В пятом веке бл. Августин написал специальную проповедь «О жене прелюбодейной», в которой предлагает «выкинуть как сор» эти стихи, якобы вставленные в Евангелие для того, чтобы блудниками легче было оправдать свои грехи. Как видим, ещё в V веке есть проповедники, отрицающие подлинность этого текста. Тем не менее Церковь с любовью приемлет этот рассказ «о жене прелюбодейной» и включает его в состав Св. Писания. Почему? Спросите свою совесть: искажает ли этот эпизод учение Христа или, напротив, лучше позволяет понять суть Христова служения и Христова учения? Неужели не понятно, что он не «испортил» Евангелие, а помог раскрытию евангельского образа Христа? И почерпнула этот рассказ Церковь из того круга устных преданий, которые стояли на границе канона и апокрифов. Первый церковный историк – Евсевий Кесарийский – в начале четвёртого столетия встречал в трудах Папия Иерапольского (сер. II века) это рассказ: «Он же пользуется Первым посланием Иоанна, а также Петра и рассказывает о женщине, которую обвиняли перед Господом во многих грехах. Рассказ этот есть в „Евангелии евреев“» (Церковная история. 3,29,17). Разговоры же о том, что Церковь что-то цензурировала и вычёркивала из Писания, отпадают при обращении к истории новозаветного текста. Только в одном случае можно предположить попытку содержательной правки текста. Согласно Мк. 1,40-44 «Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им». Проблема в том, что, в отличие от рукописей IV века (Синайского и Ватиканского кодексов), кодекс Безы (V в.), старолатинские рукописи ff2 (V в.) и r1 (VII в.) вместо «умилосердившись» предлагает – «разгневавшись». Возможно, эта правка была призвана согласовать чувство Христа в минуту исцеления с тем гневом, который Он проявил позже («embrimhsamenos – „прогневался“; в русском переводе неточно – „посмотрев строго“) . «Гнев Христа объясняется тем, что прокажённый своим приближением ко Христу, которого окружали люди, нарушил закон Моисея, запрещавший прокажённым входить в стан Израильский» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Евангелист с удивлением прибавил — «тогда», ибо когда должно было подчиниться вследствие бывших чудес, тогда они требуют знамения. Они хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист. Им казалось, что земные знамения Он совершает силой дьявольской. Ибо дьявол властитель мира. Что же Спаситель? Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. «Лукавым родом» называет их, как льстецов и коварных людей, «прелюбодейным» — как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли — разумею преисподнее место, ад — в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу — это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Истолковывая слова: « и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка», латинский экзегет V-ro века святой Хроматий Аквилейский писал: «Подобно тому, как кит неспособен был переварить в своем чреве Иону или удержать его живым внутри себя долгое время, так и всепожирающая смерть, хотя и, без сомнения, приняла Господа, но, будучи неспособной удерживать Его живым и неуловимым, на третий день исторгла Его, как и кит исторг Иону. Ибо смерть, привычная всегда поедать и переваривать мертвых, почувствовала тошноту и извергла Господа живым. И не могла она переварить Его, ибо Он был камнем – как говорит апостол: ″камень же был Христос″ ( 1Кор.10:4 ). Кит проглотил и исторгнул из себя одного Иону; смерть же, захватив Господа, извергла из себя не одного Его (то есть Господа нашего Иисуса Христа – О.С.) , но с Ним многих. Ведь мы читаем, что вместе с Господом воскресли многие тела святых» . Блаженный Феофилакт так истолковал ответ Спасителя иудеям: «Род лукавый потому, что они искушают Его, а прелюбодейный потому, что отступают от Бога и прилепляются к дьяволу. Хотя они просят знамения с неба, но Он не дает им, кроме знамения Ионы, то есть что, пробыв три дня во чреве великого кита – смерти, воскреснет… Знамения давались им (ранее – О.С.) , то есть они бывали ради них, хотя иудеи и не веровали. Поэтому, оставив их, как неизлечимых, Господь ушел» . Истолковывая слова: «И, оставив их, отошел» , блаженный Иероним Стридонский пишет: «Оставив книжников и фарисеев, – которым Он сказал: ″Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка″, – Он удалился прямо через залив и последовал к народам языческим» . То есть Христос обращал не только иудеев, но и язычников. И мы переходим к следующей теме, выше озаглавленной, как «Закваска фарисейская и саддукейская». Далее сказано: Мф.16:5 . «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов». Слова: «переправившись на другую сторону» можно понимать и аллегорически, в том смысле, что к тому времени апостолы были уже другого исповедания, чем фарисеи и тем более саддукеи. Переправа или переселение в Библии означают и такую перемену жизни, когда человек все прежнее оставляет за спиной и никак не стремится к нему возвратиться. Само слово «еврей» означает и переводится, как «перешедший реку», или «с другого берега Евфрата».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Кто постыдится Меня и Моих слов, – говорит Господь, – того постыдится Сын Человеческий, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» ( Лк. 9:26 ). Какое страшное возмездие стыдящимся Христа за их ложный, преступный стыд! Что ожидает в будущем тех, кто устами, делами и всею жизнью отрекается от Него к погибели? И Христос Спаситель отвергается их перед святыми Ангелами и перед лицом самого Отца Небесного, когда явится Судией мира с силою и славою многою, «чтобы воздать каждому по делом его» ( Откр. 22:12 ). Такому сраму подвергнутся все отступники от истинной веры и Церкви Православной, которые позволяют себе посмеиваться над всем, что говорит нам святое Евангелие, что запечатлено и утверждено крестной смертью Сына Божия. (9) «Кто постыдится Меня и Моих слов, – говорит Господь, – в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ). Здесь говорится о необходимости дерзновения или смелости и мужества при исповедании Христа, Сына Божия, о непощадении жизни своей для Христа и о последовании Его воле, потому что если кто здесь почтет за стыд следовать Ему, исполнять заповеди Его или постыдится следовать постановлениям Церкви Его ради угождения миру, плоти и диаволу, того не признает своим и Сын Божий во второе пришествие Свое и на Страшном суде Своем. Страшное слово, братья и сестры! Отбросим же ложный стыд и леность к благочестию, к посещению богослужения, леность к чтению Слова Божия и поучению в нем, отвержемся себя, отбросим угождение многострастной плоти, во зле лежащему миру и миродержцу-диаволу, возьмем крест свой и последуем за Христом, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, за нашим Царем и Господом, уготовавшим нам царство на небеси от сложения мира (9). Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни. Потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном – и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мф.12:39–40 . Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. «Род лукавый и прелюбодейный»: «они лицемерно и как враги просят от Него знамения. Потому Он и называет их родом «лукавым», ибо они всегда были неблагодарны к своим благодетелям и, приемля благодеяния, делались еще худшими, что служит признаком крайнего лукавства и злонравия. А «прелюбодейным» родом Он назвал их, указывая на их прежнее и настоящее неверие... Ибо не веровать в Него то же значит, что соделываться прелюбодейным» (Злат., ср. Феофил.). – Отношения между Богом и народом еврейским нередко представляются в ветхозаветных книгах под образом отношений между мужем и женой, и неверность народа Богу, его идолослужение – под образом прелюбодеяния ( Пс.72:27 ; Ис.57:3 ; Иез.16:15, 23:27 ; Ос.3.1 и др.). – «И знамение не дастся ему» и пр.: иудеи просили знамения особенного, чрезвычайного чуда – с неба ( Лк.11:16 ), и просили не с добрым расположением. Господь говорит, что такого чуда им теперь не будет дано. Это не значит, чтобы Господь отказывался вовсе творить чудеса, в доказательство Своего особенного посланничества в качестве Мессии, но значит только, что требуемого ими знамения теперь не дано будет. Он указал теперь только на величайшее знамение в прошедшем, прообразовавшее величайшее чудо, какое имеет совершиться на Нем в будущем, именно – чудо сохранения пророка Ионы в чреве морской рыбы в продолжение трех суток, прообразовавшее чудо воскресения Христова, после трехдневной телесной смерти, которое яснейшим образом доказывает Его особенное небесное посланничество в качестве Мессии. Как Иона, после трехсуточного пребывания внутри рыбы, чудесно сохраненный, воззван был к жизни, так и Христос после трех дней воскреснет из мертвых; и как сохранение Ионы было средством привести Ниневитян к покаянию, так и воскресение Христово должно привести весь род человеческий к истинной религии и вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.12:39 .  Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный. Превосходное выражение: «прелюбодейный», потому что этот род оставил Мужа и, как говорит Иезекииль, вступил в связь со многими любовниками ( Иез.16 ). Мф.12:40 . [продолжение 39-го и 40-й]:   Ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Ион.2 ) ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Об этом месте мы более подробно рассуждали в Толкованиях на книгу пророка Ионы, посему и отсылаем прилежного читателя к этому месту; а теперь мы считали достаточным сказать об этом кратко, – именно, что здесь по особому способу речи [который в книгах о красноречии известен под именем «синекдоха»] целое употребляется вместо части: это не то значит, что Господь пробыл в преисподней целых три дня и три ночи, а только то, что Он пробыл часть пятницы и воскресенья и целый день субботний, что и должно быть понимаемо под тремя днями и столькими же ночами. Мф.12:41 .  Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной. [Осудят] не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними. И вот, здесь больше Ионы. Латинское слово hic понимай в смысле наречия (здесь), а не в значении местоимения. По тексту Семидесяти пророк Иона проповедовал [только] три дня; а Я [проповедую] столь продолжительное время: Иона – перед неверующими ассирийцами, а Я – иудеям, народу Божию; он – чужестранцам, а Я – соотечественникам, он – простой речью, не совершая никаких чудес; а Я, совершающий столь многие чудеса, подвергаюсь ругательствам, как веельзевул. Итак, здесь, то есть в том, что совершается среди вас, более чем Иона. Мф.12:42 .  Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Царица южная осудит народ иудейский таким же образом, как ниневитяне осудят неверного Израиля. А это есть та царица Саба [Савская], о которой мы читаем в свитке Царств и Паралипоменон ( 3Цар.10:2 ; 2Пар.9 ); она, несмотря на столь многие трудности, оставив свой народ и царство, пришла в Иудею, чтобы послушать премудрость Соломона, и принесла ему многие подарки. Впрочем, под именем Ниневии и царицы Саба прикровенно предпочитается вера язычников вере народа израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

...Мф.12:39. «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Вы слышите, братия и сестры, как называются те люди, которые гоняются за чудесами и знамениями: «род лукавый и прелюбодейный». Ибо истинная вера в Бога основывается на любви к Нему и не нуждается ни в каких «чудесных подпорках» (костылях). Сын Божий творил чудеса для неверующих, но в случае с иудеями мы видим, что и это нисколько им не помогало. 8. А маловерные поспешили усомниться... 7. Никаких знамений не надо. Чуткая душа чувствует, что что-то недоброе надвигается: О, братья, не хочу я утаить от вас, Я видел страшное виденье, где в мире сетевом, под сенью Небесной Тайны и её духовных глаз, тревожно время шевелилось и тьма какая-то копилась, как будто ожидая срок, когда ей знак подаст владыка, и человечий грех великий падет на нас, падет как рок, как непосильные лишенья — за грех от Бога отступленья, за ссоры, блуд и смерть детей в утробе блудных матерей, и за предательство земли, за поклоненье смертной тли, за тысячу безбожных дел — терпению настал предел, и как в Потопа времена, к нам наша явится вина. И в сердце я своем спросил: кто предводитель этих сил? И Откровенье Иоанна ответ дало мне без обмана: вся власть отдастся сатане, и будет всё гореть в огне; кто в горы Духа убежит, тот смерти вечной избежит. 6. С.Югову Всё верно. Евангелие от Матфея, гл. 24, стих 24, 25. Известно, что " И многие придут под именем Моим " . Но это же не значит, что Его нет. Это не значит, что Он нам знаки не подаёт. Вот Он Радугу поставил между Собой и нами. Иногда посылает пророков. К примеру, таких, как монах Авель и поэт М. Лермонтов... Он ведь присутствует не только в текстах Священных Писаний, но и в нашем нынешнем бытии. И в Небе и на земле. А маловерные поспешили усомниться... 5. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.(Матф.24) Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/ta...

Наконец, несколько особняком стоит ряд примеров, которые мы рассматриваем в качестве нулевой экспликации . О нулевой экспликации мы говорим в тех случаях, когда реалии, упоминаемые в Мф, настолько уникальны, т. е. специфичны для данного региона, предполагают хорошее знание Св. Писания, укоренены в неповторимых особенностях местного быта и т. п., что при дословном переводе будут либо непоняты, либо поняты неправильно, а неизбежно громоздкой в таких случаях экспликации переводчик предпочитает купюры, особенно в том случае, если исходный материал оценивается им как малозначительный или выходящий за рамки стоящей перед ним задачи (в нашем случае – проповеди христианам из язычников). Напр.: # 98 ( Мф.9:20 ) подойдя сзади, прикоснулась подойдя в народе сзади и прикоснулась к цицит одеяния Его одеяния Его Цицит – особые кисти из льняных белых и шерстяных фиолетовых нитей, которые предписано евреям ( Чис.15:38 ) прикреплять на края своей одежды. Рассмотрим пример, где нулевой экспликации подлежит местная народная примета, необязательная для других регионов, и связанное с ней последующее выражение, а также указание на пророка Иону, непонятное без знания его книги. # 99 ( Мф.16:1–5 ) И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете? Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и искали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув , сказал: Род лукавый и прелюбодейный для чего род сей знамения ищет, и знамение ищет знамения? не дастся ему, истинно говорю вам: не дастся роду сему знамение. кроме знамения Ионы пророка. Слова лукавый и прелюбодейный автор второго Евангелия опускает, либо щадя еврейскую часть своих адресатов, либо чтобы не дать повода к превозношению для язычников (в любом случае эту купюру нужно отнести к разряду редакторской правки, см. следующий раздел). (3) Расхождения редакторские

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

По вопросу о поклонении камням мы позволяем себе выписать заметку из толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. на наст. место (стр. 860–861): Указав на увлечение народа Израильского культами соседних ему народов, комментарий говорит о „камнях находимых в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимая довольно причудливую форму“.... Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов 1717 . У Евреев и Финикиян священные камни были известны под именем вефилей; у Санхониатона они названы „одушевленные камни“ 1718 ; у Карфагенян носили имя „славный камень“. Господь приказывает пророку сказать Израилю, если они искали счастья, обращаясь к камням, то пусть эти камни и дают им просимое. „Могу ли Я быть доволен этим?“ глаголет милостивый Господь, скорбящий о духовном унижении разумного существа, созданного Им „по образу и подобию Своему“. 7 . На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 . За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяет ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 . Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножала масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. По женскому роду, употребленному в ст. 9 (ср. ст. 10 и в особ. 11) в русском переводе 1719 мы видим, что, хотя до 5 стиха обращается к народу пророк и во множественном числе, но с 6-го стиха глаголет к Израилю в ед. числе Сам Господь, как к прелюбодейной жене, которой уподобляется Израиль. В 4 т. Св. Лет. (ч. I, стр. 276) мы указывали, что до построения храма, (о чем было предсказано во Втор. 12:11 ) жертвы на высотах не считались преступными, и что были исключительные случаи, в которых (и после построения Соломоном храма) всесожжения, приносимые Господу Богу вне Иерусалима 1720 , были угодны Господу. Но в 7 ст. говорится не о жертвах приносимых с чистым сердцем Господу Богу, хотя бы и вне Иерусалима, а о жертвах идолам, или, что то же, бесам. Стих 8 сходен с видением Иезекииля гл. VIII, 7 –16, когда отошла слава Господня от храма прежде его разрушения; и обличением того же пророка в гл. XVI о блуде Израиля под образом прелюбодейной жены. Под именем „памятей за косяками“ мы разумеем домашних божков или идолов, столь распространенных в языческом мире. В Израиле же мы подозреваем продолжение древнего суеверного культа, о котором упоминается еще в Быт. 30и который конечно существовал еще во времена Саула, а именно почитание домашних терафимов 1721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Поведение Аголы и Аголивы (Самарии и Иерусалима) назы­вается прелюбодеянием, а не простым блудом или распутством только потому, что они – не свободные женщины, а как бы жены Иеговы (ср. ст. 4: «и были они Моими, и рождали сыновей и дочерей»). В Иез. 16:32 дается даже формальное, логически безу­коризненное определение прелюбодеяния: «как прелюбодейная женщина, которая вместо своего мужа принимает чужих». Кажется, проще, яснее и бесспорнее этого определения и требовать нельзя: вся суть не в форме и не в способе полового удовлетворения (это предполагается совершенно обычным и нормальным), а лишь в том, с кем оно совершается; – если с собственным мужем, то тут ничего нет предосудительного, а если с чужими, то это будет прелюбодеяние. Само сравнение прелюбодействующей дочери Иерусалима (по смыслу –образа жены Иеговы) по ее поведению с обыкновенными блудницами показывает, что существенным признаком греха прелюбодеяния является именно нарушение супружеской верности, а не форма совершения греха: «Устроила ты себе блудилище и возвышения для распут­ства на всякой улице. На всех перекрестных дорогах ты устроила себе притоны разврата и позорила красоту свою, подходя ко всякому прохожему, и умножала блудодеяния свои. Ты непотребствовала с сынами Египта... и блудила ты с сынами Ассура... и умножила блудодеяния свои на земле Ханаанской до самой Халдеи, но и этим не удо­вольствовалась... Когда ты устраивала блудилища свои на всех перекрестных путях и делала притоны разврата на всех улицах, то ты поступала даже не так, как блуд­ница, ценящая подарки, но как прелюбодейная жена, ко­торая вместо своего мужа принимает чужих. Всем блудницам дают подарки, а ты сама даешь подарки всем любовникам твоим и подкупаешь их, чтобы они со всех сторон приходили блудить с тобой. При блудодеяниях твоих происходит противное тому, что бывает с жен­щинами: не за тобой гоняются для блудодеяния, ты сама даешь подарки, а тебе подарков не дают; и таким образом, ты поступаешь совершенно наоборот против других» (ст. 24–34). Любопытно, что здесь даже указывается и отличие обличаемой прелюбодейной жены от других блудных женщин, но только не в том, в чем полагает г. Розанов , т.е. не в способе полового удовлетворения, а лишь в том, что она дает подарки мужчинам вместо того, чтобы брать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010