Можно привести и свидетельства молитвенных текстов в пользу того, что два данных понятия оказываются смежными — не только семантически, но и, так сказать, пространственно. Вот, например: «Ты бо еси истиный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков» (5-я утреняя молитва). Но наша статья — об акафистах. К настоящему времени известно порядка 800-850 церковнославянских акафистов . Из них около 75% (в абсолютных цифрах это порядка 500 текстов) адресовано святым мужам и женам . Мы сочли целесообразным ограничить материал нашего исследования одним, но значимым изданием — трехтомником «Акафисты русским святым» (СПб.: Титул, 1995-96), в состав которого вошли 138 текстов. Ниже ссылка на это издание будет даваться при помощи аббревиатуры АРС с указанием тома и страницы, например: [АРС 1: 22]. Оговоримся сразу: заявленная в заголовке тема слишком широка. На сегодняшний день нами рассмотрено, как представлен мотив света в лишь начальных фрагментах акафистных строф. Дело в том, что довольно часто 5-й кондак (далее — К5) церковнославянских акафистов начинается со словосочетания «боготечная звезда», 6-й икос (И6) — с форм глагола «воссияти», а 11-й икос (И11) — с композита с первым элементом «свет-». В первой части нашей статьи мы рассмотрим три указанных случая в порядке их следования в акафисте.   § 1. К5, И6 и И11 1.1. К5. Начальные фрагменты этой строфы обладают удивительным разнообразием, однако для значительной части текстов здесь все же можно усмотреть некое глубинное единство. 1.1.1. В Великом акафисте, являющемся прототекстом для любого образчика рассматриваемого жанра, в К5 речь идет о вифлеемской звезде, за которой следовали волхвы. «Боготечная звезда» — это звезда, посланная Богом, «текущая» (т. е. бегущая, движущаяся), по Божьей воле, по Божьему повелению. Таким образом, речь идет о конкретной звезде (пусть и таинственной природы), которая сыграла свою роль определенный момент священной истории. 1.1.2. Напротив, в рассматриваемых акафистах русским святым звезда — это, как правило, метафорическое обозначение самого святого: «Боготечней звезде подобен был еси ... в житии твоем деяньми и ученьми добре паству твою назидая» (акафист преподобномученику Афанасию Брестскому [АРС 1: 394]), «Боготечную звезду показа тя на небесех ... Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царя и царство светом православия и путеводствующая ко угождению единому Богу» (акафист священномученику Ермогену Московскому [АРС 2: 90-91]), «Боготечная звезда явился еси ... и из глубины пустыни твоея духовно светил еси ... Москве» (акафист преподобному Стефану Махрищскому [АРС 3: 501]). Как видим, звезда (или ее гипероним «светило») по-прежнему светит, сияет, а подчас и сохраняет свои путеводные функции.

http://bogoslov.ru/article/486196

Настоящим событием в осмыслении церковной истории явилась историко-богословская конференция, посвященная 1000-летию образования Полоцкой епархии, состоявшаяся в 1992 году. Впервые в научной жизни Беларуси на совместном заседании встретились светские исследователи и богословы, открыто и непредвзято поставившие вопрос о роли Православной Церкви в истории Беларуси. Материалы, опубликованные по итогам этой конференции, по сей день привлекают яркостью мысли, новизной в понимании прошлого и настоящего Беларуси. Традиция проведения юбилейных конференций получила развитие. В 1996 году в рамках научно-богословской конференции, посвященной памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, были обсуждены проблемы, связанные с 400-летнем Брестской церковной унии13. В 2005 году XI-e Минские епархиальные Чтения, посвященные 1000-летию Туровской епархии, дали возможность проверить научную достоверность имеющихся исторических суждений о ее возникновении и дополнить их новыми малоизвестными страницами. Каждое заседание этих конференций стало ответом на злободневные вопросы, выдвинутые временем и проверенные в богомудром наследии отцов и учителей Церкви. Наряду с крупными юбилеями, которые являются катализаторами в развитии научных знаний, началась кропотливая работа по созиданию исторических очерков православных епархий. Продолжая традиции, заложенные церковными историками XIX века, современные исследователи выпустили исторические очерки Минской епархии, историко-статистические обозрения Полоцкой и Минской епархий, историко-справочные пособия «Церкви и приходы Минска " 14, «Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви " 15. Исключительно важным явлением среди историко-церковных изданий стала серия «Наши духовные ценности» (главный редактор издания Л. Ф. Анцух). Пять книг этой серии, созданные объединенными усилиями многих исследователей, стали для читателя, по словам митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Филарета «добрым посохом в тяжком жизненном странствовании».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас...» Пора перестать обижаться и за потерю Польшей Восточных Кресов. Ведь эти Кресы - наш древний Киев - мать городов Русских, Витебск и Смоленск, а не Вроцлав, Люблин и Краков. Вспомнить бы лучше, как преподобномученик Афанасий Брестский приходил на Сейм, со слезами уговаривал короля и ясновельможных панов не притеснять Православие в Русских воеводствах Речи Посполитой, могущественного и обширного государства, что простиралось тогда «от можа и до можа». Умолял, говорил, что Матери Божией это не угодно, и если гонения не прекратятся, то погибнет Польское государство. Паны застрелили надоедливого «схизматика». Ну, а что затем произошло с Речью Посполитой, все хорошо знают. Когда-то Солоневич написал «Польша сама постоянно лезет на Россию, а, разбив о Россию голову, затем жалуется на это Европе». Пора полякам прекратить предлагать очередной «сверхдержаве» польскую землю, как плацдарм для агрессии против России. Когда-то это была Франция Наполеона. Сегодня - США со своими ракетами и ПРО. Не нужно это полякам и не приведет к добру. Трагедия под Смоленском должна польским народом быть осмыслена. И я думаю, что поляки поймут, что это не какое-то загадочное «мистическое проклятие Катыни», а вразумление Божие. Нельзя больше растравлять в себе старые обиды, доверять политикам, которые разжигают злобу и ненависть к русским. Это неугодно Богу. В очах Божиих невозможно оправдать попытки современных политиков назвать народом-преступником тот народ, что отдал миллионы жизней, чтобы победить нацизм. Ведь не только для близких и потомков убитых офицеров священна и дорога память захороненных в Катыни. Но есть близкие, дети и внуки и у тех, кто «в полях за Вислой сонной, лежит в земле сырой». И по всей Европе от Волги до Эльбы. Их память для нас тоже священна. И у Бога они не забыты. Вызывает уважение то сосредоточенное чувство, с которым, собравшись вместе, поляки молились в эти дни на площадях Варшавы. В «постхристианской» Европе, где все труднее отстаивать Истину Христову у нас с поляками сегодня гораздо больше общих традиционных христианских ценностей, чем того, что нас разделяет. Лет десять назад я был восхищен поступком Даниэля Ольбрыхского (исполнитель роли легендарного Кмицица в польском кино, т.е. создатель образа польского героя), который средневековым мечом, на центральной площади Варшавы при огромном стечении народа, разрубил кощунственный холст «современной» художницы, посмевшей выставить антихристианскую работу в картинной галерее. Поляки символически показали, что на их земле над Спасителем и Пресвятой Девой кощунствовать не позволят.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-p...

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в храме прпмч. Афанасия Брестского г. Минска 2 августа 2022 г. 15:51 2 августа 2022 года, в день памяти пророка Илии и празднования обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского, Патриарший экзарх всея Беларуси  м итрополит Минский и Заславский Вениамин  совершил Божественную литургию в храме в честь преподобномученика Афанасия города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили председатель Синодального отдела  Белорусской Православной Церкви  по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, благочинный 4-го Минского городского церковного округа протоиерей Феодор Повный, настоятель прихода храма в честь преподобномученика Афанасия Брестского протоиерей Александр Будько, председатель Наградной комиссии Белорусского экзархата иерей Дионисий Ковалев и клирики прихода. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Натальи Гирш. На малом входе во внимание к усердным трудам во благо Церкви Христовой клирик храма протоиерей Димитрий Шиленок был удостоен права ношения креста с украшениями. После сугубой ектении митрополит Вениамин вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Шиленок. По отпусте Божественной литургии было совершено молебное пение с крестным ходом, затем Патриарший экзарх обратился к присутствовавшим со словом назидания. Далее митрополит Вениамин отметил духовенство и прихожан храма наградами Белорусской Православной Церкви и грамотами Патриаршего экзарха. Настоятель храма протоиерей Александр Будько обратился к владыке Вениамину с приветственным словом, в котором поздравил Его Высокопреосвященство с праздником и поблагодарил за совместную молитву. На память архиерею была подарена панагия. В завершение Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Брестский, прмч. Описания иконы Афанасий Брестский, прмч. - житие Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (память 20 июля и 5 сентября по старому стилю) «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов 6, 2-3) — мог бы воспомянуть слова многострадального Иова преподобный мученик Афанасий, игумен Брестский, сражавшийся мечом духовным за православную веру, гонимый и убиенный отступниками, сыновьями лжи. Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одно[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Помещен под 4 числом. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/. Частное собрание. Файл 4334.jpg:   Размер: 292x1116, 0.33 MPix, 42 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (156) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4335.jpg:   Размер: 607x1200, 0.73 MPix, 112 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (147) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1289

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Брестский, прмч. - житие Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (память 20 июля и 5 сентября по старому стилю) «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов 6, 2-3) — мог бы воспомянуть слова многострадального Иова преподобный мученик Афанасий, игумен Брестский, сражавшийся мечом духовным за православную веру, гонимый и убиенный отступниками, сыновьями лжи. Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где, наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий. Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.

http://pravicon.com/info-1841

Радуйся, обители твоея честныя от вражеских козней охранителю; Радуйся, и насельников земли Берестейския в охранении веры святыя твердый руководителю. Радуйся, в поте лица твоего Бога ради потрудивыйся; Радуйся, верный рабе, добрым делателем винограда Христова явивыйся. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 5 Боготечней звезде подобен был еси Преподобномучениче Афанасие, в житии твоем деяньмии ученьми добре паству твою назидая и путь истинный к горнему Иерусалиму ей указуя, тем же и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно со лики праведных воспеваеши хвалебную песнь Богови: Аллилуиа. Икос 5 Видев, яко защищение верных чад твоих не довлеет надеятися на силы человеческие все упование твое возложил еси на помощь Заступницы рода христианского, моляся пред образом Ея святым, именуемым Матери Божия Купятицкия и в час теплыя молитвы твоея услышал еси глас Ея, повелевающий ти бодрственно за Веру святую стояти и паству твою пред сильными мира сего защищати. Сего ради вернии научишася воспевати тебе таковая: Радуйся, в житии земнем слышати глас Пречистыя Владычицы сподобивыйся; Радуйся, гласом Ея служити Богу призванный. Радуйся, в защищении обидимых крепкое забрало; Радуйся, сильным мира сего небоязненный суда Божия провозвестителю. Радуйся, вожделений иноверия разрушителю; Радуйся, правды Божия в сердцах возстающих на Святую Веру утвердителю. Радуйся, пастырю добрый, душу свою положити за овцы своя изволивый; Радуйся, за правду гонения и скорби претерпевый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 6 Проповедник учения Христова воистину явился еси, Преподобномучениче Афанасие, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верным утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, Преподобномучениче, яко светильник, светяй на свещнице Истиныя Веры Христовы, высотою ума твоего озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия и неверия, сего ради избраша тя людие, яко поборника веры сия, предстати пред лицем сильных мира сего и оградити ю от злокозненных наветов возстающих на ню. Тем же и мы достойно ублажаем тя похвалами сими:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Слоним. Церковь Афанасия Брестского в Альбертине. Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия Брестского Год постройки:1933. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Слонимский район, г. Слоним (Альбертин), ул. Войкова, д. 21 Координаты: 53.077793, 25.392601 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 26 сентября 1924 г. на окраине фабричного посёлка Альбертин иезуиты восточного обряда получили в подарок от фабриканта В. Пусловского около 4,5 га земли с бараком для постройки миссионерского центра для пропаганды и распространения унии. Папа Пий 11 особо опекал эту миссию, а так же Виленский бискуп Ю. Метулевич и Р. Яблыжский – Виленский митрополит, архиепископ. На деньги Пусловского униаты построили монастырский комплекс: церковь, монастырь, школу, баню. Первым игуменом был В. Леигкевич, который и руководил миссией. 24 июля 1925 г. Альбертин назначен как приход восточнославянского обряда. В 1942 г. миссию закрыли. Потом монастырский комплекс перешёл Православной Церкви, где, по воспоминаниям прихожан, жил иеромонах Вениамин из Свято-Успенского Жировичского монастыря. По окончанию ВОВ в 1944 г. все строения власть забрала под Детский дом. Когда Детский дом перевели в новое здание, то монастырский комплекс (с 1967 г.) стал школой г. Слонима. Здания пробыли школой до 1987 г., а затем на этом месте была организована турбаза, сейчас – это здание пустует. Сам храм был передан Православной общине в 1991 г. Приход возобновил свою деятельность в 1991 г. и 8 сентября храм был освящён епископом Константином (Горяновым). Настоятелями этого прихода были иерей Николай Летуновский, протоиерей Анатолий Пепеля. С августа 2000 г. настоятелем прихода является протоиерей Владимир Бобчик. При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых, также имеется библиотека. 27 октября 2008 г. состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Освящение совершил архиепископ Гурий (Апалько). 1 февраля 2019 г. приходу было передано здание духовно-просветительского центра, где сейчас ведутся ремонтные работы. Ежегодно 18 сентября, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, совершается крестный ход из Альбертина в с. Шиловичи в память о мученической кончине священника Андрея Куца. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13719

В Бресте отметили день памяти святого преподобномученика Афанасия Брестского 20 сентября 2007 г. 16:20 18 сентября 2007 года, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении епископа Гродненского и Волковысского Артемия , а также православных иерархов из Польши и Украины совершил праздничную Божественную литургию и молебен в соборном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря в Бресте. Как сообщает пресс-служба Гродненской епархии , по окончании богослужения владыка Филарет и участники торжеств во главе с мэром Бреста А.С. Палышенковым возложили цветы к памятнику преподобномученику Афанасию у Свято-Симеоновского кафедрального собора. Церемония открытия и освящения памятника небесному покровителю Брестчины преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, состоялась 2 октября 2005 года. Идею создания памятника Афанасию Брестскому тогда поддержали светские власти, а средства были предоставлены благотворителями и простыми верующими. 1632 года инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Святой Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русских земель, захваченных Речью Посполитой. С 1638 по 1648 год святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев, чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями. Попытки сломить духовную целеустремленность святого были напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого, за проклятие унии, преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/297239.htm...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010