204–205 (франц. текста). 1206 Prol. gener., LW I, pp. 152–153, n. 8; Prol. in Op. propos., ibidem, pp. 172–175, nn. 13–15. Ср. выше, гл. 5, раздел 7 (Бог как esse omnium и принцип аналогии) 1213 On the university of being in Meister Eckhart of Hochheim, St. Michael’s Medieval Studies (New York-London 1939). 1217 См. прим. 855, 861 и 864 к гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)). 1218 См. выше, гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)). 1219 См. выше, гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)); гл. 5, раздел 5 Rota in medio rotae (Колесо в колесе (лат.)) 1220 См. выше, прим. 855 к гл. 4, раздел 6 (Ens cognitivum и ens reale («Сущее в познании» и «реальное сущее»)). 1222 См. выше, гл. 5, раздел 3 (Indistinctio-distinctio [Неразличие-различие]). Ср. формулировку «eo ipso continue, quia non continue» («именно потому непрерывно, что прерывно») в Exp. in Io., LW III, p. 15, n. 18. См. также Exp. in Sap., in Archives.., IV, p. 385: «Ex hiis patet quod omnis creatura, quamvis perfectissima, et continue (Thery: continua) – quia non continue – et semper actu accipit esse a Deo; et suum esse est in continuo fluxu et fieri... Semper enim creatum et esse habet et esse accipit, sicut lux in medio a sole» [«Отсюда явствует, что всякая тварь, пусть даже самая совершенная и непрерывно – ибо прерывно – пребывающая в акте, принимает бытие от Бога, и ее бытие находится в постоянном течении и становлении.. Ибо тварь всегда обладает бытием и принимает бытие так, как свет в среде принимает его от солнца»]. 1224 Exp. in Io., LW III, p. 85, n. 99: «...dei proprium est esse indistinctum et ipse sola sua indistinctione distinguitur, creatirae vero proprium est esse distinctum. Distinctum autem proprie non recipit indistinctum» [«… Богу свойственно неразличное бытие, и Он отличается только своей неразличенностью; твари же свойственно различенное бытие. Но различенное в собственном смысле не принимает неразличного»].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Что же св. Амвросий понимает под первородным грехом и к чему относит это наименование? Под прародительским грехом св. отец иногда одинаково, повидимому, с Оригеном разумеет самое принятие в рождении слабого и немощного тела, 1211 но чаще наименование первородного греха он относит к действительной греховности как родителей, так и самого рождающегося. «Всякого рождает мать во грехах. Но здесь ( Пс. 50, 7 ) он (Давид) не изъяснил, в своих ли грехах мать рождает, или имеет некоторые грехи и рождающийся. Но смотри, не должно ли разуметь здесь и то, и другое… Итак, мы зачинаемся в беззаконии родителей и во грехах их рождаемся. Но и самый плод чрева имеет свои язвы; и не одну только скверну имеет природа (рождающегося)». 1212 Ближе всего под понятие наследственного греха св. Амвросий подводит появившуюся после грехопадения 1213 наследственную нечистоту – iniquitas или греховную настроенность неправедного (habitudo mentis injustae 1214 ) и испорченного (improbitas mentis) ума, 1215 которая и является корнем всякого отдельного и личного греха – peccatum. 1216 Указанные два термина – iniquimas u peccamum – обычно употребляются св. Амвросием в определённом смысле: первый – для обозначения первородного или наследственного греха, а второй – греха личного. Iniquitas, эта великая и древняя язва (vulnus grande et vetus 1217 ), которая у св. Амвросия также называется «нечистотой пяты» (iniquitas calcanei 1218 ), отпускается человеку в крещении, peccatum же покрывается добрыми делами. 1219 Впрочем, св. Амвросий не всегда придерживается этой терминологии и иногда говорит о личных не peccata, а iniquitates. Итак, в наследство от своего праотца человек получает греховность. Спрашивается, эта греховность вменяется ли нам, как наша личная вина, или вина остаётся на её первовиновнике? Ориген решал этот вопрос во втором смысле. «Никто, – говорит он, – пусть не боится преступления Адама, так как никто не осуждается за преступления другого». 1220 Следуя ему и св. Амвросий писал: «Оно (преступление Адама) не может быть страшным для меня, ибо в день суда наказываются наши в нас, а не чужой неправды вины.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1218 В древних поучениях говорилось, что никто другой, а сам диавол эовет свирельми и гусльми, и плясанием и песнями. Рукоп. Импер. Публ. библ. Q. 1. 308, л 221. Слово св. отец о соблазне бесовстем, Известно довольно распространенное в древней письменности сказание св. Нифонта о русалиях, где в образной форме представлено «как бесы соблазняли народ», на песни, и на плясание и на играние». Рукоп. Погодина 1024, л. 207–208, 1288 л. 274–276. Несколько с иными вариантами сказание Нифонта напечатано Забелиным. Домашний быт руссих цариц в XVI–XVII в. 395. В древнерусской письменности музыка, «играние, плясание и скакания и долонныя плескания – все это обобщалось в названии «игры сатанинския». Рукоп. Соф. Библ. 1085, л. 184, 1023, л. 272–273. Чин древней исповеди. В заповеди Павла пляски и музыка называются сатанинскими, а исполнители их – работающими диаволу. Рук. Кир. б. (не разборчиво) л. 152–157. Такой же точно взгляд на увеселения, как на порождение бесовской силы, выразился в легендах об игроке, о пляшущем бесе, о танцующей девице, погибшей от бесов. Памятники старинной Русск. литерат. изд. Кушелевым-Безбородко, вып. I. 145. 202. 209. 1219 В одном древнем поучении говорится, что густи и плескати и пети и плясати считалось делом одних «поганых» язычников. Рукоп. Новг. Соф. библ. 1285, л. 31. Поучение к детям духовным. Отрицательный взгляд на скоморохов выразился и в народной пословице: Бог дал попа, а чорт скомороха. Архив историко-юридических сведений относящихся до России, изд. Калачевым, кн. II, полов. 2, отд. IV. Русские пословицы и поговорки. 79. В слове об играх и плясании пляшущая жена называется невестою сатаниною, любодейцею диавола. Пляшущая жена многим мужем жена есть. Рукоп. Кир. б. (не разборчиво) л. 125–129. 1223 «Бежи позорищ и играния бесовскаго, ты течеши на игрища и позорища бесовская», эти и подобные им выражения, какие мы находим у Даниила достаточно подтверждают настоящую мысль. По взгляду Даниила, «смехотворения и кощуны» свойственны одним «поганым». «Идеже есть играния тамо есть диавол, а идеже есть плясание – там есть сатана». Рук. М. Д. А. 197 л. 288. 437. 458. 454.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Выг – всего лишь наиболее изученная и наиболее известная старообрядческая община с коммунитарной организацией жизни, общим имуществом и централизованной организацией производства работ, но община далеко не единственная. Помимо Выга и федосеевских общин в Невеле и на Ряпиной Мызе, такие коммунитарные, монастырского типа, общины существовали и в других районах России, особенно на Севере, как, например, недавно описанная В.И. Малышевым Велико-Пижемская община на крайнем северо-востоке Европейской России, созданная в 1730 г. Иваном Акиндиновичем на слиянии рек Пижмы и Печоры, и просуществовавшая до ее закрытия властями в 1844 г. 1219 Но этот тип коммунитарной общины с обязательным безбрачием для всех ее членов, состоящей не только из монахов, был характерен лишь для севера России, где господствовало беспоповство. Центр и юг России не знали подобных общин смешанного светско-монастырского характера, и там старообрядческие организации, по преимуществу, принадлежавшие к поповским толкам, строго разграничивали монастырское житие от жития в миру. Таких поповских монастырей и скитов до 1763 г. – когда была объявлена амнистия всем жертвам религиозных преследований, и раскольники получили право довольно свободной жизни в России – в центре страны было мало, они находились, большей частью, или на восточных окраинах – в казачьих областях и на Урале, или за границей, в областях старообрядческой эмиграции. Только в Нижегородской губернии, к северо-востоку от Нижнего Новгорода по реке Керженец, создалась своеобразная старообрядческая Фиваида с множеством мелких скитов и монастырей, которые стали образовываться уже в первые годы раскола. Несмотря на все строгие законы и распоряжения, Керженец пережил самую суровую эпоху преследований времен Петра и Анны Иоанновны и после 1763 г. расцвел, как наиболее близкий к Москве монастырский центр старообрядчества. Но это были обычные монашеские объединения, и если мирские люди иногда и жили рядом с чернецами и черницами в своих " починках», то никто не требовал от них никаких обетов послушания, отказа от личного имущества или безбрачия. Мир светский и жизнь монастырская у поповцев были строго разграничены, и монастырские правила, и организация совершенно не отражались на жизни мирян. 7. Ранние старообрядческие городские общины в XVIII веке

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Гордлевский на основании сочинения Языджи-оглу: «В Анталье... в течение суток шло поголовное избиение – резня, потоки крови текли по равнине и к морю, после воины вложили мечи в ножны и пять дней грабили жителей и уводили в рабство, и только на шестой день была объявлена пощада: те, кто остался жив, мог вернуться к себе». При сельджуках важность свою как торгового и военного порта Анталия не потеряла, ибо стала центром средиземноморской торговли Иконийского сельджукского султаната. Кроме того, поскольку в городе еще оставалась значительная часть христианского населения, занимавшаяся ювелирным делом, сами султаны, готовясь к свадьбе, отправляли в Анталию заказы на изготовление украшений. Известный султан-завоеватель Алаеддин Кейкубад (правил в 1219–1236) отстроил Анталию и ее укрепления заново, сделал ее вместе с Коньей и Аланией (бывшим Коракесионом, переименованным султаном в Алайе в свою честь) одной из своих столиц, а конкретнее – зимней. Он возвел знаменитый краснокирпичный Йивли-минаре – «Рифленый минарет», давно ставший символом города. Латиняне, впрочем, не оставляли попыток вернуть себе Анталию (о предприятии кипрского короля Петра I в XIV веке уже было упомянуто). Анталия и теперь столица – одноименной турецкой провинции и всей южно-турецкой Ривьеры. Многочисленные отдыхающие, к сожалению, не задумываются над тем, по какой древней земле они ходят... Они не знают или, что гораздо хуже, не хотят знать, что здесь был апостол Павел и здесь страдали мученики первых веков христианства. Зарисовку из конца XV века, когда вместо сельджуков городом владели османы, предлагает А. С. Норов . Венецианцы пытались прорваться в анталийскую гавань, разбивая ядрами перегораживавшую ее цепь: «Одна славянка, находившаяся в продолжительном рабстве у мусульман, видя, что усилия христиан при атаке города ослабевают, появилась на одной из башен и, ободряя христиан громким воззванием, низверглась на глазах своих врагов с высоты башни и разбилась на каменистом береге». Бывшая сельджукская столица осталась за турками в качестве одного из важных портов Османской империи. В тринадцати залах Археологического музея – вся история древнего Средиземноморья: амфоры, статуи, древние саркофаги, греко-римская, византийская и турецкая культура. В этот музей не организуют экскурсий – неприбыльно; но кто захочет, тот его отыщет и увидит то, чего не забудет уже никогда. И это будет другая Анталия, не туристически-ширпотребная, а настоящая. Открывается экспозиция доисторическими находками – окаменелыми рыбами и раковинами, костями вымерших животных, а также экспонатами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

119 По всем данным, как сообщал в 1922 г. «Голос России», Самойлова была «похищена» в Гурзуфе зелеными и убита. 121 В Симферополе в имении Крымтаева в течение нескольких ночей из пулеметов было расстреляно более 5 ½ тыс. человек, зарегистрированных воинских чинов («Общ. Дело», 10-го июля 1921 г.). 136 Интересную сводку деятельности повстанческих отрядов на Украине в первые три месяца 1921 г. в губерниях Киевской, Черниговской, Волынской, Подольской, Херсонской, Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, дает документ, составленный на основании секретных данных «Особого Штаба по борьбе с повстанческим движением в Украинской Советской Соц. Республике» и оперативных сводок «Красной Армии У. С. С. Р.» Он напечатан в 11 «Революционной России». 143 Это сообщение «Frankfurter Zeitung» перепечатала из харьковских «Известий», «Руль», 7-го декабря 1921 г. 150 Рамишвили в беседе с редактором «Le peuple» в декабре 1921 г. считал число арестованных превышающим 5000. 155 Такие же расстрелы были и раньше. Напр., в Москве в 1919 г. расстреляно не мало детей «бойскаутов», и 1920 г. лаунтенистов за шпионаж и пр. 162 «Архив Рус. Рев.», XII, 132. Об этих расстрелах в свое время были сведения во всех эмигрантских газетах. 168 Напр., в 700 800 «Последних Новостей» сведения о расстрелах имеются в 703, 709, 721, 72 732, 740 742, 746, 753, 773, 780, 796. 182 Проф. Sarolea, поместивший серию статей о России в эдинбургской газете «The Scotsman» в очерке о терроре также касается статистики смерти 7, ноябрь 1923 г.). Он подводит такие итоги большевицким убийствам: 28 епископов, 1219 священников, 6000 профессоров и учителей, 9000 докторов, 54.000 офицеров, 260.000 солдат, 70.000 полицейских, 12.950 землевладельцев, 355.250 интеллигентов и профессионалов, 193.290 рабочих, 815.000 крестьян. Автор не указывает источники этих данных. Надо ли говорить, что эти точные подсчеты носят, конечно, совершенно фантастический характер, но характеристика террора в России в общем у автора соответствует действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

он действительно имеет в себе творящую и движущую силу» 1217 . «Собственную реальность» мира Булгаков ощущает тем больше, чем ярче выступает для него тварное всеединство, чем больше natura naturans просвечивает сквозь natura naturata 1218 , чем сильнее чувствует он «панэротизм» природы; ее динамизм. «Влечение природы к своей форме-идее, стремление облечься в свою собственную форму в существе своем есть эротическое стремление» 1219 . Отсюда живое ощущение мощи мира, его творческой неистощимости и безграничности – благодаря его «софийности» (Булгаков однажды говорит об «океане» софийного (тварного) бытия» 1220 . Для Булгакова космос есть живое, одушевленное целое 1221 , и потому он серьезно и настойчиво выдвигает понятие «души мира» – уже в «Философии хозяйства» 1222 . «Единая мировая душа, – читаем здесь 1223 , – natura naturans стремится овладеть природой, как natura naturata». «Душа мира, – читаем мы в другом месте 1224 , – содержа в себе все, является единящим центром мира». Еще ярче выдвигается понятие души мира в «Свете Невечернем»: здесь мы читаем 1225 : «Мировая душа, как энтелехия мира, есть начало связующее и организующее мировую множественность natura naturans по отношению к natura naturata – универсальная инстинктивно бессознательная или сверхсознательная anima mundi 1226 , которая обнаруживается в вызывающей изумление целесообразности строения организмов, бессознательных функциях, инстинктах родового начала... Эта душа мира закрыта многими покрывалами, причем эти покрывала сами собою истончаются по мере духовного восхождения человека. Мировая душа, как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связанность мира, как бы она ни осуществлялась феноменально, она многолика, пребывая субстанционально единой». В другом месте 1227 Булгаков говорит о «мудрости мировой души»; «Душа мира, – пишет он 1228 в “Невесте Агнца”, – есть органическая сила, имеющая инстинктивную закономерность бытия в его “эволюционном развитии”».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

устройства новой империи. Им были оставлены только те земли, доходы с к-рых были необходимы для содержания сангхи и ремонта храмов и мон-рей. Они подчинялись адм. совету (судхамма), возглавляемому татанбайином («охранителем порядка»). При англ. колониальном господстве (XIX-XX вв.) буддийская сангха опять распалась на отдельные общины, участвовавшие в национально-освободительной борьбе, направленной также и на защиту Б. После обретения независимости (4 янв. 1948) возрождается централизованная буддийская иерархия и жесткая монашеская дисциплина тхеравады, обновляются храмы и восстанавливаются мон-ри. В 1980 г. был созван Первый всебирманский конгресс Б. В 90-х гг. бирм. Б. представляли 9 подшкол тхеравады (крупнейшие - Тхудхамма и Шведжии), 25 тыс. мон-рей и храмов, более 250 тыс. монахов. Доля т. н. постоянных монахов в процентном отношении ко всему муж. населению снижается и в наст. время составляет 2%. В стране развита практика временного монашества, когда миряне вступают в сангху на неск. месяцев, выполняя все обряды, повинности и духовные практики; в нек-рые месяцы до 100% мужчин, приверженцев той или иной подшколы, поступают в мон-рь. В наст. время буддисты составляют более 80% (ок. 46 млн чел.) населения Мьянмы. В Камбодже Б. появился в период 1-го Кхмерского гос-ва Бапном (Фунань) (II-VI вв.). Во II в. образовались общины махаяны, в III в.- тхеравады. После упадка Бапнома и возвышения гос-ва Ченла в стране поддерживался баланс между Б. и индуизмом. Эта тенденция продолжилась при Ангкорской монархии (IX-XIII вв.) и особенно заметна в культе бога-царя (девы-раджи) - сочетании культа предков, тантризма , шиваизма и частично вишнуизма. С др. стороны, царь считался также одним из бодхисаттв, и поэтому махаяна стала частью культа девы-раджи. При царе Джаявармане VII (1181 - ок. 1219) укрепились позиции тхеравады, к-рая впосл. вытеснила и махаяну, и индуизм. До сер. XX в. буддийский мон-рь был центром образования и культуры в стране, хотя с XVIII в. Камбоджа находилась в вассальной зависимости от Сиама, а с 1863 по 1953 г.- под протекторатом Франции. В 1953 г. был восстановлен гос. суверенитет Камбоджи, в кон. 60-х гг. в стране насчитывалось ок. 3 тыс. мон-рей и храмов и 55 тыс. монахов тхеравады. Большинство из них были убиты во время правления диктатора Пол Пота (1975-1979). В янв. 1979 г., после падения режима Пол Пота, была создана Ассоциация монахов за национальное спасение Камбоджи. После создания Народной Республики Кампучии в стране началось возрождение Б.; в 1989 г. он был объявлен гос. религией. В наст. время более 90% населения (ок. 9 млн чел.) - буддисты. Мон-ри организационно подразделяются на 2 подшколы: маханикая и дхаммаютика-никая. Вьетнамский этнос Камбоджи (9% буддийского населения) в основном махаянский.

http://pravenc.ru/text/153561.html

и от истечений 1207 ю крепко удержают. Теплота им свойственна, да хлад истребляют 1208 . иже в вере, и любовь теплу соблюдают. Светлозрачны же велми. да светлыя плоды изводят, достойныя горния породы 1209 . 15 Юноша некто сердцем сокрушися. отцу духовному 1210 слезен представися. Написав грехи, хотяше являти, за плачь же велий не може читати. Видя презвитер то сокрушение: Даждь ми. рек 1211 , да чту грехов списание. Даде юноша, он хотя читати, нача в хартию прилежно глядати. Но ни же писмя 1212 на ней обретеся 1213 , силою Бога дочиста 1214 сотреся Во знамение грехов прощения, за покаянных слез источения. Плачите убо. братие, о гресех. да, омывшеся. будете в небесех. Не всегда отец духовный случится. покаяния 1215 тайна 1216 да 1217 свершится. Слезы же выну возможно точити 1218 . тако надеждным 1219 спасения быти. Слезы за грехи Александр Великий слезы изливаше. яко един мир им побежден не бяше Мы злобы едины что не побеждаем, праведно, да слезы 1220 горки изливаем. Слезы епископския Жена некая во граде живяше, красная лицем и богата бяше. Ту видя некто епископ грядущу. в светлыя ризы облеченну сущу. Пад лицем низу, начал есть ридати, премноги слезы из очес пущати. Тогда людие, иже при нем быша, воздвигше. вины плача вопросиша. Он отвеща им: О сем аз ридаю, яко жену ту умом усмотряю, Вящше тщащуся миру угодити, неже аз тщуся 1221 Богу послужити. И шед во дом свой, о жене плакате, молитвы теплы к Богу возсылаше, Яже Бог внушив, милость Си явил есть, от неверия жену обратил есть. Епископ паки елма почиваше, во видении будущее зряше. Виде черную птицу, прилетевшу во руце его и смиренно седшу, Юже прием он, в воду погрузил есть. и тако черность в белость преложил есть. Черную бывшу в воду погружаше, белу из воды тужде восприяше. Воспрянув отец, сонию дивися, но яве делом оно исполнися. Утру бо бывшу. жена со слезами оная приде, паде пред ногами, Нача умилно онаго просити, да бы, ю прием, изволил крестити. Епископ сердцем в радость разрешися. яко та жена к Богу обратися. Потщася ону по чину крестити,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1123 ВУАГШ., 1223, л. 82. Тутолмин Салтыкову 11 мая сообщает, что «польския регулярныя войска и вооружённая шляхта усиленно стремяться в Минские губернии. По всей границе Минская губерния угрожается впадением мятежников». 1125 Универсал «предводительствующего войсками ея императорского величества, в короне польской и великом княжестве литовском на прекращение мятежа действующими», генерал-адъютанта Н. Репнина, 30 мая. – См. также АМДК., 629. Универсал Тутолмина. 1132 Сколько было, точно определить невозможно. По одним известиям – 8.000 – ВУАГШ., 210, л. 78. – ВУАГШ., 209, л. 381; по другим –от 5 000 до 8 000 – ВУАГШ., 210, л. 69; далее: 3 000 – ВУАГШ., 1223, л. 602. – ВУАГШ., 1218, л. 239, от 3.000 до 4.000 – ВУАГШ., 209, л. 372 – и 6.000 – ВУАГШ., 209, л. 376. – ВУАГШ., 1218, л. 246. 1141 ВУАГШ., 209, л. 372. Донесение Минского губернатора Неплюева генералу Черемисинову. – ВУАГШ., 209, л. 376377. 379. Донесение и. д. Минского губернатора почтмейстера Петра Козачевского малороссийскому почт-директору, графу Петру Милорадовичу. – См. также ВУАГШ., 1218, л. 323. – ВУАГШ., 1223, л. 602. – ВУАГШ., 210, лл. 69. 78. 1144 Иосиф Корвин-Коссаковский, римско-католический епископ предпринятых Польшей в инфлянтский сторонник России и противник предпринятых Польшей в последние годы преобразований, был казнён во время Варшавского восстания – 9 мая 1794 года; родился в 1738 г. – «Encyk. Powsz». 1152 Т. е. в Слуцкий замок, где стоял отряд войска лагерем, а не в Бобруйск, как простодушно пишут некоторые сочинители, обманываясь современным положением вещей. 1154 ВУАГШ., 1223, л. 630. – См. также ВУАГШ., 1218, л. 247. – ВУАГШ., 1219. – ВУАГШ., 1221, л.8. – Грабовский был слсдан в Унженскую область. – СИРИО., XVI, 240. 1159 ВУАГШ., 1220, л. 490. 24 октября. Реляция Суворова. – ВУАГШ., 1221, л. 26. – А. Петрушевский «Генералисс. Кн. Суворов», II, 113118. 1160 ВУАГШ., 4958, л. 223, 29 октября. – ВУАГШ., 1220, л. 491 Реляция Суворова. ВУАГШ., 1221, л. 26. – А. Петрушевский «Генералисс. Кн. Суворов», II, 126136.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010