Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исп. Агафангел (Преображенский), архиеп. Рижский (Преображенский Александр Лаврентьевич; 27.09.1854, с. Мочилы Венёвского у. Тульской губ.- 16.10.1928, Ярославль), исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли), митр. Ярославский и Ростовский. Род. в семье протоиерея, с отроческих лет стремился служить Церкви в священном сане. В 1871 г. поступил в Тульскую ДС, в 1877 г.- в МДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. Служил преподавателем лат. языка в Раненбургском ДУ, затем - помощником смотрителя Скопинского ДУ. Овдовев, 7 марта 1885 г. принял монашество, 10 марта был рукоположен во иеромонаха. С 4 дек. 1886 г. инспектор Томской ДС, с 20 янв. 1888 г. ректор Иркутской ДС с возведением в сан архимандрита. Снискал доверие и благорасположение как сослуживцев, так и воспитанников семинарии. 10 сент. 1889 г. А. был хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, 17 июля 1893 г. переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. 4 окт. 1897 г. назначен епископом Рижским и Митавским, 6 мая 1904 г. возведен в сан архиепископа. С 13 авг. 1910 г. архиепископ Виленский и Литовский, с 22 дек. 1913 г. архиепископ Ярославский и Ростовский, с апр. 1917 г. митрополит. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. , с 6 марта 1918 г. член ВЦС при свт. Тихоне , Патриархе Московском. После того как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении свт. Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая Первосвятитель направил председателю ВЦИК М. И. Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) или Петроградского Вениамина (Казанского)».

http://pravenc.ru/text/63200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр (Кудряшов), архиеп. Рижский (Кудряшов Александр Иванович; род. 3.10.1940, с. Рудзаты Прейльского р-на Латвийской ССР (совр. Рудзети, Латвия)), митр. Рижский и всей Латвии. Из семьи служащего. По окончании в 1964 г. историко-филологического фак-та Даугавпилсского педагогического ин-та работал преподавателем рус. языка и лит-ры в рус. и латыш. средних школах Риги. В 1982 г. еп. Солнечногорским Илианом (Востряковым) был рукоположен во диакона и в том же году - во священника к Свято-Ильинскому храму с. Усть-Сыны Пермской епархии. С 1983 г. настоятель Спасо-Преображенского храма Риги, с 1984 г. благочинный храмов Валмиерского и Мадонского округов. С 1986 г. член правления Латвийского отд-ния Советского фонда культуры, с 1988 г. член епархиального совета, с 1989 г. редактор «Вестника Рижско-Латвийской епархии» и ответственный за издание Молитвослова на рус. и латыш. языках. В 1989 г. А. заочно окончил МДС. 10 июля 1989 г. митр. Рижским и Латвийским Леонидом (Поляковым) А. был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита. 23 июля 1989 г. хиротонисан во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. С 27 окт. 1990 г. епископ Рижский и всей Латвии, с 25 февр. 1994 г. архиепископ, 25 февр. 2002 г. возведен в митрополита. Руководитель Об-ва милосердия и духовного просвещения во имя Сергия Радонежского. Изучает историю христианства в Латвии. Лит.: Наречение и хиротония архим. Александра (Кудряшова) во еп. Даугавпилсского//ЖМП. 1990. 3. С. 17-18. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64262.html

23 окт. 2014 г. назначен главой новообразованной Вологодской митрополии с титулом " Вологодский и Кирилловский " и временно управляющим Великоустюжской епархией. С того же дня также временно управлял Череповецкой епархией вплоть до хиротонии и прибытия в неё избранного архиерея. 4 нояб. 2014 г. в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 25 дек. этого же года назначен ректором возрожденной Вологодской ДС. Решением Синода от 15 окт. 2018 г. назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». 26 февр. 2019 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февр. 2019 г. по 3 сентября 2020 г. являлся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Синода от 26 дек. 2019 г. освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. временно управлял Великоустюжской епархией. 25 авг. 2020 г. назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Решением Синода от 20 нояб. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова, освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды. 29 дек. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Лит.: Наречение и хиротония архим. Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского//ЖМП. 2011. 10. С. 22-24. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1972293.html

5. Одобрить работу Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи, за весь период ее деятельности. СЛУШАЛИ: Информацию Святейшего Патриарха Алексия II о предстоящем праздновании в 1998 году «Дня славянской письменности и культуры», проводимом в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Как и в минувшие годы, благословить в епархиях Московского Патриархата осуществление праздничной программы совместно с местными органами культуры, обратив внимание на проведение детских паломничеств и отдельных программ для учащихся воскресных школ в День славянской письменности и культуры. 2. Благословить Преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию участие в качестве сопредседателя в Оргкомиете по проведению Дня славянской письменности и культуры. 3. Поручить ректору Московской духовной академии и семинарии Преосвященному Евгению, епископу Верейскому, координацию подготовки с церковной стороны традиционной международной конференции, намеченной в г. Ярославле, а также других научных встреч в рамках праздника. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии, о пленарном заседании комиссии, состоявшемся в Московской духовной академии 3 февраля 1998 года. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить результаты планарного заседания Синодальной богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, о составе комиссии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить синодальную богословскую комиссию в следующем составе: 2. Синодальной богословской комиссии иметь рабочий президиум из состава комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении приснопамятного митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского, 1854-1928) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971597...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского. 1854-1928) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Виленского и Литовского Хризостома о возвращении церковной собственности, ранее принадлежавшей Свято-Духову монастырю и Виленской архиепископии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. На основании Закона Литовской республики о религиозных конфессиях и общинах, принятого 4 октября 1995 года, согласно 7-й статье которого религиозные конфессии и общины имеют право «вести самостоятельно, согласно своим канонам» свое внутреннее организационное устройство, не могут быть проданы, подарены, заложены, включены в любой форме капитала в состав акционерных обществ любого типа без письменного согласия Священного Синода Русской Православной Церкви, возвращенные Православной Церкви в Литве (официальное название согласно регистрации Литовской епархии) дома и строения (или их части) в Вильнюсе по адресу: ул. Аушрос Варту 10 (десять), где находится на замкнутой территории Свято-Духов монастырь, собор и семь домов, ул. Аушрос Варту 6 (шесть), ул. Субачяус 7 (семь), 9 (девять), 11 (одиннадцать), ул. Диджейи 2 (два), ул. Лянку 1/17 (один/семнадцать) и ул. Майрони 13/6 (тринадцать/шесть). 2. Информировать о принятом решении Правительство Литовской Республики. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении епископской кафедры в Петропавловске-Камчатском. После обстоятельной беседы с кандидатом на епископскую кафедру игуменом Игнатием (Пологрудовым), клириком Виленской епархии, которого Преосвященный архиепископ Виленский и Литовский Хризостом рекомендует в качестве кандидата на епископское служение. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Петропавловским и Камчатским быть игумену Игнатию (Пологрудову), клирику Виленской епархии. Наречение и хиротонию игумена Игнатия, после возведения в сан архимандрита, совершить в городе Москве.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971597...

В годы гонений на Церковь вместе с архипастырями и пастырями пострадало и множество мирян; многие из них совершили мученический подвиг, пролив кровь за Христа; еще больше было тех, кого подвергали арестам, тюремным заключениям, кто отбывал лагерные сроки за исповедание православной веры и часто там завершал жизнь. Многие чада Церкви, перенеся заточения и ссылки, умерли на воле. Члены Комиссии предлагают таковых для прославления в лике исповедников: например, митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского; 1854-1928), епископа Ковровского Афанасия (Сахарова; 1887-1962) и других. Стойкость в исповедании своей веры даже до смерти поставила таких свидетелей истины наравне с мучениками и исповедниками первохристианской эпохи. Комиссия в каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного свидетеля веры ХХ века, тщательно изучала архивные материалы, порой удавалось найти и опросить очевидцев событий, либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранил воспоминания об этих людях, либо их письма, дневники и другие сведения. Предметом внимательного изучения становились материалы допросов. Согласно установившемуся порядку инициатором прославления того или иного мученика или исповедника являлся Правящий Преосвященный, на канонической территории которого служил, принял мученическую кончину, погребен или особо почитается подвижник веры. За время изучения Комиссией вопроса о новомучениках и исповедниках Российских ХХ века были получены материалы от следующих епархий: Алматинской, Барнаульской, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Ивановской, Казанской, Костромской, Красноярской, Крымской, Курской, Московской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Петербургской, Рязанской, Самарской, Саранской, Таллинской, Тверской, Тобольской, Уфимской, Черниговской, Чимкентской, Ярославской, а также по благословению Святейшего Патриарха Алексия II — из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Свято-Данилова, Новоспасского, Соловецкого и Валаамского мужских ставропигиальных монастырей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

25 Первый сопровождавшийся отходом от митрополита Сергия протест против его политики, ассоциируемой с Декларацией от 29 июля 1927 года, был «громко провозглашен» в Окружном послании Архиерейского Синода РПЦЗ от 9 сентября 1927 года (см.: Священник Георгий Митрофанов. Русская Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. СПб., 1995. С. 138–142). Спустя некоторое время начались отходы архиереев от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя уже и в России. В ноябре 1927 года от митрополита Сергия отделился епископ Виктор (Островидов). 26 декабря 1927 года последовал уже упоминавшийся акт двух Ленинградских викариев, поддержанных самим митрополитом Иосифом (см.: Акты... С. 544–545, 552). 22 января 1928 года об отмежевании от митрополита Сергия заявил епископ Алексий (Буй) (см.: Акты... С. 564–565). Протест митрополита Агафангела (Преображенского) и группы Ярославских викариев, подписанный и митрополитом Иосифом, упоминаемый им здесь как «первый», был заявлен, как уже указывалось, лишь 6 февраля 1928 года, хотя по своему значению он действительно был одним из самых важных. 26 Свяшенноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич, 1854–1928) – с 1913 года архиепископ Ярославский; с 1917 года митрополит; в мае-июне 1922 года Заместитель Патриарха; в завещательном распоряжении святого Патриарха Тихона от 7 января 1925 года указан вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. 28 Имеется в виду известное постановление святого Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета 362 от 20 ноября 1920 года (см.: Священник Георгий Митрофанов. Цит. соч. С. 86–87). 29 См.: Послание Заместителя Патриарха митрополита Агафангела от 18 июня 1922 года. (Акты... С. 219–221). 30 По всей видимости, речь идет об актах иерархов, последовательно бывших во время заключения митрополита Сергия Заместителями Патриаршего Местоблюстителя: самого митрополита Иосифа, в принципе допускавшего переход к самоуправлению епархий в своем завещательном распоряжении от 8 декабря 1926 года (см.: Акты... С. 489–­490), и архиепископа Серафима (Самойловича), призывавшего в послании от 29 декабря 1926 года собратьев-епископов решать все дела, кроме общецерковных, самостоятельно (см.: Акты... С. 490–492).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

28.VII.1853 г. русские войска взяли крепость Ак-Мечеть в Кокандском ханстве (Средняя Азия) и завладели нижним течением реки Сыр-Дарья. 10.IV.1854 г. была успешно отражена бомбардировка Одессы англо-французской флотилией. Какие успехи на берегах Ботнических (между Швецией и Финляндией) имел в виду Аксаков, сказать затруднительно, особенными успехами в Балтийском море мы похвалиться не могли: в июле 1854 г. англичане будут бомбардировать Соловецкий монастырь, в августе 1854 г. французы возьмут Аландские острова около Ботнического залива. Возможно, Аксаков подразумевал поведение финнов, оказывавших сопротивление действиям англо-французов. О настроениях финнов имеются рассуждения в одном из писем Ивана Аксакова к родным: «Насчет Финляндии я не беспокоюсь. Финляндия не отторгнется, вовсе не желает шведского владычества и искренно привязана к России: при русском владычестве свободно возник в ней народный финский элемент, подавленный Швециею, стала разроботываться финская литература, финский язык преподаваться в университете. Я знаю многих финляндцев, которые всё мне это искренно подтверждали…» (письмо от 29.IV.1854 г.//Аксаков И. С. Письма к родным, 1849–1856. С. 251). 2144 Слово «май» – описка, имеется в виду март: 11.III.1854 г. русские войска форсировали Дунай. Три месяца – это март, апрель, май (письмо написано К. С. Аксаковым 21 июня). 2145 В 1848 г. А. Н. Лидерс был командующим русскими войсками в Молдавии и Валахии, в 1849 г. – русскими войсками в Венгрии, с 1854 г. командующий Южной армией и морской частью в Николаеве. 2154 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма: В 13 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. II. С. 317–318. 2163 Отрывок из «Семейной хроники» (подпись: С. А.)//Москвитянин. 1854. Т. II. 5. Кн. 1. С. 17–48. В данной публикации по сути четыре отрывка: Переселение; Оренбургская губерния; Новые места; Добрый день Степана Михайловича. Впоследствии в славянофильском журнале «Русская беседа» Н. П. Гиляров-Платонов опубликует обстоятельную рецензию на «Семейную хронику» С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

276 В.Д. Кудрявцев-Платонов, черниг., 1-й маг. XVIII к. Моск. акад. (1852), 1852 – бак. библейск. ист. и греч. языка, 1854 – бак. метафиз. и истор. древн. философ., 1858 – орд. проф., 1861 – препод. философии Государю Цесаревичу Николаю Александровичу, 1873 – докт. богосл. 278 Прот. Ф. А. Сергиевский, моск., 2-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. библейск. ист. и греч. яз., 1856 – бак. логики и истор. средней и новой философ., 1857 – нравств. богосл. и пастырского, 1860 – экстраорд. проф., 1865 – орд. проф., 1874 – рект. Вифан. сем. 279 А. Ф. Лавров-Платонов, ярослав., 1-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. церк. законоведения, 1864 – экстраорд. проф., 1878 – мон. и еп. Можайский, У архиеп. Литовский. Не получил степени доктора богословия (хотя более, чем кто-либо, был ее достоин), потому что не представил сочинения, а не представил, как он сам заявил мне, потому, что «боялся критики». Тогда же в разговоре (это было в Петербурге, вскоре после его хиротонии) он сообщил мне, что принял монашество по настоянию Преосв. Михаила (Лузина) , его товарища по студенчеству и друга. «Не будь его влияния, не был бы я монахом», – прибавил Преосв. Алексий. 281 Дм. Фед. Голубинский, вифан., 5-й маг. XIX к. Моск. акад. (1854), 1854 – бак. геометрии и физики, 1864 – орд. проф., 1870 – сверхштатный препод. «естественно-научной апологетики». 282 В.Н. Потапов, моск., 1-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. логики и истор. нов. философ., 1864 – экстраорд. проф., 1870 – истор. древн. и новой философии. 283 П. И. Горский-Платонов , вифан., 2-й маг. XXI к. Моск. акад., 1858 – бак. библейск. ист. и евр. яз., 1867 – экстраорд. проф., 1870 – библейск. археол. и еврейск. яз., 1878 – инспект. Моск. акад. Был потом градским головою Троице-Сергиева Посада. 284 Н.К. Соколов, костр., 3-й маг. XXI к. Моск. акад. (1858), 1858 – бак. рус. церк. истории, 1861 – за границей в командировке, 1863 – бак. новой общей церк. истор. (вновь открытой кафедры), 1865 – экстраорд. проф., 1867 – проф. Моск. универ. по кафедре церк. права, † 1874 (орд. Профессором Моск. унив.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Священник Гренадерского ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА полка о. Никита Богомолов, за участие в многочисленных походах и сражениях на Кавказе против Шамиля в 1852 г., причем о. Никита, при полном самоотвержении и истинно-христианском терпении, не щадил себя самого и служил лишь благу воинов. Белевского егерского полка о. Василий Воскресенский, за подвиги в сражении под селением Кюрук-Дара, 24 июля 1854 г. Священник Ряжского пехотного попка о. Иоанн Греков, за участие в кровопролитном бое с турками при селе Кюрук-Дара, 24 июля 1854 г. Священник Белевского пехотного полка о. Николай Георгиевский, за отличное мужество в деле при Кюрук-Дара, 24 июля 1854 г. Священник Тульского егерского полка о. Никанор Дорогунцев, в воздаяние примерно-ревностного исполнения им пастырского долга и отличного мужества во всех перестрелках и делах Александропольского отряда, в особенности же при селе Кюрук-Дара. Священник Грузинского 4-го линейного батальона о. Иоанн Охромеев, за отличие в сражении на Чингильских высотах, 17 июля 1854 г. Священник пехотного Генерал-фельдмаршала князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского полка о. Стефан Осташкин, за отличие в сражении с горцами 25 июля 1846 г. при штурме завалов, устраненных ими на хребте Тяня. Священник Брестского пехотного полка о. Григорий Судаковский, за отличное мужество и храбрость, при исполнении пастырских обязанностей, под огнем неприятеля в сражении 4 июня 1854 г., при реке Чолок, в Турции. Священник Финляндского линейного батальона о. Алексей Прокопьев, за подвиги во время бомбардирования Аландских укреплений в ночь с 9-го на 10-е июня 1854 г. Священник драгунско го ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КПЛЗЯ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА полка о. Павел Пузанов, за участие в 18531856 гг. в многочисленных походах и военных действиях Кавказской армии, соединенных с необычайно трудным передвижением и крайнею опасностью для жизни. Священник 45-го пехотного Азовского полка о. Дамиан Борщ, за подвиги в походе в 1854 по 1856 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010