Слышавшее, богомудрая мати Рафаило, об отречении благоверного императора Николая и падении империи российстей, не возроптала еси, но разумея, яко вси путие народов и царств в деснице Всемудраго Бога выну пребывают, в годину тяжкую смут и невзгод На Него Единаго упование твое возложила еси. Тем же просим убо тя, мати святая: настави и ны в молитве, богомыслии и надежде непреложней на Христа, благ всяческих подателя предщедраго, да тебе, добрей попечительнице нашей воззвовем: Радуйся, благосердие Отца Небеснаго к нам приклоняющая; Радуйся, Сына Божиего паче всего земнаго любити научающая; Радуйся, о дарех духовных Всеблагаго Утешителя умоляющая; Радуйся, о благосостоянии Церкви Христовой присное моление; Радуйся, от блудныя страсти и винопития исцеляющая; Радуйся, в деятельной любве и сострадании верных утверждение; Радуйся, от сна духовнаго теплохладных пробуждение; Радуйся, омраченных умов и очерствелых сердец просветление и преображение; Радуйся, святая преподобная мати наша Рафаило, мученице Христова и чудотворице достославная! Кондак 5 Боготечною звездою просияла, велехвальная мати наша Рафаило, во обители твоея, яко благодатию Спасовою выну укрепляемая и споспешествуемая, от силы в силу восходила еси в меру возраста Христова и воистину носительницею света Его и орудием мира Его явилася еси для всех чад Божиих, окрест тебе сущих. Сице молим тя: настави ны, како подобает всею душею и всем сердцем славословити Божественнаго Искупителя и умиленно пети Ему: Аллилуйя! Икос 5 Видевше сестры чигиринскаго Свято-Троицкаго монастыря тя, мати Рафаило, одаренною от Господа Духа Святаго даром рассуждения, молитвы доброго совета и премудрости, избраша тя своею начальницею и игумению быти. Ты же, волю Божию, в их решении зряще, мудро руководила еси насельницами в годину испытаний и гонений. Сице молим тя: и нам буди заступницею небесною и наставницею благою, да зовем ти сице: Радуйся, разумети благую волю Божию о нас научающая; Радуйся, от суеты сует к благам вечным взоры наша направляющая;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Исповедывались пред гробницами некоторых святых. Паломники греческие и наши описывают обряд покаяния пред гробом св. Пелагии в Иерусалиме. До обращения в христианство Пелагия была великой грешницей 9 , и, может быть, это обстоятельство объяснит нам приурочение обычая к ее гробнице. Спасенная блудница, как верили, испросила у Христа милость – прощать грехи тех, кто исповедается на месте ее упокоения. Ее высокая гробница стояла в углу церкви очень близко от двух стен, и желающий получить отпущение грехов должен был открыто исповедать все грехи свои, потом обойти три раза гробницу. «И входящи человеци-поклонници первее каются Богу всех грехов своих у гроба ее и тако един по единому обходят три краты вкруг гроба святыя Пелагии. Преподобная же чудотворица за тяжеские грехи притиснет един час или два часа и отпустит» 10 . По сообщению других наших паломников, исповедывались здесь собственно гробнице – «камени червлену», и святая чудотворица «не пускает (человека), аще недостоин». 11 Обряд этот называли «Святая Исповедь», «Исповедание» (ξομολγησις γα, ξομολγησις). Обычай публичной исповеди пред этой иерусалимской святыней держался века: он упоминается с пол. 13 в., а прекратился в 16 или 17 стол. 12 Исповедались и пред другими священными предметами. В Диаполе (Лидде), в храме великомученика Георгия находились колесо и колонна, к которой, говорили, св. Георий был привязан во время мучений. В повести Епифания об Иерусалиме так передается о названных предметах: «На этом же столбе есть пробуравленный мрамор, делающий знамения (вар. на ее трапезе на правой стороне храма стоит; он пробуравлен и творит величайшие знамения): если исповедаешься (ν ξαγορεςς), то можешь пройти беспрепятственно и легко; если же не исповедаешься, то не можешь пройти 13 . – В Иерусалимской церкви «Святая святых» в 16 ст. показывали «зерцало, во что Господь смотрился, и всякий человек, годом что согрешит он, посмотритца, и видит своя согрешения вся, и он в том каетца» 14 . Обычай открытой или немой исповеди пред святынями, довольно распространенный на христианском востоке, передавался отсюда на Русь главными образом чрез паломников и их письменность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная София, Суздальская чудотворица (+ 1542) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 16 дек. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Прп. София, в миру вел. княгиня московская Соломония Юрьевна, происходила из старинного знатного боярского рода Сабуровых и была первой супругой вел. князя Василия III Иоанновича. Он первый из вел. князей московских вступил в брак со своей подданной, почему ему и было так легко развестись с ней в 1529 г. и жениться во второй раз. У нее не было детей, и это и послужило поводом к этому, также первому в русской истории, нечестивому разводу. Женился вел. князь на приехавшей в Россию литовской княжне Елене Глинской. Поступок вел. князя осудили все Вселенские Патриархи, а Патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал, что от второго брака его родится «чадо жестокое», которое наполнит всю Россию кровью и ужасами, — это был родившийся в 1530 г. Иоанн Грозный. Второй сын Василия Иоанновича, Юрий, был слабоумным. Все лучшие русские люди того времени вступились за невинную и несчастную вел. княгиню, например митрополит Варлаам, прп. Максим Грек и другие. Но тщетно: вел. князь поступил «по своей доброй воле». Митрополит Варлаам был сведен с митрополичьего престола — тоже впервые в русской истории — и заточен в монастырь; прп. Максим был запрещен к служению и заключен в темницу. Пострадали и другие. Князь Курбский называет вел. княгиню Соломонию «невинной и святой». По распоряжению вел. князя она была насильно пострижена с именем София в московском Рождественском монастыре, а потом переведена в суздальский Покровский. Смиренная и благочестивая от юности, оставшаяся такой же в своем высоком положении, избегавшая придворной пышности и роскоши, молитвенница, всегда более любившая благочестивые беседы с инокинями и странницами и их рассказы, — невольная монахиня София со смирением приняла свой крест и отдалась строгой подвижнической жизни. Она стяжала любовь и уважение всего монастыря. Скончалась прп. София 16 декабря 1542 г. На могиле ее совершались многие чудеса. • В рукописных святцах преподобная именуется как «святая праведная княгиня София инокиня». При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Иоанна IV Грозного, ее чтили как святую, в XVII в. над гробницей совершались молебны и панихиды, в XIX в. была составлена служба. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437981/

Преподобная Елизавета Чудотворица является покровительницей женского общежительного монашества. Совсем молодой она стала настоятельницей монастыря Святого великомученика Георгия в Константинополе, где до этого была игуменией сестра ее отца. На настоятельство ее благословил святой Геннадий, патриарх Константинопольский (458–471). За глубокое смирение и истинно монашескую жизнь Господь сподобил ее различными дарами. Исцеляя неизлечимые болезни, изгоняя бесов, она еще и предсказывала многие события. Так она предсказала пожар в Константинополе в 465 г., погашенный благодаря молитвам преподобной Елизаветы и преподобного Даниила Столпника. Особую помощь она оказывала женщинам, страдавшим кровотечениями. После кончины мощи ее являли целительную силу: исцелили слепого, бесноватого, сухорукого и т.д. Преподобная Елизавета Чудотворица со времени строительства нового храма в обители стала надежной покровительницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Почти 20 лет велось его новое строительство. Монастырь был освящен лишь 19 октября 1879 г. Древний храмовый образ Иоанна Предтечи был помещен на правом столпе у главного алтаря в построенном новом соборе. К этому времени относятся упоминания о медном обруче, прикрепленном на цепочке к киоту иконы Усекновения главы Пророка. Этот обруч, по размеру человеческой головы, и сегодня находится в часовне, но прикреплен к другой иконе – святому образу Предтечи. На обруче полустертая надпись-молитва: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». С чем связано происхождение подобного обруча, сокрыто от нас временем. Возможно, это была чья-то благодарность за исцеление. Ведь подобная практика прикрепления к образам драгоценностей и разных ценных частиц были всегда приняты в православии. К иконам издавна подвешивались дары, возможно, к ним относится и подобный образ. Мы знаем только, что он почитался в течение всего этого времени как святыня. От него и сегодня, по молитвам святому пророку, имеющего особую силу избавлять от головных болезней, происходит благодатная помощь и многочисленные исцеления, что фиксируется в монастырском архиве.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

место для подвигов. В 18 верстах от Кашина, между двумя озерами, вблизи Волги, нашел он место красивое и тихое, какого искал душою. Водрузив крест, поставил он хижину и стао подвизаться в безмолвии. За местом трудов его оставил название Колязинской пустыни Иван Коляга, которому принадлежали ближние земли. Этот Коляга сначала ненавидел пустынников, но исцеленный преп. Макарием от тяжкой болезни, отдал свои земли под новую обитель иноческую. Она была устроена в честь св. Троицы, и Макария принудили принять на себя настоятельство. В сане игумена, Макарий трудился наряду со всею братиею, как и в то время, когда был простым иноком. Духовная жизнь цвела в обители Макария. Вот что говорил сам Макарий посещавшему его преп. Иосифу Волоколамскому: «когда пришел я на это место, то со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что все братия приходили к ним принимать наставления; они же учили всех полезному, одних утверждали в добродетелях, а уклонявшихся к бесчинию удерживали запрещением и не дозволяли следовать своей воле». Блаженная кончина его последовала 17 марта 1483 года, на 83 году жизни его. Мощи преп. Макария почивали в соборном храме обители его, на правой стороне под аркою, в серебряной раке, устроенной иждивением царя Бориса. В 1610 году ляхи взяли приступом монастырь, сожгли и разорили его, при чем похитили раку, извергнув из нее св. мощи. Теперь они почивают открыто в серебряной, вызолоченной раке, сооруженной в 1700 г. (Ист. Русск. Uep. IV, 583 ). Повсеместное празднование преп. Макарию в день преставления установлено на Соборе 1547 года. Основанный им Макариев Колязинский монастырь, состоящий ныне в 1-м классе, стоит на берегу Волги, напротив уездного г. Колязина, образовавшегося из монастырских слобод (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 353–355). Сохранилась краткая записка о преп. Макарии, которая составлена по рассказам монахини Евфросинии Кожиной, родственницы его. Она любопытна по некоторым биографическим чертам, не вошедшим в пространное житие. Житие преп. Макария написано монахом Макарием в 1547 году (Строев, «Хронологич. Указ. Матер.», § 109). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием стар и сед, брада поменьше Власиевы, не раздвоилась, риза преподобническая, ряска празелен с белилы» (Филимонов, стр. 295). 363. Святая и благоверная Княгиня Анна инокиня Кашинская чудотворица преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Исповедовались пред гробницами некоторых святых. Паломники греческие и наши описывают обряд покаяния пред гробом св. Пелагии в Иерусалиме. До обращения в христианство Пелагия была великой грешницей 933 , и, может быть, это обстоятельство объяснит нам приурочение обычая к ее гробнице. Спасенная блудница, как верили, испросила у Христа милость – прощать грехи тех, кто исповедается на месте ее упокоения. Ее высокая гробница стояла в углу церкви очень близко от двух стен, и желающий получить отпущение грехов должен был открыто исповедать все грехи свои, потом обойти три раза гробницу. «И входящи человеци-поклонницы первые каются Богу всех грехов своих у гроба ее и тако един по единому обходят три краты вкруг гроба святые Пелагеи. Преподобная же чудотворица за тяжеские грехи притиснет, един час или два часа и отпустит» 934 . По сообщению других наших паломников, исповедывались здесь собственно гробнице – «камени червлену», и святая чудотворица «не пускает (человека), аще недостоин» 935 . Обряд этот называли «Святая Исповедь», «Исповедание» (γης Αγα Εξομολγησις). Обычай публичной исповеди пред этой иерусалимской святыней держался века: он упоминается с пол. XIII в., а прекратился в XVI или XVII стол. 936 Исповедовались и пред другими священными предметами. В Диаполе (Лидде), в храме великомученика Георгия находились колесо и колонна, к которой, говорили, св. Теорий был привязан во время мучений. В Повести Епифания об Иерусалиме так передается о названных предметах: «На этом же столбе есть пробуравленный мрамор, делающий знамения (вар. на ее трапезе на правой стороне храма стоит; он пробуравлен и творит величайшие знамения): если исповедаешься ν ξαγορενσης), то можешь пройти безпрепятственно и легко; если же не исповедаешься, то не можешь пройти» 937 .– В Иерусалимской церкви «Святая святых» в XVI ст. показывали «зерцало, во что Господь смотрился, и всякий человек, годом что согрешить он, посмотритца, и видит своя согрешения вся, и он в том каетца» 938 . Обычай открытой или немой исповеди пред святынями, довольно распространенный на христианском Востоке, передавался отсюда на Русь главным образом чрез паломников и их письменность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Первую настоятельницу игумению Рафаилу с сестрами преподобный Пимен нашел в подмосковной Аносиной Борисо-Глебской Пустыни. К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. В 1918 году Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские, при них проживали около ста насельниц. В 1926 году храмы были закрыты. После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известно, что иерей Алексий Скворцов принял мученический венец 4 июля 1938 года (он был расстрелен на Бутовском полигоне).Протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 году полковым священником, погиб в лагере. В 1992 году Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 году на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. 19 января 2002 году монастырю были возвращены его главные святыни – иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы – святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Икона хранилась в храме свв. апп. Петра и Павла на Яузе, в настоящее время – находится в монастырской часовне, каждый день открытой для богомольцев. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новое и тяжкое испытание с верою в безсмертие души и отраду, иже получают за Христа пострадавшия, претерпела еси, богомудрая мати Рафаило, егда приидоша в дом твой богоборцы нечестивыя и бесоводимыя, и взяши тя, от сестер отлучиша, и страшным мукам предаша, ты бо за Христа опаление и иссечение тела твоего и иных мук множество прияла и претерпела еси. Сия убо ныне поминающее, величаем верность твою Господеви и велию веру твою, адаманту подобную, ибо веровала еси, яко за Христа и со Христом пострадавши, воскреснут с Ним для жизни вечныя. Сего ради величаем тя сице: Радуйся, древним страстотерпцем равночестная и новым мученикам равнославная; Радуйся, за безбоязненное веры исповедание от богоборец пострадавшая; Радуйся, за Бога, в Троице Святей славимаго, муки лютыя приявшая; Радуйся, опаление огнем, надругание и тела иссечение кротце претерпевшая; Радуйся, биения, заушения, истязания лютыя приявшая; Радуйся, в мучениях жестоких долготерпение и упование на Христа сохраньшая; Радуйся, ангелами святыми на небо вознесенная; Радуйся, святыми мучениками радостно сретанная; Радуйся, святая преподобная мати наша Рафаило, мученице Христова и чудотворице достославная! Кондак 8 Странствие земное в муках за Христа завершила еси, святая мати Рафило, и обитель себе в чертозех Отца Небеснаго сотворила еси, прияла от Господа велию благодать чудотворения, всем с верою к тебе притекающим дары благодатная всещедро подаеши от мощей твоих святых, и недужных безвозмездно врачуеши единем прикосновением к честному твоему гробу. Сего ради славим прославльшего Тя Господа и благодарно вопием Ему: Аллилуиа! Икос 8 Всем любящим тя и святую память твою праведно чтущим отраду и утешение милостивно подаеши, благая заступнице и утешительнице наша; сего ради мы, заботами и печальми обремененныя, к твоему предстательству за ны пред Триипостасным и Всеблагим Господем Нашим усердно прибегаем и с надеждою приносим тебе, святая мати наша Рафаило, от благодарных сердец наших похвалы сия: Радуйся, яко чтущих тя не оставляеши;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Ф. В.». На листах 138–154 рукописи содержатся литургические тексты, посвященные святой Варваре, в греческом переводе со следующим заголовком: «Похвальная/акафистная песнь святой/Великомученице Варваре./Переведена/с славянорусского/рукою/преподобнейшего игумена/господина Филарета Ватопедского./В священной обители Ватопед/Святой Горы Афон./В году 1869, 20 февраля. (Монограмма)/Ф. И. В.». На листе 140 после восклицания «Читающим радоваться!» Филарет рассказывает о чуде святой Варвары, которое произошло в Киеве в 1710 г., когда святая великомученица спасла город от холеры. Поэтому «братия достопочтенной обители святых Архангелов восписует с той поры эту благодарственную своей возбранной Воеводе и Избавительнице, святой великомученице и чудотворице Варваре, поет всенародно и соборно акафистную службу каждый вторник в славу и вечное воспоминание сверхъестественного чуда святой великомученицы Варвары!» Далее игумен Филарет открывает причину, побудившую его перевести это сочинение: «Прими ныне столь желанный для тебя дар мой и прочти в нем чудеса Святого Бога, совершенные через Его святую Невесту! Господин Еммануил (Манолис)! Вот, сегодня, наконец, привожу в исполнение свое обещание, данное еще во время моего пребывания в вашем христолюбивом граде, то есть в 1854 году, когда он был опустошаем губительной холерой. Сбывается твое христианское желание, обращенное к святой великомученице и чудотворице Варваре, имя которой носит храм и служащая человеколюбию больница, чьим старостой ты являешься. Поминай же, среди первых, и мое имя. Также прошу прощения у жителей г. Серры, христолюбивых любителей Муз! (л. 141об.) Если найдется что-либо недостаточное в настоящем переводе, то прошу исправить это место и украсить благообразно подходящими выражениями и словами, чтобы и самим приобщиться труду наслаждения, которое несет просвещение. Итак, поклонимся смиренно (говорю вместе со Златоустом) перед святой Варварой, чей лик носит ее святая икона; не только в день ее памяти, но и на каждый день будем приходить в ее честный храм, чтобы стала она нашей заступницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С матушкой Афанасией монахиня Феонилла (Харченко), а в то время монастырский летописец – послушница Галина, познакомилась 25 декабря 2001 года. Точнее, впервые услышала ее имя и имя ее святой покровительницы, преподобной игумении Эгинской. Мать Феонилла вспоминает, как после вечерней трапезы отец Сергий Романов, духовник сестринской общины уже открытой 11 августа 2000 года Иоанно-Предтеченской обители, объявил сестрам, что Святейший Патриарх Алексий II запросил в Пюхтицком монастыре у игумении Варвары настоятельницу для их монастыря. За вечерней трапезой читали в те дни письма преподобного Амвросия, старца Оптинского. Как раз была череда чтения Галины, и она обратила внимание на письмо, которое ей предстояло прочитать завтра. После слов поздравления новопосвященной игумении с избранием той на настоятельскую должность старец выражал надежду, что поможет ей в ее трудах святая преподобная Афанасия, «которой память вскоре имать совершаться и ея­же именем, кажется, Вы наречены при пострижении». На следующий день, 26 декабря, в монастыре на Китай-городе узнали, что исполняющей обязанности настоятельницы была назначена монахиня Афанасия (Грошева) – благочинная Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Приехала она в Москву в 2002 году после 15 января, празднования преподобного Серафима Саровского – малого престольного праздника в Пюхтицкой обители. Все сестры ее встречали. Затем все вместе прошли в единственный тогда, но очень уютный для небольшой общины домовый храм преподобной Елизаветы Чудотворицы. Епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии зачитал указ о назначении настоятельницы. «Меня удивили ее простота и скромность, нестяжание, – продолжила монахиня Феонилла. – Матушка приехала со своим старым чемоданчиком, с которым, наверное, и поступала в монастырь. Со смирением заняла приготовленную для нее келью, ничем не отличавшуюся от кельи любой сестры. Так она там и жила до 2015 года, пока все сестры не переехали в отреставрированный игуменский корпус». По словам рассказчицы, матушка попала «с корабля на бал». Уже имелась договоренность о возвращении главных святынь из храма святых апостолов Петра и Павла. 18 января была всенощная под праздник Крещения Господня – совершалась она в неотапливаемом соборе на деревянных перекрытиях архивохранилища. А после по благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырю были возвращены его главные святыни – икона святого Иоанна Предтечи с обручем в ларце и образ преподобной. Елизаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Как это было символично! Приехала настоятельница, и вернулись своими чтимыми образами святые покровители монастырских храмов.

http://pravoslavie.ru/122665.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010