Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

И еще об этом же Патриархе некоторые говорили мне, что он тайно ел мясо, и из этого я понял: то, что он писал о мясе, было вызвано страстями, так же, как и снисхождение к другим вещам, к крови и удавленине, которое есть и у фрягов. Пишет он Константинопольскому Патриарху: “В греческой земле едят кровь, и даже в самом Константинополе, и ты не можешь запретить этого, как же говоришь фрягу не есть удавленины?” Но да будет известно всем, что он пишет так по своим страстным помыслам, на соблазн и преткновение многим, как говорит Писание: «Каждый увлекается и обольщается собственною похотью» (см. Иак.1:14 ). И еще Сам Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо и сами не входите в Царствие Небесное, и другим возбраняете» (см. Мф.23:13 ). И еще о принявших талант и не научивших других говорит: «Лукавый раб, подобало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, взял бы свое с прибылью» (см. Мф.25:26–27 ). И божественный Златоуст, так понимая это, говорит: «Тебе прилично было бы говорить и учить, и принести Мне прибыль – наставление на добрые дела. Нам же, все это видящим и слышащим, что подобает говорить или разуметь? Ибо если свет, который в нас – тьма, то какова же тьма (см. Мф.6:23 )? И где же слово божественного Павла, гремящее: Если мясо соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовеки (см. 1Кор.8:13 )? И не прибавил: Если праведно соблазняется, но в любом случае. И не говорю, – продолжает Златоуст, – идоложертвенное мясо, которое возбранено вкушать и по другой причине, но если и то, что в нашей власти и дозволено, соблазняет, удаляюсь от этого, и не один день, но всё время жизни моей, как сказал апостол, во веки не буду есть мяса». Но вот, как видим, вся Антиохийская епархия со всем освященным чином архиерейским, и иерейским, и монашеским, и мирским не желала иметь Патриарха, вкушающего мясо, и считала это соблазном себе. Однако кир Петр нисколько не обращал на это внимания, лучше же сказать, презирал имеющего Христовы уста самого апостола Павла, истолковывая писания которого, божественный Златоуст сказал в двадцать первом поучении на послание к Коринфянам: «Да услышим мы это, возлюбленные, и да не презрим соблазняющихся, и да не лишимся своего спасения! Не говори мне: Что из того, что соблазняется брат, ведь это не возбранено.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Известны пророчества Нифонта Константинопольского, прп. Нила Афонита, прп. Космы Этолоса, Саввы из Калимноса. Поговаривали, что в 1962 г. родился «Эммануил», будущий антихрист (в 1992 г. ему бы как раз исполнилось 30 лет). Св. Каллиник из монастыря Черника близ Бухареста вещал: «Видишь, не 1848-й год конец мира, но конец мира будет тогда, когда исполнится 7500 лет от Адама...». Год 1992-й прошел. Конец не наступил. Трудно даже сказать, чтобы с этим годом были связаны какие-то особые события, потрясшие мир. И мы с вами здесь. И с давним вопросом: когда же, Господи? Его задавали еще апостолы, апостолы же и отвечали. Так апостол Петр пишет в своем втором послании: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью...» ( 2Пет. 3:8–10 ). Итак, обетование Божие не нарушается. Но долготерпит Господь там, где люди не терпят. Постоянно назначаются дни и даты не только сектантами и кликушами, но даже великими праведниками и святыми. Мы не можем до конца разуметь смысл таинственных видений и прорицаний святых и преподобных. Нам не раскрыта тайна сроков. К тому же и понятие времени относительно. У Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет. Одно знаем с достоверностью – не наше дело знать времена и сроки. При всеобщем ощущении близости конца, особенно среди верующих, при последовательном ряде пророчеств о конце и бедствиях как-то одиноко и совсем иначе звучат слова другого великого святого конца прошлого и начала нынешнего века равноапостольного Николая, просвятителя Японии (†1912 г.). Вот, что он пишет в письме от 10 ноября 1909 года: «Жизнь и отдельного человека, тем более, каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут ещё многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма. Правда Божия сего требует. Истина Христова всею своею силой должна войти в человечество и произвести полное свое действие». Смотрите, насколько иначе говорит этот великий святитель! Как это отличается от многих брошюрок об антихристе, щедро издаваемых в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский О подражании Христу. – Изображения Павла и его добродетелей. – Богатство при хорошем его употреблении не составляет греха. Том 10, книга 1, Беседа 13   При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     " Мы безумны Христа ради " (необходимо опять отсюда начать слово), " а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии " (1Кор.4:10). 1. Высказав множество укоризн, которыя поражают больше всякого обличения, апостол говорит здесь о том же с свойственным ему достоинством. Сказав: " вы стали царствовать без нас " , и: " Бог судил нам, последним быть как бы приговоренными к смерти " , далее он показывает, каким образом они действительно осуждены на смерть, и говорит: " мы безумны, и немощны, и бесчестны, и  терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками " (ст.10-12), что и было признаком истинных учителей и апостолов. Но коринфские учители хвалились противоположным: мудростью, славой, богатством, почестями. Потому, желая низложить гордость их и показать, что не только не следует хвалиться этим, но еще следует стыдиться, он наперед посмеивается над ними и говорит: " вы стали царствовать без нас " . Я возвещаю, говорит он, что настоящее время не есть время почестей и славы, которыми вы наслаждаетесь, но гонений н скорбей, которые мы претерпеваем. Если же это несправедливо, а напротив настоящее время есть время воздаяний, – здесь он говорит иронически, – то вы, ученики, уже царствуете, как я вижу, а мы, учители и апостолы, которым следовало бы прежде всех получить награду, не только стали последними пред вами, но и осужденными на смерть, постоянно проводя жизнь в бесчестии, голоде и опасностях, претерпевая оскорбления, как безумные, и гонимые, и подвергаясь невыносимым бедствиям.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но чтобы совершился греховный акт, для этого требовалось ещё, чтобы вместе с вожделевательной силой в ту же бездну, к тому же материальному началу добровольно склонилась и свободная воля человека, без которой не может состояться никакой порок, равно как и никакая добродетель”. — Тихомиров Д. Св. Григорий Нисский как моралист. Этико-историческое исследование. Могилёв на Днепре, 1886. С. 182–183. 24 Эта фраза ( poion e„r»nhn) указывает на постоянное созидание Богом Словом духовного мира и покоя в душах верных. 25 Явный отзвук идей святого апостола Павла в Еф 2:14. Ср. “Я думаю, что он разумел под средостением (не закон, но) вражду плоти, которая была как бы промежуточною стеною, отделяющею нас от Бога, как и пророк говорит: не греси ли ваши разлучают между вами и мною (Ис 59:2, цит. не совсем точна — А. С.)”. — Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Т. XI. Кн. 1. СПб., 1905. С. 44. Сам преподобный Максим в “Толковании на Молитву Господню” рассуждает так: “Господь воссоздал природу человеческую в её первоначальной чистоте ещё и тем, что, упразднив вражду, пригвоздил на кресте рукописание (см. Кол 2:14) греха, вследствие которого эта природа вела непримиримую борьбу против себя самой; призвав дальних и близких, то есть бывших под законом и бывших вне закона, и разрушив стоящую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф 2:14–15), примирил нас через Себя с Отцом и друг с другом”. — Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. С. 187–188. 26 Так, думается, можно перевести выражение: ka€ gnumhj тХ per€ kak…an ceirTgrafon. Опять можно уловить отзвук мыслей святого апостола Павла; см. Кол 2:14. Ср. толкование: “Рукописание собственно есть собственноручная долговая расписка. Какие у нас долги? Грехи, как в Молитве Господней читаем: остави нам долги наша. Итак, крестною смертию Христовой Бог изгладил и все грехи каждого человека от начала мира и до конца его.

http://pravmir.ru/voprosootvetyi-k-falas...

Однако эти толкования не стоит так уж резко противопоставлять. Слово и два Ангела вполне могут символизировать тайну Троицы, и с противниками этого мнения и спорил преподобный Иосиф Волоцкий. Явление Моисею в купине «Моисею въ купин яко явился еси въ огненн, Ангелъ нареклся еси, Отчее Слово, Еже къ намъ Твое предъявляя имже всмъ яв возвстилъ еси державу Единаго, (3-й глас). Здесь говорится о явлении Моисею горящего тернового куста и о том, как он говорил с Ангелом: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воозвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» (Исх. 3: 2–4, Синодальный перевод). То, что Один и Тот же назван и Ангелом Господним, и Господом, указывает на то, что Сын является как Тем Лицом, Которому намечено прийти, так и равночестным Отцу: Митрофан и Предание Митрофан был сослан в Херсонес Таврический, где успел встретиться с будущим просветителем славян равноапостольным Кириллом Автор канонов полунощницы Митрофан Смирнский – византийский интеллектуал IX века необычной судьбы. Епископ Смирны, он стал противником знаменитого святителя Фотия, Патриарха Константинопольского. В бурном и драматичном столкновении святителя Фотия с Римом Митрофан был на стороне последнего; однако даже когда римские папы признали Фотия патриархом, смирнский епископ отказался сдаваться. Вследствие этого Митрофан был лишен сана и сослан в Херсонес Таврический, где успел встретиться с будущим просветителем славян равноапостольным Кириллом (тогда еще Константином) и высоко оценить его ревность в вере . Пожалуй, эта удивительная судьба только в одном отношении отразилась на троичных канонах, составленных Митрофаном. Поддерживая дружеские связи с Римом, он, вероятно, успел узнать о набирающем там силу учении о филиокве – ипостасном исхождении Святого Духа не только от Отца (как верят православные), а от Отца и Сына. В своих канонах Митрофан попытался исправить латинское заблуждение, неоднократно и многообразно подчеркивая то, что Отец является единственной причиной как Сына, так и Духа.

http://pravoslavie.ru/146088.html

Он сказал ему: «Отче божественный и премудрейший, прости нас, которые согрешили против тебя как люди, а твое всесвятейшество получит прощение от нас в том, что ты сказал и сделал против нас. Просим тебя, не сердись на нас за наши грехи, а мы дадим тебе столько денег и одежд, сколько нужно, и пошлем тебя с честью, куда бы ты ни захотел. А туда, где будешь жить, мы вышлем все необходимое. О сожительстве же архонта не беспокойся, потому что он получил прощение от всего Архиерейского Синода Константинопольской Церкви, пусть и твое Всесвятейшество даст прощение, как и подобает». Вздохнув из глубины души, божественный Нифон отвечал: «Радул, не нужно мне ни твоих денег, ни одежд, ни почестей, да не будет того. Ты помнишь, как ты уговаривал меня прийти в Валахию, чтобы я научил вас слову Божию. Если я поступил с вами беззаконно, свидетельствуй о том. Я же поставлен от Господа моего обличать беззакония, а к этому беззаконию я не хочу быть причастным никогда, потому что оно не позволено никаким законом. Ты сам привел меня сюда, ты сам же меня и прогоняешь. Я иду туда, куда меня приведет Господь. Вы же умрете в беззаконии, во многих скорбях и болезнях, и многие беды произойдут в вашей стране. Тогда вы будете искать меня, «и не найдете» ( Ин. 7: 34 ). С этими словами святой ушел и, найдя духовное свое чадо Неанга, сказал ему наедине: «Вижу я, чадо мое, что великий гнев грядет на эту страну. Ты вместе со своим родом подвергнешься опасности, но Всемилостивый Бог сохранит тебя от всякого зла. Если ты исполнишь заповеди, которые я тебе дал, ты не только избавишься от всякой опасности, но и будешь в большом почете, и имя твое будет слышно во всех концах страны. Вспоминай же меня, духовного твоего отца, а я, если обрету дерзновение у Человеколюбивого Бога, упрошу Его за тебя». Святой благословил свое чадо и облобызал, а Неанг рыдал, оплакивая предстоящее сиротство. Со своими учениками Макарием и Иоасафом Нифон отправился в Македонию, а оттуда в Петолии, уча и укрепляя православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Поэтому – на высоком месте, не под навесом кровли, но, вместо кровли, под сводом неба, чтобы очистилось все небо, в то время как этот Агнец был закаляем на высоте. Очистилось небо, очистилась и земля. Кровь капала из бока Его на землю и очистила все осквернение ее. По этой-то причине жертва принесена не под кровлею. Но почему же – не в самом храме иудейском? И это опять не без причины, а для того, чтобы иудеи не сделали своею собственностью эту жертву, – для того, чтобы ты не думал, будто за один только этот народ принесена эта жертва. Потому она принесена вне города, за его стенами, дабы ты знал, что это – жертва вселенская, – дабы ты знал, что это – приношение за всю землю, и что это – общее очищение всего естества нашего. Иудеям Бог повелел оставить всю землю и приносить жертвы на одном месте, молиться на одном месте, потому что вся земля была тогда нечиста от дыма, смрада, крови идольской и прочих нечистот языческих; поэтому Он назначил им одно место. Но когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы. Хочешь ли знать, как вся земля наконец сделалась храмом, и как всякое место стало удобным для молитвы? Послушай опять блаженного Павла, который говорит: на всяком месте воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления ( 1Тим. 2:8 ). Видишь ли, как Он очистил вселенную? Видишь ли, как мы везде можем воздевать чистые руки? Вся земля сделалась наконец святою, даже святее святынь иудейских. Почему? – потому, что там приносилась бессловесная, а здесь принесена словесная овца. Посему сколь выше словесное бессловесного, столь превосходнее и здешнее освящение. Итак, поистине крест – праздник. Хочешь ли знать, как крест достоин почтения? Господь не допустил ему оставаться на земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем. Послушай, как говорит об этом Сам Христос: егда рекут вам: се в пустыни есть, не изыдите: се в сокровищах, не имите веры ( Матф. 24:26 ), – говорит так о втором Своем пришествии, по поводу лжехристов, лжепророков, антихриста, чтобы кто-нибудь, обманувшись, не подпал власти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Правильное упражнение в добродетелях доставляет человеку блаженство на небесах. Это блаженство невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслью объять. 175. Ему же Сказано: не предавай меня на произвол врагов моих ( Пс. 26:12 ); так нам следует молиться об освобождении от нечистых страстей, которые суть души демонов. 176. Ему же Сказано Иаковом: Бог... даст мне хлеб есть и одежду одеться ( Быт. 28:20 ) – вот закон для монашеской жизни. 177. Ему же Самое великое благо – кротость; приобретя ее, великий Моисей видел Бога, как только возможно человеку. 178. Ему же В непорочности и чистоте подражай пророку Илии, который был подвижником и руководителем подвижников. Он первый показал нам целомудренную и равноангельскую 45 жизнь, за что и был восхищен на небо на огненной колеснице. 179. Ему же Называя нечестие самой тяжкой болезнью, ты не погрешаешь против истины. 180. Ритору Амфиктиону Получив большую прибыль, имея роскошную трапезу и почести, выше твоего достоинства, не беснуйся, но ожидай перемены и сократи свою надменность. Потому что нет ничего столь непрочного и жалкого, как удача человеческая. 181. Сенатору Иерию Как думаешь, многие ли сподобились блаженства слышать слово богомудрого Иоанна, Архиепископа Константинопольского 46 ? Ты, как пламенный любитель этих проповедей, можешь почитать себя блаженным. 182. Иподиакону Мариану К чему ты так щедро утучняешь свою плоть, которая еще немного – и станет пищей червей. 183. Иподиакону Гигантию Чтобы не утратить тебе дарований неустрашимости и совершенного бесстрастия и не поддаться печали, прислушайся к словам святого Моисея, который ободряет тебя, говоря: пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей ( Лев. 26:6 ). Землей называется сердце человеческое, принимающее в себя добрые и плохие семена, а лютыми зверями – демоны и порочные помыслы. 184. Ему же Когда за терпение и молитву примем дарование свыше, тогда в состоянии будем обращать в бегство невидимых варваров, в трепете падающих под ноги наши. Как говорит пророк: те, кого боялись вы, ныне боятся вас. 185. Архидиакону Левкадию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский О собраниях для вкушения пищи и вечери Господней. – Обязанность разделять трапезу с бедными. Том 10, книга 1, Беседа 27 При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     " Но, предлагая сие, не хвалю вас , что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее " (1Кор.11:17). 1. Прежде всего надобно объяснить причину предлагаемого обличения; тогда наша речь будет удобопонятнее. В чем же состоит эта причина? Как в начале верующие, в числе трех тысяч, вкушали пищу за общим столом и имели у себя все общее, так было и тогда, когда апостол писал это, хотя и не с такой точностью, а только как бы некоторый остаток прежнего общения сохранялся и соблюдался в последующее время. Верующие, из которых одни были богаты, а другие бедны, хотя не отдавали всего своего имущества на общую пользу, однако в установленные дни по обычаю учреждали общие столы и, по окончании собрания и причащения таин, сходились все на общее пиршество, при чем богатые приносили яства, а бедные и ничего не имеющие были приглашаемы ими, и таким образом вкушали пищу все вместе. Но впоследствии уничтожился и этот обычай. Причиной было то, что верующие разделились между собой, причисляли себя одни к тем, а другие к другим, и говорили: я такого-то, а я такого-то, как говорил и вразумлял (апостол) в начале послания: " ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов " ; „я Аполлосов " ; „я Кифин " ; " (1Кор.1:11-12). Это не значит, будто они называли себя Павловыми: он не допустил бы этого; но, желая сильнее и с корнем истребить такой образ действий, он привел свое имя, чтобы показать, что если бы кто-нибудь принял даже его имя, отторгшись от общего тела (Церкви), и в таком случае поступил бы безрассудно н крайне нечестиво: если же нечестиво (называться) его именем, то тем более именем других низших учителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010