Икос 12 Благодать Божия, присущая святей иконе Твоей, Скоропослушница Тобою нареченней, Богомати Владычице, влечет к Ней всех скорбящих и обремененных, и не тщи отходят они от сего источника Твоих милостей и щедрот: в скорбех отраду, в напастех защиту, в болезнех цельбу неоскудно получающе от чудотворнаго образа Твоего, Всеблагая, благодарственно вопиют благих подателю Богу: Аллилуйя. Икос 12 Поюще чудеса Твоя, Владычице, и велика милость Твою к христианскому роду, вемы, яко недовольни есмы к достойному прославлению Тебе, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, обаче надеющеся на безприкладное милосердие Твое, Всеблагая, смиренномудренно приносим Ти песни таковыя: Радуйся, пристанище небурное подвижников благочестия; радуйся, безмолвствующих сладкая собеседнице. Радуйся, в пустынях и горах скитающихся благодатная отрадо; радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление. Радуйся, грешников кающихся с Богом примирение; радуйся, горы Афонския верховная правительнице. Радуйся, Петра пустыннолюбиваго посещением Твоим  озарившая; радуйся, Афанасия богомудраго явлением Твоим зде облагодатствовавшая. Радуйся, многия преподобныя афонския славою небесною прославленая; радуйся, насельником горы сея особую любовь Твою являющая. Радуйся, телес наших безмездная целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему путеводительнице. Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая. Кондак 13 О всепетая Мати, Скоропослушницею нарекшаяся во святей иконе Твоей, Богородице Марие! Приими милостивно сие малое моление наше, еже от усердия нашего принесохом Ти с верою и любовию, и умоли приснопокланяемую Троицу избавити ны геенны огненныя, тьмы несветимыя и мучения вечнаго; да предстательством Твоим унаследим Царствие Небесное и сподобимся со святыми пети Богу: Аллилуйя. (Этот кондак читается трижды) Икос 1 Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, и вся небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, яко рождшую Ангелов Царя Христа Бога, мы же грешнии, подражати им дерзающе, и достойно благохвалити Тя недоумеюще, смиренномудренно вопием Ти сине: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, ангельское непрестающее удивление. Радуйся, трапезо святая, хлебом жизни нас питающая; радуйся, маслино благоплодная, елеем милости сердца наша умащающая. Радуйся, даров Божия благодати сокровищнице неистощимая; радуйся, чудес реко приснотекущая. Радуйся, обидимых заступнице; радуйся, печальных утешительнице. Радуйся, бедствующих помощнице; радуйся, болящих целительнице. Радуйся, разслабленных укрепительнице; радуйся, плененных свободительнице. Радуйся, всеблагая Скоропослушнице, прошения наша во благо исполняющая.

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=6

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Паисий Величковский. Жизнь на Афоне - 1 Начинается период самостоятельного подвига. С переселением на Афон оканчивается для Платона период послушничества и начинается период одинокого самостоятельного подвига. Спутником Платона в его путешествии по Афону был иеромонах Трифон. Они отправились в путь с несколькими медными монетами в кармане, но их бедность их не смущала. В Галаце они сели на корабль, который доставил их в Царьград, а оттуда они прибыли на Афон, и 4 июля, накануне памяти преподобного Афанасия Афонского, вступили в его святую лавру. Святой Афон Святой Афон! Как много исторических воспоминаний, мыслей и чувств вызывают в душе православного человека эти два слова! " Царственнейшая и божественная гора, превосходнейшая всех гор во вселенной " , по выражению греческого императора Алексея Комнина, с древних времен привлекала к себе христианских подвижников и стала центром духовного просвещения на православном востоке. Афонская гора составляет одну из трех ветвей, так наз., Солоникского или Халкидикского полуострова. Длину Афонской горы определяют в 80 километров, ширину в разных местах от 12 до 20 километров. На южной оконечности горы возвышается, уносясь за облака, громадная вершина из белого мрамора. Это собственно и есть столь известная еще в языческой древности гора Афон. От нее впоследствии и весь полуостров получил свое название. Высота вершины над уровнем моря по отвесной линии равна двум километрам. Почти вся гора за исключением южного пика покрыта роскошною растительностью. Здесь растут лимоны, апельсины, груши, орехи и каштаны и разводятся виноградники. Особенно хорошо возделан восточный склон Афона. Горные ручьи снабжают Афон прекрасною водою. Морской ветер умеряет летний зной. Снег выпадает редко и держится недолго. Птиц на Афоне мало. Зверей почти нет. При всей красоте Афона на нем лежит печать какой-то грусти, и даже суровости. Громадные горы и глубокие пропасти поражают своим величием и делают самое путешествие по горе затруднительным. Особенно величественна и недоступна местность у главной вершины Афона, так что туда редко заходят и паломники. По мере подъема в гору климат изменяется, и на половине горы путник уже не встречает лимонных и апельсинных деревьев, а по хребту горы растут уже сосна и ель. Вершина Афона совсем лишена растительности.

http://isihazm.ru/1/?id=476

А именно – узаконяют, как это с самого начала было признано истинными представителями истинного (не фарисействующего) монашества, что монастыри должны быть строгими общежитиями, и что монахи не должны оставлять себе при вступлении в них и притяжать себе по вступлению ничего собственного 1089 . Над весьма многими написанными или без письма введёнными уставами возвышались те из них, которые принадлежали знаменитейшим представителям монашества. С течением времени эти уставы начали вытеснять из монастырей множество их собственных уставов и входить в общее употребление; таковыми уставами, были:- Иерусалимский Саввы Освященного († 532), Константинопольский Феодора Студита († 826) и Афонский или святой Горы, начавшийся от преподобного Афанасия († 980). Из сейчас сказанного, по-видимому, следует, что монашество должно было прийти к нам из Греции с каким-нибудь уставом. На самом деле случилось так, что оно пришло к нам без всякого устава. Выше мы замечали, что ничем так не было злоупотребляемо в христианском мире, как монашеством; к этому мы должны прибавить, что ничто так не трудно, как истинное монашество. Вследствие этих двух причин в весьма непродолжительном времени после появления монашества истинного и уставного явилось монашество, так сказать, не совсем истинное и безуставное. Монашество есть исключительный и нарочитый путь, ведущий в царство небесное; царство небесное желательно всякому, а поэтому и желающих идти в монахи, естественно, было много. Но истинное монашество представлялось очень трудным: подвиги телесные, молитва после церковной домашняя устная и умная оставлялись на волю и совесть каждого монаха, ибо тут контроль был невозможен и, следовательно, тут самому себе можно было делать большие или меньшие послабления. За всем тем оставалось ещё нечто существенное, где это произвольное и собственной властью облегчение себе монашества было невозможно: Истинное монашество есть строгое и безусловное общежитие,– совершенное отсутствие всякой собственности, одна и та же со всеми положенная уставом пища в общей трапезе, одна и та же со всеми из монастырской казны одежда, один и тот же со всеми и оттуда же весь домашний обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 65  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге «Молитвенный щит православного христианина» «Щит и меч» православных христиан Приходит в храм женщина: — Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? — Богу! — КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина». Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона», как оказалось, липовое… Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане — это «молитва задержания». О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды», причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана. Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность — читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу». Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому , который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

http://azbyka.ru/fiction/molitvennyj-shh...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Старец Иосиф Исихаст, Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна   На Святой Горе: старец Иосиф  Исихаст 1897-1959 и братство    Старец Иосиф  Исихаст, Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна      В начале своего пребывания на Святой Горе старец Иосиф  Исихаст, не найдя себе духовника, жил некоторое время рядом с пещерой Преподобного Афанасия Афонского, неподалеку от Великой Лавры. Он проводил там весьма суровую жизнь, и даже случилось ему однажды пробыть восемь дней на ногах без еды и без сна. Старец говорил:   —    Никакой подвиг не приносит стольких благословений,сколько лишение себя сна. Поистине бдение упраздняет тело. Еще он говорил: —    Самое страшное проявление страсти многоспания —это когда благодать уходит от нас и душу охватывает нерадение и мрак, не оставляя нам и самого малого утешения.Однажды я претерпел серьезное испытание с этой стороны. Я изо всех сил старался не прерывать бдения, но силымои почти закончились.   Тогда я прекратил свой подвиг, чтобы помолиться Господу со слезами скорби: «Господи, онихотят ослабить мое доброе стремление». Тотчас после этогово мне прозвучал сладчайший голос: «И ты не потерпишьэтого ради любви Моей?».   Утомление мое сразу же рассеялось, как облако, скрывавшее солнце, и со слезами на глазах я скакал от радости, как ребенок.   —    Да, Господи, ради Тебя! Помоги мне в моей немощи!   В другой раз он сказал: — Сон должен быть рабом, а не господином Комментарии Всего комментариев: 16 2015/06/17, 18:56:54 Иногда полезно недоспать. Даже в психиатрии есть метод депривации (лишения) сна (при лечении депрессии). Надо,чтобы кто-то не спал. А то Господь придёт - а мы все спим тут.. Господи, прости. Надежда 2013/06/03, 16:57:34 Не стоит монашеские правила, тем более таких аскетов, буквально пытаться выполнить, живя в миру. Надорваться легко... Анатолий 2013/01/01, 05:01:49 Странные, однако, комментарии, Люди, что с вами???? Ощущение, що написавшие выше уже в полудреме!!!!!!!! Очнитесь!!!! Каждому свое, и ищущему спасения Благодать укажет средство, но само средство (неспание ночное) по воле человека погубит его. Мы ищем формы, но не ищем духа.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=128...

Сия рек вкратце, возвращаюсь на предреченная. 28. Паисий вселяется в келлию. 29. Не обретает старца Достигше, глаголю, Паисий и Трифон во святую Афонскую гору и исшедше из корабля, внидоша во святую лавру преподобного Афанасия и препочиша мало от пути, благодаряще со слезами Христа Бога и Пречистую Его Матерь, яко сподоби их достигнути во святый ея жребий. Исшедшим же им от лавры к своим братиям Славенского языка, под монастырем Пантократором пребывавшим, спутник отца нашего иеромонах Трифон от простуды люте заразися, и паде в недуг неисцелен, в немже четыре дни болев, скончася. Паисий же близ братий онех вселися в едину коливу, именуемую Кацарис. Водворився же тамо, обхождаше отшельники и пустынножительныя отцы, ищуще по намерению своему некоего духовного отца, в делании монашестем предуспевающа и в Божественных и отеческих писаниях искусна, седяща в безмолвии наедине в тишине и нищете, ему же бы могл предати себе в послушание. Но не обрете такового, по смотрению судеб Господних, и желаемого души своей послушания не получи: возложив убо себе на промысл Божий, седяше един. Бе же тогда блаженному 23 лет от роду (1747). 30. Новые подвиги юного старца Кто же может исповедати вся его подвиги, егда пребываше един с Единым Богом, сущу ему в разженном Богорачении. Коего убо понуждения и воздержания, поста, алчбы и жажды, воздыхания и сетования, и коленопреклонения не понесе! Киих молений, слез же горьких и стенаний из глубины сердечныя не испусти! Киих браней противу ярости, похоти же и возношения, взимающегося на разум Божий, и лютого безмолвнику уныния и противу иных злых страстей, Богу помогающу, не одоле! Киих же искушений и злостраданий, болезней и немощей и скорбей душевных и телесных не претерпе! К сим прилагахуся недоумения, безнадежия и отчаяния приражения, страшная же и лютая мысленная борения, от зависти бесовския. Вся же та юный старец, верою и любовно ко Христу Богу прилепляяся, о укрепляющем его Господе побеждаше: и за победу Христу Богу коликих от всего сердца и от всея души теплых слез и благодарений не излия и не принесе! Коленопоклонения его, псалмопение же и чтение святых писаний ненасытное кто может исчести! Воздержание же его бе таково: во вторый день ядяше единою сухарей точно с водою, кроме субботы, недели и праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Подобные палеографические снимки были сделаны архимандритом Порфирием с некоторых древних греческих и славянских рукописей. Благодаря трудам Преосвященного Порфирия отечественная наука обогатилась неоценимым по своей исторической значимости материалом. Рукописи, вывезенные архимандритом Порфирием с Афона, впоследствии стали предметом целого ряда исследований и монографий. Преосвященный Порфирий незадолго до своей смерти передал Петербургской Публичной Библиотеке все свои рукописи. В их числе оказалось 78 отрывков и отдельных листов на церковно-славянском и русском языках, из них – 17 пергаментных, а также 246 отрывков и отдельных листов на греческом языке, из которых 132 на пергаменте и на папирусе, остальные – на бомбицине и бумаге 147 . Сам Преосвященный Порфирий на основании своих архивов написал целый ряд трудов, главными из которых являются «История Афона» и «Описание путешествий на Афон». Для исследователей, которые в будущем смогут продолжить изыскания в книгохранилищах афонских монастырей, особенно важным является его «Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской» 148 . В этом перечне впервые приводится все обилие и разнообразие документов, которые хранились тогда в библиотеках святогорских обителей. Заканчивая краткий обзор истории афонской книжной сокровищницы, находящейся в Карее, необходимо отметить, что, по новейшим данным на сегодняшний день, в библиотеке Протата насчитывается всего 117 рукописей и 47 из них написаны на пергаменте 149 . Кроме того, там хранится большое количество печатных книг. Но будущим исследователям важно помнить о тех словах, которые были сказаны об этой сокровищнице еще в середине XIX века: «Архив Протата в своем роде единственный: акты, хранящиеся в нем, драгоценны и многочисленны. Все, что отец Порфирий внес в каталог свой из этого архива, что видел А. Н. Муравьев и другие, – есть самая малая доля того, что составляет собственность или домашние тайные бумаги Протата…» 150 . Лавра святого Афанасия Как известно, Лавра была основана около 963 года самим преподобным Афанасием Афонским у подножия восточного склона Дифона – громадного отрога Афонской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Щит и меч " православных христиан 26.02.2008 562 Время на чтение 8 минут Приходит в храм женщина: - Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? - Богу! - КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: " Молитвенный щит православного христианина " . Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: " наилучше продаваемой " книгой среди православных. Этот " щит " скован в Воронеже (Издательство НПО " МОДЭК " ) и выдержал уже несколько переизданий. Благословение " Епископа Задонского Никона " , как оказалось, липовое... Особую популярность этот " щит " приобрёл благодаря огромному количеству молитв " на всякую потребу " . Но центральная " молитва " , ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане - это " молитва задержания " . О чём же предлагают помолиться составители " Молитвенного щита " ? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: " Молитва на освящение всякия вещи " , " Молитва на освящение воды " , причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана. Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву " о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу " . Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне... Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых " замучил " страждущий родственник!

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/26/...

из библиотеки Саввы Освященного, рукопись XIV в. из патриаршей иерусалимской библиотеки 285, рукописи XI–XII в. 27 и XI в. 17 Дохиарской библиотеки и некоторые другие. Всего евангелий описано нами 19 экземпляров, а апостолов 8 экземпляров. По той же самой причине мы интересовались древнейшими Профитологиями или сборниками чтений из пророков и из других книг ветхого Завета и, во время нашего путешествия, подробно описали 11 экземпляров их. Рукописи: XII в. 46 Есфигменской библиотеки, XII в. 536 ватопедской библиотеки, XI–XII в. 62 библ. Саввы Освященного, 9 XIII в. и 14 XII–XIII в. синайской библиотеки заслуживают перед остальными особенного внимания. Псалтирей нами описано пять экземпляров, но из них особенно важное значение имеет лишь один, принадлежащий библиотеке Афинского Университета. Рукопись эта X в. 67, между прочим, заключает в себе особенные, по своему составу, часы для четверга, пятницы и субботы страстной седмицы и Τυπικ τς γιωττης καϑολικς κκλησας τ κατ συνϑειαν κριβμενα. В связи с Псалтирями мы рассматривали, так называемые, Пандекты, куда Псалтирь входит, как одна из составных частей. Кроме Псалтири, в этого рода рукописях, содержатся все 12 Миней, Триоди постная и цветная, Октоих, Часослов, апостольские и евангельские чтения на целый год с синаксарем. Из трёх экземпляров, описанных вами, два, а именно рукописи: XIII в. и 82 и XII–XIII в. 5 Симоно-Петрской афинской библиотеки заслуживают особенного внимания своими синаксарями и литургическими особенностями содержащихся в них Триодей. Из других богослужебных книг мы описали 6 экземпляров Стихирарей, 3 экз. Октоихов, 9 экз. Миней, 11 экз. нотных богослужебных книг и 4 экз. отдельных служб. В числе отдельных служб нужно отметить службу Преподобному Антонию Печерскому 45 , составленную в 1849 году уже упомянутым нами учёным афонским монахом Иаковом, перу которого принадлежит и другая служба в честь Покрова Богоматери 46 , ныне совершаемая во многих афоно-греческих монастырях 47 , и службу в честь киево-печерских святых, написанную в 1643 году легатом вселенского патриарха Парфения Мелетием Сиригом 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Ржига В. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI века. Максим Грек как публицист. — ТОДРЛ. Т. I. Л., 1934. 103.  Posoe Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. — Slavia,  moH. XXXII, ses. 2. Praha, 1963. 104.  Семенов В. Древняя русская Пчела по пергаменному списку. СПб., 1893. 105.  Синайский А. Краткое описание жизни и деятельности преподобного Максима Грека. Изд. 2–е. СПб., 1902. 106.  Сишцына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. 107.  Синицына Н. В. Максим Грек и Савонарола. (О первом рукописном собрании сочинений Максима Грека). — Феодальная Россия во всемирно–историческом процессе. М., 1972. Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей (1518 — 1519 гг.). — ВВ. Т. 26. М., 1965. 109.  Синицына Н. В.. Рукописная традиция XVI — XVIII вв. собраний сочинений Максима Грека. — ТОДРЛ. Т. XXVI. Л., 1971. Смотрицкий  М.   Грамматика. М., 1648. 111.  Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV — XVII веков. СПб., 1903. 112. Соколов  В. В. Средневековая философия.  М., 1979. 113.  Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. I — III. CNб., 1893 — 1903. (Терещенко Г.) О трудах Максима Грека. — Журнал Министерства народного просвещения, 1834, ч. III, 8. 115.  Тихомиров М. Н. Русская культура Х — XVIII вв. М., 1968. Толковая Псалтырь Афанасия Александрийского (с др. сочинениями). Рукопись XVII — XVIII вв. ГИМ, Синод. 70/238. 117.  Толстой Л. Н. В чем моя вера? — Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 23. М., 1957. 118.  Трахтенберг О. В. Общественно–политическая мысль в России в XV — XVII вв. — Из истории русской философии. М., 1951. Тропник (с др. сочинениями). Рукопись XVII в. ГИМ, Увар. 1916/180. Филарет (Гчмилевский). Максим Грек. — Москвитянин, 1842, ч. VI, 11. 121. Философская энциклопедия. Т. 1 — 5. М., 1960 — 1970. 122. Философский словарь. Сост. Г. Шмидт. Пер. с нем. М., 1961. 123.  Флетчер Д. О государстве Русском,  или  Образ правления русского царя. Пер. с англ. СПб., 1906.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010