Змей ужасно свистел и, зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; он обошел вокруг мученицы, наводя на нее страх и ужас; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на Святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом. Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима: и в то же время погибло все то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея и всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет. Посмотрев вверх, она увидела, что открылась кровля темницы и на нее сходят сверху как бы лучи солнечные; увидела она также большой крест, сияющий несказанным светом» с. 382]. «Дракон, отравляющий воду в источнике близ Иерусалима». Фрагмент иконы «Святитель Модест, патриарх Иерусалимский, с житием». Ярославль. Конец XVII в. ФААП Святитель Модест, патриарх Иерусалимский (18 декабря) Святитель Модест умертвил своей молитвой огромного змея, который своим ядом отравил колодец, что привело к гибели скота. Преподобный Иоаникий Великий (4 ноября) «Он отправился в путь, и когда пришел к реке, называемой Горам, то встретил змея, который возмущал в реке воду и останавливал ее течение: молитвой и крестным знамением он умертвил того змея » с. 62–63]. Преподобномученица Параскева (26 июля) «Царь приказал отвести ее за город к обитавшему в пещере и наводившему на всех ужас змею , чтобы он растерзал ее, но она сотворила над змеем крестное знамение , и он от этого распался надвое» с. 617]. Преподобный Евмений (18 сентября) «Однажды Святой молитвой умертвил устремившегося на него большого змея » с. 342]. Преподобная Елисавета чудотворица (24 апреля) «Святая Елисавета совершала многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея » с. 400]. Нередко драконы заканчивали свою жизнь, посылаемые Святыми в огонь. Преподобный Иларион Великий (21 октября) «В тех местах обитал страшный змей, столь огромный , что он пожирал больших волов и поглощал людей .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольскаго (434). 22. Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (613). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (перенесение мощей, 1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Преподобнаго Виталия (VI–VII). 23. Святаго славнаго великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (303). Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). 24. Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272). Преподобнаго Саввы Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Преподобнаго Алексия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобнаго Фомы юродиваго (VI). Преподобныя Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Иконы Божия Матери Молченския (1405). 25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I). Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071). 26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.). 27. Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро-Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV). 28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I). 29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III–IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.). 30.Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чудеса Можно сказать, что наибольшую известность по всей России о.Иоанн получил по преимуществу за чудеса. И в народе он и почитался и привлекал к себе – особенно во второй половине жизни – именно как чудотворец. И за границей слава о нем шла именно как об исцелителе, молитвеннике-чудотворце. И все это понятно нам: чудеса удивляют нас, поражают своею необычайностью. А кроме того, они являются доказательством бытия сверхъестественного мира, действием Божественной Силы, а также – и знамением святости человека. История канонизации святых говорит нам, что в огромной части случаев прославления подвижников (мученики прославились за страдания) причиной канонизации их, как святых, были именно чудеса. Поэтому и в угоднике Божием, о.Иоанне, должны были проявиться и чудесные силы, как плод святой жизни, и особенной облагодатствованности его Духом Святым. Впрочем, также известно, что целый ряд святых, прославленных христианской Церковью, не ознаменовались чудесами. Например, про св. Афанасия Великого , св. Григория Богослова , про св. Иоанна Дамаскина , про первоучителей Славянских, про преп. Григория Паламу или про наших современников-подвижников: епископа Феофана Затворника , Оптинских старцев (за исключением их прозорливости), про о. Парфения Киевского , про миссионеров, вроде о. иером. Макария (Глухарева), епископа (впоследствии Митрополита Московского) Иннокентия (Вениаминова) – про всех них история не оставила свидетельств о чудесах, хотя святость их жизни была несомненна и известна. И наоборот: некоторые святые были прославлены по преимуществу как чудотворцы и остались в памяти Церкви с этими титулами: например, св. Григорий Неокесарийский Чудотворец, Святитель Николай Чудотворец, св. Димитрий Солунский Чудотворец, св. Спиридон Тримифунтский Чудотворец; все бессребреники и целители называются чудотворцами. Есть даже малоизвестные святые, а они именуются в святцах чудотворцами, – очевидно, за эту исключительную особенность их жизни. Например: преп. Тит Чудотворец (2 апреля); Елисавета Чудотворица (24 апреля); прав. Фантин Чудотворец (24 июля); преп. Лазарь Чудотворец (7 ноября). Из русских так именуются: преп. Григорий Чудотворец Печерский (а одновременно с ним, 8 января, прославляется другой – Григорий, и тоже Печерский, а чудотворцем не именуется); затем – Григорий Вологодский (30 сентября). Также большею частью именуются у нас преподобными Сергий Радонежский и Серафим Саровский , всея России Чудотворецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Екатерины Великомученицы, на Ордынке, построена в 1768 году, Приделы: 1) Спаса Нерукотворного; 2) Николая Чудотворца; 3) Александра Невского. В сем храме древний особо чтимый образ святой великомученицы Екатерины. Екатерины великомученицы, в Воспитательном доме, построена в 1788 году. Екатерины великомученицы, в Екатерининском институте, построена в 1779 году. Екатерины великомученицы, в Екатерининской больнице, на Петровке, построена в 1833 году. Другая церковь для отпевания умерших, построена в 1872 году, во имя Александра Невского. Елисаветы преподобной чудотворицы, на Дорогомиловском кладбище, построена в 1839 году, вместо деревянной, устроенной в 1772 году. Приделы: 1) Спаса Нерукотвореннаго; 2) Иконы Божией Матери Владимирской. Ермолая священномученика, на Козьем болоте, на Садовой улице, построена в 1610 году. Главный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Живоначальной Троицы; 2) Священномученика Ермолая. Знамения Пресвятой Богородицы, на Знаменке, близ Арбатских ворот, когда первоначально построена, неизвестно, а ныне существующая построена в 1629 году. Придел в честь святого Николая Чудотворца. Знамения Пресвятой Богородицы, за Петровскими воротами, построена в 1681 году. Приделы: 1) Всех Святых; 2) Преподобного Сергия Радонежского. Знамения Пресвятой Богородицы, в Зубове, близь Девичьего поля, построена в 1694 году. Приделы: 1) Святого Николая Чудотворца; 2) Преподобного Александра Свирского . Знамения Пресвятой Богородицы, в доме графа Шереметьева, на Воздвиженке. Иверской иконы Божией Матери, в доме графа Загревского, в приходе Николая Чудотворца, что на Хлынове. Илии Пророка, на Новгородском подворье. Здесь был Ильинский мужской монастырь, построенный в 1519 году, на Торговище. Когда упразднён неизвестно. Илии пророка, на Остоженке (обыденный), построенный в 1702 году. Приделы: 1) Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; 2) Апостолов Петра и Павла. Илии пророка, на Воронцовском поле, перестроена в 1665 году. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

34) Церковь во имя иконы Казанския Богоматери, находится в юго-восточном углу монастыря между первым братским корпусом и вторым 155 , в котором помещаются: 35) Богодельня. 36) Рухлядная палата. 37) Братские келлии. 38) Пекарня. 39) Переплетная. 40) Чеботарня, где работают сапожники и 41) Швальня, мастерская портных. Казанская церковь , снаружи возвышается над зданиями, которые к ней примыкают, крыша ее шатрообразная, крытая белым железом, пять глав также крыты белым железом. Храмоздателем этой церкви был Московский Потомственный Почетн. Гражд. Д. П. Рогаткин 156 ; освящение храма совершено 6 Сентября 1870 года Московским митрополитом Иннокентием. Иконостас белый из искусственного мрамора, местных икон четыре; Спасителя, Божией Матери Казанския, Великомуч. Димитрия и Преподобные Елисаветы Чудотворицы все в новых золоченных серебряных ризах; царские двери резные золоченные. Паникадило старинное, медное, литое, о 16 подсвечниках вновь вызолоченное, чрезвычайно красивое. В описи 1763 г. оно упомянуто, как висевшее в Николаевском соборе. Из Казанской церкви одна дверь в сени, в которых лестница и выход на монастырь, другая в западной стене напротив царских дверей, ведет в верхнее отделение богодельни. Первоначально богодельня была устроена по желанию Александрова и на его иждивение на 10 человек, впоследствии увеличена, когда П. И. Куманин положил капитал на ее содержание и когда явились и другие вкладчики, так что теперь, число призреваемых возросло до 50 человек 157 . Богодельня занимает часть нижнего этажа и часть верхнего в означенном, втором братском корпусе, имеющем в длину 42 сажени в ширину 15 арш., в вышину 11 аршин. В связи с нижним отделением богодельни находится кухня для богоделенных старцев. Под тем же зданием есть ворота, называемые водяными, ибо ведут на дровяной двор, где есть другие против них ворота, обращенные к Москве реке, в которые, вероятно, в прежнее время ввозили воду. Над водяными воротами (над верхним этажом) высокий, осьмигранный куполообразный шатер из белого железа. Рухлядная палата, есть хранилище всего нужного для общежительного монаха; как то одежды, белья, обуви, посуды и др. келейных принадлежностей и книг выдаваемых братиям для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

     " Вот здесь я подвизаюсь " , говорит отец Николай. В Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Православной Церкви в Нью-Йорке мы идем мимо гостевых комнат с прибитыми на них табличками с именами Архиереев. " Здесь, накануне избрания Первоиерархом останавливался, прибыв из Австралии, Митрополит Иларион. Рядом комната архиепископа Сан-Францисского и Западно Американского Кирилла, секретаря Архиерейского Синода, дальше – зал, где проходят заседаний Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Заграницей. " Уже позже я узнаю, что в комнате, где подвизается отец Николай (а именно это слово использует архимандрит Николай, имея виду понятие " живу " ), жили люди в священном сане и среди них его предшественник – хранитель Курской Коренной иконы Божией Матери – прот. Борис Крицкий. Через окна виден над Знаменским Собором позолоченный крест. Стол с компьютером, камин и книжный шкаф, кровать, множество упаковок с акафистами Чудотворной Курской Коренной иконы, украшают стены портреты и картины... На камине – образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, икона св. Иоанна Предтечи, икона преподобномученицы Евдокии, образ чудотворицы Елисаветы Царьградской и прижизненный портрет свят. Николая Японского. В пятницу 4 апреля, накануне Похвалы Пресвятой Богородицы, отцу Николаю в постриге оставили бывшее до пострига имя Николай, но он приобрел еще одного Небесного покровителя – миссионера и просветителя земли восходящего солнца. На видном месте посредине занимает подаренный архиепископом (ныне митрополитом – ред.) Курским и Рыльским Германом образ Курской Коренной иконы Божией Матери. А обычно здесь, между паломничеством по епархиям, монастырям и приходам, хранится Чудотворный образ – Курская Коренная икона. После Пасхи, в Светлый Четверг, образ отбыл в Европу, в Германскую епархию, и к концу июня прибыл в Калифорнию, где освящает торжества в честь 20-летия прославления Зарубежной Церковью Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, дни работы Архиерейского Собора и Всезарубежного съезда молодежи.

http://pravoslavie.ru/71926.html

С 26 по 30 сентября 2016 года в Москве состоится десятое заседание комиссии на тему «Межрелигиозный диалог и сотрудничество как инструменты достижения прочного и справедливого мира». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить следующий состав делегации Русской Православной Церкви для участия в X заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» 26-30 сентября 2016 года в Москве:   ЖУРНАЛ 15 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении текста службы службы Божией Матери в честь иконы Ее «Черниговской Гефсиманской», а также тропаря, кондака и молитвы святому праведному Павлу Таганрогскому. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленные тексты службы Божией Матери в честь иконы Ее «Черниговской Гефсиманской», а также тропаря, кондака и молитвы святому праведному Павлу Таганрогскому утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению. 2. Направить тексты утвержденных службы, а также тропаря, кондака и молитвы в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 16 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета, о представлении на утверждение Священного Синода новой редакции текстов двух акафистов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новые редакции текстов акафиста преподобным Иулиании и Евпраксии, основательницам Зачатиевския обители, и акафиста преподобной Елисавете Константинопольской, чудотворице. 2. Направить упомянутые акафисты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 17 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении новой редакции устава Синодального информационного отдела в связи с изменением его именования на «Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить новую редакцию устава Синодального информационного отдела с изменением его именования на «Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации».

http://patriarchia.ru/md/db/text/4434248...

и иеродиакон Зосима в 1420 г. поклонялись мощам преподобной Елисаветы в Констант. монастыре св. Козмы и Дамиана 303 . † Воспоминание о преподобном Савве Печерском Празднование Молченской иконе Богоматери Празднование этой иконе совершается в Молченской Софрониевой пустыни 18 сент., а в Путивльском Молченском монастыре 24 апреля. Икона явилась 18 сент. 1405 года на болоте Молче, в 20 верстах от Путивля, где существовал монастырёк, разорённый татарами около 1605 г. По случаю его запустения икона перенесена в 1605 г. в Путивльский монастырь, вероятно, 24 апреля, когда и празднуется иконе в Путивле. Хотя же монастырь на месте обретения и был возобновлён около 1630 года (это – Софрониева пустынь), но икона осталась в Путивльском монастыре (см. Архим. Димитрия месяцеслов святых, вып. 3, Тамб. 1880, стр. 164). На иконе Богоматерь в венце, с главой полунаклонённой к правой стороне; на правой руке её Богомладенец, обратившийся к предстоящему перед Ним какому-то святому и десницей показующий вверх; в левой руке у Богоматери лестница и башня с пятью верхами. Позади виднеются здания, может быть – вид монастыря. 298 О ней Menologium Basilii et Synaxarium ad 24 april, Пролог и Четь-Минея на 24 апр. Подробное житие её ныне неизвестно. 300 Ни в Менологе, ни в Синаксаре не указаны время и место подвигов св. Елисаветы. Но так как мощи её покоились в обители Бессребреников, построенной императором Юстинианом (518–527 г.), то этим определяются время и место подвигов её. 301 Менолог Василия: „святая и чудотворица Елисавета, последовав учению св. отцов, с детства обрекла себя на труды благочестия. Потому получив дар исцелений, исцеляла всякие болезни. Совершила она много великих дел: помогала бедным и вдовам, доставляла пропитание сиротам; тех, которые терпели обиды, защищала от притеснителей. Во всякое время года, одетая только одной одеждой, переносила зимой стужу, согреваемая Духом Св. Во всю жизнь никогда не мыла тела своего. Как вдревле Моисей, 40 дней пробыла без всякой пищи. В три года, устремив ум к Богу, не подымала очей своих на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Чет Минея в Страд. св. великомуч. Георгия. (Act. SS. apr. II. р. 842). Мес. В. Март. Р. 24 Св. муч. Саввы Стратилата, и с ним семидесяти воинов. Готфлыин, трибун саном, пострадал в Риме в царствов. Аврелиана около 272 года, в который возобновлено гонение на христиан. «И в темницах затворяем, и огнем сожигаем, и многими муками гоним, и на древе растягаем, и зимою оскорбляем, и ранами частыми непрестанно бием, и в водах блаженный конец приемля усердно, непоколебим пребыл». Стих. 2. Чет. Минея. (Act SS. apr. III. р. 264.) Мес. В. 23 апр. Март. Р. Имеет службу. Преп. Елисавефы чудотворицы. Подвизалась, вероятно, в одной из цареградских обителей. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr. Ferrarius in Catalogo SS. asserit ejus vitam admirandam in Brev. Romae sub Clemente VIII edito referri. Под Breviarium разумеет νδλγςον). Свв. мучч. Евсевия, Неона , Леонтия , Лонгина и прочих с ними. Пострадали вскоре после великомуч. Георгия; числом их было около 40. Им отсечены главы в 303 г., вероятно, в Никомидии. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr.). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Пасикрата и Валентина. Из Доростола, в Мисии, воины; при игемоне Авсолане усекнуты, первый – 22, второй – 30 лет. Чет. Минея. (Бароний, в примечании к Март. Р. 23 мая, мученичество их относит к 228 г. Act SS. Maii VI. р. 23). Март. Р. 25 мая. Мес. В. Пролог 21 апр. Преп. Фомы юродивого. Инок одной из обителей Келесирийских; юродствовал, когда приходил в Антиохию по делам монастырским. Преставился при патриархе Домнине III (546–567), в царствование Юстиниана. Чет. Минеи из Евагрия (кн. 4, гл. 34), который однако кончину преподобного относит к патриаршеству Ефремия (327–345), названного Евфимием у Никифора (XVII, 23), и из Лимонаря (гл. 88). (Act. SS. Maii V. р. 133). Март. Р. 18 ноября. 25 Св. апостола и евангелиста Марка. Ученик ап. Петра, написавший в Риме, по молению верных, Евангелие. Благовествовал Иисуса Христа в Аквилее и Египте. Скончался мученически в Александрии, в 14-й год царствования Нерона, в 68 г. по Р. Хр. Чет. Минея из разных писателей. (Act SS. 25 apr. Mazoch. Kal. neapol. I. р. 233 sqq). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

радуйся, от неплодныя старицы, яко и Предтеча, прозябшая. Радуйся, именем матере величайшаго пророка нареченная; радуйся, уподобитися праведной Елисавете во святости предызбранная. Радуйся, от младенства сердце твое Господеви предавшая; радуйся, измлада водительству Духа Святаго прилежавшая. Радуйся, яко от юности разум твой просветися высшею премудростию; радуйся, чистотою душевною, яко богосветлая свеща, возсиявшая. Радуйся, преподобная мати Елисавето, чудотворице, Богом избранная. Кондак 3 Сила Христова осени тя, богомудрая Елисавето, и дарова ти крепость претерпети искушения врага невидимаго, егоже стрелы разжженныя слезными к Богу молитвами угасила еси и ко иноческому подвигу мужественно устремилася еси, жестокое житие имущи: болезньми постническими плоть укрощающи, духом же укрепляема, Богови присно поющи: Аллилуия. Икос 3 Имущи в сердце твоем единаго Бога, всечестная Елисавето, по кончине родителей твоих все имение нищим раздала еси, и град твой Ираклию оставивши, в цареградскую обитель пришла еси, идеже, красоты мира сего отвергши, во образ ангельский облеклася еси. Мы же, любовь твою ко Господу воспевающе, величаем тя сице: Радуйся, паче земных небесная возлюбившая; радуйся, на Господа все упование возложившая. Радуйся, богатство и славу мира сего ни во чтоже вменившая; радуйся, сокровищу нетленному всем сердцем прилежавшая. Радуйся, цвете девства и чистоты; радуйся, плоть духови покорившая. Радуйся, яко радость послушания прежде соблазнов мира сего познала еси; радуйся, яко, иноческим путем шествующи, небесных обителей достигла еси. Радуйся, преподобная мати Елисавето, чудотворице, Богом избранная. Кондак 4 Бурю враждебных помыслов и мирских пристрастий постнически усмирила еси, мати Елисавето преславная, в зимнюю стужу горением божественныя любве согревающися, тело слезами псаломски омывающи, душу богоподобну соделала еси, непрестанно Христа славящи: Аллилуия. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010