Святые К 70-летию 1937 года. Священномученик Александр Парусников Один из обычных случаев тех лет. Отец Александр идет по улице с дочерью, держа ее за руку, а прохожие оборачиваются и плюют священнику вслед. Дочь сжимает его руку крепче и думает: «Господи, да он же самый хороший!» Отец, чувствуя, каковы в этот момент переживания дочери, спокойно говорит ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку». Священномученик Александр Хотовицкий Новомученик российский Александр Хотовицкий родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской духовной семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре долго хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Преподобномученица Евдокия Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Митрополит Петр: Камень в основание святой Руси Князь Юрий Данилович Московский был типичным мелким хищником, правда, очень неудачливым. Михаил Ярославич Тверской легко бил его на поле боя, и Юрию ничего не оставалось, как ехать доносить в Орду, где он имел множество друзей, не уступавших ему в подлости. В этих поездках, интригах, доносах, войнах проводил все свое время неугомонный князь Господь помогает за такую решимость Просыпание утрени и другие немощи происходят от недостатка решимости. Надо сделать во что бы то ни стало, тогда Господь помогает за такую решимость. Вот, например, вы решили оставить мир, и Господь помог вам, и вы его оставили. И так во всяком деле и всегда. Св. Герман Аляскинский «А я, грешный, более сорока лет стараюсь любить Бога, а не могу сказать, что совершенно люблю Его», — возразил им отец Герман и стал объяснять, как должно любить Бога. «Если мы любим кого,— говорил он, — мы всегда поминаем того, стараемся угодить тому, день и ночь наше сердце занято тем предметом. Так же ли вы, господа, любите Бога?

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/49/

Уже в возрасте 16-ти лет юноша, горя желанием послужить Богу, ушёл в Саровскую пустынь, где и прожил четыре года на послушаниии у старца по имени Варлаам. Об этом периоде его жизни сведений не сохранилось. После этого он поступил в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, где прожил немного дольше: шесть лет. Мы знаем одно из чудес, совершившихся с ним в это время: исцеление от тяжелейшей болезни, случившееся при личном участии Девы Богородицы. В 1782-м году будущий миссионер был переведён в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, где настоятелем был его давний друг ещё по Саровской пустыни – игумен Назарий, который почти сразу (1 ноября 1782 года) и совершил постриг будущего преподобного с именем Герман. Монахи, по свидетельствам современников, жили в большой подвижнической строгости, но в полном согласии друг с другом. Интересные сведения мы находим в одном из источников, с похвалой говорящем о тамошних монахах: «они ведут жизнь трудолюбивую; в обществе их, которое состоит, по крайней мере, из двадцати человеков, не видно ни малого несогласия; они ничего не имеют порознь, а всем владеют вместе: но паче всего похвальна их трезвость» 5 . Но, несмотря на суровую жизнь, душа отца Германа желала ещё большего уединения, и, после долгих духовных испытаний, он по благословению духовника перешёл в пустынь примерно за 2 километра от монастыря, в который возвращался на богослужения только по праздникам. По словам источника, на Валааме тогда не было другого населённого пункта, кроме монастыря, но в разных местах стояли «пустые хижинки, нарочно построенные для большего объединения Валаамским пустынникам… для сих пустынек избраны места самые красивые, где взор наслаждается приятностью дерев, произрастений, каменных утёсов и долин, а душа питается размышлениями, кои рождает тишина и уединение» 6 . Судя по некоторым данным 7 , отец Герман лично знал тогдашнего первоиерарха Русской Православной Церкви, митрополита Гавриила. Это могло бы способствовать быстрому получению священного сана, однако на два поступивших предложения монах Герман дважды отказывался от хиротонии, понимая, что это прекратит его отшельничество и тесное молитвенное общение с Богом. Так до конца жизни он и оставался обычным монахом, как в далёком будущем и прп. Паисий Святогорец . Уникальный случай: руководитель миссии – и простой монах; воистину, Бог смотрит на сердца человеческие…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда остров Кадьяк постигла страшная эпидемия, прп. Герман переселился туда, ухаживал за больными, молился с ними и приготовлял их к переходу в вечность. Священником он не был. Через месяц мор кончился, но осталось множество сирот. Для них преподобный устроил на Еловом приют и употреблял на него все средства, которые мог заработать. Он учил детей Закону Божию и церковному пению, а девочками занималась духовная дочь его София Власова — креолка, которая для этого поселилась на Еловом. По воскресеньям и праздникам собирались к святому старцу алеуты: кто-нибудь из детей читал молитвы, а Апостол и Евангелия — сам прп. Герман и объяснял прочитанное. Все слушали с напряженным вниманием. Пели дети, и пели очень хорошо. Много горя доставила прп. Герману Торгово-промышленная компания, управлявшая колонией. Это были грубые и жестокие люди, искавшие только наживу. С бедными беззащитными алеутами они обращались бесчеловечно. Сразу же по своем приезде миссия стала на защиту местного населения. Этим можно объяснить ее успех в деле обращения его в христианство. То же делал и прп. Герман и наживал себе этим много врагов и неприятностей. Но он не обращал на это внимания. Его благодарному влиянию подчинялись не одни простосердечные и доверчивые алеуты, но и русские, часто не имевшие никакого понятия о христианской жизни и заповедях. Управитель колонии Яновский, неверующий и вначале враждебно относившийся к старцу человек, под мудрым и благодатным влиянием прп. Германа изменился до неузнаваемости и стал его духовным сыном. К каждому его слову он относился с благоговением. Овдовев, Яновский принял монашество в Тихоновой пустыни Калужской епархии. Дочь его, монахиня, написала портрет прп. Германа. Яновский рассказывает, что однажды пришел на Кадьяк русский военный корабль и преподобного пригласили для беседы с офицерами, Их было более 25 человек. Все они были люди светские и образованные. Прежде всего преподобный поставил им общий вопрос: «Господа, что вы любите больше всего и что каждый желает для своего счастья?» Ответы были все в одном духе: одни желали богатства, другие — славы, третьи — красавицу жену, иные — командовать прекрасным кораблем...

http://sedmitza.ru/lib/text/437972/

Да и власти тоже шли нам навстречу: с Божией помощью нам все эти годы удавалось продлевать разрешение на плавание в американских водах. Полагайся во всем на Бога – и Господь как-то устраивает самые сложные задачи, мозаика складывается каким-то чудесным образом, и все получается так, как и должно. Не зря же сказал святой блаженный Августин: если Господь будет на первом месте, то и все остальное на свои места встанет. – Вы шли от порта Хомер вдоль Аляски, вдоль Алеутских островов. Этот маршрут считается одним из самых мрачных на земле «благодаря» сильным ветрам и штормам, которые там являются нормой. Какие-то места в этом плане особенно запомнились? – До острова Адак в середине Алеутской гряды мы дошли с Божией помощью. Ветра были сильные, несколько раз пришлось их пережидать на якоре, но обошлось без штормов. Я все время молюсь Господу Богу. И здесь смотрел на всю эту суровую природу и думал: вся надежда только на Бога, чтобы Он Своей Десницей нас вывел. Так в итоге и получилось. На Адаке есть заброшенное селение, которое строилось в период холодной войны. В нем проживало около шести тысяч человек, до сих пор дороги сохранились, но все военные базы разрушены, все покрыто ржавчиной. Сейчас там живет всего семь человек, хотя еще десять лет назад было 250. Остались две рыбацкие лодки, больше там никто не рыбачит – места суровые, погода штормовая. Казалось бы, рыбы много, а ловить ее некому. Кстати, чем еще унылы Алеутские острова – там нет ни одного дерева. Там приполярная тундра и круглый год дуют сильные ветра. На Адаке где-то в низинках кто-то высадил несколько десятков елочек, но это эксперимент, исключение, оно не может там стать правилом. Я шел по чудесному лесу, и было такое ощущение, что здесь ходил преподобный Герман Аляскинский Наверное, на этом фоне выделялся интересный лесочек на острове Кадьяк. Мы стояли на якорной стоянке и вышли на берег чуть-чуть размяться – это всегда приятно: пройтись после качки. Я шел по чудесному лесу, и было такое ощущение, что здесь ходил преподобный Герман Аляскинский. Мне казалось, что он все протоптал своими ножками.

http://pravoslavie.ru/148931.html

Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к Небесному упокоению на 81-м году жизни. Над могилой старца первоначально поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь , освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского , находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве. С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в Финляндии в 1894 году. В 1930-х годах другой русский православный монах – архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и долго жил там, как преподобный Герман за сто с лишним лет до него. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока. Преподобнаго Аркадия, ученика преподобнаго Ефрема, Новоторжскаго чудотворца НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Прехвальнии мученицы: Отче преподобне Аркадие,/от юности своему Владыце подобяся,/дивно житие прошел еси,/образ подвижником добродетелию показался еси,/дарование благодати от Человеколюбия Божия в себе прием./Темже молися/даровати душам нашим мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это несчастье вполне могло бы прекратить православную миссию, если бы не труды отца Германа. Повторяя «Я нижайший слуга здешних народов и нянька», он всеми силами проповедовал Слово Божие и жил вместе с туземцами, разделяя их быт, надежды и упования. Например, с 1807 года он заведовал школой, в которой осталось всего 20 мальчиков. Школа просуществовала всего несколько лет, но многие алеуты в ней получили начальное образование, что позже им пригодилось. Согласно своему внутреннему устроению монах Герман вновь попытался уйти в отшельничество: около шести лет, с 1811-го по 1817 гг. он жил на о. Еловый, где разбил для себя огород; свой дом он назвал Новым Валаамом. Но ему не случилось долго жить в одиночестве. Эпидемия гриппа 1819-го года, во время которой умерло много людей, показала самоотверженность пожилого монаха: из всех русских только он навещал больных алеутов, совершая молитвы, утешая и причащая своих духовных детей. При этом он постоянно заступался за алеутов перед Барановым и его соратниками. Последнее особенно проявилось при прибытии Василия Михайловича Головнина в 1818-м году. Капитан Головнин, назначенный ревизором по проверке колоний на о. Кадьяк, каждый день принимал множество жалоб алеутов и простых русских поселенцев на руководство компании. Ему посоветовали обратиться к руководителю духовной миссии монаху Герману. Василий Михайлович поступил по совету коллег и вскоре получил честный, объективный и подробный ответ. Старец Герман был приглашен на фрегат «Суворов», на котором прибыл новый правитель Русской Америки Семён Иванович Яновский. Монах своим обликом и духовной благодатью в беседе поразил моряков и чиновников вплоть до того, что Яновский обратился из модного тогда деизма в христианство , а к концу жизни принял постриг с именем Сергий. Не только алеуты и русские приходили к стяжавшему «дух мирен» отцу Герману. Сохранились сведения о том, что животные видели благодать и искали общества святого: горностай, принимавший пищу из рук монаха, птицы, в большом количестве селившиеся у его кельи, даже медведи, которые в тех местах крайне агрессивны – все животные тянулись к святому иноку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva La Moscova va avea loc expoziia „Pe urmele Cuviosului Gherman de Alaska” 2 aprilie 2017 14:26 5 апреля 2017 года в столичном храме святой великомученицы Екатерины на Всполье — Представительстве Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате — откроется выставка «По следам преподобного Германа Аляскинского». В открытии выставки примет участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Экспозицию представят ее организаторы — Герой России, председатель Рязанского областного отделения Русского географического общества М.Г. Малахов и директор Рязанского музея путешественников А.Н. Капитанов. Собравшимся расскажут о новоизученных архивных данных из биографии преподобного Германа Аляскинского и совершенных в последние годы экспедициях на территорию Русской Америки. На выставке будет представлена стелька преподобного Германа, переданная в 2008 году в дар храму святой Екатерины Предстоятелем Православной Церкви в Америке Блаженнейшим Митрополитом Феодосием. Торжественное открытие — 5 апреля в 16.00. Работа выставки продлится до 26 апреля. Экспозиция открыта с 11.00 до 17.00 ежедневно, вход свободный. Адрес: Москва, ул. Большая Ордынка д. 60/2 (м. Добрынинская). Официальный сайт храма св. вмц. Екатерины на Всполье: www.ocapodvorie.org . В 1741 году российская экспедиция под руководством В. Беринга и А. Чирикова открыла Алеутские острова и полуостров Аляску, получившие впоследствии название Русской Америки. Русские промышленники, общаясь с местными жителями, располагали их к принятию православной веры. В 1793 г. по благословению Святейшего Синода и по приказу Екатерины II к обитателям северо-запада Америки была отправлена первая духовная миссия, состоявшая из десяти монахов, в основном из числа насельников Валаамского монастыря. Наиболее известный и почитаемый из них монах Герман, уроженец Рязанской земли. Он внес существенный вклад в распространение Православия на Аляске и пользовался большим уважением среди местных жителей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4848681...

Все чаще Евгений и Глеб подумывали о том, чтобы покинуть город, все чаще заводили об этом разговор. Когда-то, гуляя по океанскому побережью, они мечтали о жизни в пустыни, и мечты эти сплотили братьев. Сейчас же тяга к пустынножительству сделалась непреодолимой. Они понимали: пустынное монашество сохранило дух древнего катакомбного христианства, и только этот дух вот уже на протяжении веков задает тон всей Православной Церкви как в вероисповедании, так и в повседневной жизни. Не один год души братии насыщались житиями святых отшельников, как стародавних, так и современных, и теперь они жаждали и сами вступить на этот путь. Вспоминая ту жажду спустя сколько-то лет, Евгений писал: «Чувство, которое заставляло древних христиан бежать в пустыню египетскую... было простым христианским порывом – отказаться от всего ради Господа, оставить все, что есть в этом мире, уйти от его влияния, чтобы в тиши и уединении готовить душу к Царствию Небесному». 453 Как уже говорилось, сначала Глеб предполагал, что Братство переберется в пустынь блаженного Германа – на Аляску, на Еловый остров. Таково, он знал, было бы желание человека, первым вдохновившего его на создание Братства, – архимандрита Герасима. Еще в 1954 году, когда отец Герасим впервые предложил создать Братство во имя блаженного Германа, он говорил о необходимости устроить скит на Еловом острове. В статье для «Русско-Американского православного вестника» отец Герасим писал: «Скоро исполнится Сто двадцать лет со дня кончины старца Германа Аляскинского. Он был погребен на Еловом острове. Необходимо отреставрировать и покрасить там часовню. Нужна там и лампада. Пора возжечь негасимую лампаду на могиле нашего чудотворца. Хорошо бы основать там скит. Может быть, найдутся иноки, желающие переехать из шумного города в это пустынное место. Может, найдутся и добрые люди, которые пожелают организовать Общество или Братство во имя преподобного Германа Аляскинского и потрудиться ради этого богоносного старца, собрав средства для ремонта часовни и строительства домика для гостей... Хорошее это место и для скита, очень подходящее, пустынное. Можно было бы выстроить в лесу келейки и жить по одному. С Божией помощью всего можно достичь. На Аляске должен быть скит!.. Преподобный Герман ждет своих иноков. Он провидел, что они придут жить на этот Новый Валаам. И вот наступило время все это осуществить. Таково было его пророчество». 454

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

По завершении дневных служб в соборе была прочитана грамота, дарованная Братству 33 . В ней Церковь официально выражала благодарность и указывала дальнейший путь более четко, чем представлялось братии, очерчивая сопряжение отшельничества в скиту с миссионерской работой, что, собственно, своей жизнью на Еловом острове являл преп. Герман. Евгения особо порадовало то, что грамота по сути узаконивала существование Братства в пустыни. В частности в грамоте говорилось: Ныне, когда совершается предчувствованное еще простыми алеутами, ожидавшееся монахолюбцами, подготовленное собирателями жизнеописания подвижнического и возвещаемое священноначальниками прославление ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО, да возрадуется чистою и смиренною радостью о Господе доброе БРАТСТВО ВАШЕ. Вы усердно знакомили читателей ваших изданий с образом старца, освятившего своими подвигами острова – сперва Валаамский, а затем Кодиакский и особенно Еловый, где до конца дней своих молился за тех, кому здесь, в Америке, был и нянькой и отцом, преподобный Герман. В той же западной части Северной Америки, где жили в суровых условиях современники и соотечественники Преподобного, вы создаете уголок для молитвенно-трудового подвига. В живом же общении с американцами, жаждущими наставления, вы были и, надеемся, будете Братством миссионерским. Молитвенно желая Братству расти и плодоприносить еще и еще, Архиерейский Синод призывает на вас Божие благословение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА Митрополит Филарет. После того, как грамота была прочитана, все спустились в трапезную, где разделили скромный монашеский обед, слушая чтение жития преп. Германа. Глеб вспоминает: «Мы собирались с Евгением сесть в углу, рядом с позвавшим нас о. Владимиром, но неожиданно мой друг о. Пантелеймон взял меня за руку, сунул клочок бумаги и сказал: «Возьми, спрячь и никогда никому не отдавай». Когда мы сели, он пояснил: «Я увидел на ступеньках бумажку, подобрал, прочитал и понял, что это послание тебе». В этот момент о. Владимир взглянул на меня, видно, почуял – происходит нечто необыкновенное. Я развернул листок, то была страничка из русского журнала за 1935 год. На ней изображен преп. Герман в лесу подле своей землянки, рядом – большой крест. На обороте приводилось письмо архим. Герасима: он рассказывал о планах возрождения монашеского скита на Еловом острове, о том, как он построил хижину и часовню на месте прежнего жилища и упокоения преподобного. Щемило сердце при мысли, что о. Герасим, живший в неописуемой бедности, умудрился построить свою маленькую обитель лишь с помощью таких же бедняков – алеутских рыбаков. В том письме, которое мне выпало прочесть впервые столько лет спустя, о. Герасим говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

– Они – старики, с них и спрос невелик, – раздумчиво и сочувственно произнес о. Серафим, от чего на душе у о. Германа полегчало. – А у нас свой путь, и я невероятно счастлив, что мы умерли для мира. Отец Серафим надеялся на лучшее, что с помощью друзей – еп. Нектария и о. Спиридона – конфликт будет исчерпан. Вскоре вернулся архиеп. Антоний, сказал, что пора ехать, благословил обоих монахов и сел в машину. Склонил голову, закрыл глаза рукой и прошептал: «Что же делать?» Потом поднял взгляд на о. Германа: «Тебе нужна скуфья». Снял свою, отдал новопостриженному и укатил прочь. Когда все разъехались, на душе у братии было очень невесело. Отец Серафим, обессилев, валился с ног. Отец Герман заглянул в «северный уголок» их печатной мастерской. «Будь жив отец, – размышлял он, – не остался бы в стороне от моих бед, помог бы». В иконном углу висел портрет о. Назария Саровского, игумена Валаамского. Во время молитвы о. Германа поразило: а ведь их постригли в монахи в день именин игумена Назария 36 . И это не случайно: старец Назарий был духовным отцом их небесных покровителей – преп. Германа Аляскинского и преп. Серафима Саровского . «Ты – мой отец! – молил о. Герман. – Защити меня». Спустя некоторое время он попросил о. Серафима съездить за почтой. Их ждало письмо от В. Т. (кого, сироту, спас архиеп. Иоанн), некогда познакомившего Глеба с Евгением. Сейчас В. Т. был иеромонахом, жил некоторое время на Афоне. Братии он сообщал, что вскорости приедет в Сан-Франциско и хотел бы отслужить литургию в скиту преп. Германа. Увы, ему так и не удалось задуманное, однако предложение пришлось весьма кстати, утешило братию, которым пеняли на то, что некому служить литургии у них в скиту. Да, Господь не оставлял их в час испытаний. Вскоре после пострига ощутили братия и внутреннюю перемену, значит, поистине обряд нес в себе Божью благодать. Отец Герман говорил: словно огонек в сердце зажегся. Оказалось, что и о. Серафим испытывал то же. Сколь бесценен этот огонек любви, усердия и вдохновения в многотрудной монашеской жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010