Суздальским, известным подвижником благочестия. Мощи пр. Евфросинии, не смотря на церковное чествование её (с 1571–1581) оставались под спудом до 1699 г. 16 Что было побудительной причиной к открытию мощей преподобной из жития не видно 17 . Анания Федоров в Истор. собр. о гр. Суждале передаёт, очевидно заимствованную им из жития преподобной, современную событию запись открытия мощей таким образом: «В лето от сотворения мира 7207 от воплощения же Бога Слова, 1699 месяца сентября, при державе благочестивейшего, самодержавнейшего Великого Государя Императора Петра Великого, самодержца Всероссийского, по благословению святейшего Кир Андриана архиепископа Московского и всея России и всех северных стран патриарха, правящу тогда в Суздале престол великой церкви, Пресвятой владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии честного и славного её рождества, преосвященному Иллариону митрополиту Суждальскому и Юрьевскому, бысть благочестивейшего Великого Монарха повеление и святейшего патриарха благословение, дабы во граде Суждале в монастыре девичьем Пресвятой Богородицы, честной её ризы положения, изыскав гроб преподобной благоверной Великой княжны Евфросинии открыти и открыв освидетельствовати, и сотворити память, яко же лепо святым». Преосвященный Илларион, пригласив епископа Леонтия, бывшего Тамбовского и проживавшего в Суздале в Спасо-Евфимиевском монастыре под началом архимандрита Спасо-Евфимиевского Варлаама, Васильевского монастыря арх. Кириака, Николаевской Пищуговой пустыни игумена Гавриила, соборного протоиерея Евфимия и ключаря Феодора, и причт церковный – отправился в Ризположенский монастырь 17 сент., отслужил вечерню, молебен и всенощное бдение и, после всего, при пении псалмов и молитвословий приказал копать землю над гробницей преподобной, а в 1-м часу дня (т. е. на рассвете) обрели гроб и нетленные мощи пр. Евфросинии. Нетленными оказались и погребальные ризы, не смотря на 450-летнее пребывание их в земле. Пр. Илларион повелел учинить «звон велик» и совершил торжественное богослужение при громадном стечении народа и затем 25 сентября, в день памяти пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Своими трудами и подвигами преподобная Евфросиния подняла значение самого монастыря. При жизни ее не было женской обители, которая могла бы равняться с ее монастырем по благочинию в жизни и богослужении, по благочестию и подвигам инокинь. Между тем на Русь надвигалась страшная гроза, приближалось нашествие татар. Татары быстро шли по Русской земле: жгли города и села, жилища людей и храмы Божии, беспощадно убивали жителей и уводили в плен. В начале 1237 года татарские полчища осадили Суздаль. Жители заперлись в городе. Преподобная же Евфросиния и другие монахини не оставили своего монастыря, находившегося вне стен города, и усердно молились о спасении града и обители. Господь открыл преподобной, что город будет разрушен, жители будут избиты, но обитель останется невредимой за их молитвы. — «Тебе вместе с живущими здесь обещаю, — говорит Господь, — что знамение креста будет хранить твой монастырь.” И тот час же явился чудный свет над монастырем; во свете был виден животворящий крест и два огненно-светлых юноши, державших в своих руках натянутые луки. Они сказали преподобной, что они посланы от Бога охранять обитель от врагов. В другой раз преподобная видела, что некоторые инокини побежали в город, чтобы найти защиту за его стенами, но они были или убиты, или отведены в плен, а иные возвратились опять в монастырь. Все случилось, как было открыто святой Евфросинии: город Суздаль был взят, горожане избиты или отведены в плен, с ними погибли и монахини, которые бежали из монастыря. Разорив город, отряд татар направился к обители Пресвятой Богородицы, но не мог даже близко подойти к ней: дивный свет, сиявший над ней, опалял безбожных врагов. Тогда выступил сам Батый и двинулся на обитель. Но преподобная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, прося Его покрыть обитель Своим заступлением и омрачить очи нечестивых татар. Тотчас же сошел на обитель мрак, в виде облака, так что татары не могли и найти её. Жестокой бурей пронеслись татарские полчища по Суздальской земле: города и села были превращены в пепел; земля опустела. Следующий год прошел мирно, а зимой 1239 года Батый снова двинулся на Русь, но уже в её южные пределы. Киевом тогда владел князь Михаил Черниговский, отец преподобной Евфросинии. Батый отправил к нему своих послов, которые льстивыми словами уговаривали князя подчиниться хану. Но князь приказал умертвить ханских послов, а сам ушел в Венгрию и жил там, как изгнанник.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

У царских дверей завес алой тафты, на нём крест шитый золотой, обложено камкою цветной, на стене зеркало мерою в пол аршина в рамках расписано травами. В церкви на правой стороне царских дверей образ Спасителя, на нём венец, цата и поля серебряные вызолочены, при нём завес тафтяной. По левую сторону царских дверей образ Пресвятой Богородицы Иверской, на нём венец с короною серебряною золочённою, в той короне звезда и с каменьем, в короне в одиннадцати местах каменья, тот венец в две верёвки и корона вся вокруг, также убрус и ожерелье, зарукавье низано жемчугом, по серебряной доске подпись убруса вкруг жемчужная крупного жемчуга, на руках держимого младенца Спасителя нашего, венец серебряный вызолоченный вкруг его в две верёвки обнизано жемчугом, цата серебряная обнизана крупным жемчугом и каменьем, на том образе цата и поля серебряные вызолочены, при нём завес флёровый цветной. На правой стороне образ Пресвятой Богородицы положения ризы, на нём три венца да три цаты серебряные вызолочены, убрус и ожерелеце жемчужные, поля серебряны вызолочены, при нём завес флёровый чёрный. Образ Иоанна предтечи, на нём венец и цата серебряно вызолочено. На левой стороне образ преподобной княжны Евфросинии Суздальской, молящейся в житии, на нём два венца и две цаты серебряные вызолочены, ожерелеце жемчужное с каменьем, тот образ обложен вокруг серебром, на нём же по житию её сорок три венчиков небольших серебряны вызолочены. Образ Её ж преподобной благоверной княжны Евфросинии, на нём три венца да цата серебряна вызолочена, обложен весь серебром, при цате ожерелеце низаное жемчугом. Над северными дверьми образ Пресвятой Богородицы Казанской в киоте за стеклом, венец с короною, риза и поля серебряные, ожерелеце жемчужное, две серьги, при них два камешка простые. На левой стороне, над южными дверьми, образ Пресвятой Богородицы Печерской, на нём как образ Её, так и разных святых венцы, ризы и поля серебряны вызолочены. Над гробом преподобной благоверной княжны Евфросинии три образа, первый Казанской Пресвятой Богородицы, венец с короною с каменьями простыми, цата и поля серебряные, убрус и ожерелеце низаное, четыре ряски жемчужных, семь крестов серебряных, серьги жемчужные одиночки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

При царских дверях завес жёлтый тафтяной. В церкви На правой стороне, на образе Спасителя, венец серебряный. На левой стороне, на образе Пресв. Богородицы, венец серебряный. На образе Чудотворца Николая, венец серебряный, да два венчика малых серебряных. На образе преподобной княжны Евфросинии венец и цата серебряные. В той церкви при образах пять лампад, в том числе одна медная, а прочие жестяные. В той церкви Сретения Господня В алтаре на престоле Одеяние китайчатое зелёное новое; крест лентовый белый. Покров коноватный полосатый. На престоле Евангелие, у которого средник и евангелисты серебряные чеканные и вызолочены, застёжки серебряные, на исподней доске наугольники и средник серебряны вызолочены, обложено трипом малиновым. На жертвеннике одеяние из выбойки русской. Сосуды Потир, дискос, блюдца, лжица оловянные, звезда медная. При царских дверях завес кафейный тафтяной. В церкви На правой стороне, на образе Господа Вседержителя, венец серебряный вызолочен. На левой стороне, на образе Смоленской Пресвятой Богородицы и на руках Её держимого младенца Господа нашего Иисуса Христа, венцы серебряные позолочены, на нём же под венцом убрус простых зёрен китайских и бисера. На правой стороне, на образе Иоанна Предтечи, венец серебряный. На левой стороне, на образе князя Михаила да боярина его Феодора Черниговских, два венца серебряных. На образе Николая Чудотворца венец серебряный. На образе преподобной княжны Евфросинии венец серебряный. На образе преподобных отцов Сергия и Евфимия и преподобной княжны Евфросинии три венца серебряных. На образе Пресвятой Богородицы Тихвинской и на руках её держимого младенца Г-да нашего Иисуса Христа, венцы серебряные позолочены, под венцом богоматери убрус китайских зёрен простых и бисера. Пред образами лампад семь медных, при которых семь кистей бисерных. Паникадило медное при нём кисть шёлковая. (Подпись.) 1772 года Июня 10 дня присланы в подаяние от девиц – Марфы, Варвары Леонтьевых дочерей Карабановых: Ризы парчи золотой по дикой земле, подольник той же материи, а различено позументом серебряным узеньким с городами, а оплечье сбитью серебряною и по нему травочки из шёлка голубые, звезда и крест из тех же материй.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

22 миниатюра . Явление преподобной диавола в виде етера и юноши с яствами. Те же палаты, что и в предыдущей миниат. (одна башня палаты крыта «бочкой» с завитками на фронтоне.). Бесы с сине-зелёными лицами, с волосами дыбом в виде шишака, в зелёных рубашках, подносят пр. Евфросинии блюдо с яствами, другие бесы глядят из темной бездны. В позднейших списках то же; в сп. Д-ща диавол в виде князя Мины (средовека), в шубе, посылает трёх бесовских отроков с блюдами к пр. Евфросинии, спящей на одре. 23 миниатюра . Бездна поглощает бесов по молитве преподобной. Палаты и храм с трёхскатной кровлей (в роде церкви Преображения в Новгороде) с звонницей новгородской формы (ср. мин. 7). Преподобная пала ниц в молитве, пред иконами архангельского деисуса (три иконы: арханг. Михаила и Гавриила и в средине Иисуса Христа в образе Эммануила). Внизу разверзлась бездна (чёрное пространство), куда падают шесть бесов; все они с крыльями и хвостами; один с копьём, другой с багром, третий с протазаном; один имеет голову льва, другой с птичьей головой, третий с рогами; – все они в шерсти тёмного цвета. В позднейших списках – то же; в экз. Д-ща они изображены два раза – скачущими и, они же, низвергающимися в бездну по молитве преподобной пред иконой нерукотворного Спаса. 24 миниатюра . Пр. Евфросиния поучает боярынь с детьми и инокинь. Трёхглавый храм с чешуйчатыми главами, с тройным рядом щипцов; в храме икона Божией Матери Казанской. Пр. Евфросиния читает книгу, лежащую на аналое; игуменья с жезлом, инокини, боярыни и дети слушают. В списках XVIII в. – то же. 25 миниатюра . (Табл. VI). Препод. Евфросиния поучает инокинь без книг. Одноглавый храм с пятью рядами кокошников и щипцов и палаты. Преподобная стоя, поучает игуменью и сидящих сестёр. В экз. Общ. Люб. Древ. Пис. и 1785 г. то же; в списке Д-ща – Преподобная кланяется в землю игуменьи после поучения сёстрам. 26 миниатюра . Виденье игуменьи. Палаты с чешуйчатой кровлей, на одре спит игуменья; на облаках и на троне с подножием сидит пр. Евфросиния и держит «мёд сотен».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В списке 1785 г. мёд сотен в виде продолговатой дыни, в экз. Общ Люб. Древ. Пис. сходно с древним. В экз. Д-ща этой миниатюры нет; вместо неё две миниатюры: на одной игуменья, стоя вне келии, слушает поучение преподобной инокиням, а на другой миниат. игуменья рассказывает свой сон. 27 миниатюра . Восхищение на небо пр. Евфросинии. В правом углу пять небесных сфер, окрашенных в зелёную и пурпурную краски, в небе звезды; из сфер благословляющая десница Божия. Приём для изображения божества в высшей степени древний, ведущий своё начало с первых времён христианства. Пр. Евфросиния несётся в воздухе, поддерживаемая ангелом. Тут же, внизу, преподобная повествует о своём видении игуменьи. В сп. 1785 г. – то же; в списке Общ. Люб. Др. Пис. небесных сфер нет, нет и благословляющей десницы Бога Отца. В списке Д-ща этой миниатюры нет, – её заменяет иллюстрация видения одной черноризицей голубицы, летающей над кельей пр. Евфросинии. 28 миниатюра . Моление черноризиц о построении церкви Св. Троицы в обители. Одноглавый храм с чешуйчатой золотой главой; в храме (на фронтоне крыши «бочкой») икона св. Троицы (для обозначения во имя храма): рядом палаты. Одни инокини пали ниц, другие преклонили колена; преподобная с игуменьей указывают на храм. В экз. Общ. Люб, Др. Писм. и 1785 г. – то же; в сп. Д-ща изображён пятиглавый храм, составляющий копию с Троицкой церкви, построенной в половине XVII века, существующий и доныне в своём первоначальном виде. Миниатюрист довольно удачно изобразил характерные признаки Троицкой церкви: кокошники, паперть под колокольней с двумя рядами колонок, опирающихся на висячие гирьки. Ныне эта часть немного переделана и тем драгоценнее эта миниатюра, дающая возможность восстановить испорченное реставрацией; верны действительности и колокольня и паперти, окружающие церковь с трёх сторон. Кроме того, в этом списке есть ещё две миниатюры, каких нет в других списках: одна с изображением принятия в монастырь девиц, по влиянию преподобной, другая – поучение преподобной вдовам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Свящ. И. Ковалевский отмечает, что подвиг юродства – это своего рода «отрицательный способ представления нравственного идеала в жизни» 69 . А в связи с этим и появление юродивых было тесно связано с состоянием общественной нравственности в данное время и в данном месте. О. Иоанн пишет, что время появления святых юродивых было временем по большей части «нравственного упадка, нравственного разложения, время, когда положительные уроки нравственности имели мало значения, когда нужно было действовать отрицательно, когда нравственный идеал блекнул, когда нужно было учить добродетели чрез отвращение от порока, когда нужно было обнаружить всю наготу страсти и картиною порока учить добродетели» 70 . 1.3. Женское юродство в монастыре и в миру. Из рассмотренных нами 16 святых жен, прославленных в чине блаженных и/или Христа ради юродивых, 5 человек имели монашеский постриг, что в двух случаях нашло отражение в полном имени святого (преподобная Исидора Тавенская, Христа ради юродивая; блж. схимонахиня Марфа Московская, Христа ради юродивая). В полном имени трёх других святых юродивых жен указаний на монашеский чин не содержится, однако существуют более или менее достоверные сведения (нашедшие отражение в том числе и в иконографии и гимнографии) о том, что монашеский постриг над ними был совершен. Речь идет о блж. Евдокии Суздальской, Христа ради юродивой; блж. Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой; блж. Параскеве Дивеевской, Христа ради юродивой. Если рассмотреть только тех святых жён, которые в официальном наименовании получили определение «Христа ради юродивая», то соотношение получится следующее: из 12 святых монашеский постриг имели 5 человек, т.е. практически половина из числа прославленных святых юродивых жен были монахинями. Следует отметить, что прямого свидетельства о том, что блж. Евфросиния Колюпановская, княжна Вяземская, имела монашеский постриг, нет, но в житийной литературе отмечается факт благословения митр. Московским и Коломенским Платоном (Левшиным) Евфросинии на жительство в преобразованный им из мужского в женский серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь, где подвижница начала свой тяжелый подвиг юродства Христа ради 71 . Из жития св. Евфросинии также известно, что она завещала похоронить её в монашеской одежде, что и было исполнено: «Согласно завещанию покойной, многотрудное тело её было облачено в монашескую одежду и положено в простой гроб, в руки блаженной были вложены кипарисовый крест и четки» 72 . Именно в таком виде блж. Евфросиния изображается на иконах (о чем см. далее, в разделе 1.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Происходят структурные изменения: во второй части, после месяцеслова, добавляются статьи: «О праздницх. От правилъ святыхъ апостолъ и богоносныхъ святыхъ отецъ заповди нкая» 900 ; «Иного о праздницх святыхъ апостолъ»; «Иоанна святйшаго Киторошскаго ко священнйшему епископу Драчскому Кавасл о разршении брашенъ»; «От старческого» (нач.: «Рече отецъ Кассианъ Римлянинъ, яко идохомъ от Палестины во Египет...»; о посте); «Иныя заповди иереомъ» (учит не ради мзды, быть послушным архиереям, подходя к жертвеннику, «быть от всякого греха чисту»); «О покоянии от апостолских завщаний»; «От старческого» (нач.: «Брат вопроси отца Пимена глаголя...»; о покаянии). Назначение всех этих статей обозначено в заголовке «Приложенная симъ от внеъ нкая, иерею пренужная». Сам месяцеслов редактируется и, что особенно важно, дополняется. Редакторские изменения суть следующие. Согласно общепринятым в это время нормам, именование «Руси» последовательно заменяется на «Россию» (под 26 апреля, 30 апреля, 27 мая). Сокращается запись об Иосифе Волоцком 901 . Видимо, случайно меняется год поставления в епископы Ионы, митрополита Киевского (6986 вместо правильного 6956 г.) 902 Отличительной чертой месяцеслова 1659 г. является пополнение списка святых. Добавляются следующие памяти: 9 июля – перенесение мощей митрополита Филиппа («И пренесение мощей святаго Филиппа митрополита от Соловецкаго монастыря въ царствующий градъ Москву въ лто 7161-го»; с. 335), 8 апреля – Нифонта Новгородского («И преподобнаго Нифонта епископа Новгородскаго»; с. 231), 23 мая – Евфросинии Полоцкой («И преподобныя Евфросинии Полоцкой игумений»; с. 281−282), 26 июня – Дионисия Суздальского («В той же день святаго Дионисиа архиепископа Суждальскаго»; с. 321). Однако самым заметным явлением становится пополнение месяцеслова памятями Киево-Печерских святых: 11 декабря – Никона Печерского («И святаго Никона черноризца Печерскаго»; с. 91 ); 29 января – Лаврентия Печерского («И святаго Лаврентиа Печерскаго», с. 152); 14 февраля – Исаакия Печерского («И преподобнаго Исаакия Печерскаго», с. 173); 24 февраля – Герасима Печерского («И преподобнаго Ерасима черноризца Печерскаго»; с. 181); 1 июня – Агапита Печерского («И святаго Агапита Печерскаго», с. между 295 и 296); 10 июля – Антония Печерского («И преподобнаго отца нашего Антониа Печерскаго», с. 336); 26 июля – Моисея Угрина («И преподобнаго Моисеа Угрина святыя обители Печерския Киевския», с. 367); 7 августа – Пимена Печерского («И преподобнаго Пимина святаго монастыря Печерскаго Киевскаго», с. 382); 11 августа – преподобных Феодора и Василиа Печерских («И преподобных отец наших Феодора и Василиа Печерских Киевских», с. 385); 17 августа – Алипия Печерского, иконописца («И преподобнаго Алипиа иконописца святыя обители Печерския Киевския», с. 392).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(«Рассказы из русской церк. ист.»). В 1911 году св. мощи её перенесены торжественно в Полоцк, в основанный ею монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Память её 23 мая. Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобная Евфросиния Суздальская, в мире Феодулия 390 , дочь Черниговского князя Михаила, замученного в Орде, получила в доме своих родителей христианское воспитание и высокое образование. Её наставником был друг её отца, просвещенный боярин Федор. В юности уже почуствовала она влечение к монашеской жизни, но повиновалась воле родителей и согласилась сделаться женою суздальского князя Мины, потомка Шимона Варяга. Она была уже на пути в Суздаль, когда получила весть о кончине жениха. Тогда она приняла иночество в Суздальской Ризположенской обители. Усердно стремилась она к самосовершенствованию, часто проводила ночи без сна в молитве или чтении божественных книг. Не без труда давалась ей внутренняя борьба. «Для чего Господь допускает искушения?» спрашивала она у руководительницы своей, игумении – «Как без нападений врагов не могли-бы закалиться в борьбе царские воины, отвечала ей опытная старица, так и любящим Бога представляются искушения ради того, чтобы в борьбе с ними являлась добродетель, т. е. сила преодолевать искушения» («Жит. свят.» Дестунис). И Евфросиния с усиленным рвением предавалась посту, молитве и труду, чем укрепляла свои силы. Слухи об её святой жизни стали привлекать в обитель многих вдов и девиц, желавших научиться благочестию под её руководством. Игумения поручала ей преподавать наставления сестрам в трапезе и храме. Составитель жития пр. Евфросинии говорит, что она «произошла все науки» и отличалась красноречием и искусным чтением, привлекавшим в монастырь многих мирян, стремившихся послушать ее. Обитель достигла при Евфросинии высокой степени процветания, и во всей Суздальской земле не было другой, где бы воспитывались такие совершенные инокини. По смерти игумении пр. Евфросиния была избрана на её место. Во время её игуменства Суздаль подвергся татарскому нашествию, и монастырю грозила большая опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Есть основания полагать, что иконы Е. находились в храмах вотчин Спасо-Евфимиева мон-ря - прежде всего там, где существовали престолы во имя преподобного. Это, напр., храм приписного Мячковского Евфимиева во имя свт. Василия Великого мон-ря близ Гороховца, по преданию основанного Е., с каменной церковью 1679 г. (упразднен в 1764 - Зверинский. Т. 2. 690), ц. во имя мучеников Космы и Дамиана с. Коровники близ Суздаля (Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский уезды/Сост.: В. Березин. С. 89), один из храмов с. Мугреева-Дмитриевского Южского р-на Ивановской обл., храм слободы Мещерской на Оке (позднее г. Горбатов, где в Троицком соборе существовал придел Е.), ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Образцове Щёлковского р-на Московской обл., где до сих пор в приделе во имя Е. хранится его образ 20-30-х гг. XVII в., согласно надписи на обороте подаренный келарем Спасо-Евфимиева мон-ря Иосифом Трусовым (преподобный в рост, в молении благословляющему Иисусу Христу в сегменте). В качестве заказчиков икон святого, вероятно, выступали покровители обители князья Пожарские. Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Преподобные Евфимий Суздальский, Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Икона. 2-я треть XIX в. (Музей Нижегородской епархии в Печерском мон-ре, Н. Новгород) Неск. изображений Е. входит в состав росписи собора Спасо-Евфимиева монастыря, исполненной в 1689 г. костромской артелью во главе с Гурием Никитиным . Кроме житийного цикла в Евфимиевом приделе это еще и ростовая фигура преподобного, помещенная в юж. галерее, слева от портала храма ( Брюсова. 1982. Ил. 133; Спасо-Евфимиев мон-рь. 2007. С. 11. Ил.; согласно описи 1660 г., на этом месте до создания росписи находилась аналогичная икона - Описная книга. 1878. С. 39); рядом представлены суздальские преподобные жены - Евфросиния и София (вел. кнг. Соломония Сабурова). Необычна по иконографии композиция на сев. стене жертвенника: в облаках на фоне райского сада изображена Богоматерь с Младенцем на престоле (надпись: «Что Тя наречем, Благодатная…»), Которой молятся суздальские святые: в центре представлены коленопреклоненные святители Иоанн и Феодор, справа и слева от них - стоящие с воздетыми руками Е. и прп. Евфросиния. Этот сюжет, отражающий почитание суздальских чудотворцев как молитвенников за человеческий род, свой город и мон-рь, в то же время соответствует функциям жертвенника, предназначенного для совершения чина проскомидии, когда поминаются св. заступники.

http://pravenc.ru/text/187661.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010