«И детей ее (блудницы) не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их» (Прор. Осии 2:4–5 ). Как видим, сказанное в книге Премудр. Соломона о детях прелюбодеев не только не есть «ложное мнение», но вполне согласно с законами, данными Богом чрез Моисея, согласно со словами Господа к Самуилу о детях Илии и к пророку Осии. И такое положение детей от преступных родителей было во все продолжение Ветхого Завета и только в Новом Завете «каждый будет умирать за свое беззаконие и не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но «кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иерем. 31:29–30; срав. Иезек. 18-я гл.). Неправильно ВСБХБ толкует и 8-ю гл. ст. 19–20 из книги Премудр. Соломона, усматривая здесь «ложное мнение», что «душа существует прежде тела». В приведенном месте читаем: «Я (т.е. Прем. Соломон) был отрок даровитый и душу получил добрую; притом, будучи добрым, я вошел в тело чистое». Здесь не сказано, что «душа существует прежде тела»! Где же она существует? Несомненно во чреве матери, а не вне его! Но там же зарождается и тело, одновременно с душою и в неразрывной связи с нею. И Соломон в приведенном месте говорит об одновременном зачатии во чреве матери души и тела. Иначе он сказал бы: «я родился в теле чистом и, по рождении, в него вошла душа добрая». Так и говорят те, кто учит о предсуществовании душ. Несколько ранее, именно в гл. 7-й, ст. 2–3, тот же Соломон ясно говорит, что он «образовался в плоть в утробе матерней... и, родившись, начал дышать общим воздухом». Как видим, в «образовании» человека в «утробе матерней и в рождении его» Соломон не отделяет души от тела и признает одновременное их «образование» и «рождение». Напомним, что Книга Премудрости Соломона, как мы уже оказали, была в большом уважении у иудеев рассеяния и читалась в синагогах. В древнехристианской Церкви она была в широком церковно-богослужебном употреблении и в Новозаветных книгах на нее делаются многочисленные ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Поскольку говорится, что Он был в повиновении у отца Своего и Матери Своей (Лк. 2:51). И на кресте [сказал] ученику: се, Матерь твоя! И Матери Своей: се, сын Твой (Ин. 19:26-27).    Уважать старших весьма угодно Богу и похвально у человеков. И должную честь воздавать старикам подобно же — Богу приятно, нам же — хорошо и полезно. Потому что если и мы доживем до того же самого возраста, то, конечно же, будем иметь такое же воздаяние. Но если и преждевременно уйдем отсюда, то будем иметь воздаятелем Господа. И в том и в другом случае то же самое воздаяние будет сопутствовать в старости ли или в юности [если рано умрем], и Воздаятель — Тот же. Ибо говорится: «Как ты поступал, так будет и с тобой» (ср. Тов. 4:16). Первым же Мои сей заповедует, говоря: Пред лицем седого вставай и почитай [Col. 1769] лице старца (Лев. 19:32). Иов же: Во мнозем времени премудрость, во мнозе же житии ведение (Иов. 12:12). И другой:Венец старцем многоразличное искусство, и похваление их страх Господень (Сир. 25:8). И Апостол к Тимофею: Старца не укоряй, но увещевай, как отца (1 Тим. 5:1). Но ты мне, конечно же, скажешь в ответ: «Следует же, чтобы и старцы были бдительны, степенны, здравы в вере, в любви (Тит. 2:2), по Апостолу. Ибо, по Писанию, не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости (Прем. 4:8-9)». Однако об этом судить не наше дело, но испытующего сердца наши (1 Фес. 2:4) Бога. Наше же дело — всем воздавать должное: кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7), и не только добрым и кротким, но и суровым (1 Пет. 2:18). И быть братолюбивыми друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждать (Рим. 12:10). Ибо написано: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9:12). Также и Петр: младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:5-6). Посему подобает, чтобы все христиане воздавали должное, поскольку этому мы научаемся у Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо ради Своего неизреченного к нам снисхождения Он не посчитал чем-то недостойным прийти к Иоанну, чтобы креститься от Него. Тот же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Владыка же [ответил] рабу: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:14-15). Ему же слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Прежде всего подобает знать, как Священное Писание повелевает нам рассуждать о Боге и что о Нем сказано, а чего не сказано. Ибо мы знаем, что Бог есть, но что является Его сущностью — не знаем; знаем, что Он премудр, но насколько премудр — не знаем; знаем, что Он велик, но каково Его величие — не знаем; знаем, что Он имеет промысел обо всем и объемлет и содержит все, а как — не знаем. О чем Бог не повелел, о том рассуждать невозможно, и не только нам, но и силам Небесным. Что же удивительного, если мы не знаем, в чем состоит сущность Бога? Ведь мы не знаем всего и о творениях Божиих — ни об ангелах, ни о небе, ни о солнце, ни о луне и звездах, ни о земле, ни о море, ни о воздухе, ни об огне и о прочем творении. Он дал нам не все знать, а лишь отчасти уразуметь, что Он привел мир от небытия к бытию и сотворил все видимое и невидимое, Словом созидаемое и Духом совершаемое. Но каково оно — мы не знаем, и не можем говорить о неведомом, потому что Бог так изволил по Своему неизреченному замыслу, сказав: “Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай”(Сир. 3, 21.). И человека он сотворил, и дал ему уразуметь, что он — человек, одушевленный, самовластный, разумный; но человек не знает, как он сотворен или какова его душа. Так и конец каждого человека Господь сделал неизвестным, но дал указание — старость и немощь. Подобно этому и конец всего мира и второе пришествие Его никому не известны, но Он дал указание: изменение времен и наступление скорбей и бед. Видишь, как премудро и полезно скрыл Он это? Когда же святые Его ученики и апостолы спросили о конце мира, Он сказал так. Евангелие: “О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время”(Мк. 13, 32–33.). Толкование Златоуста: здесь Он поучает учеников не искать того, что превосходит человеческий разум: сказав “ни Ангелы”, Он запрещает им узнавать ныне то, о чем даже ангелы не знают; сказав “никто не знает… только Отец”, Он запрещает им и пытаться узнать; и добавляет: “ни Сын”, чтобы ученики не огорчались, что Он не сказал им. И не полезно нам знать, когда последует кончина каждого из нас или всеобщий конец, — чтобы мы постоянно подвизались, ожидая Его. Ведь если теперь, не зная ни своей кончины, ни всеобщей, мы пожираем друг друга и исполнены блудом и прелюбодейством, разбоем и грабежом и всеми делами сатанинскими, — какое только зло мы не сотворили бы, если бы знали о конце? Все время своей жизни проведя в грехах, мы бы желали покаяться лишь в последний день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

«[Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь» ( Притч. 9:12 ). Буйный – здесь этим словом передано понятие «безумный», «сумасшедший». То есть, если ты будешь зол, то ты сам потерпишь от этого зло, если же будешь премудр, то и для себя получишь благо, и для своих ближних. Здесь содержится еще и та мысль, что Господь призывает нас к добру не потому что Он нуждается в этом. От того, что ты станешь премудр, Он не прибавит в Себе ничего, и от того, что ты выберешь путь безумия, Бог нисколько не пострадает. Он уже всесовершенен и уже имеет все необходимое для Себя. Господь предлагает путь премудрости именно для нашей пользы. Так что, вступая на этот путь, мы не Богу какое-то одолжение делаем, но себе оказываем благодеяние. В этом смысле сказано, что «если ты мудр, ты мудр для себя», а не для Бога. «И если буен, то один потерпишь» – ты не сможешь причинить вреда Богу, выбрав путь зла. Притч. 9:13 «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая» ( Притч. 9:13 ). Это олицетворение пути греха, как женщины прелюбодейной, и этот образ встаёт в конце Библии , в Апокалипсисе уже в виде вавилонской блудницы. Женщина прелюбодейная противопоставляется премудрости, которая тоже предстаёт в женском образе. Женщина безрассудная, шумливая, то есть привлекающая к себе шумом. Мир греховный постоянно привлекает к себе внимание теми или иными резонансными событиями, новостями. Некоторые высокие работники сферы соцсетей говорили, что людей привлекают три «С» – это скандалы, секс и смерть, так что они в рекламе именно это и продвигают для того, чтобы привлечь людей, этим они шумят, хотя и не только этим. Притч. 9:14–15 Итак, эта женщина «садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями» ( Притч. 9:14–15 ). Под возвышенными местами города имеются в виду места, через которые легче всего быть услышанным и увиденным большим количеством людей. Современные аналоги – СМИ, реклама и т.п. Но также в стремлении встать на возвышенном месте скрывается страсть к самовозвеличиванию, то есть гордость. И вот неразумие призывает: Притч. 9:15–17

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Так что Сын есть Божественность Отца так же, как и премудрость и сила Отца; так же, как и Слово, и образ Отца. И поскольку для Него быть и быть Богом — одно и то же, Сын является таким же образом сущностью (essentia) Отца, каким Он — Его Слово и образ. И вследствие этого также (за исключением того, что Он — Отец) Отец (вообще) есть что-либо только потому, что у Него есть Сын, так что не только то, что Он называется Отцом (ибо очевидно, что о Нем говорится как об Отце не в отношении к Нему Самому, но в отношении к Сыну, и потому Он — Отец, что у Него есть Сын), но также и то, что Он есть Сам по Себе, (высказывается) потому, что Он породил свою сущность. Ибо подобно тому, как Он велик лишь посредством того величия, которое Он породил, Он есть (est) лишь посредством той сущности (essentia), которую Он породил, ведь для Него быть и быть великим — одно и то же. Так не есть ли Он, следовательно, Отец Своей сущности подобно тому, как Он — Отец Своего величия, подобно тому, как Он -Отец своих силы и премудрости? Ибо Его величие есть то же, что Его сила, а Его сущность — то же, что Его величие. 2. Это обсуждение порождено тем, что, как было сказано, (мы исповедуем): «Христа, Божию силу и Божию премудрость». Вот почему, желая говорить о невыразимом, наша беседа ограничивается до тех узких рамок, что или мы говорим, что Христос не есть Божия сила и Божия премудрость, и, таким образом, бесстыдно и нечестиво противостоим апостолу; или мы исповедуем «Христа, Божию силу и Божию премудрость», но (считаем) что Его Отец не есть Отец Своей силы и премудрости, что не менее нечестиво (ибо тогда Он не будет и Отцом Христа, поскольку Христос -Божия сила и Божия премудрость); или же (мы считаем, что) Отец силен не Своей силою, и премудр не Своей премудростью (но кто же осмелится сказать такое?!); или же мы думаем, что в Отце одно дело быть, а другое — быть премудрым, так что Он не есть посредством того, посредством чего Он премудр (каковым образом обычно мыслится душа, которая иногда немудра, а иногда мудра, поскольку ее природа изменчива, а не полностью и совершенно проста); или же (мы считаем, что) Отец не есть что-либо Сам по Себе и (даже) не только то, что Он есть Отец, но (также) и то, что Он вообще есть, говорится лишь в отношении к Сыну.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

10. По благодати Божией данной мне яко премудр архитектон основание положих, ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает. «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание». Говорит Павел о себе то, что он обратил Коринфян к вере в Иисуса Христа, или преподал им первые Евангельские наставления о спасении чрез веру в Иисуса Христа. Это выражает он словами: я – положил основание. Но это дело он не почитает своим, а приписывает его Богу, говоря: «по данной мне от Бога благодати». Под благодатью Павел разумеет ту силу Духа Божия, которая из гонителя христиан соделала его Апостолом, т. е. благодать апостольства, как он сам объясняет это, говоря: благодатью Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их (т. е. Апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною ( 1Кор.15:10 ). Этой благодати, или сему благодатному действию Святого Духа Павел приписывает и то дело, которое совершил он в Коринфе, положив там основание Церкви Христовой. Опираясь на силу Духа Божия, он говорит с такою уверенностью в совершенстве своего дела: «я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание». Называя себя мудрым строителем, Павел не себя восхваляет, но прославляет премудрость Духа Божия, в нем действующего, и показывает свою уверенность в неизменной истине того учения, которое преподал он Коринфянам, т.е. учения о спасении чрез веру в Иисуса Христа. Наставленный Духом Божиим, он преподал Коринфянам такое учение, которое должно оставаться неизменным навсегда, как учение Божественное, как непреложная истина. Ин же назидает, – «а другой строит на нем». Под этим другим Апостол разумеет Аполлоса (ст. 6), и прочих учителей, которые после того, как Павел оставил Коринф, продолжали проповедывать Коринфянам Евангельское учение. Кийждо же да блюдет, како назидает, – «но каждый смотри, как строит». Каждый учитель должен наблюдать, чтобы его учение соответствовало положенному основанию, чтобы и в учении об истинах веры, и в преподавании правил жизни, или христианских обязанностей, он строго согласовался с преподанным учением Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

13–14. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? (Кто уразуме ум Господень, и кто советник ему бысть, иже научает его? Или с ким советова, и настави и? или кто показу ему суд? или путь разумения кто показа ему? или кто прежде даде ему, и воздастся ему?) Как неизмеримо могущество Господа, также неисследим и разум Божий. – Никто никогда не постиг божественного разума, в существе его; никто не участвовал в совете Господа ни при сотворении мира, ни при создании человека, ни при Его деле искупления и спасения человечества; никто не наставлял Бога тому, по каким законам Он должен был поступать в промышлении о своем народе и в суде над ним. Если же Бог неограниченно могуществен и неисследимо премудр, то Он и – вседоволен: Он ни от Кого не требует ничего; никто не давал Ему что-либо вперед с тем, чтобы Бог возвратил то когда-либо после. Напротив, Господь все дает и воздает всем и снова возвращает: а потому если Он и отдаст свой народ во власть царя Вавилонского, то Он же снова и возвратит его (ст.10). 15. Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. (Аще все языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся?) Если Бог Спаситель беспредельно велик в своих свойствах и делах и совершенно не зависим, то народ Божий не должен смущаться могущества народов-победителей, – все их величие ничтожно в сравнении с величием Божиим. Как капля, взятая из ведра, наполненного водой, никак не уменьшает его полноты; как добавление веса – пылинкой, случайно приставшей к чашке весов, никак не изменяет вес; как плюновение, поверженное на прах, орошенный дождем, нисколько не прибавляет жизненной силы в почве: так разум, силы и средство жизни народа и всех народов нисколько не изменяют промыслительной деятельности всемогущего Господа-Спасителя, в деле суда и спасения Им падшего и поверженного в прах человечества; оно всецело зависит только от Его силы, воли и власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

145 Благословение Божие за исполнение отцовского завещания. Детям Ионадава, сына Реховова, за то, что они исполняли завещание отцовское не пить внна, довольствоваться самою простою пищею, — было обещано сохранение потомства их во веки (Иерем:35, 6, 19). И что же? Этот народ, известный под именем „Рихават», уцелел даже до наших дней среди разных войн и опустошений, которые сгладили с земли, как известно, и огромные государства. Это племя доселе сохраняется и живет в пустынях аравийских. Доселе же оно и исполняет завещание своего родоначальника. Так долг и каждого доброго сына или дочери исполнить такие завещания своего отца-матери, которые не противны закону Божию и гражданскому. (Сост. по „Душ. чт.» 1864 г. май). 146 Духовное завещание не должно делать прежде времени . Завещание вступает в силу по смерти завещателя. Но случается иногда, что отец семейства еще при жизни распределяет свое имущество между детьми, а сам остается ни с чем, в надежде, что его не покинут дети: это не всегда благонадежно; долг благоразумия требует, чтобы вы хоть над частию своего имущества оставались полным хозяином до конца жизни. Нет воли Божией на то, чтобы родители зависели от детей и кланялись им в своих нуждах. Притом полное отречение от своего имущества в пользу детей подает иногда повод в тяжкому греху неблагодарности со стороны детей. Вот почему премудрый сын Сирахов не советует родителям отдавать при своей жизни своего имущества детям. „Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу, не давай власти над тобою, доколе ты жив, и не отдавай другому своего имущества, чтобы не умолять о нем. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не продавай себя никому из смертных; ибо лучше, чтобы дети имели в тебе нужду, нежели чтобы ты смотрел в руки своим сыновьям. Во всем, что ты делаешь, будь сам над собою господином и не навлекай пятна на свою честь. В последний день твоей жизни, и во время кончины разделв свою собственность». (Кн. премудр. Иисуса сына Сирахова, гл. ЗЗ, 19 — 24). Прославленный в одной из трагедий Шекспира английский король Лир, склонившись на льстивые речи двух дочерей своих, при жизни поделил между ними свое королевство; но вскоре он должен был раскаяться в своей неосторожности: ни у одной из них он не мог найти пристанища и нищим должен был скитаться в областях своего королевства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» ( Пс 118:89–90 ), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу – невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» ( Евр 1:2 ). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» ( Евр 1:3 ), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его – все воинство их» ( Пс 32:6 ). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» ( Прем.9:1–2 ). Иов же говорит: " Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня ( Иов 33:4 ). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я – Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» ( Притч 8:12 ) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» ( Притч 8:16 ), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7:27 ) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» ( Прем.7:22 ), " сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога ( Прем. 7:26 ). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр 1:3 ), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света – Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» ( Пс 35:10 ), имеется в виду: в Духе Твоём – Сына. И снова о Сыне говорит: " всё Премудростию сотворил еси» ( Пс 103:24 ) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» ( Пс 118:89–90 ). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс 103:30 ) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» ( Пс 50:12–13 ), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» ( Пс 142:10 ). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

180 „К познанию Бога, – говорит св. Василий В., – не столько ведет небо и земля, сколько собственное наше устройство, если кто благоразумно испытает сам себя, как говорит пророк, удивися разум Твой от Мене ( Пс. 138, 6 ), т. е. рассмотрев самого себя, познал я превосходство Твоей премудрости“. На Шестодн. Бес. IX (I т. 142 стр. по изд. 1891 г). 181 Григор. Б. Сл. 45, на пасху (IV т. 154–155 стр.). В приведенных словах св. отца с ясностью указано, во-первых, условие естественного богопознания (богоуподобление путем очищения), и во-вторых, самый путь или процесс богопознания в его основных моментах: „оттенение очертаний в один облик“, – обличение; влечение к этому облику и изумление пред его непостижимостью; желание большего, возводящее к полному боговедению или беседе с Богом. 182 Такие пути познания Бога от вещей сотворенных указаны были еще средневековым р.-католическим богословием. Естественно разуму двигаться в богопознании этими путями, но они могут приводить к познанию личного Бога лишь при условии таинственного божественного озарения человеческого сердца. Но нельзя признать правильным того воззрения р.-католического богословия, что ум естественного человека сам по себе, путем одних своих умозаключений из рассмотрения тварных вещей, может приходить к познанию Бога. См. об этом подробнее у проф. Введенского. Вера в Бога и пр. III отд. гл. 183 В кн. Премудр. Солом. XIII, 1–9 о том же говорится: „подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их... От величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их... Они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели его?“

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010