В Ветхом Завете Бог ставил пророков стражами вдохновенной проповеди во Святом Духе на протяжении их жизни. Так же и в Церкви. Бог призывает монахов на смотровые башни пророков и мучеников для возвещения жизни будущего века. Они стоят выше смерти, принимают на себя Божественные обетования во плоти, прообразуют грядущее Царство. Святой Антоний и блаженные отцы его эпохи: святой Пахомий, основатель и устроитель общежития, Василий Великий , внесший усовершенствования в монашеское житие, пришедшие за ними Савва Освященный, святой Феодосий, затем Феодор Студит , святой Афанасий Афонский и многие другие, каждый в свое время, воспитали сотни сотен монахов и возвели тысячи тысяч духовных твердынь, которые направляли по пути духовному и молодых юношей, детей, и стариков. Каждый из них, как некогда пророк Моисей, однажды услышал глас Божий: Взойди ко Мне на гору и будь там ( Исх. 24:12 ). И вот результат: И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия ( Исх. 24:15–16 ). Бог призывает монаха на служение лично, в конкретном месте и в определенный час, подобно пасхе – это переход из тела душевного в тело духовное ( 1Кор. 15:44 ). И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:49 ). И этот переход есть отречение от мира, удаление в пустыню, то есть в монастырь, восхождение на гору Божию. Нельзя оставить без ответа воззвание Христа, обращенное ко всем: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возъми крест свой, и следуй за Мною ( Лк. 9:23 ). Сам Христос, словом побуждавший толпы людей, ходивший по земле и чудотворивший, уходил в пустынные места и молился ( Лк. 5:16 ). Большинство монастырей было основано безмолвниками, многие из которых жили в пещерах и лишь потом были вынуждены выстроить великолепные архитектурные сооружения с целью служения душе и радения о Духе. Эта цель ктиторов-исихастов остается и по сей день ненарушимым рубежом, а исихастский дух продолжает оставаться главным критерием для монаха. Но время бежит, и мы бежим вместе с ним. Поэтому нам нужно «задержаться» и посмотреть на жизнь Отцов, на «иного жития вечнаго начало» 3 . Как апостолы и их преемники основывали Поместные Церкви, так и преподобные ктиторы закладывали очаги апостольской жизни, устраивали повсюду храмы и подворья ради достижения Божественной любви и осуществления встречи человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

В Ветхом Завете Бог ставил пророков стражами вдохновенной проповеди во Святом Духе на протяжении их жизни. Также и в Церкви. Он призывает монахов на смотровые башни пророков и мучеников для возвещения жизни будущего века. Они стоят выше смерти, принимают на себя Божественные обетования во плоти, прообразуют грядущее Царство. Святой Антоний и блаженные отцы его эпохи: святой Пахомий, основатель и устроитель общежития, Василий Великий , внесший усовершенствования в монашеское житие, позднейшие основатели монастырей – такие, как Савва Освященный, святой Феодосий, затем Феодор Студит , святой Афанасий Афонский и многие другие каждый в свое время воспитали сотни сотен монахов и возвели тысячи тысяч духовных твердынь, которые направляли по пути духовному и молодых юношей, детей, и стариков. Каждый из них однажды услышал глас Божий, как это произошло с Моисеем: Взойди ко Мне на гору и будь там ( Исх. 24:12 ). И вот результат: И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия ( Исх. 24:15–16 ). Бог призывает монаха на служение лично, в конкретном месте и в определенный час, подобно «пасхе» – это переход из «тела душевного» в тело духовное ( 1Кор. 15:44 ). Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор. 15:49 ). И этот переход есть отречение от мира, удаление в «пустыню», то есть в монастырь, восхождение на гору Божию. Нельзя оставить без ответа воззвание Христа, обращенное ко всем: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною ( Лк. 9:23 ). Сам Христос, словом побуждавший толпы людей, ходивший по земле и чудотворивший, удалялся в пустынные места и молился ( Лк. 5:16 ). Большинство монастырей было основано подвижниками, многие из которых жили в пещерах и лишь потом были вынуждены выстроить великолепные архитектурные сооружения для служения душе и радения о Духе. Непреступаемыми рубежами стали основы общежития, заложенные ктиторами монастырей, а успехи на стезе подвига безмолвия доныне служат критерием оценки истинного духа монаха. Но время бежит, и мы движемся вместе с ним. Поэтому стоит хотя бы иногда «отставать» и смотреть на жизнь отцов, на «иного жития вечнаго начало» 299 . Как апостолы и их преемники основывали поместные Церкви, так и преподобные ктиторы закладывали очаги апостольской жизни, устраивали повсюду храмы и подворья ради достижения Божественной любви и осуществления встречи человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Его слово всегда действует и чудотворит главным образом среди верующих в Него. Всеянное в сердца верующих слово Божие действует Его богочеловеческими, творческими и жизнодательными силами. Слово Божие своей плодотворной и претворяющей силой преображает душу, которая начинает приносить плод духовный. А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении ( Лк. 8:15 ). Слово Божие своей божественной силой пожигает терния души, истребляет ее скверну и нечистоту, освящает, обожает душу и исполняет ее всем божественным, вечным и богочеловеческим. 1Фес.2:14 . Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от иудеев. Живое и бессмертное Тело Богочеловека Христа, Церковь , есть живой и бессмертный свидетель присутствия истинного Бога на земле. В ней живет Бог со всей полнотой Своего божественного добра, а потому и восстает против нее все земное зло! В ней живет Бог со Своей божественной правдой, а поэтому обрушивается на нее вся земная ложь! В ней живет Бог со Своей божественной жизнью, а поэтому нападают на нее все земные смерти и мучения. Нет ничего странного в том, что христиане чаще всего и больше всего терпят зла от своих единоплеменников. Первая Церковь в Иерусалиме страдала в основном от евреев, несмотря на то что сами члены ее были евреями. Так и вы, фессалоникийцы, страдаете от ваших единоплеменников. Почему? Потому что находящееся среди вас солнце правды и истины Христовой осветило их тьму, а из-за этого их ложь и неправда восстали против вас. Но от солнца правды умирает всякая ложь! Вы страдаете от своих единоплеменников потому, что вам дана вера в Христа, за Которого мы должны и пострадать. Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп. 1:29 ). Вера в Него есть жизнь – жизнь в Нем и ради Него. А Его, единого истинного Бога и Господа, не могут победить ни лжебоги, лженауки, лжефилософии, ни их приверженцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Зачем я говорю это? Чтобы вы нам подражали и стали ревнителями, чтобы стали ревностными нашими подражателями; через нас – подражателями Господу Иисусу Христу, Который действует и чудотворит в нас. 1Фес.2:11–12 . Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили, и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Господь, сошед с небес, стал человеком и жил на земле, чтобы показать людям Божий путь, чтобы дать им необходимые силы, дабы и они жили для Бога, в Боге и ради Бога. Сходя с небес, Живой Господь и Бог перенес на землю и всю божественную жизнь со всеми ее силами, чтобы люди смогли с помощью Его и Его благодати во Святом Духе, посредством Святых Таинств и добродетелей достичь этой божественной жизни и жить ею не только на земле, но и на небесах после смерти на веки вечные. В нашу земную жизнь через грех Адамов и другие человеческие страсти вошла смерть со всеми силами зла и ада, так что жизнь в Боге, для которой мы были созданы, постепенно превратилась в жизнь в диаволе. Человеческая мысль, созданная Богом и предназначенная для богомыслия, вследствие любогреховности предалась диаволомыслию. То же произошло с чувствами и всеми силами души. И живя вне Бога, мы в действительности жили грехом, или, точнее, сам грех жил в нас. Ведь и соделав какой-либо грех , мы говорим: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех ( Рим. 7:19–20 ). Грех настолько вкоренился в нашу душу, в наше сердце и во все наше существо, что вся наша жизнь протекает во мраке греха и сама рождает любогреховные помыслы, возбуждающие греховные чувства и дела, которые постепенно превращаются в диавольские чувства и дела, поскольку грех, большой и малый, – несомненно живая сила диавола! Кроме этого, грех по своей сущности – жизнь диавола; ведь диавол живет посредством греха, мыслит, чувствует, действует посредством греха и на вечные мучения обрекает посредством греха. Одним словом, диавол есть диавол посредством греха, так что грех в первую очередь есть «духовная» демонская сила, которая на протяжении нашей жизни преображается в видимые и невидимые лица. Но кроме этих преображений грех всегда является и остается силой диавола, жизнью, мыслью и чувством диавола. Поэтому Сам Господь и Бог стал человеком и как Богочеловек совершил спасение человека от греха, смерти и диавола, спасение от жизни, мыслей, чувств и действий диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Села Лазарева крестьянка Фекла была бесом одержима долгое время, – и привели ее к раке святой, и молебен спели. И стала она здоровой и в полном уме. В деревне Горохово некая жена была слепа многие годы: не видела нимало, ничуть. И привели ее к раке святой и пели молебен. И в тот же час она прозрела, будто не болела никогда. И пошла в дом свой, славя Бога. В деревне Коледино человек именем Климент заболел, была у него на ноге язва, называемая пострел (моровая язва), от которой многие умирали. Было в то время сильное поветрие на скот, и был тот недуг смертным. Он отчаялся выздороветь, но услышал о чудесах преподобной Улиании и повелел вести себя ко гробу ее. И, отслужив молебен, отерся песком – и вскоре здравие получил и очистился от язвы. Села Карачарова человек именем Селивестр был расслаблен три года, – и привезли его в село Лазареве и молебное пение совершили. Он же отерся песком – и вскоре исцеление получил. И ушел радуясь. Деревни Подболотья человек именем Андрей был расслаблен и горбат и не мог наклоняться два года. И пришел к праведной Улиании, и, совершив молебен, отерся песком и святою водою окропился. Вскоре же исцеление получил и восславил Бога. Града Мурома, посадского человека Матфея Черкасова, раба именем Мария, была слепа. И привел ее к раке святой Улиании, совершив молебен и панихиду. И она тотчас исцеление получила, и пошла в дом свой, радуясь о себе, и по пути стала ягоды и грибы собирать – будто и не болела никогда. Некий отрок десяти лет от роду был слеп и расслаблен, так, что не мог сам даже с одного бока на другой перевернуться. И принесли его родные к церкви Архангела Михаила и молебен совершили. И тотчас отрок прозрел и увидел свечи горящие. Болезнь же его облегчилась – и через несколько дней он встал на ноги, здоровый, и прославил Бога и святую. У клирика церкви Архангела Михаила по имени Федор заболела жена Агафья: отнялась у нее правая рука и не могла она даже двинуть ею. И явилась ей во сне блаженная Улиания и сказала: «Иди в церковь Архангела Михаила и приложись к иконе праведной Улиании. Есть у тебя две сребреницы». И показала место, где они лежали. И повелела отдать их священнику, чтобы тот приложил их к образу ее. Она же сделала все так, как было сказано. И отпели молебен и панихиду, она же испила святую воду и отерлась песком – и тотчас исцелилась, и прославила Бога и святую Улианию, и ушла радуясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, от заблуждений и прельщений духовных чтущих тя оберегающая; Радуйся, в ношении тягот друг друга нам всем помогающая; Радуйся, инокинем вспоможение и укрепление посылающая; Радуйся, мирян в благочестии и молитвенном делании утверждающая; Радуйся добрых друзей и помощников верных христианом посылающая; Радуйся, водителем колесниц путь добрый пречудно устрояющая; Радуйся, святая преподобная мати наша Рафаило, мученице Христова и чудотворице достославная! Кондак 6 Проповеднице и ревнительнице любви деятельныя и самоотречения ближнего ради в годину смут и испытаний воистину явилася еси, богомудрая Рафаило, егда во обители твоея с сестры купно прияла еси сирот, от коих бо досаждения и укоризны претерпела еси, об обращении же их ко Иисусу Христу, Источнику и смыслу бытия человеческаго, молитвы вознося. Мы молим тя ныне: преобрази нас и наполни духом любви жертвенныя, да сподобимся с тобою купно Милоседному Господу во веки воспевати: Аллилуйя! Икос 6 Возвияла еси премудростию и милосердием твоим всечестная Рафаило, егда узревши окрест тебе в годину испытаний военных, смут и нестроений общественных велие множество людей страждущих, многим убо милость сотворила еси, утешение и ободрение даровала еси; и сестрам обители твоея была еси наставницею благою. Мы веруя, яко ты ныне во славе неизреченной пребываеши, милосердием твоим не оскудела еси к нам, славословим тя сице: Радуйся, от многообразных недуг страждущих свобождение; Радуйся, поврежденныя руце и нози токами жизни наполнение; Радуйся, зубныя и головныя боли пречудное утоление; Радуйся, разнородных травм и ран телесных исцеление; Радуйся, плоть, огнем опаленную, преславно обновляющая; Радуйся, души, от недуг греховных томимых, врачующая; Радуйся, во тьме неверия блуждающих благодатная вразумительнице; Радуйся, скорбящих и обременных премилостивая утешительнице; Радуйся, святая преподобная мати наша Рафаило, мученице Христова и чудотворице достославная! Кондак 7 Хотяще верною Господеви быти и выну с Ним токмо пребывати, разумела еси, велехвальная Рафаило, яко ничто не возможе разлучити тя от любве Его: ни глад, ни изгнание, ни чести гражданския лишение, ни утеснения от властей богоборных, ни сами страдания и муки лютейшия. Ты бо все сие претерпела еси, в глубине сердца твоего воспевая Жениху Небесному ангельское пение: Аллилуйя! Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Двадцать четвертый день. Поучение 2-е. Преп. Елизавета чудотворица. (Против злословия). I. Преп. Елизавета, память коей совершается ныне, подвизалась в одной женской цареградской обители. Сюда еще в юных летах она отдана была родителями, в зрелом возрасте дала обет пожизненного девства и стала проводить строгую подвижническую жизнь в посте, трудах и молитвах. Она питалась только растениями, не вкушала хлеба, не употребляла масла и нередко по 40 дней не принимала пищи. И зимой и летом она носила одну одежду – грубую власяницу; тело ее коченело от холода, но огонь ревности о своем спасении и любви к Богу горел в ней ярким пламенем. Строгость и высота ее подвижнической жизни, растворяемая смирением и добротою, снискали ей общую любовь и уважение и она скоро сделалась настоятельницей женской обители свв. Космы и Дамиана. Сама – строгая подвижница, сама – женщина, долговременными опытами изучившая особенности женского сердца, она явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее попечению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала «особенно остерегаться лукавства и злоязычия», как грехов, очень частых между женщинами. «Мы слабы и телом и умом, говорила она, и при этой слабости думаем быть сильными то хитростию, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что, при недостатке рассудительности и при раздражительности сердца, расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легкомыслие, вредное для себя и других. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло, говорит Премудрый» ( Притч. 15, 28 ). II. Не бесполезно, братие, для всех нас вообще размыслить об этом наставлении преподобной, ибо злословие, осуждение ближняго, или как в просторечии называют, сплетни – грех весьма распространенный между нами и потому именно более распространен, что никто почти не считает его грехом и предается ему, как невинному препровождению времени. В чем охотнее проводят время во всех почти домах? В том, что или сами выдумывают, или повторяют слышанные от других обидные слухи о своих знакомых. Никто не может укрыться от их языка, не щадят они ни пола, ни возраста, ни звания, не чести человека. Совесть не упрекает их в этом. Они думают, что это есть везде принятое обыкновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

vk fb tw ok @ g+ lj Чудотворный Крест vk fb tw ok @ g+ lj Чудотворный Крест. Деталь XXI век: второе обретение 70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. В конце 1990-х, случайно узнав о нем от паломников, мы взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Так было образовано наше подворье. К Кресту тогда вела едва заметная тропка. Что же мы видим сегодня? После десятков лет забвения Крест почитается народом так, что это можно сравнить с почитанием преподобных Матронушки и Серафима. Сердцем русского человека востребован Крест. В дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день, и мы видим, что это люди неслучайные. Происходит второе обретение русским народом Животворящего Креста, и это свидетельствует о том, что русский народ возрождается. Реставрация В богоборческие времена Крест претерпел не только забвение, но и пострадал от кощунственных надругательств. Его реставрация происходила в 2002–2003 годах, причем по нашей просьбе Крест не выносился из действующего храма, где, как обычно, совершались богослужения. Работы проводили реставраторы высшей категории из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. И теперь мы свидетельствуем: Крест действительно спасен. vk fb tw ok @ g+ lj Чудотворный Крест перед реставрацией vk fb tw ok @ g+ lj Реставрационные работы vk fb tw ok @ g+ lj До реставрации vk fb tw ok @ g+ lj После реставрации Крест чудотворит Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников говорит о том, что чудотворение, которое являет эта святыня, привлекает людей: они исцеляются от телесных болезней и возрождаются духовно, о чем мы имеем множество свидетельств. «Крестных ход» Годеновского Креста Люди стали просить копию святыни для своих храмов, и уже 12 таких копий установлены в разных епархиях и регионах нашей необъятной страны.

http://pravoslavie.ru/97358.html

Радуйся, сердцем кроткая; радуйся, духом незлобивая. Радуйся, ко обидам терпеливая; радуйся ко обидящим негневливая. Радуйся, в терпении обид Христу Богу подобящаяся; радуйся, от Бога единаго своего оправдания ожидавшая. Радуйся, поношение терпением победившая; радуйся, ко обидящим любовь сохранившая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 9 Все естество Ангельское возвеселися, егда Архистратиг Небесных Сил, предстояй Престолу Божию, послан бысть к тебе, преподобная, ко исходу душу твою уготовати, и Богу, сице благоизволившему, вопияху: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещанныя не возмогут по достоянию восхвалити твое ангельское безстрастие и чистоту ока душевнаго, яко, во плоти сущи, от Архистратига Божия посещения сподобилася еси и от него извещение о исходе из сего временнаго жития прияла еси. Мы же, таковую тебе от Бога данную благодать чтуще, вопием ти, преподобная: Радуйся, безстрастием Ангелом соревновавшая; радуйся, Архангельскаго посещения сподобльшаяся. Радуйся, сиянием Ангельскаго света осиянная; радуйся, благоуханием святыни от Архангела облагоуханная. Радуйся, о изшествии из мира от Господа предызвещенная; радуйся, явлением Ангельским от всего земнаго отрешенная. Радуйся, яко Архистратиг Божий явлением своим князя воздушных мытарств от тебе далече отгна; радуйся, яко своим благодатным посещением победу на диавола тебе дарова. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 10 Спасти хотящи душу твою, преподобная, егда от Ангела весть о скором от жития сего исходе прияла еси, внити в созданную тобою обитель ускорила еси, да тамо в безмолвии работающи Богу, воспеваеши Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси твердая и ограждение необоримое обители, тобою созданней, преподобная, еже и яви Господь, еще грядущей тебе во обитель: многи бо на пути недужныя исцелила еси и во обитель вошла еси не яко новоначальная, но яко славная чудотворица. Темже, прославляюще тя, вопием ти, преподобная: Радуйся, явлением твоим слепцу исцеление обещавшая; радуйся, прикосновением ризы зрение тому подавшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, болящих в житии твоем нужным снабдевавшая; радуйся, тридесяти недужным при вхождении во обитель исцеление даровавшая. Радуйся, во обитель шедшая по смирению, яко новоначальная; радуйся, в тую вшедшая по благодати Божией, яко чудотворица прехвальная. Радуйся, благодать Божию с собою во обитель вводящая; радуйся, вхождением своим украшение святолепное ей преподавшая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 11 Пение всеумиленное принесла еси, преподобная, благодарственная восписующи Господу, сподобльшему тя иноческое пострижение прияти, к нему же во всем житии душу твою предуготовляла еси, да мира сего отлучившися и ничимже земным смущаема, вопиеши Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарная свеща иночествующим показася житие твое во обители, преподобная: аще бо и не многи дни во иночестве пожила еси, обаче всякия иноческия добродетели образ преизящный в себе явила еси. Темже, восхваляюще тя, сицевая вопием ти, преподобная: Радуйся, вольнаго мира оставления преизящная наставнице; радуйся, правило усерднаго за вся люди моления. Радуйся, совершеннаго своей воли отсечения премудрое наставление; радуйся, душевныя и телесныя чистоты светило изрядное. Радуйся, умерщвления плоти образе преизящный; радуйся, мирнаго купножития наставнице. Радуйся, умныя к Богу молитвы образе; радуйся, святаго на земли жития зерцало. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 12 Благодати исполнена и благих дел, яко добре течение земное совершившая, в мире преставилася еси от земных к небесным, идеже веселящися предстоиши Господу и вопиеши Ему: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твоя многообразная людем благодеяния, восхваляем тя вси, преподобная мати Евфросиние, независтно подающую исцеления с верою к тебе прибегающим и вопиющим ти: Радуйся, яко на небесех ныне пред Господем предстоиши; радуйся, яко о людех пред Богом выну предстательствуеши. Радуйся, града твоего крепкое ограждение; радуйся, обители твоея незыблемое утверждение. Радуйся, о благом преспеянии иночествующих тепле молящаяся; радуйся, о утверждении добре живущих в мире Бога просящая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010