Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИССИОНЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МИССИОНЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в 1 версте от с. Николо-Берёзовка Бирского у. Уфимской губ., на левом берегу р. Камы, на границе Вятской, Уфимской и Пермской губерний. Основан указом Синода от 19 дек. 1900 г. на базе Камско-Николаевского подворья уфимского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Первоначально мужской. Мужской монастырь По нек-рым сведениям, в XVI в. на территории близ с. Николо-Берёзовка находился общежительный муж. мон-рь в честь Преображения Господня. Об основании этой обители известно из копии писцовой книги 1596 г. (хранилась в церкви села до 1917), составленной по наказу казанского воеводы кн. Ивана Воротынского на земли жителей Никольской слободы (впосл. с. Берёзовка (Николо-Берёзовка)). В писцовой книге указано, что в 2 верстах от села, за р. Камой, «стоит часовня черного попа, священноинока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца», к-рые «строят» мон-рь в честь Преображения Господня и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ( Игнатьев. 1873. С. 191). По преданию, в XVII в., во время одного из башкир. бунтов, мон-рь был разорен. В 1852 г. настоятель Троицкого храма с. Николо-Берёзовка прот. Григорий Иоаннович Челноков и заводовладелец М. Г. Сведомский (дядя знаменитых художников братьев Сведомских, владелец Михайловского Завода в Красноуфимском у. Пермской губ.) выступили с инициативой возобновления Преображенской обители. При этом Сведомский отвел для мон-ря 150 дес. земли и леса за р. Камой, в 40 верстах от Николо-Берёзовки, на границе Бирского и Осинского уездов. Но указанная местность оказалась болотистой, и в 1858 г. Удельное ведомство, к-рому принадлежало село, отвело для мон-ря 15 дес. земли в непосредственной близости от с. Берёзовка, на левом берегу р. Камы. Однако в связи с переводом в 1859 г. прот. Г. Челнокова на др. приход дело об устройстве обители приостановилось.

http://pravenc.ru/text/1470151.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX b. получила название Калужская. Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел. Основана преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Вепрейки в XV b. и ко времени правления Иоанна Грозного приобрела большую известность. Разоренная во время Смуты, Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, а также Никольская церковь с трапезной. В 1677 году Трехсвятительский храм перенесли в монастырскую слободу, а на его месте началось сооружение каменного Преображенского собора, в котором с тех пор были положены под спудом за правым клиросом святые мощи преподобного основателя обители. В 1684 году по малочисленности братии указом царей Ин. 5 и Петра I пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю, а в 1764 году при учреждении штатов ее оставили на правах заштатной в подчинении уже Крутицкой епархии – в эту пору насельников в ней было всего 7: строитель, 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. По упразднении Крутицкой епархии в 1788 году Тихонова пустынь временно отошла к Московской, а с основанием в 1799 году новой Калужской епархии, наконец, причислена к ней. В обители были следующие храмы: Соборный Преображенский с двумя приделами был выстроен на месте прежнего в 1879–1886 годах. За правым клиросом находилась рака с мощами преподобного Тихона. Успенский построен в XIX b. на месте древнего. При больничном корпусе – домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В трапезной – церковь в честь святителя Николая – в византийском стиле.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Колокольня (новая). Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 2009 и 2014. Архитектор:А.С. Лунькин, Г.М. Лунькина, Д.В. Третьяков Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, на территории Казанского Богородичного мужского монастыря (ул. Максима Горького, д. 3) Координаты: 52.721361, 41.45795 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Восстановление монастыря началось с 1992 года. На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается. Главной доминантой монастыря является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу 32. Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма. Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше прежней. Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011-м. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.-Петербурге и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящим циферблатом на все четыре стороны. Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход. В ночное время все колокольни Тамбова ярко подсвечиваются.

http://sobory.ru/article/?object=37788

Тригорье. Спасо-Преображенский Тригорский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1854—1873 гг., КЕЛЬИ, 1782 гг., ТРИГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев. Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской. Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром. Корпус келий построен (а по другим сведениям — капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга — двухэтажный, с севера — одноэтажный), Г-образный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия — полуциркульные своды с распалубками и плоские Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 150-151, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Тригорский Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный (с 1911 года), в селе Тригорье, в 25 верстах от города Житомира. Основан в конце XVI века князем Владимиром Житомирским, в XVIII веке отпал в унию, в 1839 году возвращен в православие. В нем находится почитаемая икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История Тригорского монастыря разделяется на 4 периода. В первом периоде Т.М. является строго православной обителью (1613-1723 гг.), во втором – жертвой унии (1723-1839 гг.), третий период – возвращение монастыря в недра родного Православия (с 1839 по 1917 гг.), четвёртый – современный период (с 1917 г. по наше время). Источник: более подробная статья об истории монастыря на сайте Житомирской епархии

http://sobory.ru/article/?object=14502

Арзамас. Высокогорский Вознесенский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1716. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, посёлок Высокая Гора Координаты: 55.416955, 43.766464 Проезд:2 км к северо-западу от вокзала Арзамас-1 по шоссе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Высогорская Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Арзамаса, на обширной и кругообразной горе. Основана в 1716 году; в 1735 году, по случаю беспрестанных нападений разбойников, была оставлена иноками, а в 1743 году снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся: Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Иверская — точный список с Иверской Афонской иконы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни. Разрешение было получено и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители. Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов были быстро поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Енисейский в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасо-Преображенский) мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1640/41 г. по благословению архиеп. Тобольского Герасима (Кремлёва) . Первоначально был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, с 15 апр. 2008 г.- в честь Преображения Господня. История Е. м. мало исследована, т. к. архив неск. раз горел во время городских пожаров. По преданию, впервые зафиксированному в 1819 г. (см.: Ист. описание. 1819. С. 88), с 1592/93 г. на месте буд. монастыря в келье подвизался инок Тимофей (Иванов); вскоре здесь сложилась монашеская община, а затем заботившийся о распространении Православия в Сибири архиеп. Тобольский Герасим офиц. учредил муж. мон-рь к юго-западу от Енисейского острога (ныне г. Енисейск). В челобитной 1680 г. архим. Матфея и енисейских жителей царю Феодору Алексеевичу сказано, что «Спасский пустынной монастырь» построен «для прибежища и душевного спасения нам, престарелым и увечным холопам твоим и сиротам» (см.: Оглоблин. 1900. С. 298). Архим. Амвросий (Орнатский) без ссылки на источники называет «строителей» монастыря Сергия (1639) и Феодосия (1644). В одном из земельных актов 1679 г. указывалось, что братия считает строителем Е. м. «черного попа» Феодосия, «а в котором году и по какому великого государя указу, про то они сказали не ведают» (ДАИ. Т. 8. 48. С. 201). В несохранившейся летописи мон-ря, составленной между 1804 и 1827 гг., 1-м игуменом назван Варлаам (см.: Афанасий. 1863. С. 339-340). С 1679 г., после учреждения Тобольской и Сибирской митрополии, Е. м. возглавляли архимандриты. Первый архим. Матфей был пожалован митрой, второй по счету в Сибири. В 1679 г. в Е. м. проживало 37 братских и 16 больничных старцев. К 1680 г. также числились 40 «вкладчиков и закладчиков», 2 мельника, 4 коровника, солевар, трудник. Насельник Е. м. инок Тихон Строитель в устье р. Н. Тунгуски основал небольшую пустынь, впосл. туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь . Настоятельствовавший в 1750-1775 (?) гг. архим. Иоанникий (Павлуцкий) в 1761 г. был хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого.

http://pravenc.ru/text/189971.html

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты В 1691 году был дан антимис на освящение деревянной церкви во имя Преображения Господня в Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой в 1689 году. Рядом с первым монастырским храмом в 1707 году поставили церковь Казанской иконы Божией Матери, а в 1724 году - церковь во имя Иоанна Предтечи, построенную из разобранного храма упраздненного Предтеченского мужского монастыря. В 1735 году вместо двух первых церквей был заложен двухэтажный каменный Преображенский храм, а в 1738 году вместо старой построена новая деревянная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, престол из которой впоследствии был перенесен в Преображенскую церковь. В 1750 году строительство каменого храма было закончено. В здании храма помещалась нижняя (зимняя) и верхняя(летняя) церкви. В верхней церкви разместился главный престол во имя Преображения Господня, в нижней - во имя Казанской иконы Божией Матери, а в трапезной - приделы, посвященные святому пророку Иоанну Предтече (справа) и святителю Иоанну Златоусту (слева). Напротив крепости, рядом с улицей, в 1756-1760 годах была сооружена каменная церковь во им Тихвинской иконы Божией Матери. Место, на котором распологался монастырь, было очень неудобным, поэтому в 1794 году его перевели за черту города, на юго-восток, к Вознесенскомй кладбищу. Тихвинскую церковь разобрали, использовав материал для постройки монастыря на новом месте. Преображенский храм, бывший соборным храмом Спасо-Преображенского монастыря, стал приходским. В 1861 году колокольня и сам храм были перестроены, что, по-видимому, привело к смещению грунта, повлекшему за собой образование трещин в алтарной части храма. В связи с этим апсиду пришлось укрепить контрфорсами. В 1900 году был усилен фундамент под алтарной частью, заменена ее кирпичная кладка, переделано завершение колокольни, пятиглавие на самой церки и сделана одна главка на алтаре.

http://sobory.ru/article/?object=05620

В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Липецкой епархии), в 4 км от г. Павловска, к юго-востоку от с. Белогорья Подгоренского р-на Воронежской обл., на правом берегу р. Дон. Начало Б. м. положила казачья вдова Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822). По благословению старца Киево-Печерской лавры в 1796-1798 гг. близ слободы Белогорье (на месте существовавших, вероятно с XIV в., пещер) она выкопала пещеру в горе на 8 сажень (ок. 16 м) и стала в ней подвизаться. Вскоре Шерстюкова стяжала известность старицы, к ней стали приходить паломники, к-рые продолжали пещерокопательство. Ежегодно пещеры посещали более 30 тыс. чел. из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, С.-Петербурга и др. Местное духовенство с недоверием относилось к пещерокопателям, подозревая в них сектантские и раскольнические действия, пещеры неоднократно закрывали, Шерстюкову преследовали. В 1800 г. священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному прот. Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 г. на основании донесения белогорского благочинного свящ. Иоанна Ставрова еп. Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. В 1807 г. вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. В 1811 г. белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к еп. Воронежскому Антонию (Соколову) . В 1816 г., после освящения в слободе Белогорье Преображенского храма, еп. Воронежский Епифаний (Канивецкий) объявил о Высочайшем повелении упразднить пещеры, а пещерокопательницу отдать под суд.

http://pravenc.ru/text/77930.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛОПСКИЙ МИХАЙЛОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новгородской и Старорусской епархии Новгородской митрополии), находится в дер. Сельцо Новгородского р-на и обл. Основан в нач. XV в. (?) при впадении безымянного ручья в р. Веряжу, на ее правом берегу, недалеко от оз. Ильмень. XV-XVI вв. Основание, строительная деятельность Прп. Михаил Клопский, с житием. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГИМ) Прп. Михаил Клопский, с житием. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГИМ) Самое раннее упоминание о К. м. относится к 1412 г. и связано со строительством здесь деревянной Троицкой ц. (НПЛ. С. 403). Существовал ли К. м. ранее, неизвестно. Вероятно, К. м. был основан в нач. XV в., при Новгородском архиеп. Иоанне (Стухине) . В период его правления на р. Веряже были устроены Вяжищский во имя святителя Николая Чудотворца и Мостищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри, а на реках Верёнде (ныне Веронда) и Видогощи - еще 3 обители: Видогощская Троицкая, Верендовская Преображенская и Верендовская Никольская ( Секретарь. 2011. С. 519, 530, 561, 563). Помимо деревянной церкви в К. м. существовали деревянные игуменские и братские кельи, трапезная и др. постройки, упоминаемые в Житии прп. Михаила Клопского ( Дмитриев. 1958. С. 90, 113-115). Наличие трапезной свидетельствует о том, что братия уже в нач. XV в. жила по общежительному уставу. Вероятно, в 1414 г. в К. м. поселился прп. Михаил Клопский , «сродник великих князей Московских», проживший в мон-ре 44 года и скончавшийся в янв. 1458 г. В это время К. м. возглавлял игум. Феодосий, к-рый, как и прп. Михаил, по происхождению не был новгородцем. Избранный в 1421 г. жребием на епископскую кафедру, он «был наречен, а не поставлен». Вскоре новгородцы изгнали о. Феодосия со словами: «Не хотим шестника владыкою» (НовгорЛет. С. 138). Слово «шестник» имело значения: «служитель на княжьем дворе», «пешеход, путник», «пришедший из другой земли» ( Даль В.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010