Все эти прекрасные качества своей души Феоктиста желала передать и своим детям. Последних она держала в большой строгости 16 и старалась воспитать в страхе Божием, действуя на них наставлениями, увещаниями и личным примером. Особенное внимание обращала она на дочь и на старшего сына – Феодора, который впоследствии, вспоминая детство своё, писал больной, уже при смерти находившейся, матери: «ты имеешь что оставить нам, именно – крепкую молитву, которой осеняла нас ещё в юности нашей, знаменуя и запечатлевая нас в часы ночные, вознося за нас моления ко Господу во всякое время; оставишь и неленостное усердие своё в божественных службах, любовь к чистоте, ревность к добродетели и апостольскую хвалу трудолюбия» 17 . Приняв монашество, Феоктиста сначала подвизалась в отдельной келье со своей дочерью и другой родственницей, а затем вступила в одну из женских обителей. Но здесь, при всём её глубоком смирении и искреннем желании покорно нести иго монастырского послушания, она не всегда могла идти против своего повелительного характера, который и проявлялся иногда в резких формах. Хотя это происходило из её горячего усердия к служению Богу, однако она принуждена была оставить обитель и снова поселиться в отдельной келье. До конца своей жизни она сохранила необыкновенную любовь к религиозным подвигам. Когда Саккудионские монахи, во главе с преп. Феодором, восстали против незаконного брака Константина VI, она явилась к ним в монастырь, горя желанием пострадать вместе с ними. Она увещевала их быть мужественными и не делать императору никаких уступок. А когда их отправляли в ссылку, она воодушевляла их такими словами: «идите, дети мои, и пусть Господь сохранить вас, куда бы вы ни пришли и что бы ни случилось с вами. Лучше вам перенести тягчайшие испытания, до пролития крови, чем войти в общение с прелюбодеем и через это изменить истине» 18 . За эту истину и правду несколько времени спустя Феоктиста сама была подвергнута месячному заключению в одной из столичных тюрем, перенесла здесь много тяжких лишений и оскорблений, но осталась непреклонной. Тою же жаждою религиозного подвига объясняется избрание ею впоследствии преп. Феодора своим духовным отцом 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Таким образом и у Феоктисты, и у Феодора очевидна любовь к девству, которая связана с вечной религиозной ценностью этой добродетели. Соотнесем убежденность матери и сына в незыблемости церковных установлений. Например, верность Феоктисты супругу, о чем Феодор отзывается так: «...она была целомудренной, как никакая другая женщина, знала одного только мужа и после вступления в брак была настолько чиста душой, что была свободна и от подчинения помыслу» 155 , – отсюда видно, что для Феоктисты брак переживался не столько как супружеские отношения, сколько как церковное установление единства чистоты плоти и души (целомудрия). Так же рассмотрим высказывания прп. Феодора о святости брака: «.первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками, как нескверный, как чистый, как свободный от блудной страсти, и потому увенчиваемый как победитель над грехом; от этого при нем бывает и приобщение святыни ( τν γιασμτων μετληψις)...» 156 , – из приведенных слов можно заключить, что для Феодора венчаемый брак есть победа над грехом плоти в свидетельство пред Богом («приобщение святыни» – т. е. Евхаристии); в другом месте он обличает нарушителей святости брака: «.и еще большее этого и тягчайшее беззаконие, т. е. бракосочетание прелюбодеев [имеется ввиду незаконный брак императора Константина VI – К. В.], так как при этом священнодействии было произнесено лжесвидетельство (ψευδομαρτυρσαι) на Бога...» 157 , – отсюда видно, что для прп. Феодора нарушение чистоты брака, есть нарушение церковного свидетельства пред Богом. Еще Студийский игумен пишет: «...боюсь, что Он [Христос – К. В.], воззрев, на совершающемся исповедническом браке (τ τελουμν μολογητικ γμ) [имеется ввиду сопротивление иконоборческой ереси – К. В.] увидит меня не одетым в брачную одежду (νδυμα γμου), т. е. одежду чистоты...» 158 , – здесь аллюзия на притчу о брачном пире ( Мф.22:11–13 ), а это евангельское сравнение Царства Божия и брака, соотносительно с исповедническим подвигом и браком, раскрывают понимание прп. Феодором брака как торжества свидетельствуемой пред Богом чистоты души (от блуда ереси).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   Слава, и ныне, богородичен. На Утрени, на Бог господь, тропарь дважды: Слава, и ныне, богородичен: И обычныя кафисмы, и седальны: и чтем слово златоустаго в маргарите о серафимех. Полиелей, и седален, и чтение. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Творяй ангелы своя духи: евангелие матфеа, зачало 52. псалом 50. Стихира, глас 6: Ангели твои Христе: Канон Богородицы, глас 8, со ирмосом на 6: И безплотных два канона на 8, глас 8. Катавасиа: отверзу уста моя: По 3-й песни, седален, глас 8, дважды: Слава, и ныне, богородичен: По 6-й песни,    Кондак, глас 2: Архистратизи божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы, и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных архистратизи.    И икос: и пролог. По 9-й песни светилен: огненных архистратиже: Слава, Невещественных: И ныне, богородичен. На хвалитех стихиры на 4, глас 1. Подобен: небесных чинов: Слава, глас 5: Идеже осеняет: И ныне, богородичен: блажим тя: Славословие великое. По трисвятом тропарь: Слава, и ныне, богородичен: еже от века: ектении, и отпуст, и час 1-й. На Литургии, блаженна, 1-го канона песнь 3-я, и 2-го песнь 6. Прокимен, глас 4: Творяй ангелы своя духи: Стих, благослови душе моя Господа: Апостол ко евреем, зачало 305: Аще глаголанное ангелы слово: Аллилуиа, глас 2: Хвалите Господа вси ангели его. Стих: яко той рече, и быша: евангелие луки, зачало 51: Слушаяй вас: Причастен, Творяй ангелы своя:     9. святых мученк, онисифора и порфириа: И преподобныя матере нашея матроны: И преподобныя феоктисты, яже от лезвы.    Стихиры мученков 3, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! И преподобныя 3, глас 4. Подобен: яко добля: На стиховне октоиха. Тропарь, глас 4: мученцы твои Господи: септемвриа в 20-й день. Слава, преподобныя, глас 8: В тебе мати: септемвриа в 11-й день.    [Смотри] Возследование же преподобныя феоктисты поется на повечерии.     На Утрени, канон октоиха един, и святых два. мученков глас 4: преподобныя, глас 8. По 3-й песни,    Кондак преподобныя, глас 2. Подобен: благодать приимше: За любовь господню предподобная матроно, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши. но твоими молитвами и противных шатания разори: крепко бо звери победила еси.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго: И преподобнаго отца нашего Феоктиста, спостника великаго Евфимиа. Вечер обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры святых, на 6: Анфима, 3: глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: И Феоктиста, 3: глас и подобен тойже. Слава, Анфима, глас 6. Самогласен: Священник законен: И ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, преподобнаго, глас 6: Преподобне отче, во всю землю: И ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. Тропарь, глас 4: И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодохновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Анфиме, моли Христа Бога спастися душам нашим. Слава, тропарь преподобнаго, глас 8: Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феоктисте отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим. И ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На утрени, на Бог Господь, тропарь Анфима, дважды: Слава, преподобнаго: И ныне, Богородичен. И обычныя кафисмы: И седальны октоиха: И чтения. Канон октоиха един, со ирмосом на 6: И святым два: Анфима, глас 8: и преподобнаго, глас тойже. По 3-й песни, седален Анфима, глас 1: Слава, преподобнаго, глас 4: И ныне, Богородичен. И чтение. По 6-й песни, Кондак Анфиму, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Во священницех благочестно пожив, и мучения путь скончав, идольская угасил еси служения, поборник быв твоему стаду, богомудре. темже тя и почитаем ныне тайно вопиюще: от бед избави нас твоими молитвами, приснопамятне Анфиме. И икос: И чтем пролог. По 9-й песни, Светилен октоиха. Слава, святаго. И ныне, Богородичен. На стиховне октоиха. Слава, самогласен, глас 4: Никомидийскому великограду: И ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На литургии, блаженна октоиха на 4: И Анфима песнь 3, на 4. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных его. Стих: Что воздам Господеви: Апостол ко евреем, зачало 334: Братие, поминайте наставники ваша: Аллилуиа, глас 2: Священницы твои: Стих: Блажен муж: Евангелие Иоанна, зачало 36: Рече Господь: Аз есмь дверь: Причастен: В память вечную:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В девятидесятый год жизни Великого Евфимия, преподобный Феоктист заболел тяжкою болезнью. Преподобный Евфимий пришел посетить болящего Феоктиста и дать ему последнее целование и пробыл в монастыре том несколько дней, ожидая кончины друга и спостника своего, чтобы предать тело его погребению; в той болезни блаженный Феоктист скончался 3 сентября 817 . Патриарх Анастасий, узнав о кончине Феоктиста и о том, что Святой Евфимий находится там, поспешно пошел с клиром своим, под тем предлогом, что хочет предать погребению блаженного Феоктиста, но более ради того, чтобы видеть и целовать святого Евфимия. Увидав его, патриарх взял его за руки и облобызал, говоря: – Давно я хотел облобызать сии святые руки, и вот ныне сподобил меня Бог. И теперь прошу тебя, честный отче, помолись о мне Господу, чтобы исполнившееся на мне твое пророчество сохранилось до конца; ты же часто пиши мне, наставляя меня управлять Христовой Церковью, ибо я вижу в тебе действие даров Божьих, и на себе испытал их силу. Святой же со смирением сказал: – Прости меня, Святой владыка, прошу твое блаженство воспоминать обо мне в молитвах твоих к Богу. Предав вместе погребению честное тело преподобного Феоктиста и насладившись беседой друг с другом, они разошлись. Игуменом Феоктистовой киновии был поставлен Марин, дядя Теревонов, муж богоугодный; но, спустя два года, он скончался, и преподобный Евфимий, пришедши, похоронил его близ преподобного Феоктиста; на место же Марина поставил игуменом Лонгина, мужа добродетельного. С этим Лонгином однажды, в январе месяце, пришел в лавру к преподобному Евфимию блаженный Савва, чтобы проводить его, уходившего в великую пустыню. Видя готовность Саввы, Евфимий взял его с собою на подвиги пустыннические. Когда они ходили в Руве по местам безводным, Савва сильно возжаждал от труда и не мог идти далее, потому что изнемог от жажды. Тогда преподобный Евфимий, сжалившись над ним, молитвою извел воду из сухой земли, как о том написано в житии преподобного Саввы. После многих и бесчисленных своих трудов, преподобный Евфимий приблизился к блаженной кончине своей, которую провидел по Божественному откровению. В один год, когда наступило время его обычного удаления в пустыню, в восьмой день праздника Богоявления Господня, т. е. января 14-го, братия, собравшись, пришли к преподобному, одни – желая проводить его, другие – ожидая идти с ним; среди них были Мартирий и Кия, пришедшие из Нитрии. Видя, что преподобный не приготовляется в путь и не делает никаких распоряжений относительно того, кто из братии пойдет с ним и кто останется в лавре, они спросили его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Один из учеников преподобного Пахомия Нерехтского (+1384; пам. 15 мая) подвергся сильному искушению, с которым он усердно боролся . Избавиться от него помог явившийся ему во сне сам Преподобный. При этом он сказал: «Не бойся, чадо: ты видишь меня, напиши образ мой, Господь причислил меня к лику преподобных; скажи о том и братии». Старец Иринарх рассказал обо всем игумену и братии, показывая знак удара на бедре. Освободившийся от нечистой страсти написал образ Пахомия; над могилою устроили гробницу и тут поставили икону»42. Она была написана год спустя после кончины Преподобного, послужив его последующему прославлению43. У инока Ирапской обители Феодосия долго болела нога, и он стал просить о своем исцелении преподобного Филиппа Ирапского († 1527; пам. 14 нояб.). «Преподобный, явясь ему во сне, велел написать икону его и осенил крестным знамением. Пробудясь, Феодосии не чувствовал более никакой боли в ноге, и сам пришел в церковь к общему изумлению. Исполняя завет Преподобного, он поручил иконописцу написать икону его с древней иконы, присланной из Москвы княгинею Кривоборскою»44. Таким образом в основе иконографии Святого лежит личное усердие и почитание княгини, что получило затем продолжение в Ирапской обители. Ранним изображением праведного Василия Мангазейского (†1600; пам. 23 марта) был шитый покров на его гробнице, устроенный князем И.В. Репниным. Затем была написана его икона послушником Тобольского митрополита Павла I (1678 - 1692), который был иконописцем. Попав в сильную бурю, он дал обет написать икону Святого, которая затем была поставлена «с молебным пением» у гроба сибирского Чудотворца45. Очень пространно о написании первого образа говорится в Житии святителя Новгородского Феоктиста († 1310; пам. 23 дек.). Это было в царствование Алексея Михайловича (1645 - 1676). В Софийском соборе в Новгороде был церковный певчий Федор, занимавшийся иконописанием. Однажды зашедший к нему знакомый увидел «образ Святителя на иконе ознаменован, но не у в совершенство приведен, вопроси его: «Коего Святителя той образ?» Феодор же, отвещав, рече: «Сей образ святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, поведен ми написати от сущаго (тогда) в Великом Новеграде царских судов над нищими начальствующаго диака Иоанна Зиновьева».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

    3. святаго священномученка анфима, епископа никомидийскаго: И преподобнаго отца нашего феоктиста, спостника великаго евфимиа.    Вечер обычная кафисма. На Господи воззвах, стихиры святых, на 6: Анфима, 3: глас 1. Подобен: Всехвальнии мученцы: И феоктиста, 3: глас и подобен тойже. Слава, анфима, глас 6. Самогласен: священник законен: И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На стиховне октоиха: Слава, преподобнаго, глас 6: преподобне отче, во всю землю: И ныне, богородичен, или крестобогородичен.    Тропарь, глас 4: И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодохновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче анфиме, моли Христа бога спастися душам нашим.    Слава, тропарь преподобнаго, глас 8: Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, феоктисте Отче наш, моли Христа бога спастися душам нашим.    И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Утрени, на Бог господь, тропарь анфима, дважды: Слава, преподобнаго: И ныне, богородичен. И обычныя кафисмы: И седальны октоиха: И чтения. Канон октоиха един, со ирмосом на 6: И святым два: анфима, глас 8: и преподобнаго, глас тойже. По 3-й песни, седален анфима, глас 1: Слава, преподобнаго, глас 4: И ныне, богородичен. И чтение. По 6-й песни,    Кондак анфиму, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Во священницех благочестно пожив, и мучения путь скончав, идольская угасил еси служения, поборник быв твоему стаду, Богомудре. темже тя и почитаем ныне тайно вопиюще: от бед избави нас твоими молитвами, приснопамятне анфиме.    И икос: И чтем пролог. По 9-й песни, Светилен октоиха. Слава, святаго. И ныне, богородичен. На стиховне октоиха. Слава, самогласен, глас 4: Никомидийскому великограду: И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Литургии, блаженна октоиха на 4: И анфима песнь 3, на 4. Прокимен, глас 6: честна пред господем смерть преподобных его. Стих: Что воздам господеви: Апостол ко евреем, зачало 334: Братие, поминайте наставники ваша: Аллилуиа, глас 2: священницы твои: Стих: блажен муж: евангелие Иоанна, зачало 36: Рече господь: аз есмь дверь: Причастен: В память вечную:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Со всяким плотским желанием преподобный Савва боролся воздержанием. Работая однажды в саду, он залюбовался красивым яблоком и хотел было без спроса съесть его, но, вспомнив о первом грехе прародителей, с досадой на свою прихоть сорвал яблоко и растоптал его. С тех пор преподобный Савва дал обет никогда не есть яблок. Непрестанной молитвой, постом, послушанием и неленостным трудом святой Савва еще юношей достиг высокой степени духовного совершенства. Господь прославил его даром чудотворений. Об этом свидетельствует следующий случай: один инок положил в печь для просушки свою одежду, забыл о ней и вспомнил, когда печь затопили. Преподобный Савва, желая утешить огорченного брата, с верой в помощь Божию вошел в печь и вынес неповрежденную одежду брата, и сам не пострадал. Примирившиеся Ермий и Григорий уговаривали преподобного Савву уйти из монастыря, жениться и жить в своем имении, но он отвечал: «Как от змей, убегаю я от тех, которые советуют мне сойти с пути Божия, ибо худые сообщества развращают добрые нравы». Десять лет преподобный Савва подвизался в той обители, а затем ушел в Иерусалим. Прожив зиму в монастыре преподобного Пассариона (V в., память 11 августа и в субботу Сырной седмицы), он пришел в Лавру преподобного Евфимия Великого (†473, память 20 января). Преподобный Евфимий провидел в юноше будущего наставника многих иноков. Он благословил его жить в обители своего ученика – преподобного Феоктиста (†467, память 3 сентября). С большим усердием преподобный Савва продолжал свои монашеские подвиги и исполнял послушания на новом месте. Он наблюдал за скотом, приносил для братий дрова и воду. Через некоторое время преподобному Савве пришлось сопровождать некоего инока в Александрию. Там он встретился со своими родителями, которые просили его оставить монашескую жизнь. Но святой Савва, сдерживая естественную любовь к родителям, отвечал словами Евангелия: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня...» ( Мф.10:37 ). После смерти преподобного Феоктиста святой Савва по благословению преподобного Евфимия затворился в пещере недалеко от монастыря. Пять дней недели он пребывал в затворе в непрестанной молитве и труде, занимаясь плетением корзин. На шестой день он приходил в обитель, где слушал церковные службы, потом принимал пищу и уходил снова в затвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Семейную жизнь вело большинство христиан, но те из них, которые выбирали безбрачие и давали монашеские обеты, поль­зовались исключительно высоким уважением и авторитетом в народе. В V столетии стремительно росло число монашеству­ющих и число монашеских обителей. Судя по тому, как прохо­дил разбойничий собор в Эфесе, некоторые из иноков, имея рев­ность паче разума, злоупотребляли своим влиянием на народ, так что Халкидонский Собор вынужден был принимать правила, строжайшим образом подчинявшие монастыри и монахов епи­скопской власти, вводившие их в колею церковной дисциплины. Но истинное лицо монашества этой эпохи представляют всетаки не Евтихий и Варсума, а смиренные молитвенники и аске­ты, одним из которых был преподобный Савва Освященный. Он родился около середины V столетия в Каппадокии в семье офи­цера. Уехав по делам службы в Александрию, отец преподобного оставил сына на попечение дяди, и в 8 лет тот был принят в нахо­дившийся поблизости от его родного города монастырь святой Флавианы. Спустя 10 лет родители настаивали на том, чтобы он вышел из обители и женился, но Савва остался в монастыре и в 17 лет принял постриг. Через 10 лет он отправился на Святую Землю и, поклонившись святыням Иерусалима, поступил в оби­тель близ Иордана, основанную преподобным Евфимием Вели­ким, а тот посоветовал ему перейти в близлежащий общежи­тельный монастырь аввы Феоктиста. После преставления старца Феоктиста его преемник благословил Савве, которому в ту пору было около 30 лет, уединиться в затворе, из которого он выхо­дил в монастырь для участия в богослужении и принятия пищи раз в неделю, в субботу, а затем он взял на себя подвиг полного затворничества, не выходя из пещеры в течение 5 лет. Позже он снова поступил под руководство преподобного Евфимия и вме­сте с ним удалялся в пустыню, расположенную вблизи Мертво­го моря, пребывая там каждый год с 4 января до Входа Господня в Иерусалим. Евфимий Великий называл своего ученика отроком-старцем. После преставления святого Евфимия, в 473 г., его ученик переселился в пещеру вблизи обители преподобного Герасима Иорданского. Несколько лет спустя туда стали приходить дру­гие иноки, искавшие его наставничества в духовной жизни. Так, в 484 г. была основана знаменитая Лавра преподобного Саввы, прозванного Освященным ввиду изобилия благодати, дарован­ной ему от Бога. «По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь ... Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеле­ния больных и бесноватых» 940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

188 Хотя эта статья есть и в Московском синодике, но в другой редакции. См. Древн. Р. Вивл. VIII, 45. 192 Эта и две след. статьи встречены о. Никольским только в Ростовском и Соловецком списках, 165, 204, 203. 193 Приведем несколько данных: Преподобным Харитону и Кирьяку и Роману и Андронику и Евфимию, иже в Селуни, и еще Давиду (л. 89), Илариону Великому. Преподобным Стефану, Саваиту, Иоанникию Великому и Ивану Колову и Феоктисту и Феоктисту и (Феогносту?), иже в Символех, и Нилу. Архимандриту Синайския горы и преподобному Ивану, списавшему Лествицу; преподобному Саве Освященному, преподобному Ивану Рыльскому; Лазарю, Алимпию, Акакию иже в лествице; Патрекею, Ивану Дамаскину, Виссариону, Потапию, Даниилу Столпнику, Луке Новому, Арсению и Павлу, иже в Латре, Феодосию. Иже за беззакония наша Богу попущающу варваром нашедше избиенным от них преподобным отцем в Раифе. Варлааму, Саваиту, Никифору и Асафу Индейским. Павлу Фивейскому, Ивану Кущьнику, Ксенофонту, Исакию Сирианику, Исидору Пелусийскому, Луке, иже в Елладе; Антонию Великому , Макарию Египетскому , Евфимию; Ефрему Сирину , Косме Пресвитеру, Андронику, Феофану Исповеднику Никейскому, Косме Гражданину, Акакию, Маркиану, Симеону Мироточцу, Авксентию, Тимофею, иже в Символех, и т. д. Виссариону, Илариону Новому Далматским. Л. 91. Перечень Ростовских угодников и разных монастырей русских. Л. 93. Георгию Отилбею новому исповеднику, многомученному от неверных за веру хрестьянскую и Феодору новому мученику Христову исповеднику, убиенному за веру хрестьянскую в Болгарех от иноверных. Л. 98. Преподобному Антонию Римлянину, составльшему обитель в великом Новеграде в Неревском конце во имя св. Богородицы честного Ее Рождества. Преподобному Семиону Серпьскому новому чудотворцу.– Список кончается поминовением епископов Сарских и Коломенских. 195 О Болгарском синодике, или Синодике царя Бориса, была помещена статья во Временнике Общества Истории и Древностей Российских, кн. 21, 1855; в Сборнике статей по славяноведению, в честь В. И. Ламанского, с. 33 (статья Т. Д. Флоринского), в Журнале Мин. Народного Просвещения, ч. 238, отд. 2, с. 174 (статья M. С. Дринова).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010