою, реками и озерами, бе бо место то весьма пусто и непроходимо и окрестных весей далече…» Около реки Чагодощи, при Гвозденском ручье преподобный остановился среди бора и основал с двумя иноками, его учениками, пустыньку. Сначала был поставлен крест, до сих пор сохранились остатки пещеры (землянка), в которой по началу они жили, затем были ископаны колодец, пруд, построены часовня и келии. Это место позже получило название Старой пустыни, или Пустыньки. Старая Пустынька находится в 3-х километрах западнее деревни Пустынь. Современное возрождение Синозерской обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни. Старожилы указали колодец и «Вещую лужу», выкопанные Евфросином. В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на месте землянки Евфросина была поставлена и освящена часовня. Святой колодец и «вещая лужа» выкопанные Евфросином сегодня являются источником благодати, помощи и исцеления для многочисленных паломников. В Старой Пустыни находятся часовня и «Вещая лужа». Святой источник находится восточнее д. Пустынь. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53635

  001     002    003    004    005    006    007    008    009