иерей Сергий Нестеров Преподобный Герман Аляскинский: американский святой русского происхождения, руководитель миссии земной и небесной Источник Аннотация: Русская Америка – это отдельный феномен в истории русского православия. Распространение православной веры шло, в общем, обычным путем: вначале приходят военные/купеческие силы, затем, через некоторое время, появляются миссионеры и стараются Божьим словом исправить действия военных. Но есть один важный нюанс: Америка далеко, поэтому миссионерские труды там начались довольно поздно. Конечно, мы знаем светильников веры, подвизавшихся на другом материке, например, святой патриарх Тихон семь лет (1900–1907 гг.) служил в Северной Америке, оказавшись там первым православным епископом за 55 лет. Но одним из важнейших православных миссионеров для Северной Америки оказался обычный монах, прп. Герман Аляскинский. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). Эти слова Христа были обращены, в первую очередь, апостолам, но не только к ним: «ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это» 1 . Естественно, что не каждый человек по своему внутреннему складу и внешним причинам может оставить всё и пойти благовествовать в другие страны и города. Однако своей жизнью на месте проповедовать может каждый, ведь «с нами Бог» ( Ис.8:10 ). Особый – тройственный – характер миссии апостолов выделяет св. Иероним Стридонский : «Он повелел апостолам, чтобы они сначала учили все народы, потом насыщали таинством веры, а после веры и крещения учили всему, что нужно соблюдать» 2 . Одним из таких святых, нёсших свет Христов в трёхчастном апостольском служении в другие страны, и стал прп. Герман Аляскинский. К сожалению, мы многого о нём не знаем. Мы не знаем ни года его рождения (обычно называются 1751/57 гг.), ни настоящего имени (предполагаются Герасим Иванович Зырянов, выходец из купеческой семьи города Серпухова 3 , или Георгий Иванович Попов, выходец из небогатых купцов или крестьян города Кадома 4 ). Известно только, что семья будущего великого святого отличалась благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном Серпухове. Первоначально он поступил в Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии, но, желая полного уединения и безмолвия, вскоре удалился на Валаам под руководство многоопытного игумена Назария, принял монашеский постриг и подвизался в пустыни. Предположительно, он прибыл на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни на Валааме преподобного Германа напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно богоносному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания и творений святых отцов. Игумен Назарий ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Так благодатный строй саровского подвижничества, в котором возрастал святой Герман, сделал его удивительно близким к преподобному Серафиму. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди Евангелия язычникам Северной Америки, в частности – Аляски. В ее состав вошел и святой Герман. К 1807 году по разным причинам из членов миссии отец Герман остался один, но посеянное евангельское семя уже давало обильный плод. Преподобный стал руководителем многочисленной общины новопросвещенных христиан, «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька» – так он выражался о своих пастырских трудах (18; стр. 197). Его хотели посвятить в священники, возвести в архимандриты, но смиренный инок отказывался и до конца своих дней пребыл простым монахом. Миссионерство отца Германа отличалось большой духовностью подлинного мистика, горящего апостольской ревностью. Его тайные подвиги и келейные молитвы оставались неведомыми миру, но народ ясно видел свет богоугодной жизни миссионера, которая была полным самоотречением ради Христа и Божьего народа. Божественная благодать, наполнявшая его душу, преображала сердца всех с ним соприкасавшихся. Молитва его стала чудотворной, а слова производили неизгладимое впечатление. Будучи учеником одного из советников при первом издании знаменитого «Добротолюбия» – игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Америку, по ней жил и учил. Всем своим видом отец Герман живо напоминал древних отшельников. Это был дивный преподобный старец. Он блаженно почил о Господе на 81-м году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года, оставив свои святые мощи, подобно драгоценному кладу, в американской земле. Уже в 1867 году было составлено его житие и описание чудес. 27 июля/9 августа празднуется день общецерковного прославления подвижника как всея Америки чудотворца. Преподобный Герман – первый канонизированный американский святой. На месте его подвигов устроен монастырь – Новый Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец (+ 1837) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 дек. в день преставления и 27 июля в день открытия мощей Прп. Герман родился в Серпухове, в купеческой семье. Мирское имя его не известно. Шестнадцати лет (1772) он поступил в Сергиевскую пустынь близ Петербурга. Здесь постигла его тяжкая болезнь: у него сделался под подбородком страшный нарыв, и жизни его грозила опасность. Но новый подвижник не стал лечиться. Он обтер полотенцем келейную свою икону Божией Матери и обвязал им больное место. Затем он уснул и во сне увидел, что Божия Матерь исцеляет его. Проснулся он здоровым. Нарыв исчез, оставив после себя, на память о болезни, маленькое красное пятнышко. Через 6 лет молодой инок перешел в Валаамский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Герман. В 1793 г., при великом старце игумене Назарии, на Валааме произошло важное событие: была послана на Алеутские острова, открытые русскими промышленниками, миссия во главе с архимандритом Иоасафом с целью просвещения язычников. Сотрудниками его были иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий и монахи Герман и Иоасаф. Ехали 6 месяцев, причем на море чуть не подверглись кораблекрушению. Поселились они на острове Кадьяк, построили церковь и начали свою апостольскую деятельность. Шла она сначала успешно: алеуты крестились тысячами. Прп. Герман жил и работал на кухне в хлебной. На Валааме сохранились его письма к о. Назарию, в которых он говорит о необычайной апостольской ревности иеромонахов. О себе он пишет так: «Ваших отеческих ко мне благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не смоет чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через великий океан...»

http://sedmitza.ru/lib/text/437972/

Преподобный Герман Аляскинский, Фидель Кастро, моя бабушка и религия Мне уже шел двенадцатый год. Образы Че Гевары и Фиделя Кастро были для меня высоки и романтичны, их деяния были для меня так притягательны, а сами они стояли на вершине всех человеческих иерархий. Ведь они были борцами за свободу! 9 августа, 2012 Мне уже шел двенадцатый год. Образы Че Гевары и Фиделя Кастро были для меня высоки и романтичны, их деяния были для меня так притягательны, а сами они стояли на вершине всех человеческих иерархий. Ведь они были борцами за свободу! Когда мне было около десяти лет от роду, в моей жизни произошел серьезный религиозный кризис. Я засомневалась в существовании Бога, а потом и вовсе пришла к выводу, что Бога нет. Моя добрая, глубоко верующая и интеллигентная бабушка (я буду писать с большой буквы – Бабушка), которая до этого радовалась, видя у своей маленькой внучки интерес к священному и религиозному, была очень расстроена такой перемене. Для нее была одна из немногих радостей в жизни видеть меня верующей – и до десяти лет так оно и было. После десяти лет настала пора атеистической пропаганды, которой я нещадно подвергала мою добрую Бабушку. Все свои тогдашние аргументы я приводить не буду (я их вычитала из услужливо выданных мне в школьной библиотеке книг), но среди них было, кажется, что земля стоит на трех китах, верующие враги науки и образования и Евангелие призывает смиряться, а не бороться со злом. Да, и Иисуса Христа никогда не было. Бабушка была биологом. Это был серьезный контраргумент. Но дело было не в аргументации. Какая-то внутренняя сила не позволяла мне больше принимать Бога так, как я Его знала в детстве – это казалось обманом и фальшью, и в моей груди бушевал огонь сопротивления этой фальши. Надо сказать, что меня никогда – я подчеркиваю, никогда! – не заставляли молиться, поститься, выстаивать службы, вычитывать главы из Евангелия, никогда у меня не было каких бы то ни было запретов, мотивированных религиозно. Я с радостью просилась в церковь (меня туда водили нечасто), со священным трепетом прикладывалась к старенькой бабушкиной иконе, пила святую воду и откусывала от просфоры. Это был период глубокой религиозности и священного трепета, но он резко прервался в десять лет, как я уже написала. Словно кто-то разбудил меня, и я оказалась в незнакомом мире, в котором не было Бога.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-german-aly...

Закрыть itemscope itemtype="" > В США отметили годовщину преставления игумена Германа (Подмошенского) 17.07.2015 1595 Время на чтение 8 минут В лучшую жизнь игумен Герман перешел 17/30 июня 2014 года, третий день его загробной жизни пришелся на день памяти его духовного отца святителя Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича). Отец Герман был выдающимся миссионером, как свидетельствовал о нем видный клирик Русской Православной Церкви Зарубежом протоиерей Роман Лукьянов. Он привел в лоно Православной Церкви Евгения Роуза, будущего отца Серафима, вместе с которым основал Свято-Германовскую пустынь в американской Северной Калифорнии, монашеское Братство преподобного Германа Аляскинского и миссионерское Валаамское Общество Америки, вместе с отцом Серафимом многих привел в Церковь. Святитель Иоанн называл их своими любимыми духовными чадами, благословил их на создание Братства и предсказал их пустынь в традиции великого русского Валаама. Об отце Серафиме подробнее можно прочитать здесь . А сейчас - немного об отце Германе. Личность отца Германа столь неординарна, что и в большой книге всего не рассказать. К тому же, нужно еще время: как сказал поэт, «лицом к лицу лица не увидать» - всего год прошел в нашей разлуке с ним. Глеб (его мирское имя) Подмошенский - сын новомученика Димитрия Подмошенского, который был арестован и умучен видимыми бесами в человеческом образе в концентрационном лагере в Воркуте за то, что тот был сыном богатого человека, содержавшего в Царское время России от своих доходов женский Спасо-Казанский монастырь в городе Острове под Псковом. Дед отца Германа, Александр Михайлович Фокин, создатель Троицкого театра в Санкт-Петербурге, ставил спектакль перед святой Царской Семьей Государя Николая II, за что был удостоен августейшей благодарности и личного рукопожатия. То рукопожатие, придя домой, Александр Михайлович передал маленькому Глебу. И, таким образом, все бравшие благословение у отца Германа имеют соприкосновение со святым Царем через два рукопожатия.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

сост. П.В. Пономарёв Преподобный игумен Назарий Приснопамятный подвижник был восстановителем Валаамского монастыря, пришедшего в упадок к средине XVIII века. Он родился в 1735 году на Тамбовщине. Начало подвигам положил в Саровской пустыни. В 1782 году был направлен на Валаам. Жертвенными трудами игумена Назария древняя обитель достигла мощного духовного расцвета, стала образцовым монастырем не только России, но и всего православного мира. Даже приходившие сюда афонские иноки предпочитали Валаам монастырям Святой Афонской Горы. По пламенной молитве отца Назария Господь совершил много чудес. Божий угодник лично содействовал восстановлению десятка других русских монастырей, воспитал множество выдающихся последователей, развернул обширную просветительскую и миссионерскую деятельность. Он в числе первых занимался изданием драгоценного «Добротолюбия». Избранные им миссионеры успешно распространили Православие в Америке, основали на Аляске Новый Валаам. Его ученик, преподобный Герман Аляскинский, стал первым канонизированным американским святым. Как строгий аскет, игумен Назарий всегда стремился к уединению в пустыне. В 1804 году, достигнув высокого духовного совершенства, старец-игумен испросил увольнения с настоятельского послушания и удалился на безмолвие в Саровские пределы, чтобы окончить подвиг там, где его начал. 23 февраля 1809 года он мирно преставился. Погребен был рядом с могилой своего духовника. Надо знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будучи ( Рим. 2, 13 ). (2; стр. 55) Если любишь Христа Бога, терпи, якоже Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. (6; 141) Мы должны иметь к Нему любовь и послушание, которых Он от нас требует. Не Сам ли Он Своими пречистыми устами говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк. 10, 27 ). И святой Моисей говорит: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою у и ложась и вставая ( Втор. 6, 6–7 ). (2; стр. 55)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Закрыть itemscope itemtype="" > РПЦЗ: Вмешательство Фанара в вопросы УПЦ и признание раскольников не объединяет людей, а разделяет во всем православном мире 28.11.2018 654 Время на чтение 8 минут Почему Фанар проявляет осторожность по отношению к православным в Америке, а к Украине относится столь безответственно? Какова позиция РПЦЗ в отношении политики Фанара? Эти и другие актуальные вопросы - в нашем интервью с протоиереем Серафимом Ганом, Управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода, секретаря Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. - Отче, каково юрисдикционное положение православных Церквей в США? - В грядущем году будет молитвенно отмечаться 225-летие Православия в Америке, которое распространилось на этой земле благодаря миссионерской делегации валаамских монахов. Здесь прославились валаамский подвижник преподобный Герман, Аляскинский чудотворец; митрополит Иннокентий (Вениаминов), великий святитель и равноапостольный просветитель Америки; Святейший Патриарх Тихон, будущий исповедник веры Христовой, укрепивший присутствие православных в США и усердно заботившийся об окормлении всех представленных здесь единоверных братских народов. Святитель Тихон много потрудился над переводом богослужения на английский язык. Он ставил архиереев и священнослужителей, входивших в Северо-Американскую епархию Русской Православной Церкви, для должного окормления сербов, арабов, греков и других православных, оказавшихся на чужбине. Знаменитый святитель Бруклинский Рафаил был поставлен во епископы будущим Патриархом Тихоном с целью управления антиохийскими приходами на территории Северной Америки. Епископ Рафаил, совершая богослужения при подведомственных ему приходах, служил на арабском, английском и даже на церковно-славянском. Его святые мощи, как и честные останки святителя Тихона, были обретены нетленными в 90-х годах минувшего века. Из этого и многого другого видно, что святитель Тихон, продолжая святое дело своих предшественников, строил не только Американскую Русь, но и новую Поместную Церковь, вкусив сладость больших успехов как в миссионерском делании, так и в весьма сложном деле церковного строительства, о чем свидетельствуют многочисленные исторические материалы.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/28/rp...

Как нам реорганизовать… православие в Америке? 800 тысяч человек в США называют себя православными. Но эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. О перспективах миссии в Америке мы беседуем с председателем комитета по каноническому региональному планированию Епископской Ассамблем архиепископом Николаем (Кондреа). 3 апреля, 2012 800 тысяч человек в США называют себя православными. Но эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. О перспективах миссии в Америке мы беседуем с председателем комитета по каноническому региональному планированию Епископской Ассамблем архиепископом Николаем (Кондреа). Архиепископ Румынской Архиепископии в Америке Николай (Кондреа) председатель комитета по региональному каноническому планированию Ассамблеи канонических православных епископов в Северной и Центральной Америке. Сорок шесть православных епископов разных юрисдикций управляют в США каждый своей православной паствой. Кафедры большинства иерархов находятся на среднем западе и северо-востоке США. Некоторые американские города являются кафедральными для епископов разных юрисдикций. Трое имеют кафедры в Сан-Франциско, Детройте и Питтсбурге, а в Большом Нью-Йорке и Чикаго паствой управляют по 8 архиереев. Для православного россиянина такое положение дел покажется более чем удивительным. Но не для жителя Америки, где две с половиной тысячи приходов 15-ти православных юрисдикций составляют русские и украинцы, белорусы и сербы, болгары и карпатороссы, румыны и поляки, грузины и армяне, американцы, ливанцы, сирийцы, албанцы… . Согласно последней переписи населения (2010 г.) около 800 тысяч человек называют себя православными. Половина их состоит в Греческой Архиепископии. Эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. И хотя православных здесь относят к представителям так называемых маргинальных групп, имена американских «маргиналов» известны сегодня не только в православном мире: святители Тихон, Патриарх Всероссийский и Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, преподобные Герман Аляскинский и Рафаил Бруклинский, священномученик Александр Хотовицкий, строитель Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке… Это только прославленные святые, несшие свой апостолький труд на североамериканском континенте.

http://pravmir.ru/kak-nam-reorganizovat-...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 2. Миссионерские труды. Урмийская православная миссия Он поставил… на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. ( Еф. 4,11–13 ) Из истории миссии Труды Урмийской православной миссии были посвящены присоединению к Православию сирийских несториан. У истоков этого дела стоял первый епископ Туркестана Преосвященный Софония (Сокольский) 45 . Будучи на Туркестанской кафедре, епископ Софония написал и подготовил к печати книгу «Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии...». Книга эта родилась в результате его поездки в Закавказье, в места проживания сирийцев-несториан, и большой научной работы. Книга Преосвященного Софонии, изданная в Санкт-Петербурге в 70-е годы прошлого столетия, была хорошо известна в Миссии, в которую вновь назначенный сотрудник иеромонах Пимен прибыл в сентябре 1904 года. Идеалы миссионерства владели тогда сердцами многих служителей Русской Православной Церкви. Успешно продолжалась миссия в Японии святителя Николая (Касаткина) , архиепископа Японского. В Северной Америке ее возглавлял святитель Тихон (Белавин) , архиепископ Алеутский и Североамериканский, – будущий Патриарх-исповедник. Из прошлого Русской Церкви поднимались великаны миссионерского дела – преподобные Трифон Печенгский, Трифон Вятский, Симеон Верхотурский, Герман Аляскинский, святители Стефан Пермский, Иоанн Тобольский , Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский . Как бы обобщенный образ русского миссионера представлен в слове о великой миссии святителя Стефана Пермского, сказанном отцом Пименом в 1915 году в Перми: «Да, он облагодетельствовал страну Велико-Пермскую, связав ее узами веры и любви с Россией. Он установил правильные христианские отношения между отдельными зырянскими племенами, расположив одних к терпению, других к великодушию. Он обличал насильников, он ходатайствовал за угнетенных и бедных пред властями. Такими трудами своими он положил начало гражданской жизни первых насельников страны Пермской. Но как человек религиозный он не остановился только на начале своего общественного служения. До самой своей смерти он не переставал заботиться о стране Пермской... Мы любим добро, но наша любовь редко выказывается на деле, потому что мы боимся препятствий своим идеалам и предприятиям. Вот в таком-то колебании и полезна молитва святого Стефана за нас пред престолом Божиим…» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Православная Америка. Часть 2 Лекция, прочитанная монахиней скита блаженной Ксении Петербургской при монастыре  во имя Германа Аляскинского (Сербская Православная Церковь, Северная Калифорния, США) перед студентами Московских духовных академии и семинарии. Часть 1 Из истории православной Америки Икона всех святых, в Северной Америке просиявших Самый первый православный храм в Америке был построен в XIX веке на Аляске. Это был русский храм, потому что Аляска в то время была русской территорией. В конце XVIII века туда ехали промышленники из Сибири, в основном мужчины, занимавшиеся добычей меха. Они селились здесь, женились на местных женщинах, у них рождались дети. Тогда на Аляске был интересный обычай: алеутов и эскимосов крестили мирянским чином: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Говорили: «Будет возможность – священник дополнит, а сейчас ты уже человек». Несколько позже, когда территория Аляски закрепилась за Россией, на Аляску приехали и православные русские священники. Прибыла миссия из Валаамского монастыря – 10 монахов, в их числе и преподобный Герман Аляскинский. Одна алеутка как-то сказала: «Хотя русские поначалу довольно жестко с нами обошлись, но русские же нас и спасли. Они дали нам не только веру, но и образование, научили ремеслам. После этого мы действительно стали людьми». Тогда алеуты и эскимосы жили впроголодь: есть рыба – хорошо, нет – плохо. Благодаря русским уровень жизни у них сильно вырос. И до сих пор алеуты очень уважают русских и русскую культуру и не теряют православную веру. Некоторые из них стараются совершать богослужения на церковнославянском языке. Они преклоняются и перед подвигом святителя Иннокентия Московского, который совершил почти невозможное: он изучил местный язык и перевел на него некоторые богослужебные книги и Евангелие от Матфея, для чего ему пришлось сначала изобрести алфавит. Сейчас Аляска находится в юрисдикции Американской Автокефальной Православной Церкви, которая перешла на григорианский календарь. Но на Аляске алеуты придерживаются старого стиля. И это единственная епархия этой Церкви, которая не перешла на новый стиль.

http://pravoslavie.ru/3294.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010