«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники «Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники» — книга Петра (Пиголя), посвященная Григорию Синаиту — великому святому, которого можно назвать основоположником исихазма, родоначальнику великого «семейства» святых в Византии и славянских странах. Содержание книги: Глава 1. Центры православной монашеской духовности, их возникновениеи преемственность Синаитско-святогорское движение XIV века Западный Ренессанс и православное Возрождение Глава 2. Преподобный Григорий Синаит и его влияние на возрождение и распространение исихазма Начальное монашеское становление преподобного Григория Восхождение к высшей форме иноческого делания — созерцанию Учение преподобного Григория Синаита Глава 3. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Византии Преподобный Герасим Святой патриарх Каллист Святитель Григорий Палама Давид Дисипат Глава 4. Последователи преподобного Григория Синаита на Святой Горе Афон Преподобный Марк Клазоменский Авва Николай Слепец Аарон Климент Болгари Глава 5. Продолжатели духовных традиций преподобного Григория Синаита в Болгарии Преподобный Феодосии Тырновский Преподобный Роман Тырновский Духовные центры, основанные учениками преподобного Григория Синаита Глава 6. Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии Митрополит Иаков Серский Преподобный Ромил Раванницкий Преподобный Григорий Горняцкий Преподобный Афанасий Метеорский Преподобный Сисой Синаит Кир Силуан Преподобный Никодим Тисманский Приложения Свт. Григорий Палама. СВЯТОГОРСКИЙ ТОМОС 1. Преподобного Григория Синаита 10 глав о безмолвии и молитве. 2. Преподобного Григория Синаита 15 глав о безмолвии и двух образах молитвы. Творения прп. Григория СинаитаТ   Глава 1. Центры православной монашеской духовности, их возникновениеи преемственность Синаитско-святогорское движение XIV века   История человечества, как и история отдельной личности, в своей глубинной онтологической сущности является непрестанной борьбой с врагом рода человеческого, — борьбой, которая, начавшись с грехопадения первых людей, будет продолжаться до скончания века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Скачать epub pdf О борьбе с унынием 49 Уныние – страсть серьезная, страшная. Иоанн Лествичник называет ее всепоражающей смертью. Если человек поддается страсти уныния, то он совершенно теряет способность ко всякой деятельности. Преподобный Григорий Синаит эту страсть очень метко именует ленью. Перечисляя восемь главных страстей, давая, если можно так выразиться, классическую, то есть принятую у святых отцов, их типологию, он вместо обычного выражения «страсть уныния» говорит «страсть лени». Мне кажется, это название очень точное и гораздо лучше объясняет сущность действия этой страсти – такого состояния человека, когда на него нападает лень по отношению к духовной жизни, к тому, что святые отцы называют умным деланием, тогда как уныние – понятие более отвлеченное. Выражаясь современным языком, умное делание – это «умственная работа». Таким образом, здесь подчеркивается, что духовные занятия – это, с одной стороны, труд, делание, а с другой – делание особенное, занятие именно ума. Сейчас под работой ума мы чаще понимаем другие вещи – скажем, научный, литературный труд и прочее. Но в контексте святоотеческого учения умное делание – это молитва, борьба со страстями, внимание к себе и так далее, то есть это труд человеческого духа. Как раз по отношению именно к этому труду, как объясняет Григорий Синаит , уныние и является ленью. Как есть лень к физическому труду – когда кто-то не хочет работать в огороде или, допустим, на стройке, так есть и лень к духовной жизни, к умному деланию. Преподобный Григорий Синаит среди восьми основных страстей главными считает чревоугодие, сребролюбие и тщеславие. От них происходят пять прочих страстей, в числе которых он, вместо привычного нам слова «уныние», называет лень. После этого он приводит противоположные всем этим страстям добродетели. И вот что интересно: страсти лени он противопоставляет мужество, а страсти печали – радость. Эти страсти в чем-то близки, родственны, а потому радостный дух и мужество при искушениях, вообще твердость во всех делах – для монаха качества необходимые. Без них монах будет пасовать перед любым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Григорий Новый Григорий Новый       Григорий Новый († 1380), прп. (пам. греч. и серб. 7 дек.), основатель мон-рей Григориат (Григория преподобного мон-рь) на Афоне и Горняк в Сербии. Г. Н. почитается на Балканах, где за ним закрепились разные прозвания: Горняцкий, Молчальник (Исихаст), Новый Синаит, Синаит Младший, Ктитор и Каллиграф (Доброписец).   Разрозненные и хронологически противоречивые сведения о жизни Г. Н. содержатся в неск. источниках. Житие Г. Н. на греч. языке, время составления к-рого неизвестно, после пожара 1761 г. в мон-ре Григориат, по сведениям С. Станоевича, было увезено серб. монахами, и дальнейшая его судьба неизвестна (см.: Gruji). Греч. служба с Похвальным словом, написанная ранее 1761 г., сохранилась в списках 1847 и 1850 гг. (Ath. Gregor. 145, 167). Г. Н. изложил нек-рые факты своей биографии в оставленном им Житии св. Ромила (Видинского). На основании этих источников, а также с учетом сведений из Жития предполагаемого сподвижника Г. Н. прп. Афанасия Метеорского, преданий мон-рей, в к-рых Г. Н. подвизался или был известен, архим. Иустин (Попович) составил полное Житие святого.   Служба сообщает, что Г. Н. род. в Сербии (хотя выдвигались предположения о его греч. происхождении - см.: Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Σ. 113, 117), подвизался в пещерах в горах на Афоне, где стал учеником прп. Григория Синаита. Среди чудес Г. Н. в службе упоминается избавление афонских мон-рей от набега пиратов-«варваров», когда по его молитве их корабли затонули. Иером. Амфилохий (Радович) высказал предположение, что Г. Н. является одним лицом со старцем Григорием, учителем прп. Афанасия Метеорского (см.: Aмфuлoxuje jepoм. Синаити и зhaчaj у животу Cpбuje XIV и XV в.//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj 1381-1981. Београд, 1981. С. 132), хотя, по мнению Н. Вейса и др. исследователей, наставником Афанасия был прп. Григорий Синаит (Βης. Σ. 241). Соглашаясь с иером. Амфилохием, ряд исследователей (см.: Jycmuh архим.; Петр (Пиголь), игум.) дополнили биографию Г. Н. сведениями из Жития прп. Афанасия о том, что Г. Н. познакомился с Григорием Синаитом и стал его учеником на Афоне. После ухода учителя он долгое время оставался на Св. Горе с одним из соучеников, Моисеем.

http://isihazm.ru/1/?id=588

Преподобный Григорий Синаит – учитель «умного делания» Много путей ведет в вечные Небесные Обители, различная и слава – по мере подвига в вере и добрых делах – ждет всех идущих по ним. Ина слава солнцу, – говорит Апостол, – и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и Воскресение мертвых ( 1Кор. 15, 41–42 ). Один из таких путей в святоотеческом богословии указуется в «умном делании». Выразителем этого пути и опытным его насадителем-учителем был преподобный Григорий Синаит . В своих наставлениях он раскрывает одну из важнейших форм подвижничества – непрерывное очищение души в совершенном безмолвии помыслов, непрестанном богомыслии, в глубокой умной молитве. «Умное делание» преподобный Григорий неразрывно соединяет с деятельной любовью к Богу и человеку. Свое учение он обращает, по преимуществу, к опытным подвижникам (особенно когда касается высшего созерцания), но оно с пользой может быть принято всеми ищущими спасения. «Умное делание» самим названием показывает, что речь идет не столько о внешнем аскетизме, деятельном подвижничестве, сколько о внутреннем устроении православного христианина – непрерывном очищении души в совершенном молчании, в безмолвии и помыслов, и чувств, в преисполнении всего внутреннего человека богомыслием. Объединяющей безмолвие и богомыслие духовной силой служит постоянное упражнение в умной молитве – молитве, не замечаемой неопытным глазом, невидимой или непонятной для «внешнего» человека. Это «делание» нашло свое яркое выражение в исихазме – духовном движении, окончательно сформировавшемся в XIV веке. (Известны исихастские споры между «паламитами» и «варлаамитами».) Преподобный Григорий сам лично не принимал участия в исихастских спорах, так как жил немного раньше (лишь последние годы его жизни падают на это время), но стоявший у их истоков преподобный Григорий Палама (с именем которого и соединяются исихастские споры) был его прямым последователем. Житие Сведения о жизни святого Григория на русском языке имеются в двух редакциях его жития: в «Афонском патерике», где дается перевод с греческого жития, написанного Никодимом Агиоритом (Святогорцем), и житие преподобного, описанное его учеником святым Каллистом, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

инок Всеволод (Филипьев) III период. Середина IX века – середина XV века. Церковная письменность на закат Византийской империи Глава первая. Обзор церковной письменности заката Византийской империи Период с середины IX века до середины XV веков – это время постепенного упадка греко-византийской империи. Но если красив рассвет, то есть своя красота и в закате, хотя бы и исполненная некоторого трагизма. Вопреки всем законам упадка, как бы под звон мечей гибнущей Византии, явилась в этот период аскетическая письменность восточных мистиков. Ее представляют преподобные Симеон Новый Богослов , Петр Дамаскин , Григорий Синаит , святитель Григорий Палама и другие. Среди начинавшегося государственного и церковного упадка Византии, появление преп. Симеона Нового Богослова – носителя исихастической традиции – явление жизнеспособности Православия. Преп. Симеон как бы был послан, дабы всколыхнуть сонную атмосферу духовно костеневшей империи и напомнить о высоком и неизменном аскетическом идеале. Он передал эстафету Афону в лице преп. Григория Синаита и свят. Григория Паламы . Особенно важна богословская деятельность свят. Григория Паламы , способствовавшая соборно-догматическому оформлению и утверждению исихазма, который до того времени сохранялся в монашеском предании. Для рассматриваемого периода характерна деятельность ряда писателей-полемистов, антилатинян, самыми видными здесь являются свят. Фотий Константинопольский и свят. Марк Ефесский . При бесспорной важности полемического богословия, приходится признать, что если в предшествующие периоды мы видели как бы рост и расцвет идей, то в рассматриваемый период в догматико-полемической области происходит постепенное замыкание прежних идей на самих себя. Именно с этим связан интерес многих полемистов к форме и букве, а не к духу и содержанию. Открывает данный период энциклопедическая деятельность свят. Фотия. По своей культуре этот святитель был классическим эллинистическим византийцем. Византия в IX веке из последних сил сохраняла положение мировой державы, и эллинистические византийцы зачастую смотрели на прочие народы, как на варваров, причем латиняне не составляли исключения. Будучи византийцем, свят. Фотий, например, для своей широкой ученой и общественной деятельности довольствовался всего одним родным греческим языком, других языков он мог себе позволить не знать. В итоге, свят. Фотий возглавил не только церковное, но и национальное движение византийцев против Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Μ.С. Егорова Аскетический текст в древнерусской традиции: поучения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация Источник История текста поучений преподобного Исаака Сирина в русской культуре насчитывает уже более 600 лет. Самая ранняя рукопись «восточнославянского извода», содержащая полный текст первого тома поучений преподобного Исаака, датируется рубежом XIV–XV вв. Это список, хранящийся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в собрании М. П. Погодина (Погод. 1028) 1 . В русском списке «Пандектов» Никона Черногорца 1381 г. из Синодального собрания ГИМ также находятся обширные выписки из «Постнических слов» – так обычно именуются в славянской рукописной традиции сочинения сирийского старца. Современного читателя от первых русских иноков, познакомившихся с переводом на славянский язык, отделяет огромная временная дистанция. Что мы знаем о ранней славянской и, собственно, русской рецепции поучении прп. Исаака? Благодаря источниковедческим разысканиям А. в. Горского и К. И. Невоструева 2 архимандрита Леонида (Кавелина) 3 еще в XIX в., И. С. Маслова 4 в начале XX в. и Е. Э. Гранстрем и Н. Б. Тихомирова 5 в 80-е гг. XX в. ранняя история славянской версии памятника оказалась в достаточной степени осмыслена и описана. Все исследователи единогласно связывают появление славянского перевода поучений прп. Исаака с возрождением древних монашеских практик в Византии на рубеже XIII–XIV вв. Распространение среди славян идей исихазма обусловило повышенный интерес к творениям таких святых отцов, как Григорий Синаит , Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Никита Стифат , Афанасий Александрийский , Диадох Фотики йский , Исихий, Филофей Синаит, Василий Великий , Симеон Новый Богослов , Дионисий Ареопагит (Псевдодионисии). Особенно активно в начале XIV столетия в многоязычных книгописных мастерских монастырей Константинополя и Афона редактируются старые и создаются новые славянские переводы аскетических текстов. Terminus ante quem для сочинений прп. Исаака Сирина в славянской рецепции – это конец XIII – начало XIV в., когда, возможно в Болгарии, появляется самый ранний перевод с греческого языка на славянский первого тома трудов сирийского старца. Чуть позднее, приблизительно в 30-е гг. XIV в., в одном из монастырей Афона (скорее всего, в Лавре св. Афанасия) создается новый, независимый от первоначального перевод «Постнических слов», содержащий в себе более полный текст поучений Исаака также из 1-го тома 6 . Композиция первого тома разнится в обоих переводах и не находит себе прямого соответствия в греческой рукописной традиции, о чем можно судить на основании последнего исследования греческих списков, осуществленного М. Пираром 7 . В ближайшее столетие тексты сирийского подвижника получают широкое распространение среди южных славян, о чем свидетельствует масса болгарских и сербских списков этого времени. На Руси сочинения прп. Исаака во втором – «афонском» – переводе появляются, как уже было сказано, не ранее конца XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/as...

диакон Дионисий Венюков Введение В основании аскетико-богословского творчества святых отцов, запечатленного в письменном наследии Церкви Христовой, лежит искреннее стремление выразить живой духовный опыт православного подвижничества, одна из главных особенностей которого заключается в том, что это по преимуществу есть опыт деятельной веры [ 5 I II .§1] 1 , обращенной к богооткровенному учению о достоинстве и назначении человека в его библейском понимании как образа и подобия безначального и несотворенного Бога. Опыт веры – веры в высокое назначение человека, часто не подтверждаемое, нередко же вовсе опровергаемое его наличествующим состоянием – своим непосредственным содержанием имеет духовный подвиг, состоящий в активном и напряженном поиске благодатного освящения, в постоянстве движения человека к идеалу нравственного христианского совершенства, в актуализации духовных возможностей человеческой природы и личности, в протекающем во времени изменении человека по образу воплотившегося Бога, наконец, в богоуподоблении и совершенном обожении, в которых подвиг достигает своей цели, обретает свое окончательное исполнение, завершенность и высший смысл. Действующим лицом аскетического подвига веры и одновременно полем брани противоборствующих сил является свободная человеческая личность, призванная к достижению христианского совершенства. В своей изначальной богоподобной заданности она черпает устремленность к движению, к деятельному раскрытию самой себя в Боге и благодатному преобразованию тварной человеческой природы. Земная жизнь истинного подвижника предстает в подвиге как непрерывное поэтапное восхождение его по лествице аскетического делания к исполнению вечного предназначения человека – непосредственного, благодатного и личного единения его с Богом в любви и совершенном ведении, в котором, собственно, и состоит предвечный замысел Божий о человеке, призванном по благодати усыновления стать тем, кем Бог является по сущности. Столь высокое христианское призвание в подвиге земной жизни осуществил почитаемый Православной Церковью великий подвижник безмолвия и знаменитый наставник монашествующих, преподобный Григорий Синаит . Его личность, как одного из возродителей и активного распространителя созерцательного подвижничества среди монашествующих Византии и славянских стран, занимает выдающееся место в истории Православной Церкви XIV столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!29 августа 1999 г.Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие.Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен.Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин!Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!29 августа 1999 г.Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Скурат Константин Ефимович Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010