Отто в 9 томах (Otto J. C. Т. Corpus apologetarum T. IX. Jena 1847–1872; I–V T. 1876–1881). Русский перевод – Преображенского (I–II т.) 213 . Основу рукописного предания составляет кодекс Parisiensis (Парижский 451) Кесарие-Каппадокийского архиепископа Арефы, от 914 г.; все остальные рукописи относятся к нему как своему прототипу. III. Первые защитники христианства против язычества и иудейства Апологетическая письменность с 120–130 гг. продолжалась в течение всего II века. Из ряда многочисленных апологетов в особую группу следует выделить первых апологетов в хронологическом отношении – Кодрата, Аристида и Аристона. Последующие апологеты, жившие в период развития гностицизма, отличаются от названных апологетов тем, что у них наряду с апологетической деятельностью развивается и полемическая (Иустин) или даже сами впадают в ересь ( Татиан ); при том вся их литературная деятельность проходит под сильным влиянием св. Иустина Мученика , который собственно и дал окраску и направление всему апологетическому периоду, тогда как влияние первых апологетов незаметно. III.1. Квадрат (Кодрат) Квадрат (Кодрат) – первый христианский апологет. Апология его, впрочем, утрачена, и всеми сведениями о нём мы обязаны Евсевию. В хронике Евсевия (2140 г. от Авраама – 124 г. по P. X.) читаем: «Адриан, приняв начальное посвящение в елевсинские таинства, дал афинянам много даров. Кодрат, слушатель Апостолов, и Аристид, афинский философ нашего учения, подали апологии Адриану» (далее речь идёт о докладе Адриану проконсула Серенния и об известном эдикте Адриана на его имя). Ещё меныне сведений сообщает Евсевий в своей «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. IV, 3//PG. T. 20. Col. 308AB; р. п.: C. 148). Здесь, не называя уже Кодрата учеником апостольским и не указывая места подачи апологии (которое, впрочем, не намечается ясно и в хронике), он сообщает о том, что Кодрат поднёс Адриану речь; тут же он приводит из этой апологии отрывок, свидетельствующий о древности Кодрата: в его апологии говорилось, что многие исцелённые и воскрешённые Христом дожили до времён автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

57 Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10. С. 208–209. «Постановления Апостольские» (кн. 6, § 28, с. 207) положительно запрещают «иметь сообщения с беременными женами; ибо с ними сообщаются уже не для произведения детей, но для удовольствий, а боголюбец не должен быть сластолюбцем». 58 Там же. Кн. 2, гл. 10. С. 211. Вся 10 глава «Педагога» посвящена подробному обозрению тех ненормальностей половой жизни, которые противны законам природы и потому должны быть осуждены христианством (р. п. с. 202–232). Подобные же мысли можно читать у Афинагора в его «Прошении за христиан» (гл. 32–33; русск. пер. П. Преображенского , изд. 2, 1895. С. 88–90): «Жену каждый из нас (христиан) имеет только для деторождения. Как земледелец, бросив в землю семена, ожидает жатвы и больше уже не сеет, так и у нас (христиан) мерою пожелания служит деторождение» (гл. 33). 59 Aug. De nono conjug., с. 5//M. T. 6. Col. 376; c. 11 § 12//M. T. 6. Col. 382; Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10. С. 214: «Кто непотребным образом злоупотребляет своим браком, чрез это он оскверняет его все равно, что прелюбодеянием». 60 Aug. De bono viduit., c. 4 § 6//M. T. 6. Col. 434. 61 «Постановления Апостольские». Кн. 6, § 28, с. 205. 62 «Прелюбодеи, — говорится в «Постановлениях Апостольских», — поступают несправедливо, потому что растлевают чужие браки, разделяют надвое то, что сделал Бог единым, соделывают детей подозрительными, а мужа естественного удобообманываемым; любодеяние же есть растление собственной плоти, бывающее не для произведения детей, но для одного удовольствия, которое есть знак невоздержания, а не знамение добродетели» (кн. 6, § 28, с. 205–206). 63 Aug. De bono conjug. C. 1; M. T. VI, col. 373. 64 Правило Апостольское 61. («Правила св. Апостол с толкованиями»), издание Моск. Общ. любит. духовн. просвещения. 1876. Вып. 1. С. 125). 65 Прав. 27 Вселенского Собора 4 (Изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Пр. Вып. 2. С. 240). Здесь имеется в виду собственно похищение женщин замужних для внебрачного сожития, как толкуют Зонара, Аристин и Вальсамон (Там же. Вып. 2. С. 240–242); ср.: Прав. Ап. 67 (с. 134).

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Торопов, Щекотов 1946 – Торопов О, Щекотов К. Иосифо-Волоколамский монастырь. М. 1946. Троица Андрея Рублева 1981 – Троица Андрея Рублева. Антология/Сост. Г. И. Вздорное. М., 1981. Троицкий 1912 – Троицкий В. История плащаницы//Богословский вестник, 1912. Т. 1. Февраль. С. 362–393. Март. С. 505–530. Трофимова 1982 – Трофимова Н. Русское прикладное искусство XIII – начала XX в. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М. 1982. Трубачева 1985 – Трубачева М. С. Палеографическая заметка о двух иконах Дионисия//Ферапонтовский сборник М., 1985. Вып. 1. С 200–206. Труды VIII Археологического съезда 1897 – Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890 г. М, 1897. Т. 4. Трутовский 1913 – Трутовский В. Романовская церковно-археологическая выставка в Москве//Старые годы. 1913, июнь. С. 36–43. Турилов 1991 – Турилов А. А. Малоизвестные письменные источники о ярославских князьях конца XIV – первой половины XV в.//Краеведческие записки. Ярославль, 1991. В 7. С. 1.31–136. 1000-летие русской художественной культуры 1988 – 1000-летие русской художественной культуры: Каталог выставки. М., 1988. Уварова 1887 – Уварова П. С. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. М., 1887. Уваров 1907 – Уваров А. Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1907. Успенский 1902 – Успенский А. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII веке. М., 1902. Успенский 1906 – Успенский А. Царские иконописцы в XVII веке. СПб., 1906. Вып. 1. Устав церковных обрядов Успенского собора 1876 – Устав церковных обрядов, совершаемых в Московском Успенском соборе около 1634 года//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 1–156. Феттер 1891 – Феттер Н. Древности Пафнутьева монастыря//Исторический вестник. 1891, февр. С. 597–598. Фехнер 1976 – Фехнер М. В. Золотное шитье Владимиро-Суздальской Руси//Средневековая Русь. M., 1976. С. 222–225. Фехнер 1979 – Фехнер М. В. Золотное шитье Древней Руси//ПКНО. 1978. М., 1979. С. 401–405. Филимонов 1876 – Филимонов Т.Д. Очерки русской христианской иконографии: София Премудрость Божия//Вестник ОДРИ. 1874–1876 гг. М., 1876. 1–12. Исследования. С. 1–20.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Преображенский собор; две церкви теплая и холодная: 1-я) каменная холодная построена в 1822 году, престола три: главный средний Преображения господня, южный Святой Благоверной Княгини Иулиании, северный Смоленской Божией Матери. 2-я) Теплая построена в 1842 году, престола три: средний Входа Господня во Иерусалим, южный Неопалимыя Купины Божией Матери и Святого великомученика Никиты, левый Святителя Николая и Митрофания Воронежского. Церковные документы: опись 1863 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1820 года, план на землю. В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимович Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоял Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно приходских школ, награжден в 1896 году наперстным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял Директором тюремного отделения и законоучителем городского училища, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью. Прихожан - 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины). В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет. Прихожан - 176 мужчин и 182 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=01140

В 1873 г. в ограде церкви Преображения Господня выстроили новую каменную церковь, освященную 15.07.1873 г. во имя Смоленской иконы Божией Матери. С ее появлением у прихожан Преображенской церкви стало два храма. Основные богослужения проходили в Смоленской церкви, в Преображенской служили лишь ранние обедни летом. Строительство нового обширного здания было вызвано теснотой и ветхостью Преображенской церкви, а также желанием самарцев создать достойный храм в честь благоговейно чтимой иконы Божией Матери Смоленской. Прот. Иван Алексеевич Веселицкий, много путешествовавший по святым местам России, выбрал в качестве образца для Смоленской церкви петербургскую греческую церковь архитектора Р.И. Кузьмина (не сохранилась). Церковь поразила его гармонией архитектурных форм, плавностью силуэта, величием византийских куполов. Смоленская церковь повторила свой петербургский прототип. Внешне они отличались друг от друга лишь колокольнями: в петербургской церкви вместо нее над входом помещалась изящная звонница, а у Смоленского храма — массивная, многоярусная четвериковая башня. Храм строился с 1868 г. по 1873 г. на средства прихожан. Первыми строителями и благотворителями храма были прот. И.А. Веселицкий (умер в 1870 г.), купцы П.Г. Баранов и М.П. Коренев. Крупные пожертвования внесли потомственные почетные граждане П.М. Журавлев, Ф.И. Никонов, И.А. Бахарев — (ктитор церкви). В 1875 г. в церкви устроили амосовские печи и она стала теплой. Год спустя построили колокольню и оборудовали нижний храм, освященный 17.11.1876 г. во имя Рождества Христа Спасителя. В зимнее время в нем служили ранние литургии. Иконостас нижнего храма был установлен на средства Ф.И. Никонова. В 1879 г. живописец Я.И. Ручкин расписал стены храма фресками. В 1877-78 гг. под церковную ограду было выделено 295 кв. саж. земли за счет Хлебной площади, после чего устроили новую ограду. В северо-восточном углу ограды появилась каменная часовня, в которой продавались книги Священного Писания и свечи. Из Преображенской церкви сюда перенесли древние образы Спаса Нерукотворного и Божией Матери Смоленской. Их установили возле иконостаса на особых возвышениях. Для иконы Спаса Нерукотворного на средства купцов Д.С. Печерского и С.У. Субботина сделали серебряную ризу с вызолоченным венцом. Риза иконы Смоленской Божией Матери была еще более богатой: имела корону, украшенную жемчугом, алмазами и бриллиантами. Купец В.Е. Буреев заказал ее в московской ювелирной фирме Овчинникова. 28.07.1877 г. ко дню празднования иконы Смоленской Божией Матери она была возложена на икону. В начале 90-х гг. XIX в. в верхнем храме установили новый иконостас. Он был изготовлен самарским мастером Павлом Федоровичем Бычковым по эскизам архитектора А.А. Щербачева. Иконы для него написал московский живописец Соколов. Старый иконостас перенесли в летнюю церковь Сергия Радонежского в садах, приписанную к Преображенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=33275

Ист.: ГАПО, ф. 5, оп. 1, д. 5271 (Описание Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря 1876 г.); Архив Саранского епархиального управления, клировые ведомости за 2000–2004 гг. Лит.: Ильченко Д. В. Краткое описание Краснослободского (Пензенской губернии) мужского Спасо-Преображенского монастыря//ИОАИЭ. – Т. III. 1880-1882 г. – Казань, 1884; Беляев И. Город Краснослободск и его уезд до 1700 года//ПЕВ, 1867; Григорий, архимандрит. Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь: историко-статистическое описание//ПЕВ, 1903, 17-19; Петерсон Г. П. (?) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь. – М., 1896 (или в кн.: Петерсон Г. П. Странички старины. – Саранск, 1993; в 1993 г. эта статья была переиздана монахами восстановленной обители отдельной брошюрой под названием “Спасо-Преображенский мужской монастырь”); Беляев И. Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь//ПЕВ, 1883, 3-5; он же. Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря//ПЕВ, 1875, 1-3; он же. Иеромонах Гервасий Гринцевич//ПЕВ, 1879, 13; Краснослободское духовное училище//ПЕВ, 1875, 19-20, 23, 1876, 1; Пырсикова И. Л. Монастыри Краснослободского уезда.– В кн.: Российская провинция: история, культура, наука. – Саранск, 1998;  Инок Герасим, подвижник и настоятель Краснослободской Спасовой пустыни//ПЕВ, 1890, 8; Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII–XVIII вв.//Социально-экономическое положение трудящихся Среднего Поволжья (дооктябрьский  период).– Саранск, 1989; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М., 2000. http://www.gidrm.ru/doc_2423.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08688

Опись Оружейной палаты 1948 – Опись Государственной Оружейной палаты 1948 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, оп. 1948 г., д. 41; ч. 1, д. 42; ч. 2, д. 43; ч. 3, Д. 44. Опись Патриаршей ризницы 1876 – Опись Патриаршей ризницы 1631 года//Вестник ОД-РИ, 1874–1876 гг., 1–2. М, 1876. Раздел И. Материалы. С. 1–29. Опись Патриаршей ризницы 1904 – Успенский А И. Патриаршая ризница//Мир искусства 1904. Вып. 10. С. 237–264. Опись Патриаршей ризницы 1910 – Опись Патриаршей ризницы 1720 г./Подготовил Н. Попов. М. 1910. Опись Покровского монастыря 1927 – Опись Покровского женского монастыря в г. Суздале 7101/1597 г.//Георгиевский В. Т. Памятники старинного искусства Суздальского музея. М, 1927. Приложение. С. 1–57. Опись Преображенского собора Соловецкого монастыря 1923 – Опись историко-художественных предметов Преображенского собора бывшего Соловецкого монастыря, взятых на учет отделом музеев НКП представителями отдела музеев Я. Я. Померанцевым, Е. Я. Силиным и П.Д. Варановским 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г., д. 11. Опись ризной палаты Соловецкого монастыря 1791 – Опись ризной палаты Соловецкого монастыря 1791 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук.1424. Опись ризным и церковным вещам Соловецкого монастыря 1828 – Опись ризным и церковным вещам, хранящимся в ризной палате Соловецкого монастыря 1828 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1432. Опись собрания Карабанова 1851 – Опись вещам собрания премьер-майора Павла Федоровича Карабанова. 26 июня 1851 п – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 1, оп. 1, д. 55. Опись Соловецкого монастыря 1570 – Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1570 г. («Книга Отводная игумену Варлааму»), – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 121. Опись Соловецкого монастыря 1582 – Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1582 г. («Книги переписные монастырские игумена Иакова 90 -го году»). – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д 124. Опись Соловецкого монастыря 1597 – Опись строения и имущества Соловецкого монастыря 1597 г. («Переписные книги игумена Исидора 105-го году»), – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

463. Добрый Пастырь. Краткое описание жизни отца Иоанна Борисова, священника Преображенской церкви города Ельца (1750—1824). Воронеж, 1893. 464. Д.Т. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (1773—1846)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 10, 1890. 465. Ефремов Л., прот. Житие Матроны Наумовны Поповой, первой устроительницы странноприимного дома Задонской обители. Воронеж, 1874. 466. Ефремов Л., прот. Отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в г. Ельце//“Душеполезное чтение”, кн. 1, 2, 1866. 467. Ефремов Л., прот. Воспоминание об отце Иоанне Борисове, священнике Преображенской церкви в городе Ельце. Воронеж. 1866; изд. 2. Воронеж, 1873. 468. Ефремов Л., прот. Блаженной памяти отец. Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в г. Ельце. М., 1870. 469. Зверев С. Козьма Игнатьевич, последний друг св. Тихона//“Труды Рязанской Архивной Комиссии”, 1888. 470. Ковалевский А. Из воспоминаний о преосвященном Антонии, архиепископе Воронежском, поклонника Воронежской святыни 1835 года//”Душеполезное чтение”, 1868. 471. Кременецкий А. Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Воронежский. Воронеж, 1906. 472. Кулжинский Г. Старица Таисия, подвижница Воронежского Покровского девичьего монастыря//“Душеполезное чтение”, кн. 10, 1876; отдельное издание. М., 1876. 473. Макарий, епископ Орловский. Жизнеописание затворницы Мелании//“Странник”, кн. 1, 1871; отдельное издание. СПб., 1873. 474. Поликарпов Н. Памяти преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского (к предстоящему 50-летию со дня кончины его, 20 декабря 1846—1896 гг.)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 24, 1896. 475. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки, ч. I и II. СПб., 1900. 476. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (1773—1846). Воронеж, 1890; изд. 2. Воронеж, 1891. 477. Севастьянов Н.М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1852. 478. Толстой М. Задонские подвижники//“Душеполезное чтение”, сентябрь, 1872.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1876), почетным президентом Одесского об-ва сострадания к животным (4 мая 1876), почетным членом Славянского благотворительного об-ва святых Кирилла и Мефодия (25 июля 1876). По званию Одесского архиепископа И. состоял попечителем Одесского Болгарского настоятельства и председателем комитета о Когановских учреждениях в Одессе. Благословлял выпускниц Одесского ин-та благородных девиц, посещал годовые акты семинарии, где под его руководством был сооружен храм (архит. В. Ф. Маас), освященный 30 янв. 1877 г. во имя ап. Андрея Первозванного. Завещал большую сумму денег на строительство храма при Одесском 4-классном ДУ (выстроен в 1882 и освящен во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия; совр. Внешняя ул., 74). По состоянию здоровья И. уже не мог заниматься управлением епархией - болезнь, по выражению архиеп. Павла (Лебедева), «постоянно держала его в келейном заключении, а под конец его жизни приковала его к одру». Довольно часто И. служил литургии, но из-за слабости голоса очень редко проповедовал. 4 марта чин отпевания И. в одесском кафедральном Преображенском соборе возглавили еп. Кишинёвский и Хотинский Павел (Лебедев) и викарный еп. Новомиргородский Нафанаил (Соборов). И. был похоронен там же, у правого клироса левого придела, под светло-серой мраморной плитой с образом взятия прор. Илии на небо. И. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (1846), знаками ордена св. Анны 2-й степени с имп. короной (1851), орденами св. Владимира 3-й степени (1853), св. Анны 1-й степени (1856), знаками ордена св. Анны 1-й степени с имп. короной (1860), орденами св. Владимира 2-й степени (1862), св. Александра Невского (1864), алмазными знаками ордена св. Александра Невского (1868), алмазным крестом для ношения на клобуке (1873), крестом св. равноап. Нины 2-й степени, бронзовым наперсным крестом и медалью в память войны 1853-1856 гг., медалью в память усмирения польск. мятежа 1863-1864 гг. Херсонский архиеп. Никанор (Бровкович) называл И. «самым мнительным, самым осторожным, самым осмотрительным в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле… Никто другой не гнулся так под этим бременем архиерейства...» ( Никанор (Бровкович).

http://pravenc.ru/text/577966.html

Таннер Бернгард. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678. – М., 1891. Тизик К.А. История Ревельского Преображенского Собора: Историко-статистическое описание. – Ревель, 1896. Титов А.А. Ростов Великий и его святыни. – СПб., 1895. Титов А.А. Упраздненные монастыри Костромской епархии. – М.,1909. Титов А.А. Троицкий Желтоводский монастырь у Старого Макария. – М., 1887. [Дьячков А.Н. – издатель]. Тихомиров Д. Исторические сведения об археологических исследованиях в Старой Рязани. – М., 1844. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание города Киржача. – М., 1884. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. – 2–е изд. – М., 1860. Толстой М.В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. Толстой М.В. Указатель Великого Новагорода с приложением новгородского месяцеслова. – М., 1862. Третьяков А.А. Московский Симонов монастырь. – М., 1890. Троицкий Н.И. Сергиевский кафедральный собор в городе Курске. – Курск, 1907. Тюменев И. Александро-Свирский монастырь//Нива. – 1899. – 5. – С. 94–96. Тюменев И.Ф. На среднем плесе//Исторический вестник. – 1904. – Т. 95, 1. – С. 209–257; 2. – С. 679–720. Кн. 1. Указатель Святыни и священных достопамятностей Киева. – 3-е изд., испр., доп. – Киев, 1867. Успенский Вл.П. Историческое описание Ниловой Столбенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда. – 2-е изд. – Тверь, 1876. Успенский В.П. О погосте Рожки Осташковского уезда. – Тверь, 1888. Успенский, свящ. Из истории Ярославля. – Ярославль, 1849. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого: В 5 т. – Т. 4, ч. 1–2. – СПб., 1863. Фадеев А.М. Воспоминания//Русский архив. – 1891. – Кн. 1, 2. – С. 290–329, 3. – С. 385–424, 4. – С. 465–494; Кн. 2, 5. – С. 14–60; Кн. 3, 9. – С. 95–164, 9. – С. 229–257, 11. – С. 424–447, – С. 453–522. Филарет (Гумилевский Д.Г.) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Отд. 5. – М., 1858. Филимонов Г.Д. Сванетия в археологическом отношении//Вестник общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. 1874–1876. – Mb 1–5; 1875. – Mb 6–9; 1876. – Mb 11–12. – С. 80–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010