У святителя Афанасия не было возможности заниматься в библиотеках и архивах, однако изобретенный им способ поиска служб оказался вполне эффективным. Она начал рассылать по всей стране письма с просьбой прислать службы святым, почитаемым в той или иной местности. Так, например, в июне 1960 года Святитель написал письмо наместнику Почаевской лавры архимандриту Севастиану, в котором просил помощи в поиске служб Волынским святым: «Дело, которое меня занимает в настоящее время, это составление Дополнительной русской минеи, в которую должны войти, главным образом, те службы русским святым и в честь русских икон Богоматери, коих нет в наших печатных минеях, но которые или были напечатаны отдельно, или сохранились в рукописях. У меня недостает служб Вашим Волынским святым: князю Ярополку (22 ноября), святителю Стефану Владимиро-Волынскому (27 апреля) и на общий праздник Волынских святых (10 октября, 25 мая). Если в Лавре имеются еще службы, усерднейше прошу снять с них копии и прислать мне. И еще один вопрос к Вам и просьба. Я закончил составление русской Дополнительной Минеи на сентябрь месяц. Но у меня не хватает службы преподобномученику Афанасию Брестскому. Знаю, что таковая служба была составлена протоиереем К. Зноско и напечатана в Варшаве в 1929 г. Нет ли таковой службы у Вас? Если имеется, пришлите мне, пожалуйста, копию с нее» 128 . Работая над Дополнительной минеей, святитель Афанасий не ограничивался сбором уже существующих служб. Включая в свою Минею службы грузинским святым, он находил способы составить церковнославянский перевод этих служб. «Нам, православным русским людям, – писал он в октябре 1958 года епископу Зиновию (Мажуге), – подобает знать имена ваших грузинских святых и иметь возможность прославлять их в дни их памяти чтением хотя бы кратких молитвословий – тропаря и кондака. К сожалению, у нас в славянском переводе имеется только одна служба святой равноапостольной Нине. Поэтому я буду весьма благодарен Вам и Вашим добрым сотрудникам, если получу тропари и кондаки из существующих у вас служб грузинским святым в переводе хотя бы не на славянский, а на русский, более Вам известный. А я, с разрешения авторов перевода, постараюсь переложить их на славянский, как более привычный для нас при чтении молитвословий, и в таком виде внесу их в мой сборник» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Иоасафа Боровскаго, архимандрита Троицкаго, с братиею (†1610) Евфросина Синоезерскаго (†1612) Галактиона Вологодскаго (†1612) Иова Ущельскаго (†1628) Симона Воломскаго (†1641) Афанасия Брестскаго (†1648) Макария Каневскаго, архимандрита Овручскаго († 1678) и всех прочих святых преподобномучеников и преподобномучениц Российских, за веру во Христа, отечество и благочестие страдания претерпевших Святых блаженных, Христа ради юродивых и чудотворцев Российских Прокопия Устюжскаго (†1303) Захарии иерея (†1325) Феодора Новгородскаго (†1392) Николая Кочанова, Новгородскаго (†1392) Георгия Новгородскаго Максима Московскаго (†1434) Георгия Шенкурскаго (†ок. 1462) Исидора Твердислова, Ростовскаго (†1474) Леонтия Устюжскаго (†после 1492) Иоанна Устюжскаго (†1494) Кирилла Вельскаго (XV) Василия Каменскаго (XV) Трофима Суждальскаго (XV †XVI) Лаврентия Калужскаго (†1515) Сергия схимонаха, Переяславскаго (1 пол. XVI) Василия Московскаго (†1557) Тимофея Опочскаго, Псковскаго (†ок. 1569) Николая Салоса, Псковскаго (†1576) Иоанна Милостиваго, Власатаго, Ростовскаго († 1580) Парфения Суждальскаго (2 пол. XVI) Симона Юрьевецкаго (†1584) Иоанна, Большой колпак, Московскаго (†1589) Стефана Ростовскаго (†после 1592) Константина Новоторжскаго (XVI) Иоанна Можайскаго (XVI †XVII) Иакова трудника, Московскаго (XVI †XVII) Феодора (†1600) Киприана Суждальскаго (†1622) Прокопия Вятскаго (†1627) Марфы Московския (†1638) Илии Даниловскаго, Ярославскаго (1 пол. XVII) Иоанна I и Иоанна II, Соловецких (сер. XVII) Максима иерея праведнаго, Тотемскаго (†1650) Фомы, Иродиона, Михаила (†до 1669), Иоанна († 1669) и Василия (XVII) Сольвычегодских Андрея Тотемскаго (†1673) Афанасия Ростовскаго (XVII) Онуфрия Романовскаго, Ярославскаго Киприана Карачевскаго Иоанна Верхотурскаго, Сибирскаго (†1701) Космы Верхотурскаго, Сибирскаго (†1706) Евдокии Суждальския (†1776) Домны старицы, Томския, Сибирския (†1872) и всех прочих святых блаженных отец и матерей Российских, Христа ради в подвизех юродства просиявших Святых праведных отец и матерей Российских

http://pravoslavie.ru/2368.html

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Введенский Преображенский мужской монастырь , в стенах которого подвизались будущие святые преподобномученики Афанасий, игумен Брестский (+ 1648) и Макарий Каневский , игумен Пинский (+ 1678). Игумен Купятицкой обители Иларион (Денисович) написал сочинение «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также и Афанасий Кальнофойский , дополнив его своими толкованиями. Во второй половине XVII века монастырь был захвачен сначала католическими , а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, архимандритом Лазарем (Барановичем) , покидая монастырь, взяли с собой икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор , где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного. Купятицкая икона Божией Матери К чудотворному Купятицкому образу Божией Матери прибегали с благоговением и почитанием не только украинские православные, но не забывали о своей святыне и белорусские верующие. В середине XIX столетия прихожане Купятицкого прихода обратились в Святейший Правительствующий Синод с прошением о возвращении из Киевского Софийского собора Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери. Однако прошение было отклонено. Отказ был мотивирован тем, что икона «принадлежала не приходской церкви, построенной в 1822 году, а монастырю, ныне уже несуществующему, и перенесена в Киево-Софийский собор не предками просителей, но православными бывшего монастыря монахами 200 лет назад». Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 1920-х годов. Дальнейшая его судьба неизвестна. Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси. Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляла собой небольшой медный крест в 12 см длиной и столько же шириной . На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой - Распятие.

http://drevo-info.ru/articles/4379.html

Старец–подвижник не изменял своих правил до гроба, соединяя смирение с подвигами любви к Богу и ближним; после молитвенной беседы с Господом, утешением для него было принимать странных и оказывать возможную помощь нуждающимся. – Приблизившись к кончине своей, он назначил ученика своего Александра в настоятеля обители; потом приобщился св. таин и преподав наставление братии, о себе сказал: «когда умру я, не воздавайте мне никакой почести, а взяв за ноги оттащите меня в болото». 30 сент. 1441 г. он предал дух свой Господу. 300 Мощи его почивают под спудом в каменном храме, сооруженном в его имя и обитель поныне удерживает его фамилию, называясь Лопотовою. Она стоит в 40 верстах от Вологды и в 7 от Кадникова. 301 «Итак братия, мы не обязаны плоти жить по плоти. Если живете по плоти, то умрете: а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:12–13 ). «Любовь познали мы в том, что Он (Сын Божий) положил душу Свою за нас: посему и мы должны полагать души за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Иоан.3:16:18 ). 1 Ярослав. епар. ведом. 1860 г. 26. 1862 г. 18. 19. Ркп. святцы: «святой и блаженный Иоанн, юродивый Христа ради, преставился в л. 7089 сент. 3 д.» 4 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-литовский Симеоновский монастырь к нему Афанасию учиться русской грамоте, по-польски и по-латыни, где и находился семь лет». (Собр. грам. 3:41). Поскольку же после того до сент. 1644 г. Луба жил в Бресте «в иезуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьева истор. 9:343): то оказывается, что Филиповичу Луба отдан был в 1622 г. Сл. переписку между Россиею и Польшею 1613–1644 г. в чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 4, 132–137. Запис. Филиповича в синод. б. 2, 67. 7 «Кратное описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена брестского, преподобномученика нового», нап. в вилен. епар. вед. 1864 г. 1. В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.» В синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена берестейского православного, – повесть чрез послушников его списана, року 1648 сталой». О. Саввы указатель синод. б. стр. 159. Μ. 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У Грамоты сей подписано собственноручно так: Смиренный Каллист, Божией милостью Епископ Полоцкий и Витебский рукой собственной. В сей грамоте и печать Епископская большая приложена. После того до 1798 года были в Братском сем монастыре непрерывно Игумены; а в сем 1798 году, Октября II, на основании Именного Высочайшего Указа, в 1797 году учреждена Архимандрия, которая и доныне продолжается. К монастырю сему принадлежат крестьян 57 душ, земли удобной и неудобной 1.126 десятин, 2.275 сажен. Братский Слуцкий Преображенский монастырь Был приписан к Слуцкому Троицкому монастырю. Брестский или Бржеский Симеонов монастырь Или Симеоновский Минской Епархии заштатный мужской. Находится внутри города Бреста, по которому и название своё имеет близ реки Буга. Строения в нём все деревянные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ , в 1716 году построенная, во имя св. Симеона Столпника, почему и монастырь именуется ещё Симеоновским, с двумя приделами: а) с южной стороны во имя св. Первомученика и Архидиакона Стефана; б) на хорах во имя св. Великомученицы Варвары. 2) ЦЕРКОВЬ с трапезой во имя Благовещения Божьей Матери; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) КЕЛЬИ Настоятельские и братские и 5) ОГРАДА. В соборной церкви монастыря сего между главной и приделом почивают открыто св. мощи Преподобномученика Афанасия, Игумена Брестского, в 20 день Июля 1648 года умученного. Настоятельство в монастыре сем издавна было Игуменское, а в 1797 году, на основании Именного Высочайшего Указа, учреждена Архимандрия против третьеклассных монастырей, и тогда же произведён в сан Архимандрита Игумен Аркадий. Монастырь содержание своё имеет от мельницы и земли, которой за ним 53 десятины, 1.060 сажён, и других угодий. Брусенский, Николаевский монастырь Женский, в 1764 году упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в бывшем Кексгольмском уезде на острове Онежского озера Брусенском, по которому и название своё имеет, расстоянием от города Петрозаводска в 60 вёрстах. Построен он около половины XVII столетия Иеромонахом Вениамином. Пахотной и сенокосной земли было за ним 1.418 десятин, 104 сажени. Строений осталась одна только обветшавшая деревянная ЦЕРКОВЬ , при которой имеется священник с причтом, живущие от оной на версту на берегу Онежского озера. Содержание своё получают они от доброхотного подаяния богомольцев в проезд свой к Соловецким Чудотворцам, пристающих к сему Брусейскому острову. Брусенский Успенский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобнаго Стефана Махрищскаго (1406). Мученика Иуста (I). Преподобнаго Еллия монаха (IV). Преподобнаго Онисима чудотворца (IV). 15. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святем крещении Василия (1015). Святых мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). Мученика Авудима (IV). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских. Величание: Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго. На утрени прокимен, гл. 4: Вознесох избраннаго от людей Моих. Стих: Ибо рука Моя заступит его. 16. Святаго священномученика Афиногена и десяти учеников его (ок. 311). Мученика Павла и мучениц Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мученика Антиоха врача (IV). Мученицы Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отец шести Вселенских Соборов. Иконы Божия Матери Чирския (Псковския) (1420). 17. Святыя великомученицы Марины (Маргариты) (IV). Преподобнаго Иринарха Соловецкаго (1628). Преподобнаго Лазаря Галисийскаго (перенесение мощей). Преподобнаго Леонида Устьнедумскаго (1654). Иконы Божия Матери Святогорския (1569). 18. Святых мучеников Емилиана (363) и Иакинфа Амастридскаго (IV). Преподобных Иоанна Многострадальнаго, в Ближних пещерах (1160) и Памвы, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобнаго Памвы пустынника (IV). 19. Преподобныя Макрины, сестры святителя Василия Великаго (380). Преподобнаго Дия (ок. 430). Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца (обретение мощей, 1903). Благовернаго князя Романа (Олеговича) Рязанскаго (1270). Преподобнаго Паисия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Блаженнаго Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских. 20. Святаго славнаго пророка Илии (IX в. до Р. X.). Преставление преподобнаго Авраамия Галичскаго, Чухломскаго (1375). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (обретение мощей). Величание: Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

321 Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 355; Lardas D. George. Op. Cit. P. 46–47. 322 μφιλχιος (Ταμπορας), ερομναχος. «Γνσεσθε τν λθειαν»... Σ. 40; Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 356; Καμαμτσος-Γαμβρουλας Σταρος. γωνα ν τ κπω Γεθσημαν... Σ. 318. 324 Родился в 1904 года в Киеве. Отдалённый родственник преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского (XVII). Обучался в Духовных Училищах Екатеринослава и Киева. В 1923 году поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру. В 1927–1930 годы обучался на Высших Православных Богословских Курсах в Ленинграде. В 1927 году пострижен в монашество, в 1928 году рукоположен во иеродиакона, а в 1930 году – во иеромонаха. В сан игумена посвящён в 1932 году, в сан архимандрита – в 1935 году. Подвергался неоднократным арестам. В 1937–1941 годы находился на нелегальном положении. К движению «непоминающих» не присоединялся. Присоединившись к Украинской Православной Автономной Церкви, 7 ноября 1941 года был посвящён во епископа Бердичевского. В мае 1944 года принят в юрисдикцию РПЦЗ и назначен викарием Германской епархии. В сентябре 1945 года назначен епископом Парагвайским, викарием Бразильской епархии. В сентябре 1948 года вошёл в юрисдикцию Автономной Северо-Американской митрополии, за что Синодом РПЦЗ был запрещён в священнослужении, В РПЦЗ вернулся в сентябре 1949 года, В 1950–1953 годы епископ Эдмонтонский и Западно-Канадский. В 1953–1971 годы, возглавлял Чилийско-Перуанскую епархию. В 1957 году возведён в достоинство архиепископа. Умер в 1971 году. (Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904–1971 гг.). Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль, 1996. 3(555). С. 1–25; 4(556). С. 1–24; 5(557). С. 1–26. 325 Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904–1971 гг.). Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль. 1996, 5 (557). С. 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие святого преподобномученика Афанасия Брестского 158 Святой Афанасий подвизался в Западно-Русской Церкви вскоре после объявления унии и мученически пострадал от латинян, защищая православную истину и Церковь . Положение Православия в Польше и Литве было тогда очень тяжелое. На Соборе в Бресте 159 в 1596 году было объявлено единение (уния) Православной Юго-Западно-Русской Церкви с Церковью Римско-Католической, или латинской. По-видимому, это событие не только вполне отвечало любви и миру, главнейшим опорам христианства, но и проводило в жизнь величайший из заветов Спасителя, содержащийся в Его молитве к Богу Отцу: Отче Святый, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы ( Ин.17:11 ). Но на самом деле уния подготовлялась недостойными людьми, вызывалась низменными расчетами и клонилась к попранию православной веры и русской народности на Юго-Западной Руси, которая в XVI веке входила в состав Польско-Литовского государства. Уже самое заключение унии не обещало ничего доброго: оно сопровождалось обстоятельствами, которые были противны не только духу Евангелия, церковным обычаям и канонам, но и простым требованиям рассудка. Уния была объявлена действительной, хотя принявшие ее не пожелали даже выслушать православных; на троекратный позыв православных никто из униатов не явился для совещания о вере, и в конце концов представители восточного исповедания, не желавшие насильственного единения, были преданы анафеме со всеми их единомышленниками окружной соборной грамотой латинской партии. На это проклятие Православный Собор ответил осуждением митрополита и владык, принявших унию, и двумя следующими постановлениями: 1. «Мы даем обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков не слушать этих осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей Святой Церкви, особенно при наших патриархах 160 , не оставляя старого календаря 161 , тщательно сохраняя огражденное законами общее спокойствие и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

348 Александр Петрович Рождественский (1864–1931), доктор богословия, профессор Петроградской духовной академии по кафедре Священного Писания, настоятель церкви Мариинского дворца. Впоследствии эмигрировал, профессор богословского факультета Софийского ун-та. 349 Борис Александрович Тураев (1868–1920), профессор Петроградского ун-та, выдающийся русский востоковед, литургист и агиолог. Автор службы преподобномученику Афанасию Брестскому (составил, будучи еще гимназистом) и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «святой человек, знавший богослужение лучше духовенства». В 1917–1918 гг. член Поместного Собора, принимал весьма активное участие в работе богослужебного отдела. В 1918 г. избран действительным членом Российской Академии наук. В 1919–1920 гг. член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, в 1920 г. – профессор и член Совета Петроградского богословского института. 350 Архиеп. Платон (Рождественский, 1866–1934), экзарх Грузии, первенствующий член Синода, пред. I отдела Предсоборного совета. Впоследствии митрополит Тифлисский и Бакинский, затем Одесский, после эмиграции в 1920 – Североамериканский. Объявил автономию Американской Церкви. Феодор Дмитриевич Филоненко, член Синода, депутат IV Государственной Думы (фракция националистов). После Собора служил в Петрограде, подвергался арестам, заключен в Соловки в 1924 г. 352 Тезисы в полном составе: Предсоборный Совет, доклады. 90 об.–91. Опубликованы в: Кравецкий. Проблема языка. 69; Богослужебный язык. 343. О Комиссии архиеп. Сергия по исправлению богослужебных книг см. ниже, гл. 3. Не совсем ясно, в каких отношениях она должна находиться с Особой комиссией, указанной в п. 6. Похоже, пп. 6 и 7 представляют альтернативные формулировки одного предложения (тогда обе они попали в протокол просто по недосмотру). 354 См. Сводные данные (1). 115. Большее количество членов оказалось лишь в Отделе о высшем церковном управлении, реформа которого являлась главной задачей Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (3-я неделя по Пятидесятнице). Афанасий Галичский, Чухломской, преподобный ( Текст отсутствует). Июль 21 Онуфрий молчаливый и Онисим затворник, Печерские Преподобный Онуфрий молчаливый, Печерский, подвизался в Ближних (Антониевых) пещерах в XII веке. Вторично память его совершается 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Преподобный Онисим Печерский (XII–XIII вв.), подвизаясь в Киево-Печерской лавре, затворился в Ближних пещерах. Святые мощи преподобного погребены на месте его подвигов. Память его совершается также 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Анна Кашинская, преподобная, благоверная княгиня — прославление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 году; память 22 ноября/5 декабря). После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына, кашинского князя Василия Михайловича, перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Св. Анна имела кроме Василия, еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг отца своего, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь тверской, вместе с сыном Феодором — 29 октября 1339 года. Преподобная скончалась 2 октября 1338 года (по другим источникам, в 1368 г.) и погребена в Успенском Кашинском монастыре. С годами Успенский храм обветшал, сквозь зияющий пол открылась гробница святой княгини Анны, память о которой со временем изгладилась в народе. Не зная, чья гробница находится в храме, прихожане ставили на гробницу вещи, клали одежду. В 1611 году, в Смутное время, благоверная княгиня Анна явилась тяжело больному пономарю Успенского храма Герасиму, исцелила его от болезни и велела передать соборному протопопу Василию и жителям города Кашина, что Господь по ее молитвам сохранит город от литовцев, разорявших в то время северо-западную Русь. Благоверная Анна повелела чтить ее память и возжечь лампаду пред иконой Спаса Нерукотворенного, которая находилась над местом ее упокоения. С той поры кашинцы стали благоговейно хранить и почитать гробницу святой княгини Анны. При гробе ее неоднократно совершались исцеления больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010