Сегодня на упаковке восковых свечей из Серафимо-Дивеевского монастыря можно прочесть поэтическую похвалу восковой свече: Угодна ты Богу, свеча восковая, Пред образом Божьим ты в храме горишь. В тебе отражается жизнь неземная, Ты звездочкой ясной для верных блестишь... Свеча изготавливается из пчелиного воска. Византийский литургист, святитель Симеон Солунский (†1429) пишет: «Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения... Как мягкий и послушный, воск является знаком раскаяния в упорстве и символом послушания» 558 . Таяние нагреваемого воска псалмопевец Давид уподобляет судьбе грешников: «...яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия» ( Пс.67:3 ). Имея ввиду пластичность воска, составитель кондака преподобному Макарию Египетскому (†390; пам. 19 янв.) изобразил его отношения с учителем, преподобным Антонием Великим (†356; пам. 17 янв.) следующим образом: «Богоноснаго быв убо Антония ученик, отче, искренний, якоже воск, изобразуя, всякую изобразил еси того поистине добродетель...» 559 . Русский воск раскупали западные купцы, приезжавшие в Московию, который затем освещал западные замки и кафедральные соборы. М.Н. Тихомиров пишет о специфике русского экспорта: «Видное место принадлежало вывозу воска, находившего широкое употребление при дворах феодалов и в церковной практике. Поэтому в наших документах мы встречаем много указаний на особое внимание, проявлявшееся ганзейскими купцами к тому, чтобы воск был лишен различного рода примесей» 560 . Известно, что святитель Макарий (†1563; пам. 30 дек.), будучи на Новгородской кафедре, поставлял в Ревель (Таллин) воск, взамен получая металлы, необходимые для изготовления церковной утвари, для украшения храмов 561 . Справедливо наблюдение, что «цветные витражи Кельнского собора отражали огни сотен свечей, сделанных из воска, собранного на пасеках Суздаля и Владимира» 562 . Воск производит пчела, о которой в русском народе сформировалось особое мнение. У В. Даля читаем: «Пчела Божья угодница (доставляет воск на свечи) ...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

была река Дунай. царствовал с 582 до 602 г. данниками которых были непросвещенные еще тогда светом Христовой веры славяне, жили на Дону, около Каспийского моря. чудо произошло в 547 г. царствовал от 527 до 566 г ангел явился святому пророку Аввакуму и повелел ему отнести пищу Даниилу, заключенному тогда во рву Вавилонском. Когда Аввакум сказал, что он не знает, где находится Вавилон, ангел дивным образом перенес его в сей город. Память святого пророка Аввакума празднуется 2 декабря. Страдание святого мученика Нестора житие св. Димитрия Солунского, память коего празднуется 26 октября. филистимский великан — необычайного роста, которого убил Давид пращою (1 Цар.17). Житие преподобного Нестора летописца Нестор в 17-ти летнем возрасте постригся в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской летописи, жизнеописании Киевских и Печерских угодников. Из его творений, кроме летописи, дошли до нас: житие преподобного Феодосия Печерского и житие святых Бориса и Глеба. Преставился около 1114 г. 27 октября. преп. Антония Печерского празднуется 10 июля. Память святых мучениц Капетолины и Еротииды восточная часть Малой Азии. допросах о роде св. Капетолина производила себя от одного рода с Фирмилианом, архиепископом Каппадокийским (жившим в половине III века). По другим сказаниям, она считала себя только его духовной дочерью. Блаженная кончина ее относится к 304 году. Страдание святой великомученицы Параскевы ее 24 сентября. Память святого священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского Кириак, до крещения Иуда, указал св. царице Елене место, где находился честной крест. Св. царица Елена, желая найти святой и животворящий крест, призвала Иудеев и упрашивала их, чтобы они показали ей то место, где скрыт ими святой крест. Они только после угроз указали на одного старого еврея, по имени Иуда, который мог указать место св. креста, но и Иуда отказывался исполнить желание царицы, за что и был ввержен в ров. Пробывши в нем некоторое время, он обещался сказать. Тогда, по указанию Иуды, отправились на то место, где Адриан, царь римский, задумал построить храм богини Венере; здесь и был обретен честной Крест (Подробнее смотри сентября 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Убедившись в достоинствах святителя Дионисия (после смены двух митрополитов), великий князь пожелал, наконец, видеть его на митрополичьей кафедре. В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию Киевского князя Владимира Ольгердовича, который объявил, что так как московский князь по своей воле изгнал митрополита Киприана, то и князь Киевский, подражая ему, задерживает преосвященного Дионисия. Святитель Дионисий скончался в заключении 15 октября 1385 года. Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». 26 июня память святителя празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру. В Синодике 1552 года Нижегородского Печерского монастыря святитель Дионисий назван «преподобным чудотворцем». Труды: Грамота Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880, т. 6; Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. (Памятники XI-XV вв.), 24, с.205–210; 25. стб. 211–228. Поучение против псковско-новгородских стригольников//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-haчaлa XVI вв. – М.; Л., 1955. – С. 236–243. Литература: Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, т. 6. – С. 488–507. Лавров. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский и митрополит всея России. Нижний Новгород, 1892. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 173–74, 111–112, 150, 154, 194. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 186–188. прим. 22. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2. Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 154. Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкви/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г.. (приложение к журналу «Русский паломник».) – 1908, июнь. – С. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

945 Написано в 818 г. Скорее всего, письмо адресовано Иоанну, игумену Халкитскому (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 343). Ред. 950 Письмо датируется 818 г. Адресат сообщил преп. Феодору Студиту о смерти исповедника преп. Феофана Сигрианского. Мегало была супругой Феофана, а Мария ее родственница (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 373). В Mai и ТФС «К Мегало и Марии» отсутствует. Ред. 962 В ТФС: «вкушать даже освященную [пищу: хлеб, воду]». Это выражение может подразумевать и Причастие Святых Таин. Ред. 978 Это письмо и следующие (336, 337) написаны весной 818 г. См. примеч. к письму 266. В Mai и ТФС вместо «Анфу» читаем «Анатолию». Ред. 983 Здесь и далее преп. Феодор неоднократно говорит о недопустимости бытового общения с еретиками. В этой связи даже приветствие при встрече и совместный прием пищи подвергаются осуждению, так как могут вызвать подозрение у верных в солидарности и дружеском общении с неправославными. Ср. также Лаод. 9, 10, 31 и 32. Ред. 998 Св. Авраамий Кратаенский; преп. Давид Солунский (ок. 450–540); сщмч. Петр I, епископ Александрийский (III в. 311 г.) (Fatouros. Pars II. S. 492). Ред. 1008 Это и три следующих письма (365, 366, 367) написаны в 817–818 гг. Память еп. Михаила Синадского, исповедника (f 821) совершается 23 мая/5 июня. Ред. 1011 Монастырь свв. Сергия и Вакха. Фатурос полагает, что палачом (см. далее) преп. Феодор называет Иоанна Грамматика. Ред. 1029 Письмо датируется второй половиной 817 г. Епифаний уже исполнял подобные поручения преп. Феодора в 809 г, во время «прелюбодейной ереси», отвозя письма папе Льву III. Ред. 1032 Скорее всего имеются в виду архимандрит Василий и хартофилакс Сергий (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 369–370, 509). Ред. 1042 Слова св. Епифания приведены, вероятно, из подложного и не дошедшего до нас его сочинения, упоминаемого в другом сочинении преп. Феодора против иконоборцев (Опровержение II, в конце) и в 6-м деянии VII Вселенского Собора. См.: Свт. Епифаний Кипрский . Фрагмент 21. Ред. 1045 Эти слова приписываются Феодоту Анкирскому (V в.), хотя их нет в дошедших до нас немногих сочинениях его. См.: Феодот Анкирский в Деяниях VII Вселенского Собора (XIII 309 Mansi). Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

вельможей Студием. Собрав в монастырь иноков, преподобный дал им строгий устав, который, под именем «Студийского», доныне соблюдается православной Церковью . За обличение иконоборца, т. е. отвергавшего почитание икон и преследовавшего их почитателей, императора Льва Армянина, он был сослан в заточение. Пересылаемый из одной темницы в другую и предаваемый истязаниям, Феодор продолжал обличать иконоборческую ересь посредством писем. Скончался в 826 г. В 845 году св. мощи его перенесены в Студийский монастырь. Св. Феодор получил наименование «творца канонов», потому что он составил много так называемых канонов, т. е. особенных церковных молитвословий, употребляемых на утрени. Память его празднуется 11 ноября; 26 января – перенесение мощей его. Брат св. Феодора, преп. Иосиф, епископ солунский, тоже страдал от иконоборцев и скончался в 830 г. в Студийском монастыре. Иосиф также известен как составитель церковных песнопений. Святым братьям Феодору и Иосифу приписывается составление церковной книги – «Триоди постной», употребляемой при богослужении Великим постом. Мощи свв. Феодора и Иосифа почивают в Студийском монастыре, в одном гробу. Мученик Анания был пресвитером. Когда во время гонения Диоклетиана он был представлен на суд, всенародно исповедал Христа и дуновением своим ниспроверг идолов. Тогда царь велел заключить его в темницу, где он удостоился явления Христа и Духа Святого в виде голубя. Темничный страж Петр так был поражен этими явлениями, что обратился ко Христу. Ананию затем жгли на раскаленной сковороде, Петра клали на горячие уголья, но оба они остались твердыми в вере. Семь воинов, видя, что мученики после пыток остались невредимыми, уверовали во Христа, за что и сами подвергнуты были бичеванию. Затем все 9 человек потоплены были в море, в Финикии. На пути к морю Анания крестил воинов. Св. Давид, царь Грузинский, принадлежал к роду Багратидов, который, по сохранившемуся преданию, происходил от еврейского царя Давида. Он был весьма благочестив. Он возобновил Грузию, разоренную турками, привел в благоустройство грузинскую Церковь , удалив с занимаемых мест недостойных епископов и священников и на место их поставив достойных и благочестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

По сохранившимся костяным пластинам, по надписям над киотцами и по аналогиям с другими запрестольными крестами попытаемся восстановить композиции костяных вкладышей на кресте Салмана. Для этого возьмем три наиболее характерные аналогии нашему кресту: 1. крест конца XV века работы Амвросия и мастеров его круга из Троице-Сергиевой Лавры; 2. крест XVI века из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря и 3. крест 1544 года из Иосифо-Волоколамского монастыря 383 . При размещении на кресте костяных вставок использована традиционная схема: на лицевой стороне в средокрестии помещалось «Распятие». По сторонам от него в двенадцати киотцах находились композиции праздников. «Распятие» тематически и композиционно делило их на две части: земную жизнь Христа и рассказ о Его Воскресении. Над «Распятием» в двух киотцах могли находиться изображения «Воскресения» (в изводе «Сошествие во ад») и «Троицы». На вертикальной части креста под «Распятием» по традиции помещалось изображение храмового праздника, на нашем кресте это должно было быть «Преображение». Ниже – еще шесть ячеек, в которых могли находиться клейма с изображенными сюжетами. На малой верхней перекладине в трех киотцах были помещены поясные фигуры «Богоматери Знамение» с херувимом и серафимом, Давид и Соломон. На нижней перекладине также в трех киотцах находились изображения: Макария и Онуфрия; Антония, Сергия и Варфоломея; Евфимия и Макария. У основания креста в отдельном киотце с килевидным завершением – преподобный Иоанникий. Что касается оборотной стороны креста, то здесь можно говорить с большей долей уверенности, так как в большинстве случаев над киотцами сохранились надписи. На обороте креста в средокрестии находилось изображение «Спаса в силах». Над ним в двух киотцах – «Спас Нерукотворный» и «Троица Ветхозаветная». Верхнюю перекладину украшали фигуры Бориса и Глеба, херувим и серафим, в центре – возможно, «Отечество». В остальных киотцах большой перекладины помещались ростовые фигуры (по две в каждом) деисусного чина. Слева направо: Симеон (столпник?); Дмитрий (Солунский) и Иаков (епископ Ростовский); Исайя (епископ Ростовский) и Иоанн (Богослов); Николай (Чудотворец) и Василий (Великий); Петр (митрополит Московский) и Петр (апостол); Михаил (архангел) и Богоматерь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Антоний Святогорец , иеромонах, проживал в Благовещенской келлии на Каруле, автор книги «Жизнеописание афонских подвижников благочестия XIX века», выдержавшей множество изданий за рубежом и в России. Апостол (Папаиоанну Иоаннис, 1915–1977), митрополит Карпатосский и Касосский (Константинопольского Патриархата) в 1950–1975 гг., впоследствии митрополит Эносский и игумен монастыря Властадон в Салониках. Арсений , насельник русского Свято-Пантелеимоновского монастыря (1981). Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), св. прп., византийский монах, происходивший из Кападокии, на Афоне подвизался с 958 г., основал Великую Лавру (963), был её первым игуменом, создал общежительный типикон (устав) для монастырей Афона. Афанасий , иеромонах, насельник Введенской келлии, затем Свято-Пантелеимоновского монастыря, в 1965 г. в возрасте около 80 лет, получил опасную травму. Афанасий , монах на Афоне, жил в Америке, поступил в Руссик в 1963 г. в пожилом возрасте, подвизался в Капсальской келлии. Афинагор I (Спиру Аристоклис, 1886–1972), Вселенский Патриарх в 1948–1972 гг., видный участник экуменического движения, в 1918 –1919 гг. подвизался на Афоне. Афродисий , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, скончался в 1962 г. Бальфур Давид (1903–1989), в православном иночестве Димитрий (в 1932–1941 гг.), родился в католической семье в Англии, в 1922 г. стал послушником в бенедиктинском католическом монастыре Фарнбург близ Лондона, проявил интерес к восточному монашеству и в 1926 г. переехал в бельгийский католический монастырь Шеветонь, придерживающийся православного типикона, где дал монашеские обеты и сподобился священного сана, в 1932 г. приехал на Афон, под влиянием прп. Силуана Афонского и о. Софрония (Сахарова) перешёл в православие с именем Димитрий, до 1935 г. был секретарём архиепископа Вениамина (Федченкова) , в 1935 г. вновь был на Афоне, 6 месяцев жил в отшельничестве, затем служил во Франции, Англии, в Афинах, где был зачислен в братию монастыря Пентели, поставлен духовником, окончил Афинский университет с отличием, был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем в церковь при афинской королевской больнице «Евангелизмос», в 1941 г. эвакуировался в Египет, в результате пережитого им кризиса веры снял с себя сан, устроился на работу в разведку Британской армии, служил в Афинах и других городах мира, в 1944 г. возобновил переписку с о. Софронием (Сахаровым) , помог ему переехать в Англию, под его влиянием в 1962 г. вернулся в православие как богослов-мирянин, окончил аспирантуру богословского факультета Оксфорда, подготовил к изданию некоторые святоотеческие тексты, в частности писания преподобного Григория Синаита и святителя Симеона, архиепископа Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

(† ок. 847 г.), из монастыря св. Саввы освященного, и пострадавшие за иконопочитание при Льве армянине. Пр. Моисей Мурин, характерная голова, держит свернутый свиток. Преп. Стефан Новый, кроме развернутого свитка с изречением, держит маленький киот с иконою благословляющего Спаса. Пр. Нил, постник синайский († около 450 г.), мощи перенесены были из Константинополя на Афоне. Св. царевич Иосаф, Макарий Великий († 390), «отец пустыни»: голова преподобного оказывается совершенно переписанною после Севастьянова и имела ранее вовсе не суровую экспрессию. Преп. Мартиниан, палестинский подвижник V века. Максим Исповедник , игумен, обличитель монофелитов, † 662 г. (переписан). Св. Харитон. Феодосий Киновиарх, † 529 г. Затем следует роспись игуменского места трапезы, устроенного в виде абсиды с двумя нишами на западной стороне здания. Согласно с указаниями Ерминии, в концах абсиды представлена Тайная Вечеря (позднейшего типа: Спаситель сидит посреди учеников, к Нему на грудь склонился Иоанн, один из учеников протягивает руку к рыбе, Иуда в конце стола придвигает руку к хлебцу и т. д.) Поверх сцены: Благовещение и пр. Понизу в абсиде святые иерархи: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст с изречениями, начертанными на свитках, и Григорий Палама ; в нишах: Иоанн Креститель, проповедующий с крестом в руке, и Богоматерь – «Великая Панагия» с образом Эммануила на груди, воздымающая руки. По стенам налево и направо от абсиды: Антоний Великий , Николай – игумен студийского монастыря, защитник иконопочитания, †868 г. (нельзя не отметить, в видах иконографических, что голова св. Николая здесь явно скопирована с лика Николая Чудотворца Мирликийского). Евфимий Великий, преп. палестинский. По правую сторону нефа (VII и табл.) стоят: Савва Освященный, Илларион Великий. Далее: Феофан το μεγλου γρο (на Принкипо) или Сигрианский подвижник, житие которого передано Метафрастом (†818–820 гг.). Давид Солунский (ок. 540 г., 26 июня). Варлаам, учитель царевича индийского Иоасафа. Дорофей, египетский пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Григорий Богослов † около 390 г., 25 и 30 января. Григорий Новгородский † 1193 г., 10 февраля и 4 октября. Григорий Двоеслов † 604 г., 12 мар. Григорий Синаит , 6 апреля. Григорий, патр. Антиохийский, † 593 г., 20 апреля. Григорий Авнежский † 1392 г., 15 июня. Григорий, иконописец Печерский, † 1115 г., 8 августа. Григорий, чудотворец Печерский, XIV в., 8 и 28 августа. Григорий, просветитель Армении, † 325 г., 30 сентября. Григорий, пр. Пельшемский, † 1441 г., 30 сентября. Григорий Палама , архиеп., † 1360 г., 14 ноября. Григорий Неокесарийский † около 270 г„ 17 ноября. Григорий Декаполит † 820 года, 20 ноября. Григорий Акрагантийский † 710 г., 23 ноября. Григорий преподобный, 7 декабря. Григорий Омиритский, 552 г., 19 дек. Гурий, из семи братьев Маккав., 1 августа. Гурий, муч. Едесский, † 304 г., 15 ноября. Гурий, архиеп. Казанский, † 1563 г., 4 октября и 4 декабря. Д авид царь Израильский (в неделю и перед Рождеством Христовым). Давид Гареджийский † VI века, 27 мая. Давид князь Муромский XIII в., 25 июня. Давид Солунский † около 540 года, 26 июня. Давид, бывш. прежде разбойником, † VI в., 6 сентября. Давид, князь Ярославский, † 1321 г., 16 сентября. Давид, князь Сербский, XIII века, 24 сентября. Давид, Серпуховский † 1520 года, 18 октября. Далмат преп. † 437 г., 3 августа. Дамаскин свмч. † 1771 г., 16 янв. Дамиан, врач Римский. III в., 1 июля. Дамиан Печерский † 1070 г., 5 окт. Дамиан, врач Аравийский, 17 окт. Дамиан, врач Азийский, 1 ноября. Даниил пророк, 17 декабря. Даниил муч. † около 309 г., 16 февр. Даниил, кн. Московский, 1303 г., 4 марта и 30 авг. Даниил Переяславский † 1540 г., апреля. Даниил Скитский V в., 7 июня. Даниил из 45 муч. в Никополе † 319 г., 10 июля. Даниил мон. муч. 362 г., 28 ноябр. Даниил Столпник † 489 г., 11 дек. Даниил Исповедник X в., 17 дек. Даниил Сербский † 1338 г., 20 дек. Дария мученица † III в., 19 марта. Дим Новом. † 1763 г., 10 апр. Дидим муч. † 304 г., 27 мая. Димитриан муч. 306 г., 20 июня. Димитрий Новом. † 1784 г., 27 янв. Димитрий Прилуцкий † 1392 г., 11 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Афон. XV.] Прп. Давид. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 5350.jpg:   Размер: 850x1012, 0.86 MPix, 77 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (144) , (5) . Описание: [Греция. До 1577.] Преподобные Пахомий и Давид Фессалоникийский. Икона. Греция. До 1577 г. 45,5 х 31,5 (или 47 х 32). Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 5351.jpg:   Размер: 731x1118, 0.82 MPix, 235 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (192) , (5) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 5354.jpg:   Размер: 485x1200, 0.58 MPix, 129 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (126) , (3) . Описание: Икона прп. Давида Солунского. Написана Беляевой Н.О., студенткой иконописной школы, г. Киев. Пропись иконы была найдена случайно, история ее автору неизвестна. Находится икона в частной коллекции, г.Киев. Файл 12925.jpg:   Размер: 1545x1981, 3.06 MPix, 641 Kb. Дата: 2011-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (246) , (9) .

http://pravicon.com/icon-1589-photo

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010