Нужно жалеть, а не ненавидеть людей в том случае, когда они худо говорят и поступают с нами, ибо они бывают сами жертвою подозрительности, зависти, гордости, мечтательности, предрассудка, невежества, лихоимства, пьянства и других страстей, коими так жестоко страдает род человеческий. О них надо молиться со слезами Богу. Злоба же увеличивает зло. Помяни, Господи, жене моей Елисавете о великих щедротах Твоих в толикие (21) годы, яко ни в чем же ей тер- пети нужду, но жила она во всяком изобилии и что я не был для нее пустыней; отыми от сердца ее злобу, зависть, алчность, вражду ко мне и к кровным моим. Так же и с сестрою ее Анною сделай то же, молю Тебя, ибо все мы под державою Твоею; да не будет в нас раздора, неприязни, ссоры во век, но да будет любовь, мир и истина. 19 ноября. Пятница. Благодарю Господа за неизреченную милость, явленную во мне в непреткновенном, со дерзновением служении ранней литургии и в животворном причащении пречистых Таин Христовых после такой бесовской бури, которая была во мне вчера, по капризам и озлоблению неправедному на меня жены моей Елисаветы. Но да простит ей Господь, вразумив ее подобающим образом. Благодарю Господа, принявшего усердную молитву мою и горячие слезы мои – ночью и утром. Благодарю Господа, услышавшего всеусильную и всесердечную молитву мою о примирении моем с женою и жены со мною: пришедши домой, я нашел ее, к удивлению, расположенною и ласковою ко мне, как родную. Слава Господу! Какая давящая и щемящая сердце тоска была со мною целые сутки! А тут вдруг исчезла. Теперь я увидел свет очами. О, алчность по толиких летах (21) священствования! О, нетвердость в уставах церковных! О, легкомыслие непостижимое! За ядь продавать врагу свое первородство [ Евр.12:16 ]! Не ядию ли в тление люте пал Адам? 54 Не падаю ли и я в ужасное тление чрез свое невоздержание – в тление, от которого милостиво и долготерпеливо спасал и спасает меня Господь мой, даруя мне, недостойному, пакибытие, жизнь из мертвых? Так, я поел сегодня у священника отца Петра Преображенского бульону мясного и выпил стакан молока после грибов, килек, постных щей, киселя сладкого из малины и картофельной муки! Разве мало было постных кушаньев? Разве не сыт я был одними постными, прекрасными, здоровыми кушаньями? Что за прихотливость? Доколе буду я раздражать Господа своим невоздержанием, своею прихотливостью? А между тем как я гостил и обедал, или удовлетворял своей прихоти у товарища, меня ждали человек двадцать нищих на морозе и, не дождавшись, ушли (осталось только шесть человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

е. такое, которое подлежит рассмотрению общих судебных установлений: см. ниже, о подсудности духовных лиц светскому суду); в противном случае дело передается в уголовный суд (– ст. 201). По общему смыслу законодательства, изложенного в Уставе Консисторий, а также на основании ст. 1017 Уст. угол. судопр. (Св. Зак. т. XV, ч. 2, изд. 1876 г. и в Суд. Уст. импер. Алекс. II, изд. 1883 г.) и состоявшихся в разъяснение сего решений Кассационного Сената (Сборн. реш. 1868 г. 12, 1874 г. 240 и др.), дела по проступкам священнослужителей против благочиния и благоповедения, а равно и дела о нанесении священнослужителями обид частным лицам, подсудны епархиальному суду и мировые судьи таких дел к своему рассмотрению принимать не должны. Таковое решение Правительствующего Сената вновь объявлено по духовному ведомству в 1882 г. (Опред. Св. Синода 7–14 июня / 4 августа 1882 г.). Обиды принадлежат к роду преступлений по оскорблению чести и бывают трех родов: а) обида на словах или письме (Уст. о наказ., налаг. мир. суд., ст. 130–132), б) обида действием (ст. 133–135) и в) клевета (– ст. 136). Упомянутое выше изъятие для лиц духовного ведомства не распространяется на церковнослужителей, которые за преступления, не содержащие в себе нарушения служебных обязанностей, подчиняются общему для всех порядку судопроизводства (Реш. угол. Кассац. Департ. 1869 г. 800 по делу Преображенского). 6) Дела об оскорблениях, нанесенных духовными лицами, если сие было соединено с поступком, противным достоинству духовного сана, не останавливаются примирением; епархиальное начальство не прекращает сих дел и подвергает виновных взысканию соответственно проступку (Уст. дух. Конс. ст. 202). 7) Жалобы о нарушении духовными лицами обязательств, а равно и просьбы о побуждении сих лиц к уплате бесспорных долгов, в местностях, в которых не введены мировые судебные установления, должны быть приносимы епархиальному начальству (Уст. дух. Конс. ст. 203; Св. Зак. т. X, ч. 2, Зак. гражд. произв. ст. 16 прим. по изд. 1876 г.); но если вследствие жалобы за нарушение обязательств или просьбы о побуждении к уплате долгов возникает спор по документам, то истцу предоставлять право начать иск гражданским порядком, в гражданских присутственных местах (– ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

147. Об отводе квартир или об отпуске квартирных денег священнослужителям военного ведомства. Высочайше повелено: священнослужителям военного ведомства отводить впредь квартиры в натуре или отпускать квартирные деньги по положению, для военных чинов существующему, а именно: 1) Обер-священнику наравне с Генерал –Майорами; 2) штатным протоиереям военных соборов Преображенского всей гвардии, Сергиевского всей артиллерии, Киевского, Бобруйского, Динабургского и Шлиссельбургского, а также протоиереям и священникам, которые состоят в должности благочинных, противу Майоров и 3) остальным за тем протоиереям и священникам по прежнему наравне с Капитанами. К сведению и руководству. Февраля 19 дня 1845 года. 148. Высочайше утвержденный 28 февраля 1876 года журнал присутствия по делам православного духовенства, – о распределении в казачьих войсках окладов жалованья духовенству, остающихся свободными по случаю закрытия излишних вакансий в церковных причтах. Высочайше утвержденное присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев дело о распределении в казачьих войсках окладов жалованья духовенству, остающихся свободными по случаю закрытия излишних вакансий в церковных причтах, по журналу своему 26 января 1876 г. полагало: Постановление сего присутствия 13 января 1873 г. об обращении образующихся в Сибирском казачьем войске, по случаю упразднения вакансий в причтах, остатков от производимого содержания духовенству из казны и войсковых сумм на улучшение содержания прочих причтов того же войска, распространить вообще на казачьи войска, предоставив таковые остатки в каждом казачьем войске, по мере выбытия занимающих упраздняемые вакансии лиц, обращать на назначение жалованья не получающим такового причтам и на усиление содержания особенно нуждающихся в пособии причтов в казачьих приходах того же войска, по соглашению епархиального начальства с войсковым начальством, а в Терском и Кубанском казачьих войсках, с разрешения Его Императорского Высочества, Главнокомандующего Кавказскою армиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значит, и 50 лет исполнилось не в 1892, а в 1893 году: каждому училищу, таким образом, автор прибавил по одному году, за исключением только Паричского, относительно которого почему-то показано истинное количество лет – 16 (с 1876 по 1892 год). Поэтому и количество обучавшихся, как вычисленное по 1892 год, соответствует не 50, 47, 40 и т. д. годам, а 49, 46, 39 и т. д. Впрочем, относительно показанных чисел воспитанниц у нас возникло еще и другого рода недоумение: каким образом Преображенский даже приблизительно мог дать эти числа, когда за целые три года (1862, 1863 и 1864 гг.) не составлялось всеподданнейших отчетов? Правда, в своем введении автор поясняет, что в этих случаях проставлялись средние числа из данных предыдущего и последующего годов. Но этот способ, практикуемый в случае неизвестности одного года, вряд ли может быть применим с удобством в данном случае, когда пропущены целые три года. Поясним примером. Положим, что не оказалось бы отчетов за 1871, 1872 и 1873 гг.; ближайшими известными годами являются 1870 и 1874. В 1870 году в училищах обучалось по отчету 751 ученица; в 1874 году – 796 учениц; таким образом, в течение четырех лет число учениц возросло на 45, а на каждый год приходится по 11-ти. Поэтому в 1871 году должно было числиться 762, в 1872 – 773, в 1873 –784. В действительности же погодное возрастание шло следующим образом: в 1871 году обучалось – 756, в 1872 – 774, в 1873 – 778 воспитанниц. Отсюда и общая цифра получивших образование во всех училищах по 1892 год, исчисленная, по таким приемам г. Преображенским в 42000, может оказаться очень далекой от действительности. И это последнее наше предположение не совсем лишено основания. В Ярославском училище, по приблизительному вычислению г. Преображенского, обучалось 4440 воспитанниц; в книге однофамильца нашего автора, —235— Преображенского Гавр.: «Исторический очерк Ярославского женского училища»… за тот же период времени показано уже не по приблизительному, а точному вычислению – 4132 воспитанницы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1864 Историч. словарь Павла Любопытного при „Сборнике для истории старообрядчества“ Попова. т. II, вып. 5-й стр. 61. 1868 Сообщ. г. Алябыва Ярославскому губернатору от 11 апр. 1853 г. Арх. Канц. Ярослав. губернатора. Дело по описи за 874. 1878 По этому вопросу Евфимий написал целое сочинение под заглавием: „На согласие Федосиян и все их пороки и разнствия от поморских христиан“. Рукоп. Титова 838, стр. 462. В рукоп. Влад. Дух. сем. 36, стр. 5) говорится, что он опровергать учение Федосеевцев: о титле, Пилатом прибитой на кресте Христовом, 2) о браке и 3) брашних, продаваемых на торгу. 1881 Исслед. гр. Стенбока, т. VI. л. 2913. Этот факт почему-то опущен в раскольнич. рукописях: а) на основании которой составлена биография Евфимия в вест. Евр.1872 г. и б) – помещенной в Отеч. Записк. 1876 г. кн. 1882 Ibid. Истор. рус. раск. преосвящ. Макария, стр. 289. Впрочем, одна раск. рукопись пострижение Евфимия относит к последующему времени, когда он находился в скиту Адрович. Отеч. Зап. 1876 г. VII, стр. 287. 1885 Здесь возникает вопрос, как это преображенское общество Федосеевцев распоряжается делами другого толка. Ответом на этот недоуменный вопрос может служить то обстоятельство, описываемые события совершались в период блестящего состояния Преображенского кладбища, когда еще жив был, И. А. Ковылин, при своих громадных материальных средствах и связях со властями стремившийся к объединению беспоповщины, для которой общей митрополией было бы Преображенское кладбище. Мелкие секты понимали силу и власть Ковылина и стремились снискать его покровительство. Преображенское кладбище сделалось средоточием Федосеевского толка. Даже Поморяне, со смертию Андрея Денисова, утратив свое влияние на толки беспоповщины, уступали ему свое первенство. Муравьев. Раскол, обличаемый своею историей, 303 стр. 1886 Исслед. гр. Стенбока, т. VII, т. 2913. Отеч. Зап. 1976 г. т. VII, стр. 187. Иначе называется Топь-озеро в Архангельск. губерн. 1894 Мы не согласны с объяснением этих событий г. Розовым (Вест. Евр.1872 г. т. XI), который доказывает, что Евфимий все вышеуказанное делал, добиваясь начальства у филипповцев. Все страннические рукописи говорят лишь о религиозных сомнениях Евфимия. Мало того, есть указание, что Евфимий, мучимый религиозными недоумениями, желал даже уединения где-либо в глухом месте. Рук. Влад. Дух, сем. 36, стр. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1876 г., N 302; 1878 г., N 274). Не все лица, не пользующиеся свободой вступать в сделки по имуществу без постороннего согласия, лишены права составлять завещания; так, состоящие под опекой за расточительность имеют право распорядиться своим имуществом посредством завещания без согласия опекунов. Касс. реш. 1876 г., N 389. В деле Преображенского Сенат (2 Д-т, реш. 30 ноября 1867 г.) признал действительность завещания, составленного в 1838 г., когда завещатель пользовался вполне гражд. правами, хотя оно представлено к засвидетельствованию после того, как он лишен прав состояния. Не могут быть завещателями постриженные в монашество, как отрекшиеся от мира и от собственности. Правило это основано на церковных постановлениях, сохраняющих доныне свою силу на православном Востоке как для простых монахов, так и для монашествующих властей, коих имущество, по смерти, переходит в монастырскую казну. Отступление от сего правила – относительно властей – введено у нас Импер. указом 1766 года (П. С. З. N 12577): для них сделано исключение. Архиерей, архимандрит и прочие монашеские власти могут делать завещания о своем движимом частном имуществе, кроме вещей, к ризнице принадлежащих и в церкви употребляемых, хотя бы те вещи устроены были на их иждивение. Но об имуществе (даже частном), остающемся по смерти настоятелей и настоятельниц общежительных монастырей, в 1862 году постановлено, что оно во всяком случае признается собственностью монастыря (1025 и 1187 ст.). Лица, в пользу коих делается завещательное распоряжение. Для действительности завещательного распоряжения необходимо, чтобы лицо, в пользу коего оно делается, было способно приобретать по завещанию. У нас не может быть более речи о неспособности некоторых лиц наследовать по завещанию, в том смысле, в котором принималось это понятие в римском праве, ибо там с завещанием нераздельно соединялось назначение наследника, чего у нас нет. Однако же и у нас встречаются постановления, устраняющие некоторые лица от приобретения по завещанию безусловно или при некоторых условиях; но эти ограничения удобнее сводятся к вопросу о том: кто и при каких условиях не может приобретать по завещанию. Иного рода ограничения относятся к имуществам, кои не подлежат завещательному распоряжению: эти ограничения большей частью условные, т.е. относятся не ко всем, но к некоторым только лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Протоиерей Федор Петрович Трунев (26.12.1846 - 15.02.1896) – сын дьячка села Борзынь Вышневолоцкого уезда Тверской епархии, окончил Тверскую духовную семинарию (1867), Московскую духовную академию (1872). По окончании академии назначен преподавателем Священного Писания, затем еврейского языка Архангельской духовной семинарии. С 1876 г. священник Архангельского кафедрального собора. С 16.02.1880 протоиерей, настоятель Соломбальского собора. С 21.10.1882 инспектор Архангельской семинарии, с 24.01.1883 ректор. «По стечению многих неблагоприятных для него обстоятельств, не мог успешно справиться с должностью ректора семинарии», 16.12.1886 был уволен от должности с правом занять место по епархиальному ведомству. «Оставив семью он поехал в С-Петербург и после долговременных хлопот и много бедствования получил наконец место преподавателя Священного Писания в Вологодской духовной семинарии» 10.12.1887. С 22.04.1889 священник Вологодской Царе-Константиновской церкви. В Вологодской семинарии кроме Священного Писания преподавал с 01.09.1894 г. основное богословие. См. [И.М. Сибирцев]. Протоиерей Федор Петрович Трунев (некролог). Архангельские епархиальные ведомости. 1897. 4. С. 117-120; Е. Бурцев. Протоиерей Федор Петрович Трунев преподаватель Вологодской духовной семинарии (некролог). Вологда, 1896; Трунев Федор Петрович. Личное дело студента//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4437. Епископ Нафанаил (Соборов; 1826-1907) епископ Архангельский и Холмогорский с 1885 по 1890 г. Протоиерей Афинодор Николаевич Малинин (19.06.1953-25.06.1914) – сын священника Вологодской епархии, окончил Вологодскую духовную семинарию (1876), Московскую духовную академию (1880), с 18.08.1880 учитель латинского языка в Пермском духовном училище, с 31.06.1881 преподаватель латинского языка в Вологодском духовном училище, с 12.10.1887 по 18.08.1905 преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии, с 19.02.1896 по 26.03.1906 преподаватель Священного Писания в той же семинарии. С 30.11.1888 священник Вологодского Кафедрального собора. Служил в вологодской Леонтьевской (с 22.03.1898) и Спасо-Преображенской Фрязиновской (с 30.12.1906) церквях и московской Николо-Стрелецкой церкви (с 09.07.1913). С 06.08.1906 благочинный церквей 1-го округа г. Вологды. С 1896 заведующий Вологодским епархиальным древлехранилищем. См. Клировая ведомость Фрязиновской ц. 1912.//ГАВО Ф. 1063. Оп. 32. Д. 181. Л. 3 об. - 8 об.; Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Вологодской епархии в начале 1900-1901 учебного года//ВЕВ. 1900. 18. С. 309; ВЕВ 1914, С. 325.

http://bogoslov.ru/article/6177319

По записи денег в кружку двадцати четырех рублей сильно уязвился в сердце и умер им на целых два часа за то, что пожалел о всей записи, что бедным не отделил рубля два из даровых доходов, что позавидовал протоиерею, мало делающему и получающему в полтора раза больше меня. Но я должен был благодарить Господа за то, что Он удостоил меня провести в молитве и славословии и внутреннем озарении и очищении столько времени (часов пять) и тут даровал нам столько и вещественных даров. Ибо славить Господа и Владычицу есть дар. 23. Благодарю Господа, препоясавшего меня, по молитве моей, силою свыше при венчании чиновника Павла Андреева в церкви Технического училища, при множестве великосветской публики обоего пола. Пост и молитва доставили мне эту благодать Божию, ибо день был постный: я читал редко, не смущаясь, с великим дерзновением, духом торжествующим, только при чтении Евангелия, в конце, усумнился, смутился и потом стал претыкаться и отпуста не высказал. Да простит мне сие Господь и да избавит впредь от всякого колебания и сомнения. Благодарю Господа, явившего мне новую и великую милость, когда я припал к Нему с молитвою о помиловании и избавлении меня от тесноты, скорби, стыда и внутреннего бессилия, постигших меня после усумнения и преткновения при чтении Евангелия и следующих молитв. Господь совершенно избавил меня и даровал мне мир, дерзновение и свободу. Слава о сем Господу многомилостивому и благопослушливому. Согрешил я ко Господу, после брака пив довольно вина у собрата священника П.Преображенского . Прости, Господи! Благодарю Господа, услышавшего меня в час страха, скорби и немощи духа и подавшего мне дерзновение и силу для совершения молебствия благодарного в день акта гимназии, в присутствии градоначальника, генералов и других военных чинов, дам, девиц, начальствующих, наставников и воспитанников гимназии. Слава Победителю ада, восставшего на меня. Чревоугодие и пресыщение убивают в сердце любовь духовную к Богу и к ближнему и стремление к будущей, нетленной жизни, равно как сребролюбие и пристрастие к земным отличиям. Бойся, о иерей, пресыщения, этого свинского житья, равно как Иудина сребролюбия и фарисейского честолюбия. Доколе будешь противиться Духу Святому, возгревающему в тебе за покаяние слезное любовь небесную, – милующему и очищающему тебя и просвещающему? Конец при дверех, суд близок: воспряни к деланию заповедей Христовых, а во главе их стоит – воздержание и смирение с покаянием нелицемерным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

(Ст. 1036, 1037,1042 Т. 9 Зак. о Сост. изд. 1876 г.) Духовные Правления, освидетельствовав, в надлежащем ли порядке ведены книги, и их переплет, а где он не возможен, там связав порядочно и перенумеровав, отсылают их за скрепою по листам одного из присутствующих и при особых реестрах, или описях, в Консисторию, где они и хранятся в архивах. (Ст. 1043 там.) Духовные Правления, которым не предоставлено это особо, не имеют права выдавать метрические свидетельства. (3 Марта 1803 г. П. С. 3. 20652.) Сношения об учинении справок из метрических и обыскных книг православного исповедания производятся с Консисториями, а не с Духовными Правлениями, и притом только по производящимся уже делам. (Ст. 212 Т. 2 ч. 1 Общ. Учр. Губ. изд. 1876 г.) Для скорейшего исследования учиненного преступления, Преосвященный, по местной близости, может предписать о нем прямо Духовному Правлению с тем, чтобы оно произведенное исследование, со своим мнением, представило в Консисторию. (Ст. 159 Уст. Дух. Конс.) В Духовные Правления не должно быть доставляемо никаких посторонних сумм, подлежащих пересылке, или передаче, а должны быть они отсылаемы непосредственно в то место, куда следует, минуя Духовные Правления. (Указ. 15 Октября 1854 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 7 Июля 1869 г. мнению Государственного Совета, предоставлено Святейшему Синоду, с закрытием некоторых из существующих Духовных Правлений, отпускаемые ныне на содержание их суммы, обращать на усиление средств остальных Духовных Правлений с тем, чтобы расход на содержание каждого такого учреждения не превышал 780 руб. в год, полагая столоначальнику до 300 руб., на канцелярских чиновников до 240 руб. и на прочие расходы до 240 руб. в год 81 . (7 Июля 1869 г. П. С. 3. 27289.) 1 Финляндское Духовное Правление Финляндское Духовное Правление находится в Выборге С.-Петербургской епархии и, в пределах предоставленной ему власти, наблюдает над православными церквами, духовенством и приходами Финляндии. Протоиерей Выборгского Спасо-Преображенского Собора есть вместе и председательствующий тамошнего Духовного Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

б) в издании Галланди (Gallandii Bibl. vet. Patr. 1765–1781, tt. I–XIV), представляющем собственно перепечатку (с некоторыми добавлениями) издания Марана. При чем сочинениям апологетов II века отведены в нем первые два тома: I (Иустин, Татиан ); II (Афинагор, Ермий , Феофил). в) в издании Миня (Patrologiae Cursus Completus, S. Gr. t. V и VI), представляющем точно также перепечатку издания Марана с добавлениями из издания Галланди и др. г) в издании Отто (I. С. Th. Ewues de Otto, 9 vol.), которое принадлежит к числу самых полных и исправных. Сочинения апологетов II в. распределяются в нем следующим образом: I–V vol. – сочинения Иустина мученика , как подлинные, так и сомнительные (изданы третьим изданием в 1876–1881 е.); VI vol. – «Речь против греков» Татиана (изд. в 1854 г.); VII vol. – сочинения Афинагора (изд. 1857 г.); VIII vol – Феофила Антиохийского «Три книги к Автолику (изд. 1861): IX vol. – сочинения Ермия, Кодрата, Аристида, Аристона, Милтиада, Милитона, Аполлинария (изд. 1872 г.). Кроме указанных общих есть еще частные издания отдельных произведений того или иного автора-апологета. Они будут указаны в своем месте. В переводе на русский язык изданы следующие памятники апологетической литературы II века: а) в общем издании свящ. П Преображенского (Москва 1867 г. и 2-е. изд. Спб. 1895 г.): сочинения Иустина мученика , Татиана, Афинагора, Феофила Антиохийского , Ермия , Мелитона. б) Кроме того отдельно переведены еще: Иустина мученика «Апология первая» (в Хр. Чт. 1825 г., XVII, 12). «Апология вторая» (Там же, 1840 г, III, 3); Афинагора – «Прошение за христиан» (с сокращениями в Хр. Чт. 1843, II, 205); Аристида – «Апология» (отрывок с армянского фрагмента в Прав. Обозр. 1879, III, 347–352 и в вышеуказанном сочинении свящ. Остроумова «Разбор сведений Евсевия и Иеронима »…. ); Феофила Антиохийского – отрывки из «Трех книг к Автолику» (Воскр. Чт. XXI. 485). Читать далее Источник: Чтения по патрологии/посмертное издание «чтений» Дмитрия Гусева, экстра-ординарного профессора Казанской духовной акад. - Казань : Типо-литография Императорскаго ун-та, 1895-1898./[Вып. 2]: Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Общий очерк. - 1898. - 38 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010