Синайский монастырь св. вмц. Екатерины инайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. 23 апреля, 2011 инайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. Синайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины. На Синайском полуострове первые монахи начали появляться еще во время гонений императора Диоклетиана, поскольку горный массив Синая являлся удобным убежищем, а также имел все необходимые ресурсы для жизни на полуострове. Эти монахи были в своей массе отшельниками, которые по воскресеньям собирались на богослужения. Когда христианство стало государственной религией, то по просьбе монахов полуострова мать императора Константина святая Елена построила церковь и башни для защиты от кочевников. Позже, при императоре Юстиниане, все постройки святой Елены были окружены стенами, а к ним приставлены солдаты. Примерно в это же время на территории монастыря была возведена базилика Преображения Господня.

http://pravmir.ru/sinajskij-monastyr-sv-...

Москва. Церковь Спаса Преображения (Андрея Стратилата) бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Преображенская церковь в Спас-Тушине /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 1586. Год утраты:приблизительно 1885 (Разобрана) Адрес: Россия, Москва, СЗАО, район Митино, Староспасская ул., участок придомовой территории д. 33кА. Координаты: 55.830834, 37.389664 Проезд:от ст. м. " Тушинская " автобусами 2, 210, 266 или 741 до остановке Спас, или пешком от станций метро и МЦД2 " Волоколамская " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Существовавшая церковь Преображения Господня в селе Спасском-Тушине. Село Тушино, некогда бывшее во владении воеводы Тушина, в 1570 г. принадлежало Троице-Сергиеву монастырю, «по данной князь Петрово по сестре Теляковского, княгини Софьи», отдавшей это село на поминовение отца своего Федора Тушина и брата. Близ Тушина некогда существовал Спасо-Преображенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиеву монастырю. Время построения Спасского монастыря неизвестно. Нужно полагать, что эта древняя обитель существовала еще до 1390 г. В выписке из летописей княжения Василия Дмитриевича под 1390 г. говорится: «весною в великий пост умер Иван Родионович, названный в монашестве Игнатием, и погребен в монастыре на Всходне». В писцовых книгах 1584-86 гг. Спасо-Преображенский монастырь с принадлежащими к нему вотчинами описан так: «Троицы-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово, на речке Всходне, а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена же святого мученика Андрея Стратилата, ставят ново, недоделана; а в церкви Преображенье Спасово образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение старого вотчинника Андакана Тушина с братьею…» В начале XVII ст. Спасский монастырь был «разорен и запустел от литовских людей». Из монастырских зданий оставалось только каменная церковь во имя Андрея Стратилата, впоследствии обращенная в приходскую церковь, и другая разоренная каменная церковь Преображения Господня. В писцовых книгах 1623-24 гг. Московского уезда Горетова стана, монастырь с вотчинами описан так: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря вотчина село, что был монастырь Всходня, на реке Москве, а в нем церковь Преображения Господня с трапезою каменною, разорен, да другая церковь Андрея Стратилата каменная, шатром вверх, а в церкви образы и книги, и свечи, и колокола, все монастырское строение Живоначального Троицы-Сергиева монастыря; на церковной земле во дворе поп Стефан, во дворе дьячок Илейко Стефанов, во дворе пономарь Ивашко Потапов, во дворе просвирница Анница, да на церковной земле 2 кельи, в них черный поп Макарей, да нищий питается от церкви Божией, в том селе крестьян 3 двора и бобылей 3 двора…».

http://sobory.ru/article/?object=60903

Цепочкино. Церковь Спаса Преображения. Церковь Преображения Господня, Преображенская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1700 и 1718. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, Уржумский район, с. Цепочкино. Координаты: 57.179659, 50.101208 Проезд:Трасса Р169, Киров-Уржум, перед Уржумом левый поворот по указателю на Цепочкино. От поворота около 10 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая церковь в селе была выстроена в 1624 году. Была она деревянной, освящена была в честь Преображения Господня. В 1634 году случился пожар и церковь сгорела. Была выстроена новая, деревянная церковь, но и она в 1676 году сгорела. Снова была выстроена деревянная церковь. В начале XVIII столетия был заложен каменных храм. Освящение престола нижней церкви (а она была двухэтажной) состоялось в 1711 году. Освящен он был во имя Введения Пресвятой Богородицы. Верхний храм был освящен в 1718 году во имя Преображения Господня. На освящение верхнего храма в монастырь приезжал митрополит Казанский Тихон. Еще в начале ХХ столетия в церкви села Цепочкина хранилась икона Владимирской Божьей Матери с надписью " Сий святой образ приисканием своим усердием от келейного своего прииждивения построил в милости Божией великий господин преосвященный Тихон, митрополит Казанский и Свияжский в обитель Боголепного Спасова Преображения, зовомую Чепочкин, что близ города Уржума в лето от миробытия 7127, а от Рождества во плоти Христа Бога в 1718... его архиерейством и храм сей освятися”. Церковь была украшением монастыря. Нижний храм вмещал в себя довольно много отдельных помещений, которые были монашескими келиями и кладовыми. Колокольня при церкви была выстроена гораздо позднее (в конце XVIII столетия) из игуменского дома и бывшей при монастыре башни. Спасо-Преображенская церковь и после закрытия монастыря еще долго несла в себе следы от бывшего здесь монастыря. Многие церковные святыни, предметы утвари были вкладами, дарами монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=35165

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период Монастыри, основанные на Руси в 988—1240 Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями. IX в. Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня XI в. После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240 После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 После 1051 Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского. Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен. До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

Астрахань. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1647 и 1708. 1742 придел - Трёх Святителей, 1841 - аварийное обрушение. Год утраты:1865 (разобран из-за невозможности богослужений) Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, ул. Володарского Координаты: 46.350885, 48.04072 Проезд:Церковное место находится на территории сквера Филармонии Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский - второй (после Троицкого в Кремле) построенный в Астрахани мужской монастырь. Основан во второй половине XVI века в северной части Белого города (тогда ещё острога) и первоначально назывался «Спасский, что в остроге». Причиною его основания послужили такие события. Осенью 1569 года соединённая армия турок и крымских татар осадила Астрахань. Превосходство сил противника над малочисленным астраханским гарнизоном было так велико, что осаждённым приходилось надеяться только на помощь Божию. И, действительно, только чудом можно было назвать последующие события: турецкая армия неожиданно оставила свой лагерь и поспешно, будто гонимая невидимым и страшным противником, обратилась в бегство. В ознаменование этой славной победы царь Иоанн Грозный повелел построить в Астрахани монастырь в честь Преображения Господня. Но по различным причинам строительство этого монастыря откладывалось, и только в 90-х годах XVI века после приезда в Астрахань нового игумена Троицкого монастыря Феодосия дело это сдвинулось с мёртвой точки. Игумен Феодосий был наделён широкими полномочиями, особенно в церковном строительстве. Им было выбрано место для монастыря близ реки Кутумовы, на берегу которой постоянно шла бойкая торговля различными товарами, и поставлен был человек из его келейных монахов – чёрный священник Иосиф – для обустройства обители. В 1597 году Иосиф, уже возведённый в сан игумена, начал строить в монастыре деревянный соборный храм в честь Преображения Господня, для чего он занял 300 рублей. Им же была поставлена деревянная ограда и братские келии. В 1604 году новопостроенный соборный монастырский храм был освящён Астраханским епископом Феодосием.

http://sobory.ru/article/?object=41500

И Иваницкий или Иванижский Успенский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 385 душ крестьян. Добавление из VI тома Иваницкий монастырь Находился прежде в Тверском, а потом в Старицком уезде, от Твери в 50, от Старицы в 30 вёрстах. Настоятельство в нём было Игуменское. Ивановский монастырь Находился в уезде Юрьевца Поволжского, на левом берегу реки Волги при устье реки Костромы, от Юрьевца к югу около 15 вёрст. Ивановский Покровский монастырь Мужской упразднённый. Находился в Суздальском уезде, в Одорской десятине при селе Иванове. Церковь Соборная в нём была во имя Покрова Божьей Матери, а Настоятельство Игуменское. При сочинении Штатов 1764 года упразднён. Ивановская Покровская пустынь В 1764 году упразднённая мужская. Находилась в Нижегородской Епархии в Алаторском уезде, близ села Порецкого. От неё остались здания: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Господня с приделами: а) во имя Божьей Матери Владимирская и б) Пр. Онуфрия Великого; 2) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Покрова Божьей Матери. Ивановский Великоустюжский монастырь Вологодской Епархии упразднённый мужской. Находился внутри города Великого Устюга. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ним 450 душ крестьян. После Штатов обращён в женский 3 класса. См. Иоанно-Предтечевский Устюжский девичий. Ивановский Воздвиженский монастырь Упразднённый девичий. Находился во Владимирской Епархии в Суздальском уезде при селе Иванове. Ивановский Емецкий монастырь См. Емецкий Ивановский. Ивановский Казанский монастырь См. Иоанновский Казанский Предтечев. Ивановский Мстерский монастырь См. Иоанновский Мстерский. Ивановский Московский монастырь См. Иоанновский Московский. Ивановский Новгородский монастырь См. Иоанновский Предтечев Новгородский. Ивановский Предтечев Астраханский монастырь См. Иоаннопредтечев Астраханский. Ивановский Старо-Ладожский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новоспасский монастырь (фотоэкскурсия) 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день он станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года. 27 сентября, 2013 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день он станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года. 29 сентября Новоспасский монастырь готовится встретить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . В этот день монастырь станет центром торжеств по случаю 400-летия воцарения династии Романовых  — даты, которую в Отечестве вспоминают на протяжении всего года.  Новоспасский монастырь Новоспасский монастырь – древнейшая обитель Москвы. Монастырь был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловским монастырем. Сын святого Даниила Иван Калита в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня. В период княжения Иоанна Третьего монастырь третий и последний раз за свою историю «переезжает» – в этот раз на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Современный адрес монастыря – Крестьянская площадь, 10. Каждый день ворота монастыря открываются в семь утра. Паломники могут посещать обитель до восьми часов вечера. Потом наступает время тишины, время отдыха для монахов. На сегодня в братии монастыря 25 человек. Ежедневно монастырь посещает до тысячи человек паломников. Каменные стены монастыря возведены в 30-х годах 17 века как фортификационное сооружение. По указу царя Михаила Феодоровича монастырь был оснащен пушками, пищалями, порохом. Но сегодня стены защищают обитель от холодов – они создают особый микроклимат, при котором температура на территории монастыря немного выше, чем за его стенами.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Леохново. Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты На том месте, где прежде был основанный преподобным Антонием Леохнов монастырь, теперь находится село Леохново, отстоящее от города Старой Руссы в 37 километрах по дороге. Окрестные деревни Еваново, Виленка, Елицы, Гостеж составляют основу прихода Спасо-Преображенской церкви. Из описания жизни преподобного известно, что он вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове церковь во имя Преображения Господня. В начале XVII столетия монастырь совершенно был разорен шведами, а братия умерщвлена; но в скором времени опять был восстановлен, когда около 1630 г. перенесены были в него нетленные мощи преподобного. В середине XVIII столетия в нем было две церкви. Одна, во имя Преображения Господня, построенная в 1690 г., была четырехстенной постройкой длиной 6 и шириной 3 сажени, с алтарем, трапезою и папертью, крытая тесом. На ней были две главы, обитые деревянной чешуей, с железными крестами. Иконостас в церкви был трехъярусный, «платной работы». Вторая церковь, во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы построена в 1727 г. Длиной она была 10 и шириной 3 сажени, построена на взмостье; на ней сруб восьмистенный, глава также обита чешуей и крест железный восьмиконечный. В этой церкви иконостас был четырехъярусный. При церкви имелась колокольня шестистенная с семью колоколами, большой - 15 пудов весом. Малый же железный колокол сохранялся еще со времени преподобного Антония. В монастыре были две настоятельские кельи, соединенные сенями, и две новые братские. Что касается способов содержания монастыря, то они были различны. Главным источником содержания служила земля. Царь Василий Иванович Шуйский освободил от оброка и пошлин пустоши Дурново и Еваново, бывшие доселе оброчными. Грамота, выданная монастырю царем Василием Ивановичем Шуйским на владение перечисленными пожнями и пустошами, затерялась во время шведского разорения. Кроме земли, средствами содержания монастыря были рыбные ловли на озере Ильмене. Монастырь имел право посылать до царствования Василия Ивановича Шуйского 4 человека ловить рыбу; царь же Василий Иванович дал право монастырю посылать 8 ловцов. Так, в 1681 г., со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю , в 1687 г. - к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же XVIII века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю

http://sobory.ru/article/?object=08799

Коломна. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь бывшего Спас-Ядринского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XIV-XVIII вв. собор мужского Преображенского монастыря, закрытого в 1800, затем приходская церковь. Одноглавый кубический двустолпный храм, возможно, построенный с использованием конструкций предшествовавшего здания, упомянутого каменным уже в 1570-х в. Сломан в 1930-х. Церковь Преображения Господня входила в состав Спасского монастыря и находилась на месте, где в настоящее время расположился Коломенский авторынок. На месте утраченного Храма сейчас стоят торговые павильоны авторынка. Церковь Преображения Господня имела придел Нерукотворного Образа Спасова. Спасский монастырь являлся одним из самых древних коломенских монастырей. Время его основания точно неизвестно, но он существовал уже в XIV в. В документах 1377 г. упоминается, что во время путешествия Михаила-Митяя в Константинополь в составе свиты, говорится о «Мартин архимандрит коломьский», который являлся настоятелем Спасского монастыря. Монастырь принадлежал к обителям очень высокого ранга: немногие настоятели того времени имели сан архимандрита. В состав Спасского монастыря входили Храм Преображения Господня с приделом Нерукотворного Образа Спасова и надвратный Храм Нерукотворного Образа Спасова с колокольней. В настоящее время на территории Спасского монастыря расположился Коломенский авторынок. В XV веке коломенские монастыри ведут крупную торговлю. Только Спасскому монастырю принадлежало на Торгу 12 лавок. Подвалы монастырских зданий использовались для хранения товаров. В Коломенском уезде насчитывалось тогда не менее 15 монастырских вотчин, принадлежавших Спасскому, Чудову, Троице-Сергиеву, Симонову, Свято-Данилову, Николо-Угрешскому, Кириллово-Белозерскому и другим монастырям. О.П. Булич в книге «Коломна. Пути исторического развития города» (1928) пишет: «… Лишь потребностью в надежной охране товаров можно объяснить существование еще в конце XVI века внутри крепостных стен города осадных дворов монастырей - местных - Спасского, Голутвина и Бобренева... Показательны так же и громадные помещения, дошедшие до наших дней, могшие быть своевременно использованными под товарные склады: это - белокаменные подвалы в одной из церквей быв. Спасского монастыря, что «за торгом» (позднее служившие местом погребения) и внутренние палаты Успенской соборной колокольни. Торговой деятельностью монастырей и объясняется громадное накопление ими различных имущественных ценностей.

http://sobory.ru/article/?object=35100

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010