Новый ряд житий — Макарьевского периода 78 , начинается оригинальным сообщением писателя жития преподобного Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: “и по времени вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя Писания, елико мощи ему и толкованием глаголати яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити”, писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы “и толкованием глаголати” следующие выражения: “и инеми писаньми 79 , и философскую мудрость извыче” 80 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком-либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна (Столпа — Ред.), под понятием философской “мудрости” биограф Евфросина мыслил ничто другое как “протолкование всякого Писания, Ветхого и Нового Завета”, способность “много повествовати от Писания и много протолковывать силу книжную” 81 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта, епископа Новгородского: “и вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение” 82 . По памятнику половины XVI века 83 , Александр Свирский отдается родителями “в научение божественного Писания” 84 , а по другому списку “в научение грамоте святым книгам” 85 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую задачу своего школьного учения: “да просветит (Господь — В. В.) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего 86 , разумети учение божественного Писания, еже учитель ми сказует” 87 . Результатом молитвы является то, что он “вскоре без труда изучися божественного Писания и превзыде всех сверстников своих” 88 . Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: “бе бо и книжному учению наказан бысть” 89 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка: “и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных Писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушая родителей своих, с великим прилежанием уча божественная Писания с сверстники своими” 90 . В житии Макария Калязинского в том же роде: “вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных Писаний”.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

Из 14 больших шитых пелен и 16 малых под иконами и евангелиями до настоящего времени сохранилось 10 больших пелен и 9 малых: из больших не более пяти уцелели в своём первоначальном виде, прочие так или иначе перешиты и переделаны. Среди них по древности и по тщательности и высокому искусству шитья занимает первое место пелена с изображением преподобной Евфросинии с вышитым кругом тропарём и кондаком. Преподобная Евфросиния вышита в рост, в натуральную величину, в иноческом одеянии, с восьмиконечным крестом в правой руке и свёрнутым свитком в левой. Рисунок, по которому сделано шитье, необыкновенно тщательный, изящный и принадлежит хорошему мастеру иконописцу. Судя по тому, что фигура исполнена несколько продлинновато (8 голов слишком), черты лица сухи и немного вытянуты, а общий тон красок не резкий, а бледноватый, свойственный иконописи конца XVI и начала XVII века, время работы этой пелены нужно отнести именно к последней четверти XVI и никак не позднее первой половины XVII в. Поле или фон пелены шит золотом плотной гранью. Лик и ручки вышиты гладью шёлком телесного цвета (с серовато-матовым, а не желтоватым отливом, как в позднейшем шитье). Контуры широко открытых глаз, высоких густых бровей, тонкого носа, небольшого рта и подбородка, а также тонких, изящно сложенных ручек и пальцев, выполнены темным шёлком гладью же. Верхняя риза с епитрахилью (схима) и головным покровом (кукулем) и обувь из темной камки шиты шелками денежкой с крестиками; два малых четырехконечных креста на кукуле с 8-конечным в середине, два на плечиках ризки и 8-конечный на епитрахили с тростию, копием и кринами шиты золотом и серебром необыкновенно тонко и искусно. Исподняя риза бледно-серая («дичь») также шита шелками тем же узором. Крест в руках 8-конечный шит золотом крупной гранью. Венец, шитый золотом в денежку с одним стежком, обнизан в две верёвочки довольно крупным жемчугом; надпись преподобной вязью также вынизана жемчугом в жемчужных кругах. Блики и складки в одеждах помечены шитьём же темным шёлком. Кругом пелены по зелёной камке шиты золотом вязью тропарь и кондак преподобной Евфросинии. Текст тропаря и кондака несколько отличен от текста списков позднейшего письма служб: «тропарь преподобной Евфросинии глас д. Святая ти (вм. твоя) память Суждальскую страну веселит, верные вся созывает четный храм твой иде же ныне лежит всечистое (вм. всечестное) тело твое Евфросиния преподобная, моли Христа Бга спастися душам нашим». «Кондак глас в. Девства чистотою возжгла еси свещу (вм. светильник) своего разума и просветила еси душевную си (си нет) чистоту пощением плоть поработила еси духом же (вм. тем же) преподобная Евфросиния почитающе подвиг (и) трудов твоих молим тя моли Христа Бга нашего непрестанно о всех нас (вм. спастися душам нашим)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Рисунок миниатюр (очерк, прорись) сделан свободно, мастерски, очевидно умелой рукой, в виде тонкого абриса и изящных штрихов, исполненных пером чернилами и затем раскрашен акварельными нежными красками. Миниатюрист располагал немногими красками: пурпурной (червлёной, багор), жёлтой (охра), красной (бакан) зелёной (празелень и дичь) и чёрной (чернила). Видно тонкое уменье пользоваться красками и вкус: мастер редко исполняет рисунок в одном тоне (только бесы изображены однотонной – темной краской), а всегда растушёвывает, соблюдая градацию в тонах, причём сами краски комбинирует, соединяя две краски вместе: жёлтую с чёрной, синюю с зелёной или налагает краски не одинаково густо, отчего она выходит или темнее или светлее, переходя из красной в розоватую, из синей в голубую, – видно уменье и в обозначении светотеней. Особенно нежны краски, употребляемые художником для раскрашивания палат, чаще всего в три тона: правую башню – миниатюрист расцвечивал красной краской, левую сине-зелёной, а средину (переход) розоватой – иногда наоборот, словом комбинировал тона, избегая однообразия. Теперь сравним эти миниатюры издаваемого рукописного жития XVII в. с позднейшими лицевыми изображениями трёх списков жития XVIII века. Списки монастырский 1785 г. и Общ. Люб. Др. Письм. составляют точную копию с древнего списка XVII в. В том и другом и количество миниатюр одно и то же (57). В списке 1785 г. есть только одна лишняя миниатюра, изображающая обретение мощей преподобной Евфросинии в 1699 году (в 1700 году по этому списку), событие, случившееся уже после написания древнего списка; миниатюрист, чтобы сохранить счёт миниатюр слил две миниатюры (36 и 38) в одну. Список Древлехранилища несколько отличен от издаваемого нами и в тексте, и в самом количестве миниатюр – их 64; но все эти списки, имея образцом древний оригинал лицевого жития преп. Евфросинии, обладают одними и теми же качествами, резко отличающими их от их оригинала. Качества эти обусловливаются стремлением позднейших миниатюристов к натурализму, заметным, в особенности, в миниатюрах списка Древлехранилища, при полном неуменье художников владеть ни красками, ни рисунками. При этом нарушаются и некоторые неизменные требования древнерусской иконографии. Так, изящные, стильные и строгие фигуры ангелов миниатюриста XVII в. в рукописи Древлехранилища XVIII в. заменяются тяжёлыми и некрасивыми младенческими фигурками, копирующими очевидно толстощёких амуров, занесённых к нам поклонниками западного искусства. Новозаветная Троица, в виде иконы «Отечества», заменяется в той же рукописи ветхозаветной Троицей, в виде явления Аврааму ангелов, исполненной «живописно». – Иконописные типы Спасителя, Божией Матери и других святых теряют свою стильность и иконографическую верность древнему подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, которая может согреть всех Образы монахинь в картинах художников Оксана Головко   03:59 09.11.2020 582 Время на чтение 7 минут Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века. Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/lyubov...

Пелена шитая в шёлку, на ней вышит образ благоверной княжны Евфросинии Суздальской, венец шит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, а вкруг та пелена обложена камкою зелёною, на той камке слова шиты золотом, в руке её крест обнизан по краям жемчугом. На мощах преподобной княжны Евфросинии покров вышит шёлком, на том покрове образ её вышит шёлком же, а венец вышит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, крест позументовый золотой, вкруг того покрова подпись, слова шиты по зелёной камке золотом. Покров по алой объяри шитый серебром и золотом, вкруг её крест позументовый золотой. Пелена по золотой парче обложена бархатом малиновым, кружево золотое с городами по краям, в середине крест, низан крупным жемчугом, копие, трость, слова значат Иисус Христос , при кресте глава адамова и две кости низаны жемчугом мелким. Пелена перюснева серебряная, по ней крест золотой вкруг обложена гасом золотым. Пелена штоф по жёлтой земле, по ней травы серебряные и зелёные крест серебряный, а около обложена кружевом серебряным с городами. Пелена кафеиная пукетовая по ней травы золотые, крест сетка серебряная и обложена сеткой серебряной. Пелена пукетовая, крест золотой. Пелена чёрная бархатная, по ней крест золотой, обложена пукетом кафеиным да кружевом серебром золотом. Пелена жёлтая атласная, на ней крест шит серебром. Пелена люстриновая белая, по ней крест и по краям мишурной 47 . Пелена тафтяная алая, на ней сетка серебряная, обложена штофом цветным 48 . Пелена полу-объяринная алая, по ней крест и по краям кружева мишурного. Малые пелены Две пелены тафтяные обложены по краям зелёною тафтою, на них кресты шиты серебром, а по краям слова вышиты золотом. Пелена объяринная насыпная малиновая, обложена атласом зелёным, по ней крест сетка серебряная с золотом. Две пелены ходовые: первая бархатная малиновая, на ней крест позумента серебряного, по краям кружево золотое, при ней семь кистей серебро с шёлком; вторая, чёрная, бархатная, на ней крест мишурной. Под евангелие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Стихарь ветхий атласный красный, оплечье штофное, наподольник и зарукавье атласные жаркие 101 . Стихарь ветхий камчатный вишнёвый, зарукавье белой камки, наподольник красной камки и зарукавьи 102 . Стихарь кумачный красный, оплечье и зарукавье, наподольник бумажной парчи 103 . Орари Орарь золотой парчи, по краям обложено голубою тафтою, шесть кистей, шёлк и серебро, пуговица серебряная одна. Орарь бархатный красный. Орарь гризетовый голубой. Орарь объяринный голубой, по краям обложено гасом мишурным, пуговица серебряная, по концам бахрома золотая. Орарь разных цветов, пуговица серебряна. Орарь по жёлтой тафте. Орарь шитый по алой китайке 104 . Орарь лентовой цветной 105 . Орарь штофный разноцветный 106 . Орарь чёрный тафтяной. Орарь красный тафтяной с кистями золотыми. Поручи Два поруча шиты золотом, при них четыре пуговицы. 107 Два поруча шиты золотом и серебром. Два поруча шиты разными шелками, кресты золотом. Два поруча шиты кресты золотом. Два поруча бархатные, кресты золотые. Два поруча устриновые кафеиные, кресты мишурные. Два поруча коноватные. Два поруча цвета брусничного, по ним травочки серебряные. Три кадила серебряные, в том числе одно четвероугольное позолоченное. Два белые. Три кадила медные. Четыре подсвешника медные. Два подсвешника жестяные. При раке мощей преподобной Евфросинии лампадка малая серебряная на цепочках серебряных, в которой деревянное масло горит. Медных больших и мелких лампад двенадцать; при мощах преподобной у большой лампады кистей две – золотая да серебряная, а у прочих одиннадцати кисти шёлковые. Три паникадила медные, в том числе одно большое, а два малые на жёлтых цепях, у большого яйцо струфокамильное, кисть золотная, а у малых кисти шёлковые. Чаша водосвятная медная большая, на дне той чаши картина медная, на ней изображено Богоявление Господне. Две чаши водосвятные медные небольшие. Пять блюд оловянных. Две миски. Девять тарелок. Пять ковшей медных, небольшие. Четыре подсвечника медные небольшие, что ставятся к водосвящению свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Алтарь, благодаря такому устройству, довольно просторен. Восточная часть его оканчивается тремя полукружиями; северное (левое) полукружие служить помещением для жертвенника, правое для диаконника. Престол устроен на четырёх дубовых столбах, верхняя дека также дубовая, покрыта холщёвой срачицей. Антиминс на престоле холщёвый, священнодействован преосвященным Сильвестром, Митрополитом Суздальским в 1757 году, октября 31 дня. Жертвенник также дубовый и покрыт холщёвой срачицей. Запрестольный крест с живописным изображением Распятия и образ Тихвинской Божией Матери за жертвенником не древние. К сожалению, в Ризположенской церкви время и пожары уничтожили все древнее, и иконостас и иконы. – Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах, четырёхъярусный с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы. Иконы в первом ярусе, не древние, писаны не ранее второй половины XVIII ст., несколько раз исправлялись и обновлялись; все они закрыты сплошными серебряными ризами. На иконе Спасителя около царских врат и Положения Ризы Божией Матери серебряные ризы чеканены в 1798 году. Другие две иконы, Боголюбской Божией Матери по правую руку царских дверей с небольшим образом вверху Каменецкой Божией Матери и преподобной Евфросинии Суздальской с деяньем также не древние. Серебряные оклады на иконах позднейшие, даже с пробами. – На Каменецкой Божией Матери венец и риза шиты по белому атласу золотом и серебром – работа нынешнего столетия. На дверях северной и южной написаны ангелы, один с ветвью, другой с крестом. В иконостасе соблюдены обычные позднейшие правила размещения икон, хотя во второй ярус попали праздничные иконы окладные наряду с двунадесятыми праздниками, вытеснив последние. Они, вероятно, в древности составляли целый пояс в особом тябле над местными иконами, как это было обычно в древних церквах 30 , и немногие уцелевшие от пожара 1769 г. иконы этого яруса заняли приблизительно старые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Что касается канонизированных святых жён, то и здесь крайне мало ранних изображений в иконописи, представляющих иконографическую традицию. К сожалению, не составляют исключение и прославленные святая княгиня Ольга, и преподобная Евфросиния Полоцкая. Только изображение преподобной Евфросинии Суздальской в монашеском одеянии, скончавшейся в 1250 году, можно видеть на шитом покрове XVI века, вышедшем из мастерской великой княгини Соломонии Сабуровой 100 . Её возвышенный образ явно обязан лучшим проявлениям православной духовной традиции, в течение столетий питавшей русское иконографическое творчество. 6. Заключение Опыт изучения исторического развития иконографии русских святых позволяет утверждать, что византийское наследие здесь в одних случаях сыграло определяющую роль, в других — подверглось самой радикальной переработке. Давно выяснена роль позднеантичного светского начала в становлении раннехристианской иконографии 101 . Известно и о том, насколько развитое портретное искусство почти постоянно сопутствовало развитию сакрального образа в Византии, вплоть до последних лет её существования 102 . В какой мере этот фактор был определяющим и для средневековой Руси? Портрет существовал в своей традиционной для средних веков функциональной роли: ктиторского и эпитафиального, надгробного. В этом смысле его воздействие на икону невозможно отрицать хотя бы уже потому, что сами иконографические типы обладают удивительной живучестью, распространяющейся на различные виды изобразительного сакрального искусства. Лучший пример тому — резные рельефные изваяния и шитые покровы новгородских святых 103 . Иконописные изображения святых князей дают основания судить о границах интерпретации определённых моделей, взятых из арсенала византийской иконографии. Однако пользовались явно и иными образцами. Так, на храмовой иконе церкви Бориса и Глеба “в Плотниках” на Торговой стороне в Новгороде, последней четверти XIV века 104 , и на некоторых аналогичных ей по композиции князья представлены конными. Здесь речь может идти о использовании западной по своему происхождению схемы, усвоенной в XIII веке греческими мастерами при выполнении икон конных воинов для крестоносцев 105 . После того, как был выработан своего рода универсальный княжеский тип, соответствующие изображения на русских иконах стали очень похожими, если не стереотипными.

http://pravmir.ru/ikonografiya-russkih-s...

47 миниатюра . Подаяние богатым ризы пр. Евфросинии. Палаты и одноглавый храм. Пр. Евфросиния не принимает ризы (красной), подаваемой богатым (средовек). В списках XVIII в. – то же. 48 миниатюра . Пр. Евфросиния поучает богатого. Те же палаты в несколько иной комбинации; тот же богатый, что и в предыдущей миниатюре, только без ризы в руках – во всех списках жития. 49 миниатюра . Изгнание пр. Евфросинией из девицы беса. Палатное письмо тоже, что и в предыдущей миниат. Две боярыни (в шубах и белых платках) привели отроковицу (в красном платье); пр. Евфросиния при игуменьи (обе в нимбах) и монахинях изгоняет беса из девицы. Бес (мохнатый, весь зелёный с крыльями, волосы дыбом в один вихор) вылетает изо рта девицы. В копиях Общ. Люб. Др. Письм. и 1785 г. – то же; в сп. Д-ща чудо иллюстрировано ближе к тексту жития. Преп. Евфросиния поднимает за руку девицу, поверженную бесом, который тут же и вылетает изо рта девицы; боярыня-мать одна (как и в тексте) благодарит, кланяясь ниц преподобной за исцеление дочери. 50 миниатюра . Пр. Евфросиния научает некую жену, упавшую ей в ноги, добродетели. Интересно палатное письмо в этой миниатюре. Ср. у Султанова: «Образцы древ.-русск. зодчества» 19 стр., т. VI, ч. 30 и др.). Архитектор найдёт в этой и других миниатюрах этой рукописи драгоценный материал для истории древнерусского зодчества, и может заимствовать многие из архитектурных мотивов палатного письма для построек в русском стиле. В позднейших списках – то же; но палатное письмо беднее. 51 миниатюра . Пр. Евфросиния избавляет Суздаль от труса. «Град Суждаль» (то же, что и в миниат. 34). Пр. Евфросиния с инокинями молится. В верхнем правом углу миниатюры за отчёркнутой линией небо; зелёные кучевые облака с завитками внутрь сегмента и сияние; в сиянии Спаситель, Божия Матерь и святые. В левом углу миниатюры, в куче густых облаков, изображена обнажённая фигура летящего ангела с трубой в руках; из трубы исходят лучи – трус. Изображение труса в этом виде ведёт своё начало от отдалённой древности и выработано апокалипсической иконографией (см. у Ф. Буслаева . Русский лицевой апокалипсис. М. 1884 г., стр. 240, 295 и др.) В копии 1785 г. ангел одет; в экз. же Д-ща ангела – труса и грома – нет; на облаках изображены только Спаситель, Божия Матерь и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Рис. 52. Таблица 14. Исцеление расслабленного Чудо преподобной Евфросинии о расслабленном Непотребно есть и се забвение глубине предати, но на свещник 561 сердец наших поставити подобает убо везде и повсюду всяко с высоким проповеданием и извещением сия проповедати, и ничто же от них скрыти, или забвению дати 562 , но во общую пользу и спасение всем Христоименитым, имущим уши слышати да слышит душеполезных сих воображений и приложивше ум со всяким поспешением и помощию и молитвою, преподобной и чудотворной благоверной княжны Евфросинии, иже от раки её сущия в ней благодати Божия кипящия, всякими чудотворении, явными же и неявными, и ныне же по многих её древних прежде бывших чудесем 563 . Слово о чудесах преподобной и благоверной княжны Евфросинии, Суждальской чудотворной, како уставися праздник сей праздновати Должно убо нам к вашей любви сия известити ми, яко олень ко источнику желает, сице имы благая и полезная всегда поучатися, днесь убо видена быша нами преславная, иже творяше Бог святыми своими, не точию в животе, но и по смерти чудодействовати, праведницы бо яко же рече писание во веки живут, от Господа мзда их, и примышление их от вышнего, обаче постиже мя повествующее время, о чудесах преподобной и целомудренной княжны Евфросинии, мало что от сих написати дерзнух вкратце, да не под спудом тяжести покровени будут, но на свещницех разумных уяснятся. В лета самодержца великой России государя царя и великого князя Иоанна Василиевича всея России, быша знамения и чудеса, от гроба благоверной княжны Евфросинии преподобной, даже и до сего дня, мнози же различными недуги одержимые здравие почерпающе, яко же от источника живых вод, и с веселием в дома свои возвращающеся, тем же и славе прошедши род бываемых чудес от раки её, не токмо во окрестных странах и ту живущих, но и повсюду имя преподобной Евфросинии, яко же некое священие ношашеся. Человек некий именем Симеон, приведе сына своего именем Михаил, глух и нем 7 лет, во обитель Пресвятой Богородицы, и приложи его ко гробу преподобной Евфросинии, и в том часе бысть здрав, и нача глаголати и слышати.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010