О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Аркадия (Остальского; 1881-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и исповедничестве Преосвященного Василия (Преображенского; 1876-1945), епископа Кинешемского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Василия (Преображенского; 1876-1945) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о мученической кончине и подвиге юродства Христа ради блаженного Алексия (Алексея Ивановича Ворошина; †1937) на предмет его канонизации для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации блаженного мученика Алексия для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, с предложением о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить предложение Синодальной комиссии по канонизации святых о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. 2. Правящим Преосвященным направить в Комиссию по канонизации святых свои эскизы или проекты иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4938906...

Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Аркадия (Остальского; 1881-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и исповедничестве Преосвященного Василия (Преображенского; 1876-1945), епископа Кинешемского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Василия (Преображенского; 1876-1945) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о мученической кончине и подвиге юродства Христа ради блаженного Алексия (Алексея Ивановича Ворошина; † 1937) на предмет его канонизации для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации блаженного мученика Алексия для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, с предложением о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. Постановили: 1. Одобрить предложение Синодальной комиссии по канонизации святых о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. 2. Правящим Преосвященным направить в Комиссию по канонизации святых свои эскизы или проекты иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь. Дата основания: 1575. Адрес: с. Тригорье, Житомирский р-н., Житомирская обл., 12422 Телефоны: +38(0412) 46-20-04 Подробнее... Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " [ править править код ] Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь Городницкий во имя Великомученика Георгия Победоносца ставропигиальный мужской монастырь был известен уже с середины 16 века. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) Городница была разрушена. Храм был сожжен, монашеская община погибла. В 1891 году при церкви основан женский монастырь. В 1914 г. небольшая женская община была упразднена, учрежден мужской монастырь. Во время трагических послереволюционных событий прошлого века, в 1923 г. монастырь был закрыт, Георгиевский собор разорен,а его корпуса разрушены. Симеоновская церковь взорвана. Лишь после Великой Отечественной войны в 1945 было разрешено открыть Свято-Георгиевский храм как парафиальную церковь. Монашескую же жизнь (в то время тайную в условиях государственного атеистического режим) удалось возродить здесь лишь в 1979 году. Дата основания: 1891. Адрес: пер. Монастырский, 1, пгт. Городница, Новоград-Волынский р-н., Житомирская обл., 11714 Телефоны: +38(04141)6-53-52 Подробнее... Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч) [ править править код ] Свято-Васильевский женский монастырь Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины. В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

http://azbyka.ru/palomnik/Житомирская_об...

монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

314 Прот. Иоанн Григор-Клочко (1892–1973), участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В Париже с 1923 г., рукоположен во иерея в РПЦЗ в 1933 г. Строитель Св.-Серафимовской церкви в Шелле, ее настоятель (1933–1934 и 1945–1946), настоятель Св.– Серафимовской церкви в Аннеси (1934–1937), Покровской церкви в Озуар-ля-Феррьер (1937–1943 и 1953–1968). В 1945 г. окончил Св.-Сергиевский богословский институт. 315 Княгиня Вера Кирилловна Мещерская, ур. Струве (1876–1949), благодаря денежной помощи англичанки Дороти Пейджет, основала и возглавила с 1927 г. Русский дом для престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа (с домовой Св.-Николаевской церковью). Первые захоронения пенсионеров Русского дома положили основание знаменитому местному русскому кладбищу. В 1946 г. Русский дом и его храм перешли в юрисдикцию МП. 316 Вследствие патриотической демонстрации школьной и студенческой молодежи Парижа 11 ноября 1940 г. у Триумфальной арки немецкие оккупационные власти временно закрыли все высшие учебные заведения столицы. 319 Виктор Эдуардович фон Ден (1879–1941), офицер л.-гв. Преображенского полка, киевский вице-губернатор, участник Гражданской войны. Активный прихожанин Св.-Александро-Невского собора. 320 Генерал Николай Михайлович Тихменев (1872–1954), окончил Николаевскую академию ген. штаба, участник Японской, Первой мировой и Гражданской войн. С 1920 г. в Париже, активный общественный деятель, член приходского совета Св.-Александро-Невского собора и Епархиального совета митр. Владимира. 321 Василий Дмитриевич Жижин (1874–1941), б. прокурор, с 1920 г. во Франции, юрист. Член приходского совета Св.-Александро-Невского собора с 1925 по 1934 гг. и с февраля 1941 г. 322 Надежда Антоновна Звонилкина (1884–1961), старообрядка, долголетняя консьержка Св.-Александро-Невского собора. Малая ростом, но очень энергичная особа, полностью преданная митр. Евлогию. 323 Прот. Михаил (Алексеевич) Соколов (1901–1981), офицер, воевал в Первую мировую и Гражданскую войны. Во Франции с 1922 г. Окончил Св.-Сергиевский богословский институт и был рукоположен в 1928 г. С 1928 по 1942 гг. – настоятель Св.-Сергиевского храма в Коломбель. В 1942–1962 гг. – настоятель Св.-Серафимовской церкви в Париже. В 1962 г. переселился в США и служил в Сан-Франциско в храмах Северо-Американской русской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нач. 1946 г. в Кострому прибыл назначенный на Костромскую кафедру еп. Антоний (Кротевич) , что означало фактическое восстановление епархии. На момент образования Костромской обл., 13 авг. 1944 г., в 16 (из 29) ее районах не было ни одной действующей церкви. В сер. 40-х гг. в епархии шел активный процесс их открытия. В 1945 г. открылось 18 церквей, в 1946 г.- 10, в 1947 г.- 3 церкви. К нач. 1947 г. в епархии насчитывалось 104 действующих храма, в 1945 г. их было 77. Епархия внесла посильный вклад в дело послевоенного восстановления страны. В 1947 г., к 30-й годовщине Октябрьской революции, церкви епархии собрали и внесли в Фонд народного хозяйства СССР ок. 350 тыс. р. Тем не менее процесс закрытия церквей в К. и Г. е. продолжился. В 1947 г. были закрыты 9 храмов (открыто только 3), в 1948 г.- 1, в 1949 г.- 8, в 1950 г.- 5, в 1951 г.- 3, в 1952 г.- 1, в 1953 г.- 2 храма. Упраздненная в 1949 г. в Костроме ц. Иоанна Богослова в Трудовой (бывш. Ипатьевской) слободе стала последним храмом Костромы, закрытым в советское время. В том же году была закрыта и открытая в 1946 г. Ризоположенская ц. в с. Озерки Чухломского р-на - преемница Авраамиевой Великой пуст., основанной в XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким). В 1951 г. был вновь закрыт Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. К нач. 1954 г. в К. и Г. е. насчитывалось 80 церквей (в 1948 их было 99). С кон. 20-х гг. ХХ в. единственным местом в К. и Г. е., где верующие могли поклониться мощам святого, оставался погост Макарий-на-Письме Буйского р-на, где в подклете Преображенского деревянного храма под спудом покоились мощи прп. Макария Писемского. 8 авг. 1951 г. храм был закрыт, а входы в него и в подклет наглухо заколочены. Во 2-й пол. 40-х гг. в Унженском ИТЛ содержалось большинство арестованных служителей РПЦ. На 1 окт. 1949 г. там было 1876 священников (из 3523 находившихся в заключении в ГУЛАГе). В память об узниках Унжлага 30 авг. 2009 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил вблизи с. Тимошина Макарьевского р-на большой поклонный крест, изготовленный из рельсов лагерной узкоколейки.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1913). Священник храма св. мученика Никиты на Кузнецкой улице в Москве (1913–1918). В Красной Армии (1918–1920). Священник Богоявленского храма и Троицкого храма в Симбирске (1920–1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 5 годам концлагерей. Священник храма священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье (1927). Настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой Слободе (1928–1950). В 1931 г. при закрытии храма свт. Николая в Пупышах организовал перенос прихожанами чудотворной иконы «Утоли моя Печали» в Николо-Кузнецкий храм. В 1935 г. арестован сотрудниками НКВД за сопротивление планировавшегося властями сносу храма. Освобожден в связи с многочисленными петициями прихожан. По распоряжению И. В. Сталина храм не был снесен. В 1941–1943 гг. – в эвакуации в Симбирске вместе с митрополитом Сергием. В 1943–1949 гг. – ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии». В 1949–1950 гг. – и.д. ректора Московской духовной академии. Смирнов Михаил Александрович (1888–1962), протоиерей. В блокадном Ленинграде – священник на Волковом кладбище. Соллертинский Вячеслав Степанович (Стефанович) (1872–1955), протоиерей. Священник Никольской церкви в Астрахани (1921). Арестован в 1921 году, приговорен к 3 годам лишения свободы. С 1924 г. служил в Москве – сначала в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в Черкизове, а с 1934 г. в храме Преображения Господня, что на Преображенской площади. Спиридонов Василий Григорьевич (1869 – не ранее 1941), протоиерей. Высылался из Ленинграда в 1935 году. В 1939–1941 гг. – настоятель Троицкой кладбищенской церкви в Петергофе. Спрингович Антоний (1876–1958), архиепископ Рижский (с 1923). Степанов Александр, священник. В 1943 (?)–1944 гг. служил в Крестовоздвиженской церкви с. Ополье Ленинградской области. Стефан (Проценко Степан Максимович) (1889–1960), митрополит. Иерей (1922). Иеромонах, архимандрит (1922). С 1926 г. – епископ Конотопский, викарий Черниговской епархии. С 1932 г. – епископ Черниговский и Козелецкий. В 1936–1942 гг. – в заключении. С 1942 г. – епископ, затем архиепископ Уфимский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С 1944 г. – архиепископ Полтавский и Кременчугский. В 1945–1960 гг. – архиепископ Харьковский и Богодуховский (митрополит с 1959 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цветков Павел Иванович (1890–1967), протоиерей. Родился в семье диакона. В 1915 г. окончил Московскую духовную семинарию. В 1920 г. рукоположен во иерея. В течение 45-ти лет был настоятелем Св. Ильинского храма в Черкизово в Москве. Чадаев Яков Ермолаевич (1904–1982), советский государственный деятель, доктор экономических наук. Управляющий делами СНК (СМ) СССР в 1940–1949 годах. Чайка Евгения (1910–1985), актриса. Супруга режиссера и актера Бориса Днипрового, вместе с которым в 1947–1961 гг. работала в Париже в «Ykpaihcьkoмy мистецькому mobapucmbi» («Ансамбль ykpaihcьkux akmopib», «Ykpaihcьkuй театральний ансамбль»), а потом переехала в Канаду. Черноусое Борис Николаевич (1908–1978), советский партийный и государственный деятель. В 1938–1948 гг. – секретарь МК ВКП(б). Чеховский Владимир Мусеевич (Моисеевич) (1876–1937), советник «митрополита» Украинской Автокефальной Православной Церкви Липковского. Чучукало Василий Данилович, партийный деятель Украинской ССР. Первый секретарь Сумского обкома партии (1943–1945). Шараевский Нестор (1865–1929), самосвят, «епископ» т. н. Украинской автокефальной православной церкви. Шарковский Федор Иванович (1875-?), протоиерей. Настоятель церкви Преображения Господня в с. Велятичи Борисовского района Минской области (1916–1930). Арестован в 1931 году, приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Священник в г. Борисове Минской области. Шишкин Александр Федорович (1897–1965), регент, церковный деятель. Окончил Духовную семинарию в Екатеринбурге и историко-филологический факультет Пермского университета. Уклонился в обновленчество, был секретарем обновленческого митрополита Николая (Платонова). После возвращения в Патриаршую Церковь с 1944 г. – председатель приходского совета Спасо-Преображенского собора в Ленинграде, управлял хором собора. С 1946 г. преподавал в ленинградских духовной академии и духовной семинарии. В 1947 г. – секретарь Экзарха Московской Патриархии в Чехословакии, в 1950–1960 гг. руководил хором Николо-Богоявленского собора. В 1960–1961 гг. – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адрес: Москва, 3-й Троицкий пер., д. 2, кв. 4. 6. Пономарев Аркадий Константинович, год рождения 1884, национальность: русский. Протоиерей, настоятель Петропавловской церкви, что у Яузских ворот, г. Москвы. В храме организовал бомбоубежище. Организовал сбор серебряных вещей на нужды обороны. Производил среди верующих сборы на блюдо на оборону. Произносил ободряющие патриотические проповеди. 7. Романков Василий Филиппович, год рождения 1891, национальность: русский. Протоиерей. Настоятель церкви Пятницкого кладбища г. Москвы. Организовал сбор среди верующих на нужды обороны – 250 тысяч рублей, сбор теплой одежды для армии. Участвовал в противопожарной обороне на территории домоуправления. В храме вел патриотические беседы. Адрес: г. Бабушкин, Троицкий тупик, д. 6. 8. Кузнецов Михаил Георгиевич, год рождения 1890, национальность: русский. Протоиерей. Настоятель церкви при ст. Лосиноостровская (г. Бабушкин). Часто выступал в храме с патриотическими речами. Устраивал специальные патриотические молебны. Производил сбор деньгами в храме – на оборону Москвы. При его участии храмом внесено на оборону около 60 тысяч рублей. Адрес: г. Бабушкин, Ярославское шоссе, д. 97/12. 9. Соллертинский Вячеслав Степанович, год рождения 1872, национальность: русский. Протоиерей. Настоятель Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы. В храме вел ободряющие патриотические беседы; организовал в храме бомбоубежище; вел сборы вещей среди верующих на нужды армии. Денежных пожертвований на оборону страны было им собрано около 30 тысяч рублей. Адрес: Москва, Черкизово, Пушкинская ул., д. 2, кв. 1. 10. Филонов Петр Дмитриевич, год рождения 1876, национальность: русский. Протоиерей. Настоятель церкви Нечаянной Радости, что в Марьиной Роще г. Москвы. В храме устроил бомбоубежище. Частыми выступлениями с амвона поддерживал дух верующих. Обходил дома верующих с целью поддержания бодрости и мужества. Организовал в храме сборы на оборону страны во время богослужений. Адрес: Москва, 2-я Хуторская, д. 13, кв. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010