Впрочем, свои пожертвования на общественные нужды, равно как и духовные завещания с подобным же назначением, раскольники стали направлять при посредстве частных доверенных лиц. Когда, напр., устроитель Судиславльской богадельни Папулин был арестован, то, по отчету Брянчанинова и Арнольди, «не проходило почтового дня, чтобы в почтовой конторе г. Судиславля не получались деньги на имя Папулина из Москвы, Петербурга, Ростова, Рыбинска и других городов России» 584 . В 1846 году купеческая дочь Соколова, согласно завещанию своего отца, внесла на Преображенское кладбище 100.000 рублей 585 . Из этих денег 60.000 руб. Преображенским кладбищем с доверенными лицами разосланы были по провинциальным общинам городов: Ярославля, Данилова, Борисоглебска, Романова, Рыбинска, Судиславля, Кинешмы и Галича 586 . В отчете Синицына передается, что угличский купец Выжилов, местный главарь филипповского согласия, получил на «милостыни», по завещанию одного кашинского купца, – 31.000 руб. и одной крестьянки – 10.000 рублей 587 . В духовных завещаниях подобного рода душеприкащику обыкновенно предоставлялось сделать пожертвование в известном размере на богоугодные дела, по его усмотрению, а куда и сколько дать, о том изъявлялась воля завещателя словесно или в частной записке. С формально-юридической точки зрения завещания таким образом не представляли ничего противозаконного и потому беспрепятственно утверждались присутственными местами. Для примера приведем духовное завещание Ф. Рахманова, утвержденное Московской гражданской палатой 29 июля 1854 г. «Завещеваю душеприкащикам... из оставшегося по смерти моей капитала на поминовение грешной моей души, на раздачу неимущим и бедным людям, нищей братии, а равно на искупление должников, содержащихся под стражей за долги, употребить такую сумму, какую они, душеприкащики, заблагоразсудят, с общего всех их согласия, по их благоусмотрению, ибо я сие совершенно предоставляю на их добрую волю и уверен в них, что они исполнят мое назначение вполне». Из «следственного дела Кочуева и других раскольников», где находится подлинник приведенного завещания, видно, что на дела благотворения отчислялось 600.000 рублей, из них от 300 до 400 тысяч на Белую Криницу 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Но такое мнение не имеет достаточных оснований. Pistis Sophia не содержит специальных признаков валентинианства. Что же касается мифа о падении и покаянии эона Pistis Sophia, то он составляет общее достояние многих гностиков. Еще Кёстлин (Köstlin. Theologische Jahrbücher. 1854. В. XIII. Heft. I, s. 185...) совершенно справедливо отнес систему Pistis Sophia к офитским (ср. s. 4). За ним следуют Липсий (R.A. Lipsius. А Dictionary of Christian Biography. W. Smith and H. Wace. London. 1837. V. IV, p. 405, 413), Якоби (Iacobi, Real-Encyklop. Herzog. 2 Aufl. В. V, s. 244), Гарнак (Harnack. Texte und Untersuchungen. В. VII. Heft. II. S. 103...), Шмидт. К. (Schmidt C. Texte und Unters. В. VIII. H. 1–2, s. 552...) и др. 646 Harnack. Texte und Untersuchungen. VII, H, 2, ss. 103–104; Schmidt C. Texte und Untersuchungen. VIII, H. 1–2, s. 565. 648 Irenaus. Contra haereses. I, 29–31, 1. Migne. Patrologiae cursus completus, t. VII; русский перевод прот. Преображенского. 2-е изд. 649 Origenes. Κατ Κλσου, или Contra Celsum. VI. 25–38. Die griechischen christlichen Schrittsteller der ersten drei Jahrhunderte. Origenes zw. Band. Leipzig. 1899 и Migne. Patrologiae cursus completus. Ser. graec. t. XI. 1857. 650 S. Hippolyti. Refutationes omnium haeresium. L. V. Duncker L. et Schneidevin. Göttingae. 1859. 651 Refutatio – V. 6; o πικληθντες Ναασηνο, τ βραδι φων οτως νομασμνοι· νας δ φις καλεται. Duncker, р. 132. 658 Hilgenfeld A. Die Ketzergeschichte. s. 252; ср. его же – Der Gnosticismus und die Philosophumena. Zeitschr. W. Theol. 1862. IV, ss. 430–431. Cp. Hönig A. Die Ophiten. 1879. ss. 30–31. 659 Lipsius. Zur Quellenkritik des Epiphanios. Wien. 1865. s. 57... Его-же. Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte. Leipzig. 1875, s. 36..., но cp. Lipslus – Z. W. T. 1863, IV, s. 421. См. Harnack. Zur Quellenkritik der Geschichte d. Gnosticismus. Leipzig. 1873. ss. 41–56. Hilgenfeld D. Ketzergeschichte. ss. 232, 235, cp. 241. 660 Contra haer. 1, 31, 2: «Я собрал их (т.е. описываемых сект) сочинения (conscriptiones)“,– говорит св. Ириней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПЫЛОВ Александр Александрович (2.07.1854, С.-Петербург - 7.02.1911, Стрельна близ С.-Петербурга), рус. композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862-1872 гг. малолетний певчий в Придворной певческой капелле , там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у М. Ф. Кременецкого, на фортепиано у И. О. Рыбасова, теории музыки и гармонии у И. К. Гунке. Позднее по рекомендации М. А. Балакирева занимался частным образом композицией с А. К. Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Н. А. Римским-Корсаковым . В 1872-1879 гг. скрипач и пианист оркестра Александринского театра. Выступал и как солист-скрипач. В 1879-1883 гг. большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883-1897 гг. помощник учителя пения. По словам хорового дирижера и воспитанника капеллы П. А. Богданова, К. был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей» ( Ардентов. 1982. С. 134). Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883-1894 гг., считал К. «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы С. А. Смирновым, Е. С. Азеевым и Ф. А. Сырбуловым ( Римский-Корсаков. 1954). Этот коллектив под рук. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на Поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С кон. 70-х гг. XIX в. по 1897 г. К. преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном ин-те, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: напр., в 1907-1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском уч-ще С. В. Смоленского (Гусельки яровчаты. Тамбов, 1907. 1. С. 18). 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединенных церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным об-вом («концерты 500»).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

Еще „в январе 1856 г., – гласит официальный акт, – московским военным генерал-губернатором было доведено до сведения (Министерства Внутренних дел), что смотритель Рогожского богадельного дома, статский советник Мосжаков, самопроизвольно воспретил рогожским раскольникам совершать в часовнях их богомоления. Министр внутренних дел, действительный тайный советник Ланской, принимая во внимание, что Рогожские раскольники издавна (со времен царствования Екатерины II) отправляли богомоления в своих часовнях, по их обрядам, и имея в виду, что высочайшим повелением 21 декабря 1853 г. раскольникам беспоповщинской секты дозволено собираться в часовнях на Преображенском кладбище для молитвы, отпевания умерших и совершения панихид, причем разрешено им церковное пение, и что высочайшим же повелением 9 августа 1854 г. предписано принять по Рогожскому богадельному дому те же меры, кои были установлены для Преображенского кладбища, признал распоряжения смотрителя Мосжакова о воспрещении богомоления в Рогожских часовнях неправильным я вместе с тем сообщил генерал-адьютанту графу Закревскому о том, чтобы на будущее время не было делаемо препятствия рогожским раскольникам отправлять богослужение по их обрядам в упомянутых часовнях строго, однако, наблюдая за недопущением ими, причем публично оказательства раскола». Воспользовавшись последними строками министерского предписания и поступившим доносом, московский иерарх немедленно сообщил синоду, к каким результатам ведет „либеральничанье» министерства внутренних дел. После отмены распоряжения смотрителя Мосжакова, сообщал Филарет, со стороны Рогожских старообрядцев немедленно стало появляться во время богомолений запрещенное „оказательство раскола», что вызвало, между прочим, столкновение между раскольниками и православными. В виду „важности предмета» высочайше повелено было протест митрополита внести на рассмотрение „секретного комитета». При обсуждении этого вопроса в комитете произошло разногласие, и некоторые члены комитета „в виду отсутствия формального по сему предмету дознания» находили „справедливым ограничиться строгим внушением раскольникам, дабы они при совершении своих богомолений отнюдь нс дозволяли себе таких действий к соблазну православных, кои противны существующим на сей предмет законоположениям»... Но, тем не менее, по докладу об этом государю, высочайше повелено было положить, во избежание соблазна, на алтари Рогожского кладбища печати, что и было исполнено 7 июля полицейскими чиновниками совместно с представителями православного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Приезд Антония в Москву и первоначальная его деятельность в России.– Сношения с Софронием. Выехав из Белой-Криницы 4-го февраля 1853 года и вступив благополучно в пределы Российского государства, новопоставленный Владимирский архиепископ Антоний направил путь не в епархиальный свой город, где не было и старообрядцев австрийского согласия, а прямо в Москву, где Рогожское кладбище, издавна служившее средоточием поповщинского раскола, становилось центральным для России местом и австрийской поповщины, так как попечители его и почетные прихожане из именитого московского купечества, вместе с конторщиком Дмитрием Корнеевым, с самого начатия дела об иерархии находились в сношениях с Белой Криницей. В Москву Антоний приехал на сырной неделе и, явившись на Рогожское кладбище, предъявил конторщику и попечителям свои документы, удостоверявшие действительное производство его в сан Владимирского архиепископа и назначение – управлять всеми церковно-иерархическими делами у российских старообрядцев, приемлющих австрийскую иерархию, т. е. представил свою ставленную грамоту, Устав Владимирской архиепископии и другие документы. Надобно полагать, что инок Павел снабдил Антония и рекомендательными письмами к своим знакомым из влиятельных прихожан Кладбища. Так как Софроний успел уже возбудить против себя большое недовольство среди старообрядцев, и особенно московских, имевших притязания на руководство и управлений делами раскола, то нового, присланного из митрополии архиерея, притом произведенного в сан архиепископа, которому, должен быть подчинен и Софроний, в Москве приняли благосклонно 527 . Правда, прошлое Антония, его долговременное пребывание в федосеевском беспоповщинском расколе, его деяния на Преображенском Кладбище, о которых ходили среди старообрядцев слухи даже с прикрасами, должны были внушать некоторое сомнение относительно достоинств присланного из Белой-Криницы нового архиерея; но, с другой стороны, то самое, что столь ревностный федосеевец, каким был Антоний, признал правильной новоучрожденную старообрядческую иерархию, явился ее служителем и распространителем, многих сторонников этой иерархии могло даже особенно расположить в его пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В основном сызранские иконы изготавливались на заказ для староверов из городов Самары, Хвалынска, Саратова, Кузнецка, Нижнего Новгорода и Оренбурга. Одним из свидетельств высокого мастерства сызранских иконописцев является отличная сохранность их произведений. В конце XIX в. возникла своя уникальная иконописная школа в Причудье (сейчас – территория Эстонии). Она была создана знаменитым иконописцем и федосеевским наставником Гавриилом Евфимовичем Фроловым (1854–1930). Выходец из Стародубья, Фролов с детства обучался иконописи у своего отца, а после его смерти в 1875 г. устроил вместе с братом Титом иконописную мастерскую при Московской Преображенской общине. В 1879 г. братья обосновались в Режице (ныне Резекне, Латвия), откуда их в конце 1880-х гг. пригласили перебраться в Причудье, поскольку местные староверы испытывали острую нужду в опытных иконописцах. С тех пор деревня Рая (Раюши), выбранная Фроловым для своего местопребывания, стала духовным центром старообрядцев Эстонии. До конца своей жизни Фролов фактически руководил жизнью общины, был ее наставником, защищал ее интересы перед властями. Первая в Причудье иконописная мастерская стала школой для многих выдающихся старообрядческих иконописцев XX в. Среди учеников Г.Е. Фролова – П.М. Софронов, М.Г. Солнцев, Ф.А. Мызников, Д.Н. Поляков, Н. Глухов. Фролов передавал своим ученикам не только секреты древлеправославного искусства иконописи, но обучал их церковному знаменному пению и на личном примере истинному благочестию вкупе с ежедневными молитвами. Отношению к иконописанию как к «святому делу» обосновывалось в работе Фролова «Святые отцы об иконописании». Были изданы и другие его сочинения, в том числе богословско-этический труд «Путь к прощению грехов», брошюры «О Каиновой жертве», «Какая жизнь, такие и догматы ». На страницах журнала «Родная старина» были опубликованы его статьи «О покаянии», «О мировом страдании» и т.д. В своем творчестве Фролов развивал лучшие традиции древнерусского и старообрядческого иконописания. За свою долгую жизнь он написал множество икон, разошедшихся по всему миру. До сих пор практически во всех моленных и во многих домах староверов в Эстонии можно встретить работы Г.Е. Фролова. Однако вершиной его творчества стал старообрядческий храм в Рая, построенный, в основном, на его собственные средства и расписанный им совместно с учениками. Многоярусный иконостас в древнерусском стиле с изображением около двухсот святых и сцен из Ветхого Завета кисти Г.Е. Фролова и его учеников органично дополняли 15 старинных икон новгородского письма и шесть – поморского. К величайшему несчастью, 30 августа 1944 г. Раюшский храм вместе со всем иконостасом сгорел. Пропали древние иконы «Воскресение» московского письма, поморские «Деисус», «Богородица Тихвинская», «Вход в Иеросалим», «Богоявление» и др., а также богословские и другие труды Фролова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Вместе с тем в это училище допущены были, согласно известным синодальным правилам 1836 года, и окрестные раскольнические дети, с целью чрез это обучение содействовать обращению их в православной церкви 1181 . Несомненно, что эта школа имела благодетельное значение для подрастающего поколения новых единоверцев. Мы уже знаем, что она оказала соответствующее воздействие и на местных раскольников. Но в то время, как Московский святитель принимал необходимые меры к упрочению единоверия на преображенском кладбище, министр внутренних дел, едва не издал распоряжение, которое должно было самым невыгодным образом отозваться на положении этого дела и на его дальнейших успехах, и которое, благодаря только своевременному вмешательству м, Филарета, не было приведено в исполнение. Мы разумеем намерение министра перевести призреваемых единоверцев из преображенской богадельни в другие загородные и именно в богадельню, состоявшую в сел Богословском – Алмазове. Чем руководился при этом министр, нам неизвестно. Можно думать, что он был введен в заблуждение каким-либо благовидным представлением только-что назначенного в то время нового смотрителя преображенского богаделенного дома, чиновника Потулова. Креатура графа Закревского, Потулов смотрел на последние события на преображенском кладбище, глазами своего патрона и так же, как этот последний, не симпатизировал появлению здесь единоверия. Вероятно, он-то и предложил министру перевести призреваемых здесь единоверцев в сельскую богадельню. Но м. Филарет заблаговременно узнал об этом представлении и, понимая, какими. вредными для единоверия последствиями должно сопровождаться исполнение этого проекта, успел во время помешать ему. В предполагаемом перемещении преображенских единоверцев он усмотрел как бы некоторого рода ссылку за принятие единоверия и желание придать преображенскому богаделенному дому прежний чисто раскольнический характер. Этот взгляд свой он и постарался выяснить в письме от 9 декабря 1854 года к синодальному обер-прокурору 1182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

История мызы Минкино, изложенная по приведенным выше архивным материалам, настолько расходится с тем, как она дается в существующей литературе, что просто теряешься в догадках, как такое могло произойти. Но факты есть факты. Мыза Минкино никогда не принадлежала ни Филарету Мусоргскому, ни жене вице-адмирала Зариной. Находящийся здесь чудесный, поистине экзотический парк, всего вероятней, был заложен Каменскими, то есть во второй половине 1880-х гг. Перед нами, естественно, встал вопрос, почему Мусоргские приехали на дачу именно в Минкино, а не куда-нибудь поближе к Петербургу, как они это сделали в 1866 г., выехав на лето в Павловск? Предлагаем свою версию ответа. Филарет и Модест Мусоргские смогли познакомиться и подружиться с Николаем Андреевичем Оболенским во время своей недолгой службы в Преображенском полку, сохранив товарищеские отношения и после того, как оставили военную службу. Филарет Петрович мог просто приехать погостить на лето в имение своего приятеля. Таким образом, в мусоргсковедении появляется совершенно новая тема – круг лужских знакомых композитора. Еще раз попросим прощения у наших читателей и попробуем внести еще одну лепту в ее раскрытие. Известно, что М.П. Мусоргский в 1856 г. выпущен из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и так же, как и его брат, выпущенный из Школы годом ранее, направлен унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк. Первым произведением композитора после выпуска из Школы стала фортепианная пьеса, озаглавленная по-французски «Souvenir d’enfance. A son ami Nikolas Obolensky» («Воспоминание детства. Моему другу Николаю Оболенскому») и датированная 16 октября 1857 г. В литературе о Мусоргском ее посвящение обычно связывают либо с князем Н.А. Оболенским, 1853 г. выпуска, будущим командиром Преображенского полка (1890-е гг.), либо с князем Н.А. Оболенским, 1854 г. выпуска, назначенным в Павловский полк, о котором отзываются как о музыканте-любителе. Мы предлагаем считать эту пьесу посвященной Н.А. Оболенскому – владельцу Перечиц и Минкина, сослуживцу братьев Мусоргских по Преображенскому полку.

http://sobory.ru/article/?object=01361

В 1902 г., после убийства министра внутренних дел Д.С.Сипягина, Плеве был назначен на этот пост. Он возглавил МВД в в трудное время, начались крестьянские и студенческие беспорядки, развернула свою террористическую деятельность партия эсеров. В 1902 г. Плеве усмирил крестьянские волнения в южных губерниях, но настоял на вынесении мягких приговоров бунтовщикам, поскольку не считал возможным наказывать голодных, озлобившихся людей. В " рабочем вопросе " Плеве также стремился, подавляя открытые выступления, проводить политику сглаживания социальных конфликтов под эгидой Самодержавия. Плеве крепко " держал в руках " большинство революционных организаций, во главе которых стояли осведомители Охранного отделения. Он был готов к борьбе с революцией, но 15 июля 1904 г. Плеве погиб в результате теракта, совершенного эсером Созоновым на мосту через Обводный канал в Петербурге. Сегодня также день памяти видного деятеля русского монархического движения, живописца, журналиста Клавдия Петровича Степанова. Он родился в 1854 г. близ Москвы в дворянской семье, славной своим верным служением престолу. Один его брат Михаил стал генералом, был близок к великому князю Сергею Александровичу, другой - Филипп служил по ведомству Св. Синода, возглавляя Московскую контору, получил известность как один из первых публикаторов знаменитых " Протоколов Сионских мудрецов " . Клавдий Степанов учился на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета, но уже будучи студентом, начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика. По окончании университета на волне патриотического подъема, вызванного помощью братьям-славянам в их борьбе против турецкого ига, добровольцем принял участие в русско-турецкой войне 1877-78 гг., служил в лейб-гвардии Преображенском полку. После окончания войны два года прослужил чиновником особых поручений в Министерстве финансов. Но тяга к живописи взяла свое, в 1880 г. Степанов вышел в отставку и уехал во Флоренцию, где прожил около 20 лет. В 1888 г. он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. За эти годы написал ряд картин, лучшие из которых " Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича " (1887) и " Дон Кихот после сражения с мельницами " (1888) находятся в Третьяковской галерее. В начале XX в. он вернулся в Россию, сблизился с кружком московских славянофилов. В 1903 г. начал сотрудничать в ведущей консервативной газете " Московские ведомости " , в своих статьях и выступлениях проявил себя горячим врагом " беспочвенного русского западничества " . В 1906-07 гг. был редактором-издателем славянофильской газеты " Московский голос " .

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/28/et...

61 Кельсиев. Сборник правит. свед. о раскольниках. Вып. 1, Лондон, 1860, Записка о Преображенском кладбище, стр. 22–23, 28, 31, 44, 55, 57–58. 62 Дневные дозорные записи о московских раскольниках. Из «Чт. Общ. Ист. и Древ. росс.», 1885 и след. Ч.1, стр. 8–9, 49, 139, 163, 179. Ч. 2, стр. 85, 144. 64 Кельсиев. Сбор. правит. свед. о раскольниках. Вып. 4. Лондон, 1832. Стр. 46–49, 82, 149–151. Вып. 2. Лондон, 1861. Стр. 13–14, 25. Варадинов. Ист. Мин. Внутр. Дел. Кн. 8. Спб. 1863. Стр. 641–643. 66 Были и другие официальные донесения, из которых правительство могло почерпать сведения о современном состоянии раскола. Таково следственное дело о действиях Авфония Кочуева, произведенное по Высочайшему повелению особой комиссией в 1854 и 1855 годах и содержавшее в себе массу данных о московском поповщинском расколе, в том числе и о его устоях в виде знаменитых женских обителей в Рогожском кладбище. Русский Вестник, 1866, кн.5, стр.6, примеч 3. Такие же отчеты протоиерей Т.А. Верховского, в 1845–847 годах Высочайше командированного для устройства единоверия в Черниговской губернии, о содержании которых можно судить по известным его записками – «Стародубье», Казань, 1874. 67 Собр. пост. по ч. раскола. Спб. 1860. Кн. 2. Стр. 624, 678–680, 692, 699, 710–718, 747, 758–765, 769–775, 797–798. 70 Отч. Обер-прокурора Синода, 1839, стр. 29; 1853, стр.28. Собр. мнений и отз. Митр. Филарета, т.3, стр. 405–406. 72 Сообщение об этом училище вошло и в изданную в 1874 году официальную «Записку и действиях и распоряжениях духовного начальства по отношению к расколу». С-Петербург, 1874. Стр.290 76 «Какая-нибудь, например, пожилая полуграмотная девица, – говорит автор, потеряв надежду на замужество, отрекается от мира, принимает образ благочестия, облекается в темно-цветную одежду, оставляет родную семью, удаляется в келью, отрекается от мирских удовольствий и даже от некоторых яств, и посвящает себя, как инокиня, не преимущественное служение Богу; читает книги св. отцов, молится, и своей набожностью и хитрым ласковым обращением приобретает себе общую любовь и уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010