8.2. Использование цитат из Священного Писания и из других источников В основе христианской культуры и гимнографии в частности лежит Писание. В прошлом разделе мы рассматривали случаи, когда под­вижники XX века сравниваются с библейскими персонажами. Здесь мы рассмотрим те случаи цитирования Писания, где цитата является ключем, содержащим в себе основную интенцию текста. Приведем пример из службы священномученику Илариону: совопросники лукавыя опровергл еси, истину православия утверждая: где премудр, где книжник, где совопросник века сего? Словом о кресте ты посрамил еси мудрость мира [МД 2008: 157]. Эта стихира демонстрирует, что священномученик Иларион своей жизнью реализовал слова апостола Павла: писано бо есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего (1 Кор 1. 19-20). Другой пример описания подвига новомучеников как реализации библейских заповедей обнаруживаем в Службе царственным страстотерпцам: в годину страданий за риста сохраниша любовь и верность ему друг друга тяготы носяще и тако исполняююще закон Его [МО 2011: 200-201]. Здесь прославляемые святые реализуют призыв апостола Павла: друг друга тяготы носите,  ит тако исполните закон Христов (Гал. 6 1-2). Цитата про кровь невинноубиенного Авеля, которая вопиет к Богу, дважды встречается в тексте службы российскому священномученику: да не дерзают языцы рещи: где есть Бог ваш? Кровь бо новомучеников от земли нашея вопиет [МО 2011: 33]; кровь твоя яко Авелева, от земли нашея вопиет немолчно [МО 2011: 26]. Мы видим, что в обоих случаях песнопения включают прямую цита­ту из Книги Бытия: И рече Господь: что сотворил еси сие, глас крове брата твоего вопиет ко мне от земли (Быт.4.10). Описание братоубийст­венной Гражданской войны (см. выше), пролитие братской крови здесь очевидным образом соотносятся с библейской топикой. Отдельно следует сказать об обыгрывании слов апостола Павла о временных страданиях и грядущей славе: кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Яко же есть писано писано: яко тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения.

http://bogoslov.ru/article/4562110

«И детей ее (блудницы) не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их» (Прор. Осии 2:4–5 ). Как видим, сказанное в книге Премудр. Соломона о детях прелюбодеев не только не есть «ложное мнение», но вполне согласно с законами, данными Богом чрез Моисея, согласно со словами Господа к Самуилу о детях Илии и к пророку Осии. И такое положение детей от преступных родителей было во все продолжение Ветхого Завета и только в Новом Завете «каждый будет умирать за свое беззаконие и не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но «кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иерем. 31:29–30; срав. Иезек. 18-я гл.). Неправильно ВСБХБ толкует и 8-ю гл. ст. 19–20 из книги Премудр. Соломона, усматривая здесь «ложное мнение», что «душа существует прежде тела». В приведенном месте читаем: «Я (т.е. Прем. Соломон) был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел в тело чистое». Здесь не сказано, что «душа существует прежде тела»! Где же она существует? Несомненно во чреве матери, а не вне его! Но там же зарождается и тело, одновременно с душою и в неразрывной связи с нею. И Соломон в приведенном месте говорит об одновременном зачатии во чреве матери души и тела. Иначе он сказал бы: «я родился в теле чистом и, по рождении, в него вошла душа добрая». Так и говорят те, кто учит о предсуществовании душ. Несколько ранее, именно в гл. 7-й, ст. 2–3, тот же Соломон ясно говорит, что он «образовался в плоть в утробе матерней... и, родившись, начал дышать общим воздухом». Как видим, в «образовании» человека в «утробе матерней и в рождении его» Соломон не отделяет души от тела и признает одновременное их «образование» и «рождение». Напомним, что Книга Премудрости Соломона, как мы уже оказали, была в большом уважении у иудеев рассеяния и читалась в синагогах. В древнехристианской Церкви она была в широком церковно-богослужебном употреблении и в Новозаветных книгах на нее делаются многочисленные ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

имаше и пищу умалену зело, жажею и бдением сердце согнетая. и прият умиления дар. слезам источники проливаше: Бяше во предоуготовлен от преподобного послушания. в мнозе времени с трудом и тщанием братии служа; понеже бе искусен к всяку сложбу. бяше премудр по бозе; и чист естеством, с смирением послушлив в всяко благо, и сего ради любим бе, и почитаем от всех. онже ненавидя славы и чести от человек, боголюбиц сый начат творитися юрод. видев же его обители оноя отец, в таков устроени суща. запрещение налагаше ему, на много дни ничтож ино вкушати, разве хлеб и воду. дела монстырская тяжкая вручаше ему. онже запрещение убо дряже с радостью, к службам же усредно тружася. и тако добродетели сокрываше. и познан быв от разумных отец; яко того рад творися миру юрод, да благословен премудр будет. Понудев же быв от отца своего прияти священство, и не хотя повинуся на се. священства убо службу в чину чреды своея проходя, егда имаше празно время, от работы непресташе, смирению же болши вдаваше себе. ради глаголбщего, и хочет старенши быти, да будет всем раб, и иже в вас меньшии. се еси велик. По избрании же феодра архимандрита на престол ростовская архиепископства, почюдившеся вся в всем блаженного кирила исправлением нужею на архимандритию симановскую возведоша его. онже поминая слово господне глаголюще: ему много дано будет. множае изыщеся от него, наипаче подвизашеся, неточию о себе, но и о братском спасении печашеся, с смирением и любовию духовною. сияже видяще, наипаче почитаху его и славяху. онже смирен умом сый, ненавидя ин славы безмолвиеже любя, остави началство. и пребыв мало туй. отиде в монастырь старыи зовомыи. недалече от туду растояние имущь: и тамо безмолствоваше. сущоуже ему в нощном бдении. обычно правило сетворяющу, и поющу святии богородици неседално, дойде мест писанниа; странно рожество видевше, устранимся мира. удивляшисе о словеси сем, помышляя в собе, како сего ради высокии в величестве княжества. на земли явись в плоти. и смирен человек быв. да устранившаася мира любве его ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

О том, что слово его было с силой, свидетельствует тот факт, что пришедшие его выгонять из кельи красноармейцы не могли шага ступить, когда он большим крестом провел незримую линию на пороге кельи и сказал: «Кто перешагнет, умрет!» Из обители ушел сам, оплакав ее запустение, которое было послано как наказание за нерадивое житие некоторых монахов. Жил в Москве на квартирах духовных чад ровно пятнадцать лет, став старцем-утешителем для многих людей в то скорбное время. Отошел ко Господу после мучительной раковой болезни, которую претерпевал с великим мужеством, 2 (15) июня 1936 года. И остался в благодарной памяти своих многочисленных духовных чад. В книге «Старец Захария» напечатаны краткие поучения батюшки, вдохновившие нашу героиню на подвиг подвижнической жизни на кладбище. «Богу ученых не нужно, Ему одна любовь нужна». «Уныние — это палач, который убивает энергию, необходимую для получения в сердце Духа Святого. Унылый теряет молитву и умирает для подвигов. Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не унывайте». «Почаще осеняйте себя крестным знамением. Помните: крест воздвизается, и падают духов воздушных чинове». «Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Словом это не объяснишь, только опытом познается. А в Боге и для Бога нужно жить только в смирении и простоте. Достигайте в смирении любви простой, святой, совершенной, обнимающей молитвой всех. А милосердием к немощным, больным, непонятым, несчастным, в грехах погрязшим подражайте своим небесным покровителям — святым. Радость небесную постарайтесь стяжать, чтобы с ангелом радоваться покаянию всякого заблудшего человека». «Берегите жемчужину веры, которая есть путь к вечному блаженству нашему и близких сердцу нашему людей». «Берегите совесть свою, она есть глас Божий — голос Ангела Хранителя. Как надо беречь свою совесть, учитесь у старца отца Ам-вросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие». «Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен».

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

В 1431 году при митрополите Фотии, по случаю перестройки церкви, были обретены его мощи 407 , а в конце 1448-начале 1449 года при митрополите св. Ионе было установлено торжественное празднование его памяти 408 . Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия (Михаил – Митяй, Киприан, Пимин). Кандидатом в митрополиты на место св. Алексия у великого князя Димитрия Ивановича, как мы сказали, был архимандрит его придворного Спасского монастыря Михаил, называвшейся Митяем 409 . Этот Михаил-Митяй, только мелькнувший в ряду наших церковно-исторических деятелей, ибо кафедру митрополии ему не суждено было занять, представлял собой, по уверению летописей, человека необыкновенно и феноменально замечательного. В виду подобной замечательности Михаила летописи делают даже то, что, позволяя себе совершенно единственное в отношении к церковно-историческим лицам исключение, предлагают нарочитые о нём повести 410 . Он был родом из коломенского, лежавшего на Оке, села Тешилова, сын священника 411 , и до знакомства с великим князем был священником в самой Коломне. Вот как описывает его летописец по его наружным и внутренним качествам: «Сей убо поп Митяй бысть возрастом (ростом) велик зело и широк, высок и напруг (силён, мускулист), плечи (имея) великии и толсты, брада (у него бысть) плоска и долга, и лицем (бысть) красен (красив), – рожаем и саном (наружной представительностью и наружной красотой) превзыде всех человек; речь легка и чиста и громогласна, глас же его красен зело; грамоте добре горазд: течение велие имея по книгам, и силу книжную толкуя и чтение сладко и премудро, и книгами глаголати премудр зело, и никтоже обеташесь таков; и пети нарочит; и в делех и в судех и в рассуждениях изящен и премудр, и слово и речь чисту и незакосневающю имея и память велию; и древними повестьми и книгами и притчами духовными и житейскими никтоже таков обреташеся глаголати» 412 . Исключительная и совершенно выдававшаяся личность Михаила привлекла к нему внимание великого князя: Переведши его из Коломны в Москву, великий князь сделал его, с одной стороны, своим духовным отцом, а с другой стороны – весьма важным и одним из самых доверенных при себе чиновников, – своим печатником, и вообще приблизил его к себе в качестве своего любимца и фаворита.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На изложенных основаниях неканонические книги пользовались у евреев, особенно у бывших в рассеянии и говоривших по-гречески, большим уважением, считались священными и читались в синагогах, особенно книги Премудр. Соломона и Премудр. Иисуса сына Сирахова». И, как я уже оказал, Христос и Апостолы пользовались переводом 70-ти толковников. Поэтому в словах Христа: «закон, пророки и псалмы», как и в словах Апостолов: «писания… священные писания», надо видеть все книги, внесенные в перевод 70-ти, а не только внесенные в канон Ездры, что, как я уже показал, подтверждается и цитатами Нового Завета из книг Ветхого Завета не только канонических, но и неканонических. Следовательно, приведенное нами возражение ВСЕХБ против неканонических книг является не только бездоказательным, но и явно противоречащим положению неканонических книг у евреев. Отношение же древней Христианской Церкви к неканоническим книгам, о чем я уже подробно оказал, еще сильнее укрепляет великое значение неканонических книг в делах веры. В 7-х. ВСЕХБ пишет: «С этим согласно и суждение древней Христианской Церкви. Лаодикийский Собор, происходивший в Малой Азии в 863 г. по Р. Хр., тот собор, который впервые сделал постановление об этом предмете, определил, чтобы при богослужении употреблялись только 22 книги, находящиеся в еврейской Библии». Здесь ВСЕХБ сознательно извратил постановление Лаодикийского Собора. В правиле 60-м Лаодикийского Собора сказано: «читати (в Церкви) подобает книги сии Ветхого Завета» и в числе этих книг, предназначенных к церковно-богослужебному употреблению, называются и неканонические книги: 2-я кн. Ездры, прор. Варуха, Послание Иеремии и неканонические места в книгах Есфирь и пр. Даниила, так как эти места не исключены. Ясно, что Лаодикийский Собор пользовался не еврейской Библией , а греческим переводом 70-ти толковников, и к церковному чтению указал и некоторые из неканонических книг. Также ВСЕХБ извратил и смысл слов Кирилла Иерусалимского : «не имей дела с апокрифами». Под апокрифами св. Кирилл Иерусалимский , как и вся древневосточная Христианская Церковь , разумел не неканонические книги, а книги подложные, еретические. Сам он, как и все древневосточные христианские писатели, пользовался греческим переводом Библии 70-ти толковников, в каковом переводе были и неканонические книги, но не было апокрифов. Вот почему он к каноническим книгам причисляет и книгу прор. Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Но как в обыкновенных домах устрояется несколько покоев и помещений, так и обширный дом Премудрости заключает в себе множество обителей, то есть верующих во Иисуса Христа, ибо в каждом из них обитает Он, как в жилище Своем, вселяясь в него пречистым Телом и Кровию Своею. Но между сими обителями Христа в обширном дому Его, в Церкви, первое место занимает Пречистая Матерь Его, Которая посему и называется в церковных песнях палатою и престолом Царя, пречистым храмом Спасовым, как вместившая Богочеловека во чреве Своем. Таким образом можно думать, что понятие о Богоматери, как о палате Царя-Христа, о доме Ипостасной Премудрости, могло послужить новым основанием церковного обычая в праздники Богородичные читать паримию, содержащую изображение дома Премудрости, в котором первое место принадлежит Богоматери – палате Христа-Царя. – Та же часть паремии читается в праздник Обновления Иерусалимского храма воскресения Христова 13 сентября, также при освящении каждого православного храма. Это потому, что каждый православно-христианский храм есть место, в котором преимущественно раздаются верующим дары Ипостасной Премудрости, уготованные Ею для членов устроенного Ею Царствия Божия на земле или Церкви: в храме Божием предлагается обильное питание словом Божиим и благодатию таинств, особенно таинства Евхаристии, в котором под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христову. – Та же часть паремии читается в праздник Преполовения. В сей праздник Иисус Христос приглашал Иудеев: жаждущий да грядет ко мне и пиет. Это приглашение сходно с приглашением Премудрости к своей трапезе. XIV. Паримия в среду третьей седмицы Великого поста. (Притч. IX, 12–18.) В сей паремии изображается вред от неразумия вообще и в особенности от неразумного увлечения соблазнами со стороны безнравственной женщины. Гл. IX, 12. Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним (ближним) твоим. Аще же зол будеши, един почерпнеши злая. Соломон, от лица Божественной Премудрости увещевая своего ученика искать от неё умудрения, подкрепляет свои увещания удостоверением в бескорыстии их, утверждая, что они делаются единственно из желания блага ученику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Незлобие Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия (прп. Антоний Великий , 89, 58). ...Велика и прекрасна добродетель незлобия; не одного только того, кто обладает ею, она украшает, но простирается и на ближних, как говорит Премудрый: сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая ( Притч. 9, 12 ). Итак, прекрасно незлобие, – это подражание Владыке и уподобление Богу, потому что незлобив и свят Господь. Это незлобие есть охрана души, очищение мысли, спокойствие нравов, умирение помыслов, ясность лица, кротость глаз, наставник дружбы, мать любви, спутник веры, совершенство правды, – одним словом, корнем всякой добродетели и основанием всей благости является незлобие. Оно не знает самого смысла вражды, не ведает необузданности, гнева, не понимает действия злобы. И оно, как царица, превозносится над всеми добродетелями (свт. Иоанн Златоуст , 48, 719). Проведшие жизнь без грехов, жившие в правде – в чем и заключается незлобие – не лишатся благ, получат соответствующие венцы... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 872), ...Если по незлобию кто даже и согрешит, Бог исправляет последствия незлобия (свт. Иоанн Златоуст , 49, 941). Незлобие есть мать всякого добра (свт. Иоанн Златоуст , 50, 421). Пусть... говорит, что он причинил нам тысячу зол, а сам ничего не потерпел (от нас), пусть говорит, что если он и еще поругается над нами, так же не потерпит ничего. Если бы он захотел хвалить нас, то не иначе стал бы проповедовать о нашей добродетели, не иные стал бы употреблять слова, как именно эти, которыми он думает унизить нас. О, если бы все говорили обо мне, что «это – человек холодный и жалкий; все оскорбляют его, а он терпит, все нападают на него, а он не мстит за себя!». О, если бы прибавили еще, что «он даже и не может сделать этого, хотя бы и хотел», – мне похвала была бы от Бога, а не от людей! Пусть говорят, что мы не мстим по трусости. Это нисколько не вредит нам; Бог видит и уготовляет нам большее сокровище. Если бы мы стали смотреть на тех людей, то лишились бы всего. Будем же смотреть не на то, что о нас говорят, а на то, что нам должно делать (свт. Иоанн Златоуст , 52, 367).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Святые Ангелы и прочие небесные Силы исполнены цельной, святой жизни, ненарушимого мира, нерушимой бодрости, вечного мужества и силы, неизреченной красоты, света, высокого ума, чистейшей к Богу и к людям любви, взаимного дружества, озарения и просвещения. Таковы и наши святые Ангелы хранители. Чудная природа ангельская! Но христиане, которые сподобятся достигнуть будущего века и воскресения из мертвых, равны будут Ангелам, по слову Самого Господа. Будем же усердно стремиться к тому, не имеющему конца веку, непоколебимому, безмятежному. Христианин! Ты совокупишься с Ангелами, Архангелами, всеми небесными Силами: подражай Ангелам, презирай земное, возлюби небесное, вечное, духовное, удаляйся пристрастий житейских, не порабощайся чреву, демону сребролюбия, будь незлобив, кроток, тих как Ангел, чист как Ангел, прост, свят как он. Взирай в человеке на божественное начало – душу, которая по образу и подобию Божию, и ради этого начала всегда уважай и люби человека от чистого сердца нелицемерно. Самое обыкновенное дело – слову воплощаться. Мы говорим членораздельными звуками: что это, как не воплощение слова? Мы начертываем слова на бумаге: что это, как не воплощение слова? Что есть вера? Уверенность в духовной истине, в Сущем, или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного и его принадлежностей. Быть уверенным в действительности духовного Всеначала и мира духовного со всеми его свойствами и принадлежностями так же, как мы уверены в бытии мира вещественного с его предметами и свойствами их, – значит веровать. Например, я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не всемогущ; это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую, что Бог, как Благость, даст все, чего ни попросишь у Него, и не усомнюсь в этом; значит, я верую. Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7; см. Втор. 5, 11). Или – защитит тя имя Бога Иаковля (Пс. 19, 2), или: изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему (Пс. 141, 8). Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли – весь всецело и в то же время везде – во всей твари. Потому призови только имя Господне: ты призовешь Господа – Спасителя верующих и спасешься. Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21). Призови Мя – имя Мое – в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

◊ Начало ревностной борьбы со страстями и порождаемыми ими грехами должен положить страх Божий. Он есть начало премудрости. Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы, боясь грехами оскорбить Спасителя. И если он премудр, то и смирен. Чем выше человек в духовном отношении, тем больше он видит, сколь велик Господь и сколь он, человек, ничтожен и беспомощен, сколь грешен в сравнении с тем, к чему мы должны стремиться. Величайший святой Иоанн Златоуст в своей молитве перед причащением говорит: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Одна из вас сказала мне как-то: «Если не согрешишь, не покаешься». Чада мои, эта мысль скверная, она может натолкнуть человека на грех . Будто и хорошо, что согрешил, по крайней мере, покаялся. Нет! Хуже греха ничего нет. Грех родил диавол. Избегайте греха, боритесь с помощью Царицы небесной со всем нечистым. И чем ближе вы будете к Господу, тем больше откроются очи смирения в вас и вы будете иметь глубочайшее и постоянное покаяние. И творя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», вы еще ближе будете к Господу и Он даст вам небесную любовь ко всем, даже к врагам вашим. Бывают иногда и такие беды с людьми, когда человек вместо того, чтобы смиренно соединиться с Господом, впадает в гордыню, в прелесть, в воображение, осуждение других, а себя чуть ли не святым считает, а некоторые даже святыми себя воображают. На таких Господь попускает, как наказание и вразумление их, то, что они впадают в какой-нибудь тяжелейший, постыднейший грех, от тяжести которого они иногда начинают приходить в себя. Как бы опомнятся. Каются и иногда совсем исправляются. Но это бывает не всегда. Очень часто они погибают. Не дай Бог никому быть на их месте. Еще раз прошу бояться впадать в грехи. Не распинайте ими еще и еще Спасителя. Берите на все благословение у Царицы небесной, и Господь даст вам первую степень благодати: зрение грехов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010