Она приходила к преподобному еще и еще. Однажды попросила приложить лечебный корсет к раке преподобного и, одев его, сразу почувствовала необычайное тепло в спине, а затем последующее усиление чувствительности парезных руки и ноги. В разговоре с ней 20.09.98 мы услышали, что нога и рука у нее стали более управляемы, головокружение прошло полностью, на душе стало легко, с радостью она стала принимать и переносить нагрузки, надеясь, что скоро начнет жить полноценной студенческой жизнью, как прежде. Чудо было засвидетельствовано послушником Александром, инокиней Леонидой и врачом О.В. Коровиной. с. 262–263] Излечение от туберкулеза О чуде быстрого излечения от тяжелого недуга поведала… жительница Выборга. Это произошло с ее внучкой десятилетнего возраста. В монастыре Александра Свирского она оставила подробную запись о случившемся. В 1999 году 2 февраля ее записка была опубликована в газете «Час пик», 5 номер. Вот ее содержание: «Моя внучка Юля родилась в состоянии тяжелой асфиксии. Она несколько месяцев находилась в реанимации на искусственном вентилировании легких. Это оставило свои последствия – девочка постоянно болела бронхитом и пневмонией. Каждый раз болезнь протекала все труднее. В 1998 году в мае Юля перенесла пневмонию с плевритом. В июле ее положили в ОКБ в Санкт-Петербурге на обследование, а в сентябре – на дообследование. После бронхоскопии ей поставили диагноз: хронический бронхит, двухсторонние бронхоэктазы в нижних долях, в бронхах резкая гнойная гиперсекреция, выявлены палочки пневмококка и стафилококка, другие отклонения. У Юли спустя 2 дня поднимается температура до 39,8°. Ей делают компьютерную томографию (это пятница, ответа надо ждать до понедельника). Я узнала про открытие мощей Александра Свирского еще до ухудшения состояния Юли. Мы планировали съездить туда, приложиться к его мощам. В воскресенье, как на чудо, у Юлии падает температура до 37°, и мы совершили задуманное. В понедельник нам сообщают данные томографии: сближение элементов легочного рисунка, перемежающееся со вздутием, увеличение лимфоузлов вокруг верхнедолевого бронха, имеется полостное образование в верхней доле справа с четкими утолщенными контурами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Блаженный Фаддей глубоко чтится в городе. Постоянно кто–либо приходит помолиться. Во время экзаменов все учащиеся духовных и светских заведений, спешат помолиться здесь об удачном их исходе для себя. Так, верный заповедям Евангелия, свершил Блаженный свой жизненный путь и навсегда он останется дорог русскому сердцу, ибо словом и делом учил он в жизни всем быть верными великим основам русской жизни. Православию, Самодержавию и Русской народности… 7 Из Устава братства: О членах братства § 4. Братство состоит под руководством и покровительством Епархиального Преосвященного. Олонецкий Губернатор состоит Попечителем Братства. § 5. Членами Братства могут быть лица всех званий в состоянии обоего пола, православного вероисповедания. § 6. Члены Братства разделяются на: 1) почетных, 2) пожизненных, 3) действительных и 4) членов-соревнователей. § 7. Почетными членами Братства считаются лица, оказавшие особые заслуги Братству своими трудами, влиянием или значительным материальным и денежным пожертвованием на сумму не менее 100 рублей. § 8. Лица, единовременно внесшие в пользу Братства не менее 50 рублей, считаются пожизненными членами Братства. § 9. Действительными членами Братства считаются лица, внесшие в течение года в пользу Братства не менее 3-х руб. § 10. Лица, внесшие в Братство от 50 коп. до 1 рубля, считаются членами-соревнователями. § 12. Право на звание действительно члена и члена-соревнователя должно быть возобновляемо ежегодно. Не представивший членского взноса в течение трех лет считается выбывшим из состава членов Братства. § 13. Все действительные члены Братства участвуют с правом голоса в общих собраниях Братства и могут быть избираемы в должности по делам Братства. Примечание. Пожертвования, как деньгами, так вещественные могут быть посылаемы по следующему адресу: Петрозаводск, в Совет Олонецкого Епархиального церковно–православного Александр–Свирского Братства. Издание Православного Александро-Свирского Братства в г. Петрозаводске 1 В позднейшее время в этой обители подвизался старец схимонах Игнатий и около пустыни его племянница Пустынножительница Мария. О них см. книги «Жизнеописание схим. Игнатия» – 1886 г. и «Олонецкая отшельница Мария» – 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Живописательство пред вас, о, благочестивии слушателие, изнести хощу, не притворне на удивление очи зрящых привлачащее, но поистине первый образ изобразующее и толико уподоблением сравняющееся истине, разве яко образ, а не сущее тем точию остающееся, зографа пречюднейшаго, иже шипков 1845 и всех цветов художника имущее, иже кроме вапов 1846 и сотрений 1847 и всяких орудий точию манием, не на дсце отвне, но на скрижали мысленней внутрь, качествы цветущих добродетелей и мастьми тучнеющих душевных доблестей живописавшаго, живописательство преподобнаго Александра доблестей изнести хощу, егоже аще узрите, лепоте от удивления, мню, абие вси ужаснувшеся, едва не без духа будете; 1848 преизяществу от почюждения непщуя 1848 , абие вси устрашившеся, едва не оцепенеете и, высокости доброты внимающе, всежелателно приникнете и, красоты преизящества прилежаще, вселюбително присягнете. Ельма убо прииде днесь памятию своею к нам священный отец наш Александр, светел сам и нас просвещая, чюден сам и нас на чюдо убеждая, дивен сам и нас на удивление возбуждая, и не нас точию, но и священный свой храм прекрасно украшая, и не храм свой точию, но и бесплотныя лики, невидимо сликовствующыя, удиви, и не бесплотныя лики точию, но и самого всяческих Творца и Содетеля, иже всяческая усветлевающаго, всяческая удобряющаго и самого преподобнаго тако удивившаго и чюдна показавшаго возвесели. Темже долженствуем в настоящее священное торжество всеусердно священнаго отца всечестно усрести 1849 и всерадостно в преславнейшее происхождение его священными песньми воспети и всеутешно провождение его розженною любовию и благоговейным лобзанием запечатлети; долженствуем и на подражание того доблестей себе возбудити и на уподобление того добродетелей, поскольку можно, востещи, да якоже того предивнаго преизящества зрением насладившеся, тако подражанием доблестей уподобления взаимно онаго усладивше и сего ради благословения его и молитв получити сподобимся. Да стираются прочее вапы доблестей преподобнаго, да воображаются начертания доброты священнаго, да живописуется образ добродетелей пресвятейшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Витийствующая уста твоя умолкоша, сокрышася кротции очи твоя и безгласен был еси старче мудрый и нестяжательный, земля скры твой лик умиленный, но слава твоих исправлений не умре, и мы, чтуще память твою, тако ти вопием: Радуйся, рабе, вшедый в радость Господа твоего. Радуйся, нищетою духовною обретый богатство неиждиваемое. Радуйся, жаждавый правды, днесь зряй правду вечную. Радуйся, кротостию стяжавый землю святых. Радуйся, в скорби временнаго жития зело днесь утешенный. Радуйся, присный собеседниче Александра Свирскаго . Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 10 Спасения ради и утешения братии по некоем времени открыл еси единому от иноков, идеже губителие сокрыша честныя мощи твоя; яко же бо предрекл еси тако и бысть: конь бо бел обретеся поблизости, орущу некоему земледельцу ту, иже и приведе к месту блатну, из негоже извлекоша твое многотрудное тело. Обретше же оное тлению непричастное, вси прославиша Бога песнию: Аллилуиа. Икос 10 Стена спасительная бысть в древняя времена обитель твоя, преподобне, от мрака греховнаго и суеверия языческаго, учащи люди боголюбезному житию; и память исправлений твоих не забвеся, обаче научает нас пети тебе таковая хвалы: Радуйся, присный во благочестии наставниче. Радуйся, неусыпный зде обитающих охранителю. Радуйся, низводяй Божие на ны благословение. Радуйся, тя призывающих защитителю. Радуйся, яко никто просяй с верою, тощь от тебе отходит. Радуйся, яко всяк приемлет просимое с верою теплою. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 11 Пение и звон не умолче на месте, идеже потрудился еси, преподобне: не точию бо мнози верующии притекают ко гробу твоему и ту исцеления подаеши, но и на водах плавающым способствуеши. Валаамскаго бо игумена Иннокентия со святителем Николаем явлься спасл еси от потопления не езере Ладожстем в нощи темней и ветру зело свирепствующу и кораблецу разрушенну бывшу, еже памятующе, вопием умиленне: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемная свеща благодати Божия явися гроб твой, преподобне, иже многоразличая источает чудеса, врачуя страсти неисцельныя и научая нас пети тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Видя себя почитаемым и прославляемым от людей, он сильно беспокоился об этом, и начал думать, как бы избежать от славы человеческой и удалиться в пустыню, и там поработать Единому Богу, от которого и получить прославление славою вечною пред Ангелами и человеками, так как весьма не любил он славы человеческой, считая себя достойным поношения и срама от людей. Придя однажды, по обычаю, за благословением к игумену и припав к ногам его, исповедал ему свою сердечную печаль и помышления, прося его благословить и отпустить в пустыню на уединенное в безмолвии пребывание в постоянном служении Единому Богу. Игумен подивился такой его просьбе и не дозволил сделать этого, говоря: «Ни, чадо, не глаголи сего, юну ти сущу; и несть ти время верховныя степени уединеннаго молчания касатися, не утвердившу ноги на корени первыя степени общаго жития и послушания; егда тамо ненадеемое найдет на тя искушение от завистника и искусителя диавола, и ктому не возможеши седети, юну ти сущу и еще не искусну на сие; и сего ради мы вси поругани будем от общаго врага диавола, повинувшеся воли твоей». Было же это устроено Благим и Человеколюбивым Богом, чтобы не скрылось в пустынных горах, как бы под спудом, такое великое светило, приготовленное от него для просвещения многих душ, во тьме греховной пребывающих. Преподобный Александр, повинуясь воле игумена, испросив у него прощение в этом, продолжал пребывать в послушании, трудясь вместе с братиею, и если видел кого обессиленным от труда, такому помогал. И так непрестанно каждый день служил братии, ночью же, пребывая без сна, стоял и молился Богу, представляя из себя как бы какой-то одушевленный столп, и множеством коленопреклонений и лежанием на земле умерщвлял плоть свою. Пищею ему служили хлеб и вода, употребляемые в малом количестве; одеждою довольствовался худою, с заплатами, лишь бы только прикрыть наготу свою. Зимою претерпевал стужу; а от великих трудов кожа на теле его сделалась такою жестокою, что не боялась и каменного ударения; таким немилостивым и гневливым, как бы врагом, являлся он к своему телу. Игумен и вся братия обители дивились такому его жестокому пребыванию и мужественному терпению, что в других мало встречается, и благодарили Бога, даровавшего ему такое терпение и крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Совсем без запретов, впрочем, дело не обошлось. Со временем власти стали ограничивать и даже запрещать колокольный звон, крестные ходы и другие формы Пасхальных торжеств. В 1918 году был запрещен набатный звон под предлогом того, что с его помощью священники могут подавать сигналы белогвардейцам или созывать народ на восстания против советской власти. В это время власти уже в массовом порядке закрывали храмы, территории и здания которых были объявлены собственностью местных советов. Нарастали репрессии в отношении священников. В этих условиях они уже и сами опасались привлекать внимание к храму колокольным звоном или крестными ходами. Даже обращаться к прихожанам с проповедью становилось все более рискованным делом... С 1918-1919 годов массовый характер приобрела кампания по вскрытию мощей. Пик ее пришелся как раз на весну 1919 года и оказался «приурочен» к Пасхе. Власть старалась принизить значение «праздника праздников», показать бессмысленность веры в воскресение мертвых. Однако плоды этой политики оказались противоречивыми. Например, из отчета о вскрытии мощей преподобного Александра Свирского видно, что люди, присутствовавшие во время вскрытия, в массовом порядке подходили и прикладывались к мощам — эффект получился прямо противоположный задуманному! Нечто подобное произошло и при вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. И все же со временем Пасхальные торжества становились все более и более «камерными». Постепенно Пасха превращалась в событие внутренней жизни конкретного прихода, изолированное от внешнего мира. А это вполне соответствовало стремлению властей к тому, чтобы церковная жизнь была отделена от жизни общества и страны. Мало-помалу большинство стало считать, что Пасха — это праздник из прошлого. А молодежь все чаще предпочитала Первомай — тем более, что к нему не нужно было как-то специально готовиться, поститься и ходить на исповедь. «Христос Воскрес — и Россия воскреснет» Совершенно противоположная ситуация складывалась на тех территориях, которые контролировались белым движением, — в некоторых южных губерниях, в Сибири, на Дальнем Востоке. Там Пасха воспринималась не просто как «праздников праздник», а как знак скорого возрождения России. Торжество наполнялось новым смыслом: «Христос Воскрес — и Россия воскреснет!» С такими заголовками выходили газеты, издававшиеся на этих территориях. Они сообщали, как на фронт бойцам доставляют пасхальные подарки, как перечисляют пожертвования для победы белых армий. Белые власти поощряли широкие крестные ходы, по масштабам зачастую превосходившие те, что совершались до революции. Люди, сохранившие верность православию, воспринимали каждую Пасху как залог того, что Россия должна возродиться. Один из таких многотысячных крестных ходов прошел в Омске, который в 1919 году стал «белой столицей». В нем принимало участие не только все духовенство омских храмов, но и министры колчаковского правительства и сам адмирал Колчак.

http://foma.ru/pasha-v-epohu-katastrofyi...

Откуду таковая предивная, таковая превысокая, таковая преестественная преподобному прибыша? – Ниоткуду, разве от первыя вины всяческих – Бога, Творца и Содетеля и Господа; той бо своею благодатию присени 1854 , той своим милосердием призре, той своим человеколюбием приниче 1855 , той своим благоутробием присети, той своею благостию сниде и огнь любве своея в сердцы блаженнаго возже, от негоже распалаем священный, мир презре, родители остави, сродники отложи, дом яко чюждь вмени, домашния яко никогдаже бывшыя отреши, отечество странством измени 1856 , богатство безимением почти, благородие на худородие преложи, славу века сего яко безчестие разсуди, питание на пощение претвори, покой телесный на безмолвие премени, ризное украшение наготою заимствова, светлость лица дряхлостию умасти, ясность очию слезными токи помрачи, устне молчанием обузда, язык малословием связа, слух стропотных невниманием 1857 загради, ухание 1858 благовонных необонянием затче, руце от неполезнаго делания недейственны удержа, нозе от неугоднаго Богови исхождения ослаблены и весма недвижимыя устамени 1859 , и всего себе всех житейских и красных странна и неключима 1860 содела, яко мощи 1861 глаголати со апостолом: «Мне весь мир сраспяся и аз всему И вконец божественною ревностию жгом святейший, мир оставль, вслед Господа потече, во обитель вниде, инок вместо мирянина показася и не укосне в начинаемых, но абие чюден отец явися, и толико взорен и преисполнен, яко прешедшим делы и леты подражателен и первообразен, имиже преуспев доволне и на верх совершенства устремися и, сшед из обители, в пустыню вниде. Но кто изочтет чюднаго пустынножителя пречюдное натрижнение 1862 : тако тридесятолетнаго круговращения пустынное яко седмолетнаго обхождения перьстию тако в создании обители потруждение, яко в згромаждении священных молитвенных, служебных и братских храмов тако в собрании братском попечение, яко во установлении общежителном тяжкосболение; тако в предводительстве братии промышление, яко о спасении их сострадание, темже и глаголаше ко братии: «Подражатели мне бывайте, якоже аз Христу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так преподобный всегда имел большое попечение о пастве своей, врученной ему Богом. Наставлял всегда заботиться о спасении души своей и прилежно молиться Богу, а не заводить разговоров после вечернего правила и не ходить из келии в келию, но, находясь в безмолвии, в своей келии молиться Господу о спасении души своей и обо всех людях; заниматься кто каким может рукоделием, имея всегда во устах своих псалмы Давидовы; при встречах благочинно друг другу кланяться, как прилично делать монахам, и в бесполезные разговоры не входить. Наставляя же, увещевал их, говоря так: «Молюся вам, братие мои, подвигнемся в маловременней жизни сей тесным и прискорбным путем ходити; приближимся к Богу милостынею, любовию, послушанием, смиренномудрием, кротостию, воздержанием, терпением, молитвою и постом; возвратимся же, молю, от пути лукаваго, от злых дел, еже есть братоненавидения, немилосердия, славолюбия, свирепства, объядения, пиянства, любодеяния, татьбы, клеветы, празднословия, лености и непокорения, и прочиих злых дел, сквернящих душу и тело; уклонимся и сотворим благо, и тако обрящем милость в день судный. Лепо есть нам, братие, отрекшимся мира и сущих в нем, ктому уже не творити мирских, возненавидети же всяку неправду, и не обращатися на первыя грехи, якоже псом на блевотины своя. Рече бо Господь: Никтоже возложих руку свою на рало и зря вспять, управлен будет в Царствии Небеснем ( Лк. 9, 62 ). Какоже возможем убежати муки вечныя, скончавающе время свое в лености, небрегуще о спасении души своея? Подобает убо нам, братие, нарекшимся иноком, всегда плакати о гресех своих, и приносити чистое покаяние ко Господу Богу, могущему очистити грехи наша, понеже несть грех , иже побеждает человеколюбие Божие. Сего ради, братие, припадаем к Нему часто со слезами и исповедуем Тому грехи наша, и спасет нас вечным спасением. Покаяние бо есть путь и ключ Царствия Небеснаго, без негоже никтоже возможет внити в него. Сего пути, братие, держимся, и на том пригвоздим стопы ног наших; есть бо ныне в маловременней жизни сей тесен и прискорбен, последи же в будущей оней безконечней жизни будут воздаяния премнога и неизреченна, по апостолу: око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящий Его ( 1Кор. 2,9 ). Сего ради, братие, возлюбим Бога, и покаемся грехов своих, прежде даже не постигнет нас страшный час смертный, идеже несть возможно покаятися. Поживем же ныне прочее время жития сего в соблюдении заповедей Божиих, и тако получим от Господа спасение, и наследницы будем оных вечных и неизреченных благ, и избегнем осуждения, хотящаго быти на ленивыя и небрегущыя о покаянии». Так Святый сей пастырь и учитель учил братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Много позже, когда маленький пастушок стал иноком Алипием, а затем и иеросхимонахом Антипой, и достиг возраста и меры зрелого духовного мужа, доводилось ему встречать в монастырских храмах Святой Горы Афон образ Иисуса Христа в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками. Этот, в ангельском облике, образ Спасителя и Бога Сына, посланного Богом Отцом в грешный мир и предназначенного стать жертвой за падший человеческий род, называется «Спас Благое Молчание». И в глубине сердца отец Антипа всегда соотносил этот образ с теми начальными уроками безмолвия и тишины, что преподаны были ему еще в раннем детстве Самим Господом Иисусом Христом. Долгое время Александру, как некогда и отроку Варфоломею – преподобному Сергию, как и отроку Амосу – будущему преподобному Александру Свирскому , постриженику Валаамскому, грамота не давалась. Все его усилия были напрасны, и самое усердное прилежание не приносило плодов. Учителя, видя его неспособность к учению, даже советовали ему оставить школу и осваивать какое-либо ремесло. Мальчик горько плакал и сквозь слезы говорил, что его единственное желание – научиться читать. «Я до смерти буду заниматься только чтением божественных книг», – неустанно повторял он, обнаруживая упорство и цельность натуры. Часто ночью, когда все уже спали, ребенок долго сидел в полумраке бедного жилища при свече, оплывающей в простом деревянном подсвечнике, и при крошечном огоньке лампадки пред образами и прилежно водил пальцем по никак не дававшимся ему строчкам, и время от времени глаза его застилали слезы. Наконец, уставший мальчик засыпал, постигая грамоту, над Псалтирью, и там, во сне, видел буквы, которые складывались в слова, и он свободно читал их, и чистое детское сердце его трепетало от радости. А проснувшись, понимал, что это был только сон, и тогда горю его не было предела. Но ведь известно, что все перетрут терпенье и труд. Они, да еще горячая молитва отрока, и вот, наконец, Священное Писание и святоотеческие книги – божественные книги, которые некогда летописец Нестор поэтически сравнил с «реками, напояющими вселенную», – становятся главными собеседниками и наставниками юной души. И всю остальную жизнь черпала она в них духовное назидание и находила неизменное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Можно с лёту довериться и духовно не­опытному человеку, «младостарцу»… — Да. Младостарцы — это молодые, не­опытные священники, которые считают себя людьми, знающими волю Божию, всё понимающими, всё видящими. А на самом деле это не так. Да, безусловно, бывают исключительные случаи: преподобный Александр Свирский уже в 18 лет считался старцем, преподобный Амвросий Оптинский в 38 лет стал старцем. А в обычной нашей жизни люди приходят зрелыми к этой харизме, к тому послушанию, которое Господь может возложить на человека непосредственно или через духовного отца. Но если мы не видим чего, а утверждаем, что видим, и настаиваем на этом, то горе нам, священникам, духовникам!.. Поэтому, повторюсь, спешка ни к чему. Я уже 36 лет служу в сане священника, и много людей прошло через меня и остановилось у меня как у духовника. Но раньше я преждевременно устанавливал отношения: человек просит об этом, «влюбился» как в священника с первого взгляда и думает, что все будет благополучно. Были и такие случаи, когда люди уходили от меня, наверное, разочаровываясь, наверное, потому, что я не смог достаточно глубоко ответить на их вопросы. А может быть, отвечал так, что вопрошающим было неинтересно слушать. Разные бывают причины отхода верующих мирян от своих духовников. И для того чтобы этого не было, я постепенно, с опытом, стал устанавливать какой-то период, так скажем, «воздержания» до заключения отношений. Я говорю: «Понаблюдайте за мной. Я вам не откажу ни в коем случае, буду сейчас на правах “исполняющего обязанности” духовного отца. Но не буду таковым до тех пор, пока вы не посмотрите на меня достаточно продолжительное время». — При этом Вы исповедуете этих людей? — Да, конечно, исповедую, беседую, отвечаю на все те вопросы, которые они ставят передо мной. — Чем отличается духовное чадо от человека, который просто приходит на исповедь? — А чем отличаются свои дети от чужих детей? Наверное, тем же. Твои дети тебя слушаются, по крайней мере, обязаны слушаться до какого-то возраста. Да и потом, может быть, послушание сохраняется, если это полезно будет. А чужие дети тебя не слушаются. Они к тебе могут обращаться за каким-нибудь советом, за конфеткой, условно говоря, за объяснением чего-то. Вот и исповедующийся человек, не являющийся духовным чадом, находится примерно на таком уровне отношений со священником. Послушание и свобода

http://foma.ru/duhovnik-kak-iskat-zachem...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010