Посему очень удобно женский двор разделить на две половины, из которых назначить лицевую половину женского двора для призреваемых женского пола, который и в настоящее время помещаются в этой половине двора, а другую свободную половину двора, с находящимся в ней большим корпусом, с молельнею при оном, назначить для помещения призреваемых раскольников мужеского пола. Такового удобства для единоверческого мужского монастыря Рогожское Кладбище не имеет и устройство того монастыря на Рогожском кладбище потребует на весьма огромную сумму больших переделок и перестроек и возведения новой ограды монастырю. Притом на мужском дворе Преображенского богоделенного дома в 1854 году, с Высочайшего разрешения, присоединившимися к единоверию главными прихожанами и вкладчиками Преображенского богоделенного дома устроены и освящены две единоверческие церкви, теплая и холодная, из коих одна над главными воротами, и другая на средине двора. Хотя главная часть мужского двора занята теперь этими единоверческими церквами, но позади их на том же дворе один корпус для призреваемых раскольников с раскольничьею при нем молельнею, и ход как в единоверческие церкви, так и в раскольничью молельню чрез одни ворота, – и вокруг единоверческих церквей земля, начиная от самых церковных стен, ворота, управление мужским двором и всем богоделенным домом сосредоточены в одном ведении раскольников, при участии с ними смотрителя богодельни, гражданского чиновника, без всякого участия в том единоверцев от церкви. Таким образом единоверческие церкви, атакованы будучи расколом и находясь в его зависимости, хотя и не должны они подчиняться по закону расколу, не могут иметь благотворного влияния на раскол. По таким неудобствам существования на мужском дворе Преображенского богоделенного дома раскольнической часовни с корпусом призреваемых раскольников вместе с единоверческими церквами, необходимо нужно мужской двор Преображенского богодельного дома определить для одного только единоверия, устроив там мужской единоверческий монастырь, а находящихся там призреваемых раскольников переместить на свободную половину женского двора в находящийся там свободный Богоявленский корпус, с молельнею при нем, и эту молельну Богоявленскую с ея образами обратить в мужскую молельню вместо находящейся ныне на мужском дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

http://www.pavel-prusskiy.ru/nikol_hram.html Преображенское кладбище и по большей части все здания на окружающих его территориях были основаны и выстроены Федосеевской старообрядческой беспоповской старопоморской общиной в 1780-1810-х гг. По большей части всё строилось как частные строения старообрядческого купца Ильи Ковылина. Но так как раскольники-старообрядцы (к каковым и относятся федосеевцы) до 1905 года были под строгим надзором Российского государства и не могли официально выстроить монастырь, то все строения Илья Ковылин официально зарегистрировал и оформил как Преображенский Богадельный Дом. Это была не религиозная, а светская организация социального профиля по уходу за больными и престарелыми старообрядцами. Преображенский богадельный дом имел в районе Преображенского кладбища два отдельно стоящих двора - мужской и женский, а по сути - фактически 2 монастыря (хотя формально они таковыми не являлись). С 1790 года был выстроен мужской монастырь, а потом, в начале XIX века - женский. В мужском монастыре располагался центр Федосеевской старообрядческой беспоповской старопоморской общины, который координировал деятельность отдельных местных федосеевских приходов по всей Российской империи и даже за её пределами, печатал книги, издавал указания для федосеевцев, возводил и низлагал федосеевских наставников (руководителей местных приходов) и т. д. И вся эта обширная деятельность велась подпольно и втайне от правительства (чаще всего путём взяток и подкупа местных московских чиновников, которые закрывали глаза на деятельность раскольников). При императоре Николае I в Преображенский Богадельный Дом была прислана независимая ревизия, которая обнаружила множество нарушений как финансовых, так и даже нашла в большом количестве экземпляры различной литературы, направленной против Российского Императора и против государства. После этого в начале 1854 году руководство - наставники Преображенского Богадельного Дома (лидеры Федосеевской старообрядческой общины) были сосланы в ссылки в разные Российские губернии. После событий 1853-54 гг. часть самых главных, беспоповских прихожан (по большей части богатых и обеспеченных купцов) Преображенского Богадельного Дома, таких как: Гучковы, Носовы, Гусаревы, Бавыкины, Осиповы и прочие, всего около 50-ти человек, изъявили желание присоединиться к Православной Церкви на правилах единоверия. Ими было написано письмо императору, и император Николай I высочайше повелел принять их в Православную Церковь, а в связи с этим на мужском отделении Преображенского Богадельного Дома повелевалось устроить единоверческий храм из бывшей Федосеевской молельни, спроектированной и выстроенной ещё в 1780-1784 гг. архитектором Фёдором Соколовым, учеником знаменитого зодчего XVIII века Василия Баженова.

http://sobory.ru/article/?object=03338

Монастырь был открыт на бывшем мужском отделении безпоповского Преображенского богаделенного дома, где уже с 1854 г. существовала приходская Никольская единоверческая церковь , которая была поставлена по повелению Императора Николая Первого на месте бывшей Успенской моленной на мужском дворе С открытием монастыря ея причт не был упразднен и служит совместно с монастырским. Среди монастыря стоял Успенский храм, в нем два престола: Успения Богородицы, освященный в 1857 г., и святителя Николы, освященный еще в 1854 г. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле вследствие присоединения к Единоверию главных безспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и других. На свои средства они устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Позже к ним были присоединены отдельно стоящая колокольня, построенная в 1876 – 1879 гг. на средства Алексея Ивановича Хлудова (1818–1882), известного предпринимателя, собирателя старопечатных книг, и Ивана Васильевича Носова. Монастырь был славен своими иконами – все только дониконова письма – XIV, XV, XVI u XVII веков, включая иконы письма преподобного Андрея Рублева. Среди монастырских икон была особо чтимая древняя икона св. Иоанна Предотечи, которая участвовала в общемосковских крестных ходах вместе с другими святынями. Монастырь был закрыт в начале 1920-х гг. Библиотека Хлудова передана в Государственный Исторический музей (ГИМ), а в 1923 г. туда поступил и весь архив с остатками рукописей монастыря в Москве оказался в ГИМ, где хранится и поныне, иконы – в Государственный Исторический музей. Такая же судьба была у собрания Егора Егоровича Егорова, подаренного им в начале XX в. Преображенскому богаделенному дому. После закрытия монастыря, по словам одного из старообрядцев, занимающих ныне часть Никольской церкви, единоверцев из нее «выгнали» Успенская (Никольская) церковь принадлежала впоследствии обновленцам, которые продали половину ее старообрядцам новопоморского согласия; ныне она поделена пополам между старообрядцами и РПЦ ( См.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

101) В 1854 году, Государь Император Александр Николаевич, по всеподданнейшему докладу о том, что настоятель сего монастыря, архимандрит Владимир, при вступлении гренадерского его королевского высочества принца Евгения Виртембергского полка из 4 округа пахотных солдат, благословил полк иконою Спасо Нерукотворного образа, Высочайше соизволил повелеть: объявить архимандриту Владимиру монаршую благодарность. В том же году, на основании указа Новгородской духовной консистории, от 27 мая за 3840, настоятелем монастыря архимандритом Владимиром, над каменною братскою трапезою, которая находилась на северо-западной стороне от Сретенского храма, вновь надстроен верхний деревянный этаж, в котором и помещена была трапеза, а прежняя, по переделке, обращена в келии для трапезного, повара и эконома. Затем, в теплой Сретенской церкви настланы новые полы, переложены печи, штукатурка на стенах исправлена и стены покрыты масляной краской; к названной церкви с западной стороны пристроена каменная двухэтажная паперть с лестницами, ведущими в нее. Купол на башне над святыми воротами переделан и, вместо дерева, покрыть железом и окрашен, медянкой. В том же году, вместо старой, угрожавшей падением братской каменной бани, стоявшей на низменном месте, ежегодно заливаемой водой, построена новая каменная баня на возвышенном месте, длиною и шириною 4 сажени. В том же году, 4 сентября, прибыл в монастырь, для обозрения церквей и духовенства г. Старой-Руссы, преосвященный Антоний, епископ Старорусский. 102) В 1855 году, в нижнем этаже Преображенского храма, церковь во имя Казанской Божией Матери, по благословению высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, возобновлена и 15 июля освящена преосвященным Иоанникием, епископом Старорусским. В том же году, Государь Император Александр Николаевич, Высочайше соизволил утвердить 6 апреля положение военного совета – на отведение монастырю из числа оброчных статей, находящихся на левой стороне реки Волхова близ села Грузина, десять сенокосных пожен, заключающих в себе 111 десятин 1740 кв. сажен; а за исключением – 16 дес. 1450 сажен неудобной земли, состояло – 95 десятин 300 кв. сажен. Эти пожни были следующего наименования: Кобылинская, Воробьевка, малая Оскуйка, Тетюха, Зверинка и Кириловка, Мироновские и Леоновские Сороки, Селезневы Сороки, Никольская, Воронье Гнездо, Ковшино, или Попова Полоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антоний 430 , в мире Андрей Иларионов Шутов, родился в 1800 году. Родители его были крестьяне села Анастасьина, Коломенского уезда, Московской губернии. Семья принадлежала к православной церкви и Андрей крещен был, а потом, когда на шестнадцатом году жизни вступал в брак, то и венчан православным священником. Через пять лет после женитьбы, служа на фабрике известного попечителя Преображенского Кладбища, богача Ф. А. Гучкова, Шутов перешел из церкви в беспоповщину, по федосеевскому согласию, и перекрещен в Хапиловском пруде 431 . Что именно расположило его оставить православную церковь и сделаться беспоповцем, решить трудно. Быть может его отец и мать, числясь православными, действительно придерживались старины, как утверждает его биограф-старообрядец, и внушали ему расположение к старообрядчеству, которое потом и увлекло его в раскол; но с большею вероятностию можно предполагать здесь влияние беспоповщинских учителей и особенно желание угодить Гучкову, благоволение которого всего удобнее было приобрести принятием федосеевского крещения. Как бы то ни было, только, перейдя в федосеевство, Шутов сделался великим его ревнителем. Согласно бракоборным правилам секты, он бросил жену, которую также перевел в раскол и впоследствии заставил постричься в инокини, поместив на женское отделение Преображенского Кладбища 432 . Горячая преданность беспоповству и ненависть к православной церкви, сначала, быть может, и притворные, в угоду федосеевцам, а потом вполне им овладевшие и при каждом удобном случае резко выражаемые, привлекли к нему особое благоволение Гучкова: пользуясь своим влиянием на Преображенском Кладбище, Гучков поместил его сюда, записав в Московское цеховое общество, в котором он и числился до самой смерти 433 , а потом доставил ему на Кладбище и должность казначея. Тогдашний настоятель Преображенского Кладбища Семен Кузьмин, или „Кузьмич“, как попросту его звали, пользовавшийся большим уважением у федосеевцев, не питал расположения к Шутову и по должности казначея не делал ему доверия, напротив сам хранил громадные кладбищенские капиталы и бесконтрольно распоряжался ими. Шутов старался показать свое значение на кладбище не влиянием на хозяйственные дела, чего Кузьмич не дозволял ему, а вмешательством во внутренние кладбищенские порядки, выставляя себя ревнителем федосеевства, при чем обыкновенно действовал и выражался крайне грубо 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Преображенское. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Преображения Господня была построен помещиками Протасьевыми в селе Преображенское Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Южского района Ивановской области по проекту архитектора Н.К. Рейма (1854-1860гг.). Н.К. Рейм также известен как автор проектов Вознесенской церкви в Иванове (ныне пл. Революции) и храма Рождества Христова (ныне пл. Ленина) (обе постройки утеряны). За постройку храма Преображения и сумму прежних достижений архитекторский помощник Н.К. Рейм был удостоен звания инженера-архитектора. Церковь стоит в стороне от усадебного комплекса с парком, созданного при въезде в село со стороны Южи в 1-й половине XIX в. Изначально усадьба принадлежала дворянам Кашинцевым, потом их родственникам Протасьевым. После разорения И.А.Протасьева имение было продано пучежскому фабриканту И.И.Сенькову, и в 1870 г. перешло к А.Я.Балину, который в конце XIX-haчaлe XX вв. произвёл коренную перестройку и расширил парк. Большинство построек было возведено заново. Деревянный дом в стиле французских замков эпохи Ренессанса сгорел в 1987 г., флигель - позднее. Каменные хозяйственные постройки, оранжереи, обелиски и храм Преображения - это всё, что осталось от усадьбы Кашинцевых - Протасьевых.  Массивный объем храма, окруженный сильно разросшимися деревьями и кустарником, хорошо виден лишь со стороны парка. Здание в «русско-византийском» стиле по архитектуре близкий к образцовым произведениям К.А. Тона принадлежит к центрическим пятикупольным храмам соборного типа. Здание сложено из кирпича размером 27х13х8см. Кладка тычковая. Фасады окрашены в два цвета: малиновый фон и белые детали. Для облицовки цоколя, баз колонн, карнизов, подпружных арок и прочих архитектурных элементов использован местный камень серого оттенка. Массивный крестообразный объем со встроенными углами увенчан в центре цилиндрическим барабаном с главой. Над углами на четырехгранных основаниях поставлены малые главы с восьмигранными барабанами. Рукава креста выражены на фасадах ризалитами, завершенными тремя килевидными кокошниками, а стены украшают длинные и тонкие приставные колонны (полуколонны) упрощенного рисунка, расположенные в простенках и углах (парные). Тонкие колонки носят характер вертикальных тяг, а не ордерных элементов. Проходящий над ними крепованный карниз имеет упрощенную профилировку. Большие килевидные порталы в в центре фасадов подчеркнуто тяжеловесны; аналогичны по форме архивольты арочных окон с рельефными кругами над ними; арочные окна и ниши барабана разделены полуколоннами. Центрическую форму храма подчеркивают каменные лестницы, поднимавшиеся к его порталам с трех сторон.

http://sobory.ru/article/?object=14991

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Память одного из благоукрасителей Санкт-Петербурга и других городов России — архитектора Михаила Преображенского/1854-1930/- почтили в Санкт-Петербурге 25 сентября, в 80-ю годовщину его кончины. На кладбище Новодевичьего монастыря собрались члены инициативной группы по возрождению главного детища академика Преображенского — храма Преображения Господня за Московской заставой, а также учащиеся Свято-Владимирской школы, здание которой он спроектировал. Панихиду возглавил директор школы иерей Антоний Прилипко. «Михаил Преображенский всю жизнь возводил храмы, а перед смертью был вынужден наблюдать, как их разрушают. Он поистине все свое упование возложил на Бога», — отметил отец Антоний. По его словам, в преддверии дня рождения Свято-Владимирской школы, 31 октября, пройдет тематическая выставка работ учащихся, посвященная жизни и деятельности архитектора. Место захоронения Михаила Преображенского нуждается в уходе. Исследователи нашли могилу два года назад, она уцелела с 1930 года благодаря усилиям выпускниц Свято-Владимирской (тогда еще женской учительской) школы. В годы советской власти они ухаживали за монастырским кладбищем, а могилу академика обнесли оградой, которую смастерили из водопроводных труб. Биографические данные о жизни архитектора уточняются усилиями исследователя и архитектора Виталия Пономаренко, члена группы по воссозданию храма Преображения Господня.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-09-25/2...

Иосиф , 1655–63, сент., дек., 1 июня (sic) 1667. Паисий , 1665. Два? Дионисий , 1668, 1676–81. Алексий , 1683–90. Сергий , 1693–1704. Феофил , 1704 и 5. Евфимий 1720–28. Епифаний Адамантский ( Адамыцкий ) 1733–37 авг. Павел , 1738–40, 15 июля. ?? ( Герман , 6 мая 1739). Иоасаф , 1741–45. Алексий , 1745–51. Феофил Игнатович , 1751–54, перев. в Казанский Преображенский. Иоанникий в 1754 перев. из Казанского Преображенского; по 1757. Патрикий Аристовский (из Казанского Предтечева?) 1757–63. Леонид , с 1763; † 1765. Игумены Исидор , 1766–69, перев. в Раифский. Порфирий , 1769–71, перев. в Симбирский Покровский. Асигкрит перев. из Чебоксарского Троицкого, 1771–74, 16 июня убит Пугачёвым. Ювеналий Смирнов , 1774 и 75, перев. в Кизический. Товия , 1775 и 76, уволен, за болезнью. Иоаким , в 1777–80. Иеразм … Серапион … Иероним … 69 Архимандриты Иосиф , 1798–1800. Серапион † 1801. Гавриил † 1801. [Против последних двух архим-тов помечено: «Ист. Иер.» (?)] Анатолий Связев , 1802–5, перев. в Лужецкий. Амвросий Сретенский в 1805 перевив Раифского; до 1828. Пётр , 1828 и 29. Гавриил , 1829–1853. Вениамин , 1854–62. Иннокентий [иеромонах, канд.] 1863–1865. Иона † 7 авг. 1867. Ювеналий Знаменский (бывший архим. Рязанского Спасского) перев. 1868 из какого-то Волынского епархиального монастыря. 4 Троицкий, в Чебоксарах, основан в 1566 г. Ныне третьеклассный. [VI, 653.] Игумены Геласий убит 1610. Иннокентий , 1616. Кирилл , 1620–25. Иосиф определён 7 дек. 1643. Упом. 1646. Филарет , 1649–52. Иосиф , 1658–60. Варлаам , строитель, в дек. 1662. Макарий , 1666–70. Иларион , 1675–96, архим. 1703 и 4. Архим. Гедеон в февр. 1708. – Иоасаф .... (предшественник). – Сергий , 1737. – Антоний , 1763 и 64; † 1765. – Хрисанф , 1766–68, перев. в Кизический. Игум. Исаия 1768 перев. из Кизического, и в 1769. – Асигкрит , 1769–71, перев. в Зилантов. – Исидор 1771 перев. из Раифского; до 1780. Архим. Антоний , 1802–22. – Нафанаил , 1822–27. – Амвросий , 1827–30. – Самуил , 1830–53. (В 1854–56 вакансия.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над притвором – каменная, осьмигранная колокольня, обшитая железом и увенчанная шпилем и крестом. Дверей в церковь трое; у северных и южных дверей – по две колонны, а над ними небольшие фронтоны, крыльцо – из дикого камня. Западное крыльцо в 6 ступеней, а остальные – в 5. Алтарь отделен каменною стеною, с 3 пролетами для дверей. Пространство алтаря – 8 квадр. саж. Потолок устроен в нем сводом, в виде продолговатого колпака. Потолок в церкви также устроен сводами, опирающимися на 4 шестигранные колонны. Иконостас деревянный, в 4 яруса. Царские двери резные, вызолоченные. Солея отделена деревянными перилами. На южной стороне – ход на колокольню, на северной – кладовая. Окна в церкви большие, продолговатые, о 8-ми стеклах: в алтаре их – 2, в церкви – 6, в кладовой и на лестнице на колокольню – по одному. До 30-х годов нынешнего столетия, почти посреди храма, к северной стороне его, было устроено по шести деревянных полок. На них прихожане ставили свои иконы и пред ними молились, зажигая свечу каждый пред своей иконой. Полки эти уничтожены по приказанию благочинного. Храм находится в 20 саженях от помещичьего дома. Между храмом и селом находится пруд с ключевой водой; на нем освящается вода 6 января и 1 августа. Метрические книги ведутся с 1783 года. Причт всегда состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, поступивший сюда, как указано им самим на метрической книге, в 1782 году. Он умер в Гостилицах в 1801 г.; Василий Иванов, служивший здесь с 1802 по 1805 г. и в этом году скончавшийся; Иоанн Андреев, из диаконов Копорского Преображенского собора, сюда перешедший из Дятлиц; по ревизской сказке за 1815 год показан выбывшим в Дятлицы; потом вступил в один из Новгородских монастырей; славился примерно благочестивою жизнью; Андрей Андреев, служивший сперва священником в Крестецком уезде новгородской епархии, потом в Парголове; отсюда перешедший в единоверческую, в Петербурге, церковь купца Милова, а в Гостилицы поступивший в 1815 году, в 1833 году он уволен за штат и, скончавшийся в 1838 году на 88 году возраста, погребен подле алтаря Гостилицкой церкви; Иоанн Степанов, из дьячков Линдозерского погоста Повенецкого уезда, Олонецкой епархии, бывший сперва священником Типиницкого погоста Петрозаводского уезда, сюда определен в 1833 г.; в 1854 г., сдав место зятю, перешел в Петербург, к домовой церкви Татьяны Борисовны Потемкиной; Владимир Николаев Ильинский, зять Иоанна Степанова, поступивший сюда в 1854 году, а в 1857 году переведенный к Волковско-кладбищенской церкви; Павел Яковлев Тихомиров, рукоположенный сюда в 1857 г., в конце семидесятых годов перешел в окрестности Петербурга, в церковь Смоленской слободы, что на Шлиссельбургской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Между тем еще в 1853 году, вслед за раскольниками Преображенского и некоторые раскольники Рогожского кладбища изъявляли желание принять единоверие и также обратить одну из часовень Рогожского кладбища в единоверческую церковь . Но тогда они ставили для сего между прочими такие условия, которых принять было нельзя. В 1854 году, когда дело о Никольской единоверческой на Преображенском кладбище церкви увенчалось желанным успехом. Рогожские раскольники, искавшие единоверия, возобновили свое прошение об обращении часовни в церковь , но теперь «уже без настояния на особенные исключительные правила». Главным двигателем этого дела был известный купец Владимир Андреевич Сапелкин, при сочувствии и содействия купцов М. Н. Кабанова. Д. П. Фомина и других. 17 сентября ими и другими предполагаемыми прихожанами будущей единоверческой Церкви подано было митрополиту Филарету о том прошение, согласно которому бывшая раскольническая часовня 23 сентября, подобно Преображенской Никольской, освящена в единоверческую церковь также во имя святителя Николая. Освящение на этот раз совершал (за невозможностью того, в виду близости праздника преподобного Сергия, для самого Филарета) опытный в священно-служении по древнему чину священник Московской Всесвятской единоверческой церкви Симеон Николаев Морозов, в сослужении с двумя единоверческими же иеромонахом и священником, при чем, узнав содержание выданной митрополитом Филаретом грамоты на обращение часовни в церковь, 1037 многие и другие раскольники, бывшие при священнодействии освящения, изъявили желание принять единоверие. Обо всем этом, равно как и об остальном, относившемся к тому же делу. Филарет донес Святейшему Синоду от 25 сентября 1854 года. Донесение это также было доложено Государю императору, и государь опять начертал на докладе: «Слава Богу, хорошее начало», о каковой резолюции Его Величества Святейший Синод известил Филарета, с присовокуплением и своей ему признательности и благодарности за его труды и распорядительность по означенному благому делу, а список с данной им по сему случаю грамоты разослал епархиальным преосвященным, для надлежащего сведения. 1038

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010