Скудость сведений о его жизни и деятельности. Вероятное происхождение его из иноков Киево-печерской Лавры. Его отношение к делу о причислении Преподобного Феодосия Печерского в лику святых. Участие в борьбе Великого Князя Владимира Мономаха с Волынским князем Ярославом Святополковичем. Удаление в Печерскую обитель. Кончина и отношение его к судьбам Лавры Почаевской. Из всех святых угодников Божиих, известных в истории православной церкви на Волыни, о святителе Амфилохии мы имеем самые скудные сведения. В своих жизнеописаниях «Русских святых» Преосвященный Филарет, Архиепископ Черниговский, сообщает о нем только следующее: «О Святом Амфилохие, Епископе Владимиро-Волынском, которого рукописные святцы поставляют между святыми Печерскими подвижниками, летописи говорят нам только, что он хиротонисан в 1105 году и скончался в 1122 году. В одном списке святцев, – присовокупляет к этому еще Преосвященный Филарет, – сказано, что святой Амфилохий в пещере преставися». 157 Такие же сведения находим о Святителе Амфилохие и в «историческом исследовании об епископах Волынской Епархии, в Волынских Епархиальных Ведомостях 1867 года, с прибавкою, что «святитель Анфилохий был рукоположен русским митрополитом Никифором I-м» и что, по порядку наследования, ему должно принадлежать третье место в ряду известных по истории первосвятителей Владимиро-Волынской Епархии со времени ее основания, после Стефана 1-го, поставленного святым равноапостольным Владимиром, при открытии Волынской Епархии, и святого Стефана II-ro, известного преемника Преподобного Феодосия Печерского по игуменству в Киево-печерской Лавре (1091 – 1094 г. 158 Не более сведений сообщают о святителе Амфилохие в своих «историях Русской церкви» и Преосвященный Макарий и Профессор г. Голубинский, не смотря на то, что последний в своей истории, в числе других исследований посвящает даже особый, специальный отдел исследованию «о Епархии Владимиро-Волынской» в период домонгольский. «Из Епископов Владимира-Волынского, говорит г. Голубинский, в настоящее время известны: 1) Стефан I-й, самый первый Епископ, поставленный Св. Владимиром; 2) Стефан II-й, постриженик печерского монастыря, сначала доместик или екклезиарх в нем, а потом приемник преподобного Феодосия по игуменству... и 3) Амфилохий, поставленный 27 Августа 1105 года и умерший в 1122 году». 159

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Однажды пришел к Батюшке один из уполномоченных КГБ с большой собакой и стал грубо выпытывать старца о его деятельности, водоосвятных молебнах для страждущих, - и произошло чудо. В диалоге с грубияном отец Амфилохий снял со стены кадило (без угля и ладана) и держал в руках. Прозвучала фраза от уполномоченного " Твои молебны помогают, как мертвому кадило... " А старец кротко улыбнулся, все так же держа свое кадило в руках, и в миг собака зарычала на собственного хозяина, погнав его далеко прочь от кельи подвижника. А преподобный крикнул ему вдогонку: " Бачиш, як мертвому кадило допомогло? " А однажды еще в 50-е был такой случай: местные лаврские рабочие решили в обеденный перерыв выпить, собравшись в комнатушке для отдыха (в лавре), тут случилось проходить мимо отцу Иосифу (Амфилохию), который заглянул к ним, перекрестил " зелье " и сказал: " Благословляю пити, як воду " . И с этим ушел. Выпили все, что приготовили, даже послали за добавкой, но ничуть не захмелели те горе-рабочие, дивясь словам чудного монаха... Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день... Ему не было покоя Старец Амфилохий жив! Жив он потому, что наш Бог дал обетование жизни, дал не отчаянную слепую надежду на мираж, но Сам явил всему миру факт Своей личной победы над сметртью и диаволом. Христово Воскресение - это основа нашей веры, а мощи святых Иова и Амфилохия Почаевских - это кричащее свидетельство истины Христианской веры, это свидетельство Православия перед лицом латинского Запада, мощи Почаевских игуменов Иова и Амфилохия - это утешение всему миру, каждому страждущему человеку! Будем помнить их в своих молитвах, ибо любовь их к нам не имеет границ! Они видят все, они скоры слышать наши мольбы и радостные восклицания! Сколько раз мне приходилось видеть эти молитвы у раки преподобных Иова и Амфилохия!.. Сколько и радостных молитв, и посещений Лавры, преподобных, творят по Почаевской традиции свадебные пары в день венчания. Это целое происшествие: туда приходит вся свадьба и хор, который поет тропари святым Иову и Амфилохию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В лагере с батюшкой произошло еще одно чудесное событие. На Пасху отец Кукша, слабый и голодный, шел вдоль колючей проволоки, за которой повара носили противни с пирогами для охраны. Над ними летали вороны. Преподобный взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!» И вдруг услышал над головой «кар-р-р!» — и к ногам его упал пирог с мясом. Это ворон стащил его с противня у повара. Батюшка поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод. В 1948 году, после окончания заключения и ссылки, отец Кукша вернулся в Киево-Печерскую Лавру и был с великой радостью принят братией. Закаленный в горниле страданий, батюшка начал нести здесь подвиг старчества, окормляя множество верующих людей. За это КГБисты приказали духовной власти перевести старца из Киева куда-нибудь подальше, в глухое место. В 1953 году отца Кукшу перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру . Здесь он был назначен на послушание киотного у чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, а также на протяжении трех лет служил раннюю литургию в Пещерном храме и исповедовал людей. Преподобный Амфилохий Почаевский Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена. Налился полный сапог крови. Осмотреть больную ногу пришел знаменитый своими чудесными исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий, ныне канонизирован). Диагноз был неутешительным: «Собирайся, отец, домой», т. е. умирать. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здоровья дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к отце Кукше и, увидев почти зажившую рану, в изумлении воскликнул: «Вымолили чада духовные!» Духовная дочь батюшки рассказывала, что однажды, во время совершения Божественной Литургии отцом Кукшей, она видела в алтаре пещерного храма благолепного мужа, ему сослужащего. Когда она сообщила об этом отцу Кукше, тот сказал, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит вместе с ним, и строго приказал никому не открывать этой тайны до самой его смерти.

http://pravoslavie.ru/73964.html

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит. У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих. 1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю. 2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317). 3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. 2. C. 62 4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен.//Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. 2. С. 63) Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература: 1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен .//Свято-Успенская Почаевская лавра./ 2. Преподобный Амфилохий Почаевский // 3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. 2. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-amfiloxij-...

Поюще житие твое богоугодное и чудес множества, отче Амфилохие, восхвалити тя по достоянию недоумеем, но ведяще благоутробие твое к немощствующим, молимтися и ныне воспевающим тя ниспослати свою благостыню, да под молитвенным кровом твоим сохраняеми, в ревности о спасении, выну величаем тя звании сими: Радуйся, Богом Отцем предъизбранный; радуйся, страдальческим житием предочищенный. Радуйся, душу свою за ближния полагавый; радуйся, ныне же ю в раи обретый. Радуйся, Духа Святаго добротами блистающий; радуйся, Того же благодатию благоухающий. Радуйся, многими исцеленьми от гроба твоего источаемыми, свыше свидетельствуемый; радуйся, крестами облачными, в день земнаго прославления твоего явленными, от Небеснаго Отца прославленный. Радуйся, от Подвигоположника Христа увенчанный; радуйся, с праведными сопричтенный. Радуйся, во обители небесней блаженствующий; радуйся, у престола Святыя Троицы о нас ходатайствующий. Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче. Кондак 13 О, преблаженне отче Амфилохие, дивный целебниче и притекающим к тебе скорый помощниче, не лиши и нас, смиренно к тебе припадающих, своего благодатнаго посещения: болезни наша исцели, скорби утоли, жизнь умири; да предстательством твоим ко Всевышнему Владыце, от всякаго зла и лукаваго действа избавльшеся, во веки веков поем Ему: Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Архангелу Рафаилу, молитвы страждущих Богу приносящему и здравие благодатию Его с небесе подающему, уподобяся преподобне, яко врач изрядный явился еси, исцеляющий наша недуги многоразличныя. Мы же, поминающе преславное твое житие, тако вопием ти: Радуйся, земли Волынския святое прозябение; радуйся, родителей благочестивых чадо благословенное. Радуйся, измлада в вере истинней воспитанный; радуйся молитвенное делание и телесное воздержание издетска возлюбивый. Радуйся, от юности своея во благочестии просиявый; радуйся, добродетели родителей своих унаследивый. Радуйся, искусному врачеванию, отцем своим, обученный; радуйся, благоговению и кротости матери своея подражати тщавыйся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Три истории помощи преподобного Амфилохия Почаевского Рассказы паломников 12 мая, 2016 Рассказы паломников В день прославления преподобного Амфилохия Почаевского о святом подвижнике, исповеднике и чудотворце рассказывают паломники. 12 мая – день прославления во святых преподобного Амфилохия, Почаевского чудотворца и нашего современника. Тысячи паломников каждый год собираются к этому празднику в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Как, впрочем, и 1 января, в день преставления подвижника, и на Успение Божией Матери – престольный праздник обители. Много народной любви, надежды и веры в почитании преподобного старца, схиигумена Амфилохия, всего лишь 14 лет назад прославленного в лике святых. Удивительно, как за такой недолгий срок бунтующий, юродивый и гонимый отец Иосиф (так звали преподобного до принятия великой схимы) стал любимым святым на Украине и за ее пределами. Еще при жизни старцу Амфилохию была дана особая благодать прозорливости, дара молитвенного исцеления и освобождения одержимых. Чудеса по молитвам святого продолжаются и по сей день, рассказы о них приобретают всё большую известность. И идут к преподобному Амфилохию и немощные, и страждущие, и несчастные – идут за помощью и поддержкой, за укреплением в вере и силах нести свой крест.  Счастливые тоже идут к преподобному старцу – с благодарностью и радостью, и чтобы выразить свою любовь к этому святому подвижнику. Амфилохий Почаевский Преподобный Амфилохий Почаевский (в миру Яков Варнавович Головатюк; 27.11. 1894 – 01.01. 1971). В 1932 году послушник Почаевской лавры Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1933 году рукоположен во иеродиакона, в 1936-м – во иеромонаха; в 1953-м – возведен в сан игумена. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской Лавре. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где прожил около двадцати лет. Отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ, врачеватель телесных и душевных недугов. По многочисленным свидетельствам, имел особый дар – изгонять бесов. К нему везли одержимых со всего Советского Союза.

http://pravmir.ru/za-istseleniem-k-amfil...

Мне посчастливилось застать живым друга преподобного Амфилохия. Я тогда дежурил на экономских воротах и как раз видно было окно кельи, где жил о. Сильвестр. Приходилось ночью много раз выходить к воротам и наблюдать между прочим, что на фоне темного монолита корпусных окон одно из них на 2-м этаже сияло - там молился старец, поминая благословение своего святого друга. Мало кто знает и помнит, как ревностно они, ветераны Великой Отечественной войны, тогда еще молодые монахи, защищали Лавру от " безумных крыс " Хрущевской системы. Это была самая настоящая травля верующих, а тем более - травля Лавры. Бесстрашный старец Вот сегодня все паломники, туристы и экскурсанты дивятся Троицкому собору Лавры, спроэктированному А.Щусевым в конце XIX в. Троицкий собор Почаевской Лавры, наши дни В 1957 году из органов пришли опечатать Троицкий собор. Об этом сообщили отцу Амфилохию, и тот молниеносно примчался в обитель, застав там скованных страхом братию Лавры и прихожан и милицию перед собором. Бесстрашный старец! Что могло быть тогда в его душе? Ведь он знал, что в СССР его поступок будет беспощадно наказан... И ринулся " на копья " ! Он выхватывает ключи у милиции и организовывает восстание народа, выгоняя ту же милицию из Лавры, как свиней из огорода, палками... В ту же ночь за ним приехал " черный ворон " ... Увезли в психушку и пол года жестоко издевались, надеясь уничтожить, сломать этого человека. Но в каждую минуту страданий о. Амфилохий молился, и с ним рядом был Христос. Силою Христа преподобный совершил множество чудес как в Лавре, так и вне ее, живя изгнанником... Да! Его стыдились в Лавре!.. Ему не дали прописки в Почаеве власти после удивительного освобождения из клиники, по ходатайству дочери Сталина. Святой исцелил и ее силою Христовою от беснования. Схиигумен Амфилохий Как затворник, но среди людей Жил он в Малой Иловице, терпя своих неверующих родственников, непонимаемый и непринимаемый братией Лавры. Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день... Ему не было покоя. Приходили и уполномоченные... Таковых старец встречал юродством, приглашая к столу и часто обличая их пороки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Почаевская обитель стоит оплотом русского православия среди земель, подвергшихся католическому пришествию. Не сдается. Рейтинг: 9.8 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Храмцова Галина 5 августа 2022, 14:20 Была в паломнмческой поездке Киев - Почаев - Чернигов 29.12 - 05.01.2014. Это основные пункты. Сопровождающая наша и киевский старались как можно больше нам дать и показать. Все прошло на одном дыхании, как чувствовали последние мирные времена. Наш водитель даже созрел для крещенмя и в Почаев сьехались его родные и друзья из России и Украины на его крещение. А в Великий пост в одном северном монастыре монахи уже оставались после службы класть по 300 поклонов за мир на Украине. Валентина 3 октября 2016, 16:30 Спасибо автору за проникновенный и содержательный текст! Ведь воистину, " Почаевская обитель стоит оплотом русского православия среди земель, подвергшихся католическому пришествию " ... Три Лавры на территории нынешней Украины - это общерусские Святыни. Великая, Малая и Белая Русь - единая Святая Русь. " Белые церкви, Твердыни Вселенныя, не устоите - развалится мир " ... иер.Евгений 28 января 2014, 17:27 название от притоки днепра " Почайна " , где был монастырь первых монахов. Елена 12 января 2014, 10:57 Только что вернулась и побывала с паломниками в Почаево. Тысячи людей вместо новогоднего застолья приехали поклониться и припасть к Образу Матери Божией Почевской и к ее Стопочке. Нескончаем поток и к Преподобным Иову и Амфилохию. Стоит Почаевская Лавра и молится день и ночь. Иоанна 11 января 2014, 21:17 Не Великие Бережки,а Великие Бережцы,раз уж решили писать статью,то пишите правильно.Что-то в этой статье ярко выражена какая-то неприязнь к украинцам.. Автор показался мне тщеславным.Извините,за прямоту.На заметку автору!Я православная христианка Московского Патриархата. Ксения Мерещенкова 11 января 2014, 18:13 Не была к сожалению, но так чудесно описано, дух захватывает, спасибо большое за статью. Слава Богу за все! р. б. Виктор 10 января 2014, 03:27

http://pravoslavie.ru/67401.html

во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС, ок. 2006), разработаны новые иконографии. Так, на совр. живописной иконе почаевские святыни и Почаевские чудотворцы представлены на фоне вида лавры, прп. Амфилохий и И. поддерживают Почаевскую икону Божией Матери (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 3). Образ И. включен в композицию «Явление Божией Матери и преподобного Иова Почаевского во время осады Почаевской обители турками в 1675 году». Наиболее ранние образцы - гравюра на меди нач. XVIII в. (по указанию Д. А. Ровинского, 1704) Никодима Зубрицкого (Зубржицкого) ( Турченко. 1964. С. 291; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 722; Он же. Словарь граверов. Стб. 267. 69; гравировальная доска хранилась в Киево-Печерской типографии), эстамп А. Гочемского. Большое живописное полотно на этот сюжет было создано еп. Анатолием (Мартыновским) в нач. 40-х гг. XIX в. (при входе на лестницу в пещерную церковь хранится копия «с ветхаго оригинала, писаннаго преосвящ. епис. Анатолием»; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 5). Очевидно, эта картина была использована худож. В. В. Васильевым в росписи сев. стены Успенского собора лавры (1874, поновления посл. треть XX в.; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 68), а в 80-х гг. XIX в. почаевским иером. Паисием - в стенописи над входом в пещерный грот со св. мощами И. Святой представлен в схиме, стоящим в облаках одесную Пресв. Богородицы, простирающей омофор над Почаевской обителью. Сюжет «Осада турками Почаева» встречается также в одном из клейм, иллюстрирующих чудеса, на живописных и гравированных повторениях Почаевской иконы Божией Матери. К ним относятся, напр., редкая гравюра на шелке кон. XVII - нач. XVIII в. ( Бочковська В. Piдkicha гравюра на шовку//Сакральне мистецтво Boлuhi: Наук. зб. Луцьк, 2008. С. 152-154); ксилографическая доска XVIII в., поступившая из Почаевской лавры в ЦАМ КДА (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток. 2002. С. 66. 512); волынская икона 2-й пол. XVIII в. мастерской Почаевской лавры (возобновлена в 1913 старанием церковного старосты А. Н. Орленко и его супруги, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 124-125); гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА; см. также экземпляры 2-й пол. XVIII в., 1830 г. и др.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519); икона 1-й пол. XIX в. в окладе из рус. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Хельсинки. Здесь И., как правило, представлен в земном поклоне, с разведенными в стороны руками, его голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/578150.html

сост. С. Девятова Преподобный Амфилохий Почаевский (1894–1971)    В украинском селе Малая Иловица 10 декабря/27 ноября 1894 года у Варнавы и Анны Головатюк родился сын, при святом крещении мальчика назвали Иаковом. Варнаве, отцу десятерых детей, приходилось браться за любую работу: он делал колёса, колодки, сани, обращались к нему за помощью и больные крестьяне, как к хорошему костоправу. Будучи юношей, Иаков не раз помогал отцу “удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости”. Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Иакову. В 1912 году Иаков был призван в Царскую Армию, где исполнял обязанности фельдшера. Во время боевых действий помогал выносить раненых товарищей с поля боя, попал в плен, был отправлен немцами в Альпы, где три года работал у фермера. В 1919 году Иакову удалось совершить побег, вернувшись в родное село, стал заниматься привычной крестьянской работой, помогал и больным, обращавшимся за помощью. В 1925 году Иаков был принят послушником в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания: делал сани, колёса, пел на клиросе... 8 июля 1932 года, по благословению митрополита Варшавского и всей Польши Дионисия, Иаков был пострижен в монашество с именем Иосиф. 21 сентября 1933 года рукоположен епископом Антонием во иеродиакона, 27 сентября 1936 года – во иеромонаха. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных, особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления – кто телесного, кто духовного. Всего себя подвижник посвятил служению Богу, получив от Бога дар прозорливости и исцелений, помогал всю жизнь ближним. Для мира остались сокрытыми его многие тайные подвиги и борения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010