Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновление традиции освящения истока Волги В начале 1990-х годов 26.05.2021 1762 Время на чтение 10 минут Отношение к истоку Волги на Руси было особым еще с XVII века; не будет преувеличением сказать трогательным. Наши предки понимали значение этой реки для культуры и национального самосознания. При царе Алексее Михайловиче у истока был основан Преображенский мужской монастырь с целью, чтобы там, в болотистых местах, откуда начинает течь сначала очень маленький робкий ручеек, происходила молитва, освящающая это начало великой могучей русской реки Волги. И в более поздние времена там был выстроен замечательный храм из красного кирпича. С учетом разного рода особенностей обитель не могла сама себя содержать, и она была взята на попечение государства, потому что освящающая истоки Волги постоянная молитва считалась делом государственной важности. В XIX веке было закрепившейся традицией, что ежегодно тверские архиерей и губернатор выезжали для освящения истока Волги. В советское время, по понятным причинам, традиция оказалась прервана. В 1990 году ее решила возродить группа тверских энтузиастов. Это Владимир Захарович Исаков, в то время главный редактор тверской областной газеты «Тверские ведомости», Алексей Семенович Чубисов со своей супругой Людмилой и Александр Кокарев, в то время известный тверской тележурналист. О существовании традиции они узнали из работы с архивными документами. Первое освящение было совершено 29 мая 1990 года, в последнюю субботу мая. В 2021 году освящение запланировано на эту же дату… Для совершения первого освящения был приглашен настоятель храма г. Осташков архимандрит Вассиан (Шуста). А потом это стало развиваться. У истока сохранилась часовня, крест которой был снят и заменен шпилем в годы гонений на Церковь в России. Инициаторы возобновления традиции самовольно срезали шпиль и установили на его месте специально изготовленный ими для этого крест. В следующие годы количество активистов стало расти. Валерий и Наталья Колтовые изготовили Оковецкую (Ржевскую) икону Пресвятой Богородицы. Выбор именно ее был не случаен – это ближайшая к месту освящения истока Волги чтимая святыня Тверской земли. Икона была размещена на отдельно стоящей арке недалеко от часовни.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наступило время действовать, а не созерцать В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням 21.03.2024 168 Время на чтение 5 минут Любая нация уходит своими корнями в пережитый исторический опыт и традиции. Особенность русской самобытной историко-культурной цивилизации метко определил более 150 лет назад Николай Яковлевич Данилевский, который считал, что «русский, перестав быть русским, обращается в ничто» ( Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романовскому. М.: Институт Русской цивилизации, 2008, с. 816 ). В начале XXI века перед Россией остро встала проблема: продолжать ли копировать западный опыт и «ехать по чужим рельсам» или вернуться к своим историческим корням, вопреки призывам интегрироваться в угасающее западное «цивилизованное сообщество». Президент В.В.Путин сделал выбор в пользу возврата к своим духовно- нравственным традициям, сбережения основ государственного и общественного обустройства России, сохранение ее территории и упрочнения российской государственности, процветания и благополучия всех проживающих в ней этносов при сплачивающей роли русского народа. Для русского народа за всю историю российского государства неизменной оставалась православная вера. Я далека от того, чтобы утверждать, что современная Россия — образец православного государства, но стремление ее политического лидера к этой цели-неоспоримый факт. Напомню уже забытое историческое событие. В августе 2001 года В.В.Путин посетил Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь и, общаясь там с народом, сказал: «Без христианства вряд ли состоялась Россия сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни, вернуться к этому источнику очень важно и своевременно. Наряду с православием русского народа, прославлением лишенным всякой избранности и шовинизма, наши духовные наставники испокон веков учили нас уважать другие народы, и это идея равенства всех народов перед Богом положена в основу внутренней и внешней политики России» (сайт Патриархия.ru, 20 августа 2001 ).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ты людям нес Благую Весть…» Памяти архимандрита Илариона (Кильганова) 19.11.2021 1173 Время на чтение 9 минут Как сообщает Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ , 16 ноября сего года в Александро-Невском кафедральном соборе Петрозаводска митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил чин отпевания многолетнего духовника Петрозаводской епархии, настоятеля Важеозерского Спасо- Преображенского мужского монастыря, члена Епархиального совета архимандрита Илариона (Кильганова), почившего 14 ноября 2021 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, на 76-м году жизни. Перед кончиной отец Иларион сподобился причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых. Перед началом чина отпевания митрополит Константин произнес слово , посвященное памяти отца Илариона. В состоявшемся затем богослужении участвовали многочисленное духовенство Карельской митрополии. В соборе молились многочисленные верующие, прибывшие из разных городов России. Тело отца Илариона было обнесено вокруг собора, после чего его доставили в родную обитель в Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Архимандрит Иларион (Кильганов) был погребен на территории Важеозерского монастыря за алтарем храма в честь Преображения Господня. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин обратился к духовенству и монашествующим Петрозаводской епархии с просьбой совершения особой молитвы о новопреставленном архимандрите Иларионе (Кильганове). «Как известно, молитвенное поминовение усопшего особенно важно в течение сорока дней со времени его преставления. Поэтому полагаю необходимым и призываю клир и монашествующих присоединять к ежедневному молитвенному правилу дополнительно прибавлять прошения об упокоении новопреставленного архимандрита Илариона. Помимо сугубой, частной молитвы благословляется в храмах и монастырях Петрозаводской епархии до сорокового дня со времени преставления за каждой Божественной литургией совершать заупокойные ектении о новопреставленном. По окончании Божественной литургии в воскресные дни, а в многоклирных приходах — после каждой Божественной литургии, совершаемой на протяжении седмицы, благословляется совершение панихид по новопреставленному архимандриту Илариону. По окончании вечерних богослужений (после завершения 1-го часа) - заупокойную литию по почившему. Душа его во благих да водворится и память его в род и род!», - говорится в обращении владыки Константина.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

Закрыть Казань, которую мы потеряли О печальной участи православных святынь 26.06.2012 759 Время на чтение 10 минут Иногда, как историк, в своих исследованиях и мыслях уношусь лет так на 100 - 120 назад, большой срок для жизни человека, и сравнительно небольшой отрезок для истории, тем более для нашего города. Узнал бы наш предок, окажись сегодня в он в Казани - площади, улицы, скверы, и дома нашего города? Думаю, узнал бы, но с большим трудом. Окажись он на железнодорожном вокзале - то конечно, признал бы его, а что вокруг него - то вряд ли. Спросил бы, где церковь Тихвинской иконы Божией Матери, двухэтажные строения. Казанский Кремль. Поразился бы новоделам. Не понял бы утраты уютного уголка Спасо-Преображенского монастыря и его величественного некрополя. Не понял бы - куда подевалась монументальная четырёхъярусная колокольня с 24-тонным колоколом, гордостью Казани. А строения рядом с Кремлем привели бы его в полную растерянность. Он бы не понял, куда подевался величественный комплекс Казанско-Богородицкого женского монастыря, где без собора и колокольни стало и сиро, и не уютно, а об осквернённой церкви Николы Тульского, превращённого в безбожные годы советской власти в табачную фабрику, и говорить-то не стоит. Мы бы ему сказали, что за эти годы, по подсчётам недавно ушедшего из жизни самобытного историка-краеведа Георгия Фролова, было уничтожено далеко за сотню храмов, домовых церквей, часовен, мечетей, синагог. Читатель спросит, так это же всё происходило в 1920 - 1980 -е годы, а мы то тут причём, мы за дедов и отцов не в ответе. И то правда. А теперь о дне сегодняшнем или недалёком вчерашнем. Не так давно одна солидная туристическая фирма попросила меня провести экскурсию по городу московским гостям. Это оказались специалисты из энергетической компании довольно солидного возраста и практического опыта, много повидавшие в своей жизни. В нашем распоряжении было шесть часов до отхода их поезда. Поехали вначале в Раифский Богородицкий мужской монастырь. Там им понравилось, тишина, благолепие, рябь водной глади, неторопливый ритм монашеской жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/27/...

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ) На средства архиеп. Платона по проекту архит. Н. М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь к-рого 6 авг. 1785 г. была освящена в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 авг. 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к сев. и юж. дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом,- в воспоминание 3 сеней, к-рые пожелал устроить на месте Преображения ап. Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери , над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У сев. дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную ц., у алтаря к-рой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской ц.- перламутровый образ Рождества Христова - была прислана митр. Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием . По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре - икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил И. Никифоров. Впосл. по подобию Преображенского собора был возведен Троицкий храм в Стефановом Махрищском мон-ре и Преображенская ц. в с. Творишичи (ныне Жирятинского р-на Брянской обл.).

http://pravenc.ru/text/158880.html

Каменец. Церковь Симеона Столпника. Карта и ближайшие объекты Симеоновская церковь г. Каменца, каменная, была построена в 1914 году на месте старой деревянной церкви (16 в.) на том же фундаменте. По ходатайству священника Льва Поевского перед императором Николаем II, который в то время находился в Беловежской пуще, выделил 50 тысяч золотых рублей на строительство храма и ремонт башни. Является памятником архитектуры ретроспективного русского стиля. Храм-памятник 300-летия дома Романовых. По материалам официального сайта Каменецкого благочиния Древняя земля Каменца, который назывался Каменец Руський, Каменец Литовский, теперь просто – Каменец, когда-то была богата православными храмами. Согласно Ипатьевской летописи, в 1276г. построен Каменецкий оборонительный столп и на горке «Кладуча» - первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее была возведена церковь Рождества Христова, ещё позже - Воскресения Христова, при ней был открыт мужской монастырь, с 1711 по 1885 год действовала Спасо-Преображенская церковь. История Свято-Симеоновского храма началась ещё во второй половине 16 века, более 450 лет назад (1562г.). Для его строительства прихожане выбрали холм, который с востока омывался безымянным притоком реки Лесная. 14 сентября в день церковного новолетия, т.е. церковного Нового года, был освящён престол во имя Симеона Столпника. Церковь была построена из дерева, имела прямоугольную форму, состояла из алтаря, солеи с клиросом, среднего храма, притвора. Гонтовую двускатную крышу венчала небольшая главка, осиянная крестом. Отдельно от храма располагалась деревянная, четырёхугольная в плане колокольня. Церковный погост ограждала изгородь из толстых круглых брёвен. К храму вела вымощенная булыжниками дорожка. После утверждения в 1596г. Брестской унии среди прихожан стало насаждаться униатство. Службы проводились на униатский лад. В XVIII в. в приходе Свято-Симеоновской церкви насчитывался 171 двор и 826 прихожан. 29 сентября 1839г. указом Литовской духовной консистории Симеоновский приходской храм был переименован в соборную церковь. В 1865г. к приходу было приписано 3 511 прихожан. В этом же году государственной комиссией было установлено, что собор обветшал и требует капитального ремонта. 50 тыс. золотых рублей на его строительство и ремонт башни выделил император Николай II по ходатайству настоятеля Льва Паевского. Но только в 1912г. началось строительство новой кирпичной церкви на месте старой, деревянной. Все заботы по строительству легли на плечи настоятеля о. Константина Тарановича. Весной 1914г. новый храм высился во всей своей красе, а его престол (как и престол деревянного храма) освящён 14 сентября во имя св. Симеона Столпника. Рождение новой церкви пришлось на начало Первой мировой войны. Народ стал отъезжать в беженство, церковь закрылась. И только после возвращения людей из беженства в храме возобновились богослужения. Он стал приукрашаться, пополняться богослужебной утварью, книгами.

http://sobory.ru/article/?object=09598

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кратиров Павел Феодорович, 6.05.1871, с. Покровское Тотемского у. Вологодской губ.- 5.01. 1932, г. Харьков), еп. Старобельский, деятель «иосифлянства» . Из семьи священника, рано лишился матери. После сельской школы поступил в Вологодское ДУ. В 1885 г., окончив уч-ще по 1-му разряду, был зачислен в Вологодскую ДС. В конце учебы в семинарии тяжело заболел плевритом, остался жить вопреки прогнозам врачей, что укрепило его в вере. Во время выздоровления с авг. 1891 г. проживал в Новочеркасске у дяди священника. 22 нояб. того же года определен на должность учителя Новочеркасской образцовой школы грамоты. В 1892 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1896 г. с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель» (опубл. в 1897 в Казани). Ок. года, ожидая назначения от Учебного комитета, прожил у отца в Покровском, преподавал Закон Божий в сельской школе. 10 июля 1897 г. назначен преподавателем греч. языка в Тульскую ДС. 26 сент. 1902 г. перемещен на должность преподавателя словесности в Курскую ДС. С 12 марта 1903 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Харьковскую ДС (до 1918). Также преподавал рус. язык и гражданскую историю в Харьковском епархиальном жен. уч-ще (до 1909), был законоучителем в мужской и женской гимназиях Харькова. Регулярно публиковался в епархиальных периодических изданиях. Резко отрицательно отнесся к революции 1905-1907 гг. Тогда впервые проявился его талант как публициста и проповедника. На лекциях в Харьковском Народном доме и на собрании духовенства епархии в Покровском мон-ре он обосновывал необходимость применения смертной казни по отношению к революционерам. Эту же позицию он отстаивал в статьях, публиковавшихся в епархиальном ж. «Вера и разум» в 1905, 1906, 1908 и 1915 гг. В 1914 г. овдовел. К Февральской революции 1917 г. отнесся «спокойно и равнодушно», приняв ее «как данность». Однако после Октябрьского переворота он решил бороться словом Божиим с надвигавшимся неверием. Неск. раз участвовал в публичных диспутах с безбожниками. В разгар большевистских гонений на веру решил принять священнический сан. 24 сент. 1921 г. был рукоположен во диакона, 26 сент.- во иерея. Служил священником в харьковском храме в честь иконы Божией Матери «Озерянская». 25 янв. 1922 г. по предложению Харьковского архиеп. Нафанаила (Троицкого) патриарх и Синод РПЦ приняли решение избрать свящ. П. Кратирова (по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита) епископом Старобельским, викарием Харьковской епархии. Старобельскому архиерею предоставлялись права «полусамостоятельного епископа» и настоятеля Куряжского Преображенского монастыря. Местожительством его был назначен харьковский Покровский монастырь.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Астраханской митрополии РПЦ. Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская, в 1723-1799 гг.- Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг.- Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг.- Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг.- Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг.- Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг.- Астраханская и Сталинградская, в 1959 г.- Астраханская и Енотаевская, с 2013 епархия имеет современное название. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделена Ахтубинская епархия . Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии . Кафедральный город - Астрахань, кафедральный собор - в честь Успения Божией Матери, правящий архиерей - митр. Никон (Фомин) . Епархия разделена на благочиния: Златоустовское, Владимирское, Петропавловское, Преображенское, Приволжское, Камызякское, Володарское, Лиманское, Икрянское, Монастврское. К марту 2017 г. в епархии было 47 приходов, 2 мон-ря, в епархии служили 90 священников и 26 диаконов. В ЕУ раборают отделы: по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи, миссионерский, религиозного образования, катехизации, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, имущественный отдел, паломнический, Совет по культуре, Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства и детства, Пресс служба. Епархиальные СМИ включают газету " Астрахань православная " , ежемесячную телепередачу " Церковь и мир " , ежемесячную радиопередачу " Встреча длч вас " , сайт епархии (http://astreparh.ru) XVII - нач. XX в. После присоединения в 1556 г. Астраханского ханства к России его территория находилась в юрисдикции Казанских архиереев, после 1589 г. именовавшихся «митрополитами Казанскими и Астраханскими». Во 2-й пол. XVI в. в Астрахани были открыты 2 мон-ря: астраханский во имя Святой Троицы и астраханский в честь Преображения Господня . В 1602 г. на обширных и малозаселенных землях Н. Поволжья была учреждена Астраханская и Терская епархия, ее первым епископом стал бывш. игумен Троицкого мон-ря свт. Феодосий (Харитонов) . Царь Борис Феодорович Годунов пожаловал на содержание астраханского архиерейского дома с. Теньки Свияжского у. денежную и хлебную ругу, новые льготы в дополнение к прежним были пожалованы Троицкому мон-рю. После 1604 г. возник астраханский в честь Вознесения Господня мужской монастырь , на содержание к-рого были отведены рыбные ловли на р. Кутум. В 1605 г. еп. Феодосий был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Соловецкий музей-заповедник передадут Церкви Москва, 18 сентября 2007 г. Правительство РФ приняло решение о передаче всех памятников на Соловецком архипелаге, в том числе музея-заповедника, Московской Патриархии, передает ИНТЕРФАКС. Директор музея Михаил Лопаткин указал на проблему, связанную с тем, что " тотальная передача памятников потребует вывода из их стен музейных фондов, экспозиций, всех служб музея " . " На Соловках для такой " эвакуации " помещений нет " , - сказал он. Ведущий специалист комитета по культуре администрации Архангельской области Игорь Репневский отметил, что " Соловки представляют собой не только духовный центр, не только символ периода репрессий, но в первую очередь музей " , заявив о важности доступа к подобным памятникам " всем гражданам Российской Федерации, а также иностранным туристам " . В свою очередь юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега опровергает появившиеся в СМИ утверждения, будто передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви повлечет катастрофические последствия для Соловецкого музея и местного населения, сообщает Патриархия.ru. Пояснения юрисконсульт Московской Патриархии приводятся ниже. На основании поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. Пр-2101 Правительство России рассмотрело вопрос о возможности передачи Русской Православной Церкви храмов и иных объектов культурного наследия Соловков, имеющих религиозное назначение. Согласно письму заместителя Председателя Правительства России А. Жукова от 28 марта 2007 г. - «правовая и организационные стороны вопроса передачи Соловецкому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения урегулированы. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь имеет возможность в установленном порядке формировать необходимый пакет документов для направления в Росимущество с целью принятия последним решения о передаче в безвозмездное пользование монастыря объектов религиозного назначения, расположенных на территории Соловецкого архипелага».

http://pravoslavie.ru/24002.html

ЦВ 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 13 – 26 мая 2010 13 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. «Вы — третий Патриарх, который совершил богослужение в храме “Большое Вознесение”, — сказал настоятель храма протоиерей Владимир Диваков, обращаясь к Патриарху Кириллу. — Я должен принести особые слова благодарности Вам, Ваше Святейшество, потому что, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Вы благословили благодетелей на святое дело возрождения нашего храма и воссоздание по сохранившимся фотографиям его исторического главного иконостаса». 22 мая, в праздник перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения Никольского собора, построенного в 2004– 2006 гг. на фундаменте древнейшего храма монастыря. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе обители. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил крестный ход на площадь Святителя Николая, расположенную у стен Николо-Угрешской обители. У памятника Святителю Николаю, Патриарх Кирилл совершил краткий молебен. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Патриарх Кирилл также поздравил наместника монастыря епископа Люберецкого Вениамина с 30-летием служения в священном сане. Праздник завершился маршем роты почетного караула 154-го отдельного комендантского полка военной прокуратуры г. Москвы и салютом. 22 мая в Москву прибыл Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. В аэропорту Внуково высокого гостя встречали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Истринский Арсений, секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, духовенство Мос-квы, наместники и настоятельницы монастырей, а также представители государственной власти и иностранные дипломаты.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010