Князь муромский, Давыд, ходил постоянно в воле великого Всеволода, помогал ему в покорении рязанских князей; во время Липецкой битвы муромские князья с своими полками находились в войске младших Всеволодовичей. Рязанские князья были отпущены Юрием из плена в свои волости, но недолго жили здесь в мире: тот самый Глеб Владимирович, который прежде с братом Олегом обносил остальную братью пред Всеволодом III, теперь с другим братом, Константином, вздумал истребить всех родичей и княжить вдвоем во всей земле Рязанской. Мы видели причины сильной вражды между Ярославичами рязанскими в крайнем размельчении волостей; причину же братоубийственного намерения Владимировичей, почти единственного примера между русскими князьями после Ярослава, можно объяснить из большой грубости и одичалости нравов в Рязани, этой оторванной, отдаленной славяно-русской колонии на финском востоке. Как бы то ни было, в 1217 году, во время съезда рязанских князей для родственного совещания, Владимировичи позвали остальную братью, шестерых князей, на пир к себе в шатер; те, ничего не подозревая, отправились к ним с своими боярами и слугами, но когда начали пить и веселиться, то Глеб с братом, вынувши мечи, бросились на них с своими слугами и половцами, скрывавшимися подле шатра: все гости были перебиты. Остался в живых не бывший на съезде Ингварь Игоревич, который и удержал за собою Рязань; Глеб в 1219 году пришел на него с половцами, но был побежден и едва успел уйти. Мстислав, возвратившись с победою в Новгород, недолго оставался в нем: в следующем же 1217 году он ушел в Киев, оставив в Новгороде жену и сына Василия и взявши с собою троих бояр, в том числе старого посадника Юрия Иванковича; как видно, он взял их в заложники за безопасность жены и сына: так сильна была вражда сторон и возможность торжества стороны суздальской! На существование этой вражды, на существование в Новгороде людей, неприязненных Мстиславу, указывает известие, что Мстислав по возвращении в Новгород в том же году должен был схватить Станимира Дерновича с сыном Нездилою, заточить их в оковах, взявши себе богатое имение их, а в 1218 году он пошел в Торжок и схватил там Борислава Некуришинича, причем так же овладел большим имением; после, однако, все эти люди были выпущены на свободу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1219-1245 гг., не считая отдельных набегов литовцев на галицко-волынские земли, отношения с Литвой были мирными. Ситуация изменилась во 2-й пол. 40-х гг. XIII в. В 1248 или 1249 г. Романовичи приняли участие в начавшейся в Литве междоусобице. При дворе Д. Р. укрылись его девери князья Товтивил и Эдивид и их дядя жемайтский кн. Викинт, выступившие против Миндовга, к-рый, видимо, пытался лишить их владений. Вокруг Д. Р. возникла коалиция, к-рая стала угрожать намерениям Миндовга объединить литов. земли. В состав этого союза вошли также рижское мещанство с архиепископом и часть ятвяжских племен. После неск. лет тяжелых боев, по-видимому, в кон. 1254 г. Романовичи и Миндовг заключили благоприятный для галицко-волынских князей мир, скрепленный браком дочери литов. короля со Шварном Даниловичем. Кн. Роман Данилович получил власть над Чёрной Русью, хотя и остался в вассальной зависимости от Миндовга. Значительно более слабая, чем Литва, земля ятвягов, досаждавших Галицко-Волынской Руси набегами, с кон. 40-х гг. XIII в. стала объектом экспансии со стороны галицко-волынских и польск. князей. В результате походов 1248/49, 1251, 1253 и 1255/56 гг. Д. Р., поддерживаемому родственниками, а также мазовецким и малопольск. князьями, удалось подчинить своей власти часть ятвягов, начавших платить князю дань. Со временем Д. Р. был вынужден согласиться на раздел ятвяжских земель между соперничавшими за них гос-вами. Это произошло по соглашению, подписанному ландмагистром Тевтонского ордена Б. фон Хорнхаузеном, Земовитом I и Д. Р. во 2-й пол. 1254 г. в Рацёнже. Правитель Галицко-Волынской Руси получил верховную власть над 1/6 земель ятвягов, так же как и Земовит, 2/3 ятвяжских земель достались рыцарям Тевтонского ордена. Романовичи не смогли сохранить эти завоевания в составе своего государства, хотя на основе постановлений договора, заключенного 15 июня 1260 г. между крестоносцами и мазовецким кн. Земовитом I, можно предположить, что права Д. Р. на его часть ятвяжских земель на тот момент учитывались.

http://pravenc.ru/text/171312.html

(131,1) Трагик Эсхил, говоря о божественном могуществе, не колеблясь, называет его Всевышним 1216 : (2) Отличай богов от смертных и не думай, Что Бог подобен тебе и телесен, Ты не знаешь его. Вот он огонь В его яростной силе, вот – вода или мрак. Он может быть видом дикому зверю подобным, Ветром и облаком, молнией, громом и ливнем. (3) Море и скалы подвластны ему, И источники вод, и потоки. И содрогаются горы, земля и морские глубины, Если на них взирает жуткое око владыки: Всемогуща всевышнего слава. (4) Не кажется ли вам, что это просто перефразированное: «Перед лицом Господа трепещет земля» ( Пс. 113:7 )? (132,1) Знаток будущего Аполлон, провозглашая славу Бога, поведал об Афине, которая, придя к Зевсу, просила его помочь Аттике в дни, когда Мидийцы напали на Элладу. (2) Оракул был таков 1217 : Не в силах смягчить Олимпийца Афина-Паллада, С мольбами к нему подступая иль хитрым советом... Множество храмов бессмертных богов пламя погубит, в страхе и трепете пот они источают, и т.д. (133,1) Феарид в своей книге «О природе» пишет: «Первоначало всего, истинное начало всему, едино; ведь именно оно находится в начале, единое и единственное». (2) Истинно, нет ничего, кроме великого царя,– говорит Орфей. 1218 (3) А комический поэт Дифил произнес такой гном 1219 : Всего сущего отца одного почитай, сейчас и вовеки, Изобретателя и создателя всех благ. (4) Платон же совершенно справедливо говорит, что «надлежит лучшие натуры заставлять овладевать тем знанием, которое мы ранее назвали наивысшим, то есть, умению видеть благо и совершать восхождение к нему», (5) ведь [вывести к свету] – это не то же ли, что перевернуть черепок? Точно так же, душу необходимо повернуть от некоего сумеречного дня к истинному дню бытия. И такое восхождение мы по праву назовем стремлением к мудрости». 1220 (6) Вступивших на этот путь он причисляет к роду «золотых» людей: «Все вы братья» 1221 , но только принадлежащие к этому роду обладают способностью к правильному суждению. Врожденное знание Бога и естественная теология

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

На четвертом заседаний в XVI календы ноября (17-го октяб­ря) Феодорит указывается 112-м между присутствовавшими и 38-м среди подписавших послание «Lectis dilectionis tuae litteris» 1219 . В шестом деянии, в VIII календы ноября (25-го октября), на котором присутствовал импе­ратор и на котором было утверждено определение веры и анафематствованы Несторий, Евтихий и их единомышленники, Феодорит числится 107-м из бывших на соборе, а его подпись ρος’а значится под 133 1220 . Изложив содержание одушевленной апологии Факунда в пользу Киррского епископа, мы должны теперь отметить историческое значение ее в развитии споров о «главах» и, в частности, о Феодорите. Факунд был глубоко и искренно убежден в правоте защищаемого им дела, – и его честное слово, несомненно, оказало бы сильное влияние, если бы оно не встретило людей, которые искали не истины, а унижения православия и возвеличения монофизитства. Но во всяком случае и для столь предубеж­денных лиц, каковы были haeretici et eorum fautores, его пламенное произведение не могло пройти бесследно, обращая внимание монофизитов на разъяснение тех тезисов, непреложность которых оказалась признан­ною под анализом ученого Гермианца. Так, прежде всего, он реши­тельно устранял всякую мысль о возможности покушения на личность Феодорита, в виду соборно провозглашенной неповрежденности его в вере и вселенского авторитета, и вызывал нужду в более точном и осторож­ном формулировании его вин. Затем, раскрытием характера отношений Киррского пастыря к св. Кириллу и Несторию Факунд снова подтвердил неподсудность его за поведение в несторианскую эпоху и ставил требование о более реальных доказательствах прегрешений Феодорита, заранее пре­дупреждая, что последние могут свидетельствовать лишь о временном не­доразумении, а не о заблуждении в догмате. Этим самым возбуждался вопрос о догматически-учительном значении литературной деятельности Киррского епископа и предуготовлялось решение в ее пользу, тогда как противники не допускали этого. Наконец, Факунд обнаружил виды стояв­ших за спиной Юстиниана и водивших его рукой монофизитов и тем давал движению более разумное направление, отклоняя его от Халкидона. В этом неоспоримое и весьма высокое достоинство Факундовой защиты, ибо она энергически и убедительно рисовала коварные замыслы врагов Церкви, предостерегая всех, чтобы ради трех почивших корифеев Антио­хийской школы они не пожертвовали верой. Одним словом, Факунд отнимал у споров их ядовитую остроту и сводил их к спокойному обсуждению «глав». Непобедимый на этой почве, Факунд, к сожалению, не был знатоком Феодоритовых сочинений 1224 , но и здесь он сделал по крайней мере то, что, настаивая на разборе их, он спасал учительный авторитет Киррского епископа, поскольку не было никакой возможности убедить христиан в еретичестве всех трудов последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

    1216 Об Аспиете см. прим. 465.     1217 Е. Рей (Rey, Histoire des princes..., p. 336) относит этот поход Танкреда к началу 1105 г., однако большинство современных исследователей (Nicholson, Tancred, р. 165, n. 1; Runciman, Α history..., II, рр. 53—55) датируют его 1107 или 1108 г. На первый взгляд действительно может показаться странным, что в середине рассказа о событиях 1105 г. Анна вдруг забегает вперед на два-три года. Но дело в том, что рассказ об Аспиете носит характер отступления; упомянув об Аспиете, Анна считает своим долгом сообщить, почему молва о больших достоинствах этого человека не имеет оснований. Такого рода отступления нередко встречаются в «Алексиаде».     1218 Анна имеет в виду Мопсуэстию (Мамистру), которую она ошибочно помещает на р. Сарос и считает двумя городами. На самом деле это один город, разделенный р. Пирам так, «что казалось, будто это два города» (Skyl., р. 362).     1219 Арсакиды (Аршакиды) — название парфянской, а затем и армянской династии, власть которой в Армении пала еще в 428 г. Однако в византийских источниках гораздо более позднего времени арсакидами неоднократно именуются армяне, находившиеся на службе империи (см. Der Nersessian, Armenia..., р. 19 sq.). По данным Генесия и Константина Багрянородного, из рода Арсакидов происходил и император Василий I (867— 886). Эта версия, по-видимому, — плод фантазии опального патриарха Фотия, сочинившего блестящую генеалогию Василия с целью вернуть расположение этого императора. В Византии V-VI вв. действительно жили и занимали высокие посты потомки Арсакидов. Весьма сомнительно, однако, чтобы этот род сохранился до IX и тем более XI-XII вв. (см. Adontz, age et origine..., р. 232 sq.).    Скорее всего наименование «Арсакиды» для Анны — традиционное название для представителей армянской династии.     1220 Видимо, Аспиет был доместиком Востока (см. Leib, Alexiade, I, р. LIII).     1221 Сентябрь 1105 г. На самом деле это 24-й год царствования Алексея.     1222 Так мы переводим греч. καταλλλοις δας.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

192. К вопросу о богослужении=К вопросу о богослужении//ЦТ. 1906. 45. С. 1217–1219. 193. К всероссийскому Собору=К всероссийскому Собору//Новгородские ЕВ. 1906. 9; Перепечатка: По вопросу об исправлении наших богослужебных книг//Минские ЕВ. 1906. 7 С. 177–178. 194. К.=К. Несколько замечаний о церковных хорах.//Херсонские ЕВ. 1907. 3. С. 101–104. 195. К.П.=К.П. [ Победоносцев К.П. ] О реформах в нашем богослужении. СПб., 1906. 196. Кадлубовский=Кадлубовский А.[П.] О ветхозаветном элементе в нашем богослужении//ЦГаз. 1906. 7. С. 4–6. 197. Как молиться?=Как молиться?//РдСП. 1916. 28. С. 616–617. 198. Календарь 1921=О церковном богослужении//Православный церковный календарь на 1921 год. Пг.: Изд. О-ва православных приходов Петрограда и его губернии, 1921. С. 25. 199. Календарь 1922=Православный церковный календарь на 1922 год. Пг., 1922. 200. Каноны=Каноны на двунадесятые праздники. Русский и славянский текст/Пер. свящ. Сим[еона] Шлеева. СПб.: СПбСТ, 1908. 201. Карабинов=Карабинов И А. Студийский Типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава. Пг., 1915. 202. Карташев=Карташев А. [В.] Молитва о Толстом//Русское слово. М. 1913. 2. С. 2. 203. Квятковский=Квятковский Димитрий, свящ. Где и в чем наше оружие?//Минские ЕВ. 1906. 20. С. 566–574. 204. Кедрин – Кедрин В., свящ. Устранима ли одна из причин развития сектантства//Владимирские ЕВ. 1906. 4. С. 65–68. 205. Кедров М.=Кедров М. Опыт исправления канона на Сретение Господне//Полтавские ЕВ. 1914. 4. С. 228–233. 206. Кедров Н.=Реферат преподавателя духовной семинарии Н.И. Кедрова //ЧОЛДП. 1910. 5–6. С. 375–379. 207. Кипарисов=Кипарисов H., свящ. К предстоящему Собору Российской Церкви. Омск, 1906. 208. Киреев=Киреев А.[А.] VII Международный конгресс старо-католиков в Гааге и некоторые задачи нашей церковной жизни//БВ. 1907. 10. С. 375–400. 209. Кирицов=Кирицов И., свящ. Письмо в редакцию//ОХ. 1911. 5. С. 794–797. 210. Ключарев=Ключарев В., прот. О богослужебном языке нашей Церкви//Орловские ЕВ. 1916. 17. С. 471–474; изложение: Ст. 1916. 9–10. С. 545.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Александр Невский сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича родился в 1219 году, 30 Мая 1 . Отец его в это время был еще удельным князем Переяславским и жил в своем уделе. Первые годы Александрова детства нам не известны; в первый раз по рождении летописи упоминают об Александре под 1228 годом, когда Ярослав оставил его в Новгороде вместе со старшим его братом Феодором под надзором боярина Феодора Даниловича и судии Иоакима 2 . Таким образом, Александру с раннего детства суждено было жить в том краю, где в последствии он сделался знаменитым и славным. Но на первый раз Александр не жил в Новгороде и году; беспрестанные мятежи и ссоры Новгородцев с Ярославом принудили пестунов Александровых и Феодоровых бежать из Новгорода тайно ночью. Впрочем, не прошло и году, как Новгородцы примирились с Ярославом; и в 1230 году оба брата, Феодор и Александр, опять посланы княжить в Новгороде; после чего Александр, в продолжение десяти лет, бессменно был Новгородским князем, вырос там и на двадцатом году своей жизни вступил в брак с дочерью Полоцкого Князя Брячислава. Ежели бесспорно, что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера; то несомненно, что Александр Невский твердостью своей воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, умением видимо уступать, выжидать время, и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной Новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к умению достигать своих целей не раздражая противников и в тоже время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней: т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли Новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных Новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его Князь был в согласии с интересами и волей народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр успел так хорошо поставить себя и так ловко приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и Новгородцы не восставали на его распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Все это, говорит, приложимо и к самосознанию и личности Божества, а так как противопоставлять безусловному внешний мир, которым он был бы ограничен и обусловлен, было бы противоречием, то Высшему Существу должно быть отказано в самосознании и личности. 1219 На это возражение отвечают прежде всего, что такое воспитательное возбуждение нужно только конечному и изменчивому существу, а не природе Бога, которая в вечной неизменности, как сама себя знающая идея, непрестанно владеет всем своим содержанием в нераздельном единстве. В ответе этом есть несомненно верная мысль, только Лотце опасается, как бы понимание божественного существа в виде идеи или самосознающей вечной истины не повредило, если оно будет развито односторонне, полному и истинному представлению о Боге, т. е. как бы чрез это не пришли к отрицанию в Божестве личного и живого существа. 1220 Лотце, как мы уже видели, 1221 в этом пункте является решительным противником систем чистого идеализма. Но если Бесконечное есть столь же живое личное существо, как и конечный дух, то все же переносить условия конечной личности на Личность Бесконечную мы не имеем права. 1222 Нужно иметь в виду, прежде всего, что внешний мир не тем содействует порождению самосознания, что переносит в существо духа часть себя самого, т. е. вполне чуждое для духа и внешнее ему реальное, но только тем, что дает духу ряд определенных побуждений к тому, чтобы возможные для него по природе деятельности осуществить и в действительности и чрез то образовать полносодержательный мир представлений, которому собственно, а не внешнему миру самому в себе, дух и противополагает себя как я. Отсюда, если бы подобное же побуждение к деятельности духа, могло быть дано и без этого реального мира, то последний был бы совершенно не нужен. 1223 Но это-то и имеет место по отношению к Существу Бесконечному. Ведь только в понятии конечного существа лежит то, что оно должно занимать определенное место в целом и, следовательно, не быть тем, что другое, a вместе с тем, как член целого, во всем своем развитии соотноситься с этим другим и необходимо согласоваться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1336 . Таково в своих существенных пунктах учение Лотце о Духе Абсолютном или о Боге и об отношении Его к миру вообще. Что же касается отношения Бога к миру человеческому и отношения, с другой стороны, человека к Богу, то все это входит у нашего философа в специальную область религии и морали 1337 и требует особого рассмотрения. 1143 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 10–12. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 560 ср. Logik, 1874 г., 565–566. 1145 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 561 ср. Logik, 1874 г., 266; Kleine Schriften, III, 63. 1150 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 12–15; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 554–557. 1151 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 557–559; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 15–23; ср. Kleine Schriften, I, 377. 1157 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 473–474; ср. Metaphysik, 1841 г., 56; Metaphysik, 1879 г., 31, 33. 1158 Metaphysik, 1879 г., 159; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 483–484; Kleine Schriften, III, 419–420. 1159 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 26–27; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 484, I, 426; Metaphysik, 1879 г., 112–115; Grundzüge d. Metaphysik, 1887 г., 42–43. 1162 Metaphysik, 1879 г., 123–124; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 27–28; Grundzüge d. Naturphilosophie, 1889 г., 96. 1163 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 28–29; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 485. 1168 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 485–486. Kleine Schriften, III, 420: Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 428–429. 1183 Metaphysik, 1879 г., 164, 176; ср. 457; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 567; 580. 1184 Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 32, ср. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 562. 1219 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 573; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 40. 1230 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 576–577; Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тревожное настроение молодых Возросло число молодых граждан России, вступивших во взрослую жизнь, заявивших о своем желании «сменить Родину» 03.07.2018 1219 Число россиян в возрасте от 18 до 24 лет, заявивших о желании переехать на ПМЖ за границу, выросло по сравнению с предыдущими годами и составляет 31%, следует из опроса ВЦИОМ. При этом в целом среди всех возрастных групп число россиян, заявивших о своем желании уехать на постоянное место жительства за границу, составляет всего 10%. Этот показатель относительно стабилен на протяжении последних семи лет и составляет 10–11% (максимума в 16% он достигал в 1991 году). Следует учитывать, что в желании «сменить Родину» есть доля категоричности мнения, что типично для молодежи. С возрастом у многих это проходит. Но интересен не только сам процент, но и динамика. Отмечается, что этот показатель в 2014–2017 годах колебался от 21 до 26 процентов. Значит – дело в другом. Думается, что молодые люди таким образом реагируют на отсутствие позитивных перемен, которые ожидались в последние несколько месяцев, но не произошли, в частности, на сохранение «старого нового» Правительства в стране. Не столько на уровне глубокого анализа ситуации, что не очень свойственно молодости, но на уровне подсознания, молодежь протестует против не решаемых проблем в стране. Например, ситуация с необузданным повышением цен на бензин. Что в этом: неспособность или нежелание государства раз и навсегда изменить схему ценообразований на ГСМ? Не видят перспектив для себя молодые люди и в связи с т.н. «пенсионной реформой», предполагающей кардинальное повышение пенсионного возраста, и хоть пенсия для них далека, но они видят и знают реальное положение своих бабушек и дедушек, с которыми исполнительная власть и медиа затеяли не очень порядочную игру. Да и о своих личных возрастных перспективах тоже задумывается поколение, вступившее во взрослую жизнь. Не прибавляет стабильности и «реформа» по повышению НДС до 20 процентов с 2019 года, за счет чего в России подорожает абсолютно всё, удар будет нанесен именно по производительной экономике, но не по финансово-спекулятивной. Не проводятся действенные меры в сфере пресечения оттока капитала из России, повышения поддержки конкурентоспособности российских производителей. Стагнация в ненадлежащем качестве образования и медицинского обслуживания, проблемы с устройством на работу и многое другое, повторимся, на уровне подсознания - всё фиксируется молодыми людьми.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/03/tr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010