И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Когда иезуиты отыскали для России нового самозванца – жи­да, ватаги ляхов в 1612 году проникли в округ Устюжны для грабежа и разбоя 450 . Православные, дорожа особенно святою верою, спешили скрываться в глубоких лесах. Тогда пустыня Евфросинова послужила убежищем для них из окрестных мест. Марта 19 (1612 г.) преподоб­ный объявил в слух всех, что скоро придут враги святой веры и в его пустынь. Он советовал бежать, кто куда может; о себе же сказал, что он должен остаться здесь по обету. Инок Иона в страхе хотел бежать вме­сте с другими. «Зачем допускать в душу страх малодушия? – говорил ему преподобный. – Когда настает брань, тогда-то и нужно мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надобно быть верными слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом и им надобно беречь себя и для детей». Укрепленный словами преподобного, Иона остался со святым старцем. В следующий день поляки явились в Евфросинову пустынь. Преподобный в схиме молился у креста, который поставил он, как только пришел сюда. Наглые грабители потребовали у Евфро- сина монастырских сокровищ. Пустынник указал на храм Богоматери как единственное сокровище пустынника. Тогда один из кровопивцев ударил по шее преподобного и рассек ему голову. Старец упал полу­мертвым. Поляки ворвались в храм Божий, но в нем ничего не нашли и возвратились к своей жертве. Один ударил чеканом по голове Евфро- сина и разбил череп до самого мозга. Новый страдалец предал душу свою в руки Господу. С ним вместе убит был и инок Иона. В 8 день после кончины святого старца собравшиеся православные похоронили страдальческое тело его у креста; с ним вместе похоронен был и ученик его Иона. Преподобный Евфросин был роста среднего, с широкими плечами и мужественною грудью; русые волосы его украшены были сединами; борода – продолговатая и раздвоенная на конце. Так пере­сказал страдальческую кончину преподобного Евфросина Долосский житель Иоанн, сам пострадавший тогда же от поляков. В 1653 году по благословению Новгородского митрополита Макария мощи препо­добного Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, тогда монастырской, а ныне приходской Синозерского погоста 451 . Память святого новомученика Мирона Критского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит Петрозаводский Константин открыл в Петрозаводске Православную историко-просветительскую выставку-ярмарку 3 сентября 2022 г. 17:10 3 сентября 2022 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин на площадке возле Александро-Невского кафедрального собора в Петрозаводске открыл IX Православную историко-просветительскую выставку-ярмарку. Выставка в этом году приурочена к 795-летию крещения карел, 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, 150-летию со дня рождения святой царицы — страстотерпицы Александры Федоровны Романовой, 465-летию со дня кончины преподобного Никифора Важеозерского, 410-летию со дня кончины преподобномученика Евфросина Синозерского, 430-летию со дня кончины преподобного Ионы Яшезерского, а также памяти новомучеников и исповедников Карельской земли. Открытие выставки началось с молебна «на начало благого дела», который возглавил митрополит Константин в сослужении духовенства епархии. На церемонии открытия присутствовали глава Карелии А.О. Парфенчиков с супругой, председатель Законодательного Собрания РК Э.В. Шандалович, министр национальной и региональной политики РК С.В. Киселев, глава Петрозаводского городского округа В.К. Любарскийч и другие официальные лица, организаторы выставки-ярмарки, а также жители и гости Петрозаводска. Собравшихся приветствовали митрополит Константин, А.О. Парфенчиков, Э.В. Шандалович, В.К. Любарский и председатель совета директоров выставочного общества «Уральские выставки» В. Г. Завьялов. После молебна митрополит Константин освятил выставочные павильоны. На выставке в этом году представлены экспозиции: посвященная 795-летию крещения карел; «Светоч Земли Русской» (к 600-летию обретения мощей прп. Сергия Радонежского); «Святая царица-мученица» (к 150-летию со дня рождения Александры Федоровны Романовой). Культурно-просветительская программа выставки порадует зрителей концертами духовной музыки, лекциями, беседами на православные темы, мастер-классами народного творчества. Программа выставки Петрозаводская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Святость удостоверялась нетлением его мощей и совершенными чудесами. Известны 3 чуда при жизни преподобного и 27 после его кончины. Имелась в пустыни и икона преподобного XVII века – вклад царя Алексея Михайловича. С 1904 г. начали служить в Синозерской Троицкой церкви молебны с пением тропаря и чтением молитвы преподобному Евфросину, так как в опубликованном Святейшим Синодом «Верном месяцеслове всех русских святых» преподобный Евфросин был помещен в их числе. Преподобный, очень почитавшийся еще при жизни как подвижник и прозорливец, а после убиения как угодник и чудотворец, во второй половине XVII века был церковью чествуем как местный святой. По благословению Святейшего Синода, 29 июня 1912 г. он был причислен официально к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Новгородских и как святой угодник изображается на иконе Собора Новгородских Святых. Церковь Иоанна Богослова сгорела в 1944 г. от удара молнии. В 1960 г. сгорела Троице-Благовещенская церковь и колокольня. Святые мощи с 1936 г., после их вскрытия, кощунственно служили «экспонатом» антирелигиозной выставки. 14 июня 1991 г. мощи переданы церкви и обрели свой покой в приделе священномученика Антипы, епископа Пергам Азийских Казанской церкви города Устюжны в раке, сооруженной еще в 1799 г. и возвращенной Устюженским краеведческим музеем. Сказание о митрополите Аффонии (Афонии) Новгородском 5 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 6-й день и месяца октября в 4-й день † 1653 На Новгородской кафедре с 1653 по 1649 гг. Блаженный Аффоний возведен был на Новгородскую святительскую кафедру вскоре после кончины (спустя два месяца) митрополита Киприана. Родом он был великоросс, но о времени и месте его рождения, равно и о первых годах жизни, не сохранилось никаких сведений. По поступлении в монашество, Аффоний за свою блаженную жизнь удостоен был игуменского сана в Переславском Борисоглебском монастыре, откуда, по сказанию летописи, и взят на святительский престол в Новгород. «Лета 7143 (1635), – говорит летописец, – марта в 8-й день, на память преподобного отца нашего Феофилакта, в 4 неделю поста избранием и повелением благочестивого и христолюбивого великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея Руси самодержца, и при его государевой благочестивой царице и великой княгине Евдокии Лукиановне, и при их благородных чадех...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В лике местночтимых святых Вологодчины прославлены четыре преподобномученика, убитые поляками во время Смуты 2 мин., 13.03.2024 Священный Синод  Русской Православной Церкви принял решение о прославлении в Соборе Вологодских святых четырех преподобномучеников. Согласно решению Синода от 12 марта 2024 года ( журнал 22 ), в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря и Собора Вологодских святых прославлены иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий, сообщает сайт «Патриархия.ru» . Решение принято после рассмотрения рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Панкратия относительно соответствующего ходатайства митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы. «Священный Синод постановил причислить к лику святых для местного почитания иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия, память преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия совершать 20 марта/2 апреля», – сказано в сообщении. Отмечается, что в случае обретения честных останков преподобномучеников «постановлено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, а также писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора». Имена преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия также решено включить в поименный список Собора Вологодских святых. Справка Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне – Троице-Благовещенская Евфросино-Синоезерская пустынь – мужской монастырь Череповецкой епархии). В 1612 году множество людей спасалось от польского разбоя в пустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку, как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святое место это».

http://foma.ru/v-like-mestnochtimyh-svja...

В том же году другая шайка поляков напала на монастырь св. Евфросина Синозерского (20 марта). Грабители потребовали у святого игумена. монастырских сокровищ. Он указал им на храм Богоматери, составлявший единственное сокровище бедных иноков новоустроенной обители. Разумеется, они ничего не нашли в этом бедном храме; тогда раздраженные грабители, вернувшись к св. Евфросину, которого уже раньше изранили, рассекли ему голову. Подобным же образом убит был татарами во время нападения с целью грабежа св. Макарий, митрополит Киевский (1 мая 1495 г.). Крымские татары во время одного из своих бесчисленных набегов на южную Россию случайно встретили митрополита Макария, когда он ехал из Вильны в Киев. Одних из его спутников, как и самого святителя, они умертвили, а других увели в плен. В те несчастные времена, когда Русь так много терпела от татар, поляков и других врагов, у нас много было подвижников: и, без сомнения, в числе множества погибших русских людей всех званий немало было и святых мужей, закончивших мучением и смертью свою праведную жизнь. Не только враги земли русской, но, к сожалению, и сами русские люди являлись иногда гонителями и мучителями св. подвижников. По дремучим лесам в старину таилось много разбойников. В такую же глушь приходили спасаться отшельники; корыстные души разбойников искали добычи даже у бедных монахов; они приходили тогда к отшельникам, требовали денег, предавали их побоям, а иногда и убивали. В XVI в. преп. Адриан (5 марта) устроил в глухом месте в пределах Пошехонья небольшую обитель. В 1550 году на бедную пустынь напали разбойники. Требуя денег у св. Адриана, они душили его веревкой, кололи ножами, жгли раны его. Преподобный отдал им сорок рублей, которые собрал на построение храма. Не довольствуясь этим, грабители удавили его и бросили тело святого на берегу реки Ушломы. Но случалось, что даже и не разбойники, а просто соседние крестьяне причиняли неприятности, и даже мучения, подвижникам. Причиной была зависть крестьян и страх за землю, на которой поселится пустынник. Отшельник займет своей хижиной ничтожный клочок земли, но крестьяне знали, что рано или поздно за одним таким придут другие, устроится обитель, а князь или боярин отдаст ей всю окрестную землю и угодья, которыми пользовались до того они сами. И вот житейские расчеты пересиливали в них чувство уважения к отшельнику и они готовы были напасть и даже погубить его. Так погиб, например, преп. Симон Воломский (12 июля). В Воломском лесу близ Устюга он прожил один пять лет, а затем устроил обитель. Поселяне-соседи, опасаясь отнятия земель, однажды напали на него одного в лесу и стали мучить, требуя, чтобы он отдал им царскую грамоту на землю. Преподобный ушел, как будто за грамотой, в церковь и, причастившись Св. Таин, вышел к злодеям, говоря: «Делайте со мною, что хотите». В злобе они отрубили ему голову (1641 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

У виставка Комарова. 300 14 липня 2016 р. 13:40 15 июля 2016 года в Центральном Манеже столицы откроется выставка «Русские святые. Коллекция Феликса Комарова. 300 икон». Коллекция Ф. Комарова включает в себя более 300 изображений святых, написанных с конца XVI до начала XX столетия. В собрании образы главных православных святых Руси: Креститель Руси великий князь Владимир, благоверные князья-мученики Борис и Глеб, печерские преподобные, московские святители, преподобный Сергий Радонежский, юродивый Василий Блаженный, отрок царевич Димитрий. По количеству иконографических раритетов коллекция превосходит государственные и частные собрания. В первую очередь собрание интересно благодаря множеству образов малоизвестных святых. Далеко не все специалисты знают имена святых Гурия Шалочского, Евфросина Синозерского. Их больше всего почитали там, где они совершали свои монашеские деяния. Икон этих святых, до сих пор словно скрытых от мира, сохранилось очень мало. Образ преподобного Ксенофонта из представленного собрания, вероятно, является единственным нынеизвестным изображением основателя маленького Никольского монастыря на реке Робейке в окрестностях Новгорода. Столь же редок образ преподобного Василиска Сибирского  пустынника, подвизавшегося в сибирских лесах в первой четверти XIX века и причисленного к лику святых только в 2004 году. Важной частью выставки станет большая культурно-просветительская программа, направленная на укрепление интереса к древнерусскому искусству, культуре и истории России, с ежедневными экскурсиями, которые будут проводить историки и специалисты в области древнерусского искусства. Особая музыкальная программа выходного дня будет подготовлена при сотрудничестве с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при участии Московского мужского камерного хора «Кастальский». В программе примет участие ансамбль «Колокола России». На выставке будут демонстрироваться телепрограммы из цикла «Образы святости», предоставленные Культурным фондом «Кино-телекомпания " Православная энциклопедия " ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4567091...

Ион , 1749. 87 Андозерский (в Становищах) пустыни [III, 93.] Строитель Феодосий , 1615–20. Игум. Иоасаф 1643. Приписан к Кирилло-Новоезерскому 8 июля 1647. 88 Воронина Успенская пустынь, от Череповца в 13 верстах, основана в 1529 г.; упразднена 1792. Была домовая патриаршая. [III, 611.] Игумены Марк Ворона , основатель, строитель, 20 янв. 1529. Ферапонт , 1534. Мисаил , 1539. Кассиан , 1549. Строители Александр , 1623–42. Иоасаф Канищев , 1646–62. Дионисий (игум.) 1672–75. Герасим , в апр. 1676. Дорофей , 1677–81. Дионисий , 1681–1701. [ Филарет , в февр. 1697] Иродион определён 4 нояб. 1722, 1727, бежал. Киприан определён 27 мар. 1727–31. Герасим , 1731–33. Киприан , в февр. 1734. Игнатий , 1749. Геннадий , 1753. 89 Филиппоирапская Троицкая пустынь, от Череповца в 45 верстах, основана преподобным Филиппом в 1517 г. (Заштатная). В дек. 1638г. приписана к Череповецкому. [VI, 594.] Строители Св. Филипп † 14 нояб. 1538. Герасим , 1562. Логгин , 1581. Феодосий , в нояб. 1667. Гурий , 1672–89, дек. Иона , в нояб. 1693. Феодосий , 1695 и 96. Филарет , 1699. Иона , 1728–35. Серафим , 1810. Строит. Ириней , 1855. – Феофан , 1856 и 57. – Владимир , 1858 и 59. Ириней , архим., 1860 и 61. Строит. Вениамин , 1862. – Арсений , 1863–66; игум. 1868, 69. 90 Синозерская [Троицкая?] Благовещенская (sic) пустынь, от Устюжны в 60 верстах, основана св. Евфросином в 1603 г.; упразднена 1764. [VI, 108.] Строители Св. Евфросин убит 20 мар. 1612. Моисей , 1636. Иона определён 2 нояб. 1653. Сергий определён 16 окт. 1658. Фаддей определён 14 сент. 1662, 1665–91. Григорий , 1734. Евфимий , 1763. 91 Ковженский или Курьюжский Николаевский [в Бадожской волости, на реке Ковже, на Курьюги] Введенский, Николаевский, от Белозерска в 40 верстах, основан в 1553 г.; 30 июня 1663 был приписан к Кирилло-Белоезерскому. Упразднён 1764. [IV, 548, 880.] Игумены Тихон , 1564–66. Ефрем , 1573–86. Строители Иов , 1616. Кирилл , 1625. Геласий , 1633. Герасим , 1663. Феодосий , 1674. Макарий , 1688. Дионисий , 1703. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К храму приписали окрестные часовни в деревнях: Пильная, Вялье, Гора, Паник, Малашкино, Бортниково, Загорье, Костылева Гора. Причт Покровской церкви был большим: священник Феодор Степанович Кременицкий, диакон Евфимий Павлович Образцов, дьячок Михаил Никитич Думинский, пономарь Гавриил Митрофанович Чермянский (умер в 1848 году). Обширный приход составляли селения: сельца Борок, Покровское; деревни Алексеевская, Загорье, Голопупово, Огарево, Метелищи, Усадище, Костылева Гора, Ерохово, Гора, Лешутина, Марьино, Григорьево, Пильная, Вялье, Булдыжкино, Березье, Папорть, Трухново, Малашкино, Паник, Бортниково. Во второй половине XIX века к приходу добавляется приписная часовня в деревне Колобово. Около церкви выстраивают караульную избу. В 50-е годы XIX века священником служил Василий Туберозов43. Его преемником стал священник Александр Разумовский, с 1860 года исполнявший должность благочинного 2-го округа. Имелась диаконская вакансия, а дьячком был Кирилл Успенский, пономарем Василий Мегринский. На приходе с конца XIX века по 1916 год служил известный историк-краевед, протоиерей Григорий Димитриевич Яковцевский, известный в столичных кругах как почитатель и ревнитель старины. Умер он в селе Долоцком, на приходе своего брата священника Модеста Яковцевского, у которого остановился, возвращаясь из Синозерской пустыни, где он принимал деятельное участие в собрании Совета братства преподобномученика Евфросина Синозерского. Погребли его 20 декабря 1916 года недалеко от северной стены Покровской церкви в Белых Крестах. Сыном дьячка Покровской церкви был знаменитый церковный и общественный деятель, выдающийся проповедник-импровизатор, архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (в мире Алексей Добрадин), никогда не порывавший связи с родиной. Архитектура Покровской церкви, поздней по времени сооружения среди подобных храмов Устюжнского уезда, выдержана в ключе местной интерпретации барочной архитектуры. Ее прообразом послужила известная Казанская церковь в г. Устюжне. Покровская церковь - шестая и последняя по счету постройка такого типа в уезде. Наиболее близкими к ней являются церкви Сошествия Св. Духа на Апостолов и Рождества Христова постройки 1781 года в г. Устюжне. Различие их лишь в деталях декора.

http://sobory.ru/article/?object=06403

В 2000 году была расчищена горка, где некогда в пещерке проживал старец, а 14 октября 2001 года на этом месте состоялось освящение вновь срубленной часовни. В августе 2005 года поставлен и освящен новый Поклонный Крест на месте встречи преподобного Евфросина с отрядом захватчиков-поляков и его мученической гибели. Расчищен и восстановлен святой колодец и «вещая лужа» по преданию ископанные преподобномученником Евфросином, они и сегодня являются источником исцеления и благодати для паломников. На территории монастыря жители деревни указывают на «коленочки» - два округлых пятна, никогда не зарастающие травой. По преданию, здесь коленопреклоненно молился сам преподобный. В настоящее время на территории древнего монастыря по найденным в архивах подлинным чертежам и фотографиям восстановлена колокольня, на месте святого источника поставлена часовня с купелью. На колокольне весной 2001 года установлены вновь отлитые три малых колокола. Самый большой колокол обители, некогда пожалованный монастырю Царем Алексеем Михаловичем, не так давно обнаружен на Сахалине в храме Покрова Божией Матери. Ранее он использовался на маяке Жонкьер. В июне 2011 года собран сруб на бывшем месте церкви во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Тогда же над колокольней и срубом церкви водружены кресты. Местным церковным историком М.Ю. Хрусталевым в фондах Череповецкого краеведческого музея были обнаружены мощи святого. В 1991 году они были возвращены Церкви и помещены в раку, сооруженную в 1799 году и в настоящее время находятся на временном хранении в Казанской церкви города Устюжны. Источник:  " Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба " Современное возрождение обители началось в 1995 году, когда был освящен памятный Поклонный крест, поставленный 14 августа совместными усилиями верующих, краеведов, музейных работников Чагоды и Череповца. В то время о бывшем здесь монастыре почти ничего не напоминало. На месте святого источника стояла кирпичная постройка от уже не функционирующего водопровода, от монастырских построек ничего не осталось, лишь только полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами указывало не некогда существовавший здесь центр духовной жизни.

http://sobory.ru/article/?object=50992

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010