Император с участием выслушал старца и утешил его надеждой на возможную помощь с царской его стороны. Но святой Дионисий не дожил до того дня, когда император предположил исполнить свое слово; потому что чрез несколько после сего дней наступил преподобному последний день жизни на земле. Призвав брата своего и попросив императора, он поручил заботливости их обитель свою и при них же, обратившись с молитвой о них к Богу, тихо испустил последний вздох жизни – отошел ко Господу, на 72 году от роду. Это было 25 июня. Брат его, митрополит трапезундский, торжественно отдал последний долг преподобному, с должной честью и благоговением совершил погребение тела его, от коего впоследствии истекло множество чудес – для призывавших молитвенно преподобного в помощь себе. Между тем, братия, сопутствовавшие преподобному, были облагодетельствованы богатой милостыней, как от императора, так и от митрополита, и потом отправились на Афонскую Гору. Когда весть о кончине преподобного была передана ими монастырю, – все рыдали о лишении такого А святой Дометий, утешавший их поначалу, хотел было уйти от них в безмолвие, но все братство со слезами пало к ногам его и просило не оставлять их совершенными сиротами, но заступить место преподобного Дионисия. Послушливый Дометий тронулся слезами их и нехотя принял на себя правление обителью – до тех пор, пока не отошел ко Господу, в глубокой старости. Богу нашему слава во веки. Аминь.   Память преподобного Дометия игумена Духоносный и богоносный отец наш Дометий был сподвижником и другом святого Дионисия, ктитора обители честного Предтечи, а после кончины его – пастырем и игуменом сей обители. (Смотри житие препод. Дионисия, 25 июня).   Страдание святого преподобномученика Родина святого преподобномученика Прокопия была местность близ Варны. Родители его были благочестивые христиане. По достижении двадцатилетнего возраста у него явилось желание посвятить себя иноческому житию, а потому, оставив родителей и сродников, он удалился на святую Афонскую Гору.

http://isihazm.ru/1/?id=1827

Вот вам, иноки новоначальные, и от нас или лучше чрез нас, помощь в деле спасения вашего, в предстоящих вам подвигах и трудах! Поучаясь жизни иноческой от старцев ваших и книг отеческих, не забудьте когда вспомнить и о сейчас предложенном вам уроке Феолипта блаженного и потщитесь и им предложенные правила приложить к жизни вашей. Они несомненно с опыта взяты и потому пользу вам принесут. Прилежите же по оным молитве, чтению, труду, благоговейному стоянию в храме; объявите непримиримую брань скверным, воюющим на душу помыслам, а от встречающихся неприятностей учитесь спасительному терпению, которое, как слышали, дарует пребывание и покой на небесах. Когда же во всем этом преуспеете, тогда без сомнения, и самым делом убедитесь в пользе правил указанных, а равно, конечно, и в истине слов наших относительно их. Аминь. 56. Для чего Господь оставляет нетленными пред нами тела Святых Своих (Из жития преподобномученика Агафангела Есфигменского. Афонск. Пат. ч. 2, стр. 415–417). Все мы знаем, братие, что Господь прославляет иногда нетлением тела Святых Своих; видим и слышим, что от некоторых из святых мощей являемы бывают чудотворения; обоняем от иных из них – благоухание мира. Для чего же Господь делает это? Для прославления Святых? Отчасти да; но это цель не главная; ибо Святым, живущим во свете лица Божия, мало нужды в прославлении нашем. Для чего же? Для того, главным образом, братие, чтобы видимыми знаками Своего всемогущества, явленными в даровании нетления тленному, и в нас веру укрепить, к жизни добродетельной нас побудить и к благочестию обратить. Если Святые и остаются пред нами здесь своею нетленною плотью, как будто опочившие вчера сном смертным, то именно для того, чтобы наставлять нас и учить и указывать и нам путь к отечеству небесному. Что это последнее – так на самом деле есть, то можно доказать следующим примером. После казни св. преподобномученика Агафангела Есфигменского, мощи его начали издавать из себя райское благоухание. Слух о благоухании от них немедленно разнесся по всему городу, и христиане стали во множестве притекать к святым мощам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

842. Святой преподобномученик Тимофей убежал от своих детей, ибо не имел благословения игумена встречаться с ними Отправляясь из киновии к Пропонтиду для свидания с духовником, преподобномученик Тимофей сказал игумену о желании повидать своих детей и просил на то у него благословения, ибо селение, где они жили, лежало на его пути. Игумен отвечал: “Сначала пойди, чадо, к своему наставнику и спроси его об этом и, если он позволит, сходи.” Глубоко сложило в своем сердце это благословенное чадо послушания заповедь своего духовного отца и путеводителя к Небу. Когда он приближался к селению, где находились его дети, сердце его разгорелось такой любовью к ним, что из глаз потекли слезы. Но он не дерзнул не только войти в то селение, но боялся даже и посмотреть в ту сторону, опасаясь погрешить против долга послушания. Между тем за селением он встретился с одним своим старым знакомым, шедшим в то селение. Тот, узнав своего приятеля, просил его зайти к нему в дом. Верный послушник отвечал своему приятелю, что теперь не имеет времени, но на обратном пути непременно побывает у него. Появившись в селении, приятель Тимофея известил его детей, что отец проходил мимо их селения и что он теперь еще близко. Можно представить вспышку любви к родителю юных сердец, столь долго разлученных с ним. Любящие дети не побежали, а полетели вслед за отцом и, увидев его уходящим все дальше, усилили свой бег. Напряг свои силы и растроганный отец и бежал от них до тех пор, пока стал ими не видим. Сколько ни употребили они молений, воплей, сколько ни пролили слез, – все напрасно. Они не только не услышали голоса своего родителя, но даже не увидели его лица. Разумеется, было не каменное у него сердце. Он плакал много и горько, сердце его горело таким же жаром любви к своим детям, как и у них к нему, но он все-таки уходил от них со стесненным сердцем, желая быть точным в исполнении обязанности послушания. Вот как благословенный сын послушания хранил послушание. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 415). 843. Видение старца, в котором ему было показано, что жизнь того, кто живет по послушанию, выше тех, кто терпит болезни, служит ближним и ведет отшельнический образ жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Император с участием выслушал старца и утешил его надеждой на возможную помощь с царской его стороны. Но святой Дионисий не дожил до того дня, когда император предположил исполнить свое слово; потому что чрез несколько после сего дней наступил преподобному последний день жизни на земле. Призвав брата своего и попросив императора, он поручил заботливости их обитель свою и при них же, обратившись с молитвой о них к Богу, тихо испустил последний вздох жизни — отошел ко Господу, на 72 году от роду. Это было 25 июня. Брат его, митрополит трапезундский, торжественно отдал последний долг преподобному, с должной честью и благоговением совершил погребение тела его, от коего впоследствии истекло множество чудес — для призывавших молитвенно преподобного в помощь себе. Между тем, братия, сопутствовавшие преподобному, были облагодетельствованы богатой милостыней, как от императора, так и от митрополита, и потом отправились на Афонскую Гору. Когда весть о кончине преподобного была передана ими монастырю, — все рыдали о лишении такого отца [ 174 ]. А святой Дометий, утешавший их поначалу, хотел было уйти от них в безмолвие, но все братство со слезами пало к ногам его и просило не оставлять их совершенными сиротами, но заступить место преподобного Дионисия. Послушливый Дометий тронулся слезами их и нехотя принял на себя правление обителью — до тех пор, пока не отошел ко Господу, в глубокой старости. Богу нашему слава во веки. Аминь. Память преподобного Дометия игумена Духоносный и богоносный отец наш Дометий был сподвижником и другом святого Дионисия, ктитора обители честного Предтечи, а после кончины его — пастырем и игуменом сей обители. (Смотри житие препод. Дионисия, 25 июня). Страдание святого преподобномученика Родина святого преподобномученика Прокопия была местность близ Варны. Родители его были благочестивые христиане. По достижении двадцатилетнего возраста у него явилось желание посвятить себя иноческому житию, а потому, оставив родителей и сродников, он удалился на святую Афонскую Гору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

56. Для чего Господь оставляет нетленными пред нами тела Святых Своих (Из жития преподобномученика Агафангела Есфигменского. Афонск. Пат.ч. 2, стр. 415–417). Все мы знаем, братья, что Господь прославляет иногда нетлением тела Святых Своих; видим и слышим, что от некоторых из святых мощей являемы бывают чудотворения; обоняем от иных из них–благоухание мира. Для чего же Господь делает это? Для прославления Святых? Отчасти да; но это цель не главная; ибо Святым, живущим во свете лица Божия, мало нужды в прославлении нашем. Для чего же? Для того, главным образом, братья, чтобы видимыми знаками Своего всемогущества, явленными в даровании нетления тленному, и в нас веру укрепить, к жизни добродетельной нас побудить и к благочестию обратить. Если Святые и остаются пред нами здесь своею нетленною плотью, как будто опочившие вчера сном смертным, то именно для того, чтобы наставлять нас и учить и указывать и нам путь к отечеству небесному. Что это последнее–так на самом деле есть, то можно доказать следующим примером. После казни св. преподобномученика Агафангела Есфигменского, мощи его начали издавать из себя райское благоухание. Слух о благоухании от них немедленно разнесся по всему городу, и христиане стали во множестве притекать к святым мощам. Все с благоговением рассматривали их, не находили в них никакого признака смертности, а напротив все ощущали от них чудный райский аромат, который, к большему удивленно всех, становился с часу на час сильнее и сильнее. Чудное это явление произвело в христианах чувство душевного умиления... и они пришли в такое сердечное сокрушение, что если бы учили их учители всей вселенной целые годы, то не произвели бы столько плода. Враги закоренелые и непримиримые примирялись; раздавались щедрые милостыни; пришли в омерзение бесчестные дома; маловерие и отчаяние исчезли; много лет не видевшие духовника теперь притекали к нему с теплыми слезами; вольнодумцы и безбожники онемели; – на самых даже агарян, не столь ожесточенных, это явление произвело благодетельное влияние, – и они с благоговением называли Святого мучеником. В это время один христианин, именем Димитрий, страдая небрежением о таинствах веры, и находясь под влиянием вольнодумцев, пришел приложиться к мученикову телу и почувствовал неизреченное благоухание. Вследствие сего, он тотчас же бросил свое равнодушие, проклинал вольнодумство и всякий вид без- божия и исповедался во всех своих грехах (Аф. Пат. ч. 2, стр. 415 –416).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 7 июля праздник Всех Святогорских Отцов в подвиге на Святой Афонской Горе просиявших Служба панигер в Карее, в храме Протата       Праздник Всех Святогорских Отцов   7 июля праздник Всех Святогорских Отцов в подвиге просиявших. Это панигер в Карее, в храме Протата     Из службы святым, на Афоне просиявшим Иже в телеси безплотнии и Божии воистинну человецы, Афон весь освятившии столпы Горы огненнии, стоящии с любовию и радостию пред Богоматерию Пречистою, яко созерцатели в Божественном видении, честнии отцы наши да восхвалятся. Стихира на Великой вечерне, глас 5-й. Приидите вси сонмы монашествующих – тмочисленное воинство Давида, предводимое тысящами добродетелей, – сущих на Афоне отцев восхвалим, преподобных и иерархов, преподобномучеников и священномучеников, и всех вкупе, их же имена ведомы и не ведомы. Они бо воистинну делы и словесы и многообразным и равноангельным житием и благодатными дарами Божиими, показашася святи, и Горе сей нарицание святое даша, их же и гробы Бог чудесами и благоуханием и миром прослави. И ныне они, предстояще пред лицем прославившаго их Христа, молятся непрестанно о нас, с любовию совершающих светлое их празднество.       На малой вечерне. Слава, глас 6-й. Отцов, соделавших Гору небом, и показавших в ней житие ангельское проходити, и множества монахов в ней собравших, восхвалим вси, взывающе к ним: от всякия нужды и навета избавите нас, множество преподобных, Афонская похвало! Икос. «Коль добро есть совокупление ваше отцы богомудрии! Коль красен и сладок общий сей ваш праздник, в немже вси в Горе сей просиявшии святии именуемии вкупе и не именуемии, общее благохваление, яко по духу братия, приемлете яко миро. Подобаше бо всяко во едином месте Господеви угодившим и во един день спраздноватися. Сего ради и мы, сущии во Афоне пустынножители и общежители, во едино сошедшеся, по долгу вас ублажаем: новии древних, сыны отцев, грешнии святых, согласно взывающе: место сие, еже во обитание себе избрасте, сохраняйте от всякаго зла, множество преподобных, Афонская похвало!»

http://isihazm.ru/?id=384&iid=1559

Радуйся, таковым чудом обитель Иверскую от разорения спасшая. Радуйся, икону Твою «Сладкое лобзание», из Царя-града во Афон чудесно по морю представившая и обители Филофейстей вдавшая. Радуйся, неподвижностию сея иконы во время крестных хождений на брезе морстем люди в пианстве обличившая и вразумившая. Радуйся, татя, похитившаго с сея иконы златицы, чудесне на море с кораблем удержавшая. Радуйся, сим знамением поучение к хранению церковнаго достояния нам подавшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице. Кондак 7 Хотящим иногда зломудрым латиняном внезапу на Святую Гору наити и вся иноки во свою ересь обратити, Предвозвестительницею тех нашествия явилася еси, Владычице: от иконы бо Твоея святыя, во обители Зографстей сущия, старцу некоему, в пустынней келлии «Радуйся» Тебе воспевавшему, чудесным гласом сие возвестила еси. Темже мнози преподобнии помощию Твоею лютая мучения благочестия ради, от злочестивых доблественно претерпеша и венцы победы от Христа восприяша, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 7 Новое знамение попечения Своего о насельницех земнаго жребия Твоего, Владычице, являеши от иконы Твоея «Отрада и Утешение», яко игумену обители Ватопедския чудесным гласом повелела еси не отверзати врат монастырских, но взойти на стены, и отгнати разбойники, хотевшия иноков погубити и достояние обители расхитити. Темже смиренно молим Тя, Пречистая, не остави, помощию Твоею, во всех бедах и обстояниях и нас, вопиющих Ти сице: Радуйся, с высоты небесныя весь род христианский назирающая. Радуйся, злыя враги наша в коварстве их запинающая. Радуйся, кару Божию от глав наших отводящая. Радуйся, Сына Твоего Христа Бога нашего на милость к нам преклоняющая. Радуйся, о внезапно находящих на нас вразех во благовремении возвещающая. Радуйся, от убиения и напрасныя смерти избавляющая. Радуйся, преподобномучеником Афонским посрамити лесть латинскую и мученическую кончину прияти помогшая. Радуйся, трусом земным и Ксиропотамския обители падением суемудрых папистов устрашившая и с Афона удалившая.

http://isihazm.ru/?id=636&c_pid=11

Сестры обители знали о. Макария, поэтому, когда увидели необычайного гостя с соседней обители, окликнули его и пригласили на чай. Отец Макарий воочию познакомился со Старцем обители, будущим преподобномучеником отцом Патрикием, и просил последнего рассказать ему подробно об Афонских событиях, об имяславии, об имяборчестве... Отец Патрикий сказал: «Да что вам рассказывать, ведь Вы подписали богохульную имяборческую Грамоту Святейшего Синода Российской Церкви, в которой похулено Имя Господне». Отец Макарий говорит: «Нет, никакой грамоты Синода я не подписывал». Отец Патрикий: «Да нет, подписывали, по всем приходам и монастырям проводилась подписка под Грамотой Синода об Имени Божием». Но отец Макарий стоял на своём: «Не подписывал, и всё. Словно вышибло из моей памяти, как проходила подписка», – говорил нам о. Макарий. После вечерней трапезы поместили о. Макария на ночлег в отдельную келью. Вечером вся обитель молилась за о. Макария, чтобы Господь привёл ему на память, как он подписал Грамоту Синода. Ведь он был Иеромонахом, а всё духовенство обязано было подписаться под грамотой Синода. «Утром, – говорил нам о. Макарий, – когда я проснулся, мне как на ладони было открыто, как я подписал Синодальную Грамоту: «Поднёс мне её наш настоятель и говорит: «Отец Макарий, подпиши Грамоту Святейшего Синода». Я, взяв в руки брошюру и прострочив её рукой по краю, говорю: «подпиши-то-подпиши, а что здесь подписывать?» А о. Настоятель: «Ты не смотри, что подписывать, а смотри, что будет, если не подпишешь». – «А что будет?» – А вот там написано: «кто не согласен с этим учением об Имени Божием, того лишить сана священства, монашества, отлучить от Церкви... и проч.». – О, тогда давай, подпишу... И подписался о. Макарий, сам не зная, под чем... просто доверившись авторитету Святейшего Синода. После этого Божия откровения Старец Патрикий всё рассказал мне, что означает эта Грамота Синода, зачем требовали под ней подписку и проч. – С тех пор, – говорил нам о. Макарий, – я признавал принятый мною после 1913 года от имяборческого епископа иеромонашеский сан недействительным и считаю себя только иеродиаконом, к нашему сожалению...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Политические потрясения, пережитые Византией, привели, в частности, к тому, что папа Иннокентий III водворил там своего легата, кардинала Венедикта, который вверил попечение об Афоне одному из латинских епископов (Севастийскому). Этот епископ, проживая на Святой Горе, как пишет владыка Порфирий (Успенский), «весьма грубо обращался с тамошними монахами, угнетал их и позволял многие вольности» (5, 689). Папа вынужден был ввести на Афоне свое прямое правление. Однако и это не помогло: «…какой-то франк… построил там крепость у подошвы Мегало-Виглийской выси… собрал подобных ему разбойников и оттуда… ездил с ними во все монастыри и в них забирал себе не только золотую и серебряную утварь, но и деньги, а у кого денег не находил, тех мучил» (5, 690). Все это происходило на протяжении десяти лет: с 1204 по 1214 год. Византийский император Михаил Палеолог в 1261 году успел неожиданно отнять у латинян Константинополь, завоеванный ими, но по роковой иронии от них же ожидал спасения своего уже небольшого и слабого государства. Ошибочно полагая, что спасение — в соединении двух Церквей, он с ревностью старался привлечь к этому безумному плану своих подданных и убеждениями, и крутыми насильственными мерами. Но встретил сильное сопротивление со стороны народа и клира, а особенно от афонских монастырей. Святогорские отцы отправили к нему свое послание, в котором назвали его еретиком и потребовали прекратить это опасное предприятие. В ответ Михаил Палеолог одно время сам намеревался прийти на Святую Гору и уничтожить Православие. После объявления Лионской унии в 1274 году осуждавших ее ожидали лютые казни. Но этими мерами ему не удалось снискать расположение Рима, где его подозревали в лицемерии и двуличии. Поэтому, когда он попросил защиты у Рима от «мерзких варваров — болгар», все западные государи-католики ополчились и решили идти в Константинополь не столько ради спасения, сколько на погибель «единомыслящему с ними» византийскому императору. Памятная табличка с именами 26 болгарских преподобномучеников.

http://pravoslavie.ru/31879.html

По прибытии на Святую Гору Триандафил поступил в число братства Лавры преподобного Афанасия, где с ревностью подвизался в иноческих подвигах. Между тем, втайне проливал горькие слезы и просил милосердного Бога простить ему невольное согрешение. Игумен, видя ревность его в подражании добродетельной жизни, постриг его в монашество с именем Тимофея. С принятием ангельского образа он прилагал труды к трудам и среди лаврского братства был как бы ангел, украшаясь беззлобием и глубоким смирением. Возлагаемые же на него послушания проходил с особенным усердием, и таким образом он прожил в Лавре около семи лет, приходя от силы в силу. В то самое время дошла до Лавры весть, что в Смирне св. преподобномученик Агафангел Есфигменский благополучно скончал мученический подвиг и что его мужественному терпению удивлялись даже самые турки. Этот слух, а равно и то, что он за свое отречение от Христа пролил свою кровь и ею смыл с себя то пятно, которое наложил на него всезлобный враг, сильно подействовало на Тимофея: ему ясно представилось, что и он за свое отречение, подобно св. Агафангелу, должен исповедать пред мусульманами Христа истинным Богом и потом принять мученическую кончину. Запавшая мысль о мученичестве стала его преследовать на каждом шагу, но, однако, не испытав своих сил, он не решался без подготовки и совета опытных старцев последовать своему намерению. Желая себя в точности испытать, он с благословения лаврского игумена перешел в Есфигменскую обитель, где и отдал себя под руководство того самого игумена, который вместе со старцем Германом участвовал в приготовлении св. Агафангела к страдальческому подвигу. Здесь Тимофей вскоре пострижен был в великий ангельский образ – схиму и под руководством игумена начал готовить себя к подъятию мук за имя Иисуса Христа. Имея ежедневно пред очами св. мощи Агафангела, Тимофей благоговел к святому мученику и просил его в своей молитве испросить ему у Великодаровитого Господа благодати: пострадать за имя Его святое. Как видно, св. Агафангел внял мольбе Тимофея, ибо сердце его настолько разгорелось любовью ко Господу нашему Иисусу Христу, что он был не в состоянии долее переносить оного и желал как можно скорее пострадать за сладчайшего Иисуса. А потому и объявил свое намерение игумену, умоляя его дать ему благословение на мученический подвиг. Но игумен, желая испытать Тимофея и как бы не внимая его просьбе, отказал ему в своем благословении, что, однако, нисколько не смутило Тимофея, который, по своему глубокому смирению и безпрекословному послушанию принял слова игумена, как бы от Самого Господа. Между тем, прошло довольно времени, в которое Тимофей не только не ослабел в своем намерении, но даже часто напоминал и просил отпустить его на страдальческий подвиг.

http://isihazm.ru/1/?id=1831

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010